Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
от 6 сентября 2006 г. N 106-оз
(приложение)
Региональная целевая программа
"Обеспечение населения Ленинградской области
питьевой водой в 2007-2010 годах"
Паспорт
региональной целевой программы "Обеспечение населения
Ленинградской области питьевой водой в 2007-2010 годах"
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой в 2007-2010 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Ленинградской области от 13 марта 2002 года N 20 "О комплексном плане основных мероприятий Правительства Ленинградской области в сфере экономической и социальной политики на 2002 год" (приложение 226 пункт 2); постановление Правительства Ленинградской области от 15 мая 2003 года N 92 "О задачах по подготовке объектов жилищнокоммунального хозяйства Ленинградской области к осеннезимнему периоду 2003-2004 годов" (пункт 3.1); распоряжение Губернатора Ленинградской области от 6 апреля 2006 года N 161-рг "О назначении ответственных за работу с федеральными (ведомственными) и региональными целевыми программами (подпрограммами), реализуемыми на территории Ленинградской области в 2006 году и предлагаемыми к реализации в 2007 году, а также за работу с объектами и мероприятиями, финансируемыми в 2006 году и заявляемыми к финансированию на 2007 год по непрограммной части федерального бюджета" |
Период реализации Программы |
2007-2010 годы |
Цель и задачи Программы |
Гарантированное обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой, отвечающей гигиеническим нормативам, увеличение надежности систем водоснабжения, повышение качества предоставления услуг населению. Основной задачей Программы является реализация комплекса мероприятий, которые должны обеспечить: охрану источников питьевого водоснабжения; повышение качества питьевой воды по микробиологическим и физико-химическим показателям; сокращение непроизводительных расходов воды; улучшение учета водопотребления; повышение надежности систем водоснабжения |
Мероприятия Программы |
Мероприятия Программы включают в себя: обследование и анализ работы существующих коммунальных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения; разработку проектно-сметной документации по строительству, модернизации, техническому перевооружению и реконструкции систем водоснабжения; разработку проектных документов и проведение мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения; внедрение новых технологий водоподготовки, обеззараживания, эксплуатационных и ремонтных работ |
Объем финансирования, необходимый для выполнения Программы |
Всего 609250 тысяч рублей (в ценах 2007 года), в том числе: из областного бюджета - 235815 тысяч рублей, из федерального бюджета - 59310 тысяч рублей, из местных бюджетов - 147774 тысячи рублей, из прочих источников финансирования - 166351 тысяча рублей. В 2007 году - 52630 тысяч рублей, в том числе: из областного бюджета - 42040 тысяч рублей, из местных бюджетов - 5295 тысяч рублей, из прочих источников финансирования - 5295 тысяч рублей. В 2008 году - 90680 тысяч рублей, в том числе: из областного бюджета - 51895 тысяч рублей, из федерального бюджета - 4030 тысяч рублей, из местных бюджетов - 15982 тысячи рублей, из прочих источников финансирования - 18773 тысячи рублей. В 2009 году - 243430 тысяч рублей, в том числе: из областного бюджета - 86405 тысяч рублей, из федерального бюджета - 30000 тысяч рублей, из местных бюджетов - 58062 тысячи рублей, из прочих источников финансирования - 68963 тысячи рублей. В 2010 году - 222510 тысяч рублей, в том числе: из областного бюджета - 55475 тысяч рублей, из федерального бюджета - 25280 тысяч рублей, из местных бюджетов - 68435 тысяч рублей, из прочих источников финансирования - 73320 тысяч рублей. Выделение средств из областного бюджета Ленинградской области производится в соответствии с объемами финансовых средств, ежегодно утверждаемых на реализацию Программы в областном законе "Об областном бюджете Ленинградской области" на соответствующий год |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы |
Реализация Программы в поселениях с проблемами в обеспечении качества воды позволит за четыре года: 1) увеличить долю воды, соответствующей гигиеническим нормативам: по микробиологическим показателям - с 94,0 до 99,0 процента и химическим (токсикологическим) показателям - с 91,5 до 98,0 процента, по остальным показателям - с 82,0 до 90,0 процента, в том числе: в 2008 году - до 95,0, 93,0 и 84,0 процента соответственно, в 2009 году - до 96,0, 94,5 и 86,0 процента соответственно, в 2010 году - до 97,0, 96,6 и 88,0 процента соответственно, в 2011 году - до 99,0, 98,0 и 90,0 процента соответственно; 2) снизить заболеваемость населения острыми кишечными инфекциями на 500 случаев, а вирусным гепатитом А - на 90 случаев, в том числе: в 2008 году - на 100 и 20 случаев соответственно, в 2009 году - на 100 и 25 случаев соответственно, в 2010 году - на 150 и 30 случаев соответственно, в 2011 году - на 150 и 15 случаев соответственно; 3) уменьшить эксплуатационные затраты предприятий водопроводно-канализационного хозяйства за счет снижения неучтенных расходов воды на 41752 тысячи рублей, в том числе: в 2008 году - на 7600 тысяч рублей, в 2009 году - на 9464 тысячи рублей, в 2010 году - на 11280 тысяч рублей, в 2011 году - на 13408 тысяч рублей; 4) снизить затраты на лечение инфекционных заболеваний на 10295 тысяч рублей, в том числе: в 2008 году - на 1803 тысячи рублей, в 2009 году - на 2236 тысяч рублей, в 2010 году - на 3095 тысяч рублей, в 2011 году - на 3161 тысячу рублей |
Разработчик Программы |
Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области; Федеральное государственное унитарное предприятие "СанктПетербургский научно-исследовательский институт коммунального хозяйства"; открытое акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы" |
Сроки разработки Программы |
2003-2006 годы |
Стоимость разработки Программы |
Без финансовых затрат |
Представитель заказчика Программы |
Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области |
Основные исполнители и участники Программы |
Органы местного самоуправления Ленинградской области, открытое акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы" |
Руководитель Программы |
Мяков Сергей Борисович - председатель комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области - начальник департамента жилищно-коммунального хозяйства, тел. 576-62-80 |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется представителем заказчика Программы - комитетом по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, за целевым использованием средств - комитетом финансов Ленинградской области. Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области ежеквартально представляет отчет в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области |
Введение
В настоящее время в условиях проведения социально-экономических преобразований вопросы охраны здоровья населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Ленинградской области имеют приоритетное значение. При этом обеспечение населения питьевой водой из централизованных систем водоснабжения является одной из ключевых проблем, связанных с вопросами здоровья и благополучного проживания людей.
Для Ленинградской области проблема надежного и качественного водоснабжения и водоотведения продолжает оставаться крайне актуальной.
Задача по обеспечению населения питьевой водой является многогранной и объемной, поэтому требует комплексного решения с помощью программно-целевого метода.
Для решения имеющихся задач и достижения целевых ориентиров органы государственной власти и местного самоуправления в установленном порядке разрабатывают, принимают и исполняют целевую отраслевую программу.
Правительством Ленинградской области принято постановление от 15 мая 2003 года N 92 о разработке региональной целевой программы "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой".
Научно-исследовательским институтом Академии коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова в 2003 году была разработана Концепция основных показателей целевой программы "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой" (далее - Концепция). В феврале 2004 года Концепция была одобрена на совместном заседании постоянных комиссий по законности и правопорядку и жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и строительству Законодательного собрания Ленинградской области, а в июле 2005 года откорректированная Концепция согласована Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - ТУ "Роспотребнадзор по Ленинградской области"). Основные положения Концепции легли в основу настоящей региональной целевой программы.
Федеральным государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт коммунального хозяйства" (далее - ФГУП СПб НИИ КХ) в 2005 году проведено обследование технического состояния 16 проблемных коммунальных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения с разработкой плана мероприятий по улучшению качества питьевой воды, которые также учтены в Программе.
1. Анализ ситуации, сложившейся с хозяйственно-питьевым
водоснабжением в Ленинградской области.
Обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ современного состояния объектов водоснабжения
Большинство населенных пунктов Ленинградской области имеют централизованные системы водоснабжения и водоотведения. Водопроводное хозяйство области является довольно сложным элементом инженерной структуры населенных пунктов. В настоящее время суммарная мощность систем коммунального водоснабжения составляет 910 тысяч кубических метров в сутки, в том числе находящихся на балансе муниципальных органов - 800 тысяч кубических метров в сутки, или 88 процентов, протяженность водопроводной сети составляет 4540 километров, в том числе в муниципальной собственности - 4184 километра.
В настоящее время 63 процента потребляемой в Ленинградской области питьевой воды реализуется после очистки вод поверхностных источников и 37 процентов воды обеспечиваются за счет использования подземных источников.
Балансовая стоимость основных средств водопроводно-канализационного хозяйства составляет:
первоначальная - 3,9 млрд.рублей,
остаточная стоимость - 1,5 млрд.рублей.
Износ основных фондов коммунальных систем водоснабжения и канализации по Ленинградской области в среднем достигает 61,2 процента.
Общий отпуск воды потребителям из коммунальных систем водоснабжения из года в год уменьшается, и в 2005 году он составил 139,5 млн.кубических метров, или на 8,7 процента меньше, чем в 2000 году.
Водопроводно-канализационное хозяйство Ленинградской области эксплуатирует более 80 организаций, из них только 12 - специализированных.
За качеством питьевой воды осуществляется постоянный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
По данным ТУ "Роспотребнадзор по Ленинградской области" в 2005 году осуществлялся надзор за 1075 источниками централизованного водоснабжения на территории области, из которых 256 (23,8 процента) не отвечали санитарным нормам и правилам (в 2004 году данный показатель составлял 19,2 процента), из них 197 (76,95 процента) - из-за отсутствия зон санитарной охраны. В сельских населенных пунктах 728 источников, из которых 173 (23,76 процента) не соответствовали санитарным нормам (в 2004 году - 20,9 процента), из них 148 (85,54 процента) - из-за отсутствия зон санитарной охраны.
Лабораториями Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" (далее - ФГУЗ "ЦГиЭ в ЛО") в 2005 году проведены исследования качества воды в источниках централизованного водоснабжения. По санитарно-химическим показателям в 2410 пробах 25,3 процента из них не соответствовали нормативу (в 2004 году несоответствие составляло 24,0 процента). По бактериологическим показателям исследованы 3230 проб воды из централизованных источников, из них 14,92 процента не соответствуют нормативам (в 2004 году показатель составлял 17,01 процента).
Процент несоответствия качества воды в сравнении с 2004 годом изменился незначительно: по санитарно-химическим показателям - в сторону увеличения, по бактериологическим показателям - в сторону уменьшения.
За 2005 год из разводящей водопроводной сети было исследовано: по санитарно-химическим показателям - 10196 проб воды, из них 21,82 процента не соответствуют требованиям Санитарных правил и норм 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (2004 год - 19,6 процента). Наибольший процент неудовлетворительных проб воды по санитарно-химическим показателям регистрируется в следующих районах: Волосовский - 89,1 процента (в 2004 году - 78,9 процента), Приозерский - 62,6 процента (в 2004 году - 63,0 процента), Волховский - 55,7 процента (в 2004 году - 45,2 процента), Выборгский - 28,1 процента (в 2004 году - 45,2 процента), Всеволожский - 36,0 процента (в 2004 году - 36,8 процента), Киришский - 33,1 процента (в 2004 году - 33,3 процента). Основными показателями несоответствия нормативам являются: цветность, мутность, запах, окисляемость, содержание железа. По содержанию железа в разводящей сети регистрируются несоответствия нормативу в некоторых районах до 90,0 процента исследованных проб.
По бактериологическим показателям в 2005 году лабораториями ФГУЗ "ЦГиЭ в ЛО" исследована 14921 проба воды, из них 1287 проб (8,63 процента) не соответствуют требованиям Санитарных правил и норм 2.1.4.1074-01 (в 2004 году - 9,0 процента). Наиболее неблагополучной продолжает оставаться питьевая вода в следующих районах: Волосовский - 47,6 процента (в 2004 году - 47,8 процента) проб не соответствуют нормативу, Выборгский - 17,0 процента (в 2004 году - 25,5 процента), Лужский - 15,35 процента (в 2004 году - 14,2 процента) и Ломоносовский - 11,23 процента (в 2004 году - 19,0 процента). По сравнению с 2004 годом продолжает оставаться стабильно высоким процент несоответствия проб по бактериологическим показателям в Волосовском районе.
Оценивая санитарно-техническое состояние коммунальных водопроводов, следует отметить, что в 2005 году из 345 коммунальных водопроводов по санитарно-техническому состоянию не отвечали санитарным правилам и нормам 83 водопровода (24,05 процента), в 2004 году - 18,2 процента.
Из 279 водопроводов сельских населенных пунктов не соответствовали санитарным нормам 69 (24,73 процента) исследованных проб воды (в 2004 году - 18,05 процента).
Качество воды в коммунальных водопроводах: по санитарно-химическим показателям из 8323 исследованных проб воды не соответствуют нормативам 1666 (20,01 процента) (в 2004 году - 20,3 процента), особенно неблагополучно в Волосовском (88,99 процента), Приозерском (74,6 процента) и Подпорожском (44,74 процента) районах.
По бактериологическим показателям из 10572 проб исследованной воды не соответствуют нормативам 1015 проб (9,6 процента) (в 2004 году - 9,3 процента). Особенно неблагополучно по данному показателю в Волосовском (48,67 процента), Выборгском (22,73 процента) и Лужском (19,29 процента) районах.
Из 1210 источников децентрализованного водоснабжения не соответствуют санитарным правилам по техническому состоянию 433 (35,79 процента).
По результатам исследований воды по санитарно-химическим показателям не соответствуют нормативу 34,96 процента проб, по микробиологическим показателям - 49,66 процента проб. Остается неблагополучной ситуация в следующих районах: не соответствуют нормативу по санитарно-химическим показателям 100 процентов проб исследованной воды в Волосовском районе, 56,58 процента - в Волховском районе, 66,67 процента - в Ломоносовском районе.
По бактериологическим показателям не соответствуют 86,36 процента исследованных проб воды в Волховском районе, 80,0 процента - в Подпорожском районе, 63,33 процента - в Выборгском районе, 87,5 процента - в Киришском районе, 75,0 процента - в Кировском районе.
На территории Ленинградской области актуальны вопросы радиационной безопасности для подземных источников питьевого водоснабжения.
Результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством воды в централизованных системах хозяйственно-питьевого водоснабжения в населенных пунктах за 2005 год приведены в таблице 1.
Таблица 1
Гигиенические показатели
качества воды в централизованных системах
хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов
Ленинградской области в 2005 году
Населенные пункты |
Число жителей (млн.чел.) |
Несоответствие показателей качества воды (процентов) |
|||
микро- биологи- ческие показа- тели |
физико- химические (санитарно- токсиколо- гические) показатели |
показатели радио- активности |
физико- химические (органолеп- тические) и обобщенные показатели |
||
В целом по Ленинградской области |
1,64 | 8,62 | 10,0 | 25,1 | |
В том числе: поселения с населением свыше 5 тысяч человек |
1,086 | 6,97 | 5,3 | 19,1 | |
поселения с населением менее 5 тысяч человек |
0,557 | 10,8 | 16,8 | 35,1 | 25,7 |
По данным производственного контроля, выполненного в 2005 году эксплуатационными предприятиями в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов с населением свыше 5 тысяч человек, не соответствуют нормативам: по микробиологическим показателям - 2,5 процента, по химическим веществам санитарно-токсикологического показателя вредности - 15,5 процента, по обобщенным, органолептическим и остальным химическим веществам - 35,0 процента проб воды.
Ситуация с питьевым водоснабжением в Ленинградской области из года в год почти не улучшается и остается на недопустимо низком уровне.
В настоящее время с большой степенью достоверности можно определить влияние качества воды хозяйственно-бытового водоснабжения на здоровье населения, в том числе на возникновение вспышек желудочно-кишечных заболеваний.
В 2004 году отмечается превышение среднеобластных показателей заболеваемости острыми кишечными инфекциями (490,1 на 100 тысяч населения) в городах Бокситогорск, Выборг, Тихвин, Волхов, Всеволожск, Ивангород, поселках Невская Дубровка, Кузнечное, имени Свердлова, Лебяжье. В 2005 году (среднеобластной показатель - 456,0 на 100 тысяч населения) - в городах Волхов, Всеволожск, Выборг, Ивангород, Луга, Тихвин, поселках Лебяжье, Невская Дубровка, Русско-Высоцкое, имени Свердлова.
По сравнению показателей заболеваемости с 2004 годом в 2005 году отмечается рост заболеваемости острыми кишечными заболеваниями в поселках Вырица - в 1,6 раза, Русско-Высоцкое - в 1,7 раза, городах Волхов - в 1,3 раза, Ивангород - в 1,03 раза, Луга - в 1,3 раза, Тихвин - в 1,1 раза, Шлиссельбург - в 1,9 раза.
В 2004 году заболеваемость острым вирусным гепатитом А превысила среднеобластные показатели (76 на 100 тысяч населения) в городах Луга, Волосово, Ивангород, поселках Лебяжье, имени Свердлова. В 2005 году среднеобластной показатель заболеваемости острым вирусным гепатитом А (66,3 на 100 тысяч населения) был превышен в городах Бокситогорск, Волосово, Волхов, Ивангород, Кингисепп, Луга, Тихвин, поселке Русско-Высоцкое.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом рост заболеваемости острым вирусным гепатитом А был зарегистрирован в городах Бокситогорск - в 4,6 раза, Волхов - в 2,9 раза, Всеволожск - в 1,1 раза, Кингисепп - в 2,2 раза, Тихвин - в 2,8 раза, поселках Вырица - в 1,4 раза, Невская Дубровка - в 7,1 раза, Русско-Высоцкое - в 7,5 раза, имени Свердлова - в 1,1 раза, хотя в целом по Ленинградской области заболеваемость снизилась в 1,15 раза.
Существующие проблемы надежного и качественного водоснабжения и водоотведения создают постоянную угрозу возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита А на территории области и способствуют распространению инфекции.
Существующие технологические схемы очистки и обеззараживания воды запроектированы и построены по старым строительным нормам и правилам (1976 и 1985 годы) и не отвечают современным требованиям, а также качеству воды в источниках водоснабжения.
Большие фоновые показатели цветности, перманганатной и бихроматной окисляемости усложняют обработку воды на водопроводных станциях, способствуют образованию в процессе хлорирования галогеносодержащих веществ, обладающих отдаленными биологическими эффектами.
Разводящие водопроводные сети находятся в неудовлетворительном состоянии. Высокая аварийность, большой процент утечек воды и вторичное загрязнение транспортируемой воды усугубляют проблемы.
Фактические затраты на капитальный ремонт систем водоснабжения составляют одну треть от нормативных.
По данным, полученным от администраций муниципальных образований, всего по области требуют только первоочередной замены 75 километров аварийных водопроводных сетей.
В результате анализа непроизводительных потерь воды установлено, что среднеобластной показатель потерь находится на недопустимом уровне - 33,0 процента, и в направлении их снижения предстоит выполнить значительный объем работ.
Амортизационные отчисления, предусмотренные в себестоимости продукции, на практике тратятся на покрытие убытков от основной деятельности предприятия.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния коммунальных систем водоснабжения и канализации Ленинградской области является неблагополучное финансово-экономическое положение большинства предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
Хроническое недофинансирование отрасли обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции, замены изношенного оборудования и ветхих сетей на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства.
Остро стоит вопрос обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.
После введения в 2001 году повышенных требований к качеству питьевой воды в соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1071-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" имеет место стабильное несоответствие качества питьевой воды, реализуемой населению.
Вероятно, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1071-01" следует читать "Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1074-01"
Задача по обеспечению населения области питьевой водой очень сложна, многообразна и требует комплексного поэтапного решения.
По экспертной оценке потребность в инвестициях в коммунальное водопроводное хозяйство Ленинградской области для решения имеющихся проблем по состоянию на 1 января 2006 года составляет около 2,5 миллиарда рублей.
В областном бюджете Ленинградской области ежегодно предусматриваются капитальные вложения в реконструкцию муниципального водопроводно-канализационного хозяйства. В 2005 году только на водопроводное хозяйство области было израсходовано 80 миллионов рублей, но, как показывает анализ ситуации с хозяйственно-питьевым водоснабжением, этого недостаточно.
Только применение программно-целевого метода решения возникших проблем позволит найти эффективные пути их решения.
При выполнении инвестиционных мероприятий особенно проблемными вопросами остаются своевременная разработка, согласование и экспертиза необходимой проектно-сметной документации.
На основании анализа фактического состояния централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения можно сделать вывод, что водопроводно-канализационное хозяйство Ленинградской области находится в критическом состоянии. Причин этого сложного положения достаточно много. Не существует отдельно взятой меры, принятие которой помогло бы изменить ситуацию в отрасли. Подход к решению задач должен быть комплексным и направлен на устранение всех причин кризиса одновременно.
1.2. Цели и задачи Программы
Программа разработана на основании федеральной и региональной концепций с учетом других программ, действующих на территории Ленинградской области, по результатам обследования проблемных систем водоснабжения, с учетом анкетирования предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и предложений органов местного самоуправления.
Главными целями Программы являются:
1. Гарантированное обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой, отвечающей действующим гигиеническим нормативам, и в необходимом количестве.
2. Обеспечение нормативной непрерывности предоставления услуг хозяйственно-питьевого водоснабжения.
3. Повышение качества предоставления услуг населению по водоснабжению с оптимизацией затрат на их оплату.
4. Обеспечение перспективы развития коммунальных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Программа учитывает следующие факторы:
1. В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменилась ответственность между органами местного самоуправления, регионами и федеральным центром, в том числе и в вопросах организации обеспечения населения услугами по водоснабжению.
2. Финансово-экономические и организационные возможности региона.
3. Российская Федерация стремится к тесной кооперации с Европейским союзом, поэтому следует ожидать развития экономики и коммунального хозяйства Ленинградской области с учетом европейских требований к качеству питьевой воды и охраны окружающей среды.
Основной задачей Программы является реализация комплекса мероприятий, которые должны обеспечить:
охрану источников питьевого водоснабжения;
повышение качества питьевой воды по микробиологическим и физико-химическим показателям;
сокращение непроизводительных расходов воды;
улучшение учета водопотребления;
повышение надежности систем водоснабжения.
Решение вопросов обеспечения населения Ленинградской области питьевой водой в достаточном количестве должно решаться комплексно, на основании федеральной, региональной и муниципальной программ. По срокам реализации региональная целевая программа "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой" из-за сложности решения задач и больших затрат предусматривает два этапа: первый - 2007-2010 годы, второй - 2011-2015 годы (будет уточнен после выполнения мероприятий первого этапа).
Мероприятия Программы предусматривают три направления:
1. Строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения населенных пунктов с населением свыше пяти тысяч человек (2007-2010 годы).
2. Охрана источников централизованного питьевого водоснабжения. Обеспечение зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2007-2010 годы).
3. Строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения населенных пунктов с населением менее пяти тысяч человек (2007-2010 годы).
Указанное подтверждает актуальность разработки Программы.
1.3. Связь Программы с другими социально-экономическими мероприятиями
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с действующими на территории Ленинградской области программами, такими как федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", региональные целевые программы "Охрана окружающей среды", "Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы", "Социальное развитие села до 2010 года", "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2006-2008 годы", "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах". Мероприятия Программы корреспондируются с проектом Международного банка реконструкции и развития "Городское водоснабжение и канализация" (открытое акционерное общество "Водоканал-Сервис", г. Волхов), Международным проектом по развитию и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения "Северная инициатива" для городов Гатчина, Кировск, Пикалево, Тихвин.
2. Обоснование мероприятий Программы и ее приоритетов.
Необходимое ресурсное обеспечение
2.1. Основные мероприятия Программы
Система программных мероприятий Программы разработана на основе действующих нормативных документов, предложений муниципальных образований, результатов анкетирования предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, обследования проблемных объектов водоснабжения Ленинградской области и направлена на решение конкретных задач на всех стадиях реализации Программы.
Население Ленинградской области составляет 1,64 миллиона человек, из них 65,5 процента (1,09 миллиона) проживают в 53 населенных пунктах с населением свыше пяти тысяч человек, которые по нормативу относятся к первой и второй категориям обеспечения надежности водоснабжения. В этих населенных пунктах потребляется 77,8 процента воды, подаваемой централизованными системами водоснабжения. Так как в таких относительно крупных поселениях эффективность капитальных вложений будет значительно выше, чем в небольших, и в организационном плане мероприятия легче выполнить, на первом этапе (2007-2010 годы) планируется выполнить мероприятия по двум направлениям работ:
1) строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения населенных пунктов с населением свыше пяти тысяч человек,
2) охрана источников централизованного питьевого водоснабжения, обеспечение зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,
и начать выполнение мероприятий по третьему направлению: "Строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения населенных пунктов с населением менее пяти тысяч человек" (приложение 1).
В целях обеспечения социального благополучия населения и в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству питьевой воды приоритетными являются микробиологические показатели, химические вещества санитарно-токсикологической вредности и радиоактивность. В соответствии с санитарными правилами превышение установленных нормативов качества воды по перечисленным показателям не допускается.
Временное превышение гигиенических показателей качества питьевой воды, показатели химического состава которой влияют на органолептические свойства, допускается в аварийных ситуациях при выполнении особых условий по согласованию с надзорными органами и по решению органов местного самоуправления.
Поэтому мероприятия Программы в первую очередь направлены на обеспечение качества воды по приоритетным показателям.
На втором этапе выполнения программы (2011-2015 годы) инвестиционными мероприятиями планируется охватить все населенные пункты, имеющие проблемы с обеспечением нормативного качества питьевой воды.
Финансирование программных мероприятий предлагается осуществлять за счет средств федерального, областного, местных бюджетов, средств предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и других источников финансирования.
2.2. Финансирование Программы
Всего на реализацию комплекса программных мероприятий 2007-2010 годов предусмотрено выделение средств областного бюджета в объеме 235815 тысяч рублей, в том числе:
в 2007 году - 42040 тысяч рублей,
в 2008 году - 51895 тысяч рублей,
в 2009 году - 86405 тысяч рублей,
в 2010 году - 55475 тысяч рублей.
Общие сведения о затратах по Программе приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о затратах по Программе
(в ценах 2007 года)
Мероприятие | Планируемые объемы финансирования (тысяч рублей) | ||||||||||||||||
Всего | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||||||
феде- раль- ный бюд- жет |
обла- стной бюд- жет |
муни- ци- паль- ный бюд- жет |
про- чие |
феде- раль- ный бюд- жет |
обла- стной бюд- жет |
муни- ци- паль- ный бюд- жет |
про- чие |
феде- раль- ный бюд- жет |
обла- стной бюд- жет |
муни- ци- паль- ный бюд- жет |
про- чие |
феде- раль- ный бюд- жет |
обла- стной бюд- жет |
муни- ци- паль- ный бюд- жет |
про- чие |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
1. Строительство и реконструкция централизованных систем водоснаб- жения населенных пунктов с насе- лением свыше пяти тысяч чело- век, в том числе проектно-изыска- тельские работы |
459900 27100 |
33090 18300 |
5295 | 5295 | 4030 | 32135 7300 |
10695 | 11820 | 30000 | 58705 1500 |
42437 | 47888 | 25280 | 40270 | 54851 | 58109 | |
1.1. Обеспечение качества воды по приоритетным ги- гиеническим по- казателям, в том числе проектно-изыска- тельские работы |
246150 11500 |
17000 7900 |
2450 | 2450 | 4030 | 9370 2400 |
4500 | 4500 | 22500 | 22350 1200 |
26675 | 26625 | 17280 | 19210 | 33605 | 33605 | |
1.2. Обеспечение качества воды по остальным гигие- ническим показа- телям, в том числе проектно-изыска- тельские работы |
21700 1700 |
1700 1700 |
2500 | 4750 | 2750 | 2000 | 4750 | 3250 | |||||||||
1.3. Повышение надежности си- стем водоснабже- ния. Сокращение непроизводитель- ных расходов во- ды, в том числе проектно-изыска- тельские работы |
192050 13900 |
14390 8700 |
2845 | 2845 | 22765 4900 |
6195 | 7320 | 5000 | 31605 300 |
15762 | 18513 | 6000 | 16310 | 21246 | 21254 | ||
2. Обеспечение зон санитарной охраны источни- ков питьевого водоснабжения, в том числе проектно-изыска- тельские работы |
26400 2700 |
2700 2700 |
5610 | 1462 | 3128 | 4950 | 2200 | 3850 | 875 | 1625 | |||||||
3. Строительство и реконструкция централизованных систем водоснаб- жения населенных пунктов с насе- лением менее пяти тысяч чело- век, в том числе проектно-изыска- тельские работы |
122950 9650 |
6250 3250 |
14150 4800 |
3825 | 3825 | 22750 1600 |
13425 | 17225 | 14330 | 13584 | 13586 | ||||||
Всего затрат по Программе, в том числе проектно-изыска- тельские работы |
609250 39450 |
42040 24250 |
5295 | 5295 | 4030 | 51895 12100 |
15982 | 18773 | 30000 | 86405 3100 |
58062 | 68963 | 25280 | 55475 | 68435 | 73320 |
По разделам Программы средства областного бюджета распределены следующим образом:
"Строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения населенных пунктов с населением свыше пяти тысяч человек" - 164200 тысяч рублей;
"Обеспечение зон санитарной охраны источников водоснабжения" - 14135 тысяч рублей;
"Строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения населенных пунктов с населением менее пяти тысяч человек" - 57480 тысяч рублей.
Кроме того, планируется привлечение средств федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников в размере 373435 тысяч рублей.
Расчет необходимой потребности в ресурсах произведен с учетом сложившегося объема финансовых затрат по аналогичным работам и имеющейся проектно-сметной документации по ряду объектов.
Сведения о территориальной структуре финансирования Программы в 2007 году и на период 2007-2010 годы приведены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Информация
о территориальной структуре финансирования
Программы на 2007 год
(тысяч рублей в ценах 2007 года)
N п/п |
Наименование муниципального района |
Средства федерально- го бюджета |
Средства областного бюджета |
Средства местных бюджетов |
Прочие средства |
1. | Бокситогорский муниципальный район |
350 | |||
2. | Волосовский муниципальный район |
8900 | 2100 | 2100 | |
3. | Волховский муниципальный район | 1300 | |||
4. | Всеволожский муниципальный район |
1100 | |||
5. | Выборгский район | 2500 | |||
6. | Гатчинский муниципальный район | 2200 | |||
7. | Кингисеппский муниципальный район |
6200 | |||
8. | Кировский муниципальный район | 300 | |||
9. | Лодейнопольский муниципальный район |
300 | |||
10. | Ломоносовский муниципальный район |
1500 | 350 | 350 | |
11. | Лужский муниципальный район | 1000 | |||
12. | Подпорожский муниципальный район |
3200 | |||
13. | Приозерский муниципальный район |
500 | |||
14. | Сланцевский муниципальный район |
600 | |||
15. | Тосненский район | 7690 | 2845 | 2845 | |
16. | Общеобластные расходы | 4400 | |||
Итого | 42040 | 5295 | 5295 |
Таблица 4
Информация
о территориальной структуре финансирования
Программы на 2007-2010 годы
(тысяч рублей)
N п/п |
Наименование муниципального района |
Средства федерально- го бюджета |
Средства областного бюджета |
Средства местных бюджетов |
Прочие средства |
1. | Бокситогорский муниципальный район |
10105 | 5422 | 5423 | |
2. | Волосовский муниципальный район | 6530 | 31420 | 18125 | 18125 |
3. | Волховский муниципальный район | 15750 | 7824 | 7826 | |
4. | Всеволожский муниципальный район |
13665 | 8042 | 8043 | |
5. | Выборгcкий район | 19000 | 27900 | 31425 | 35225 |
6. | Гатчинский муниципальный район | 5500 | 18200 | 14024 | 13976 |
7. | Кингисеппский муниципальный район |
19280 | 23885 | 26467 | 26468 |
8. | Кировский муниципальный район | 1950 | 675 | 675 | |
9. | Лодейнопольский муниципальный район |
3600 | 1500 | 1500 | |
10. | Ломоносовский муниципальный район |
4600 | 2000 | 2000 | |
11. | Лужский муниципальный район | 4500 | 5000 | 6000 | 6000 |
12. | Подпорожский муниципальный район |
4300 | 450 | 450 | |
13. | Приозерский муниципальный район | 6100 | 3550 | 3550 | |
14. | Сланцевский муниципальный район | 3950 | 1325 | 1325 | |
15. | Тосненский район | 37730 | 20945 | 20950 | |
16. | Общеобластные расходы | 4500 | 29285 | 14815 | |
Итого | 59310 | 235815 | 147774 | 166351 |
Для участия в Программе муниципальные заказчики заключают с главным распорядителем средств областного бюджета (комитетом финансов Ленинградской области) инвестиционные соглашения, предусматривающие обязательства по софинансированию программных мероприятий, сопровождаемые выписками из расходных обязательств местных бюджетов. В случае невозможности подтверждения муниципальным заказчиком выделения средств из местного бюджета на реализацию мероприятия по конкретному объекту данный объект и мероприятие в целом из плана реализации мероприятий на соответствующий финансовый год исключается с заменой его на другой, по которому могут быть выполнены условия софинансирования. Исключение объекта в текущем финансовом году не лишает муниципальное образование участия в реализации мероприятия в последующие годы.
Главный распорядитель бюджетных средств - комитет финансов Ленинградской области перечисляет бюджетные средства исполнителям Программы в соответствии с росписью расходов на соответствующий финансовый год, реестром заключенных договоров и представленными в комитет финансов Ленинградской области актами приемки-сдачи работ.
Исполнители Программы (администрации муниципальных образований):
1. Организуют выполнение мероприятий Программы.
2. Обеспечивают подготовку обследований и изысканий необходимой проектно-сметной документации по конкретным объектам, ее согласование, экспертизу и утверждение, а также необходимые материалы для выбора исполнителей (подрядчиков) на конкурсной основе.
3. До объявления конкурса представляют в комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области для рассмотрения и утверждения техническое задание и проекты контракта на выполнение мероприятий Программы с планируемыми показателями эффективности мероприятия. Финансирование по договорам, заключаемым с подрядными организациями, осуществляется только при наличии утвержденного комитетом по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области технического задания.
4. Представляют отчет о ходе выполнения работ в комитет финансов и комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области. В случае невозможности реализации мероприятий своевременно извещают об этом заказчика Программы.
Финансирование Программы в объеме средств, предусмотренных на эти цели в расходной части областного бюджета на 2007-2010 годы, обеспечивает главный распорядитель средств - комитет финансов Ленинградской области.
Средства, предусмотренные на финансирование объектов, передаются бюджетам муниципальных образований в порядке межбюджетных отношений в виде субсидий согласно областному закону об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год.
3. Оценка социально-экономической эффективности
реализации первого этапа Программы
Расчет предполагаемой экономической эффективности реализации мероприятий Программы представлен в таблице 5.
Таблица 5
N п/п |
Показатель | Всего | В том числе по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Снижение объема неучтенных расхо- дов воды (тысяч кубических метров) |
11500 | 2500 | 2800 | 3000 | 3300 | |
Переменная составляющая затрат в общей себестоимости воды на подъ- ем, очистку и подачу (рублей) |
- | 2,73 | 3,04 | 3,38 | 3,76 | 4,19 | |
Уменьшение эксплуатационных расхо- дов предприятий водопроводно-кана- лизационного хозяйства за счет снижения неучтенных расходов воды (тысяч рублей) |
41752 | 7600 | 9464 | 11280 | 13408 | ||
2. | Снижение заболеваемости населения (случаев): острыми кишечными инфекциями вирусным гепатитом А |
500 90 |
100 20 |
100 25 |
150 25 |
150 20 |
|
Затраты на лечение (тысяч рублей): острой кишечной инфекции вирусного гепатита А |
- - |
8,9 37,0 |
9,79 41,18 |
10,9 45,83 |
12,13 51,01 |
13,5 56,78 |
|
Снижение затрат на лечение заболевших (тысяч рублей) - всего В том числе: острых кишечных инфекций вирусного гепатита А |
10295 5914 4381 |
1803 979 824 |
2236 1090 1146 |
2095 1820 1275 |
3161 2025 1136 |
При определении планируемых количественных значений показателей эффективности Программы приняты следующие данные:
себестоимость одного кубического метра воды питьевого качества в среднем по Ленинградской области в 2005 году составляла 7 рублей 68 копеек, в том числе переменная составляющая (электроэнергия, покупка воды, реагентов и т.д.) - 2 рубля 73 копейки;
по данным Федерального государственного учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" ТУ "Роспотребнадзор по Ленинградской области" на примере показателей 2005 года экономический ущерб, связанный с лечением, составляет:
острых кишечных инфекций
установленной этиологии - 9800 рублей на один случай,
неустановленной этиологии - 7800 рублей на один случай;
острого вирусного гепатита А - 37000 рублей на один случай;
по информации ТУ "Роспотребнадзор по Ленинградской области" при выполнении всех мероприятий Программы прогнозируется снижение уровня инфекционной заболеваемости на 30 процентов.
Показатели экономической и социальной эффективности Программы, их количественные оценки и источники получения информации приведены в таблице 6.
Таблица 6
Основные показатели
социально-экономической эффективности Программы
(по поселениям с населением более пяти тысяч человек)
Показатель | Всего | Год | Источник информации |
||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
1. Показатель экономичес- кой эффективности |
|||||||
1.1. Уменьшение эксплуата- ционных расходов предпри- ятий водопроводно-канали- зационного хозяйства за счет снижения неучтенных расходов воды (тысяч рублей) |
41752 | 7600 | 9464 | 11280 | 13408 | Муниципальные образования |
|
1.2. Снижение затрат на лечение заболевших (тысяч рублей) - всего В том числе: острыми кишечными инфекци- ями; вирусным гепатитом А |
10295 5914 4381 |
1803 979 824 |
2236 1090 1146 |
3095 1820 1275 |
3161 2025 1136 |
ТУ "Роспот- ребнадзор по Ленинградской области" |
|
2. Показатель социальной эффективности |
|||||||
2.1. Численность населе- ния, на которую ориентиро- ваны мероприятия Программы (тысяч человек) |
350 | 400 | 490 | 550 | 550 | Муниципальные образования |
|
2.2. Увеличение доли воды, соответствующей нормативам по приоритетным показате- лям (процентов): микробиологические химические (токсикологи- ческие) |
94,0 91,5 |
95,0 93,0 |
96,0 94,5 |
97,0 96,6 |
99,0 98,0 |
ТУ "Роспот- ребнадзор по Ленинградской области" |
|
2.3. Соответствие качества воды нормативам по осталь- ным показателям (процен- тов) |
82,0 | 84,0 | 86,0 | 88,0 | 90,0 | ТУ "Роспот- ребнадзор по Ленинградской области" |
|
2.4. Снижение заболеваемо- сти (случаев): острыми кишечными инфекци- ями вирусным гепатитом А |
500 90 |
100 20 |
100 25 |
150 30 |
150 15 |
ТУ "Роспот- ребнадзор по Ленинградской области" |
Реконструкция и модернизация систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселений с населением свыше пяти тысяч человек позволят к 2011 году увеличить в этих поселениях долю потребляемой воды, соответствующей нормативам:
по микробиологическим показателям с 94,0 до 99,0 процента;
по химическим (токсикологическим) показателям с 91,5 до 98,0 процента;
по остальным показателям с 82,0 до 90,0 процента.
Планируемая в 2007-2010 годах реконструкция водопроводных сетей, организация учета расходов подаваемой и потребляемой воды позволит уменьшить неучтенные расходы воды и снизить общую подачу воды на 11,5 миллиона кубических метров при сохранении объемов реализации ее абонентам.
При этом предполагаемый экономический эффект при выполнении данной Программы составит 52,0 миллиона рублей.
За четыре года планируемое снижение заболеваемости в населенных пунктах с населением более пяти тысяч человек:
острыми кишечными инфекциями - на 500 случаев,
вирусным гепатитом А - на 90 случаев.
При этом ожидается снижение затрат на лечение заболевших жителей на общую сумму 10,3 миллиона рублей.
4. Состав, функции и полномочия участников разработки и реализации
Программы, система организации контроля за ее выполнением
Государственным заказчиком Программы является Правительство Ленинградской области. Представителем Заказчика Программы определен комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет).
Государственный заказчик Программы координирует деятельность участников реализации Программы, при необходимости вносит на утверждение Законодательного собрания Ленинградской области предложения по внесению изменений в Программу, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы на текущий год, в обязательном порядке рассматривает и утверждает технические задания и программы к договорам, принимает участие в деятельности постоянно действующей комиссии Правительства Ленинградской области по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области.
Для выполнения функции управления Комитет по мере необходимости проводит рабочие совещания с участием представителей органов исполнительной власти Ленинградской области.
Выполнение программных мероприятий осуществляется на условиях заключения договоров (контрактов) в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с утвержденным планом программных мероприятий на основании контрактов (договоров), заключаемых представителем заказчика с участниками Программы и исполнителями (поставщиками, подрядчиками и т.д.) посредством конкурсного отбора в пределах средств, направляемых на выполнение программных мероприятий в очередном финансовом году. В договорах и контрактах с исполнителями Программы определяются условия и ответственность за выполнение мероприятий Программы, обязательность целевого использования средств и порядок представления отчетной информации.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется комитетом финансов Ленинградской области в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Финансирование Программы из других источников осуществляется в соответствии с условиями договоров.
Средства на реализацию программных мероприятий перечисляются прямым получателям средств областного бюджета в порядке межбюджетных отношений в виде субсидий в соответствии с заключенными инвестиционными соглашениями и муниципальными (государственными) контрактами и актами выполненных работ.
В соответствии с Порядком разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области (постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149) оценка результатов реализации Программы и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляются представителем заказчика. Отчет о реализации мероприятий Программы в соответствии с перечнем целевых показателей, объектов и мероприятий по всем источникам финансирования, предусмотренным в Программе, представляется представителем заказчика в комитет экономического развития Ленинградской области ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и по итогам года (до 1 февраля года, следующего за отчетным).
Вышеназванное постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 признано утратившим силу
О ходе и итогах выполнения Программы представитель заказчика ежеквартально докладывает вице-губернатору Ленинградской области по профилю деятельности и не реже одного раза в год - Правительству Ленинградской области.
Отчет о ходе выполнения Программы в прошедшем году представляется Губернатором Ленинградской области на утверждение Законодательному собранию Ленинградской области в составе отчета об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.