Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 25 сентября 2006 г. N 944-р
Положение
о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников
государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга
1. Аттестация педагогических и руководящих (руководитель, заместитель руководителя, руководитель структурного подразделения) работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга проводится на основе экспертизы уровня и результативности профессиональной деятельности аттестуемого (далее - экспертиза) по направлению его деятельности.
2. Экспертиза - это процедура изучения и оценки уровня и результативности профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников на основе взаимосвязанных методов получения, обработки и обобщения всесторонней информации.
3. Результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении об уровне и результативности профессиональной деятельности аттестуемого о соответствии (не соответствии) заявленной квалификационной категории.
4. Аттестация педагогических и руководящих работников включает следующие компоненты:
4.1. Определение уровня профессиональной деятельности.
4.2. Изучение результатов профессиональной деятельности.
5. Формами проведения экспертизы (аттестации), согласно приложению к положению о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, являются:
5.1. Для педагогических работников: анализ методических разработок; анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; защита реферата; посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым); презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен; собеседование.
5.2. Для руководителей (директора, начальника, заведующего) учреждений образования: экзамен, собеседование.
5.3. Для заместителей руководителя (заместителя директора, заместителя начальника, заместителя заведующего) образовательных учреждений, для руководителей структурного подразделения учреждений образования: анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения; посещение образовательного учреждения; посещение (анализ) мероприятия; презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен; собеседование.
6. Все формы экспертизы (аттестации) предусматривают определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении аттестуемым квалификационных категорий по направлению их деятельности:
6.1. Анализ методических разработок - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на изучение и оценку методических разработок, созданных педагогическим работником, в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве (уровень образовательного учреждения, районный, региональный, федеральный).
6.2. Анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации - форма проведения экспертизы (аттестации), при которой аттестуемый, представив документ о повышении квалификации по специальности (обучение по образовательной программе, имеющей объем более 100 часов), ходатайство учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, подведомственных Комитету по образованию, отвечает на вопросы эксперта(ов).
См. Положение о проведении экспертизы в форме "Анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации", утвержденное письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14 декабря 2005 г. N 04-04753/О.О.
6.3. Анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения - это форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет документы, подтверждающие результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, в котором он работает в должности заместителя руководителя учреждения образования, руководителя структурного подразделения учреждения образования не менее 3-х лет. При этом аттестуемый представляет ходатайство Аккредитационной коллегии Комитета по образованию, позволяющее учитывать результаты процедур регламентации деятельности образовательного учреждения.
Эта форма проведения экспертизы (аттестации) может быть избрана аттестуемым при его аттестации на ту же квалификационную категорию, которая ранее была установлена при прохождении предыдущей аттестации.
6.4. Защита реферата - форма проведения экспертизы (аттестации), при которой оцениваются содержание реферата, подготовленного аттестуемым, правильность его оформления, выступление, ответы на вопросы и замечания эксперта. Тема реферата должна отражать основную профессиональную деятельность аттестуемого.
6.5. Посещение образовательного учреждения - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на ознакомление с состоянием, результатами образовательного процесса, тенденциями его развития в образовательном учреждении. При необходимости эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы, как изучение документации (административных распоряжений, годового плана работы образовательного учреждения, плана по проведению внутришкольного контроля и т.д.), результатов деятельности образовательного учреждения; опрос (устный и(или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.
6.6. Посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым) - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на изучение процесса осуществления урока (мероприятия), а также причин, влияющих на конечный результат.
При необходимости при проведении этой формы экспертизы (аттестации) эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы, как изучение соответствующей документации (классных журналов, тетрадей учащихся, их сочинений, творческих работ и т.д.); опрос (устный и(или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.
6.7. Презентация портфолио документов аттестуемого - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет документы, подтверждающие:
6.7.1. наличие у аттестуемого
либо ученой степени (по профилю преподаваемой дисциплины, педагогике, психологии);
либо почетного звания Российской Федерации, установленного Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995 N 1341;
либо следующего знака отличия в сфере образования и науки - медали К.Д. Ушинского, Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации (в том числе за победу в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей, проводимого в рамках приоритетного национального проекта "Образование"), благодарности Министерства образования и науки Российской Федерации, нагрудного знака: "Почетный работник общего образования Российской Федерации, "Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник науки и техники Российской Федерации", "Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации";
либо почетных спортивных званий "Заслуженный тренер России", "Заслуженный мастер спорта России", почетного знака "За заслуги в развитии физической культуры и спорта", знака "Отличник физической культуры и спорта" - при условии их соответствия профилю образовательного учреждения или профилю преподаваемых дисциплин;
либо нагрудного знака "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга";
либо ранее существовавших званий, почетных знаков и знаков (значков) СССР, РСФСР, иных республик, входящих в состав СССР, Российской Федерации, которыми награждались работники сферы образования за заслуги и достижения в соответствующих областях образования, в том числе знака "Отличник просвещения СССР", "Отличник просвещения РСФСР", "Отличник народного просвещения", "Отличник народною образования СССР", "Отличник профессионально-технического образования РСФСР", "Отличник профессионально-технического образования Российской Федерации", звания "Заслуженный учитель школы РСФСР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный учитель профессионально-технического образования Российской Федерации", "Заслуженный мастер профессионально-технического образования Российской Федерации;
либо премии Правительства Санкт-Петербурга "Лучший учитель Санкт-Петербурга", "Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга".
6.7.2. успешную подготовку педагогическим работником обучающихся, ставших победителями или призерами Всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований.
6.8. При проведении экспертизы (аттестации) в форме презентации портфолио документов аттестуемого, указанных в п.6.7.1., педагогические работники, заместители руководителя учреждений образования, руководители структурного подразделения учреждений образования представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, согласованное с методической службой соответствующего уровня, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности.
6.9. При проведении экспертизы (аттестации) в форме презентации портфолио документов аттестуемого, указанных в п.6.7.2., педагогические работники представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, согласованное с методической службой соответствующего уровня, в котором отражается конкретная работа аттестуемого по подготовке победителей или призеров Всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований.
6.10. Презентация портфолио документов аттестуемого, как форма экспертизы (аттестации), может быть избрана аттестуемым при его аттестации на ту же квалификационную категорию, которая ранее была установлена при прохождении предыдущей аттестации.
6.11. Презентация портфолио профессиональной деятельности - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет материалы, свидетельствующие о его профессионализме в педагогической или управленческой деятельности (методические разработки, документы, подтверждающие образовательные достижения учащихся и др.).
6.12. Экзамен - форма проведения экспертизы (аттестации), которая предусматривает ответы аттестуемого на вопросы и выполнение им заданий, сформулированных в экзаменационном билете;
6.13. Собеседование - форма проведения экспертизы (аттестации), строящаяся как диалог аттестуемого и эксперта(ов), в процессе которого возможны уточнения, комментарии со стороны его участников. Вопросы в рамках собеседования, являясь более дробными, разворачиваются в определенной логике, что позволяет поэтапно проверить уровень и результативность профессиональной деятельности аттестуемого.
7. Предметом экспертизы результатов профессиональной деятельности аттестуемого являются:
7.1. Для педагогических работников - уровень образованности учащихся (воспитанников).
7.2. Для руководящих работников - уровень эффективности управленческой деятельности, результативность деятельности образовательного учреждения.
8. Для оценки уровня и результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников аттестационные комиссии привлекают экспертов.
9. Координация деятельности экспертов осуществляется аттестационной комиссией соответствующего уровня.
10. В качестве эксперта аттестационной комиссией может быть привлечено лицо, имеющее документ, дающий право на осуществление экспертной деятельности в сфере аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
11. Кандидатуры экспертов утверждаются аттестационной комиссией соответствующего уровня до 1 октября текущего года.
12. Эксперт не может проводить экспертизу на высшую квалификационную категорию у аттестуемого работника того учреждения, в котором работает сам.
13. По результатам экспертизы эксперт оформляет экспертное заключение, которое представляет в аттестационную комиссию соответствующего уровня.
14. Аттестационная комиссия соответствующего уровня на основе экспертного заключения об уровне и результативности профессиональной деятельности аттестуемого принимает решение о соответствии работника заявленной квалификационной категории.
15. Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее, чем за две недели до начала аттестации.
16. Начало аттестации для работника обусловлено спецификой формы проведения экспертизы, которую выбирает аттестуемый.
17. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения аттестационной комиссией.
18. Процедура проведения экспертизы в форме экзамена для руководителей, указанных в п.5.2., состоит из двух этапов.
Цель проведения | Содержание | |
I этап | оценка результативнос- ти деятельности руководителя и образовательно- го учреждения |
1. Экспертная оценка результативности деятельности руководителя по вопросам социально-психологического климата в руководимом коллективе, состояния делопроизводства в образовательном учреждении, образовательных программ, реализуемых в учреждении, качества и уровня санитарно-гигиенических условий, состояния учебно-материальной и нормативно-правовой базы для функционирования и развития образовательного учреждения проводится в ходе посещения экспертами образовательного учреждения. 2. Экспертная оценка результативности деятельности образовательного учреждения по вопросам сохранения контингента обучающихся, освоения ими образовательных стандартов, количественных и качественных характеристик кадрового состава проводится на основе анализа представленных аттестуемым документов и материалов, а также портфолио образовательного учреждения (при его наличии). |
II этап | оценка квалификации и профессионализ- ма аттестуемого |
Ответы аттестуемого на вопросы, сформулированные в экзаменационном билете, и выполнение практического задания. |
19. Процедура проведения экспертизы в форме собеседования для руководителей, указанных в п.5.2., состоит из двух этапов.
Цель проведения | Содержание | |
I этап | оценка результативнос- ти деятельности руководителя и образовательно- го учреждения |
1. Экспертная оценка результативности деятельности руководителя по вопросам социально-психологического климата в руководимом коллективе, состояния делопроизводства в образовательном учреждении, образовательных программ, реализуемых в учреждении, качества и уровня санитарно-гигиенических условий, состояния учебно-материальной и нормативно-правовой базы для функционирования и развития образовательного учреждения проводится в ходе посещения экспертами образовательного учреждения. 2. Экспертная оценка результативности деятельности образовательного учреждения по вопросам сохранения контингента обучающихся, освоения ими образовательных стандартов, количественных и качественных характеристик кадрового состава проводится на основе анализа представленных аттестуемым документов и материалов, а также портфолио образовательного учреждения (при его наличии). |
II этап | оценка квалификации и профессионализ- ма аттестуемого |
Диалог аттестуемого и эксперта(ов), который позволяет оценить уровень квалификации и профессионализма аттестуемого. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.