Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Председателя
Комитета по земельным
ресурсам и землеустройству
Временная инструкция
о порядке оформления и государственной регистрации
документов о правах на недвижимость в жилищной сфере
I. Общие положения
1.1. Настоящая Временная инструкция (далее - Инструкция) устанавливает правила приема, проверки подготовки, оформления и государственной регистрации документов о правах на недвижимость в жилищной сфере (далее - регистрация) в порядке, определенном Приказом председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству N 87 от 29.12.94.
1.2. В соответствии с распоряжением мэра - Председателя Правительства Санкт-Петербурга N 1329 от 29.12.94 "О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга" регистрация и оформление документов о правах на недвижимость в жилищной сфере производится Городским бюро регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере (далее - Бюро).
1.3. Положения Инструкции обязательны для исполнения сотрудниками Бюро, которые по роду своей служебной деятельности связаны с приемом, проверкой, подготовкой, оформлением и регистрацией документов о правах на недвижимость.
Несоблюдение положений Инструкции сотрудниками является дисциплинарным проступком и влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.4. К работе по приему, проверке, подготовке, оформлению, регистрации и выдаче документов допускаются работники Бюро, прошедшие аттестацию.
1.5. По правилам, устанавливаемым настоящей Инструкцией, осуществляется:
- регистрация документов о правах юридических лиц (независимо от формы их собственности и места регистрации) и граждан (независимо от гражданства и места жительства) на недвижимость, находящуюся на территории Санкт-Петербурга и административно подчиненных ему территориях (кроме тех районов, в которых регистрация документов о правах на объекты недвижимости производится проектно-инвентаризационными бюро, бюро технической инвентаризации, иными организациями до передачи ими архивных материалов Бюро).
- подтверждение прав в отношении указанных объектов недвижимости,
- прием, проверка и подготовка соответствующими подразделениями Бюро документов, необходимых для государственной регистрации и для подтверждения прав на объекты недвижимости.
Нумерация приводится согласно источнику
1.7. Под объектами недвижимости в данной Инструкции понимаются находящиеся на территории Санкт-Петербурга и административно подчиненных ему территориях:
- квартиры,
- иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания,
- сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы,
- встроенно-пристроенные жилые помещения.
1.8. Регистрации подлежат документы о правах на недвижимость возникающих в результате:
1.8.1. сделки (купля-продажа, передача квартиры в собственность граждан в порядке приватизации, мена, дарение, приобретение объекта недвижимости в порядке наследования по закону или по завещанию и др.);
1.8.2. полного внесения членом жилищного, жилищно-строительного или иного потребительского кооператива паевого взноса за квартиру или иное помещение, предоставленное этому лицу кооперативом, решения суда и по другим основаниям, не противоречащим закону;
1.8.3. создание (участие в создании) новых объектов недвижимости.
1.9. Факт государственной регистрации документов о правах на объект недвижимости, возникающих по основаниям, указанным в пунктах 1.8.1, 1.8.2 настоящей Инструкции удостоверяет свидетельство о государственной регистрации формы 1 (Приложение N 1).
Документом, удостоверяющим право на вновь созданный объект недвижимости и регистрацию этого права является свидетельство о государственной регистрации формы 2 (Приложение N 2).
1.10. Основания для отказа в государственной регистрации:
- несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства РФ и Временного положения о регистрации и оформлении документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость в Санкт-Петербурге, утвержденного приказом председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 29.12.94 г. N 87 (далее "Положение);
- расхождении сведений, указанных в представленных документах, с данными архива Бюро, за исключением случаев, когда расхождение сведений вызвано явной технической ошибкой, допущенной при заполнении реестровых книг;
- арест, запрещения, или наличие спора в отношении данного объекта недвижимости;
- невыполнение заявителем в установленный срок требований о предоставлении дополнительных сведений, установленных при продлении срока регистрации (п.1.11 раздела I и п.2.11 раздела II настоящей Инструкции).
1.11. Основания для продления срока регистрации:
- необходимость получения дополнительных сведений от заявителя, органов власти и управления, а также иных органов и организаций;
- необходимость проведения дополнительной экспертизы документов.
1.12. Бюро несет ответственность за необоснованную задержку государственной регистрации и подтверждения прав, а также за необоснованный отказ в государственной регистрации и подтверждении прав.
II. Порядок регистрации
1. Порядок приема документов:
1.1. Прием документов на регистрацию осуществляется инспектором отдела приема и выдачи документов Бюро (далее - ОПВД).
1.2. Прием заявлений и прилагающихся к ним документов осуществляется только в приемные часы и дни и исключительно в помещении операционного зала.
1.3. Инспектор ОПВД вправе принимать документы только от следующих лиц:
1.3.1. От гражданина, приобретающего право на недвижимость по основаниям, указанным в пп.1.8.1, 1.8.2 настоящей Инструкции.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также лица, признанные судом ограниченно дееспособными, могут самостоятельно подавать заявление на регистрацию собственности, но с согласия родителей или попечителей, что подтверждается письменным заявлением последних.
1.3.2. От представителя гражданина, указанного в п.1.3.1, действующего на основании закона или доверенности, удостоверенной в соответствии с требованиями ст. 185 ГК РФ.
Полномочия законных представителей несовершеннолетних лиц, не достигших 14-летнего возраста, подтверждаются:
- для родителей - паспортом и свидетельством о рождении ребенка,
- для опекунов - удостоверением опекуна.
Полномочия законного представителя лица, признанного в установленном порядке недееспособным, подтверждается удостоверением опекуна.
1.3.3. От полномочного представителя юридического лица, приобретающего право на недвижимость.
Полномочия представителя юридического лица подтверждаются подлинником или нотариально заверенной копией Устава (Положения) и протоколом об избрании или приказом о назначении на должность, либо надлежаще оформленной доверенностью, скрепленной подписью руководителя и круглой печатью организации и содержащей сведения о сроках полномочий представителя и пределах компетенции (правом заключать договоры от лица организации или производить действия, необходимые для регистрации прав).
1.3.4. От представителя специализированного предприятия (организации), осуществляющего операции на рынке недвижимости Санкт-Петербурга, заключившего с Бюро договор установленной формы.
Полномочия представителя подтверждаются:
- документом, удостоверяющим личность;
- надлежаще оформленной доверенностью, скрепленной подписью руководителя и круглой печатью фирмы (при первоначальном обращении данного сотрудника в Бюро прилагается также ксерокопия доверенности);
- договором между фирмой и клиентом, в интересах которого предприятие обращается за регистрацией.
1.3.5. От наследника для регистрации документов о праве наследодателя на квартиру (помещение). Права наследника подтверждаются:
- свидетельством о смерти наследодателя;
- документами, подтверждающими право заявителя на наследство по закону или завещанием с отметкой о том, что оно не изменено и не отменено.
1.4. Заявитель предъявляет инспектору ОПВД следующие документы:
- документ, подтверждающий оплату услуг Бюро;
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "Приложение N 1" следует читать как "Приложение N 3"
- заявление установленной формы (Приложение N 1);
- документ, удостоверяющий личность (паспорт, паспорт моряка, для военнослужащих действительной службы - удостоверение офицера или военный билет);
- документ, подтверждающий полномочия представителя, права наследника;
- подлинник основного правоустанавливающего документа;
- нотариально заверенную копию основного правоустанавливающего документа (ксерокопию договора передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации, либо копию данного договора, удостоверенную печатью Агентства по приватизации; копию справки ЖСК, заверенную правлением ЖСК);
- при регистрации собственности на квартиру ЖСК - справку о прописке (ф.9), копию ордера, в случае, если имела место передача паенакопления от другого лица, выписку из протокола общего собрания членов ЖСК о приеме заявителя в члены ЖСК.
1.5. Инспектор ОПВД принимает документы в следующем порядке:
1.5.1. Проверяет наличие и правильность оформления документа об оплате услуг Бюро.
1.5.2. Устанавливает личность заявителя:
- проверяет соответствие сведений, указанных в документе, удостоверяющем личность, сведениям, указанным в заявлении;
- проверяет наличие и оформление документа, подтверждающего полномочия представителя.
1.5.3. Проверяет наличие документов, необходимых для государственной регистрации.
1.5.4. Инспектор ОПВД принимает от заявителя следующие документы:
- документ, подтверждающий оплату услуг Бюро;
- заявление;
- подлинник основного правоустанавливающего документа;
- нотариально заверенную копию основного правоустанавливающего документа (ксерокопию договора передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации, либо копию данного договора, заверенную печатью Агентства по приватизации, копию справки ЖСК, заверенную правлением ЖСК);
- документы, необходимые для регистрации права на квартиру ЖСК, указанные в п.1.4 настоящей Инструкции;
- доверенность представителя в подлиннике (если доверенность была выдана только для совершения действий по регистрации) или ксерокопии;
- лица, указанные в п.1.3.4 настоящего раздела вместо заявления и документа, подтверждающего оплату услуг Бюро представляют опись передаваемых документов с указанием срока оформления.
1.6. Основания для отказа в приеме документов:
- обращение ненадлежащего лица;
- отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего оплату услуг Бюро;
- отсутствие у заявителя документа, подтверждающего личность;
- отсутствие или ненадлежащее оформление документа, удостоверяющего полномочия представителя (права наследника);
- наличие в указанных документах подчисток, неоговоренных исправлений, следов травления текста, признаков замены фотографии и т.п.;
- неверное указание адреса, фамилии, имени, отчества или наименования собственника, отсутствие необходимых подписей и печатей в основном правоустанавливающем документе или его копии;
- для юридических лиц, зарегистрированных вне пределов Российской Федерации, - отсутствие данных о произведенной легализации учредительных документов учреждением Министерства иностранных дел РФ в стране нахождения юридического лица или заверение указанных документов штампом апостиля или штампом торгово-промышленной палаты страны нахождения юридического лица;
- отсутствие других документов, необходимых для государственной регистрации.
1.7. В случае отказа в приеме документов инспектор ОПВД возвращает документы заявителю с устным разъяснением причин отказа и предложением устранить выявленные недостатки. Регистрация обращения в этом случае не производится.
1.8. Если заявитель не согласен с отказом, он вправе обратиться к администратору ОПВД.
1.9. Факт приема документов регистрируется инспектором ОПВД и присутствии заявителя в книге приема-выдачи документов (Приложение N 4).
Особенности порядка приема документов для регистрации в случае проверки и подготовки документов к регистрации в сокращенные сроки определены в разделе V настоящей Инструкции.
1.10. Инспектор ОПВД выдает заявителю талон (Приложение N 5), в котором указывает свою фамилию, входящий номер, за которым зарегистрированы документы заявителя и дату, не позднее которой они будут ему выданы или будет сообщено об отказе в регистрации.
1.11. Лица, указанные в п.1.3.4 настоящего раздела Инструкции, подтверждают факт сдачи документов подписью в книге приема-выдачи документов. Вместо талона указанным лицам возвращается второй экземпляр описи передаваемых документов с указанием срока оформления.
1.12. На заявлении инспектор ОПВД заполняет раздел "Проверено". Инспектор ОПВД несет персональную ответственность за проверку правильности данных, изложенных в заявлении.
1.13. Принятые от заявителя документы инспектор ОПВД передает инспектору отдела проверки и подготовки документов Бюро для дальнейшей проверки. Инспектор отдела проверки и подготовки документов расписывается в книге приема-выдачи документов в получении документов по каждому входящему номеру.
2. Порядок проверки и подготовки документов
2.1. Проверка документов, поданных для государственной регистрации и подтверждения прав на объекты недвижимости, осуществляется инспектором отдела проверки и подготовки документов (ОППД) Бюро.
2.2. Проверка документов осуществляется в течение 30 дней с даты поступления документов в Бюро. В случае необходимости проведения дополнительной проверки срок подготовки документов может быть продлен начальником Управления подготовки и оформления документов, но не более, чем на 10 дней, о чем в письменной форме сообщается заявителю. Решение об отложении регистрации может быть обжаловано в суд.
Особенности порядка проверки и подготовки документов в сокращенные сроки определены в разделе V настоящей Инструкции.
2.3. Проверка документов проводится только в рабочее время и в специальном помещении, предназначенном для работы с архивными материалами. Работа с архивными материалами осуществляется с соблюдением требований правил и инструкций Государственной архивной службы России, нормативно-методических документов, определяющих работу архивных и делопроизводственных служб.
2.4. Инспектор ОППД начинает проверку документов с установления их подлинности путем выявления возможных подчисток, неоговоренных зачеркиваний и исправлений, признаков травления текста и др.
Отдельно проверяется подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати (или печати нотариальной конторы) путем сличения их с образцами, представленными Нотариальной палатой.
В случае обнаружения в документах перечисленных выше нарушений инспектор ОППД делает соответствующую отметку на заявлении, сообщает об этом старшему инспектору ОППД и передает ему документы. Старший инспектор ОППД принимает решение о возможности передачи документов для регистрации или о необходимости отказать в регистрации, делает отметку о принятом решении на заявлении и возвращает документы инспектору.
2.5. После установления подлинности представленных документов инспектор проверяет правильность их оформления.
Форма основного правоустанавливающего документа, подтверждающего возникновение, изменение или прекращение права, должна отвечать требованиям действующего законодательства РФ и соответствовать форме типовых нотариальных документов. В договоре (свидетельстве) должны содержаться сведения о дате и месте их заключения (выдачи), полное наименование и адреса сторон, сведения о документах, подтверждающих полномочия лиц, подписавших договор, предмет сделки должен быть индивидуализирован путем указания точного адреса объекта недвижимости, метража жилой и общей полезной площади, количества комнат, сведений о стоимости объекта и основаниях возникновения права собственности, данных о регистрации прав на объект недвижимости.
Основной правоустанавливающий документ должен содержать запись о том, что объект недвижимости не состоит под арестом (запрещением), а также содержать сведения о наличии или отсутствии залога.
2.6. Все сведения об арестах, запрещениях и спорах в отношении объектов недвижимости, поступающие в Бюро, в обязательном порядке фиксируются в книгах арестов и запрещений, кроме того инспектором ОППД делается отметка об аресте, запрещении, споре в реестровой книге по соответствующему адресу. Документы, послужившие основанием для ареста, запрещения, а также свидетельствующие о наличии спора хранятся в архиве Бюро.
2.7. Установив, что документы оформлены надлежащим образом, инспектор ОППД сверяет данные основного правоустанавливающего документа с данными архива (банка данных).
2.8. При отсутствии сомнений в подлинности документов, их надлежащем оформлении и соответствии их содержания данным архива, инспектор ОППД заполняет на заявлении раздел "Подготовлено к регистрации", где указывает дату проверки и свою фамилию.
2.9. Инспектор ОППД вносит в реестровую книгу (Приложение N 6) сведения о документе, подготовленном для государственной регистрации.
После этого инспектор ОППД заполняет свидетельство о государственной регистрации формы 1.
Все записи в свидетельстве должны быть выполнены шариковой или перьевой ручкой с красителем синего цвета, разборчивым почерком, без исправлений и ошибок. Свидетельство также может быть заполнено машинописным способом или с применением компьютерной техники.
2.10. При наличии основании, указанных в п.1.10 раздела I настоящей Инструкции, инспектор ОППД делает соответствующую отметку на заявлении и составляет проект отказа в государственной регистрации.
2.11. По окончании проверки и подготовки документов в государственной регистрации все документы, включая проекты отказов в регистрации, передаются в отдел регистрации (далее ОР) Бюро.
2.12. При наличии оснований, предусмотренных в п.1.11 раздела I настоящей Инструкции, инспектор ОППД готовит уведомление заявителю о продлении срока проверки и подготовки документов в соответствии с п.2.2 настоящего раздела Инструкции с указанием требований о необходимости предоставления дополнительных сведений.
В случае невыполнения заявителем требований, изложенных в уведомлении в указанный срок, принимается решение об отказе в регистрации в соответствии с п.1.10 раздела I настоящей Инструкции.
3. Регистрация документов о правах на недвижимость
3.1. Лицо, уполномоченное удостоверять факт регистрации (далее - регистратор), принявший материалы, проверяет правильность изложенных в основном правоустанавливающем документе сведений.
3.2. Регистратор сверяет соответствие записей в реестровой книге сведениям, содержащимся в документах, представленных для государственной регистрации.
3.3. Регистратор принимает одно из следующих решений:
3.3.1. О регистрации документа о праве на объект недвижимости. В этом случае регистратор заверяет своей подписью запись о произведенной государственной регистрации в реестровой книге и в свидетельстве о государственной регистрации. На свидетельстве о государственной регистрации регистратор заверяет свою подпись круглой гербовой печатью Бюро "Государственная регистрация" (Приложение N 7).
3.3.2. Об отказе в регистрации.
Отказ в регистрации подписывается начальником ОР. Отказ в государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством может быть обжалован в судебном порядке.
3.4. Если представленные документы содержат следы, дающие основание предположить наличие подлога, они направляются Бюро правоохранительным органам Санкт-Петербурга, а регистрация откладывается до принятия указанными органами решения по существу, о чем сообщается заявителю.
3.5. Регистратор ОР передает документы, подлежащие выдаче, в ОППД Бюро.
Все документы, не подлежащие выдаче, поступают на хранение в архив Бюро.
3.6. Документы передаются инспектором ОППД инспектору ОПВД Бюро для выдачи заявителю.
Факт передачи подтверждается подписью инспектора ОПВД в книге приема-выдачи документов.
4. Порядок выдачи документов
4.1. Выдаче подлежат:
- при осуществленной государственной регистрации - подлинник основного правоустанавливающего документа со свидетельством произведенной государственной регистрации,
- в случае отказа в регистрации - отказ за подписью уполномоченного должностного лица Бюро и подлинник основного правоустанавливающего документа (за исключением тех случаев, когда документы были направлены правоохранительным органам);
- документ, подтверждающий оплату услуг Бюро с отметкой о погашении.
4.2. Документы могут быть выданы инспектором ОПВД только лично заявителю или его полномочному представителю, действующему на основании доверенности.
Заявитель или его представитель обязаны предъявить документ, удостоверяющий личность.
4.3. Факт выдачи документов заявителю (или его представителю) подтверждается подписью последнего в книге приема-выдачи документов.
5. Оплата услуг бюро
5.1. Оплата услуг Бюро производится заявителем до подачи документов на регистрацию. В случае несоблюдения Бюро срока проверки и подготовки документов (за исключением случаев продления срока подготовки документов для дополнительной проверки) Бюро производит возврат суммы, уплаченной за ускоренную проверку и подготовку документов, при этом из нее удерживается стоимость услуг Бюро по проверке и подготовке документа в обычные сроки.
5.2. Документом, подтверждающим оплату, являются:
для юридических лиц - копия платежных поручений с отметкой учреждений банка о перечислении и заверенная круглой печатью банка;
для физических лиц - корешки квитанций, оформленные в соответствии с имеющимися в операционном зале образцами с отметкой банка об оплате.
5.3. Оплата услуг Бюро может быть произведена путем внесения гражданином или полномочным представителем юридического лица стоимости услуг в кассу Бюро. Доказательством внесения платежей в этом случае служит корешок к приходному кассовому ордеру, подписанный уполномоченным должностным лицом Бюро и заверенный соответствующей печатью.
5.4. Оплата услуг Бюро лицами, указанными в п.1.3.4 производится в соответствии с условиями договоров, заключенных между Бюро и предприятием (организацией).
III. Регистрация прав на вновь создаваемые объекты недвижимости
1. Свидетельство о государственной регистрации формы 2 (далее "свидетельство") выдается юридическим лицам и гражданам, приобретшим права на объект недвижимости путем инвестирования его строительства (капитального ремонта, реконструкции) в соответствии с действующим законодательством, либо по иным законным основаниям, если ранее не было зарегистрировано право иного лица на данный объект недвижимости.
Свидетельство о государственной регистрации формы 2 является правоустанавливающим документом.
2. Документы, представляемые для государственной регистрации
права на объект недвижимости и требования, предъявляемые
к представляемым документам
2.1. Для получения свидетельства заявители представляют следующие документы:
2.1.1. Юридические лица:
а) заявление установленной формы;
б) нотариально заверенную копию устава юридического лица со всеми изменениями и дополнениями;
в) первоначальный акт органа исполнительной власти о разрешении на строительство (капитальный ремонт, реконструкцию) жилого дома, выборочный капитальный ремонт (с последующими изменениями и дополнениями, если они имели место);
г) документ, подтверждающий отвод (предоставление) земельного участка;
д) документы, регламентирующие привлечение инвесторов к строительству (капитальному ремонту, реконструкции) дома;
е) акт государственной комиссии о приемке дома (помещений после выборочного капитального ремонта) в эксплуатацию, утвержденный уполномоченным органом государственного управления;
ж) справка организации-застройщика (заказчика) о балансовой стоимости 1 кв.м. общей площади в доме;
з) справка учреждения технической инвентаризации об инвентаризационной стоимости помещения, указанного в заявлении;
и) ведомость площадей, составленная учреждением технической инвентаризации;
к) документ о присвоении дому постоянного адреса (для домов нового строительства, а также в том случае, если после капитального ремонта или реконструкции дому был присвоен иной адрес);
л) в случае строительства дома Департаментом строительства (ГлавУКСом, Инвестиционным комитетом) - справка Департамента строительства об окончании финансовых расчетов и акт передачи здания от Департамента строительства (или иного уполномоченного им лица) лицу, для которого осуществлялось строительство данного дома;
м) все договоры между юридическими и физическими лицами, участвовавшими в инвестировании строительства (капитального ремонта, реконструкции) дома (со всеми изменениями и дополнениями) с актами приема-передачи помещений;
н) платежные документы, подтверждающие оплату помещения в сумме, указанной в акте приема-передачи;
о) доверенность организации на получение свидетельства о государственной регистрации (с указанием паспортных данных лица, на которое выдана доверенность).
2.1.2. Граждане:
а) документы, указанные в подпунктах а), в)-н) пункта 2.1.1 раздела III настоящей Инструкции;
б) ксерокопия документа, удостоверяющего личность (страниц с данными о том, кому, когда, кем выдан данный документ);
в) справка о прописке (форма 9) - для постоянно проживающих и прописанных в Санкт-Петербург.
2.2. В случае, если у застройщика или иного лица, участвовавшего в строительстве (капитальном ремонте, реконструкции), имеется обязательство по передаче городской администрации или ее органам вновь создаваемых объектов недвижимости или иные обязательства, связанные со строительством (капитальным ремонтом, реконструкцией), заявитель обязан кроме документов, указанных в пункте 2.1.1 настоящего раздела Инструкции, представить документы, возлагающие на застройщика (иное лицо) это обязательство и регламентирующие его исполнение, а также документы, подтверждающие его исполнение.
2.3. Заявитель представляет в Бюро документы, указанные в подпунктах в)-л) пункта 2.1.1 настоящего раздела Инструкции, в одном экземпляре. Данные документы, кроме документа, указанного в подпункте з), могут быть представлены как в виде подлинников, так и копий, соответствие которых подлиннику должно быть удостоверено организацией-застройщиком (заказчиком капитального ремонта, реконструкции). Копии удостоверяются путем совершения на каждой странице или на последней, если листы прошиты, надписи "копия верна", которая заверяется подписью должностного лица с указанием должности и Ф.И.О. и оттиском круглой печати организациизастройщика.
2.4. Документы, указанные в подпунктах б), в) пункта 2.1.2 настоящего раздела Инструкции, представляются в одном экземпляре. Копия документа, удостоверяющего личность, не заверяется, соответствие копии подлиннику документа проверяется инспектором отдела экспертизы, осуществляющем прием документов.
2.5. Документы, указанные в подпунктах з), о) пункта 2.1.1 и в) пункта 2.1.2 настоящего раздела Инструкции, представляются в подлиннике.
2.6. Документы, указанные в подпунктах м)-н) пункта 2.1.1 настоящего раздела Инструкции, представляются в двух экземплярах в виде подлинников и нотариально удостоверенных копий. Подлинники данных документов подлежат возврату заявителю при выдаче ему свидетельства о государственной регистрации или отказе в выдаче свидетельства. Заявление установленной формы представляется в двух экземплярах.
2.7. Если в представляемых заявителем документах имеются исправления, они должны быть заверены надписью "исправленному верить", подписью должностного лица с указанием должности и Ф.И.О. и круглой печатью организации, выдавшей документ, или организациями, указанных в документе в качестве сторон.
3. Сроки государственной регистрации прав на вновь
созданные объекты недвижимости
3.1. Для экспертизы документов и государственной регистрации права заявителя на вновь создаваемый объект недвижимости устанавливается срок 30 дней.
3.2. Сокращенный срок экспертизы документов составляет 15 дней.
3.3. Срок экспертизы может быть продлен в соответствии с п.5.7 настоящего раздела Инструкции, но не более, чем на 10 дней.
4. Порядок приема документов
4.1. Прием документов от лиц, указанных в п.1 настоящего раздела Инструкции, (далее по тексту "заявители"), осуществляется инспектором отдела экспертизы документов по вновь создаваемым объектам недвижимости (далее - отдел экспертизы) только в помещении операционного зала и в установленные приемные часы и дни.
4.2. При приеме документов заявитель обязан представить документ, свидетельствующий об оплате услуг Бюро по экспертизе и подготовке документов к регистрации.
4.3. Инспектор отдела экспертизы, осуществляющий прием документов, проверяет полномочия лица, представляющего документы, проверяет наличие в представленном заявителем пакете всех документов, требуемых настоящей инструкцией, их надлежащее оформление и сверяет представленные документы с описью, указанной в заявлении. В случае обнаружения каких-либо неточностей заявитель (представитель заявителя) вносит в опись исправления, заверяя их своей подписью.
4.4. Представленные заявителем документы не подлежат приему в случае:
а) представления документов лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом;
б) отсутствия у заявителя документа, свидетельствующего об оплате услуг Бюро по экспертизе и подготовке документов к регистрации;
в) представления заявителем пакета документов, который не содержит всех документов, указанных в пункте 2 настоящего раздела Инструкции;
г) представления заявителем документов, оформление которых не соответствует требованиям пунктов 2.3, 2.5, 2.6 настоящего раздела Инструкции, а также копий документов, в которых не читается текст, плохо различимы подписи и оттиски печатей;
д) представления заявителем документов, в которых имеются исправления, не заверенные в соответствии с п.2.7 настоящего раздела Инструкции.
4.5. Инспектор отдела экспертизы обязан объяснить заявителю причину отказа в приеме документов. Если заявитель не согласен с отказом в приеме документов, он вправе обратиться к начальнику отдела экспертизы или к его заместителю.
4.6. Лица, указанные в п.1 настоящего раздела Инструкции, подтверждают факт сдачи документов подписью в книге приема-выдачи документов. Вместо талона указанным лицам возвращается второй экземпляр описи передаваемых документов с указанием срока оформления.
5. Экспертиза документов
5.1. Экспертиза документов, представленных для государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимости, осуществляется начальником отдела экспертизы, его заместителем и юрисконсультами отдела (далее - юрисконсульт).
5.2. Юрисконсульт при получении на проверку представленных заявителем документов обязан путем запроса в ОППД проверить по имеющимся данным в Бюро наличие арестов, запрещений, споров по объекту недвижимости, указанному заявителем, а также, производилось ли оформление ордера на данный объект недвижимости или регистрация прав на него иного лица.
5.3. При проверке определяется соответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства и правомерность требования заявителя произвести государственную регистрацию его права на указанный им объект недвижимости.
5.4. В течении 20 дней (при сокращенном сроке - 7 дней) с даты поступления документов на основании результатов экспертизы юрисконсульт составляет заключение и представляет его вместе с документами на подпись начальнику отдела.
5.5. В заключении указываются следующие данные, установленные на основании представленных заявителем документов:
а) строительный (если помещение находится в доме нового строительства) и постоянный адрес дома, дата и номер документа о представлении земельного участка, дата и номер акта государственной комиссии о приемке дома в эксплуатацию и дата и номер утверждающего его документа;
б) наименование застройщика (заказчика);
в) нормативные акты органов государственного управления и иные документы с указанием номера и даты, регламентирующие строительство (капитальный ремонт, реконструкцию) дома, имущественные права застройщика в отношении указанного дома, условия заселения, порядок инвестирования строительства, отчислений площади и т.д.;
г) данные о документах, указанных в п.2.2 настоящего раздела инструкции;
д) документы, отражающие последовательность инвестирования с указанием номеров, дат, лиц, участвовавших в процессе инвестирования;
е) иные документы, представленные заявителем и имеющие правовое значение для принятия решения о выдаче заявителю свидетельства о государственной регистрации его права на объект недвижимости.
5.6. Кроме данных, указанных в п.5.5 настоящего раздела инструкции, заключение должно содержать правовой анализ проверяемых документов и вывод о возможности государственной регистрации прав заявителя на указанный им объект недвижимости или невозможности регистрации с указанием причин.
5.7. Если в ходе экспертизы документов обнаружится необходимость представления дополнительных документов, юрисконсульт, осуществляющий проверку, извещает об этом начальника отдела экспертизы.
Заявитель уведомляется письмом о необходимости представления дополнительных документов с указанием о том, какие документы должны быть представлены, а также срок их представления. Уведомление о продлении срока подготовки документов по представлению начальника отдела экспертизы подписывается начальником Управления экспертизы, проверки и подготовки документов, регистрируется в отделе экспертизы и направляется заявителю по почте или выдается на руки.
5.8. В книге приема-выдачи документов отдела экспертизы фиксируется продление срока рассмотрения документов, дата и исходящий номер письма заявителю об истребовании дополнительных документов, а также дата подписания заключения начальником отдела.
5.9. После подписания заключения начальником отдела экспертизы, заключение вместе с документами, представленными заявителем. передается в отдел регистрации.
5.10. При своем согласии с выводами отдела экспертизы о возможности или невозможности государственной регистрации права заявителя на указанный им объект недвижимости, начальник ОР или его заместитель визирует заключение и передает его вместе с пакетом документов в ОППД для внесения записи в реестровую книгу и заполнения свидетельства.
5.11. Запись в реестровой книге и свидетельство о регистрации права на вновь создаваемые объекты недвижимости подписывает заместитель директора Бюро. Свидетельство заверяется печатью Бюро "Государственная регистрация".
5.12. После подписания свидетельство вместе с документами заявителя возвращается в отдел экспертизы для выдачи заявителю. Факт передачи документов фиксируется в книге приема-передачи документов отдела экспертизы.
5.13. Если в результате экспертизы было установлено несоответствие содержания и формы представленных документов требованиям действующего законодательства, а также если имеются данные о наличии ареста (запрещения, спора), оформлении ордера или регистрации права иного лица на указанный заявителем объект недвижимости, юрисконсульт одновременно с заключением готовит проект отказа в государственной регистрации. Начальник ОР (или его заместитель) после визирования заключения представляет документы заявителя, заключение отдела экспертизы и проект отказа заместителю директора Бюро.
5.14. После подписания заместителем директора Бюро отказа в государственной регистрации, документы возвращаются в отдел экспертизы для выдачи заявителю.
5.15. Отказ в государственной регистрации регистрируется в канцелярии Бюро.
6. Порядок выдачи документов заявителям
6.1. Выдаче подлежат:
а) в случае осуществленной государственной регистрации - подлинники документов, указанных в подпунктах м)-н) п.2.1.1 настоящего раздела Инструкции со свидетельством произведенной государственной регистрации,
б) в случае отказа в регистрации - отказ за подписью уполномоченного должностного лица Бюро и подлинники документов указанных в подпунктах м)-н) п.2.1.1 настоящего раздела Инструкции (за исключением тех случаев, когда документы были направлены правоохранительным органам).
6.2. Документы могут быть выданы инспектором отдела экспертизы только лично заявителю или его полномочному представителю, действующему на основании доверенности.
Заявитель или его представитель обязаны предъявить документ, удостоверяющий личность.
Доверенность у полномочного представителя изымается (в подлиннике или ксерокопии) и передается в архив Бюро.
Факт выдачи документов заявителю (или его представителю) подтверждается подписью последнего в книге приема-выдачи документов.
Документы могут быть возвращены заявителю без государственной регистрации его права на объект недвижимости по его заявлению.
7. Оплата услуг бюро
7.1. Оплата услуг Бюро по регистрации прав на вновь создаваемые объекты недвижимости производится в соответствии с п.5 раздела II настоящей Инструкции.
8. Предоставление необходимой информации о государственной
регистрации прав на вновь создаваемые объекты
недвижимости заинтересованным органам
8.1. Отдел экспертизы документов осуществляет подготовку уведомлений в налоговую инспекцию по месту нахождения (проживания) заявителя и орган исполнительной власти по месту проживания заявителя-гражданина.
8.2. В уведомлении указываются следующие данные: наименование, организационно-правовая форма заявителя, наименование, дата и номер документа о государственной регистрации юридического лица с указанием органа государственного управления, произведшего государственную регистрацию юридического лица (для граждан - Ф.И.О., сведения о прописке); адрес объекта недвижимости; номер и дата свидетельства о государственной регистрации права заявителя.
8.3. Уведомление подписывается заместителем директора Бюро.
IV. Подтверждение прав на объект недвижимости
1. Порядок приема документов
1.1. Прием документов для подтверждения прав на объекты недвижимости осуществляется инспектором ОПВД Бюро от лиц, указанных в п.1.3 раздела II настоящей Инструкции.
1.2. Для подтверждения прав на объекты недвижимости заявитель предъявляет следующие документы:
- документ, подтверждающий оплату услуг Бюро;
- документ, удостоверяющий личность;
- для представителя - документ, подтверждающий его полномочия;
- для наследника - документы, подтверждающие его право на наследство по закону или завещанию, свидетельство о смерти наследодателя;
- подлинник основного правоустанавливающего документа.
1.3. Порядок установления личности заявителя, проверки его полномочий, порядок приема и передачи документов производится по правилам, установленным п.п.1.5-1.13 раздела II Инструкции.
Инспектор ОПВД принимает от заявителя:
- заявление установленной формы;
- документ, подтверждающий оплату услуг Бюро;
- основной правоустанавливающий документ;
- доверенность представителя (в подлиннике или ксерокопии);
- документы, подтверждающие право наследника на наследство по закону или завещанию, свидетельство о смерти наследодателя.
2. Порядок проверки и подготовки документов
2.1. Подтверждение прав на объект недвижимости должно быть произведено в срок, не превышающий 10 дней.
2.3. Инспектор ОППД проверяет соответствие сведений, содержащихся в основном правоустанавливающем документе данным архива (банка данных).
2.4. По окончании проверки документов инспектор ОППД заполняет справку установленной формы (Приложение N 8).
Все записи в справке должны быть выполнены шариковой или перьевой ручкой с красителем синего цвета, разборчивым почерком, без исправлений и ошибок. Справка также может быть заполнена машинописным способом или с применением компьютерной техники.
Если в процессе проверки будет установлено, что объект находится под арестом (запрещением) или в залоге, эти обстоятельства указываются в выдаваемой справке.
2.5. Основания отказа в подтверждении правомочий собственника:
- несоответствие представленных документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства РФ и Положения;
- расхождение сведений, указанных в представленных документах, с данными архива Бюро, за исключением случаев, когда расхождение сведений вызвано явной технической ошибкой, допущенной при заполнении реестровых книг.
В случае несущественных расхождений сведений, указанных в правоустанавливающем документе, сведениям, содержащимся в архиве Бюро, составляется акт и принимается решение о возможности выдачи справки, подтверждающей право. В реестровой книге делается отметка об акте. Решение принимает начальник ОР.
3. Подтверждение прав на объекты недвижимости
3.1. Регистратор ОР проверяет соответствие сведений, содержащихся в справке, основном правоустанавливающем документе и в реестровой книге.
Регистратор ОР заверяет справку своей подписью и скрепляет ее круглой гербовой печатью Бюро "Государственная регистрация".
3.2. Отказ в подтверждении права на объект недвижимости производится по правилам, установленным п.п.2.10 и 3.3.2 раздела II настоящей Инструкции.
3.3. Инспектор ОППД делает отметку о произведенном подтверждении права в реестровой книге.
3.4. Инспектор ОППД передает документы инспектору ОПВД для выдачи заявителю, что подтверждается подписью инспектора ОПВД в книге приема-выдачи документов.
4. Порядок выдачи документов
4.1. Выдаче подлежат:
- подлинник основного правоустанавливающего документа,
- справка о подтверждении права на объект недвижимости в одном экземпляре либо мотивированный отказ в выдаче справки.
4.2. Выдача документов осуществляется по правилам, установленным п.п.4.2-4.3 раздела II настоящей Инструкции.
4.3. В течение 10 дней со дня выдачи справки о подтверждении права на объект недвижимости повторное обращение для подтверждения прав не допускается.
V. Проверка и подготовка документов для регистрации и
подтверждения прав на объекты недвижимости в сокращенные сроки
При проверке и подготовке документов для регистрации и подтверждения прав на объект недвижимости в сокращенные сроки соблюдается порядок приема, проверки и подготовки документов, установленный разделами II-IV настоящей Инструкции.
За проверку и подготовку документов в сокращенные сроки заявители оплачивают услуги Бюро по тарифам, установленным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по согласованию с Комитетом экономики и финансов.
1. Сроки ускоренного оформления документов
1.1. Устанавливаются следующие сроки ускоренного оформления документов:
1.1.1. Для регистрации документов о правах на недвижимость - 2, 5 и 10 дней.
1.1.2. Для подтверждения прав на объект недвижимости - 2 и 5 дней.
2. Порядок приема документов
2.1. Прием документов при ускоренном оформлении осуществляется инспектором ОПВД Бюро, ведущим прием документов по данному району.
В заявлении о приеме документов должно быть указано в какие сроки заявитель просит произвести проверку и подготовку документов к регистрации или подтверждения прав на объект недвижимости. К заявлению прикладывается документ, подтверждающий оплату услуг Бюро.
Оплата услуг Бюро производится в порядке, установленном п.5 раздела II настоящей Инструкции.
2.2. Прием документов для проверки и подготовки в сокращенные сроки отмечается в отдельных книгах приема-выдачи документов, дифференцированных по срокам.
3. Порядок проверки и подготовки документов, порядок
регистрации и подтверждения прав на объект недвижимости
3.1. Проверка и подготовка документов к государственной регистрации и подтверждении прав на объект недвижимости в сокращенные сроки осуществляется в порядке, предусмотренном разделами II-IV настоящей Инструкции.
3.2. В случае необходимости проведения дополнительной проверки, срок подготовки документов может быть продлен, но не более, чем на 5 дней.
4. Порядок выдачи документов
4.1. Выдача документов осуществляется в сроки, указанные в заявлении.
4.2. Выдача документов производится в соответствии с п.4 раздела II, п.6 раздела III и п.4 раздела IV настоящей Инструкции.
4.3. В случае несоблюдения Бюро срока проверки и подготовки документов возврат сумм, уплаченных за услуги Бюро, производится в порядке, предусмотренном п.5.1 раздела II настоящей Инструкции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.