Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Концепция
демографического развития Ленинградской области
на период до 2010 года
О плане мероприятий органов исполнительной власти Ленинградской области по реализации концепции демографического развития Ленинградской области на 2006-2008 годы" см. постановление Губернатора Ленинградской области от 30 декабря 2005 г. N 255-пг
См. постановление Правительства Ленинградской области от 7 августа 2007 г. N 201 "О Программе демографического развития Ленинградской области на 2007-2008 годы"
Концепция демографического развития Ленинградской области на период до 2010 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р.
Концепция представляет собой систему целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области по регулированию социально-демографического развития Ленинградской области в период до 2010 года.
В Концепции проведен анализ современной демографической ситуации в Ленинградской области, выявлены ключевые проблемы, последствия и ограничения текущего и перспективного социально-демографического развития, определены цели, задачи и приоритеты воздействия на демографическую ситуацию, направления реализации активной демографической политики, а также механизм реализации основных задач, сформулированных в Концепции.
1. Анализ тенденций современного демографического развития
Ленинградской области
Демографическое развитие Ленинградской области в 90-е годы имеет отличительные черты по сравнению с Россией в целом. Если численность населения России непрерывно сокращается с начала 90-х годов, то для Ленинградской области вплоть до 1998 года характерен рост этого показателя как для городского, так и для сельского населения - главным образом за счет внешней миграции, в основном из стран СНГ и Балтии.
С 1999 года вследствие снижения масштабов миграции численность населения области сокращается. Вместе с тем в последние годы в демографическом развитии Ленинградской области наблюдаются некоторые позитивные сдвиги. Так, устойчивую тенденцию приобрело увеличение числа родившихся, при этом общий показатель рождаемости в 2003 году был наиболее высоким за последние 10 лет. Возросли показатели брачности и разводимости. Отмечается дальнейшее снижение младенческой и материнской смертности. Впервые за последние 6 лет наметилась тенденция снижения общего коэффициента смертности населения.
Динамика численности населения Ленинградской области в последний межпереписной период характеризуется следующими данными:
Годы | Численность постоянного населения на начало года, тыс. человек* |
Прирост (убыль) населения, тыс. человек |
Темпы прироста (убыли) населения, % |
1990 | 1655,6 | ... | ... |
1991 | 1662,8 | 7,2 | 100,4 |
1992 | 1665,8 | 3,0 | 100,2 |
1993 | 1666,7 | 0,9 | 100,1 |
1994 | 1661,4 | -5,3 | 99,7 |
1995 | 1666,7 | 5,3 | 100,3 |
1996 | 1668,4 | 1,7 | 100,1 |
1997 | 1671,1 | 2,7 | 100,2 |
1998 | 1674,2 | 3,1 | 100,2 |
1999 | 1673,7 | -0,5 | 99,9 |
2000 | 1666,5 | -7,2 | 99,6 |
2001 | 1659,1 | -7,4 | 99,6 |
2002 | 1649,6 | -9,5 | 99,4 |
2003 | 1641,8 | -7,8 | 99,5 |
* В таблице и далее сведения о численности постоянного населения Ленинградской области представлены без учета итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.
Развитие процессов естественного движения населения в Ленинградской области характеризуется следующими данными:
1990 год |
1995 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Число родившихся, тыс. человек |
18,3 | 12,1 | 11,5 | 10,9 | 11,3 | 12,1 | 12,9 | 13,3 |
Число умерших, тыс. человек В том числе детей в возрасте до года, человек |
20,9 264 |
30,5 174 |
26,0 114 |
29,8 130 |
31,6 116 |
33,4 128 |
34,0 151 |
35,0 122 |
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. человек |
-2,6 | -18,4 | -14,5 | -18,9 | -20,3 | -21,3 | -21,1 | -21,7 |
Коэффициент рождае- мости, человек на 1000 населения |
11,0 | 7,2 | 6,9 | 6,5 | 6,8 | 7,3 | 7,8 | 8,0 |
Коэффициент смертно- сти, человек на 1000 населения |
12,5 | 18,2 | 15,5 | 17,8 | 18,9 | 20,1 | 20,6 | 21,1 |
Коэффициент младен- ческой смертности, человек на 1000 родившихся |
14,2 | 14,3 | 9,9 | 11,8 | 10,3 | 10,8 | 11,8 | 9,3 |
Коэффициент естест- венного прироста (убыли), человек на 1000 населения |
-1,5 | -11,0 | -8,6 | -11,3 | -12,1 | -12,8 | -12,8 | -13,1 |
Естественный прирост населения Ленинградской области, достигший в 80-е годы около 3 тысяч человек в год, во второй половине 80-х годов обнаруживает тенденцию к сокращению. После недолговременного роста его значения до 5,4 тысячи человек в 1986 году с 1990 года динамика естественного прироста приобретает регрессивный, депопуляционный характер, наблюдается естественная убыль населения. С 1990 по 2003 год общий коэффициент естественной убыли вырос с (-1,5)% до (-13,1)%. В 2003 году превышение числа умерших над родившимися составило 21,7 тыс. человек. Число умерших в 2003 году превысило число родившихся в 2,6 раза (в целом по России - в 1,6 раза).
Депопуляционные процессы в регионе на длительный период деформируют возрастно-половую структуру населения, а следовательно, и всю систему его воспроизводства, приводят к существенному изменению возрастного состава населения и определяют его дальнейшее старение.
Старение населения области носит длительный и устойчивый характер. С 1989 по 2002 год средний возраст населения увеличился на четыре года и составил 39,4 года (по России - 37,6 года). Доля населения старше трудоспособного возраста возросла с 20,0% в 1989 году до 22,8% в 2002 году, в том числе в сельской местности с 18,6 до 24,0%. Необходимо отметить своеобразие процесса старения, происходившего не как в развитых экономических странах за счет роста продолжительности жизни, а в значительной мере путем увеличения доли пожилых возрастных категорий вследствие падения рождаемости, и, следовательно, уменьшения доли молодежи. При этом доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 23,5% в 1989 году до 15,8% в 2002 году, в том числе в сельской местности с 20,6 до 14,8%.
Несмотря на интенсивные притоки относительно молодого населения показатели рождаемости в Ленинградской области характеризуются более низкими значениями по сравнению с общероссийскими и более высокими темпами их снижения; показатели смертности, напротив - выше. В 2003 году уровень рождаемости в области по сравнению с показателями Российской Федерации был ниже на 22%, уровень смертности выше на 30%, уровень естественной убыли населения выше в 2,1 раза.
К числу важнейших компонентов воспроизводства населения относится рождаемость. Ее динамика в 80-е годы характеризовалась неравномерностью, а в 90-е годы - ярко выраженной тенденцией падения как в сельской, так и в городской местности. По отношению к пику рождаемости, наблюдавшемуся в 1983 году (14,9%), уровень рождаемости в 2003 году составил 53,7% (8,0%). У женщин старше 30 лет показатель рождаемости по отношению к уровню 1990 года снизился в 1,3 раза. Следует отметить, что именно в этом возрасте происходит рождение вторых, третьих и более детей.
В последние годы в составе родившихся резко возрастает доля "первенцев" (главным образом это дети молодых матерей) и составляет свыше 60,0% (49,7% в 1990 году), что свидетельствует о тенденции ограничения числа рождений, откладывания рождений вторых и третьих детей. Удельный вес повторных рождений с 1993 года не превышает трети всех родившихся.
Современный уровень рождаемости в области не обеспечивает расширенного воспроизводства населения и является недостаточным даже для простого замещения поколений. Показатель среднего числа рожденных одной женщиной детей (суммарный коэффициент рождаемости) более чем вдвое ниже черты простого воспроизводства населения - 1,07 против необходимых 2,15-2,17% (в целом по России - 1,32%).
Важно отметить, что данные тенденции рождаемости не носят специфического характера, они отмечаются во многих регионах России и связаны с завершением очередного этапа перехода к новому типу рождаемости, при котором значения основных параметров процесса деторождения приблизились к их значениям в большинстве экономически развитых стран мира.
Низкая рождаемость обусловлена особенностями возрастной структуры женского населения. Как правило, две трети общего числа рождений приходится на молодых женщин в возрасте 20-29 лет, их численность по данным переписи 2002 года составила 116,7 тысячи человек, что на 0,5 тысячи человек, или 0,4% меньше чем во время переписи 1989 года и на 11,5% меньше чем на начало 1986 года, когда наблюдалась наивысшая рождаемость за три последних десятилетия. В худшую сторону изменилось соотношение указанной возрастной группы среди женщин репродуктивного возраста (15-49 лет), по переписи 1989 года эта доля составляла 29%, 2002 года - 26%. Увеличился также средний возраст женского населения с 38 до 42 лет.
Возрастной коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 женщин репродуктивного возраста) в 2002 году составил 28,5 против 35,9 по стране в целом и являлся самым низким, так как Ленинградская область отличается значительным старением всего населения и женщин детородного возраста в частности.
Согласно результатам социологических исследований, проведенных в декабре 2003 года государственным учреждением "Российский центр молодежной семейной политики", 85% опрошенных членов молодых семей (респондентов) в Ленинградской области хотели бы иметь двух и более детей, в то время как фактически такое число детей имеют только 18,7% респондентов. Одна из причин такого расхождения состоит в том, что большинство респондентов не считает свои семьи достаточно социально защищенными. Только 26,3% опрошенных уверены в своей социальной защищенности.
В целом изменение генеральных тенденций рождаемости населения области в последнее десятилетие обусловлено совпадением по времени нескольких факторов: социально-экономических (материальное положение и образ жизни населения, социальный статус, жилищные условия и т.д.), демографических (возрастно-половая структура, демографическое старение населения, брачное состояние) и общих для всех регионов страны факторов, связанных со зрелыми фазами демографического перехода (перехода от многодетной к средне- и малодетной современной семье).
К числу важнейших позитивных тенденций демографического развития Ленинградской области в последние годы следует отнести продолжающееся с 2000 года увеличение числа родившихся (на 17,7%) и уровня рождаемости - с 6,8 человека на 1000 населения в 2000 году до 8,0 человека - в 2003 году, чему способствовали прежде всего экстенсивные факторы, определяемые увеличением численности молодого репродуктивного населения под влиянием предшествующей демографической динамики и числа заключенных браков. Однако общий коэффициент рождаемости продолжает оставаться одним из самых низких в стране - 8,0 против 10,2 в целом по России.
С 1998 года отмечается устойчивое возрастание показателя брачности. Число заключенных браков в 2003 году возросло по сравнению с 1998 годом на 28,5% и составило 11,7 тысячи, однако уровень этого показателя в расчете на 1000 населения (7,0) ниже на 8% чем по России в целом.
В 2003 году впервые за последние пять лет в Ленинградской области отмечено сокращение числа разводов (на 3,5% - 10,9 тысячи), вместе с тем показатель разводов остается высоким - 6,6 на 1000 населения против 5,5 на 1000 населения по стране в целом.
Продолжается рост числа внебрачных рождений, доля которых увеличилась с 10% в 80-е годы до 21% в 1995 году и 30% в период с 1999 по 2003 год.
Отмечается увеличение числа детей, которые рождаются больными или заболевают сразу после рождения. В 2003 году такие дети составили 31% родившихся, только 38% родов признано нормальными. В общем числе родившихся значительна доля недоношенных детей, которая составляет 6,5%.
Депопуляционный характер воспроизводства населения Ленинградской области в последнее десятилетие находится под определяющим влиянием смертности, уровень которой за последние 13 лет существенно возрос и значительно превышает рождаемость (в 2,2-2,7 раза). На динамику общего коэффициента смертности в 60-80-е годы, как и в целом по России, наибольшее влияние оказал процесс старения населения. В силу влияния данного фактора уровень смертности вырос с 10,1% в 1975 году до 11,6% в 1980 году.
Сохраняющийся высокий уровень смертности в настоящее время (21,1 человека на 1000 населения) отчасти объясняется продолжающимся старением населения: жители пенсионного возраста составляют 21,5% населения области (в среднем по России 20,5%), в то же время остается высокой смертность населения трудоспособного возраста. В 2003 году число умерших в трудоспособном возрасте увеличилось на 8,5%.
В структуре причин смертности первое место занимают болезни системы органов кровообращения (60%). С 1992 года несчастные случаи, травмы и отравления опережают смертность от новообразований, занимая второе место, среди населения трудоспособного возраста - первое место. По этим причинам погибает почти половина мужчин и треть женщин рабочего возраста. При этом на самоубийства, убийства и случайные отравления алкоголем приходится около половины преждевременных смертей.
Структура причин смертности населения Ленинградской области характеризуется следующими данными:
Человек | % к итогу | |||||||
1995 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
1995 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
|
Умерших - всего В том числе: |
30543 | 33353 | 34017 | 35035 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
от болезней систе- мы кровообращения |
16962 | 19557 | 20382 | 21037 | 55,5 | 58,6 | 59,9 | 60,0 |
от новообразований | 4041 | 4008 | 3692 | 3879 | 13,2 | 12,0 | 10,9 | 11,1 |
от несчастных слу- чаев, травм, отравлений Из них: |
5897 | 5440 | 4919 | 5230 | 19,3 | 16,3 | 14,5 | 14,9 |
от острого отрав- ления алкоголем |
928 | 746 | 525 | 528 | 3,0 | 2,2 | 1,5 | 1,5 |
от убийств | 574 | 597 | 588 | 557 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,6 |
от самоубийств | 788 | 683 | 621 | 636 | 2,6 | 2,0 | 1,8 | 1,8 |
от болезней орга- нов дыхания |
1340 | 1320 | 1409 | 1354 | 4,4 | 4,0 | 4,1 | 3,9 |
от болезней орга- нов пищеварения |
815 | 950 | 1044 | 1215 | 2,7 | 2,9 | 3,1 | 3,5 |
от инфекционных и паразитарных боле- зней из них от туберку- леза |
467 316 |
615 516 |
624 544 |
671 579 |
1,6 1,0 |
1,9 1,5 |
1,8 1,6 |
1,9 1,7 |
от болезней нерв- ной системы |
153 | 243 | 333 | 288 | 0,5 | 0,7 | 1,0 | 0,8 |
от врожденных ано- малий |
66 | 69 | 68 | 60 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Наибольшей глубиной отличаются депопуляционные процессы в сельской местности. Вследствие более высокой смертности населения (21,6 человека на 1000 населения в 2003 году) и низкой рождаемости (7,8 человека на 1000 населения) уровень естественной убыли населения превысил среднеобластной показатель и составил в 2003 году (-13,8) человек на 1000 населения против (-13,1) в целом по Ленинградской области.
Повышение уровня смертности предопределяет снижение продолжительности жизни населения. В 2002 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 61,8 года для всего населения, в том числе мужчин - 55,1 года, женщин - 70,0 года. Сохраняется существенная разница показателей для мужчин и женщин - около 15 лет против 7-8 лет в развитых в экономическом отношении странах.
Важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие территории, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи, является младенческая смертность. На протяжении 90-х годов уровень смертности детей первого года жизни в области устойчиво ниже чем в среднем по стране и с 1996 года имеет тенденцию дальнейшего снижения. Число умерших детей в возрасте до года в расчете на 1000 родившихся по сравнению с 1990 годом снизилось на 35% и в 2003 году составило 9,3 против 12,4 в целом по стране. Дальнейшее снижение уровня младенческой смертности может стать одним из резервов компенсации низкой рождаемости населения области.
Несмотря на значительную естественную убыль, на протяжении 90-х годов население области возрастало исключительно благодаря миграционному приросту. В настоящее время миграционный прирост на 63,5% компенсирует естественную убыль.
Снижение сальдо миграции в области во второй половине 90-х годов связано с уменьшением миграционного потенциала русского населения в странах СНГ: миграционный прирост в обмене со странами ближнего зарубежья с 1995 года сократился почти в восемь раз и по итогам 2003 года составил 1,3 тысячи человек.
Значительную часть миграционного прироста в последние годы составляет межрегиональная миграция, что указывает на высокую миграционную привлекательность области для жителей других регионов России. В 2003 году положительное сальдо миграции более чем на 90% складывалось за счет прибытия мигрантов из других регионов страны. Сальдо внутренней межрегиональной миграции почти в 16 раз превысило сальдо внешней миграции.
Итоги миграции населения в Ленинградской области характеризуются следующими данными:
1990 год |
1995 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
|
Число прибывших, тыс. человек |
50,3 | 67,5 | 46,6 | 41,4 | 39,7 | 36,1 | 36,3 | 37,2 |
Число выбывших, тыс. человек |
35,5 | 46,7 | 32,5 | 29,7 | 26,8 | 24,3 | 23,0 | 23,3 |
Миграционный прирост населения - всего, тыс. человек |
14,8 | 20,8 | 14,1 | 11,7 | 12,9 | 11,8 | 13,3 | 13,9 |
В том числе: | ||||||||
межрегиональная мигра- ция внутри страны |
... | 10,8 | 9,1 | 9,3 | 9,9 | 11,0 | 11,9 | 13,1 |
международная со стра- нами СНГ и Балтии |
... | 11,1 | 5,5 | 3,1 | 3,6 | 1,3 | 2,0 | 1,3 |
с другими зарубежными странами |
... | -0,2 | -0,5 | -0,7 | -0,6 | -0,5 | -0,6 | -0,5 |
Коэффициент миграцион- ного прироста, человек на 1000 населения |
11,1 | 12,4 | 8,4 | 7,0 | 7,7 | 7,1 | 8,0 | 8,5 |
На начало 2004 года на территории Ленинградской области проживало 4,8 тысячи беженцев и вынужденных переселенцев, получивших этот статус в Управлении по делам миграции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области начиная с 1 июля 1992 года.
В условиях сложившейся тенденции естественной убыли населения значительно повышается роль миграционных процессов в формировании и сохранении демографического потенциала региона. Среди прибывших в область большинство составляют лица трудоспособного возраста (свыше 70%), что оказывает позитивное влияние на возрастную структуру населения и формирование трудового потенциала, но требует решения дополнительных социально-экономических проблем, связанных с размещением и трудоустройством мигрантов.
Кроме того, миграция улучшает общее соотношение полов, способствует омоложению возрастной структуры и увеличению доли репродуктивного населения.
Указанные тенденции обусловили принципиальное отличие итогов демографического развития Ленинградской области и Российской Федерации за период между переписями населения 1989 и 2002 годов. Если в целом по России численность постоянного населения сократилась, то численность населения области в целом увеличилась на 0,9%, или 15,5 тысячи человек и составила по данным Всероссийской переписи населения 2002 года 1669,2 тысячи человек, в том числе в городских поселениях 1108,8 тысячи человек (66%), в сельской местности - 560,4 тысячи человек (34%).
2. Прогноз демографического развития Ленинградской области
на период до 2010 года
Прогноз демографического развития Ленинградской области на период до 2010 года выполнен в двух вариантах, основанных на различных прогнозных сценариях демографического развития и, соответственно, предположениях относительно будущих тенденций рождаемости, смертности и миграции.
Вследствие высокой инерционности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Ленинградской области сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется дальнейшее улучшение отдельных параметров демографической ситуации в Ленинградской области.
Оба прогнозных сценария предполагают, что в прогнозном периоде продолжится рост рождаемости, а также активизируется миграционный прирост населения в область.
Увеличение уровня рождаемости на кратко- и среднесрочную перспективу будет продолжаться под влиянием структурного фактора, выражающегося в увеличении численности и доли молодого репродуктивного населения, а также миграции. Положительное значение для стимулирования рождаемости в долгосрочном периоде будет иметь реализация мер материальной поддержки семей с детьми на территории Ленинградской области.
Важными стимулирующими факторами миграции в область будут развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения крупных промышленных и транспортных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизация жилищного строительства на территории области.
Прогнозный сценарий смертности может развиваться по двум вариантам. По первому варианту в 2005-2007 годах продолжится рост смертности, несмотря на снижающиеся темпы. Второй вариант предполагает, что наметившаяся положительная тенденция сокращения общей смертности населения в прогнозном периоде закрепится.
2003 год (от- чет) |
2004 год (оцен- ка) |
2005 год (прогноз) |
2006 год (прогноз) |
2007 год (прогноз) |
2010 год (прогноз) |
|||||
I вари- ант |
II вари- ант |
I вари- ант |
II вари- ант |
I вари- ант |
II вари- ант |
I вари- ант |
II вари- ант |
|||
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. человек |
1637,9 | 1631,2 | 1625,6 | 1626,7 | 1620,0 | 1623,9 | 1614,4 | 1622,2 | 1597,9 | 1619,3 |
% к предыдущему году |
99,5 | 99,6 | 99,7 | 99,7 | 99,7 | 99,8 | 99,7 | 99,9 | 98,9 | 99,8 |
Родившихся, тыс. человек |
13,3 | 13,9 | 14,2 | 14,4 | 14,3 | 14,6 | 14,4 | 14,8 | 14,5 | 14,9 |
Умерших, тыс. человек |
35,0 | 34,0 | 35,0 | 33,6 | 35,3 | 33,2 | 35,8 | 33,0 | 34,9 | 32,1 |
Естественный прирост (убыль), тыс. человек |
-21,7 | -20,1 | -20,8 | -19,2 | -21,0 | -18,6 | -21,4 | -18,2 | -20,4 | -17,2 |
Коэффициент рождаемости, человек на 1000 населения |
8,0 | 8,5 | 8,7 | 8,8 | 8,8 | 9,0 | 8,9 | 9,1 | 9,1 | 9,2 |
Коэффициент смертности, человек на 1000 населения |
21,1 | 20,8 | 21,5 | 20,6 | 21,8 | 20,4 | 22,2 | 20,3 | 21,8 | 19,8 |
Коэффициент ес- тественного при- роста (убыли), человек на 1000 населения |
-13,1 | -12,3 | -12,8 | -11,8 | -13,0 | -11,4 | -13,3 | -11,2 | -12,7 | -10,6 |
Коэффициент ми- грационного при- роста, человек на 1000 населе- ния |
8,5 | 8,9 | 9,2 | 9,6 | 9,6 | 10,1 | 9,7 | 10,4 | 9,8 | 10,5 |
В 2004 году демографическая ситуация в Ленинградской области развивалась под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции. По оценке, среднегодовая численность постоянного населения Ленинградской области в 2004 году составила 1631,2 тысячи человек, или 99,6% к 2003 году.
Общий коэффициент рождаемости увеличился с 8,0 до 8,5 человека на 1000 населения в 2004 году, показатель смертности снизился с 21,1 до 20,8 человека на 1000 населения. Уровень естественной убыли населения составил 12,3 против 13,1 человека на 1000 населения в 2003 году.
В 2005 году среднегодовая численность постоянного населения составит 99,7% к 2004 году, в 2007 году по первому варианту прогноза - 99,3% к 2005 году, по второму варианту - 99,7%, в 2010 году - по первому варианту прогноза - 98,9% к 2007 году, по второму варианту - 99,8%.
Общий коэффициент рождаемости под влиянием благоприятных изменений в возрастной структуре населения и социально-экономической динамики увеличится с 8,5 человека на 1000 населения в 2004 году до 8,7 - в 2005 году и 8,9-9,1 - в 2007-2010 годах.
По первому варианту прогнозируется некоторое замедление темпов роста смертности населения. Общий коэффициент смертности составит, по оценке, 21,5 человека на 1000 населения в 2005 году, 22,2 - в 2007 году, понизится до 21,8 - в 2010 году.
Второй вариант предполагает, что вследствие благоприятных изменений в социально-экономической сфере и замедления в краткосрочном периоде старения населения позитивные тенденции смертности продолжатся. Общий коэффициент смертности сократится до 20,6 человека на 1000 населения в 2005 году, 20,3 - в 2007 году и 19,8 - в 2010 году.
Сохранится положительная динамика миграции населения в область. Темпы прироста сальдо миграции составят от 3-7% в 2005 году до 4-8% в 2007-2010 годах.
В 2005 году ожидается дальнейшее снижение темпов прироста трудоспособного населения, начавшееся в 2004 году. В 2004 году прирост, по оценке, составит 8,1 тысячи человек, в 2005 году - 4,2 тысячи человек.
В период 2006-2010 годов прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное падением рождаемости в начале 90-х годов и снижением интенсивности миграционных процессов: в трудоспособный возраст будут вступать малочисленные контингенты, рожденные в 1990-1994 годах, выбывать - лица послевоенных годов рождения. В 2006 году численность выходящих за пределы трудоспособного возраста превысит численность вступающих в него на 3,5 тысячи человек, в 2010 году - на 15,6 тысячи человек.
По оценке Росстата, к 2010 году следует ожидать сокращения численности населения трудоспособного возраста на 20-25 тысяч человек. При этом в прогнозном периоде доля населения трудоспособного возраста увеличится с 63,1% в 2003 году до 64,4% в 2010 году.
3. Ограничения и последствия демографического развития
Ленинградской области
В перспективе основными следствиями суженного воспроизводства и старения населения Ленинградской области будут являться:
дальнейшие потери численности населения области;
уменьшение численности детей и подростков и, как следствие, снижение объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; по оценке Росстата, доля населения моложе трудоспособного возраста сократится с 15,4% в 2003 году до 13,3% в 2010 году;
сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и ухудшение соотношения возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста, что вызовет обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов; темпы прироста новой рабочей силы будут недостаточными для замещения дополнительных рабочих мест;
дальнейшее развитие тенденции старения населения и снижение мобильности трудовых ресурсов вследствие их старения; по прогнозу Росстата, доля населения старше трудоспособного возраста увеличится с 21,5% в 2003 году до 22,3% в 2010 году;
рост масштабов демографической нагрузки на трудоспособное население, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения;
дальнейшее увеличение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в результате роста числа лиц, выбывающих за пределы трудоспособного возраста, и сокращения численности населения трудоспособного возраста.
4. Цели, задачи и приоритеты демографического развития
Ленинградской области на период до 2010 года
С учетом сложившейся демографической ситуации и перспективных задач в сфере социально-экономического развития основной целью демографического развития Ленинградской области являются снижение темпов убыли населения и постепенное формирование предпосылок стабилизации численности населения и последующего демографического роста.
4.1. Главными задачами демографического развития Ленинградской области являются:
стабилизация и повышение рождаемости, укрепление семьи;
снижение предотвратимой и преждевременной смертности населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, в том числе продолжительности активной жизни, улучшение состояния здоровья населения;
стагнация процесса депопуляции населения;
регулирование миграционных потоков в целях обеспечения социально-экономического комплекса региона кадрами необходимых профессий и уровня квалификации, а также миграционного замещения естественной убыли населения.
Важным условием оздоровления сложной демографической ситуации и эффективного решения стоящих перед областью задач социально-демографического развития является необходимость улучшения параметров качества жизни населения на основе согласованных действий органов исполнительной власти всех уровней, негосударственных структур и общественных организаций.
4.2. Приоритетными направлениями демографической политики Ленинградской области являются:
4.2.1. В сфере стабилизации и повышения рождаемости, укрепления семьи:
повышение социального статуса молодых семей, создание наиболее благоприятных условий для вступления в брак и активной жизнедеятельности семьи с несколькими детьми, самостоятельного стабильного функционирования молодых семей; стимулирование семей к рождению детей;
изменение общественных установок населения в сторону повышения ценности семьи и детей (через средства массовой информации, организацию подготовки молодых людей к семейной жизни);
повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семей; обеспечение адресной и эффективной социальной поддержки молодых семей и семей с детьми (в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации);
улучшение репродуктивного здоровья населения;
содействие закреплению молодых семей, в том числе молодых специалистов в населенных пунктах Ленинградской области, рациональное использование их репродуктивного и трудового потенциала.
Для реализации указанных приоритетов в средне- и долгосрочной перспективе необходимы:
разработка механизмов материального стимулирования семей к рождению детей на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей;
создание системы комплексной государственной поддержки молодежи, в том числе молодых семей, учащейся молодежи и молодых специалистов, в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий, профессиональной подготовке и эффективной занятости;
предоставление молодым семьям при рождении каждого ребенка в период осуществления выплат по договору займа дополнительных безвозмездных субсидий на компенсацию части затрат, произведенных на приобретение или строительство жилья, или на погашение займа;
выделение безвозмездных субсидий, предоставление льготных кредитов на приобретение жилья, предметов длительного пользования семьям (в зависимости от числа детей в семье), гражданам, берущим на воспитание детей-сирот;
укрепление и развитие региональной инфраструктуры социального и медицинского обслуживания семьи и детей (перинатальных центров, центров и кабинетов (служб) планирования семьи, социальных служб для молодежи, специализированных учреждений социальной реабилитации детей и подростков);
развитие и поддержка инфраструктуры дошкольного обучения и воспитания, обеспечение доступности услуг дошкольного образования для всех слоев населения (установление оптимального размера родительской платы с адресной поддержкой малоимущего населения);
развитие сети детских оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений;
расширение и совершенствование различных форм социального обслуживания семей, предоставляющих широкий спектр услуг (натуральная помощь, услуги социальных служб, консультирование);
разработка и внедрение системы паспортизации социально значимых категорий семей для реализации адресной семейной политики;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов;
приоритетное содействие занятости молодых семей и женщин с детьми, предоставление им приоритетного права на профессиональную переподготовку, организацию собственного дела, участие в общественных работах, обеспечение летнего отдыха детей;
разработка и внедрение стандартов по охране репродуктивного здоровья населения (по мере разработки федеральных стандартов);
реализация информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на изменение установок семей на рождение детей, поддержку нравственных ценностей института семьи;
разработка и внедрение механизма демографической экспертизы проектов социальных и социально-экономических программ;
поддержка деятельности негосударственных организаций, занимающихся решением проблем молодых семей и семей с детьми.
4.2.2. В сфере улучшения состояния здоровья населения:
укрепление здоровья детей, подростков и молодежи прежде всего за счет развития физкультуры и спорта, проведение мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией;
создание условий для снижения смертности от неестественных причин (производственный и бытовой травматизм, алкогольные и прочие отравления), а также преждевременной смертности от болезней системы кровообращения и новообразований;
повышение потенциала здоровья пожилых людей и нетрудоспособного населения в первую очередь за счет предупреждения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний;
стабилизация младенческой смертности, снижение детской и материнской смертности;
снижение смертности трудоспособного населения, прежде всего мужского за счет профилактики травматизма и отравлений, раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных заболеваний;
повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов путем создания необходимых условий для максимального использования их потенциала, продления периода их социальной активности;
снижение числа смертельных и тяжелых несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
усиление борьбы с болезнями социального характера (туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания).
Для реализации указанных приоритетов в средне- и долгосрочной перспективе необходимы:
совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи населению, обеспечение диагностики и лечения заболеваний на ранних этапах;
совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, пре- и перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечения бесплодия;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, учреждений родовспоможения, переоснащение лечебно-диагностической базы учреждений здравоохранения для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных;
обеспечение доступности медицинской помощи больным с тяжелыми формами заболеваний;
разработка и реализация комплексных мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
повышение качества и своевременности диагностики и лечения туберкулеза, обеспечение профилактических противотуберкулезных мероприятий среди детского населения;
дальнейшее развитие и укрепление амбулаторных учреждений здравоохранения, в том числе в сельской местности, проведение структурно-экономических преобразований в сети учреждений здравоохранения в соответствии с перспективными демографическими тенденциями;
дальнейшее развитие различных видов специализированной медицинской помощи, психиатрической, наркологической помощи населению, профилактики инфекционных заболеваний;
совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
обеспечение современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;
развитие геронтологического здравоохранения в целях повышения эффективности медицинской помощи пожилому населению, вторичной и третичной профилактики, своевременной диагностики и лечения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний;
повышение эффективности работы системы санитарно-эпидемиологического надзора и улучшение экологической обстановки в регионе, в том числе путем увеличения расходов на природоохранные мероприятия;
развитие системы социального обслуживания населения, направленной на максимальное продление возможностей граждан пожилого возраста и инвалидов для проживания в домашних условиях, их социальной активности, осуществление мер по социальной реабилитации и адаптации;
создание и развитие комплексной системы реабилитации женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставляющей различные виды медицинской, психологической и юридической поддержки;
разработка и реализация комплекса организационно-экономических, медико-профилактических, спортивно-оздоровительных, пропагандистско-просветительных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодежи, в том числе направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, табакокурения, охрану репродуктивного здоровья молодежи, повышение охвата молодежи физической культурой и спортом, организацию досуга, пропаганду здорового образа жизни;
расширение форм и методов оказания психологической помощи населению, прежде всего подросткам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах;
расширение и обеспечение доступности для семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей;
введение в образовательные программы образовательных учреждений обязательных разделов, направленных на формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;
обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учреждений образования всех типов и видов;
создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения;
реализация правовых, социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, профилактических, реабилитационных и иных мер в целях улучшения условий и охраны труда работников, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
совершенствование системы комплексной медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, дальнейшее развитие сети реабилитационных учреждений, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями;
совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственного управления охраной труда;
развитие системы социального партнерства в сфере труда, внедрение работодателями систем управления охраной труда в организациях;
осуществление жесткого контроля за качеством алкогольной продукции;
обеспечение правопорядка и безопасности дорожного движения.
4.2.3. В сфере регулирования миграции:
обеспечение положительного баланса миграции рабочей силы из других регионов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии;
создание условий для привлечения и закрепления определенных категорий иммигрантов в Ленинградскую область (находящихся в репродуктивном и трудоспособном возрасте, обладающих соответствующим уровнем профессионально-квалификационной подготовки) в целях обеспечения экономики региона необходимыми трудовыми ресурсами, восстановления систем расселения, использования процесса свободного перемещения рабочей силы;
сокращение оттока трудоспособного населения;
рациональное и эффективное использование потенциала мигрантов в целях приостановления депопуляционных процессов, восстановления сельской системы расселения, привлечения дополнительных трудовых ресурсов и улучшения их качества.
Для реализации указанных приоритетов в средне- и долгосрочной перспективе необходимы:
осуществление комплексной оценки потребностей и возможностей территорий Ленинградской области в привлечении и обустройстве различных категорий мигрантов с определением мест их приоритетного размещения с учетом перспектив экономического развития, состояния рынка труда, создания новых рабочих мест, социальной инфраструктуры, возможностей жилищного и социального обустройства;
расширение сотрудничества с переселенческими и общественными объединениями вынужденных переселенцев;
организация информационного взаимодействия с общественными организациями соотечественников в странах СНГ и Балтии в части распространения информации о социально-экономическом развитии региона, перспективах развития экономики с учетом реализации новых инвестиционных проектов, расширения и модернизации действующих предприятий, возможностях трудоустройства и условиях обеспечения жильем;
формирование и распространение через средства массовой информации реестров свободных рабочих мест и свободного жилья в Ленинградской области;
создание системы государственной поддержки отдельных категорий граждан (в том числе молодых семей, молодых ученых и специалистов, сельского населения) в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий путем формирования соответствующих правовых, организационных и финансово-кредитных условий в целях закрепления населения и профессиональных кадров на предприятиях и в организациях области, сокращения оттока трудоспособного населения;
активизация целевого жилищного строительства на территории Ленинградской области на основе расширения источников финансирования и увеличения доли внебюджетных средств и кредитных ресурсов, в том числе с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования в обеспечении жильем отдельных категорий граждан;
внедрение механизмов субсидирования частичной или полной оплаты первоначального взноса по договору о приобретении жилья и компенсации части уплаченных процентов по договору ипотечного кредитования, заключаемого жителями Ленинградской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий, строительстве или приобретении жилья;
создание организационных и финансово-кредитных механизмов государственной поддержки граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве или приобретении жилья;
оказание молодежи и молодым семьям государственной поддержки в строительстве (приобретении) жилья с использованием следующих финансовых механизмов: рассрочка платежа на срок до 10 лет за построенное или приобретенное жилье; предоставление безвозмездных субсидий в размере до 70% общей стоимости жилья молодым гражданам, работающим в бюджетных организациях, и молодым малообеспеченным гражданам; содействие становлению системы долгосрочного жилищного кредитования с помощью жилищной потребительской кооперации (ЖСК), предполагающей активное участие граждан в организации взаимного кредитования и предприятий в кредитовании своих работников; предоставление социального жилья молодым малообеспеченным семьям и специалистам, работающим в бюджетной сфере или на предприятиях любой формы собственности;
расширение участия Ленинградской области в федеральных целевых подпрограммах, направленных на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан (военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и других, определенных федеральным законодательством), в наиболее эффективной форме (путем предоставления бюджетных безвозмездных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов) в соответствии с объемами государственных обязательств (федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев", мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы);
повышение эффективности регулирования объемов и качественной структуры внешней трудовой миграции в соответствии с потребностями социально-экономического комплекса региона в квалифицированных кадрах и возможностями их обеспечения на основе совершенствования механизма квотирования привлечения и использования иностранной рабочей силы;
предотвращение незаконной внешней иммиграции и занятости иностранных граждан на территории Ленинградской области, обеспечение контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы в целях защиты регионального рынка труда;
регулирование расселения, обустройство и адресная социальная поддержка отдельных категорий мигрантов (беженцы, вынужденные переселенцы, жители Крайнего Севера, военнослужащие) в жилищном обустройстве, занятости, обеспечение их скорейшей интеграции и адаптации;
обеспечение соответствия объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования потребностям рынка труда в кадрах в целях повышения качественных характеристик трудовых ресурсов, обеспечения закрепляемости кадров на предприятиях и в организациях области, предотвращения оттока трудоспособного населения;
использование ротационных схем формирования трудовых ресурсов с учетом реальных потребностей производства, более широкое использование вахтового метода ведения работ;
создание цивилизованного и эффективного рынка труда, обеспечивающего территориальную мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре занятости, на основе проведения взвешенной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей развитие новых производств, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, улучшение условий и оплаты труда, развитие малого предпринимательства.
Приоритетными для расселения и обустройства переселенцев могут стать зоны размещения и развития крупных портово-производственных комплексов (Кингисеппский, Выборгский районы), районы средней удаленности от Санкт-Петербурга (100-200 км) и малые города области (до 50 тысяч жителей), а также демографически депрессивные районы (Бокситогорский, Подпорожский, Лодейнопольский, Волховский, Лужский районы). С учетом интересов социально-экономического развития региона стратегия на преимущественное привлечение и расселение мигрантов в этих районах может стать частью региональной политики, направленной на выравнивание пространственных социально-экономических диспропорций между периферией и зоной тяготения к Санкт-Петербургу.
5. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции предусматривает:
объединение и координацию действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на оздоровление демографической ситуации;
разработку и реализацию региональных целевых программ (планов действий) по улучшению демографической ситуации в регионе на среднесрочную перспективу;
разработку и реализацию региональных целевых программ в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;
обеспечение учета демографической ситуации при разработке региональных целевых программ;
организацию информационно-просветительской деятельности через средства массовой информации, при помощи информационных структур органов государственной власти и управления по пропаганде целей и задач региональной демографической политики.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2005 г. N 37 "О Концепции демографического развития Ленинградской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.