Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 19. Сбор и порядок проверки подписей в поддержку выдвижения кандидатов
1. В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в количестве двух процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа. Это количество не может быть менее 10 подписей.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, должно составлять два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов. Это количество не может быть менее 10 подписей.
2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи избирателей, собранные с нарушением настоящей части, являются недействительными.
4. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.
5. Подписные листы изготавливаются в соответствии с формами согласно приложениям 3 и 4 к настоящему областному закону за счет средств избирательного фонда кандидата. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
6. Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. В подписном листе также отражаются сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства с указанием наименования соответствующего государства.
7. После сбора подписей избирателей кандидатом составляется протокол, в котором указываются период сбора подписей, общее число подписей, представляемых для регистрации кандидата, количество подписных листов и папок с ними.
8. Подписные листы с подписями избирателей, а также иные документы, требующиеся для регистрации кандидата, должны быть представлены в муниципальную избирательную комиссию при выборах должностного лица, а при выборах депутата представительного органа - в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
9. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на четыре подписи.
10. Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов установленного настоящим областным законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
11. Для проведения проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных специалистов и экспертов.
12. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата. Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется муниципальной избирательной комиссией.
13. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его доверенные лица, уполномоченные представители любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке указанные лица должны извещаться заблаговременно.
14. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной, действительной или недействительной.
15. В случае если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
16. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
17. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
18. Недостоверными признаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 11 настоящей статьи.
19. Недействительными подписями считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение;
2) подписи избирателей, сведения о которых в подписном листе не соответствуют действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
3) подписи избирателей, собранные за пределами сроков, установленных для сбора подписей;
4) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
5) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим областным законом, и подписи с исправлениями в сведениях об избирателе или дате внесения им подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицом, собиравшим подписи избирателей;
6) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
7) подписи избирателей, в которых подписи избирателей или даты их внесения проставлены избирателями не собственноручно;
8) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. В этом случае подпись признается недействительной при наличии заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности собранных подписей избирателей;
9) все подписи в подписном листе, если лицо, осуществившее сбор подписей избирателей, моложе 18 лет или не имеет гражданства Российской Федерации;
10) все подписи в подписном листе, в котором не указаны какие-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим областным законом, о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, либо указанные сведения полностью или частично недостоверны;
11) все подписи в подписном листе, имеющем исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, или если эти исправления специально не оговорены лицом, собиравшим подписи избирателей, или кандидатом;
12) все подписи в подписном листе, не заверенном подписью лица, осуществившего сбор подписей избирателей, или кандидатом.
20. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указываются количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае если проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в протокол комиссии, составившей протокол, после принятия ею указанного решения не допускается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.