Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
Законом Ленинградской области от 11 декабря 2006 г. N 146-оз в пункт 1.1 настоящей Программы внесены изменения
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации, обоснование необходимости
программно-целевой проработки проблемы социального развития села
Сложившаяся в последнее десятилетие социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, ухудшении финансового положения отрасли сельского хозяйства, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
Среди проблем сельских территорий необходимо выделить основные:
снижение качества жизни на селе, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа к основным социальным услугам: образованию и здравоохранению;
ухудшение демографической ситуации сельской местности;
бедность и высокий уровень безработицы.
В Ленинградской области на 1 января 2002 года насчитывалось 2972 поселения, в том числе 2907 сельских (97,8 процента).
В сельской местности на 100 поселений приходится 7,4 детских дошкольных учреждений, 9,1 школ, 12,9 клубов, 25 учреждений здравоохранения, что значительно меньше, чем в среднем по России. (Данные в настоящем областном законе приведены по состоянию на 1 января 2003 года.)
В системе образования сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 38,4 процента.
Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 33,5 тысячи человек до 12,4 тысячи человек или в 2,7 раза.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,7 процента ученических мест. При этом численность учащихся сократилась на 15,2 тысячи человек или на 22,4 процента.
В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
Около девяти процентов общеобразовательных школ работают в две смены.
Одной из важнейших задач является укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. В 2002 году подготовлено кадров массовых профессий 898 человек при потребности 2405 человек, что составляет всего 37,3 процента.
В сфере физической культуры и спорта материальная база в последние годы существенных изменений в сторону совершенствования и увеличения не претерпела. В целом по области потребность в спортивных площадках и бассейнах по сравнению с нормативом обеспечена на семь процентов, в спортивных залах - на 30 процентов. Из 49 детско-юношеских спортивных школ области только четыре находятся в сельской местности. Специалистами по физической культуре село укомплектовано всего на 20,2 процента.
В области культуры в связи с низким уровнем финансирования культурных учреждений за счет внутренних резервов создаются новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга и дома ремесел. В сеть клубных учреждений входят 363 учреждения. По сравнению с 1999 годом выросло число клубных формирований на 1451. На селе функционируют 24 музыкальные школы, 11 музеев, 329 библиотек. Из 2249 работников сельских учреждений культуры 1010 являются специалистами со средним и высшим образованием. Вместе с тем социальная ситуация на селе близка к критической и является серьезным тормозом для развития сельской культуры. За последние 10 лет произошло сокращение сети клубов и домов культуры на 17, сельских библиотек на 28 единиц. Недостаточно материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры: 60 процентов из них требуют текущего или капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии, отсутствуют необходимое световое и звуковое оборудование, мебель, реквизит, инвентарь, музыкальные инструменты, выставочное оборудование, компьютерная и оргтехника. Из-за нехватки автоклубных машин недостаточно функционирует система обслуживания жителей отдаленных сел. Почти разрушена сельская киносеть и система технического обслуживания киноустановок. Качественно меняется спрос на услуги культурно-досуговых учреждений, что предопределяет необходимость структурных преобразований учреждений культуры на селе и укрепление их материально-технической базы.
В области здравоохранения за последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 18 единиц (83,5 процента к уровню 1990 года), фельдшерско-акушерских пунктов - на 178 единиц (69,7 процента к уровню 1990 года). Обеспеченность больничными койками составила 101,3 койки на 10 тысяч населения (73 процента к уровню 1990 года).
Обостряется проблема обеспеченности медицинскими кадрами. Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения сократилась на восемь человек, средним медицинским персоналом - на 44 человека.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся сокращением числа имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Объемы государственных капитальных вложений в социальную сферу и строительство жилья на селе в связи с переходом на рыночные отношения сведены до минимума, особенно в последние 10 лет. Строительство жилья в сложившихся условиях фактически прекратилось.
Увеличился отток сельского населения, особенно специалистов. Одна из основных проблем в сельскохозяйственных предприятиях - отсутствие жилья, пригодного для проживания.
Особенно остро встает проблема с обеспечением жильем специалистов сельского хозяйства, окончивших высшие и средние учебные заведения, учреждения начального профессионального образования и желающих работать в сельхозпредприятиях области, а также молодых семей, молодых специалистов и работников организаций социальной сферы.
Дефицит кадров в ближайшие пять лет может достигнуть во многих сельскохозяйственных организациях 50 процентов. По состоянию на 1 января 2003 года дефицит кадров в сельскохозяйственных предприятиях составил 3170 человек, в том числе 2405 человек - рабочих кадров, 769 - специалистов и руководителей. С учетом естественного убывания по разным причинам создается неустойчивое обеспечение сельскохозяйственного производства необходимыми кадрами.
На начало 2003 года в Ленинградской области нуждаются в улучшении жилищных условий в сельской местности 5 тысяч семей (16 тысяч человек). На балансе сельскохозяйственных организаций из 4,1 осталось 0,3 миллиона квадратных метров в основном не благоустроенного и требующего капитального ремонта жилья. Велико в сельской местности и незавершенное строительство: свыше 50 тысяч квадратных метров общей жилой площади.
Основная часть сельского жилищного фонда не обеспечена элементарными коммунальными удобствами. Водопровод имеют 54,8 процента сельских жилых домов, центральное отопление - 54,7 процента, канализацию - 53,3 процента, горячее водоснабжение - 41,2 процента.
Несмотря на то, что территория Ленинградской области полностью охвачена централизованным электроснабжением, в сельской местности оно осуществляется с недостаточной степенью надежности. Более 900 километров линий электропередачи напряжением 0,4-10 кВ и трансформаторных подстанций напряжением 6-10 кВ суммарной мощностью около 90 МВА являются необслуживаемыми, в силу различных причин - "бесхозяйными", более половины из них находятся в неудовлетворительном состоянии.
В Ленинградской области газифицировано 76,7 процента сельских населенных пунктов, из них сжиженным газом - 72,8 процента. Природный газ имеют только пять процентов газифицированных сельских населенных пунктов. Из общего числа квартир на селе газифицировано 82,3 процента, из них природный газ имеют 30,4 процента. Уровень газификации населения в сельской местности природным газом в 2,4 раза ниже, чем в городах и поселках области. Протяженность разводящих газопроводов в расчете на 1000 газифицированных квартир в сельской местности в 2 раза ниже, чем в городах и поселках (2,1 км и 4,6 км соответственно).
Существующие водоочистные сооружения перегружены, работают в форсированном режиме, имеют большой процент износа и испытывают хроническую нехватку химических реагентов. Более 30 процентов сетей водопровода имеют износ 100 процентов и еще 10 процентов - аварийные.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля и не обеспечена элементарными средствами связи. Средний уровень телефонизации по области составляет 17,7, в сельской местности - 15,8 телефонных аппаратов на 100 жителей. Не обеспечены телефонной связью 801 малонаселенный пункт (из 2907) с общей численностью 11,6 тысячи человек и 506 объектов социальной сферы.
На 100 семей в сельской местности приходится 36 телефонных номеров. Число таксофонов составляет 394 единицы.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
805 населенных пунктов не обслуживаются дорогами общего пользования. Из них 512 обслуживаются внутрихозяйственными и ведомственными дорогами и имеют достаточно устойчивую связь с дорогами общей сети, а 317 населенных пунктов области с численностью 5216 человек не имеют круглогодичного проезда до дорог общего пользования.
Перечисленные социальные проблемы проживания в сельской местности не способствуют положительному развитию демографической ситуации.
Численность сельского населения области на 1 января 2002 года составляла 560,9 тысячи человек и на 1 января 2003 года сократилась до 557,4 тысячи человек. Ухудшение демографической ситуации характеризуется показателем естественной убыли сельского населения, который за последние 10 лет увеличился с 2,2 до 13,2 человек на 1000 населения. На 1 января 2003 года превышение числа умерших над родившимися составило 7,4 тысячи человек, а продолжительность жизни снизилась до 61,8 года (68,7 года в 1990 году).
На селе сохраняется сложная демографическая ситуация. На 1 января 2003 года 63 процента сельского населения составляют лица трудоспособного возраста, 16,3 процента - лица моложе трудоспособного возраста, 20,7 процента - старше трудоспособного возраста.
На учете в органах социальной защиты населения в настоящее время состоят 450 тысяч граждан, нуждающихся в социальной поддержке, из них проживают в сельской местности 176 тысяч человек. В социальной помощи различных видов нуждаются 70 тысяч пожилых жителей села, 47 тысяч инвалидов, три тысячи многодетных семей, воспитывающих 9,5 тысячи детей, 2,4 тысячи семей с детьми-инвалидами, 17,4 тысячи неполных семей с несовершеннолетними детьми.
Более семи тысяч пенсионеров, проживающих в сельской местности и получающих пенсию ниже прожиточного минимума, испытывают постоянные материальные трудности.
В системе социальной защиты населения важным направлением остается развитие социального обслуживания. Основными проблемами пожилых граждан, проживающих на селе, остаются существенная ограниченность доступа к услугам медицинских учреждений, учреждений социальной защиты, предприятий бытового обслуживания, торговли, культуры, отсутствие коммунально-бытовых удобств и транспортного сообщения.
В сельской местности, где пожилые люди составляют до 30 процентов общей численности населения, потребность в социальном обслуживании выше, чем в городе. В ряде муниципальных образований (Всеволожский, Бокситогорский, Подпорожский районы) доля лиц пенсионного возраста составляет 40-50 процентов от общего числа сельских жителей, что резко увеличивает численность пожилых сельских жителей, нуждающихся в постоянной посторонней помощи.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров в сельском хозяйстве.
Численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, в 2002 году составила 81,3 тысячи человек: сократилась за 10 лет на 12,6 тысячи человек или на 11,6 процента к уровню 1992 года (93,9 тысячи человек).
Остается актуальной проблема малообеспеченности жителей села. Средняя заработная плата одного работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, в 2002 году составила 4032,0 рубля, что ниже уровня заработной платы в целом по Ленинградской области на 14,5 процента. В муниципальных образованиях с преимущественно сельским населением (Бокситогорский, Лодейнопольский, Лужский, Подпорожский, Тихвинский районы) средняя заработная плата в 2-2,5 раза ниже среднеобластного уровня.
Численность зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, на 1 января 2003 года составила 4526 человек, то есть 34,2 процента от общей численности безработных, и увеличилась по сравнению с 2002 годом на 532 человека.
Уровень регистрируемой безработицы в сельской местности на 1 января 2002 года составил 1,6 процента, на 1 января 2003 года - 1,8 процента.
Уровень общей безработицы в сельской местности области по данным обследования населения по проблемам занятости (август 2001 года - май 2002 года), проведенного Госкомстатом России, составил 7,3 процента.
В связи с уменьшением численности работников крупных сельхозпредприятий возрастает роль предприятий малого и среднего бизнеса, развития несельскохозяйственных видов деятельности, потребкооперации.
В Ленинградской области населением в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах ежегодно производится более 8 тысяч тонн мяса, 81 тысяча тонн молока, 300 тысяч тонн картофеля, 100 тысяч тонн овощей. Кроме того, собирается для реализации до 6 тысяч тонн клюквы, брусники, грибов, лекарственно-технического сырья. Большое количество сельскохозяйственной продукции выращивается в садоводческих хозяйствах, имеются ресурсы вторичного и животноводческого сырья.
До 1990 года в каждом районе области заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья у населения осуществляли заготовительные конторы районных потребительских обществ с развитой материально-технической базой, в том числе: 25 складов животноводческого и вторичного сырья, 168 стационарных приемно-заготовительных пунктов, до 100 сезонных пунктов по приемке и переработке дикорастущих ягод и грибов в садоводствах и 8 скотоубойных пунктов.
В период, начиная с 1990 года, заготовительная отрасль оказалась в особенно тяжелом положении. В настоящее время в системе работают всего 16 стационарных приемно-заготовительных пунктов и работа, в основном, проводится через магазины потребительских обществ. В 2002 году из 720 магазинов к закупке привлекались 115, в сезон закупок дикорастущих - 350. Отсутствие инфраструктуры по первичной обработке, переработке и хранению дикорастущих и грибов не позволяет наращивать объемы их заготовок и сокращает сырьевую базу для производства консервов.
В связи с резким падением платежеспособности сельского населения розничная торговая сеть на селе значительно сократилась.
Особенности торгового обслуживания удаленных территорий Ленинградской области требуют обновления автомобильного парка для наиболее полного охвата всех сельских населенных пунктов автолавками. За девять месяцев 2003 года расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в отдаленных населенных пунктах, составили 8 миллионов рублей.
В соответствии с современными требованиями к техническому оснащению торговых структур в магазинах обязательно наличие модернизированных контрольно-кассовых машин, функционального холодильного оборудования.
Исходя из социально-экономических задач области для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки долгосрочной региональной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы социального развития села.
В целях устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы социального развития села, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной, исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Законом Ленинградской области от 14 апреля 2008 г. N 23-оз в пункт 1.2 настоящей Программы внесены изменения
1.2. Основные цели и задачи реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений;
создание общественно приемлемых условий жизнедеятельности на сельских территориях муниципальных образований;
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики в целях обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
оказание содействия в строительстве индивидуальных жилых домов и приобретении жилья на вторичном рынке в целях закрепления профессиональных кадров на селе, создания трудового потенциала для сельского хозяйства;
создание системы государственной поддержки в обеспечении доступным жильем сельского населения Ленинградской области путем формирования правовых, организационных и финансовых условий;
повышение уровня и качества водо-, электро- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телекоммуникационной связью, расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
улучшение качества медицинских услуг, оказываемых сельскому населению;
повышение роли физической культуры и спорта в жизни сельского населения Ленинградской области и пропаганда здорового образа жизни, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;
активизация культурной деятельности на селе, повышение материально-технического обеспечения сельских учреждений культуры;
осуществление комплекса мер, связанных с обеспечением социальных гарантий, проживающим в сельской местности гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, другим социально незащищенным категориям населения, повышением уровня и качества их жизни, обеспечением их социальной защищенности, снижением социальной напряженности в регионе;
расширение и улучшение сферы торговых услуг, модернизация промышленной базы по производству собственной продукции, укрепление экономической и социальной стабильности области.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
Жилищное строительство
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности:
концентрация и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для поддержки инициативы граждан и оказания им помощи при строительстве (приобретении) жилья в сельской местности;
стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции;
создание механизмов, способствующих привлечению дополнительных средств в жилищное строительство в сельской местности;
расширение источников и обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства за счет увеличения доли внебюджетных инвестиций и кредитных ресурсов, в том числе средств ипотечного жилищного кредитования;
содействие сельским застройщикам в производстве и реализации продукции личного подсобного хозяйства в целях получения дополнительного гарантированного дохода для своевременного возврата заемных средств на строительство жилых домов;
разработка организационного и финансово-кредитного механизма государственной поддержки граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве или приобретении жилья;
формирование условий для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности с невысокими личными доходами;
сокращение оттока трудоспособных сельских жителей;
выполнение мероприятий по вводу жилья общей площадью 30583 квадратных метров, позволяющих улучшить жилищные условия более 559 семьям, повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности.
Мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе:
формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышения его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности;
разработка и совершенствование нормативно-правовой базы и методическое обеспечение реализации мероприятий;
повышение эффективности использования финансовых ресурсов поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе для строительства (приобретения) жилья в сельской местности;
проведение информационно-разъяснительной работы, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов;
обеспечение финансирования указанных мероприятий за счет средств областного бюджета и/или бюджета муниципального образования в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и разработка мер по привлечению средств внебюджетных источников (работодателей и/или граждан).
Выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе позволит:
улучшить жилищные условия 191 молодых семей и молодых специалистов;
создать условия для закрепления молодых семей и молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию молодежи;
повысить общеобразовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села.
Порядок и условия реализации Программы в части оказания государственной поддержки для улучшения жилищных условий гражданам, проживающим в сельской местности Ленинградской области, а также молодым семьям и молодым специалистам, проживающим на селе либо изъявившим желание работать и постоянно проживать в сельской местности Ленинградской области, определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 16 ноября 2006 года N 311.
Образование
обеспечение максимальной "выживаемости" общеобразовательных учреждений за счет повышения экономической эффективности их функционирования;
создание условий для устойчивого развития общего среднего образования на основе модернизации его содержания с учетом потребностей развивающегося общества и аграрно-сельс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.