Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
1.1. Анализ ситуации в сфере туризма Ленинградской области и
Северо-Западного региона России
Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся. В ней занято 192 миллиона человек, что составляет 8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной торговой организации и Международного валютного фонда, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 миллиарда долларов, что составляет 7,8 процента мирового товарооборота). Средние темпы роста туризма составили в последние 40 лет 7 процентов в год, что почти в три раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам Всемирной торговой организации, в ближайшие годы темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году (относительно 2000 года) число международных туристских прибытий в мире должно вырасти в 2,2 раза (до 1,561 миллиарда поездок), а доходы туризма - в 4,2 раза (до 2 триллионов долларов).
Российская Федерация, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, на сегодняшний день занимает на мировом рынке далеко не лидирующее место. Отмечая положительную тенденцию, сложившуюся в последнее время в российском туризме, Всемирная туристская организация прогнозирует, что к 2010 году Россия займет 9 место в мире по приему иностранных туристов (29,5 миллиона человек), что позволит создать дополнительно 1,6 миллиона рабочих мест и увеличить ежегодный доход государства на 36,9 миллиарда долларов.
Лидирующее положение по динамике развития туристской индустрии занимает Северо-Западный регион России. Последние годы его стабильно посещают от 3,5 до 4 миллионов зарубежных гостей. Большая часть туристов посещает Санкт-Петербург.
Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде регионов Северо-Западного федерального округа существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма и рекреации, постоянно растет количество объектов туризма и рекреации, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.
Опыт работы наиболее активных регионов Северо-Запада говорит о том, что актуальными вопросами развития туристской отрасли являются:
создание единой базы данных туристских ресурсов и приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма;
определение туристско-рекреационных территорий, создание туристско-рекреационных зон;
совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма;
совершенствование нормативно-правовой базы туризма;
создание комфортной информационной среды для туристов;
содействие привлечению инвестиций в туристскую индустрию;
развитие приоритетных видов туризма;
развитие межрегионального и международного туризма;
развитие инфраструктуры туризма;
развитие кадровой составляющей туристской отрасли;
развитие научно-исследовательской базы туристской отрасли.
Ленинградская область является частью Северо-Западного региона, тесно связана с другими субъектами Северо-Западного федерального округа историко-культурными корнями и своими туристско-рекреационными ресурсами. Исходя из этого, целесообразно рассматривать проблемы развития областного туризма с точки зрения общих для других субъектов Северо-Запада подходов к перспективам и решению задач развития отрасли туризма.
На фоне других субъектов Северо-Западного федерального округа Ленинградская область обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:
культурно-историческим наследием;
природно-ресурсными возможностями;
этнографическим составом;
географическим (пограничным) положением;
наличием соседнего мегаполиса - Санкт-Петербурга.
Это делает Ленинградскую область идеальным регионом для развития практически любого вида туризма.
Многовековое прошлое региона оставило богатое историческое наследие. На территории Ленинградской области сосредоточено около 4000 памятников российской истории и культуры, более 300 из них имеют федеральное значение.
Курганы, крепости, замки, дворцы, парки, более 30 музеев и других объектов, в том числе и современных, составляют огромную ценность и широко доступны туристам, экскурсантам и гостям области.
Этнографическое наследие и потенциал определяются проживанием на территории области народов различных культур: русских, карелов, вепсов, ижоров и так далее. В восточных районах области сохранились народные промыслы: гончарный, вязание крючком и на спицах, плетение на коклюшках, изготовление ювелирных изделий, изделий из стекла и так далее.
Началом научно обоснованного развития туризма в Ленинградской области можно считать 2000 год - год разработки региональной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области до 2005 года" (далее - предшествующая программа), утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 21 июня 2001 года N 266-пг.
В качестве основной программной цели было принято формирование на территории области современной конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли, которая сможет внести значительный вклад в социально-экономическое развитие региона.
В 2003 году программа переработана и утверждена областным законом от 13 ноября 2003 года N 94-оз.
Для достижения основной программной цели были выделены следующие задачи:
совершенствование структуры управления и поддержки туризма;
совершенствование нормативно-правовой и информационной базы туристской отрасли;
содействие продвижению туристских услуг Ленинградской области на российский и мировой рынки;
создание комфортной информационной среды для туристов;
содействие привлечению инвестиций в туриндустрию Ленинградской области;
развитие культурно-познавательных и экологических видов туризма;
развитие межрегионального и международного видов туризма;
методическое обеспечение развития туризма.
В ходе реализации предшествующей программы проводились следующие мероприятия.
В целях координации действий региональных управленческих структур, администраций муниципальных образований области, туристской общественности и наиболее эффективной реализации программных мероприятий создан межведомственный координационный совет по туризму при Правительстве Ленинградской области.
Для решения вопросов создания комфортной информационной среды для туристов совершенствовались структуры управления и поддержки туризма, содействия продвижению туристских услуг Ленинградской области на российский и мировой рынки. Создано Ленинградское областное государственное учреждение "Информационно-туристский центр".
Большое внимание уделялось вопросам ежегодного участия Ленинградской области на международных туристских выставках, проводимых за рубежом, международных, всероссийских и региональных туристских выставках, конференциях и слетах, проводимых на территории России. Особое значение имеет ежегодная Ленинградская областная туристская выставка "Lentravel".
Информация о туристских ресурсах Ленинградской области и основных мероприятиях, которые могут заинтересовать туристов, размещается на созданном в рамках реализации предшествующей программы официальном туристском сайте Администрации Ленинградской области.
В качестве приоритетных видов туризма, развивающихся на территории Ленинградской области, кроме культурно-познавательного выделены сельский, водный, экологический и др.
Большая работа проводилась по методическому обеспечению развития туризма, в том числе с администрациями муниципальных образований. Разработаны методические рекомендации по подготовке муниципальных программ развития туризма.
На основе этих рекомендаций и других научных исследований разработаны программы развития туризма в следующих муниципальных образованиях Ленинградской области:
Выборгский муниципальный район - подпрограмма "Развитие туризма на территории муниципального образования Выборгский район на 2003-2005 годы" в программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства на территории муниципального образования Выборгский район на 2003-2005 годы";
Лодейнопольский муниципальный район - целевая программа "Развитие туризма на территории муниципального образования Лодейнопольский район Ленинградской области (2004-2010 годы)";
Лужский муниципальный район - программа "Развитие туризма и отдыха в муниципальном образовании Лужский район (2005 год)";
Приозерский муниципальный район - программа "Развитие туризма и рекреации Приозерского района до 2005 года";
Тосненский муниципальный район - муниципальная целевая программа "Развитие массового туризма на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (2004-2005 годы)";
Кингисеппский муниципальный район - Программа развития туризма (2005 год);
город Волхов - Программа стратегического туризма в г. Волхов;
Волховский муниципальный район - Общая концепция развития туризма в Волховском районе;
город Гатчина - концепция развития туризма (на 2004 год);
Гатчинский муниципальный район - "Концепция развития туризма в муниципальном образовании Гатчинский район (2004-2005 годы)".
В муниципальном образовании Тихвинский район принят "Стратегический план развития муниципального образования Тихвинский район", в котором указаны основные меры развития туристской отрасли до 2005 года.
Основными задачами, поставленными в рамках указанных документов, являются:
поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
привлечение средств для развития туристской отрасли;
развитие инфраструктуры районов;
создание условий для возрождения и развития традиционных видов туризма, характерных для конкретного муниципального образования;
решение ряда социальных проблем, в том числе увеличение количества рабочих мест;
создание на местах системы подготовки кадров, в том числе довузовской;
активная рекламная деятельность по продвижению туристских возможностей муниципального образования на внешнем и внутреннем туристских рынках.
Решение данных задач ведет к созданию современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского продукта в Ленинградской области.
В настоящее время из 432 зарегистрированных в области коллективных средств размещения (далее - КСР) фактически работают 360 объектов с общим объемом 36821 место,
из них:
туристские базы - 13009 мест;
детские лагеря - 16520 мест,
гостевые дома - 96 мест;
пансионаты - 2229 мест;
санатории - 1442 места;
мотели - 224 места.
Таблица 1. Структура, уровень комфортности, возможность
круглогодичного использования и коэффициент загрузки КСР
Виды КСР | Количество различных КСР (процентов) |
Характеристика номеров (процентов) |
Возможность круглого- дичного ис- пользования (процентов) |
Коэффи- циент загрузки |
||
люкс | с удоб- ствами |
без удобств |
||||
КСР гостинич- ного типа |
23,2 | 7,8 | 63 | 29,2 | 100 | 0,6 |
Санаторно- курортные организации |
25,5 | 5,4 | 54,3 | 40,3 | 77,3 | 0,6 |
Базы отдыха, турбазы и др. |
51,3 | 3,2 | 21 | 75,2 | 31,2 | 0,1 |
Всего по Ленинградской области |
100 | 5,4 | 44,1 | 50,5 | 58,9 | 0,4 |
Из приведенных в таблице 1 данных следует, что:
Количество мест размещения более высокого уровня комфортности (гостиницы и некоторые коттеджи) составляет 23,2 процента от общего числа КСР, но коэффициент их загрузки достаточно высок в связи с их комфортностью и возможностью круглогодичной работы. Количество баз отдыха и турбаз составляет 51,3 процента от общего числа КСР, в летний период объем их загрузки стремится к 100 процентам, но в связи с низкой комфортностью этих КСР и невозможностью круглогодичного использования итоговый коэффициент загрузки у них ниже. Из изложенного следует вывод, что в Ленинградской области есть необходимость реконструкции имеющихся и строительства новых комфортных объектов размещения с возможностью их круглогодичного использования. Одним из направлений Программы является содействие привлечению инвесторов для строительства комфортабельных (двух-трехзвездочных) КСР гостиничного типа.
Объекты размещения должны быть привязаны к основным объектам туристского интереса (таблица 2).
Таблица 2. Посещаемость объектов туристского интереса Ленинградской
области
(тысяч человек)
Объекты туристского интереса |
Годы | ||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 (прогноз) |
||
Музеи | 307,3 | 273,8 | 280,5 | 289,5 | 360,8 | 399,5 | |
Усадьбы | 43,4 | 51,1 | 59,8 | 62,1 | 84,2 | 84,5 | |
Крепости | 245,6 | 285,7 | 359,2 | 407,8 | 405,7 | 417,0 | |
Всего | Абсолютная численность |
596,3 | 610,6 | 699,5 | 759,4 | 850,7 | 901,0 |
Процентный рост по отношению к предыдущему периоду |
2,4 | 14,5 | 8,6 | 12 | 6 |
В целом при отсутствии официальной статистики оценка развития сферы туризма Ленинградской области проведена по следующим критериям:
число туристов, посетивших Ленинградскую область (граждане России и иностранные граждане раздельно);
поступление налоговых платежей, контролируемых Министерством налогов и сборов Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации по строке "Туризм";
количество туристских фирм, зарегистрированных в Ленинградской области (туроператорских и турагентских);
количество реально работающих объектов размещения на территории Ленинградской области;
количество рабочих мест (в туристских фирмах и объектах размещения) на территории Ленинградской области.
Указанные показатели, взятые за годы реализации предшествующей программы, наглядно демонстрируют как правильность выбора основных направлений реализации Программы, так и обоснованность программного подхода к решению вопроса развития туризма (таблица 3).
Таблица 3. Социально-экономические показатели развития туризма в
Ленинградской области в 2000-2005 годах
N п/п |
Показателя экономической и социальной эффективности |
Годы | |||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Число туристов, посетивших Ленинградскую область (тысяч человек), из них: граждане РФ иностранные граждане |
750 620 130 |
870 725 145 |
1030 860 170 |
1200 1000 200 |
1350 1130 220 |
1500 1250 250 |
2. | Поступления налогов и сбо- ров, контролируемых Минис- терством налогов и сборов Российской Федерации, в бюджетную систему Российс- кой Федерации по туристс- кой отрасли (тысяч рублей) |
21300 | 22700 | 25500 | 28000 | 28170 | 30000 |
3. | Количество туристских фирм в Ленинградской области |
84 | 107 | 92 | 108 | 116 | 120 |
4. | Количество реально работаю- щих объектов размещения на территории Ленинградской области |
232 | 281 | 290 | 325 | 360 | 400 |
5. | Количество рабочих мест в туристских фирмах и объек- тах размещения на террито- рии Ленинградской области |
6550 | 7950 | 8100 | 9100 | 10050 | 11100 |
1.2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы заключается в формировании на территории Ленинградской области современной конкурентоспособной туристской отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие Ленинградской области за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного потенциала региона.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для эффективного развития туристской отрасли;
формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость Ленинградской области на туристском рынке;
проведение активной рекламной деятельности, направленной на продвижение туристских ресурсов Ленинградской области на российский и международный туристские рынки;
формирование современной нормативно-правовой базы туризма;
содействие повышению конкурентоспособности региональных туристских услуг за счет улучшения качества обслуживания туристов;
поддержка развития предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего предпринимательства;
обеспечение развития инфраструктуры туризма путем содействия привлечению российских и иностранных инвестиций для реконструкции и создания новых туристских объектов;
содействие созданию условий для развития гостиничных, сервисных, транспортных услуг, услуг связи в соответствии с международными стандартами;
содействие развитию межрегиональных и международных туристских связей на основе взаимной выгоды;
создание условий для возрождения, развития и освоения новых туристских ресурсов районов Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.