Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы и обоснование целей и задач
Программы
1.1. Анализ состояния пенсионного обеспечения
Государственная система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, действующая в настоящее время, основана на принципах солидарности поколений и распределения части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров.
В условиях плановой экономики распределительная система была абсолютно надежна и достаточно эффективна, что позволяло государству поддерживать достойный уровень благосостояния пенсионеров. В настоящее время покупательная способность государственных пенсий упала до уровня, который не обеспечивает пенсионерам удовлетворение минимальных потребностей.
Несмотря на мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации для увеличения размеров пенсионных выплат, в последнее время не наблюдается улучшения материального положения пенсионеров, так как структура пенсий носит одноуровневый характер и все мероприятия направлены на повышение базовой государственной пенсии.
Вместе с тем в ближайшее время ожидается ухудшение ситуации, так как после 2006 года прогнозируется ускорение демографического процесса старения населения, что потребует дополнительных затрат на пенсионное обеспечение. Постепенно происходит удельное снижение участвующих в производственном процессе и повышение пенсионной нагрузки на работающих. В 2000 году в Ленинградской области число умерших превышает число родившихся в три раза, и в течение ближайших 10 - 15 лет тенденция естественной убыли населения сохранится.
В настоящее время пенсии в Ленинградской области выплачиваются в срок, но средний размер пенсии, 1042 рубля, практически равен величине прожиточного минимума пенсионера (963 рубля по состоянию на 1 июля 2001 года) и значительно ниже прожиточного минимума работающего населения (для мужчин - 1587 рублей, для женщин - 1375 рублей).
Пенсии ниже величины прожиточного минимума получают 185 733 человека, из них:
пенсионеры по старости - 109 118 человек
пенсионеры по инвалидности - 37 854 человека
пенсионеры в связи с потерей кормильца - 12 793 человека
пенсионеры по выслуге лет - 6 338 человек
получатели социальных пенсий - 19 630 человек.
В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что необходимость проведения пенсионной реформы не вызывает сомнений.
В соответствии с разработанной Правительством Российской Федерации Программой пенсионной реформы в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 463) соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации будут предусматривать многоуровневый характер пенсионного обеспечения в Российской Федерации:
I уровень. Государственные пенсии
1. Базовая пенсия. Для всех граждан.
2. Трудовая (страховая) пенсия.
3. Накопительная пенсия. Для граждан моложе 50 лет (порядка двух процентов от единого социального налога для граждан 35-50 лет; порядка шести процентов для граждан моложе 35 лет).
II уровень. Пенсия предприятий
1. Предприятие выступает на добровольной основе вкладчиком в пользу своих работников, в том числе бывших, при этом пользуется существующими налоговыми льготами.
2. С 2003 года предприятие будет обязано в рамках профессиональной пенсионной системы дополнительно перечислять пенсионные взносы в пользу своих работников, занятых на местах с особыми условиями труда, в Пенсионный фонд Российской Федерации или уполномоченный негосударственный пенсионный фонд (по выбору).
III уровень. Добровольная пенсия работников
Дополнительно работники сами могут выступать вкладчиками в свою пользу в негосударственном пенсионном фонде.
Базовые пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, планируется предоставить всем гражданам Российской Федерации независимо от наличия трудового стажа. Предполагается, что они в перспективе заменят социальные пенсии.
Трудовые (страховые) пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, будут назначаться в зависимости от продолжительности и величины взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основе введения персонифицированного учета по достижении пенсионного возраста.
Накопительные пенсии рассматриваются как дополнительные по отношению к государственному пенсионному обеспечению, при этом важная роль в их формировании и проведении выплат отводится негосударственным пенсионным фондам.
В этих целях приняты Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ, ряд постановлений и других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на его реализацию, определен государственный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование и контроль за деятельностью неосударственных пенсионных фондов (Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации).
1.2. Характеристика проблемы
Анализ состояния пенсионного обеспечения позволяет выделить наименее социально защищенную категорию населения, для которой мероприятия пенсионной реформы недостаточно эффективны, так как они не предусматривают введения накопительного принципа при формировании пенсий. К этой категории относятся работники бюджетной сферы старше 50 лет.
Работники бюджетной сферы - 122 900 человек (29,7 процента от общего количества работников крупных и средних предприятий Ленинградской области) получают самую низкую заработную плату, которая составляет (по состоянию на 1 июля 2001 года):
в сфере здравоохранения и социального обеспечения - 2090 рублей;
в сфере образования - 1972 рубля;
в сфере культуры и искусства - 2018 рублей.
Для сравнения, средний размер заработной платы работников:
промышленных предприятий - 3940 рублей;
транспорта - 3837 рублей;
связи - 2952 рубля.
Низкий размер заработной платы не позволит сформировать достойную пенсию, так как размер трудовой (страховой) и накопительной пенсии (для работников моложе 50 лет - порядка двух-шести процентов от фонда заработной платы) будет прямо зависеть от размера заработной платы. В настоящее время средний размер пенсий работников бюджетной сферы при выходе на пенсию составляет 689 рублей (82 процента от величины прожиточного минимума пенсионера).
Для работников бюджетной сферы старше 50 лет, выходящих на пенсию в течение 2002-2006 годов, формирование накопительной составляющей пенсии не предусматривается.
Руководители коммерческих предприятий могут выплачивать дополнительные негосударственные пенсии своим работникам через негосударственные пенсионные фонды, выступая вкладчиком в пользу своих работников. Так, число участников негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации составляет около 3 миллионов человек, при этом средний размер дополнительной негосударственной пенсии участников более чем половины фондов составил 1000 рублей (по состоянию на 31 декабря 2000 года). Правительство Ленинградской области также может выплачивать дополнительные пенсии работникам бюджетной сферы области, выступив вкладчиком (в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах") и перечислив пенсионные взносы в их пользу в уполномоченный негосударственный пенсионный фонд.
В настоящее время работники бюджетной сферы находятся в неравном положении по отношению к работникам предприятий иных форм собственности, а работники бюджетной сферы старше 50 лет являются наименее социально защищенной категорией населения.
Вовлечение в накопительную систему негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы является приоритетным и наиболее соиально значимым направлением создания и развития накопительной системы негосударственного пенсионного обеспечения населения Ленинградской области.
Не менее важным является добровольное создание и развитие руководителями и профсоюзами предприятий Ленинградской области пенсионных программ предприятий. Обеспечение дополнительной пенсией работников позволит руководителю предприятия решить следующие задачи:
обеспечение работников предприятия дополнительной пенсией;
повышение трудовой дисциплины посредством создания дополнительных требований к получателям пенсии;
привлечение и закрепление на предприятии квалифицированных кадров;
укрепление взаимодействия с органами местного самоуправления и Правительством Ленинградской области по вопросам решения социальных проблем;
повышение социального статуса предприятия посредством широкого освещения в средствах массовой информации участия предприятия в областной социальной программе.
Необходимо отметить, что только комплексное использование всех экономических и административных ресурсов позволит создать высокоэффективную систему негосударственного пенсионного обеспечения населения Ленинградской области.
Нумерация сохранена согласно первоисточнику
1.2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы негосударственного пенсионного обеспечения населения Ленинградской области является повышение уровня жизни и социальной защиты населения пенсионного возраста Ленинградской области.
Задачи Программы
1. Проведение в Ленинградской области государственной социальной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения.
2. Реализация мероприятий по формированию системы накопительного пенсионного обеспечения.
3. Вовлечение в систему негосударственного пенсионного обеспечения работников предприятий всех форм собственности, в том числе работников бюджетной сферы.
4. Обеспечение населения Ленинградской области дополнительными пенсиями.
5. Инвестирование пенсионных резервов уполномоченного негосударственного пенсионного фонда в экономику Ленинградской области.
6. Формирование областной законодательной базы по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения.
Программа основывается на принципах социального партнерства работодателей и работников, органов власти и населения (в соответствии с областным законом "О социальном партнерстве в Ленинградской области" от 22 сентября 1998 года N 34-оз) и социальной ответственности предпринимателей.
1.4. Основные понятия, используемые в Программе
В целях Программы используются следующие основные понятия:
уполномоченный негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, выбранной в качестве исполнителя данной программы на конкурсной основе, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда;
договор о негосударственном пенсионном обеспечении (далее - пенсионный договор) - соглашение между уполномоченным негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислить пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию;
договор о негосударственном пенсионном обеспечении (пенсионный договор) работников бюджетной сферы - соглашение между уполномоченным негосударственным пенсионным фондом и Правительством Ленинградской области, в силу которого Правительство Ленинградской области обязуется перечислить пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию;
вкладчик - юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников. Вкладчик в пользу работников областных организаций бюджетной сферы - Правительство Ленинградской области, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу работников организаций бюджетной сферы Ленинградской области;
участник - физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу;
пенсионный взнос - денежные средства, вносимые вкладчиком в пользу участника;
негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора;
организации бюджетной сферы - государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности уполномоченного негосударственного пенсионного фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий;
управляющая компания (далее - управляющий) - коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда (фондов) на основании заключенного с фондом (фондами) договора;
депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, которой признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо;
независимый актуарий (далее - актуарий) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) и осуществляющие актуарное оценивание принятых уполномоченными негосударственными фондами обязательств перед вкладчиками и участниками, порядка формирования пенсионных резервов, аккумулирования пенсионных взносов и выплаты негосударственных пенсий и выкупных сумм, а также актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих;
обязательная профессиональная пенсионная система предприятия - организационная форма накопления, сбережения и выплат застрахованным лицам (выгодоприобретателям), создаваемая с участием Пенсионного фонда Российской Федерации либо уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, в соответствии с условиями коллективного договора предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.