Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Комитета
по образованию
Методические указания
"О регламентации основных позиций образовательного процесса
в учреждениях дополнительного образования детей Санкт-Петербурга
1. Условия организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) Санкт-Петербурга регулируются Уставом учреждения, договором о взаимоотношениях с учредителем, настоящими указаниями.
2. Образовательный процесс в УДОД осуществляется с учетом принципов внешкольной работы: массовости, добровольности и свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их инициативы и самостоятельности.
Каждый учащийся имеет право заниматься в объединениях разного профиля, при этом, за счет бюджетного финансирования - только в одном. Исключение составляют объединения (хоровые коллективы, оркестры, ансамбли, студии и т.д.), программы которых предусматривают индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий.
3. Деятельность детей в УДОД осуществляется как в одновозрастных так и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, театр, сектор, центр, группа, кружок и др.), в которых могут заниматься учащиеся с 6 до 18 лет (старше 18 лет могут посещать занятия помимо списочного состава).
В работе объединений могут принимать участие совместно с детьми их родители (без включения в основной состав) при наличии условий по согласованию с администрацией.
4. Учебно-производственный план, в котором указывается перечень видов деятельности, количество групп и занимающихся в них детей, объем педагогических и концертмейстерских часов по годам обучения и другие необходимые для планирования средств показатели, ежегодно в срок до 1 июля утверждается органом управления образованием, осуществляющим финансовое обеспечение. Этот план при необходимости может быть откорректирован до 1 октября текущего года по согласованию с Учредителем.
Учебно-производственный план по объединениям, работающим на платной основе, составляется по такой же форме и по требованию Учредителя представляется ему на согласование.
В течение учебного года по представлению руководителя в учебно-производственный план УДОД могут быть внесены изменения, которые оформляются в установленном порядке (примерная форма учебно-производственного плана прилагается).
5. Списочный состав объединения формируется исходя из необходимости присутствия на занятиях:
- на I году обучения - не менее 15 человек
- на II году обучения - не менее 12 человек
- на III году обучения и последующих - не менее 10 человек.
В случае снижения фактической посещаемости в течение учебного года объединения должны быть объединены или расформированы.
Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений по согласованию с Учредителем или изъяты, как отпавшие расходы.
6. Численный состав объединений, использующих компьютерную технику, должен соответствовать "Гигиеническим требованиям к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, санитарным нормам и правилам СанПИН 2.2.242-96, утвержденным постановлением Госкомсанэпиднадзором России от 14.07.96 N 14.
Вероятно, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "СанПИН 2.2.242-96" следует читать "СанПИН 2.2.2.542-96"
7. Списочный состав объединений детей-ивалидов формируется в индивидуальном порядке по согласованию с Учредителем, осуществляющим финансовое обеспечение. Допускается меньшая наполняемость объединений, указанная в п.5 настоящих указаний.
8. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, успешно прошедшие собеседование.
9. В составе контингента учащихся УДОД должно быть не менее 70% детей в возрасте от 10 до 16 лет.
10. Как правило, программа I года обучения ориентирована на 4-6 академических часов в неделю, II года обучения - 6-8 академических часов в неделю, III и последующих годов - 8-12 академических часов в неделю. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов
11. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение врачебно-физкультурного диспансера или поликлиники о возможности заниматься данным видом деятельности.
12. Продолжительность одного занятия определяется программой и устанавливается для детей дошкольного возраста 35-40 минут, для школьников младшего возраста 1 час. 30 мин., для школьников среднего и старшего возраста - 1 час. 30 мин. - 2 час. 15 мин. (3 часа) с перерывами между занятиями. Возможно увеличение времени занятий исходя из специфики направления объединения.
Занятия могут проводиться как со всем составом объединения, так и по звеньям и индивидуально в соответствии с программой.
Занятия объединений фиксируются в журналах учета работы объединения в системе дополнительного образования детей.
13. Занятия в УДОД проводятся в специально оборудованных помещениях согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается руководителем УДОД и заверяется печатью.
Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально.
14. В период школьных каникул объединения могут работать по специальному расписанию с переменным составом.
15. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться в форме проведения экспедиций, поездок, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей и летних школ.
16. Учебный год в УДОД начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего года. С 25 мая по 31 августа УДОД приказом руководители переходит на летний режим работы. Педагогические работники, зачисленные в штат УДОД на условиях совместительства, подлежат увольнению с 1 июня с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, пропорционально отработанному времени, если их программа не предусматривает продолжение учебного процесса в летний период.
17. Оплата труда педагогов дополнительного образования детей осуществляется согласно тарификационного списка.
18. Ассигнования на содержание административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала утверждаются в объеме, необходимом для реализации основных функций УДОД, определенных Учредителями. Распределение функций, указанных в приложении 1 настоящего приказа, между УДОД района оформляются приказом по ТОУО.
19. Штатное расписание УДОД утверждается его руководителем в пределах средств на оплату труда, выделенных Учредителем, и внебюджетных источников.
При определении объема бюджетных средств учитываются следующие нормативы:
19.1. Количество штатных единиц заместителей директора (включая зам. директора по административно-хозяйственной части) не должно превышать 3 единицы.
19.2. Количество руководителей структурных подразделений по профилю определяется в соответствии со следующей таблицей:
Руководители структурных подразделений |
Количество объединений | |||
до 10 | от 10 до 30 | от 30 до 50 |
от 50 и выше |
|
Зав.отделом по профилю | - | Устанавливается доплата одному из педагогов в счет надтарифного фонда |
1 | 1 |
Зав.лабораторией (секцией) | - | - | - | 1 |
19.3. Отделы организационно-массовой и методической работы создаются при условии координации УДОД определенных направлений внешкольной деятельности других типов образовательных учреждений.
19.4. Отдел организационно-массовой работы целесообразно переименовать в соответствии с его функционалом в образовательной системе района и УДОД. Варианты: культурно-досуговый, отдел социально-культурной деятельности, празднично-игровых форм, досуговых программ и т.д. Этот отдел создается в УДОД при условии заказа Учредителей на этот вид деятельности, с учетом взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
19.5. Функции отдела организационно-массовой работы:
- реализация и координация программ досуговой и воспитательной направленности в образовательных учреждениях района;
- организация региональных, городских, районных мероприятий по основным направлениям внешкольной деятельности;
- участие в организации школьных каникул, летней оздоровительной кампании, обеспечение выездов творческих детских коллективов.
19.6. Штатные единицы отдела организационно-массовой работы:
- заведующий отделом - 1 шт.единица;
- педагоги-организаторы - из расчета 1 шт.ед. на 1000 воспитанников (согласно учебно-производственному плану) в УДОД района, но не более 5 штатных единиц на учреждение;
- методист - 1 шт.единица;
- концертмейстер - 1 шт.единица;
- техник ТСО - 1 шт.единица.
19.7. Функции отдела методической работы:
- методическое обеспечение образовательного процесса в УДОД и других образовательных учреждениях по своему профилю;
- создание базы данных о контингенте обучающихся в УДОД, кадровом обеспечении образовательного процесса, обобщение результативного опыта педагогической деятельности и прогнозирование развития УДОД;
- организация деятельности методического кабинета в УДОД;
- проведение обучения педагогических кадров образовательных учреждений методике организации воспитательной деятельности, разработка моделей участия УДОД в организации воспитательной работы в других типах образовательных учреждений;
- поддержка, развитие и методическое обеспечивание детско-юношеских общественных организаций, движений, действующих на базах образовательных учреждений;
19.8. Штатные единицы отдела методической работы:
- заведующий отделом - 1 шт.единица;
- остальные штатные единицы определяются в соответствии со следующей таблицей:
N п/п |
Методические функции УДОД | Кто обеспечивает | Единицы расчета | Примечание |
1. | Методическое обеспечение образовательного процесса УДОД и других образовательных учреждений по своему профилю |
Методист по профилю деятельности |
1 шт.единица на 30-50 детских объединений по профилю деятельности в УДОД и в образовательных учреждениях района |
|
2. | Создание базы данных о контингенте обучающихся в УДОД, кадровом обеспечивании образовательного процесса, обобщение результативного опыта педагогической деятельности и прогнозирование развития УДОД. Организация деятельности методического кабинета |
Методист Зав.методическим кабинетом |
1 шт.единица 1 шт.ед. зав.методического кабинета вводится в случае наличия кабинета и использования в работе не менее 3000 единиц дидактической, методической, печатной и ауди-продукции |
|
3. | Проведение обучения педагогических кадров образовательных учреждений методике организации воспитательной тательной деятельности, разработка моделей участия УДОД в организации воспитательной работы в других типах образовательных учреждений |
Методист по работе с заместителями директоров по воспитательной работе, классными руководителями общеобразовательных школ |
1 шт.единица из расчета на каждые 250 заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей общеобразовательных школ |
|
4. | Поддержка, развитие и методическое обеспечение детско-юношеских общественных организаций, движений, действующих на базах образовательных учреждений |
Методист по работе со старшими вожатыми и лидерами детских общественных организаций и движений |
1 шт.единица на район |
1 шт.ед. педагога-организа- тора вводится в случае наличия в отделе детского актива (штаба, Совета, клуба) не менее 50 человек |
5. | Научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы |
Методист | 1 шт.единица | Вводится при условии утверждения УДОД приказом Комитета по образованию городской экспериментальной площадкой с обязательным указанием сроков эксперимента |
20. Для обеспечения образовательного процесса непосредственно в УДОД могут быть выделены средства на установление должностей:
20.1. Художественного руководителя ансамбля с числом участников не менее 300 человек.
20.2. Балетмейстера при наличии хореографического коллектива с числом участников не менее 150 человек.
20.3. Хормейстера при наличии хорового коллектива с числом участников не менее 150 человек.
20.4. Дирижера, при наличии оркестра с числом участников не менее 100 человек.
20.5. Механика, из расчета 1 шт.ед. на 20 ед. металлообрабатывающего, деревообрабатывающего оборудования.
20.6. Электроника, из расчета 1 шт.ед. на 20 единиц радиоэлектронных приборов.
20.7. Инженера-программиста, из расчета 1 шт.ед. на 20 персональных компьютеров.
20.8. Киномеханика, при наличии оборудованной киноаппаратной.
20.9. Осветителя и машиниста сцены, при наличии зрительного зала не менее чем на 250 мест.
20.10. Заведующей библиотеки, при наличии книжного фонда не менее 3 тысяч экземпляров.
20.11. Костюмера, при наличии хорового и хореографического коллективов. Зав.костюмерным складом, при наличии в УДОД не менее 300 единиц костюмов.
20.12. Садовника и подсобного рабочего, при наличии парка (сада), учебно-опытного участка из расчета по 1 единице на площадь не менее 1,5 га.
20.13. Лаборанта и подсобного рабочего, при наличии юннатского клуба.
20.14. Администратора при двухсменном режиме работы УДОД.
20.15. Уборщика помещений, из расчета 1 ед. на каждые 500 кв.м убираемой площади, но не менее одной должности.
20.16. Гардеробщика, при наличии оборудованного гардероба из расчета 1 ед. на каждые 300 номеров, но не менее одной единицы на УДОД (при оборудованном гардеробе), 2 ед. гардеробщика при двухсменном режиме работы УДОД.
20.17. Водителя, при наличии автомашин из расчета 1 шт.ед. на 1 ед.автотранспорта.
20.18. Главного бухгалтера и кассира при самостоятельном ведении бухгалтерского учета.
20.19. Рабочих по обслуживанию зданий, вахтеров, сторожей, дворников по общим нормативам.
20.20. Дополнительные должности могут быть введены в штатное расписание УДОД при предоставлении Учредителю аргументированных обоснований и при наличии финансовых возможностей.
Примечание: Типовые штаты внешкольных учреждений (приказ МП СССР N 135 от 20.07.87), в том числе количество ставок методистов и педагогов-организаторов в пределах 25% фонда заработной платы, выделяемого на оплату педагогов дополнительного образования, утратили силу согласно приказа ГК по НО N 280 от 23.04.90.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.