Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение 1)
Примерное положение
о государственных природных заказниках регионального значения
в Ленинградской области
I. Общие положения
1. Государственными природными заказниками регионального значения в Ленинградской области (далее - государственные природные заказники регионального значения) являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
2. Объявление территории государственным природным заказником регионального значения допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков в установленном законом порядке.
3. Государственные природные заказники регионального значения, расположенные на территории Ленинградской области, являются собственностью Ленинградской области и находятся в ведении Правительства Ленинградской области.
4. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения осуществляются комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством.
5. Государственный контроль за соблюдением режима особой охраны государственных природных заказников регионального значения вправе осуществлять специально уполномоченные государственные учреждения Ленинградской области в пределах их компетенции.
6. Содержание заказников обеспечивается за счет средств областного бюджета Ленинградской области и иных не запрещенных законом источников.
7. Обеспечение функционирования государственных природных заказников регионального значения осуществляется государственными учреждениями или иными организациями, уполномоченными Правительством Ленинградской области, в пределах их компетенции.
8. Полномочия собственника земельных участков, принадлежащих на праве собственности Ленинградской области, на которых расположены государственные природные заказники регионального значения, осуществляются Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом.
II. Профиль и предназначение государственных
природных заказников регионального значения
9. Государственные природные заказники регионального значения могут быть:
комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов (подвидов, популяций) растений и животных, а также видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;
палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений останков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
III. Порядок образования государственных
природных заказников регионального значения
10. Государственные природные заказники регионального значения на территории Ленинградской области образуются при условии обоснования необходимости создания, рассмотрения и принятия решения по проектированию Правительством Ленинградской области.
Образование государственного природного заказника регионального значения осуществляется на основании проекта его организации, согласованного с органами местного самоуправления и прошедшего государственную экологическую экспертизу в установленном порядке.
Государственные природные заказники регионального значения на территории Ленинградской области образуются постановлением Правительства Ленинградской области на основании проекта, подготовленного комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и согласованного с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды в пределах их компетенции.
11. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников регионального значения осуществляется в том же порядке, что и их образование.
IV. Режим особой охраны территорий государственных
природных заказников регионального значения
12. Режим охраны территорий государственных природных заказников регионального значения устанавливается отдельно для каждого заказника положением о нем, утверждаемым постановлением Правительства Ленинградской области в установленном порядке.
В границах государственных природных заказников регионального значения изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В целях защиты природных комплексов и объектов государственных природных заказников регионального значения от неблагоприятного антропогенного воздействия в границах заказника или на специально выделенных земельных участках постоянно или временно вводится специальный режим ограниченного хозяйственного пользования.
На территориях государственных природных заказников регионального значения в соответствии с положениями о них, утверждаемыми постановлениями Правительства Ленинградской области, могут быть запрещены:
а) проведение всех видов рубок, кроме санитарных рубок (в случае гибели насаждений от пожаров, ветровалов, вредителей и болезней), рубок ухода и очистки леса от внелесосечной захламленности, проводимых в зимнее время года по снегу;
б) формирование и предоставление земельных участков под разработку карьеров, строительство промышленных предприятий, организацию садоводств, огородничеств и дачного строительства;
в) обработка лесов и акваторий озер ядохимикатами, кроме проведения лесозащитных мероприятий при обосновании их необходимости;
г) гидромелиоративные работы;
д) взрывные работы;
е) добыча полезных ископаемых;
ж) проезд автомототранспорта и тяжелой техники вне дорог общего пользования;
з) стоянки автотранспорта вне специально отведенных мест, а также во всей водоохранной зоне;
и) устройство вне специально отведенных мест бивуаков, костров, пуск палов;
к) устройство свалок, загрязнение территории и акватории бытовым и промышленным мусором;
л) промышленный лов рыбы, кроме рыбохозяйственных водоемов;
м) пользование объектами животного мира, отнесенными в установленном порядке к редким и находящимся под угрозой исчезновения;
н) сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
о) любые виды хозяйственной и иной деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
13. На территориях государственных природных заказников регионального значения в соответствии с положениями о них, утверждаемыми постановлениями Правительства Ленинградской области, могут быть разрешены:
а) проведение санитарных рубок (в случае гибели насаждений от пожаров, ветровалов, вредителей и болезней), рубок ухода и прочих рубок, очистки леса от внелесосечной захламленности, проводимых в зимнее время года по снегу;
б) предоставление участков лесного фонда в аренду или краткосрочное пользование для проведения всех видов лесопользования (кроме заготовки древесины) на основании проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу, и по согласованию с комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области;
в) формирование и предоставление земельных участков под организацию фермерских и крестьянских хозяйств, прокладку коммуникаций и систем жизнеобеспечения существующих населенных пунктов с учетом их развития на основании проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу, и по согласованию с Правительством Ленинградской области;
г) формирование и предоставление земельных участков под развитие инфраструктуры территории заказника (строительство эколого-просветительских центров, административных и рекреационных баз) в целях обеспечения его функционирования на основании проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу, и по согласованию с Правительством Ленинградской области;
д) сенокошение вне земель государственного лесного фонда в установленные сроки;
е) проведение противопожарных и лесозащитных мероприятий;
ж) регламентированная рекреация на основании проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу, и по согласованию с комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области;
з) гидротехнические работы при необходимости по согласованию с комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды в пределах их компетенции;
и) геоэкологические исследования, проводящиеся без существенного нарушения недр (отбор проб почв, донных осадков, грунтовых и поверхностных вод), по запросам федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды в пределах их компетенции;
к) охота по согласованию с комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области в соответствии с действующими правилами охоты на территории Ленинградской области;
л) сбор грибов и ягод для личного потребления;
м) лов рыбы по согласованию с комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области в соответствии с действующими правилами любительского, спортивного и промышленного рыболовства в рыбохозяйственных водоемах;
н) проведение научно-исследовательских работ по согласованию с комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
14. Для регулирования хозяйственной деятельности в границах государственного природного заказника регионального значения за счет средств областного бюджета Ленинградской области и иных не запрещенных законом источников осуществляется зонирование его территории с выделением земельных участков с особым правовым режимом, в том числе:
земельных участков, включающих особо ценные природные комплексы и объекты, где запрещается любая хозяйственная деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов;
земельных участков с экстенсивным природопользованием, которые являются охранными зонами особо ценных природных комплексов и объектов или служат для развития инфраструктуры заказника и обеспечения его функционирования;
земельных участков интенсивного природопользования, на которых вводятся минимальные ограничения хозяйственной деятельности;
земельных участков рекреационного назначения.
Земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения и не предоставленные в частную собственность, могут находиться в собственности Ленинградской области.
Земельные участки в пределах государственных природных заказников регионального значения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
15. Для обеспечения функционирования государственного природного заказника регионального значения, сохранения природных комплексов и объектов, регламентирования рекреации, проведения эколого-просветительской и иной деятельности на территории заказника могут быть выделены участки особого режима с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации:
а) для проведения научно-исследовательских работ, мониторинга состояния природных объектов и комплексов;
б) для развития инфраструктуры территории заказника и осуществления работы государственного учреждения или иной организации, уполномоченной Правительством Ленинградской области;
в) для развития рекреации и проведения эколого-просветительской деятельности.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в установленном действующим законодательством порядке.
16. Целями государственных природных заказников регионального значения являются:
сохранение природных комплексов водной системы Онежское озеро - река Свирь - Ладожское озеро - река Нева - Невская губа Финского залива - Финский залив;
сохранение эталонных участков коренных старовозрастных лесов;
сохранение экосистем верховых и переходных болот;
сохранение эталонов ландшафтов, представленных в регионе;
сохранение экосистем на местности со сложным микро- и мезорельефом;
сохранение экосистем приустьевых участков рек, маршей;
сохранение экосистем старовозрастных смешанных лесов с участием широколиственных пород;
сохранение пойменных лугов;
сохранение редких видов и уникальных природных объектов;
сохранение мест нереста лососевых рыб;
сохранение мест колониального гнездования птиц;
сохранение мест щенения тюленей;
сохранение путей миграций животных и мест их скоплений;
сохранение "коридоров" между крупными особо охраняемыми природными территориями для поддержания процесса перераспределения особей различных видов растений и животных;
сохранение природных комплексов истоков крупных рек.
Цели каждого конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются на основании проекта его организации.
17. Физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящих в границы заказника, обязаны соблюдать установленный в государственном природном заказнике регионального значения режим особой охраны.
Физические и юридические лица, виновные в нарушении установленного режима особой охраны, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
18. Территории государственных природных заказников регионального значения обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
19. Режим особой охраны государственного природного заказника регионального значения и границы заказника в обязательном порядке учитываются при разработке проектно-планировочной документации по градостроительному развитию территории муниципального образования, схем землеустройства и лесоустройства, природоохранной и иной проектной документации.
20. Образование государственных природных заказников регионального значения является основанием для корректировки текущих и перспективных планов и проектов лесохозяйственной и иной деятельности в границах этих особо охраняемых природных территорий.
V. Охрана государственных природных заказников регионального значения
21. Охрана государственных природных заказников регионального значения осуществляется государственными инспекторами - работниками государственных учреждений или иных уполномоченных организаций, обеспечивающих функционирование государственного природного заказника регионального значения в пределах представленных им полномочий.
22. Примерная структура положения о государственном природном заказнике регионального значения в Ленинградской области приведена в приложении к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.