Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 20 декабря 2007 г. N 208-р в настоящую Инструкцию внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
Настоящая инструкция вводится в действие с 1 июля 2004 г.
Приложение
к распоряжению председателя
Комитета финансов Санкт-Петербурга
Инструкция по осуществлению операций с наличными денежными
средствами в условиях казначейской системы исполнения бюджета
Санкт-Петербурга
10 июня, 24 ноября 2004 г., 9 марта, 29 июня, 4 октября 2005 г., 21 февраля, 23 августа, 11 сентября 2006 г., 26 февраля, 20 декабря 2007 г.
Общие положения
1.1. Инструкция по осуществлению операций с наличными денежными средствами при исполнении бюджета Санкт-Петербурга (далее - Инструкция) регламентирует порядок оформления и совершения операций по выдаче наличных денежных средств на выплату заработной платы, компенсационных, социальных и других выплат получателям бюджетных средств, финансируемым за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и имеющим открытые лицевые счета в Комитете финансов Санкт-Петербурга.
Инструкция разработана в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", Положением Банка России от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".
1.2. В настоящей Инструкции используются следующие понятия и термины:
Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов) - исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, на который возложены функции по организации исполнения и исполнению бюджета Санкт-Петербурга, осуществляющий:
взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу при осуществлении операций по зачислению средств бюджета Санкт-Петербурга на счет и списанию средств бюджета Санкт-Петербурга со счета, открытого Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу для кассового обслуживания исполнения бюджета Санкт-Петербурга (за исключением операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) в порядке, установленном Регламентом о порядке и условиях обмена информацией между Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу и Комитетом финансов Санкт-Петербурга при кассовом обслуживании исполнения бюджета Санкт-Петербурга,
операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от имени и по поручению получателей бюджетных средств на счетах, открытых Комитетом финансов для их проведения;
Управление Комитета финансов Санкт-Петербурга по району Санкт-Петербурга (далее - Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга) - структурное подразделение Комитета финансов, выполняющее функции по осуществлению операций с наличными денежными средствами;
Управление казначейства - структурное подразделение Комитета финансов, осуществляющее функции по организации исполнения бюджета Санкт-Петербурга по расходам в части принятия бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств;
Управление учета и отчетности - главная бухгалтерия - структурное подразделение Комитета финансов, осуществляющее формирование и направление в Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (банки) платежных и иных документов (реестров сформированных платежных поручений), а также функции ведения бюджетного учета и составления отчетности по исполнению бюджета Санкт-Петербурга;
Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу - территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий операции по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Санкт-Петербурга, за исключением операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти Санкт-Петербурга, имеющий право распределять бюджетные ассигнования, определенные ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга, лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств и осуществляющий исполнение соответствующей части бюджета Санкт-Петербурга;
получатель бюджетных средств - орган государственной власти Санкт-Петербурга, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - средства, получаемые бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и от иной приносящей доход деятельности, а также получаемые органами государственной власти Санкт-Петербурга безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования;
доходы от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям Санкт-Петербурга культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, архивным учреждениям;
денежный чек - документ установленной формы, предназначенный для оформления операции выдачи наличных денежных средств получателю в кассе банка, оформленный в установленном порядке и являющийся распоряжением на выдачу их доверенному лицу, указанному в денежном чеке;
просроченный денежный чек - денежный чек, не использованный в течение десяти дней со дня его выписки, не считая дня выписки;
чековая книжка - документ установленной формы, представляющий собой сброшюрованные, соединенные в виде книжки бланки денежных чеков;
Автоматизированная информационная система бюджетного процесса - электронное казначейство (далее - АИС БП-ЭК) - совокупность организационных, программных и технических мероприятий, классификаторов, баз данных, автоматизированно обеспечивающих производство трудоемких операций и взаимодействие участников многостадийного бюджетного процесса, разработанных на основе требований бюджетного законодательства;
банк - структурное подразделение Банка России, в котором Комитет финансов открывает бюджетные счета для осуществления операций по выдаче (сдаче) наличных денежных средств.
1.3. Комитет финансов открывает в банках бюджетные счета для операций по выдаче (сдаче) наличных денежных средств для каждого Управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга (далее - счета Комитета финансов для выдачи наличных денежных средств). Руководитель Комитета финансов выдает руководителю Управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга (его заместителю), старшему бухгалтеру (лицу, его замещающему) доверенность на осуществление работы с соответствующим счетом Комитета финансов для выдачи наличных денежных средств.
1.4. Операции по выдаче наличных денежных средств получателю бюджетных средств со счета Комитета финансов для выдачи наличных денежных средств производятся строго в пределах бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования главного распорядителя бюджетных средств.
1.5. Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга оформляет документы на получение наличных денежных средств по денежным чекам Комитета финансов получателям бюджетных средств по территориальному принципу (по месту нахождения получателя бюджетных средств).
2. Порядок работы с чековыми книжками в Управлении Комитета
финансов по району Санкт-Петербурга
2.1. Банк обеспечивает Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга по его заявлению чековыми книжками.
2.2. Полученные Управлением Комитета финансов по району Санкт-Петербурга чековые книжки, являющиеся документом строгой отчетности, подлежат регистрации в Журнале учета бланков чековых книжек по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции. Чековые книжки хранятся в охраняемом помещении в несгораемом металлическом шкафу, который по окончании рабочего дня закрывается ключом и опечатывается.
Ответственность за сохранность чековых книжек до передачи их получателю бюджетных средств несет назначаемый приказом председателя Комитета финансов работник Управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга, с которым в установленном порядке должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. На время отсутствия ответственного лица по уважительной причине приказом председателя Комитета финансов назначается другое ответственное лицо, с которым в установленном порядке должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
В Управлениях Комитета финансов по районам Санкт-Петербурга осуществляются проверки условий хранения чековых книжек и соответствия фактического количества бланков денежных чеков данным Журнала учета бланков чековых книжек. Проверки проводятся ежемесячно (внезапно), а также при смене лица, ответственного за сохранность чековых книжек.
Проведение проверок хранения чековых книжек осуществляется комиссией, назначаемой приказом председателя Комитета финансов. Результаты проверок оформляются актом по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции, оформленным надлежащим образом. Акты хранятся в течение пяти лет.
2.3. Выдача чековых книжек получателю бюджетных средств осуществляется работником Управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга, ответственным за сохранность чековых книжек, с регистрацией в Журнале учета бланков чековых книжек под расписку.
Чековая книжка выдается работником Управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга лицу, уполномоченному получателем бюджетных средств, на основании заявления по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции и доверенности по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.
Перед выдачей чековой книжки получателю бюджетных средств работник Управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга, ответственный за сохранность чековых книжек, проверяет:
- правильность заполнения заявления и доверенности, соответствие подписей и оттиска печати имеющимся образцам в карточке образцов подписей и оттиска печати получателя бюджетных средств;
- наличие всех чеков в данной книжке путем полистного пересчета.
На лицевой стороне чековой книжки записываются номер(а) лицевого(ых) счета(ов) и наименование получателя бюджетных средств. Реквизиты получателя бюджетных средств могут проставляться штампом.
2.4. По получателям бюджетных средств, бухгалтерское обслуживание которых осуществляется по договору государственным учреждением централизованной бухгалтерией администрации района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным учреждением "Централизованная бухгалтерия культурно-просветительских учреждений Комитета по культуре" или Санкт-Петербургским государственным учреждением "Городская централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений Комитета по культуре" (далее - централизованная бухгалтерия), может быть оформлена единая чековая книжка. Выдача единой чековой книжки осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.3 настоящей Инструкции.
Для организации работы централизованной бухгалтерии с единой чековой книжкой главный распорядитель бюджетных средств направляет в Управление казначейства обращение с указанием наименования централизованной бухгалтерии, а также перечня получателей бюджетных средств и их лицевых счетов, по которым будет оформляться единая чековая книжка, на основании которого Управлению Комитета финансов по району Санкт-Петербурга будет установлен доступ к регистрации единого денежного чека в программном комплексе АИС БП-ЭК "Регистрация чеков".
3. Оформление чековых книжек получателем бюджетных средств
3.1. Чековые книжки, являющиеся бланком строгой отчетности, должны храниться у получателя бюджетных средств в металлическом несгораемом шкафу. Ответственность за сохранность полученных чековых книжек несет назначаемый приказом руководителя получателя бюджетных средств работник получателя бюджетных средств, с которым в установленном порядке заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. На время отсутствия ответственного лица по уважительной причине приказом руководителя получателя бюджетных средств назначается другое лицо, с которым на время отсутствия ответственного лица в установленном порядке заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
3.2. Для получения наличных денежных средств получатель бюджетных средств оформляет денежный чек в порядке, установленном нормативными документами Центрального банка Российской Федерации. Лицевая и оборотная стороны денежного чека заполняются получателем бюджетных средств и подписываются уполномоченными работниками Управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга.
Передоверие права на получение наличных денежных средств по денежному чеку не допускается. Денежные чеки действительны в течение десяти календарных дней, не считая дня выписки денежного чека. Денежные чеки выписываются чернилами черного, синего или фиолетового цветов либо шариковой ручкой соответствующих цветов. Номер денежного чека должен соответствовать номеру и серии книжки, зарегистрированной в Журнале учета бланков чековых книжек.
В случае закрытия лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого в Комитете финансов, изменения наименования получателя бюджетных средств, закрытия или изменения счета Комитета финансов для выдачи наличных денежных средств получатель бюджетных средств возвращает Управлению Комитета финансов по району Санкт-Петербурга чековые книжки с корешками использованных денежных чеков и оставшимися неиспользованными чеками для их погашения по заявлению в произвольной форме, в котором указываются номера неиспользованных чеков.
Хранение корешков использованных чековых книжек и погашенных (аннулированных) денежных чеков осуществляется в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
3.3. В кассах получателя бюджетных средств могут храниться наличные денежные средства в пределах лимитов, установленных Управлением Комитета финансов по району Санкт-Петербурга. Получатель бюджетных средств представляет в Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга письменное заявление и расчеты по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции. Лимит остатка кассы устанавливается получателям бюджетных средств в пределах среднедневного расхода наличных денежных средств, для чего сумма фактических выплат наличными денежными средствами за последние три месяца (кроме расходов на заработную плату, выплат компенсационного и социального характера) делится на число рабочих дней за указанный период. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по представленному получателем бюджетных средств в Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга обоснованному обращению.
Получателю бюджетных средств устанавливается единый лимит остатка кассы для совершения операций со средствами бюджета Санкт-Петербурга и для учета наличных средств, полученных из внебюджетных источников.
По получателям бюджетных средств, бухгалтерское обслуживание которых осуществляет централизованная бухгалтерия, устанавливаются лимиты остатка кассы отдельно для каждого получателя бюджетных средств.
4. Оформление и исполнение документов по выдаче
наличных денежных средств
4.1. Выплата наличных денежных средств получателю бюджетных средств на заработную плату, компенсационные, социальные выплаты и другие расходы осуществляется в сроки, согласованные с Управлением Комитета финансов по району Санкт-Петербурга.
4.2. Выдача наличных денежных средств получателю бюджетных средств на заработную плату, компенсационные, социальные выплаты и другие нужды по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, может производиться, в целях рассредоточения нагрузки, начиная с четверга. Выплата наличных денежных средств по срокам, приходящимся на праздничные дни, может производиться до дня их наступления. У получателей бюджетных средств, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными днями, выплата наличных денежных средств может производиться накануне выходных дней этих получателей бюджетных средств или в сроки, согласованные с Управлением Комитета финансов по району Санкт-Петербурга.
Выплата наличных денежных средств для расчетов с увольняемыми работниками, работниками, уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, производится независимо от установленных сроков выплаты заработной платы.
4.3. При выдаче в виде аванса наличных денежных средств подотчетным лицам на хозяйственные, командировочные и другие расходы, связанные с уставной деятельностью получателя бюджетных средств, руководитель получателя бюджетных средств несет ответственность за своевременное представление подотчетными лицами авансовых отчетов и возврат остатков неиспользованного аванса в установленные сроки в кассу получателя бюджетных средств.
Неиспользованный остаток аванса (в случае превышения установленного лимита остатка кассы) должен быть возвращен получателем бюджетных средств на счет Комитета финансов для выдачи наличных денежных средств не позднее трех рабочих дней после сдачи подотчетным лицом в бухгалтерию получателя бюджетных средств авансового отчета.
4.4. Для получения наличных денежных средств на выплату заработной платы, компенсационных, социальных и других выплат получатель бюджетных средств оформляет следующие документы:
- денежный чек;
- поручение на оплату расходов, предусматривающее получение наличных денежных средств по чеку (3 экземпляра);
- поручение на оплату расходов, предусматривающее перечисление налогов и других удержаний (2 экземпляра) (только при получении наличных денежных средств на выплату заработной платы).
4.5. Денежный чек может быть оформлен для выдачи наличных денежных средств как по одному поручению на оплату расходов, так и по нескольким поручениям на оплату расходов. Денежный чек на получение наличных денег по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, оформляется отдельно.
В случае, предусмотренном пунктом 2.4 Инструкции, денежный чек может быть оформлен по поручениям на оплату расходов, сформированным по нескольким получателям бюджетных средств.
4.6. Поручение на оплату расходов, предусматривающее получение наличных денежных средств, составляется в электронном виде в АИС БП-ЭК и на бумажном носителе по установленной форме.
Поля раздела "Данные о получателе" поручения на оплату расходов, предусматривающего получение наличных денежных средств, должны быть заполнены следующим образом:
- в поле "ИНН получателя" указывается ИНН Комитета финансов;
- в поле "Наименование получателя" указывается: Комитет финансов Санкт-Петербурга;
- в полях "Текущий счет", "БИК", "Корреспондентский счет отделения банка", "Наименование отделения банка" указываются номер счета Комитета финансов для выдачи наличных денежных средств, а также реквизиты банка, в котором открыт счет;
- в полях "Документ-основание", "Дата документа-основания" указываются наименование, номер и дата документа на выплату заработной платы, прочих выплат;
- в поле "Форма оплаты" указывается "05" (получение наличных денежных средств).
Поручения на оплату расходов формируются отдельно по каждому коду бюджетной классификации расходов.
4.7. Для получения наличных денежных средств получатель бюджетных средств представляет:
- главному распорядителю бюджетных средств - поручение на оплату расходов, предусматривающее получение наличных денежных средств по чеку (2 экземпляра), и поручение на оплату расходов, предусматривающее перечисление налогов и других удержаний (только при получении наличных денежных средств на заработную плату) (2 экземпляра);
- в Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга - оформленный денежный чек вместе с чековой книжкой и поручение на оплату расходов, предусматривающее получение наличных денежных средств по чеку, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронной отметки главного распорядителя бюджетных средств на поручении.
4.8. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет прием поручений на оплату расходов в соответствии с установленным Комитетом финансов порядком санкционирования и оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
4.9. Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга проверяет:
- правильность заполнения денежного чека (соответствие суммы, указанной на лицевой стороне денежного чека, общей сумме и разбивке по символам, указанным на обороте денежного чека; идентичность сумм, проставленных цифрами и прописью; соответствие суммы чека сумме представленных поручений на оплату расходов, предусматривающих получение наличных денежных средств по чеку);
- соответствие паспортных данных лица, которому доверено получение указанных в денежном чеке наличных денежных средств, паспортным данным, указанным в доверенности, составленной по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.
4.10. Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга в программный комплекс АИС БП-ЭК "Регистрация чеков" заносит реквизиты денежного чека, дату его принятия и указывает номера поручений на оплату расходов по данному чеку.
4.11. Процедура санкционирования оплаты денежных обязательств по сводным реестрам поручений на оплату расходов осуществляется в соответствии с установленным Комитетом финансов порядком санкционирования и оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
По поручениям на оплату расходов, предусматривающим получение наличных денежных средств, в которых на дату пополнения счета на выдачу наличных денежных средств в программном комплексе АИС БП-ЭК "Регистрация чеков" отсутствуют реквизиты денежных чеков в связи с невыполнением получателем бюджетных средств требований пункта 4.7 Инструкции, Управление казначейства отказывает в санкционировании оплаты денежных обязательств и направляет главному распорядителю бюджетных средств выписку по неподтвержденным денежным обязательствам по сводному реестру поручений на оплату расходов.
Управление казначейства на основании проверенных и имеющих разрешительную надпись сводных реестров поручений на оплату расходов не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления главным распорядителем бюджетных средств, формирует реестры финансирования, предусматривающие перечисление бюджетных средств на счета Комитета финансов для выдачи наличных денежных средств, по форме в соответствии с установленным Комитетом финансов порядком санкционирования и оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и передает их в Управление учета и отчетности - главную бухгалтерию для исполнения.
4.12. После завершения процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по сводному реестру поручений на оплату расходов и формирования Управлением казначейства в АИС БП-ЭК реестра финансирования (получения электронной отметки на реестре финансирования) уполномоченные работники Управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга (лица, имеющие право подписи денежных чеков на получение наличных денежных средств) подписывают полученные от получателя бюджетных средств денежные чеки, ставят печать Комитета финансов.
Оформленные денежные чеки вместе с чековыми книжками передаются получателю бюджетных средств под роспись в Журнале регистрации выданных денежных чеков (приложение 7 к настоящей Инструкции).
Дата выдачи денежного чека фиксируется в программном комплексе АИС БП-ЭК "Регистрация чеков" в день выдачи чека.
4.13. Для получения наличных денежных средств получатель бюджетных средств представляет денежный чек в банк.
4.14. В случае установления ошибки в заполнении денежного чека он перечеркивается, на нем делается отметка "аннулировано", производится соответствующая запись в Журнале регистрации выданных денежных чеков и ставится соответствующая отметка в программном комплексе АИС БП-ЭК "Регистрация чеков". Получателем бюджетных средств повторно представляется денежный чек, выписанный взамен старого. Управление Комитета финансов по району Санкт-Петербурга заносит в программный комплекс АИС БП-ЭК "Регистрация чеков" реквизиты нового денежного чека, дату его принятия и указывает номера поручений на оплату расходов по данному чеку.
4.15. Утвержденный Управлением казначейства сводный реестр поручений на оплату расходов, по которому еще не сформированы платежные документы (реестры сформированных платежных поручений), для направления в Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (банки), может быть отозван в части одного (нескольких) либо всех входящих в него поручений на оплату расходов на основании письменног
<< Назад |
Приложение 1. >> Журнал учета бланков чековых книжек |
|
Содержание Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 11 мая 2004 г. N 65-р "Об утверждении Инструкции по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.