Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Основные принципы
управления ликвидностью и государственными заимствованиями
Санкт-Петербурга в процессе исполнения бюджета Санкт-Петербурга
в течение финансового года
1. Общие положения
Основные принципы управления ликвидностью и государственными заимствованиями Санкт-Петербурга в процессе исполнения бюджета Санкт-Петербурга в течение финансового года (далее - Основные принципы) разработаны на основе обобщения международного опыта управления государственными финансами, в том числе:
кодекса лучшей практики в сфере управления региональными финансами и аналитического обзора международного опыта применения принципов кодекса лучшей практики, подготовленных международным рейтинговым агентством Standard & Poor's в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития (далее - МБРР) "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";
временных методических рекомендаций по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подготовленных Экономической экспертной группой и международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";
кодекса лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами, подготовленного фондом "Институт экономики города".
1.1. Сферой применения настоящих Основных принципов является оперативное управление финансовыми потоками, подготовка и исполнение Комитетом финансов регулярных кассовых планов бюджета Санкт-Петербурга в течение финансового года.
1.2. Целями реализации Основных принципов управления ликвидностью и заимствованиями в процессе исполнения бюджета Санкт-Петербурга в течение финансового года являются:
обеспечение оптимальной ликвидности бюджета Санкт-Петербурга в любой момент времени в течение всего периода его исполнения;
сглаживание кратковременных пиков платежей по финансированию непокрытых доходами расходов бюджета Санкт-Петербурга (текущего дефицита), а также расходов на погашение государственного долга Санкт-Петербурга;
повышение эффективности бюджетной политики Санкт-Петербурга и снижение рисков при исполнении бюджета Санкт-Петербурга в условиях несбалансированности поступления доходов и финансирования расходов в течение финансового года.
2. Термины и определения
В настоящих Основных принципах используются следующие термины и определения:
Ликвидные активы - депозиты, заключаемые Комитетом финансов в соответствии с главой 44 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также сделки РЕПО.
Верхний лимит заимствований - в отношении соответствующего долгового инструмента, максимально допустимый объем заимствований в расчете на месяц, характеризующий наиболее оптимальный объем привлечения средств, не ведущий к ухудшению существенных условий заимствований.
Существенные условия заимствований - ставка привлечения средств в процентах годовых, а также в отношении рыночных облигаций Санкт-Петербурга, размещаемых на аукционах и (или) вторичных торгах:
степень распределения займа среди инвесторов;
разница между доходностью к погашению по выпускам облигаций с близкими сроками погашения и доходностью, сложившейся на аукционе и (или) в результате продажи на вторичном рынке;
соотношение спроса и предложения на аукционе по соответствующему выпуску облигаций;
процент участия официальных дилеров на аукционе по размещению облигаций;
другие факторы рыночного и системного характера, которые могут оказать влияние на условия заимствований.
Долговые инструменты - виды кредитных договоров и договоров займа определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и используемые для финансирования расходов бюджета и рефинансирования долга. Основными долговыми инструментами, используемыми при управлении ликвидностью бюджета, являются:
рыночные облигации и сделки РЕПО;
краткосрочные (сроками погашения до 1 года) кредиты и (или) кредитные линии в рублях;
краткосрочные кредиты и(или) кредитные линии в иностранной валюте.
Сделка РЕПО в целях Основных принципов - способ привлечения Комитетом финансов заемных средств в бюджет Санкт-Петербурга (либо размещения временно свободных средств бюджета Санкт-Петербурга) путем заключения соглашения о продаже (покупке) определенного количества государственных именных облигаций (далее - ГИО) Санкт-Петербурга по определенной в соглашении цене с обязательством обратной покупки (продажи) того же количества ГИО Санкт-Петербурга по определенной в соглашении цене и в указанный в нем срок. Сделки РЕПО заключаются на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с порядком, определяемым правилами торгов бирж, на которых обращаются ГИО Санкт-Петербурга.
3. Основные положения, используемые при планировании
государственных заимствований Санкт-Петербурга
в течение финансового года
В соответствии с утвержденным законом о бюджете и программой государственных заимствований Санкт-Петербурга на соответствующий год Комитет финансов на регулярной основе составляет прогнозные графики поступления доходов, финансирования расходов и привлечения заемных средств с месячной и квартальной разбивкой до конца года.
3.1. При составлении графика привлечения заемных средств учитываются имеющиеся возможности по мобилизации ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на финансовых рынках, прогнозные оценки потребности в заимствованиях до конца года.
3.2. При составлении графика привлечения заемных средств Комитет финансов по соответствующим долговым инструментам определяет верхний лимит заимствований в расчете на соответствующий период (месяц, квартал) в целях недопущения роста процентных ставок и (или) ухудшения иных существенных условий заимствований.
3.3. Верхний лимит заимствований определяется Комитетом финансов на основе анализа текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынках капитала, прогнозов изменения ликвидности банковской и финансовой системы и др.
3.4. Комитет финансов предпринимает необходимые меры по минимизации рисков возникновения пиков платежей путем резервирования дополнительных источников финансирования расходов бюджета, включая приближение сроков заимствований и накопление остатка средств бюджета Санкт-Петербурга, в случае, если по прогнозам Комитета финансов за определенный период с начала года ожидается исполнение бюджета Санкт-Петербурга с превышением доходов над расходами (текущий профицит), и уточненный дефицит бюджета Санкт-Петербурга до конца года превысит его годовое значение, и (или) сумма погашения долга и финансирования дефицита бюджета в определенный период превышает верхний лимит заимствований на данный период.
3.5. График привлечения заемных средств составляется на весь финансовый год и подлежит обновлению не реже одного раза в квартал.
3.6. График привлечения заемных средств в меньшей степени зависит от текущего исполнения бюджета и в первую очередь учитывает экономические условия для заимствований в определенный момент времени.
3.7. Внесение уточнений в график привлечения заемных средств возможно в случае внесения изменений в бюджет Санкт-Петербурга, существенного изменения прогноза исполнения бюджета Санкт-Петербурга, фактического или ожидаемого ухудшения конъюнктуры финансовых рынков, внесения изменений в графики выборки заемных средств по заключенным кредитным соглашениям и договорам.
3.8. При выборе заемных источников финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга приоритет отдается долговым инструментам с рыночным ценообразованием. Краткосрочные кредиты и кредитные линии используются только в случае, если:
по рыночным облигациям в соответствующем месяце превышен верхний лимит заимствований;
в силу объективных причин ухудшения конъюнктуры на рынке отсутствует либо ограничена возможность привлечения заемных средств без ухудшения существенных условий заимствований;
ставки привлечения по краткосрочным кредитам и (или) кредитным линиям значительно ниже соответствующих ставок по рыночным облигациям на аналогичный или близкий к нему срок.
4. Процедура определения объема государственных
заимствований Санкт-Петербурга на месяц
4.1. На основе информации о прогнозах поступления доходов, финансирования расходов и погашения долговых обязательств Комитет финансов строит помесячный график исполнения бюджета Санкт-Петербурга до конца года в следующей структуре:
доходы бюджета Санкт-Петербурга;
поступления от приватизации имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга;
остаток средств бюджета на начало месяца;
расходы бюджета Санкт-Петербурга;
погашение государственного долга Санкт-Петербурга.
4.2. Базой для формирования прогнозов являются поквартальная роспись бюджета Санкт-Петербурга, заявки главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга на выборку ассигнований, данные государственной долговой книги, статистическая информация по исполнению бюджетов прошлых лет и другие имеющиеся источники информации.
4.3. На основе полученных данных определяется потребность в заимствованиях на соответствующий месяц, которая рассчитывается как сумма доходов бюджета Санкт-Петербурга, поступлений от приватизации имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, остатка средств бюджета на начало месяца за минусом расходов бюджета Санкт-Петербурга и погашения государственного долга Санкт-Петербурга.
4.4. Если потребность в заимствованиях на рассматриваемый месяц по модулю превышает верхний лимит заимствований, сумма привлечения долга в данном месяце принимается равной верхнему лимиту заимствований. На сумму превышения потребности в заимствованиях над верхним лимитом заимствований производится перенос сроков заимствований и увеличение остатка средств бюджета на начало рассматриваемого месяца путем увеличения привлечения долга в предыдущем по отношению к рассматриваемому месяце.
4.5. Если в результате переноса сроков заимствований общая сумма привлечения долга на предыдущий месяц по модулю превысит верхний лимит заимствований, процедура переноса сроков заимствований повторяется за счет увеличения суммы привлечения долга в предшествующем предыдущему по отношению к рассматриваемому месяце. Процедура повторяется до тех пор, пока для каждого месяца общая сумма привлечения долга не будет меньше или равна верхнему пределу заимствований.
4.6. В целях снижения рисков финансирования первого и последнего месяцев года при определении объема заимствований на январь и декабрь рассматриваемого года максимальная сумма привлечения долга на данные месяцы устанавливается равной половине верхнего лимита заимствований.
4.7. В целях недопущения превышения объемов привлечения долга по итогам года над фактической потребностью в результате перевыполнения плана по доходам и неполного освоения ассигнований, Комитет финансов принимает следующие меры:
проводит процедуру определения объема заимствований на месяц согласно пунктам 4.1-4.6 Основных принципов на регулярной основе не реже одного раза в квартал с включением в расчеты фактического исполнения предыдущих кварталов и уточнения прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и погашения долговых обязательств до конца года;
ограничивает совокупный объем привлечения долга в течение первых одиннадцати месяцев на уровне не более 90% от первоначального (уточненного) плана привлечения.
5. Процедура размещения остатка средств бюджета
Санкт-Петербурга
5.1. Комитет финансов определяет период времени, в течение которого остаток средств бюджета не будет востребован для финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга, и составляет график его использования.
5.2. Основными направлениями размещения остатка средств бюджета являются:
досрочный выкуп и (или) сокращение долговых обязательств, преимущественно погашаемых по графику в месяце, в котором по плану предполагается использование остатка средств бюджета;
размещение в ликвидные активы путем заключения сделок РЕПО и (или) депозитных договоров на срок до периода, в котором по плану предполагается использование остатка средств бюджета.
5.3. За счет остатка средств бюджета не допускается:
досрочный выкуп и (или) сокращение долговых обязательств Санкт-Петербурга, погашаемых по графику не в текущем финансовом году или срок до погашения которых превышает 6 месяцев;
размещение в ликвидные активы путем заключения депозитных договоров на срок более 1 месяца.
5.4. Устанавливается следующий приоритет по направлениям размещения остатка средств бюджета с учетом ограничений и условий, определенных в соответствии с пунктами 5.2-5.3 Основных принципов:
в первую очередь остаток средств бюджета направляется на досрочный выкуп и (или) сокращение долговых обязательств Санкт-Петербурга;
если по объективным обстоятельствам отсутствует возможность произвести досрочный выкуп и (или) сокращение долговых обязательств на всю сумму остатка средств бюджета, оставшаяся его часть направляется в ликвидные активы путем заключения сделок РЕПО и (или) депозитных договоров;
при выборе варианта размещения остатка средств бюджета в ликвидные активы между заключением сделок РЕПО и заключением депозитных договоров приоритет отдается варианту, по которому процентная ставка наибольшая.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.