Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Развитие дополнительного профессионального
(педагогического) образования в Ленинградской области
на 2006-2009 годы"
Паспорт
региональной целевой программы "Развитие дополнительного
профессионального (педагогического) образования
в Ленинградской области на 2006-2009 годы"
/-----------------------------------------------------------------------\
|Полное наименова-|Региональная целевая программа "Развитие|
|ние Программы |дополнительного профессионального (педагогического)|
| |образования в Ленинградской области на 2006-2009|
| |годы" (далее - Программа) |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Основание для| 1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от|
|разработки Про-|10 июля 1992 года N 3266-1 (с последующими|
|граммы |изменениями). |
| | 2. Национальная доктрина образования, утвержденная|
| |постановлением Правительства Российской Федерации от|
| |4 октября 2000 года N 751. |
| | 3. Федеральная программа развития образования|
| |(утвержденная Федеральным законом Российской|
| |Федерации от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ). |
| | 4. Концепция модернизации российского образования|
| |на период до 2010 года, утвержденная распоряжением|
| |Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001|
| |года N 1756-р. |
| | 5. Программа модернизации педагогического|
| |образования, утвержденная Министерством образования|
| |Российской Федерации, от 1 апреля 2003 года N 1313.|
| | 6. Программа развития дополнительного|
| |профессионального образования Российской Федерации на|
| |период 2002-2005 годы. |
| | 7. Областной закон "О региональных целевых|
| |программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999|
| |года N 23-оз. |
| | 8. Постановление Губернатора Ленинградской области|
| |от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки,|
| |утверждения и контроля за реализацией региональных|
| |целевых программ в Ленинградской области". |
Вероятно, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "Постановление Губернатора Ленинградской области" следует читать "Постановление Правительства Ленинградской области"
| | 9. Региональная целевая программа развития|
| |образования Ленинградской области на 2001-2005 годы,|
| |утвержденная постановлением Правительства|
| |Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1. |
| | 10. Решение коллегии комитета общего и|
| |профессионального образования Ленинградской области|
| |"О работе Ленинградского областного института|
| |развития образования в условиях модернизации|
| |региональной системы образования" от 20 февраля 2003|
| |года |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Периоды и этапы|Срок действия Программы: 2006-2009 годы |
|реализации Про-| |
|граммы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Цель Программы |Обеспечение системы образования Ленинградской области|
| |высококвалифицированными педагогическими кадрами за|
| |счет совершенствования системы переподготовки и|
| |повышения квалификации педагогических кадров |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Основные задачи,| 1. Организовать переподготовку педагогов Ленин-|
|мероприятия Про-|градской области по ряду востребованных направлений в|
|граммы |соответствии с потребностями системы образования|
| |Ленинградской области в контексте модернизации|
| |российского образования. |
| | 2. Обеспечить социальную защиту высвобождающихся|
| |педагогов в связи с демографической ситуацией за счет|
| |их переподготовки по другим педагогическим|
| |специальностям. |
| | 3. Осуществить моделирование и реализацию новых|
| |форм совместного развития и саморазвития|
| |образовательных систем муниципальных образований. |
| | 4. Обеспечить переподготовку и повышение|
| |квалификации руководящих и педагогических кадров по|
| |актуальным проблемам развития системы образования|
| |Ленинградской области. |
| | 5. Обеспечить ресурсы для переподготовки|
| |педагогических кадров в пяти муниципальных|
| |образованиях на базе существующих учреждений высшего|
| |и дополнительного профессионального образования, их|
| |филиалов и обеспечить современной компьютерной|
| |техникой центр по переподготовке педагогических|
| |кадров системы начального профессионального|
| |образования государственного образовательного|
| |учреждения высшего профессионального образования|
| |"Ленинградский государственный университет имени|
| |А.С.Пушкина". |
| | 6. Обеспечить современными программными и|
| |научно-методическими разработками процесс|
| |переподготовки и повышения квалификации работников|
| |образования в условиях его модернизации. |
| | 7. Создать многопрофильную, вариативную,|
| |разноуровневую систему непрерывного профессионального|
| |образования. |
| | Основные программные мероприятия: |
| | 1. Переподготовка педагогических кадров на базе|
| |государственного образовательного учреждения|
| |дополнительного профессионального образования|
| |"Ленинградский областной институт развития|
| |образования" в целях: |
| | 1.1. Обеспечения социальной защиты|
| |высвобождающихся учителей в связи с демографической|
| |ситуацией в Ленинградской области и учителей|
| |малокомплектных школ по следующим специальностям: |
| | английский язык - 3 группы (75 человек); |
| | социальная педагогика - 2 группы (50 человек); |
| | психология - 2 группы (50 человек); |
| | коррекционная педагогика - 3 группы (75 человек). |
| | 1.2. Обеспечения обновления руководящих кадров|
| |образовательных учреждений: |
| | "менеджмент в образовании" - 4 группы (100|
| |человек). |
| | 1.3. Переподготовки педагогов для преподавания|
| |новых предметов в соответствии с требованием|
| |Концепции модернизации российского образования: |
| | экономика - 1 группа (25 человек); |
| | право - 1 группа (25 человек). |
| | 1.4. Переподготовки педагогов для дополнительного|
| |образования - 2 группы (50 человек). |
| | 1.5. Переподготовки педагогов профессионального|
| |образования - 2 группы (50 человек). |
| | 2. Переподготовка педагогических кадров системы|
| |начального профессионального образования на базе|
| |государственного образовательного учреждения высшего|
| |профессионального образования "Ленинградский|
| |государственный университет имени А.С.Пушкина" по|
| |следующим направлениям: |
| | специалисты в области технического обслуживания|
| |информатизации образования - 2 группы (50 человек);|
| | специалисты по инновационным технологиям в|
| |условиях информатизации образования - 8 групп (200 |
| |человек); |
| | административные кадры учреждений начального и|
| |среднего профессионального образования по направлению|
| |менеджмент, маркетинг и организация социального|
| |партнерства - 2 группы (50 человек); |
| | сотрудники различного уровня учреждений|
| |начального профессионального образования в области|
| |коррекционной педагогики: администратор, заместитель|
| |руководителя по воспитательной работе, преподаватель|
| |специальных дисциплин - 1 группа (25 человек). |
| | 3. Ресурсное обеспечение переподготовки|
| |педагогических кадров на базе существующих учреждений|
| |высшего и дополнительного профессионального|
| |образования, их филиалов в пяти муниципальных|
| |образованиях: |
| | Кингисеппский район, |
| | Выборгский район, |
| | Киришский район, |
| | Лодейнопольский район, |
| | Бокситогорский район. |
| | 4. Обеспечение современной компьютерной техникой|
| |центра по переподготовке педагогических кадров|
| |системы начального профессионального образования|
| |государственного образовательного учреждения высшего|
| |профессионального образования "Ленинградский|
| |государственный университет имени А.С.Пушкина" |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Объем финансовых|Всего - 8 707,7 тысячи рублей, в том числе за счет|
|ресурсов, запла-|средств: |
|нированных по|областного бюджета - 6 959,5 тысячи рублей; |
|Программе на 2006|местных бюджетов - 1 748,2 тысячи рублей |
|год | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Объем финансиро-|Всего - 16 871,5 тысячи рублей (областной бюджет -|
|вания, необходи-|10 992,3 тысячи рублей, местные бюджеты - 5 879,2|
|мый для заверше-|тысячи рублей), в том числе: |
|ния Программы |в 2007 году - 5 693,3 тысячи рублей (областной бюджет|
| |- 3 794,0 тысяч рублей, местные бюджеты - 1 899,3|
| |тысячи рублей); |
| |в 2008 году - 5 971,5 тысячи рублей (областной бюджет|
| |- 3 964,9 тысячи рублей, местные бюджеты - 2 006,6|
| |тысячи рублей); |
| |в 2009 году - 5 206,7 тысячи рублей (областной бюджет|
| |- 3 233,4 тысячи рублей, местные бюджеты - 1 973,3|
| |тысячи рублей) |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Ожидаемые конеч-| 1. Переподготовка педагогических кадров, в том|
|ные результаты,|числе малокомплектных сельских школ, по следующим|
|важнейшие целевые|направлениям: |
|показатели Про-| английский язык - 3 группы (75 человек, из них в|
|граммы |2006-2007 учебном году - 25 человек; в 2007-2008 году|
| |- 25 человек; в 2008-2009 году - 25 человек);|
| | социальная педагогика - 2 группы (50 человек, из |
| |них в 2006-2007 учебном году - 25 человек; в|
| |2007-2008 году - 25 человек); |
| | психология - 2 группы (50 человек, из них в|
| |2006-2007 учебном году - 25 человек; в 2007-2008 году|
| |- 25 человек); |
| | коррекционная педагогика - 3 группы (75 человек,|
| |из них в 2006-2007 учебном году - 25 человек; в|
| |2007-2008 году - 25 человек; в 2008-2009 году - 25|
| |человек). |
| | Переподготовка управленческих кадров по|
| |направлению "менеджмент в образовании" - 4 группы |
| |(100 человек, из них в 2006-2007 учебном году - 25|
| |человек; в 2007-2008 году - 25 человек; в 2008-2009|
| |году - 50 человек). |
| | Переподготовка педагогов для преподавания новых|
| |предметов: |
| | экономика - 1 группа (25 человек в 2006-2007|
| |учебном году); |
| | право - 1 группа (25 человек в 2007-2008 учебном|
| |году). |
| | Переподготовка педагогов для дополнительного|
| |образования - 2 группы (50 человек, в том числе: в|
| |2006-2007 учебном году - 25 человек; в 2007-2008 году|
| |- 25 человек). |
| | Переподготовка педагогов профессионального|
| |образования на базе государственного образовательного|
| |учреждения дополнительного профессионального|
| |образования "Ленинградский областной институт|
| |развития образования" - 2 группы (50 человек, в том|
| |числе: в 2006-2007 учебном году - 25 человек, в|
| |2007-2008 году - 25 человек). |
| | 2. Переподготовка педагогических кадров системы|
| |начального профессионального образования на базе|
| |государственного образовательного учреждения высшего|
| |профессионального образования "Ленинградский|
| |государственный университет имени А.С.Пушкина" по|
| |следующим направлениям: |
| | специалисты в области технического обслуживания|
| |информатизации образования - 2 группы (50 человек, в|
| |том числе: в 2007 году - 25 человек, в 2008 году - 25|
| |человек); |
| | специалисты по инновационным технологиям в|
| |условиях информатизации образования - 8 групп (200|
| |человек, в том числе: в 2006 году - 50 человек, в|
| |2007 году - 50 человек, в 2008 году - 50 человек, в|
| |2009 году - 50 человек); |
| | административные кадры учреждений начального и|
| |среднего профессионального образования по направлению|
| |"менеджмент, маркетинг и организация социального|
| |партнерства" - 2 группы (50 человек, в том числе: в|
| |2007 году - 25 человек, в 2009 году - 25 человек); |
| | сотрудники различного уровня учреждений начального|
| |профессионального образования в области коррекционной|
| |педагогики: администратор, заместитель руководителя|
| |по воспитательной работе, преподаватель специальных|
| |дисциплин - 1 группа (25 человек в 2009 году). |
| | 3. Ресурсное обеспечение переподготовки|
| |педагогических кадров в пяти муниципальных|
| |образованиях на базе учреждений высшего и|
| |дополнительного профессионального образования, их|
| |филиалов. |
| | 4. Обеспечение современной компьютерной техникой|
| |центра по переподготовке педагогических кадров|
| |системы начального профессионального образования|
| |государственного образовательного учреждения высшего|
| |профессионального образования "Ленинградский|
| |государственный университет имени А.С.Пушкина". |
| | 5. Системное научно-методическое обеспечение|
| |развития образования в условиях модернизации. |
| | 6. Создание целостной научно-методической системы|
| |в Ленинградской области |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Представитель за-|Комитет общего и профессионального образования|
|казчика Программы|Ленинградской области |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Основной исполни-|Основным исполнителем Программы является комитет|
|тель и соисполни-|общего и профессионального образования Ленинградской|
|тель Программы |области. |
| |Соисполнители Программы: |
| |образовательные учреждения высшего и дополнительного|
| |профессионального образования на конкурсной основе,|
| |прежде всего государственное образовательное|
| |учреждение дополнительного профессионального|
| |образования "Ленинградский областной институт|
| |развития образования" и государственное|
| |образовательное учреждение высшего профессионального|
| |образования "Ленинградский государственный|
| |университет имени А.С.Пушкина" |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Фамилия, имя, от-|Председатель комитета общего и профессионального|
|чество, долж-|образования Ленинградской области Найденова Зоя|
|ность, телефон|Георгиевна, тел. 273-33-78 |
|руководителя Про-| |
|граммы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Система организа-|Контроль за выполнением Программы осуществляет|
|ции контроля за|вице-губернатор Ленинградской области, курирующий|
|выполнением Про-|вопросы социальной сферы. О ходе реализации и|
|граммы |результатах выполнения мероприятий Программы комитет|
| |общего и профессионального образования Ленинградской|
| |области ежеквартально информирует комитет|
| |экономического развития Ленинградской области |
\-----------------------------------------------------------------------/
Содержание
Приложения к Программе
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Программа предусматривает проведение комплекса работ и мероприятий по развитию дополнительного профессионального (педагогического) образования в Ленинградской области.
Необходимость обновления подходов к переподготовке и повышению квалификации педагогических работников определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р), Программе модернизации педагогического образования (утверждена Министерством образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 года N 1313) и других документах, а также обусловлена внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности педагога, образования и региона в целом. Разработка Программы обеспечит включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования, а также решит кадровую проблему и позволит подготовить педагогов и управленцев к работе в современных социально-экономических условиях.
Сфера образования Ленинградской области сохраняет достаточно высокий педагогический потенциал.
Анализ кадрового обеспечения свидетельствует о том, что профессиональный уровень педагогических работников возрастает: в 2002-2003 учебном году в учреждениях образования работало 83,4 процента (в 2001-2002 годах - 82,6 процента) педагогов с высшим образованием, 13,9 процента (в 2001-2002 годах - 14,3 процента) - со средним специальным, 2,5 процента (в 2001-2002 годах - 2,8 процента) - с незаконченным высшим. 90,5 процента педагогических работников составляют женщины (в 2001-2002 годах - 90,3 процента).
За 2003 год в области аттестовано 5 199 человек (19 процентов). В настоящее время 74 процента работников системы образования имеют квалификационную категорию. Каждый седьмой педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию.
В то же время прослеживается ряд серьезных негативных тенденций, от направления развития которых в ближайшем будущем зависит предотвращение их деструктивных последствий для системы образования и региона в целом.
К этим тенденциям в первую очередь необходимо отнести:
1. Снижение количественного состава педагогических кадров в связи с демографической ситуацией, что особенно явно проявляется в высвобождении значительного количества педагогов начальной школы, математики, русского языка. Если в 2000 году число педагогов области составляло 13 773 человека, то уже в 2003 году - 12 063 человека, что на 1 710 человек (12,4 процента) меньше. В последующие 2005-2009 годы этот процесс будет продолжаться, хотя его характер несколько стабилизируется (приложение 4 к Программе).
2. Увеличивается число педагогов пенсионного возраста. За три года оно составило 210 человек (с 2 097 до 2 307 человек). Процент педагогов-пенсионеров в региональной системе образования составляет 19 процентов (в 2000 году - 15 процентов). Данная тенденция служит причиной следующей нестабильной ситуации:
педагоги пенсионного возраста в любой момент могут оставить работу в образовательном учреждении;
педагоги пенсионного возраста, имея постоянную социальную защиту в виде пенсионного обеспечения и законно претендуя на полную часовую нагрузку, находятся в более выгодных финансовых условиях, нежели педагоги трудоспособного возраста, что вынуждает последних искать иную работу, в том числе не в сфере образования.
Среди руководителей образовательных учреждений процент пенсионеров составляет 23,8 процента, что на 5 процентов выше показателя 2000 года (18,8 процента), в то время как общее число руководителей в связи с закрытием школ сократилось на 32 человека (с 431 до 399 человек).
Существует проблема недостаточного кадрового обеспечения образовательных учреждений, следствием чего является рост вакансий с 2,5 до 2,6 процента за период 2002-2003 годы. В общеобразовательных учреждениях наиболее востребованными на сегодняшний день являются учителя английского языка - 125 человек (16 процентов). В образовательных учреждениях сельской местности число вакансий составляет 2,9 процента. Не удовлетворена потребность многих образовательных учреждений области в квалифицированных психологах, социальных педагогах, специалистах в сфере коррекционной педагогики, высококвалифицированных менеджерах образования и других специалистах (приложение 5 к Программе).
Уменьшается число педагогов со стажем до пяти лет (с 11 до 9,2 процента). В то же время растет число педагогов более зрелого возраста, имеющих стаж 10 лет и более (с 75,5 до 80,4 процента).
Число молодых специалистов, приходящих в образовательные учреждения после окончания высших учебных заведений, составляет лишь третью часть от общей потребности в кадрах.
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования испытывают нехватку в высококвалифицированных кадрах (преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения и так далее) на 38 процентов.
Продолжает сокращаться число работников системы начального профессионального образования вследствие оттока специалистов. В течение 2003-2004 учебного года число преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сократилось на 10,3 процента.
Анализ прогностических данных по высвобождению педагогов показывает следующее:
в 2005 году произойдет высвобождение 167 педагогов, из них учителей начальной школы - 54;
в 2006 году - 105 педагогов, из них учителей начальной школы - 37;
в 2007 году - 57 педагогов, из них учителей начальной школы - 21;
в 2008 году - 41 педагога, из них учителей начальной школы - 15;
в 2009 году - 26 педагогов, из них учителей начальной школы - 10.
Всего за пять лет 396 человек могут потерять свою работу в трудоспособном возрасте, из них учителей начальной школы - 139 человек (35 процентов), учителей русского языка и литературы - 68 человек (17 процентов) и учителей математики - 52 человека (13 процентов). Заявки на переподготовку поданы от 255 педагогов, чье высвобождение предполагается.
Мероприятия Программы дают возможность высвобождающимся педагогам пройти курс переподготовки по четырем направлениям (психология, социальная педагогика, английский язык и коррекционная педагогика), наиболее востребованным в современной системе образования. Высвобождаемые педагоги всех категорий, в первую очередь - русского языка и литературы, математики и учителя начальных классов, оптимально подходят для переподготовки по перечисленным направлениям.
В целях укрепления управленческого корпуса образовательных учреждений с учетом увольнения руководителей пенсионного возраста (директоров общеобразовательных школ пенсионного возраста - 95 человек, заместителей директора - 148 человек) и необходимой в связи с этим ротацией кадров по Программе планируется переподготовка по направлению "Менеджмент в образовании" 100 человек (приложение 1 к Программе, пункт 1.7.).
Обновление содержания образования ставит задачу переподготовки педагогов для преподавания новых предметов (экономика, право), что нашло отражение в Программе (приложение 1 к Программе, пункт 1.5.).
Для развития учреждений дополнительного и начального профессионального образования и интеграции их с другими учреждениями в системе образования предполагается переподготовка специалистов данных направлений (приложение 1 к Программе, пункт 1.8.).
В целях обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования в рамках Программы предполагается осуществить ряд мероприятий по переподготовке работников системы начального профессионального образования (специалисты в области технического обслуживания информатизации образования, специалисты по инновационным технологиям в условиях информатизации образования, специалисты в области коррекционной педагогики, руководители образовательных учреждений) (приложение 1 к Программе, пункты 1.9.-1.12., приложение 7 к Программе).
Программно-методический потенциал государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования" и государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина" в состоянии обеспечить в полном объеме запланированные в Программе мероприятия. В случае необходимости к выполнению мероприятий, указанных в Программе, могут привлекаться другие учреждения профессионального образования на конкурсной основе.
В качестве организационного механизма выполнения ряда мероприятий Программы (приложение 1 к Программе, пункты 1.1.-1.8) могут выступать учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, их филиалов в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Это позволит по-новому организовать переподготовку педагогических кадров и приблизить систему повышения квалификации к проблемам развития отдельного образовательного учреждения, отдельной территории.
Ресурсное обеспечение переподготовки педагогических кадров в пяти муниципальных образованиях на базе существующих учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, их филиалов предполагает привлечение средств для:
подготовки необходимого помещения;
оснащения компьютерной, мультимедийной, коммуникационной и множительной техникой, мебелью (приложение 2 к Программе, пункт 1);
оплаты труда персонала (приложение 8 к Программе);
содержания помещения.
В целях осуществления мероприятий по переподготовке специалистов системы начального профессионального образования предполагается обеспечить центр по переподготовке педагогических кадров системы начального профессионального образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина" необходимым компьютерным оборудованием (приложение 2 к Программе, пункт 2).
Перечисленные мероприятия и комплекс мер программного характера по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников Ленинградской области будут способствовать решению существующих проблем, развитию системы образования региона, реализации основных направлений модернизации образования.
1.2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение системы образования Ленинградской области высококвалифицированными педагогическими кадрами за счет совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Реализация Программы обеспечит решение следующих задач:
1. Организация переподготовки педагогов Ленинградской области по ряду востребованных направлений в соответствии с потребностями системы образования Ленинградской области в контексте модернизации российского образования.
2. Обеспечение социальной защиты высвобождающихся в связи с демографической ситуацией педагогов за счет их переподготовки по другим педагогическим специальностям.
3. Осуществление моделирования и реализации новых форм совместного развития и саморазвития образовательных систем в муниципальных образованиях на основе создания центров развития образования в муниципальных образованиях.
4. Обеспечение переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров по актуальным проблемам развития систем образования Ленинградской области.
5. Обеспечение ресурсов для переподготовки педагогических кадров в пяти муниципальных образованиях на базе существующих учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, их филиалов и обеспечение современной компьютерной техникой центра по переподготовке педагогических кадров системы начального профессионального образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.