Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Старшее поколение Ленинградской области" на 2004-2008 годы"
9 июня 2005 г., 18 мая 2006 г., 16 марта 2007 г.
Законом Ленинградской области от 16 марта 2007 г. N 43-оз в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
региональной целевой программы
"Старшее поколение" на 2004-2008 годы"
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Старшее поколение Ленинградской области" на 2004-2008 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 года N 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы"; Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федера- ции в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госуда- рственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправ- ления в Российской Федерации" |
Период реализации Программы |
2004-2008 годы |
Цель Программы | Государственная поддержка граждан старшего поколения, создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности социально-медицинских, социально-бытовых, социокультурных и других услуг, содействия активному участию пожилых граждан в общественной жизни |
Основные задачи, мероприятия Программы |
Расширение сети и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания, предоставляющих пожилым людям комплекс социальных услуг (филиалы центров социального обслуживания, отделения временного пребывания, специальные жилые дома, дома ночного пребывания); оснащение учреждений социального обслуживания техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием, автотранспортом для развития и повышения качества предоставляемых услуг; поддержка общественных организаций ветеранов, создание условий для сохранения жизненной активности, реализация внутреннего потенциала граждан старшего поколения; организация посильной занятости людей пожилого возраста; усиление координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в решении актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения; совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (до 60 человек в год) |
Объем финансовых ресурсов, освоенных по Программе за 2004-2006 годы (ожидаемое выполнение) |
2004-2006 годы - 22 071,2 тысячи рублей, из них: федеральный бюджет - 3 144,5 тысячи рублей, областной бюджет - 14 039,5 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 785,9 тысячи рублей, прочие привлеченные средства - 2 101,3 тысячи рублей; в том числе: 2004 год - 10 327,5 тысячи рублей, из них: федеральный бюджет - 3 144,5 тысячи рублей, областной бюджет - 4 775,0 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 1 517,6 тысячи рублей, прочие привлеченные средства - 890,4 тысячи рублей; 2005 год - 6 637,9 тысячи рублей, из них: областной бюджет - 4 774,5 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 1 268,3 тысячи рублей, прочие привлеченные средства - 595,1 тысячи рублей; 2006 год - 5 105,8 тысячи рублей, из них: областной бюджет - 4 490,0 тысячи рублей, прочие привлеченные средства - 615,8 тысячи рублей |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы |
2007-2008 годы - 20 715,0 тысячи рублей, из них: федеральный бюджет - 6 100,0 тысячи рублей, областной бюджет - 11 459,0 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 080,0 тысячи рублей, прочие привлеченные средства - 1 076,0 тысячи рублей; в том числе: 2007 год - 5 522,0 тысячи рублей, из них: областной бюджет - 4 984,0 тысячи рублей, прочие привлеченные средства - 538,0 тысячи рублей; 2008 год - 15 193,0 тысячи рублей, из них: федеральный бюджет - 6 100,0 тысячи рублей, областной бюджет - 6 475,0 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 080,0 тысячи рублей, прочие привлеченные средства - 538,0 тысячи рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: повысить качество социального обслуживания в сфере оказания гарантированных социально-бытовых, социально-медицинских, реабилитационных и других услуг; ежегодно снижать период госпитализации в учреждениях здравоохранения 30 хронически больных пожилых людей, вновь принятых на обслуживание в специализированные отделения социального обслуживания на дому. Экономия финансовых средств составит с 2007 по 2008 год ежегодно по 106,0 тысячи рублей; повысить объем специализированного социально-медицинского и социального обслуживания на дому (24 человека - 15 процентов от вновь принятых на надомное обслуживание), что позволит сократить количество пожилых людей, нуждающихся в помещении в дома-интернаты. Экономическая эффективность с 2007 по 2008 год составит ежегодно по 920,0 тысячи рублей; увеличить на 20 процентов объем платных социальных услуг, предоставляемых пожилым людям и инвалидам в центрах социального обслуживания. Сумма заработанных средств увеличится с 15,25 млн.рублей в 2007 году до 19,25 млн.рублей в 2008 году; увеличить вдвое (с 33 900 до 67 800 человек) число пожилых людей и инвалидов, принимающих участие в общественной жизни; предоставить возможность участия в общественных работах 100 гражданам нетрудоспособного возраста |
Разработчик Программы |
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2002 год |
Представитель заказчика Программы |
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Основной исполни- тель и соисполни- тели Программы |
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области, комитет по культуре Правительства Ленинградской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, администрации муниципальных образований |
Фамилия, имя, от- чество, должность, номер телефона ру- ководителя Программы |
Быстрова Зинаида Николаевна - председатель Комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, тел. 225-24-60 |
Постановление об утверждении Программы |
Постановление Правительства Ленинградской области от 22 мая 2003 года N 101 |
Система организации контроля за выпол- нением Программы |
Информация о результатах выполнения Программы ежеквартально представляется в комитет по экономике и инвестициям ежегодно - в Правительство Ленинградской области. Для осуществления оперативного контроля руководители служб и комитетов, участвующих в реализации Программы, представляют ежеквартально отчет в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области о выполнении мероприятий Программы. Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Н.И. Пустотин |
1. Анализ социально-экономического положения
граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области
Социально-экономическое положение граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется демографическими изменениями, связанными с продолжающимся процессом старения населения, негативными тенденциями в сфере физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста.
По статистическим сведениям в Ленинградской области каждый пятый житель находится в возрасте 60 лет и старше. Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет 27,5 процента состава населения области. В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском, Сланцевском районах, городах Пикалево и Волхов этот показатель значительно выше среднеобластного уровня. В долгосрочной перспективе высокая доля пожилых людей в структуре населения сохранится.
Различная продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность, ослабление института семьи приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей.
Одиночество, являясь особым фактором социального риска, оказывает негативное воздействие на способность к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияет на психическое здоровье граждан пожилого возраста. По итогам выборочных обследований потребность в посторонней помощи у одиноких людей в 1,5 раза выше, чем у пожилых граждан, проживающих в семьях.
Увеличение доли пожилых людей в структуре населения сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически активного населения.
Характерными чертами положения значительной части пожилых людей являются неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, низкая социальная активность.
По данным, имеющимся в органах социальной защиты населения, более 60 процентов граждан старше 70 лет нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49 тысяч граждан в возрасте 80 лет и старше, из них 23 тысячи одиноких престарелых граждан. До 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, составляют лица пожилого возраста. Только 22 процента пожилых людей практически здоровы.
Об ухудшении здоровья пожилых людей свидетельствует рост числа граждан, впервые признанных инвалидами в пенсионном возрасте:
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
|
Впервые признаны инвалидами (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) (от общей численности впервые признанных инвалидами) |
57,0 | 55,4 | 59,5 | 65,3 | 61,3 |
Остается актуальной проблема малообеспеченности пожилых людей. По состоянию на 1 января 2003 года размер средней пенсии по возрасту ниже установленного в Ленинградской области прожиточного минимума пенсионера, 62 процента пенсионеров имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Из общего числа граждан пенсионного возраста продолжают работать лишь 18 процентов.
Ограниченность доступа пенсионеров к объектам социальной сферы, снижение конкурентоспособности на рынке труда, чувство неприспособленности и социальной невостребованности приводят к низкой социальной активности граждан старшего поколения. Только 10 процентов пожилых людей, в том числе инвалидов, принимают участие в общественной жизни.
Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов организации социальной поддержки малообеспеченных пожилых людей в Ленинградской области позволяет комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей, расширять сеть учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов, повышать эффективность действующих учреждений путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг, мобилизовать усилия всех заинтересованных ведомств и организаций к решению этих проблем.
Для обеспечения координации усилий всех государственных, общественных и иных структур в интересах пожилых людей при Правительстве Ленинградской области создана и активно работает межведомственная комиссия по проблемам граждан старшего поколения.
В Ленинградской области с 1997 по 2003 годы мероприятия по реализации социальной политики в отношении пожилых людей осуществлялись в рамках региональной и муниципальных программ "Старшее поколение".
В рамках реализации региональной целевой программы "Старшее поколение", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 27 февраля 1997 года N 9, получила дальнейшее развитие муниципальная система социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.
Показатели деятельности центров социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
Показатель | Год | |||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество малообеспеченных граждан, нуждающихся в социальной помощи (тысяч человек) |
535,2 | 525,4 | 442,6 | 353,1 |
Количество граждан, получивших различные виды социальной помощи (тысяч человек) |
287,9 | 350,5 | 326,8 | 269,9 |
Обеспеченность граждан различными видами социальной помощи (процентов) |
53,8 | 66,7 | 73,7 | 76,5 |
Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (количество/число мест) |
18/818 | 18/869 | 20/883 | 20/898 |
Отделения социального обслуживания на дому (количество/обслужено тысяч человек) |
112/10,6 | 114/10,8 | 105/10,2 | 105/10,3 |
Отделения специализированного социально-медицинского обслуживания на дому (количество/обслужено тысяч человек) |
12/0,8 | 17/1,6 | 19/1,6 | 21/1,8 |
Отделения срочного социального обслуживания (количество/обслужено тысяч человек) |
18/99,2 | 20/114,1 | 22/109,7 | 23/97,2 |
Количество получивших услуги на базе центра социального обслуживания (тысяч человек) |
143,4 | 109,8 | 131,2 | 114,2 |
Клубы пожилых людей при центрах социального обслуживания (количество/охвачено человек) |
4/67 | 9/163 | 15/228 | 26/380 |
Количество услуг, предоставляемых на платной основе сверх гарантированного перечня |
31800 | 43200 | 51000 | 61800 |
Заработано центрами социального обслуживания (тысяч рублей) |
1640,1 | 2271,3 | 3617,3 | 5522,2 |
Специальные жилые дома для одиноких и престарелых (количество/обслужено человек) |
2/80 | 2/81 | 2/83 | 2/83 |
Дома ночного пребывания (количество/обслужено человек) |
2/399 | 2/357 | 2/384 | 2/566 |
За последние четыре года число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилось с 18 до 20, число мест в отделениях дневного, временного пребывания и социально-реабилитационных отделениях возросло на 10 процентов.
Численность граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, обслуживаемых отделениями социального и социально-медицинского обслуживания на дому, увеличилось на 700 человек.
Свидетельством повышения качества надомного обслуживания является увеличение более чем вдвое охвата специализированным социально-медицинским обслуживанием пожилых и инвалидов на дому. В работу отделений социального обслуживания на дому активно внедряется организация дежурства социальных работников по телефону с целью поддержания оперативной связи с обслуживаемыми пожилыми людьми в муниципальных образованиях Подпорожский, Кировский, Всеволожский районы, выездные формы работы с оказанием на дому массажа, простейших физиотерапевтических процедур, парикмахерских услуг, консультаций психолога в муниципальных образованиях Выборгский, Лужский, Тосненский районы и город Волхов.
Развитие в центрах социального обслуживания услуг, направленных на решение социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социокультурных проблем пожилых людей, подтверждается ростом численности пожилых и инвалидов, воспользовавшихся услугами созданных в центрах социального обслуживания физиотерапевтических кабинетов, лечебной физкультуры, фитотерапии, кабинетов психологической разгрузки, парикмахерских, прачечных, по ремонту обуви, бытовой техники, проката инвалидной техники, развитием клубной деятельности. Положительный опыт такой работы накоплен в центрах социального обслуживания муниципальных образований Киришский, Кировский, Тихвинский районы и других.
В значительной мере способствуют сохранению социальной активности пожилых людей и инвалидов созданные при центрах социального обслуживания клубы по интересам, которые получили наибольшее развитие в центрах социального обслуживания муниципальных образований Выборгский, Лужский, Кировский районы, города Волхов и Гатчина. Численность лиц старшего возраста, принимающих участие в фестивалях творчества пожилых людей, за период с 1999 года возросла с пяти до семи тысяч человек. Охват пожилых людей клубной деятельностью при учреждениях культуры и социальной защиты населения повысился с 36,9 до 42,0 тысяч человек.
За последние годы в целях развития социального обслуживания в сельской местности и оказания социальной помощи непосредственно по месту проживания пожилых и инвалидов в практику работы органов и учреждений социальной защиты населения активно внедряются выездные формы обслуживания.
В муниципальных образованиях органы социальной защиты населения совместно со службами занятости проводят работу по заключению договоров для трудоустройства безработных граждан на общественные работы в соответствии с муниципальными программами содействия занятости населения в целях оказания дополнительных услуг пенсионерам и инвалидам (косметический ремонт жилья малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, мытье окон, работа на приусадебном участке, помощь в уходе за престарелыми, детьми-инвалидами, уборка помещений и благоустройство территории).
Обеспеченность граждан различными видами социальной помощи ежегодно увеличивается и составляет по итогам 2002 года 76,5 процента от общей численности малообеспеченных граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и нуждающихся в социальной поддержке.
Вместе с тем имеющаяся сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов не обеспечивает полной потребности граждан, нуждающихся в различных формах и видах социальной помощи.
Требует дальнейшего развития социальное обслуживание в сельской местности. Доля пожилых сельских жителей, воспользовавшихся услугами полустационарных и нестационарных учреждений, составляет лишь 14,3 процента от общего числа обслуженных; только 14 процентов расходов, связанных с предоставлением пожилым людям денежной и натуральной помощи, приходятся на жителей села.
Медленно развивается сеть филиалов центров социального обслуживания, специализированное социально-медицинское обслуживание на дому в крупных поселках, волостях.
Развитие мобильного социального обслуживания в сельской местности сдерживается отсутствием достаточного количества автотранспорта в учреждениях социальной защиты населения (по состоянию на 1 января 2003 года обеспеченность автотранспортом составляет 37 процентов).
Имеющиеся учреждения социальной реабилитации лиц без определенного места жительства не решают в полной мере проблем этой категории граждан. Отсутствие подобных учреждений не позволяет оперативно решать вопросы регистрации граждан по месту пребывания (проживания), не позволяет бездомным гражданам реализовать свои права на получение медицинской помощи, трудоустройство, социальное обеспечение, обостряет криминогенную ситуацию.
Главным фактором, сдерживающим развитие социальной инфраструктуры для пожилых людей, остается недостаточность финансирования.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является принятие комплекса дополнительных мер, направленных на создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности пожилым людям социально-медицинских, социально-бытовых, социокультурных и других услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества.
Программой предусматривается решение следующих задач:
расширение сети и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания, предоставляющих пожилым людям комплекс социальных услуг (филиалы центров социального обслуживания, отделения временного пребывания, специальные жилые дома, дома ночного пребывания), приближение уровня социальной помощи к потребностям общества;
оснащение учреждений социального обслуживания техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием, автотранспортом для развития и повышения качества предоставляемых услуг;
усиление координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в решении актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;
поддержка общественных организаций ветеранов, создание условий для сохранения жизненной активности, реализация внутреннего потенциала граждан старшего поколения;
организация посильной занятости людей пожилого возраста;
совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (до 60 человек в год);
проведение первоочередных мероприятий по оказанию адресной помощи наиболее уязвимым категориям граждан старшего поколения (одинокие престарелые граждане, одинокие супружеские пары, утратившие частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжелобольные, лица без определенного места жительства и занятий и другие).
Законом Ленинградской области от 16 марта 2007 г. N 43-оз в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит содействовать более полному обеспечению конституционных гарантий граждан старшего поколения, повышению уровня и качества их жизни, осуществить комплексный подход к выполнению мероприятий по социальной поддержке граждан старших возрастных групп.
Реализация мероприятий Программы позволит:
повысить качество социального обслуживания в сфере оказания гарантированных социально-бытовых, социально-медицинских, реабилитационных и других услуг;
ежегодно снижать период госпитализации в учреждениях здравоохранения 30 хронически больных пожилых людей, вновь принятых на обслуживание в специализированные отделения социального обслуживания на дому. Экономия финансовых средств с 2007 по 2008 год составит ежегодно по 106,0 тысячи рублей;
повысить объем специализированного социально-медицинского и социального обслуживания на дому (24 человека - 15 процентов от вновь принятых на надомное обслуживание), что позволит сократить количество пожилых людей, нуждающихся в помещении в дома-интернаты. Экономическая эффективность с 2007 по 2008 год составит ежегодно по 920,0 тысячи рублей;
увеличить на 20 процентов объем платных социальных услуг, предоставляемых пожилым людям и инвалидам в центрах социального обслуживания. Сумма заработанных средств увеличится с 15,25 миллиона рублей в 2007 году до 19,25 миллиона рублей в 2008 году;
увеличить вдвое (от 33900 человек до 67800 человек) количество пожилых людей и инвалидов, принимающих участие в общественной жизни;
обеспечить участие в общественных работах 100 граждан нетрудоспособного возраста.
Законом Ленинградской области от 16 марта 2007 г. N 43-оз в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований, Ленинградского областного фонда социальной поддержки населения, средств общественных объединений, частных инвесторов и других.
Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой на 2004-2008 годы, необходимое финансирование составит 42123,5 тысяч рублей (в ценах 2003 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 9244,5 тысяч рублей, областного бюджета - 25499,0 тысяч рублей, за счет бюджетов муниципальных образований - 4337,6 тысяч рублей, за счет средств внебюджетных (прочих) источников - 3042,4 тысяч рублей.
План реализации мероприятий Программы представлен в приложении 1 к Программе.
Номенклатура, количество товаров, необходимое для реализации Программы, приведены в приложении 3 к Программе.
5. Система организации и контроля за выполнением Программы
Разработчиком и основным исполнителем Программы является комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области. Программа утверждается Законодательным собранием Ленинградской области.
Соисполнителями мероприятий Программы являются комитет по здравоохранению Ленинградской области, Комитет по культуре Правительства Ленинградской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, администрации муниципальных образований.
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области заключает договоры с администрациями муниципальных образований на выполнение отдельных мероприятий с указанием обязательств сторон по их финансированию.
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы (ежегодная подготовка бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития и областного бюджета Ленинградской области, контроль за использованием средств и выполнением мероприятий Программы, подготовка сводных аналитических записок по результатам выполнения Программы).
Информация о результатах выполнения Программы ежеквартально представляется комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области, по итогам отчетного года - в Законодательное собрание Ленинградской области и Правительство Ленинградской области.
Для осуществления оперативного контроля руководители служб и комитетов, участвующих в реализации Программы, ежеквартально представляют в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области отчет о реализации программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.