Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящие Методические рекомендации вступают в силу с 1 января 2006 г.
Приложение 1
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга
Об утверждении Методических
рекомендаций по оплате труда
работников государственных учреждений
здравоохранения, финансируемых за
счет средств бюджета Санкт-Петербурга
Методические рекомендации по оплате труда работников
государственных учреждений здравоохранения, финансируемых
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
Методические рекомендации по оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законом Санкт-Петербурга "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" от 12.10.2005 г. N 531-74, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1673 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга", Распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 431-р "Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".
Настоящее Методические рекомендации разработаны с целью конкретизации отдельных вопросов оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Целями разработки новой системы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, являются:
- увеличение гарантированной части оплаты труда;
- систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- создание стимулов к повышению профессионального уровня работников.
При расчете величины повышающих коэффициентов к базовому окладу, используемых для формирования должностных окладов (тарифных ставок), за основу было взято "Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации" (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N 377), а также действующие нормативные акты по вопросам оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 N 2051 "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, в 2005 году" (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 г. N 1154 "О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 N 2051") и др.
Отнесение к должностям руководителей, специалистов, служащих и к профессиям рабочих
Заработная плата заведующего хозяйством, заведующего складом, начальника хозяйственного отдела, главного специалиста и ряда других должностей производится по условиям оплаты труда руководителей. Краткий перечень должностей, относимых к должностям руководителей, приведен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям.
Заработная плата врачей, медицинских сестер, инструкторов по трудовой терапии и ряда других должностей производится по условиям оплаты труда специалистов. Краткий перечень должностей, относимых к должностям специалистов, приведен в Приложении 2.
Заработная плата по должностям: младшая медицинская сестра по уходу за больными, медицинский регистратор, медицинский дезинфектор, фасовщица, младший фармацевт и ряда других должностей рассчитывается по условиям оплаты труда служащих. Краткий перечень должностей, относимых к должностям служащих, приведен в Приложении 3.
Заработная плата сестер-хозяек, санитарок, а также по профессиям: санитарка (мойщица), продавец киоска, продавец оптики и ряда других должностей рассчитывается на основе тарифной сетки рабочих. Краткий перечень профессий рабочих приведен в Приложении 4.
При возникновении сложности определения того, относится ли интересующая должность (профессия) к руководителям, специалистам, служащим или к профессиям рабочих, следует обратиться к "Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)", утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367 и введенному в действие с 1 января 1996 года.
Установление коэффициентов образования
Фраза раздела 2.2. Базовый оклад "Положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" (далее - Положение), "*- в здравоохранении после третьего курса медицинского вуза" касается только неполного высшего медицинского образования при занятии медицинских должностей. В остальных случаях определение неполного высшего профессионального образования осуществляется в установленном порядке.
Тарифно-квалификационные характеристики (в т.ч. требования по уровню образования и стажу работы) по медицинским должностям установлены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 года N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации".
Тарифно-квалификационные характеристики для руководителей и специалистов из числа немедицинского персонала установлены тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих (Постановление Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 года N 30 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих"). Следует иметь в виду, что указанное Постановление признавалось утратившим силу на основании Постановления Минтруда России от 6 июня 1996 года N 32. Однако само Постановление Минтруда России от 6 июня 1996 года N 32 не применяется в связи с отказом в государственной регистрации Министерства юстиции Российской Федерации (см. письмо Минюста Российской Федерации от 18.09.2003 N 07/9454-ЮД). Таким образом, поскольку не применяется документ, отменяющий действие Постановления Минтруда N 30, оно считается действующим.
При формировании должностных окладов медицинских дезинфекторов, медицинских регистраторов и других должностей служащих, тарифно-квалификационные требования к должностям которых предполагают возможность наличия как среднего профессионального образования, так и среднего (полного) общего образования, применяется коэффициент образования 1,04 - при наличии среднего (полного) общего образования и коэффициент 1,2 - при наличии среднего медицинского или иного среднего профессионального образования (а так же при наличии любого высшего профессионального образования).
Коэффициент стажа работы (К1)
Порядок исчисления стажа
Конкретный порядок учета стажа приведен в Приложении 1 к Положению о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга "Порядок исчисления стажа работы".
Различия прежнего и нового порядка исчисления стажа заключаются в следующем:
- исчезла дифференциация стажевых групп в зависимости от специфики отдельных служб (скорая помощь, участковая, цеховая служба и т.д.);
- различные коэффициенты стажа работы применяются для двух групп:
1. врачи, провизоры, специалисты с немедицинским образованием.
2. средний медицинский и фармацевтический персонал, служащие.
Это связано с тем, что унификация стажевых групп привела бы к необоснованному снижению дифференциации в оплате труда лиц, имеющих высшее и среднее образование.
- исчисляется общая продолжительность стажа работы (а не непрерывной работы, как было ранее). Поэтому при наличии перерывов в работе (периодов, не учитываемых в стаж), в общий стаж включаются периоды до перерыва и после перерыва.
- в стаж работы включается также время работы в бюджетных учреждениях образования.
В остальном порядок исчисления стажа сохранился тем же, что и был в соответствии# Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N 377). Поэтому для работников, непрерывный стаж которых исчислялся в соответствии с п. 6.1.4. приказа N 377 (в размере 20 процентов оклада (ставки) за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов оклада), и которые не имели перерывов в работе (периодов, исключаемых из стажа), пересчитывать стаж нет необходимости - он останется прежним.
Для специалистов и служащих СПб ГУЗ "Санитарный транспорт" и СПб ГУЗ "Автобаза скорой и неотложной помощи" в стаж работы, используемый для определения коэффициента стажа работы, включается весь период работы в указанных учреждениях независимо от предыдущих наименований и организационно-правовой формы данных учреждений.
Коэффициенты специфики работы (К2)
В пункте 1.2.6. Приложения 2 - "Перечень типов учреждений (подразделений, категорий работников) здравоохранения для установления коэффициента специфики работы (К2)" (далее - Перечень) для старших фармацевтов, фельдшеров, акушерок, медсестер установлен диапазон коэффициента специфики работы - 0,25-0,29.
Значение коэффициента специфики работы 0,25 устанавливается в случаях, когда число должностей подчиненных сотрудников менее 7.
Значение коэффициента специфики работы 0,29 устанавливается в случаях, когда число должностей подчиненных сотрудников свыше 7.
Для старших фельдшеров выездных бригад, старших фельдшеров по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, старших акушерок скорой медицинской помощи значение коэффициента специфики работы во всех случаях устанавливается на уровне 0,29.
Пункт 1.2.7. Перечня "Руководители и специалисты со средним немедицинским профессиональным образованием, с неполным высшим образованием, допущенные к занятию должностей руководителей и специалистов, тарифно-квалификационные характеристики по которым предполагают высшее профессиональное образование - 0,30" распространяется только на руководителей и специалистов с немедицинским образованием, занявших указанные должности до 01.01.2006. Для расчета должностного оклада указанных категорий работников, принимаемых на работу с 01.01.2006 коэффициент специфики работы 0,30 не применяется.
Пункт 1.2.7. не распространяется на должности руководителей и специалистов, не требующие высшего профессионального образования (например, на техников), а также на должности руководителей и специалистов, предполагающие возможность наличия как среднего профессионального, так и высшего профессионального образования (например, на инспекторов).
Для таких должностей как бухгалтер, инженер, экономист и т.д. для которых были установлены различные требования к уровню образования в зависимости от присваиваемого разряда, коэффициент 0,30 применяется только для специалистов со средним профессиональным образованием (незаконченным высшим), занимавших в качестве исключения должности, тарифицируемые по разрядам, требующим высшего образования. В частности, для бухгалтеров это с 8 по 11 разряды (для имевших с 5 по 7 разряды коэффициент 0,30 не устанавливается), для инженеров и экономистов - с 7 по 11 разряды (для имевших 6 разряд коэффициент 0,30 не устанавливается).
У работников, занятых на работах с условиями, позволяющими применять к нему два и более основания для повышения должностного оклада в соответствии с коэффициентом за "Опасные для здоровья и тяжелые условия труда (вредность)", относящимся к IV и/или к V типу, коэффициент специфики работы соответствует значению, установленному для III типа. В остальных случаях коэффициенты за "Опасные для здоровья и тяжелые условия труда (вредность)" не суммируются. Другими словами, если работник имеет право на т.н. двойную вредность в соответствии с "Опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда (вредностью)" (например, на коэффициенты 0,08 и 0,08; 0,08 и 0,13; 0,13 и 0,13) устанавливается коэффициента специфики 0,15. Работникам, занятым на работах с условиями, позволяющими применять к нему три и более основания для повышения должностного оклада в соответствии с коэффициентом за "Опасные для здоровья и тяжелые условия труда (вредность)", относящимся к IV и/или к V типу, коэффициент специфики работы также будет иметь значение 0,15.
Это положение соответствует Примечаниям к разделу 1 "Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда" (Приложение 2 к "Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации" Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N 377):
"1. Работникам, занятым на работах с разными условиями вредности или опасности, предусмотренными в пунктах 1 и 2, а также в подпунктах пункта 1 или подпунктах пункта 2 раздела 1 Перечня, оклады (ставки) повышаются на 30 процентов.
В случаях, когда учреждения здравоохранения (подразделения, должности) перечислены в нескольких пунктах или подпунктах раздела 1 Перечня, размеры процентных повышений окладов (ставок), установленных по каждому из оснований, не суммируются".
Пункт 1.2.2. Перечня не распространяется на службу скорой медицинской помощи при оказании психиатрической помощи.
Перечень должностей для установления коэффициента специфики работы за "Опасные для здоровья и тяжелые условия труда (вредность)" устанавливается в учреждениях здравоохранения с учетом фактической занятости в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда (вредности). Для установления коэффициента специфики работы занятость в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда (вредности) должна составлять не менее 50% нормы рабочего времени. В остальных случаях коэффициент специфики работы устанавливается за каждый час работы в указанных условиях.
Коэффициент квалификации (К3)
На медицинских статистиков, относящихся к должностям служащих, коэффициент квалификации не распространяется. Поэтому для них введен дополнительный коэффициент специфики, отраженный в п.2.2.3. Приложения 2 к Положению - "Перечень типов учреждений (подразделений, категорий работников) здравоохранения для установления коэффициента специфики работы (К2)".
Коэффициент масштаба управления (К4)
Коэффициент масштаба управления для руководителей СПб ГУЗ "Санитарный транспорт" и СПб ГУЗ "Автобаза скорой и неотложной помощи" устанавливается в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 13 ноября 1986 г. N 481/26-130 "Об утверждении показателей для отнесения управлений, производственных объединений, предприятий и организаций автомобильного транспорта, транспортно-экспедиционного обслуживания, погрузочно-разгрузочных работ и их подразделений к группам по оплате труда руководителей".
Коэффициент уровня управления (К5)
Для заместителей руководителя учреждения по медицинской части (начмедов), относящихся к первому подуровню второго уровня управления (заместители руководителей) максимальный коэффициент уровня управления 0,60 может применяться для расчета должностного оклада только одного из заместителей руководителя учреждения, обычно исполняющего функции руководителя в период его временного отсутствия (независимо от того, сколько в учреждении имеется заместителей руководителя по медицинской части). При этом коэффициент уровня управления для указанного заместителя руководителя учреждения по медицинской части не обязательно должен устанавливаться в размере 0,60 (он может устанавливаться в любом размере в рамках диапазона 0,50-0,60).
Учреждение вправе установить коэффициент уровня управления в размере 0,60 не для заместителя руководителя учреждения по медицинской части (начмеда), а для другого заместителя из числа медицинского персонала. В этом случае для заместителя руководителя учреждения по медицинской части (начмеда) устанавливается коэффициент уровня управления в размере 0,50.
Коэффициент уровня управления для главных бухгалтеров, заместителей руководителя учреждения из числа немедицинского персонала (включая директора на правах заместителя руководителя учреждения) в общем случае устанавливается на уровне 0,50. Более высокий коэффициент уровня управления (до 0,60) в качестве исключения может устанавливаться для главного бухгалтера, заместителя руководителя по экономическим вопросам, заместителя руководителя по хозяйственным вопросам, директора на правах заместителя руководителя учреждения.
Коэффициент уровня управления у заместителей руководителей структурных подразделений, предусмотренных штатными нормативами и номенклатурой должностей, устанавливается на 0,10-0,20 ниже, чем у руководителей, заместителями которых они являются.
По должностям руководителей: заведующий хозяйством, заведующий складом, заведующий прачечной коэффициент уровня управления устанавливается в размере 0,30.
По должностям руководителей коэффициент уровня управления устанавливается и при отсутствии должностей, находящихся в подчинении руководителей (например, для заведующего складом). Эта ситуация подпадает под понятие "при наличии в подразделении до 7 должностей подчиненных им работников".
Тарификация работников
Форма тарификационного списка для конкретных должностей работников может включать не все графы, предусмотренные Приложением 4 к "Положению о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", утвержденному Распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 431-р (Форма N 1 - руководители, специалисты и служащие), если определенные коэффициенты для данных должностей не используются. Например, в тарификационном списке специалистов и служащих можно не отражать коэффициенты масштаба и уровня управления.
Особенности оплаты труда отдельных служб
Участковая служба
Коэффициенты специфики, приведенные в п.1.2.3. Перечня, отражают следующую существующую специфику оплаты труда данной категории работников:
Для врачей-терапевтов, врачей-педиатров, медсестер участковых врачей-терапевтов и медсестер участковых врачей-педиатров:
- наличие дополнительной (сверх устанавливаемой для всех категорий работников) ежемесячной доплаты к должностному окладу (тарифной ставке), определенному в соответствии с единой тарифной сеткой, выплачиваемой отдельным категориям работников учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, в том числе функционирующих в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с Приложением 4 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 N 2051 "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, в 2005 году".
- Повышенный уровень надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, существовавший в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N 377). В соответствии с п. 6.1.2. указанного Положения, для данных категорий персонала надбавки устанавливались размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 15 процентов - за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 процентов оклада. В новой же системе оплаты труда коэффициенты стажа (в пределах стажевых подгрупп) для всех категорий персонала одинаковы.
- Наличие вводимой с 01.01.2006 дополнительной оплаты труда (до 10000 рублей для врачей и до 5000 для медсестер) за счет средств Федерального бюджета в рамках Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (до 10000 рублей для врачей и до 5000 для медсестер). В целях недопущения чрезмерной дифференциации в оплате труда по сравнению с другими работниками, коэффициенты рассчитаны таким образом, чтобы у работников данной группы не произошло существенного повышения оплаты труда по сравнению с 2005 г. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (при этом у части работников рассчитанные оклады оказываются ниже уровня 2005 года). В то же время, их оплата за счет бюджета Санкт-Петербурга не должна быть ниже уровня оплаты труда по состоянию на 31.12.2005 (размер региональной оплаты труда не должен уменьшаться в связи с введением федеральных доплат). Поэтому для работников данной категории (также, как и для других) в случае, когда вновь установленные должностные оклады с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, оказываются ниже установленных по состоянию на 31 декабря 2005 года должностных окладов с учетом надбавок и доплат, указанным работникам на время работы в данном учреждении в занимаемой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате.
Для заведующих отделениями участковых терапевтических и педиатрических служб специфика заключается в следующем:
- Повышенный уровень надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, существовавший в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N 377). В соответствии с п. 6.1.2. указанного Положения, для данных категорий персонала надбавки устанавливались размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 15 процентов - за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 процентов оклада. В новой же системе оплаты труда коэффициенты стажа (в пределах стажевых подгрупп) для всех категорий персонала одинаковы.
Фтизиатрическая служба
Пункт 3.2.2. Перечня устанавливает размеры коэффициента специфики для работников всех видов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.