Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Информатизация системы образования Ленинградской области на
2002-2006 годы"
Содержание
Паспорт
региональной целевой программы "Информатизация системы образования
Ленинградской области на 2002-2006 годы"
Полное наименование Программы |
Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки |
Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года N 630. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65. Национальная доктрина образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751. Региональная целевая программа "Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1. Приоритетные направления развития науки и техники в Ленинградской области на период до 2003 года, утвержденные постановлением Губернатора Ленинградской области от 31 мая 2001 года N 213-пг. |
Период и этапы реализации Программы |
Программа разработана на 2002-2006 годы и предусматривает следующие этапы реализации: 1-й этап - 2002-2003 годы - оснащение образовательных учреждений средствами информатизации (компьютерным, мультимедийным и другим оборудованием), обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям и их практическому применению; 2-й этап - 2004-2006 годы - интенсивное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в практическую повседневную деятельность по всем направлениям образования и управления |
Цель Программы | Создание условий для развития и адаптации процессов информатизации в региональной системе образования, способствующих формированию единого регионального информационного и образовательного пространства, интеграции в него муниципальных образовательных систем |
Основные задачи, мероприятия Программы |
Задачи: обеспечение средствами информатизации всех образовательных учреждений области, предполагается приобрести: компьютеров - 1753 единицы, серверов - 48 единиц, комплектов сетевого оборудования - 198 единиц, мультимедиа-проекторов - 88 единиц (для каждой восьмой школы), различных видов периферийного оборудования и оргтехники - 602 единицы (для каждой школы), антивирусного программного обеспечения - 609 комплектов, специализированного программного обеспечения для коррекционных учреждений - 25 комплектов; - создание областного центра и 29 районных центров информационных технологий; создание областной и 29 районных сервисных служб для поддержания средств информатизации образовательных учреждений; формирование и развитие организационной, научно-методической и программно-технической инфраструктуры средств информатизации региональной системы образования; создание сетевой инфраструктуры региональной системы образования; создание нормативной правовой базы информатизации региональной системы образования; поддержка и научно-методическое сопровождение интеграции новых информационных технологий в учебном процессе; формирование информационной культуры и компетентности административных и педагогических кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии; обучение работников образования использованию новых информационных технологий, рациональному сочетанию новых и традиционных информационных средств в своей профессиональной деятельности. обучение за пять лет 5000 человек педагогических, административных и управленческих кадров. Основные программные мероприятия: 1. Обеспечение учреждений образования компьютерным оборудованием, организационной техникой и прикладным программным обеспечением. 2. Проектирование, построение и развитие Ленинградской областной корпоративной образовательной сети. 3. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе. 4. Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров системы образования в области новых информационных и коммуникационных технологий. |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на текущий 2002 год |
Всего: 68031 тысяча рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 22764 тысячи рублей областного бюджета - 30000 тысяч рублей местных бюджетов - 8767 тысяч рублей прочих средств - 6500 тысяч рублей |
Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресурсов за весь период действия Программы |
За весь период действия Программы будет освоено 225501 тысяча рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 63911 тысяч рублей областного бюджета - 90000 тысяч рублей местных бюджетов - 23578 тысяч рублей прочих средств - 48012 тысяч рублей |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы |
Всего: 157470 тысяч рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 41147 тысяч рублей областного бюджета - 60000 тысяч рублей местных бюджетов - 14811 тысяч рублей прочих средств - 41512 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Программы |
Обеспечение средствами информатизации образовательных учреждений области. Предполагается приобрести: компьютеров - 1753 единицы (в учреждениях основного и среднего (полного) общего образования число компьютеров доводится до соотношения 1 компьютер на 80 учащихся), серверов - 48 единиц, комплектов сетевого оборудования - 198 единиц, мультимедиа-проекторов - 88 единиц (для каждой восьмой школы), различных видов периферийного оборудования и оргтехники - 602 единицы (для каждой школы), антивирусного программного обеспечения - 609 комплектов, специализированного программного обеспечения для коррекционных учреждений - 25 комплектов. Ожидается выравнивание по уровню оснащенности средствами информатизации школ во всех муниципальных образованиях; создание областного центра и 29 районных центров информационных технологий, являющихся организационной основой информатизации системы образования Ленинградской области, обеспечивающих научно-методическое сопровождение внедрения и применения информационных технологий в учебном процессе; создание областной и районных сервисных служб для поддержания средств информатизации образовательных учреждений; формирование сетевой инфраструктуры взаимодействия всех субъектов региональной системы образования. Реализация процесса внедрения и популяризации новейших технологий телекоммуникаций в условиях корпоративной среды; организация доступа к информационным ресурсам, размещенным в глобальной и региональной компьютерных сетях для всех образовательных учреждений области; создание регионального банка образовательных и информационных ресурсов; организация функционирования сети школьных медиатек. Создание областной медиатеки; создание и апробация типовой среды для разработки и тиражирования электронных учебных пособий на базе районных центров информационных технологий; внедрение элементов системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения для образовательных учреждений различного уровня; создание условий для использования электронных специализированных средств обучения в специальных (коррекционных) учреждениях; разработка и функционирование комплекса мероприятий по организации непрерывной разноуровневой системы подготовки и переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в части применения новых информационных технологий. Обучение за пять лет 5000 человек педагогических, административных и управленческих кадров |
Разработчик Программы |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области, Ленинградский государственный областной университет им.А.С.Пушкина, Ленинградский областной институт развития образования, муниципальный компьютерный центр Лужского района |
Сроки разработки Программы |
Июнь - ноябрь 2001 года |
Стоимость разработки Программы |
Разработка выполнена без целевого финансирования силами комитета общего и профессионального образования Ленинградской области |
Представитель заказчика Программы |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы |
Основным исполнителем программы является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, соисполнителями - комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области, комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и организации на условиях конкурса |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Найденова Зоя Георгиевна, т. 273-33-78 |
Постановление об утверждении Программы |
Постановление Правительства Ленинградской области от 28 марта 2002 года N 32 |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Н.И.Пустотин, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и органы местного самоуправления. Результаты контроля представляются ежеквартально в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области и Министерство образования Российской Федерации |
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Программа предусматривает проведение комплекса работ и мероприятий по информатизации системы образования Ленинградской области.
С 1985 года в школы направлялись электронно-вычислительные машины первого поколения (Агат, БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), с 1988 года начали поступать IBM-совместимые машины (компьютеры с процессором класса 286, 386), с 1992 года - компьютеры, поддерживающие "оконный" режим работы (с процессором класса 486), с 1994 года - первые компьютеры с процессором класса Pentium, с 1996 года - компьютеры с процессором класса Pentium II и выше, позволяющие свободно работать с мультимедийными приложениями.
Вступившие в действие рыночные механизмы позволили приобретать компьютерную технику за счет многоканального финансирования. В настоящее время компьютерная техника появляется в школах как за счет бюджетных средств, так и за счет спонсоров, грантов различных фондов (в том числе международных), а также из различных организаций - бывшая в употреблении. Этим объясняется появление в школах "нетипичных" для данного времени компьютеров. Например, поставки в школы электронных вычислительных машин первого поколения прекратились только в 1999 году.
Одной из основных причин, препятствующих внедрению в школе электронных средств обучения, является отсутствие необходимого оборудования. Уроки с применением новых информационных технологий возможны либо в компьютерном классе, либо в мультимедийном классе-лектории. В первом случае компьютеры должны объединяться в локальную сеть, во втором - требуется подключение компьютера к проекционному оборудованию.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях области установлено 2164 единицы компьютерной техники. Средняя комплектация компьютерного класса - 10 машин.
51 процент общеобразовательных учреждений, имеющих компьютерные классы, не располагают сетевым оборудованием, мультимедийные проекторы есть только в 10 общеобразовательных учреждениях области.
Для комплексного решения проблем, возникших в настоящее время, необходимо включить в Программу задачу по разработке норматива средств информатизации образовательных учреждений.
Сегодня на один компьютер с современным интерфейсом в Ленинградской области приходится 102 учащихся. В среднем по России этот показатель составляет 500 учащихся, а в странах Европы - 10-15 учащихся.
Соотношение числа компьютеров с современным интерфейсом на количество учеников в разрезе муниципальных образований показано на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Соотношение числа учащихся общеобразовательных учреждений к числу компьютеров с современным интерфейсом (по муниципальным образованиям) не приводится
За справками обращайтесь в обслуживающую Вас организацию
Число современных компьютерных классов по муниципальным образованиям показано на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерными классами современного уровня (по муниципальным образованиям) не приводится
За справками обращайтесь в обслуживающую Вас организацию
Указанная ситуация ставит следующие задачи:
1. Обеспечение компьютерными классами общеобразовательных учреждений, в которых отсутствует компьютерная техника (45 процентов).
2. Замена морально устаревших компьютеров общеобразовательных учреждений на современные (28 процентов).
Для обеспечения длительной работоспособности компьютерной техники требуется постоянное сервисное обслуживание. В большинстве общеобразовательных учреждений (63 процента) эта работа не производится совсем, 13 процентов обслуживаются Лужским муниципальным компьютерным центром, 10 процентов обращаются к различным коммерческим организациям, 14 процентов поддерживаются школьными инженерами и учителями информатики.
Так как процесс морального и физического износа компьютеров неизбежен, необходимо включить в региональную программу информатизации образования разработку механизма "движения" устаревшей техники, критерии возможной модернизации и переукомплектации компьютерной техники.
Процесс информатизации в общеобразовательных учреждениях невозможен без компьютерных обучающих программ следующих направлений:
поддержка и развитие обучения,
информационно-справочные источники,
издания общекультурного характера,
учебные среды для самостоятельной работы,
системы поддержки освоения информационного пространства.
В настоящее время некоторые из подобных компьютерных программ включены в учебный процесс 104 общеобразовательных учреждений области.
Соотношение образовательных областей, по которым учителя применяют компьютерные обучающие программы, указано на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Соотношение образовательных областей, в которых применяются компьютерные обучающие программы, не приводится
За справками обращайтесь в обслуживающую Вас организацию
Заинтересованность в приобретении и применении таких программ присутствует у преподавателей 127 общеобразовательных учреждений, в том числе 70 уже сегодня готовы принять программы по всем образовательным областям.
Потребность в компьютерных обучающих программах отображена на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Потребность общеобразовательных учреждений в компьютерных обучающих программах не приводится
За справками обращайтесь в обслуживающую Вас организацию
Важным направлением информатизации образования является использование технологий, основанных на современных средствах телекоммуникаций, средствах связи, позволяющих обеспечить доступ пользователя к различным информационным ресурсам. Современный уровень применения электронных вычислительных машин как средства связи и появление глобальной сети Интернет послужили началом нового направления - интернетизации образования.
За последние два года число общеобразовательных учреждений области, подключенных к сети Интернет, увеличилось в три раза. Но в процентном соотношении этот показатель остается невысоким - 9 процентов (в среднем по России - 1,5 процента, в США в 2000 году этот показатель составил 80 процентов).
Таким образом, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения имеют различные возможности по доступу к информационным ресурсам, что порождает проблему информационного неравенства и неравные условия для развития среды образования.
Несмотря на проблему, связанную с низкой скоростью передачи данных, цель подключения школ к сети Интернет не ограничивается работой с электронной почтой, она направлена на получение доступа к информационным ресурсам сети (дополнительное образование, материалы по предметам и другие направления). В среднем, школам области приходится оплачивать 26 часов работы в сети Интернет в месяц.
В настоящее время в русском сегменте Интернет нет качественной учебной информации, которую можно включить в учебный процесс традиционной школы, а образовательные серверы занимают не более двух процентов, поэтому для построения корпоративной образовательной сети области целесообразно воспользоваться именно Интернет-технологиями (не Интернет-ресурсами). В такой среде возможно решить вопрос об информационном наполнении корпоративной образовательной сети, обновлении и обоснованности доступа к ее ресурсам.
Построение корпоративной сети позволит начать работу по введению дистанционного образования на всех уровнях и ступенях обучения.
В 11 общеобразовательных учреждениях области проводится работа по предоставлению доступа к получению образования по дистанционной форме (в основном через договоры с высшими учебными заведениями), в 25 общеобразовательных учреждениях преподаватели занимаются разработкой электронных вариантов учебных пособий (комплексов), а создание единой областной сети обеспечит их структурированное хранение и оперативный доступ с учетом авторских прав педагогов-разработчиков.
Развитие дистанционного обучения имеет также большое значение в системе повышения квалификации учителей.
Дистанционная форма обучения, появившаяся на пересечении двух научных областей, подчеркивает, что педагогические и информационные технологии в образовании неразделимы. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель владел навыками работы на персональном компьютере. В настоящее время этот показатель является низким (в среднем по области - семь процентов).
Реализация задач, поставленных в региональной целевой программе "Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы" невозможна без внедрения новых информационных и компьютерных технологий, использования современных средств телекоммуникаций.
Возможность накапливать и обрабатывать большие объемы информации, а также передавать ее на любые расстояния поставила перед системой образования следующие новые задачи:
подготовка специалистов для работы с новой техникой (высшее образование);
подготовка широких слоев населения к жизни и работе в новых условиях (общее образование);
использование возможностей информационных технологий для повышения эффективности обучения (совершенствование самой системы обучения).
Решение этих задач направлено на повышение качества образования, устойчивое развитие системы образования.
В целом, Программа является организационной основой осуществления государственной политики в сфере информатизации образования и управления процессом для комплексного решения обозначенных проблем.
1.2. Цели и задачи, решаемые в рамках Программы
Главная цель Программы - создание условий для развития и адаптации процессов информатизации в региональной системе образования, способствующих формированию единого регионального информационного и образовательного пространства, интеграции в него муниципальных образовательных систем.
Цели Программы:
ликвидация информационного и образовательного неравенства муниципальных систем образования путем содействия обеспечению материально-технического, финансового, технологического доступа к информационным ресурсам;
развитие региональной системы образования на основе информатизации как процесса интеграции информационных средств и технологий обучения.
Задачи Программы:
обеспечение средствами информатизации всех образовательных учреждений области. Предполагается приобрести: компьютеров - 1753 единицы, серверов - 48 единиц, комплектов сетевого оборудования - 198 единиц, мультимедиа-проекторов - 88 единиц (для каждой восьмой школы), различных видов периферийной и оргтехники - 602 единицы (для каждой школы), антивирусного программного обеспечения - 609 комплектов, специализированного программного обеспечения для коррекционных учреждений - 25 комплектов;
создание областного центра и 29 районных центров информационных технологий, являющихся организационной основой информатизации системы образования Ленинградской области, обеспечивающих научно-методическое сопровождение внедрения и применения новых информационных технологий в учебном процессе;
создание областной и районных сервисных служб для поддержания средств информатизации образовательных учреждений;
формирование и развитие организационной, научно-методической и программно-технической инфраструктуры средств информатизации региональной системы образования;
создание сетевой инфраструктуры региональной системы образования;
создание нормативной правовой базы информатизации региональной системы образования;
поддержка и научно-методическое сопровождение интеграции новых информационных технологий в учебный процесс;
формирование всеобщей информационной культуры и компетентности административных и педагогических кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии;
подготовка всех работников образования к грамотному применению новых информационных технологий, рационального сочетания новых и традиционных информационных средств в своей профессиональной деятельности, обучение за пять лет 5000 человек педагогических, административных и управленческих кадров.
1.3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана на 2002-2006 годы и предусматривает следующие этапы реализации:
первый этап (2002-2003 годы) - оснащение образовательных учреждений средствами информатизации (компьютерным, мультимедийным и другим оборудованием), обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям;
второй этап (2004-2006 годы) - интенсивное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в практику повседневной деятельности по всем направлениям образования и управления.
2. Система программных мероприятий
Программа включает систему целевых мероприятий, определяющих цели, задачи, состав исполнителей, необходимое финансирование, обеспечивающее достижение основных целей Программы.
Система программных мероприятий состоит из четырех разделов:
1. Обеспечение учреждений образования компьютерным оборудованием, организационной техникой и прикладным программным обеспечением.
2. Проектирование, построение и развитие областной корпоративной образовательной сети.
3. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе.
4. Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров системы образования в области новых информационных и коммуникационных технологий.
2.1. Обеспечение учреждений образования средствами информатизации
Для внедрения современных информационных технологий в повседневную деятельность системы образования и обеспечения информационного взаимодействия всех основных субъектов образовательного процесса необходимо наличие средств информатизации в каждом образовательном учреждении.
Для обеспечения всех образовательных учреждений области условиями для внедрения новых информационных технологий в кратчайшие сроки необходимо разработать экономически оптимальный комплект средств информатизации.
Новое оборудование необходимо не только (и не столько) на уроках информатики. Оно является новым инструментом для работы каждого учителя, создает новую среду, расширяет и изменяет методы и формы обучения.
С учетом этого наиболее оптимальным является оснащение мультимедийного класса-лектория, который, в зависимости от потребности педагогического коллектива образовательного учреждения, может включать:
А. Компьютерное оборудование: один компьютер для работы со средствами информатизации, указанными в пунктах Б-Д; сервер для расширения возможностей ранее установленных в образовательном учреждении компьютеров.
Б. Сетевое и коммуникационное оборудование: модем, маршрутизатор, концентратор, сетевая карта, источник бесперебойного питания, подведенный канал связи для обеспечения доступа к информационным ресурсам, размещенным в локальной, региональной и глобальной сетях; для применения телекоммуникационных сервисов:
электронная почта;
обмен сообщениями в режиме реального времени (ICQ, chat);
видео- и аудиоконференции;
передача голосовых сообщений;
цифровая телефония и другие сервисы.
В. Проекционное и мультимедийное оборудование: мультимедиа и графо-проекторы, звуковая карта, колонки, микрофон, наушники, CD-rom, цифровая видеокамера для использования электронных учебных материалов (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся, электронные лабораторные практикумы и другие).
Г. Периферийное оборудование и оргтехника: сканер, принтер, ксерокс для подготовки к урокам, разработки раздаточного материала, создания презентаций, слайдов и прочие.
Д. Специализированное оборудование и программное обеспечение для его сопровождения для специальных (коррекционных) учреждений.
Представленный в пунктах А-Д перечень средств информатизации является широким, и, соответственно, дорогостоящим. Необходимо разработать критерии приоритетности поставок каждого типа оборудования в образовательное учреждение.
Приобретение и распределение средств информатизации будет производиться в соответствии с обозначенными приоритетными подходами:
1. По финансированию:
1.1. За счет средств федерального бюджета (средства по федеральной программе "Развитие единой образовательной информационной среды") и областного бюджета для следующих образовательных учреждений Ленинградской области:
областной центр информационных технологий;
высшие учебные заведения и Ленинградский областной институт развития образования;
педагогические училища;
другие образовательные учреждения областного подчинения.
1.2. При долевом участии федерального, областного и муниципальных бюджетов для городских общеобразовательных школ Ленинградской области.
1.3. При долевом участии областного и муниципальных бюджетов для следующих образовательных учреждений Ленинградской области:
районные центры информационных технологий;
общеобразовательные учреждения;
учреждения специального (коррекционного) образования;
учреждения дополнительного образования;
учреждения для детей-сирот.
1.4. За счет средств федерального бюджета (в том числе средств по федеральной программе "Развитие единой образовательной информационной среды") для учреждений начального профессионального образования Ленинградской области.
2. По распределению:
Перечень учреждений, перечисленных в подпунктах 1.1.-1.4. пункта 1 определяет приоритетность поставок техники в образовательное учреждение при наличии потребности. Таким образом, приоритетным является оснащение современной компьютерной техникой областного и районных центров информационных технологий.
Потребность формируется на основании заявки муниципального органа управления образованием, содержащей следующую информацию об образовательном учреждении: число преподавателей, готовых использовать запрашиваемое оборудование; задачи и планы развития учреждения; готовность помещений для установки компьютерного и иного оборудования.
Число единиц техники определяется в зависимости от числа учащихся и вида реализуемых образовательных программ в данном образовательном учреждении.
Замена устаревшей техники может быть произведена, если ранее установленная устаревшая техника не отвечает требованиям реализуемых образовательных программ, при этом устаревшая техника может изыматься и направляться в другое образовательное учреждение. Перевод устаревшего оборудования осуществляется в порядке, установленном Программой приоритетности.
Настоящей Программой определяются целевые средства на приобретение 1500 компьютеров для учреждений основного и среднего (полного) общего образования в соответствии с нормативом, установленным Федеральной программой "Развитие единой образовательной информационной среды", и с учетом количественного и качественного состава парка действующей в настоящее время в Ленинградской области компьютерной техники (число компьютеров с современным интерфейсом в общеобразовательных учреждениях должно быть доведено до соотношения 1 компьютер на 80 учащихся).
2.2. Проектирование, построение и развитие Ленинградской областной
корпоративной образовательной сети
2.2.1. Основные подходы к построению Ленинградской областной
корпоративной образовательной сети
1. Развитие Ленинградской областной корпоративной образовательной сети (далее - ЛОКОС) - непрерывный управляемый процесс, в котором участвуют субъекты системы образования, решающие отдельные задачи, привлекающие собственные ресурсы и своих исполнителей. Развитие ЛОКОС происходит из так называемых "точек роста" - областного и районных ресурсных центров (центров информационных технологий).
2. Проектирование, разработку и внедрение ЛОКОС, а также централизованное руководство и координацию ее развития осуществляет комитет общего и профессионального образования Ленинградской области совместно с областным центром информационных технологий. Областной центр информационных технологий будет являться структурным подразделением Областного центра для одаренных детей. Основными функциями областного центра информационных технологий является:
разработка предложений по модернизации и переукомплектации компьютерной техники, установленной в образовательных учреждениях области, по нормативу средств информатизации; координация деятельности районных сервисных служб;
обеспечение администрирования ЛОКОС;
обеспечение структурированного хранения и оперативного доступа к электронным каталогам учебно-методических пособий с учетом авторских прав педагогов-разработчиков, защита от несанкционированного доступа;
создание и постоянное обновление областной медиатеки.
3. ЛОКОС является корпоративной сетью для образовательных учреждений области с единственным шлюзом для выхода в глобальную сеть Интернет.
4. Обеспечение средствами информатизации всех субъектов региональной системы образования рассматривается как создание условий для участия в информатизации системы образования Ленинградской области.
5. ЛОКОС развивается совместно с процессом информатизации региональной системы образования.
6. ЛОКОС должна быть максимально встроена во внешние по отношению к ней информационные системы.
2.2.2. Организационная основа ЛОКОС
Организационную основу ЛОКОС составляет трехуровневая структура с единой точкой входа-выхода в глобальную сеть Интернет (схема 1).
Схема 1
Структура Ленинградской областной корпоративной образовательной сети не приводится
За справками обращайтесь в обслуживающую Вас организацию
Первый уровень - областной. В него входят комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградский областной институт развития образования, Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, Лужский крестьянский государственный университет им. Кирилла и Мефодия.
Областной центр информационных технологий составляет организационное единство Ленинградской областной корпоративной сети.
Сюда передается прошедшая предварительную обработку информация со второго уровня.
Второй уровень - муниципальный. Его основу составляют районные центры информационных технологий, объединенные в ассоциацию центров информационных технологий.
Районные центры подключены к областному центру информационных технологий высокоскоростными каналами передачи данных. В районах, не имеющих надежных каналов подключения к магистралям, необходимо установить оборудование спутниковой связи.
Здесь происходит необходимое обобщение информационных данных, применяются технологии для их обработки и представления. Данные с этого уровня передаются в комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и другие учреждения первого уровня.
Третий уровень - уровень образовательного учреждения. В него входят школы, учреждения для детей-сирот, учреждения начального профессионального образования и дополнительного образования (коррекционного специального образования), учреждения, муниципальные органы управления образованием, подключающиеся к районным центрам, на базе которых строятся локальные вычислительные сети муниципальных образовательных учреждений.
Основу этого уровня составляет информационная среда образовательного учреждения, включающая в себя локальную сеть с выделенным сервером; коммуникационный узел, который обеспечивает доступ в сеть Интернет; копировально-множительный блок; рабочее место администратора сети; компьютеры, используемые в учебном процессе; компьютеры администрации учреждения и библиотеки.
Информация с этого уровня либо используется для автоматизации процессов внутри образовательного учреждения, либо направляется на следующий уровень.
Реализация данной программы должна обеспечить построение магистральной коммуникационной сети, обеспечивающей подключение к сети Интернет всех субъектов региональной системы образования через единую точку входа-выхода. Скорость Интернет-доступа учреждений в областной сети указана в таблице 1.
Таблица 1
Скорость Интернет-доступа учреждений в областной сети
Название соединения |
Уровень ЛОКОС |
Пропускная способность канала |
Ограничения соединения |
Преимущества соединения |
Коммутируемое | 3 | до 56 Кбайт | Скорость может быть меньше из-за плохих телефонных линий |
Не требуется специальных каналов |
Выделенная линия |
2 | до 2 Мбайт | Ограничения по расстоянию (до 10 км) |
Низкая стоимость аренды. Не требует прокладки каналов |
Оптоволоконный канал |
1 | до 10 Мбайт | Высокая стоимость оконечных устройств. Требует прокладки |
Максимальные возможности для передачи |
Спутниковый канал |
1 | до 2 Мбайт | Требует дополнительного телефонного канала |
Асимметричная работа (на прием информации) |
Основными направлениями развития областной телекоммуникационной инфраструктуры должны стать:
решение задач "последней мили", то есть подключение конечных пользователей (образовательных учреждений) к районному узлу;
дальнейшее увеличение пропускной способности наземных каналов связи;
развитие сетевой инфраструктуры на базе спутниковых каналов.
2.2.3. Администрирование сети и защита информации
Администрирование ЛОКОС включает в себя обширный перечень организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение надежной работы сети образовательных учреждений, создание условий безопасности, обеспечение простоты управления как сетью в целом, так и отдельными ее звеньями, а также на обеспечение технической поддержки клиентов сети с минимальными затратами.
Обеспечение информационной безопасности Ленинградской областной корпоративной образовательной сети сводится к защите от несанкционированного доступа и вмешательства.
Меры по защите от несанкционированного доступа должны быть приняты уже на этапе проектирования Ленинградской областной корпоративной образовательной сети или отдельных ее частей, а в период эксплуатации должна работать подсистема защиты информации. Эта подсистема должна включать организационные меры, направленные на ограничение доступа посторонних лиц к компьютерам и устройствам ввода, технические меры по защите сетей и Интернет-серверов от проникновения и взлома, системы дублирования и сохранения резервных копий данных.
2.2.4. Организация сервисной службы
Организация сервисной службы имеет решающее значение в обеспечении качества и эффективности реализации Программы в целом, так как обусловлено высокой технической сложностью поставляемых средств телекоммуникаций, компьютерной техники и программного обеспечения, большим числом потребителей (сотни школ) и удаленностью потребителей от потенциальных поставщиков и структур сервисного обслуживания.
Исходя из требований международных стандартов серии ИСО 9000, сервисное обслуживание охватывает четыре последовательных стадии:
1) монтаж и ввод в эксплуатацию;
2) техническая помощь и обслуживание;
3) этапы после реализации (модернизации);
4) утилизация или восстановление в конце выработки ресурса.
Организация сервисного обслуживания в рамках Программы должна обеспечить послегарантийный ремонт и обслуживание аппаратно-программных комплексов, их модернизацию и учебно-методическую поддержку для адаптации в учебном процессе.
Основные направления организации сервисной службы:
1. Формирование инфраструктуры сервисного обслуживания:
создание сервисной службы областного уровня;
создание сети районных сервисных служб (на базе районных центров информационных технологий).
2. Организация системы сервисного обслуживания:
составление базы парка компьютерной техники, включая конфигурацию и параметры сетей, серверов, рабочих станций, анализ качества и работоспособности основного оборудования и периферии;
выяснение объема работ по сервисному обслуживанию и определение условий его выполнения;
проведение работ по поддержанию существующего парка компьютерной техники, локальных корпоративных сетей, программного обеспечения и периферии в работоспособном состоянии;
проведение работ по настройке аппаратных частей, программного обеспечения;
ежегодный анализ аппаратных частей на предмет их соответствия выполняемым задачам и замена их на новые по мере необходимости;
проведение обучающих семинаров для сотрудников районных сервисных служб;
поставка, установка и обслуживание новой техники и программного обеспечения;
создание фонда комплектующих материалов для ремонта вычислительной техники;
формирование новых видов услуг согласно пожеланиям заказчика;
заключение договоров с образовательными учреждениями и муниципальными органами управления образованием на сервисное обслуживание.
2.2.5. Механизмы частичного самофинансирования развития ЛОКОС
Для реализации различных форм частичного самофинансирования наиболее затратных направлений развития Ленинградской областной корпоративной образовательной сети необходимы следующие направления деятельности:
подготовка нормативной правовой документации по функционированию частично самофинансируемых направлений развития Ленинградской областной корпоративной образовательной сети;
организация районных узлов по предоставлению услуг передачи данных и телематических услуг юридическим и физическим лицам;
использование областной образовательной сервисной службы для оказания услуг предприятиям и организациям области в вопросах обслуживания и ремонта вычислительной техники, сопровождения программного обеспечения и консультационных услуг;
организация платных образовательных услуг взрослому населению области в вопросах освоения компьютерной грамотности и информационных технологий.
2.3. Использование новых информационных технологий
в образовательном процессе
Создание ЛОКОС обусловлено тем, что телекоммуникационные сети в образовании - это не только транспортная структура, но и структура, имеющая функциональное назначение - информационное накопление. Основными задачами информационного наполнения сети являются:
1. Обобщение и каталогизация существующего в настоящее время в региональной системе образования практического опыта.
2. Внедрение электронных учебных пособий и использование образовательных ресурсов, созданных в других регионах Российской Федерации.
3. Создание среды для разработки современных региональных образовательных ресурсов с применением новых информационных и коммуникационных технологий.
2.3.1. Создание электронных библиотек образовательных
информационных ресурсов
Учитывая большие возможности новых информационных и коммуникационных технологий, необходимо создать среду, в которой любой работник системы образования мог получить интересующий его материал, обменяться опытом с другими коллегами, обсудить наиболее сложные и актуальные вопросы, получить консультации методистов, представителей науки и представителей органов управления образованием.
Первым этапом этой работы должно явиться создание и поддержание базы данных педагогических кадров образовательных учреждений Ленинградской области.
Следующим этапом - каталогизация и накопление банка образовательных и информационных ресурсов (традиционные учебные материалы, методические разработки, аудио- и видеозаписи, CD-rom, компьютерные программы, web-ресурсы), создание автоматизированной информационно-поисковой системы.
Завершающий этап - обеспечение популяризации и регулируемого доступа к данным электронной библиотеки.
2.3.2. Приобретение и распространение электронных средств обучения.
Развитие сети медиатек
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области начались процессы по закупке и внедрению электронных средств обучения.
Данное направление требует определения своевременной компетентной оценки организационных, экономических и социальных последствий внедряемых новых информационных технологий. Сегодня на рынке мультимедийного программного обеспечения наравне с высококачественной продукцией представлены программные пакеты, не допустимые к использованию в учебном процессе.
Контроль качества и экспертиза прикладных программных продуктов должны проводиться в обязательном порядке до начала применения их в учебных целях.
С целью экономии средств на закупку такого программного обеспечения необходимо:
создать региональную базу данных прикладных программных продуктов, утвержденных Советом по региональным экспериментальным площадкам при Ленинградском областном институте развития образования, которые содержатся в районных и школьных медиатеках; обеспечить свободный доступ к базе с помощью ЛОКОС;
создать региональную медиатеку сетевых версий программного обеспечения, возможных для использования в режиме удаленного доступа;
возложить на районные центры информационных технологий функции по тиражированию утвержденных областным экспертным советом электронных учебных пособий и методического сопровождения применения прикладного программного обеспечения;
разработать комплекс мероприятий по интеграции учебных пособий, созданных с применением новых информационных и коммуникационных технологий, и традиционных средств обучения.
2.3.3. Создание условий для разработки электронных учебных пособий
В настоящее время в образовательных учреждениях области начинается работа по самостоятельной разработке преподавателями электронных учебных пособий. Учитывая востребованность электронных материалов, особенно ориентированных на учителя общеобразовательной школы, в период реализации данной программы необходимо разработать комплекс следующих мероприятий:
привлечение различных специалистов (педагогов, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и других) для создания интегрированных конкурентоспособных образовательных ресурсов (от текстовых до мультимедийных). Разработка таких материалов должна основываться на новейших технологиях, дающих возможность решать педагогические задачи, которые невозможно решить традиционными методами;
разработка документации для введения дополнительной номинации "Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в обучении" в областные конкурсы "Школа года", "Училище года";
разработка критериев и типовой структуры образовательного web-сайта образовательных учреждений всех видов: школ, учреждений дополнительного образования и учреждений начального профессионального образования, высших учебных заведений.
2.3.4. Развитие дистанционной формы обучения
Быстрое развитие и распространение современных средств телекоммуникации, компьютерной техники и новых компьютерных технологий в образовании является основной предпосылкой для создания новой формы обучения - дистанционной.
Цели и задачи дистанционного обучения в регионе определяются как экономическим, так и социальным факторами.
В качестве наиболее важного экономического фактора следует считать возможность снижения финансовых затрат на организацию регулярного обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, эффективное использование регионального педагогического потенциала, оперативное и при минимальных затратах распространение опыта и знаний субъектам образовательного процесса.
Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50 процентов дешевле традиционных методов образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60 процентов от затрат на подготовку специалиста по очной форме.
Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет более высокой концентрации учебного материала, унификации его содержания, более эффективного использования технических средств и учебных площадей, увеличения числа обучающихся без дополнительных затрат.
В социальном отношении система дистанционного обучения позволяет уменьшить информационное и образовательное неравенство, реализовать принцип доступности образования, обеспечить равные возможности получения образования для всех субъектов.
Технологии дистанционного обучения на основе Ленинградской областной корпоративной образовательной сети должны включать:
аудиовизуальные средства: печатный материал, аудиокассеты, видеокассеты, видеодиски;
компьютерные средства обучения: компьютерные программы, электронные учебники, тесты, лабораторные практикумы, информационные модели, программы интерактивного видео и мультимедиа;
системы телекоммуникации: телеконференции, видеоконференции, электронная почта, видеотекст, работа с базами данных в режиме удаленного доступа.
Использование технологий дистанционного обучения предоставят каждому обучаемому широкий спектр возможностей для индивидуального обучения, адаптированного во времени и пространстве, что позволит обеспечить наиболее благоприятные условия для личностного и профессионального развития каждого обучаемого.
Технические параметры сети должны обеспечивать быструю передачу мультимедийной информации, статических и динамических изображений в виде исполняемых и текстовых файлов (компьютерных программ, учебников, тестов).
Определяются следующие направления работы развития дистанционной формы обучения:
1. Формирование инфраструктуры системы дистанционного обучения: создание центров дистанционного обучения на базе высших учебных заведений области, Ленинградского областного института развития образования и районных центров информационных технологий.
2. Обеспечение технической базы центров дистанционного обучения.
3. Обеспечение необходимыми программными средствами.
4. Разработка методического обеспечения:
создание программ по дистанционному обучению;
создание методических материалов и пособий по новым информационным и телекоммуникационным технологиям и дистанционному обучению.
5. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в части:
использования средств дистанционного обучения;
использования средств разработки и доставки дистанционных курсов для преподавателей;
использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических и программных средств доставки дистанционных курсов для работников образования;
разработки дистанционных курсов по указанным выше направлениям.
6. Контроль качества и сертификация дистанционного обучения:
разработка нормативных материалов;
разработка методик контроля и сертификации.
7. Контроль качества знаний и сертификация слушателей:
разработка критериев, методик и программ контроля качества знаний слушателей;
создание компьютерных программ контроля и сертификации.
2.4. Развитие системы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических
кадров системы образования в области новых информационных и
коммуникационных технологий
Изменение качества образования возможно при изменении качества труда педагогических и управленческих кадров, изменении технологий образовательного процесса. Для этого необходимо:
наличие специально организованной учебно-информационной среды;
обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, современной информационной культуры и компетентности педагогических, научно-педагогических, административных, управленческих и инженерно-технических кадров системы образования.
Педагог должен:
владеть навыками пользователя персонального компьютера, что предполагает знание архитектуры персонального компьютера и принципов функционирования, знание популярных средств и основных приемов работы с документами на персональном компьютере, владение практическими навыками работы в сети Интернет (знание приемов работы с Интернет-сервисами);
эффективно использовать информационные технологии для получения новых знаний в своей предметной области;
применять компьютер для решения задач организационной и контрольной поддержки процесса обучения;
уметь организовывать и проводить электронное общение для получения, обмена и передачи опыта;
дидактически правильно определять соотношение работы традиционными методами обучения и с использованием информационных технологий;
владеть навыками методики создания учебных материалов, в том числе и электронных, с использованием средств новых информационных технологий, а также формировать библиотеку учебных материалов, представленных в электронном виде;
владеть новыми информационными технологиями, позволяющими прогнозировать результаты обучения и обрабатывать результаты педагогического эксперимента;
уметь управлять учебным процессом, в том числе, организовывать помощь и педагогическую коррекцию самообразования ученика;
знать принципы организации и функционирования дистанционного процесса обучения.
В основу системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки должен быть положен принцип многоступенчатого обучения в зависимости от уровня владения технологиями, в основу программ - модульность излагаемых разделов.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в области новых информационных и телекоммуникационных технологий проводится Ленинградским областным институтом развития образования и районными центрами информационных технологий. По прохождению курсовой подготовки работникам образования, прошедшим обучение, выдается удостоверение государственного образца.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в области новых информационных и телекоммуникационных технологий проводится для следующих категорий обучающихся:
учителя и преподаватели информатики общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ и лицеев;
учителя и преподаватели общеобразовательных дисциплин школ, профессиональных училищ и лицеев;
преподаватели и руководители учреждений дополнительного образования детей;
преподаватели районных центров информационных технологий (далее - тьютеры);
инженерно-технический персонал;
административно-управленческий персонал, включающий руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей методических служб, директоров и заместителей директоров образовательных учреждений;
специалисты и руководители структурных подразделений комитета общего и профессионального образования Ленинградской области;
методисты, преподаватели и руководители подразделений Ленинградского областного института развития образования;
преподаватели областных высших учебных заведений.
Повышение квалификации и профессиональной переподготовки осуществляется по следующим программам обучения:
компьютерные технологии в образовании;
интернет-технологии в системе образования;
основы современных информационных и телекоммуникационных технологий и их применение в образовательных целях;
разработка дидактических материалов средствами информационных технологий;
тьютер районного центра информационных технологий;
основы профессиональной работы в сети Интернет;
системный администратор районного центра информационных технологий.
Основными направлениями повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров системы образования в области новых информационных и коммуникационных являются:
развитие сети районных центров для повышения квалификации различных категорий работников образования в области новых информационных и телекоммуникационных технологий;
подготовка тьютеров для районных центров информационных технологий;
формирование программ обучения различных категорий работников образования в области новых информационных и телекоммуникационных технологий;
разработка учебно-методических материалов, необходимых для повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
обучение различных категорий работников образования применению и интеграции в образовательную и управленческую деятельность новых информационных и телекоммуникационных технологий;
использование дистанционного обучения для повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области новых информационных и телекоммуникационных технологий;
создание экспериментальных площадок по внедрению новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс и управленческую деятельность;
организация участия школьных коллективов в проектно-исследовательской деятельности с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий для подготовки учителей к работе новыми методами и организационными формами;
разработка документации для областного конкурса "Учитель года" по введению номинации "Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в обучении";
проведение организационно-педагогических программ (олимпиад по информатике, Интернет-фестивалей, летних компьютерных лагерей).
3. Ресурсное обеспечение Программы
Нормативное правовое обеспечение:
Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденная Министерством образования Российской Федерации;
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года N 630;
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65;
Национальная доктрина образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751;
Региональная целевая программа "Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1;
Приоритетные направления развития науки и техники в Ленинградской области на период до 2003 года, утвержденные постановлением Губернатора Ленинградской области от 31 мая 2001 года N 213-пг.
Научно-методическое обеспечение:
разработка научно-методического обеспечения внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий осуществляется Ленинградским областным институтом развития образования и Ленинградским государственным областным университетом им. А.С.Пушкина на основании решения Совета по региональным экспериментальным площадкам при Ленинградском областном институте развития образования:
1. Для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений:
методических рекомендаций по применению компьютерных и информационных технологий при обучении гуманитарным предметам;
методических рекомендаций по применению компьютерных и информационных технологий при обучении по предметам естественно-математического цикла;
методических рекомендаций по применению компьютерных и информационных технологий по моделированию опытов на уроках физики и химии;
информационных и компьютерных технологий для внешкольной и внеклассной деятельности;
информационных и компьютерных технологий в досуговой деятельности подростков;
рекомендаций по организации деятельности школьных Интернет-клубов;
методических рекомендаций по организации дистанционного обучения;
дидактических материалов по предметам (с применением компьютерных и информационных технологий).
2. Для преподавателей и обучающихся центров информационных технологий разработка программ, учебных планов, учебно-методических пособий по программам обучения:
компьютерные технологии в образовании;
Интернет-технологии в системе образования;
основы современных информационных и телекоммуникационных технологий и их применение в образовательных целях;
разработка дидактических материалов средствами информационных технологий.
3. Для студентов высших учебных заведений и педагогических училищ:
учебно-методических материалов по овладению информационными и телекоммуникационными технологиями.
4. Иных материалов.
Кадровое обеспечение:
обучение педагогических и руководящих работников информационным и телекоммуникационным технологиям, использованию телекоммуникационных средств, формированию и использованию информационных ресурсов.
Информационное обеспечение:
создание базы данных компьютерной техники образовательных учреждений области, включающей наличие техники, ее характеристики, процент износа, сервисное обслуживание;
создание регионального банка образовательно-информационных ресурсов;
обеспечение научно-методическими материалами.
Материально-техническое обеспечение:
обеспечение образовательных учреждений, включая высшие учебные заведения и педагогические училища средствами информатизации;
сервисное обслуживание;
создание областной корпоративной образовательной сети;
создание районных центров информационных технологий.
Финансовое обеспечение:
средства областного бюджета Ленинградской области;
долевое участие муниципальных бюджетов;
средства федерального бюджета в соответствии с федеральной программой и планируемым соглашением с Министерством образования Российской Федерации;
прочие источники (средства спонсоров, международных фондов, российских коммерческих организаций).
4. Организационные основы информатизации системы образования
Организационную основу информатизации системы образования Ленинградской области составляет областной центр информационных технологий и районные центры.
Районные центры информационных технологий создаются по решению органов местного самоуправления в виде муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования и размещаются в помещениях, определяемых органами местного самоуправления.
Областной центр информационных технологий осуществляет следующие основные функции:
является провайдером районных центров информационных технологий;
осуществляет совместно с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области централизованное руководство и координацию развитием информатизации системы образования;
проводит работы по проектированию, разработке и внедрению, а в дальнейшем по поддержке функционирования и развитию ЛОКОС;
составляет организационное единство сети ЛОКОС;
осуществляет руководство районными центрами информационных технологий в соответствии с наделенной компетенцией в части организации методической работы, организации областной и районных сервисных служб, повышения квалификации в сфере компьютерных и информационных технологий и иного;
разрабатывает предложения по модернизации и переукомплектации компьютерной техники, установленной в образовательных учреждениях области, нормативу средств информатизации; координирует деятельность районных сервисных служб;
обеспечивает структурированное хранение и оперативный доступ к электронным каталогам учебно-методических пособий с учетом авторских прав педагогов-разработчиков, защиту от несанкционированного доступа;
создает областную медиатеку;
осуществляет другие функции, определяемые органом Управления образованием Ленинградской области.
Основные функции районных центров информационных технологий:
оказание провайдерских услуг образовательным учреждениям, иным организациям и предприятиям, а также гражданам;
обучение педагогических и административных кадров компьютерным и информационным технологиям;
организация дистанционного обучения;
организация методической работы с учителями в сфере информационных технологий;
организация клубной работы с учителями в сфере информационных технологий;
сервисное обслуживание;
организация внешкольной работы с учащимися в сфере информационных технологий;
другие функции, определяемые органом Управления образованием Ленинградской области.
5. Управление Программой. Состав, функции и полномочия участников
реализации Программы. Контроль за исполнением Программы
5.1. Определение состава исполнителей мероприятий Программы
Основным исполнителем Программы является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, соисполнителями - комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области, комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области, органы местного самоуправления. К выполнению Программы привлекаются организации и предприятия на условиях конкурса поставщиков на поставку аппаратных и программных средств в образовательные учреждения области.
Условия конкурса определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации к проведению тендеров в части исполнения федеральных программ, нормативными правовыми актами Ленинградской области в части исполнения региональных программ.
Предприятия, выбираемые в качестве исполнителей и соисполнителей работ, должны обладать большим практическим опытом их проведения, иметь сертификаты на право их проведения.
5.2. Формы управления Программой при ее реализации
Реализация Программы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области".
Выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе действующих и дополнительно разрабатываемых нормативных правовых актов.
Организация работ, предусмотренных Программой, научно-методическое руководство, экспертиза предлагаемых решений и приемка выполненных работ осуществляются непосредственно комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
В организации работ участвуют органы управления образованием, специалисты органов, ответственных за информатизацию, а также центры информационных технологий по мере их создания, Ленинградский областной институт развития образования, Ленинградский государственный областной университет им.А.С.Пушкина, муниципальный компьютерный центр Лужского района.
Решение концептуальных вопросов реализации Программы осуществляется на основе рекомендаций экспертного совета по информатизации, возглавляемого председателем комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, при участии специалистов комитета по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области.
5.3. Контроль за выполнением Программы
Контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Н.И.Пустотин, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и органы местного самоуправления.
Результаты контроля представляются ежеквартально в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.
6. Ожидаемые результаты выполнения Программы
Обеспечение средствами информатизации образовательных учреждений области, предполагается приобрести: компьютеров - 1753 единицы, серверов - 48 единиц, комплектов сетевого оборудования - 198 единиц, мультимедиа-проекторов - 88 единиц (для каждой восьмой школы), различных видов периферийного оборудования и оргтехники - 602 единицы (для каждой школы), антивирусного программного обеспечения - 609 комплектов, специализированного программного обеспечения для коррекционных учреждений - 25 комплектов. Число компьютеров в учреждениях основного и среднего (полного) общего образования предполагается довести до соотношения 1 компьютер на 80 учащихся. Ожидается выравнивание по уровню оснащенности средствами информатизации общеобразовательных учреждений всех муниципальных образований.
Создание областной и районных сервисных служб для поддержания средств информатизации образовательных учреждений.
Формирование сетевой инфраструктуры взаимодействия всех субъектов региональной системы образования. Реализация процесса внедрения и популяризации новейших технологий телекоммуникаций в условиях корпоративной среды.
Организация доступа к информационным ресурсам, размещенным в глобальной и региональной компьютерных сетях для всех образовательных учреждений области.
Создание регионального банка образовательных и информационных ресурсов.
Организация сети школьных медиатек. Создание областной медиатеки.
Создание и апробация типовой среды для разработки и тиражирования электронных учебных пособий на базе районных центров информационных технологий.
Внедрение элементов системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения для образовательных учреждений различного уровня.
Создание условий для использования электронных специализированных средств обучения в специальных (коррекционных) учреждениях.
Разработка и издание методических рекомендаций в количестве 12500 экземпляров.
Разработка и функционирование комплекса мероприятий по организации непрерывной разноуровневой системы подготовки и переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в части применения новых информационных технологий: подготовка тьютеров для районных центров информационных технологий, отработка системы обучения педагогов на базе районных центров информационных технологий по программам, разработанным Ленинградским областным институтом развития образования. В результате за пять лет будут обучены 5000 человек педагогических, административных и инженерно-технических кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.