Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок реализации Региональной программы мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ленинградской области в 2009 году.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дваса Г.В.
Губернатор Ленинградской области |
В. Сердюков |
Утверждена
постановлением
Правительства Ленинградской области
Региональная Программа
мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке
труда Ленинградской области в 2009 году
Пояснительная записка
к региональной Программе мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Ленинградской области в 2009 году
Необходимость разработки программы связана с ухудшением ситуации на рынке труда Ленинградской области, обозначившимся в последние месяцы 2008 года, что стало результатом последствий негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса.
Несмотря на тот факт, что среднегодовая численность занятых в экономике Ленинградской области в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла на 3,8 тыс. человек и составила 752,5 тыс. человек, имело место снижение показателя занятости населения до 65,7%. В 2007 году этот показатель имел значение 67,2%.
В конце 2008 года четко обозначился процесс роста общей и регистрируемой безработицы. Общая безработица по методологии (МОТ) в 2008 году возросла до 55,4 тыс. человек при уровне регистрируемой безработицы 6%. В 2007 году, эти показатели имели значение, соответственно 37 тыс. человек и 4%.
Регистрируемая безработица с октября 2008 года также стала активно набирать темп. В начале октября 2008 года на учете в службе занятости состояло 5256 безработных граждан при уровне регистрируемой безработицы - 0,6%.
К концу 2008 года число зарегистрированных безработных возросло в 1,5 раза и составило 8025 человек.
При росте безработицы стало наблюдаться стремительное снижение спроса на рабочую силу. Количество вакансий, заявленных работодателями, в конце 2008 года составило 9,4 тыс. единиц, в то время как число претендентов на трудоустройство было в 1,3 раза больше. В целом ряде локальных рынков труда напряженность значительно превышала среднеобластной показатель. На одно свободное место претендовало от 3 до 21 человека, ищущего работу.
В начале 2009 года безработица в Ленинградской области продолжала интенсивно расти. За январь безработными признано 3,2 тыс. человек.
По состоянию на 01 февраля 2009 года:
- число безработных, состоящих на учете в службе занятости, возросло до 10,2 тыс.человек (на 2,2 тыс.человек больше, чем в начале 2009 года);
- уровень регистрируемой безработицы достиг 1,15% (против 0,91% вначале 2009 года);
- число заявленных вакансий - 8,6 тыс. единиц.
Рост безработицы обусловлен целым рядом причин. В первую очередь, это выход на рынок труда жителей Ленинградской области, потерявших работу в связи с высвобождением, в т.ч. массовыми увольнениями с предприятий и организаций Ленинградской области.
С октября 2008 года по 01 февраля 2009 года количество предприятий, объявивших о массовых увольнениях, составило 30 единиц, в том числе в Бокситогорском - 6, в Подпорожском районе - 5, в Кингисеппском - 4, в Волховском и Тихвинском районах - по 3, в Выборгском и Кировском районах - по 2, в Волосовском, Лужском, Сланцевском, Тосненском районах и г.Сертолово - по одному предприятию. В списке три градообразующих предприятия: ООО "ПГ Фосфорит", Кингисеппский район, где будет уволено 14,8% от численности работников; ОАО "Сясьский ЦБК", Волховский район - предстоит увольнение 1,6% работающих; ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево", Бокситогорский район - 25,9% работающих.
Количество работников, заявленных предприятиями к массовому увольнению, на 01 февраля 2009 года составило 4118 человек.
Одновременно, рынок труда стал существенно пополнится гражданами, уволившимися по собственному желанию в силу различных причин, таких как, простои, отпуска по инициативе администрации, имеющие место задержки заработной платы и другие. Определенную роль сыграл фактор повышения размера пособия по безработице.
Таким образом, сложившаяся в Ленинградской области ситуация с безработицей, потребовала разработки дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Система таких мероприятий нашла отражение в разработанной Программе.
Баланс рабочих мест по Ленинградской области (Приложение N 1 к Программе) показывает, что ни по одному из разработанных сценариев не удается избежать дефицита рабочих мест. Его наличие определяет степень напряженности на рынке труда Ленинградской области.
Дефицит рабочих мест составит от 7,5 тыс. единиц (по оптимистическому сценарию) до 28,5 тыс. единиц (по пессимистическому сценарию). По целевому сценарию дефицит рабочих мест -8,8 тыс. единиц.
В условиях прогнозируемого сокращения спроса на рабочую силу, по оптимистическому сценарию, объем вакансий, поступивших в службу занятости, в среднегодовом исчислении составит 9,4 тыс. единиц.
С учетом мероприятий, запланированных с использованием средств федерального бюджета (субвенции) и субсидий, а также реализации инвестиционных проектов, в 2009 году предполагается создать 14,9 тыс. рабочих мест (по оптимистическому и целевому сценарию) и 11,0 тыс. рабочих мест (по пессимистическому сценарию).
С учетом квот на иностранную рабочую силу рассчитан показатель дефицита рабочих мест по трем сценариям.
Основные направления реализации Программы:
- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников. Охват 1000 человек по оптимистическому и целевому сценарию и 900 человек по пессимистическому сценарию;
- организация общественных и временных работ в организациях Ленинградской области и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях. Охват 2971 человека по оптимистическому и целевому сценарию и 2100 человек по пессимистическому сценарию;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Охват 19 человек по оптимистическому и целевому сценарию и 10 человек по пессимистическому сценарию.
Всего число участников Программы 3990 человек по оптимистическому и целевому сценарию и 3010 человек по пессимистическому сценарию.
Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Ленинградской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, средства бюджета Ленинградской области, средства местных бюджетов, другие источники.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 81,1 млн. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 68,5 млн. рублей (84,5% от общего объема финансирования);
средства бюджета Ленинградской области - 4,98 млн. рублей (6,14% от общего объема финансирования);
средства местных бюджетов - 7,19 млн. рублей (8,9% от общего объема финансирования);
другие источники - 0,4 млн.рублей (0,5% от общего объема финансирования).
Целевые показатели Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет: трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена постоянная занятость:
после прохождения опережающего профессионального обучения - не менее 0,85 тыс. человек;
на 2,97 тыс. временных рабочих мест в рамках организации общественных работ временного трудоустройства и стажировок - не менее 0,3 тыс. человек;
в сфере малого бизнеса и самозанятости - не менее 19 человек, в том числе 19 человек на новых рабочих местах, созданных безработными гражданами, организовавшими собственное дело.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе. Численность безработных граждан не превысит в среднегодовом исчислении 11,1 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составит 1,3% от численности экономически активного населения.
Паспорт
региональной Программы мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Ленинградской области в 2009 году
Наименование Программы |
Региональная Программа мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ленинградской области в 2009 году (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области |
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы |
2009 год: 1 этап - февраль-март - подготовка и принятие нормативных документов, уточнение перечней организаций - участников; 2 этап - апрель-декабрь опережающее обучение, проведение общественных и временных работ, стажировки участников Программы |
Цель Программы |
Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Ленинградской области |
Задачи Программы |
1.Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
2. Организация общественных и временных работ в организациях Ленинградской области и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях | |
3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан | |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 81,1 млн.рублей, в том числе: - субсидии федерального бюджета - 68,5 млн.руб.; - средства бюджета Ленинградской области - 4,98 млн.руб.; - средства местных бюджетов -7,19 млн.руб.; - другие источники - 0,4 млн.руб. |
Целевой показатель Программы |
Сдерживание уровня регистрируемой безработицы (от численности экономически активного населения) на уровне не выше 1,3% (в среднегодовом исчислении) в 2009 году |
Показатели результативности Программы |
Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии - не менее 1,0 тыс. работников организаций, находящихся под риском увольнения; создание не менее 1,6 тыс. временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, для временного трудоустройства 0,77 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и 0,6 тыс. незанятых граждан для прохождения стажировок; создание не менее 19 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Ленинградской области в 2009 году.
Программа разработана в соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Программа утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 10 февраля 2009 года N 29.
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
Анализ социально-экономической ситуации в Ленинградской области
В Ленинградской области в январе-декабре 2008 года оборот организаций, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, подрядных работ, платных услуг населению, услуг организаций транспорта и связи, оборот розничной торговли и ввод в эксплуатацию жилья превысили уровень 2007 года.
Сальдированная финансовая прибыль, полученная крупными и средними организациями основных видов экономической деятельности в январе-ноябре 2008 года больше, чем в январе-ноябре 2007 года.
Налогов и других обязательных платежей собрано больше, чем в январе-декабре 2007 года. Консолидированный и областной бюджеты исполнены с профицитом.
Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за январь-декабрь 2008 года составил 893,6 млрд.руб., что на 27,4% (без учета инфляции) больше января-декабря 2007 года. Рост оборота организаций наблюдался по всем видам экономической деятельности. Наибольший удельный вес в общем обороте приходится на обрабатывающие производства - 49,7% (в январе-декабре 2007 года - 49,8%); оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 17,8% (16,7%); строительство - 9,4% (8,7%); транспорт и связь - 8,0% (9,4%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 7,6% (7,5%).
В 2007 году оборот организаций по видам экономической деятельности составил 712,3 млрд.руб., это 122,9% к 2006 году. В 2006 году оборот организаций по видам экономической деятельности составил 596,5 млрд.руб., то 139,6% к 2005 году.
В январе-декабре 2008 года индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 101,0% к соответствующему периоду прошлого года (по крупным и средним организациям 100,7%). Положительная динамика наблюдалась по следующим основным видам деятельности: "добыча полезных ископаемых", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды". Незначительный спад допущен по виду деятельности "обрабатывающие производства".
В 2007 году индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил к 2006 году - 104,9%; 2006 года к 2005 году - 126,4%.
Сельское хозяйство (с учетом 9 крупных и 12 средних, малых и подсобных сельхозорганизаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга): объем производства продукции сельского хозяйства в 2008 году составил 41017 млн. руб. или 103% к уровню 2007 года. В структуре сельскохозяйственного производства на долю сельхозорганизаций приходилось 74,7%.
Транспорт и связь: сальдированная прибыль крупных и средних организаций транспорта и связи в январе-ноябре 2008 года - 15451,8 млн. руб., что на 21,6% меньше уровня января-ноября 2007 года.
Инвестиции: объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в январе-декабре 2008 года составил 150 млрд. руб., что в действующих ценах на 17% выше уровня 2007 года.
В 2009 году при усилении воздействия негативных кризисных явлений на экономику Ленинградской области, в первую очередь, возможно возникновение очагов социального напряжения, в их числе цветная металлургия, лесопромышленный комплекс, сланцедобывающая и сланцеперерабатывающая промышленность, а также строительство, и, как следствие, промышленность строительных материалов.
Основной причиной критического состояния одного из ведущих предприятий металлургической промышленности Пикалевского глиноземного завода явилось принятие решения о перепрофилировании предприятия. По итогам работы за январь-ноябрь 2008 года сокращение производства в отрасли составило почти 30% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
Вместе с тем, обещанное компанией "Русал" (собственник) перепрофилирование не реализуется.
Значительные сложности, связанные с усилением влияния финансового кризиса испытывают крупнейшие предприятия лесопромышленного комплекса Ленинградской области - целлюлозно-бумажные комбинаты. Кризисная ситуация связана с повышением процентных ставок по кредитным ресурсам (до 50%), отказами банков предоставлять кредиты по ранее согласованным лимитам, необходимостью удовлетворения ранее взятых обязательств по заемным средствам, существенным падением спроса на выпускаемую продукцию, серьезными трудностями при погашении задолженности за поставленные сырье и материалы.
На деятельность деревообрабатывающих предприятий оказывает влияние изменение коньюнктуры рынков и негативная ценовая динамика существенными отрицательными факторами для лесозаготовительных предприятий явились изменение порядка оформления экспортируемого леса и рост экспортных пошлин на круглый лес, что в условиях сокращения сбыта на территории Российской Федерации делает экспортную деятельность нерентабельной.
Критическая ситуация сложилась в ОАО "Ленинградсланец" (входит в Группу компаний "Ренова". Основная причина - отсутствие рынка сбыта на территории Российской Федерации.
Достаточно непростая ситуация складывается на предприятиях строительного комплекса области, которые снижают объемы строительства, увеличивают дебиторскую задолженность, планируют сокращение численности работающих. Сокращение темпов и объемов строительства являются основной причиной снижения выпуска строительных материалов.
Средняя номинальная заработная плата одного работника в Ленинградская области возросла с 14408 руб. в январе 2008 года до 20533 руб. в декабре 2008 года.
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения возросла в 2008 году с 4198 руб. до 4476 руб.
По предварительной оценке, численность постоянного населения Ленинградской области на 1 декабря 2008 года составила 1632,1 тыс. человек, в т. ч. городское - 1083,5 тыс. человек (66,4%), сельское - 548,6 тыс. человек (33,6%). С начала 2008 года численность населения сократилась на 1,3 тыс. человек. В 2008 году отмечена положительная динамика процессов естественного движения населения.
Миграционный прирост в январе - ноябре 2008 года увеличился на 19% и частично компенсировал потери населения.
В 2009 году прогнозируется некоторое снижение численности постоянного населения Ленинградской области - до 1629,4 тыс. человек.
В период 2005-2008 годов наблюдался рост среднегодовой численности занятых в экономике Ленинградской области, с 736,6 до 752,5 тыс. человек или на 15,9 тыс. человек. С 2005 по 2006 год среднегодовая численность занятых в экономике возросла на 6,8 тыс. человек. Далее по годам прирост числа занятых начал снижаться. С 2006 по 2007 год прирост составил 5,3 тыс. человек, с 2007 по 2008 год - 3,8 тыс. человек.
Среднегодовая численность занятых в экономике по оценке 2008 года составляет 752,5 тыс. человек или 100,5% к уровню 2007 года (748,7 тыс. человек). Наибольший удельный вес приходится на занятых в организациях частного сектора экономики - 58,4% (439,7 тыс. человек). На предприятиях и организациях государственной и муниципальной форм собственности работает 209,5 тыс. человек или 27,9% от общей численности занятых, на предприятиях с иностранным участием - 59,5 тыс. человек (7,9%), на предприятиях и организациях со смешанной формой собственности - 41,7 тыс. человек (5,5%), в общественных организациях (объединениях) - 2,1 тыс. человек (0,3%).
При этом на территориях муниципальных районов, где занятость проживающего населения определяется ритмичностью работающих крупных предприятий, являющихся градообразующими, в 2008 году произошло снижение численности занятого населения.
В Бокситогорском районе, на территории которого расположено градообразующее предприятие ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" численность занятых сократилась к началу 2009 года до 19,5 тыс. человек, что в 1,2 раза меньше, чем в начале 2007 года (23,9 тыс. человек).
В Волховском районе, с градообрающим предприятием ОАО "Сясьский ЦБК", численность занятых к началу 2009 года составила 38,5 тыс. человек, что на 3,3 тыс. человек ниже, чем в начале 2007 года.
В Кингисеппском районе, с градообразующим предприятием ООО "ПГ "Фосфорит" численность занятых к началу 2009 года сократилась до 30 тыс. человек, что на 2 тыс. человек меньше, чем в начале 2007 года.
В то же время по прогнозу комитета экономического развития и инвестиционной деятельности в 2009 году численность занятого населения увеличится и составит 754,0 тыс, человек, что на 1,5 тыс. человек больше, чем в 2008 году. В таких видах экономической деятельности, как обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь и некоторых других прогнозируется незначительный рост числа занятых, а в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, финансовой деятельности, образовании и ряде других, напротив, сокращение.
Анализ ситуации на рынке труда Ленинградской области в 2008 году
и в начале 2009 года
В период 2005-2007 годов, а также большей части 2008 года на рынке труда Ленинградской области сохранялась стабильная ситуация. При этом наблюдалась тенденция постепенного сокращения общего числа безработных граждан и уровня общей регистрируемой безработицы. Рынок труда функционировал в условиях положительной динамики развития экономики региона.
Общая численность безработных граждан (по методологии МОТ) сократилась с 66,4 тыс. человек в 2005 году до 37,0 тыс. человек в 2007 году. Уровень общей безработицы снизился, соответственно с 7,4 до 4,0%.
В условиях сокращения общей безработицы в Ленинградской области отмечено сокращение и регистрируемой безработицы.
В 2005 году зарегистрировано 23,9 тыс. безработных граждан, в 2006 году - 22,1 тыс. безработных граждан (на 1776 человек меньше), в 2007 году - 16,4 тыс. безработных (на 5746 человек меньше), в 2008 году - 17,3 тыс. безработных (на 975 человек больше, чем в 2007 году за счет процессов высвобождения работающих с предприятий и организаций в последние месяцы 2008 года).
Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,2% в начале 2005 года до 0,72% к началу 2008 года, но увеличился до 0,91% к началу 2009 года.
В 2008 году в развитии безработицы обозначились два периода.
К началу октября 2008 года уровень регистрируемой безработицы в Ленинградской области сократился до 0.6%, на учете в службе занятости состояло 5256 безработных граждан. По сравнению с началом 2008 года безработица в Ленинградской области заметно снизилась.
В конце 2008 года в развитии ситуации на рынке труда Ленинградской области стали проявляться негативные изменения, которые выразились в росте числа ищущих работу и безработных граждан, уровня регистрируемой безработицы, при постепенном сокращении спроса на рабочую силу. Такая ситуация сложилась на территориях большинства локальных рынков труда региона.
Если в начале 2008 года спрос на рабочую силу на рынке труда Ленинградской области превышал предложение в 1.5 раза, то к концу года ситуация изменилась и число ищущих работу, из которых статус безработного имели 68%, превысило число свободных рабочих мест в 1.3 раза.
В условиях постепенного снижения спроса на рабочую силу и роста числа обратившихся в поиске работы, напряженность на областном рынке достигла 1.3 человека на одно свободное место. На большинстве локальных рынков к концу 2008 года напряженность стала значительно превышать среднеобластной показатель. Например, в Бокситогорском районе на одно свободное рабочее место претендовал 21 человек из числа ищущих работу, среди которых основную долю составляли высвобожденные с ЗАО "Пикалевский цемент".
Достаточно сложная ситуация наблюдалась в сельской местности, где спрос на рабочую силу был крайне ограничен или полностью отсутствовал.
Все в большей степени стала проявляться несбалансированность спроса и предложения в профессионально-квалификационном разрезе.
Современный рынок характеризуется ростом числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Растет доля инвалидов, которые становятся активными претендентами на трудоустройство. В целом по Ленинградской области, это каждый четвертый безработный, в ряде районов области на долю инвалидов приходится около 40%.
К концу 2008 года уровень регистрируемой безработицы достиг 0.91%, на учете состояло 8025 безработных. По сравнению с началом 2008 года численность безработных возросла на 1705 человек или в 1.3 раза, а уровень регистрируемой безработицы - на 0.19 процентных пункта.
В начале 2009 года безработица в Ленинградской области продолжала интенсивно расти. За январь безработными признано 3,2 тыс. человек.
По состоянию на 01 февраля 2009 года:
- число безработных, состоящих на учете в службе занятости, возросло до 10,2 тыс. человек (на 2,2 тыс. человек больше, чем в начале 2009 года);
- уровень регистрируемой безработицы достиг 1,15% (против 0,91% в начале 2009 года).
Уровень занятости населения Ленинградской области в 2008 году снизился до 65,7%, что ниже показателя 2007 года - 67,2%. При этом, общая безработица (по методологии МОТ) возросла в 2008 году до 55,4 тыс. человек, а уровень общей безработицы до 6%.
Прогноз ситуации на рынке труда Ленинградской области в 2009 году
По прогнозным оценкам, в 2009 году ситуация на рынке труда Ленинградской области будет более напряженной за счет дальнейшего роста предложения рабочей силы и сокращения спроса на нее.
Существенное изменение ситуации на рынке труда будет связано с процессами дальнейшего активного сокращения кадров с предприятий и организаций, включая массовые увольнения работников.
С октября 2008 года по 01 февраля 2009 года количество предприятий, объявивших о массовых увольнениях, составило 30 единиц, в том числе в Бокситогорском - 6, в Подпорожском районе - 5, в Кингисеппском - 4, в Волховском и Тихвинском районах - по 3, в Выборгском и Кировском районах - по 2, в Волосовском, Лужском, Сланцевском, Тосненском районах и г. Сертолово - по одному предприятию. В списке три градообразующих предприятия: ООО "ПГ Фосфорит", Кингисеппский район, где будет уволено 14,8% от численности работников; ОАО "Сясьский ЦБК", Волховский район - предстоит увольнение 1,6% работающих; ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево", Бокситогорский район - 25,9% работающих.
Количество работников, заявленных предприятиями к массовому увольнению, с октября 2008 года по 01 февраля 2009 года составило 4118 человек.
Из 840 работников предприятий, намеченных к увольнению в феврале-апреле 2009 года, низкоквалифицированными являются 192 человека (22,9%), выпускниками профессиональных учебных заведений - 36 человек (4,3%). Среди специалистов, которые будут уволены, имеют начальное профобразование - 207 человек (24,6%), среднее профобразование - 193 человека (23%), высшее профобразование - 159 человек (18,9%), работают управленцами - 90 человек (13,9%).
В перечень рабочих мест, которые предоставят предприятия для проведения стажировок, включены предложения, учитывающие количественный состав увольняемых работников, в т.ч. наличие в их числе большинства представителей рабочих профессий или низкоквалифицированных работников (81,1%).
Среднесписочная численность работников предприятий, где принято решение о введении режима неполной занятости, на момент принятия такого решения составила 1185 человек.
В 2008 году массовые увольнения затронули 1399 человек на 25 предприятиях. Масштабы массовых увольнений, в то же время, оказались меньше, чем в 2007 году - на 406 человек и меньше, чем в 2006 году - на 510 человек.
В 2009 году, согласно прогнозу, число сокращенных работников с предприятий и организаций Ленинградской области может составить около 8 тыс. человек.
Основными причинами роста числа сокращенных станут ликвидация предприятий, нарушения ритмичности работы предприятий, снижение объемов производства, проблемы спроса и сбыта продукции и др.
Одновременно, рынок труда существенно пополнится гражданами, уволившимися по собственному желанию, в силу различных причин, таких как простои, отпуска по инициативе администраций, уже имеющие место задержки выплаты заработной платы и другие моменты.
Серьезным мотивом начать поиск работы станет для значительной части жителей региона, главным образом, длительное время не работавших, ухудшение материального положения в связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, удорожанием основных продуктов питания, ростом цен на услуги социальной сферы, транспорта и другие.
Кроме того, начиная со второй половины текущего года, существенная доля выпускников учебных заведений различного уровня, в силу снижения спроса на молодых специалистов, может пополнить рынок труда.
Жители Ленинградской области, ранее работавшие в Санкт-Петербурге и уволившиеся по различным причинам, это реальные претенденты на трудоустройство в области. За несколько последних месяцев число таких обращений в службу занятости заметно возросло и составило 1,9 тыс. человек.
Повышение с начала 2009 года размера материальной поддержки в период безработицы для определенной части населения стало и будет дополнительным стимулом их обращения в службу занятости.
Такие процессы уже начали активно развиваться, о чем свидетельствует еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда.
Несмотря на реализацию мер, предпринимаемых Правительством Ленинградской области по поддержанию занятости жителей региона и недопущению резкого роста безработицы, объем рынка труда в 2009 году значительно возрастет по сравнению с 2008 годом.
В 2009 году прогнозируется рост общей безработицы в Ленинградской области по сравнению с предыдущими годами.
В 2009 году в Ленинградской области общая безработица (по пессимистическому сценарию) прогнозируется в объеме 74 тыс. человек, при уровне общей безработицы 8%.
По оптимистическому сценарию общая безработица может составить порядка 64,5 тыс. человек, при уровне общей безработицы 7%.
По целевому сценарию, соответственно, 66,5 тыс. безработных, при уровне общей безработицы 7,2%.
В условиях ограниченного спроса на рабочую силу, сохранится высокий интерес жителей области к услугам, оказываемым службой занятости.
Общее число лиц, которые в 2009 году обратятся в службу занятости населения за получением различного рода государственных услуг по пессимистическому сценарию, составит не менее 100 тыс. человек, в том числе за содействием в трудоустройстве - 82.3 тыс. человек.
В случае, когда ситуация на рынке труда будет менее напряженной (оптимистический сценарий) за получениями различного рода государственных услуг обратится порядка 90 тыс. человек, в том числе за содействием в трудоустройстве - 75 тыс. человек.
По целевому сценарию за содействием в трудоустройстве в службу занятости обратится 77 тыс. человек.
В 2009 году продолжатся процессы увольнения работающих, включая массовые сокращения. В службу занятости обратится не менее 7.0-8.0 тыс. сокращенных работников.
Активными клиентами службы занятости останутся:
- молодые жители региона, доля которых в численности обратившихся; прогнозируется не менее 30%.
- граждане, испытывающие серьезные трудности в самостоятельном поиске работы. Отсутствие профессии, трудовых навыков, длительные перерывы в работе, а также ограничения по здоровью у определенного числа граждан, станут также факторами, определяющими объемы обращений этих категорий населения в службу занятости. Прогнозируется, что среди ищущих работу граждан, доля граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, составит 20-25%, инвалидов 6-9%, молодежи в возрасте до 30 лет - 50-53%.
По оценке службы занятости, общее число зарегистрированных безработных в 2009 году может достигнуть 47,5 тыс. человек (по пессимистическому сценарию), что в 2 раза больше, чем в 2008 году. По этому сценарию в 2009 году среднегодовой показатель численности безработных граждан составит 18 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - 2%.
По оптимистическому сценарию годовая численность безработных оценивается в 41 тыс. человек. В 2009 году среднегодовой показатель численности безработных может состоять 10,6 тыс. безработных, при уровне регистрируемой безработицы 1,2%.
При выделении в полном объеме финансовых ресурсов на реализацию мероприятий Программы, можно ожидать, что ситуация на рынке труда региона будет развиваться более стабильно и показатели, характеризующие безработицу, окажутся не выше целевого сценария - 11,2 тыс. безработных и уровень регистрируемой безработицы 1,3%.
Расчет среднегодовой численности безработных граждан в 2009 году:
(8025 чел. + 14300 чел.) : 2 =11162 чел., где
8025 чел. - численность безработных граждан, состоявших на учете в службе занятости в начале 2009 года;
14300 чел. - прогнозируемая численность безработных граждан в конце 2009 года.
По протоколу Роструда, среднегодовая численность безработных граждан в 2009 году принята за 11180 чел.
уровень регистрируемой безработицы (11162 чел. : 884090 чел.) х 100 = 1,3 %, где
11162 чел. - среднегодовая численность безработных в 2009 году;
884090 чел. - численность экономически активного населения в Ленинградской области в 2009 году.
Анализ баланса рабочих мест Ленинградской области
На начало 2008 года общее количество рабочих мест в регионе составило 754,0 тыс. единиц. По прогнозам, в условиях реализации целевого сценария, может возрасти до 755,0 тыс. единиц.
Количество рабочих мест, предполагаемых к ликвидации в течение года, может составить 8 тыс. единиц (по пессимистическому сценарию), 6,0 тыс. единиц (по оптимистическому сценарию), 7,2 тыс. единиц (по целевому сценарию).
В 2009 году на предприятиях Ленинградской области могут быть высвобождены до 8 тыс. работников. Часть из них, до 50%, может быть трудоустроена на рабочие места, на которые планировалось привлечение иностранной рабочей силы. Таким образом, замещение российскими гражданами рабочих мест, на которые планировалось привлечение иностранных работников, составит до 12,5% от скорректированной квоты.
Сокращение числа привлекаемых иностранных работников произойдет в сфере строительства, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, коммунальные услуги. Будут востребованы низкоквалифицированные работники и частично работники среднего уровня квалификации. По группе высоковалифицированных работников существенного сокращения числа привлекаемых специалистов не предвидится.
Количество рабочих мест, на которые планировалось привлекать иностранных работников, по первоначально установленным квотам составляло 50,1 тыс. единиц. По целевому сценарию предполагается сокращение квоты, с учетом возможности замещения потребности за счет российских граждан до 32,2 тыс. единиц.
Баланс рабочих мест Ленинградской области приводится в Приложении N 1.
Количество рабочих мест, которые запланировано сохранить или создать в рамках реализации Программы, компенсирует уменьшение количества рабочих мест в организациях региона, что позволит не допустить превышение запланированного уровня регистрируемой безработицы в Ленинградской области и сохранить уровень занятости населения, запланированной на 2009 год, не ниже 66%.
2. Система мероприятий Программы
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
|
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения | ||||
1. |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
|
|
|
1.1. |
Формирование перечня организаций, в которых будет применяться опережающее профессиональное обучение |
1 этап - февраль-март 2009 г.; 2 этап - апрель-август 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, предприятия |
|
1.2. |
Определение объемов и направлений опережающего профессионального обучения, включая организацию стажировки на рабочем месте, с учетом профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых работников и приоритетов социально-экономического развития регионов |
В течение 1-3 кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, предприятия |
|
1.3. |
Оценка возможностей системы профессионального образования Ленинградской области организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых граждан, включая возможности самих организаций и предприятий (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды) по профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения |
1 этап - январь-февраль 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, Комитет общего и профессионального образования, учебные заведения |
|
1.4. |
Подготовка перечня образовательных учреждений (организаций), на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение, в том числе перечней самих организаций и предприятий (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды) по профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения |
1 этап - февраль 2009 г.; 2 этап - март-июнь 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения |
|
1.5. |
Разработка Порядка организации опережающего профессионального обучения |
1 этап - 1 кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения |
|
1.6. |
Формирование перечня организаций, в которые будут трудоустроены высвобождаемые работники после окончания опережающего профессионального обучения, в том числе для кадрового обеспечения инвестиционных проектов |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
1.7. |
Организация профессионального обучения граждан для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
1.8. |
Изучение структуры потребностей высвобождаемых граждан в опережающем обучении в разрезе предприятий, по мере поступления уведомлений от предприятий о массовом высвобождении |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | ||||
2.1. |
Организация общественных работ, временного трудоустройства в организациях и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях |
|
|
|
2.1.1. |
Принятие органами местного самоуправления постановлений об организации общественных работ, временных работ |
1 этап - 1 кв. 2009 г.; 2 этап - III кв. 2009 г |
Органы местного самоуправления |
|
2.1.2. |
Формирование прогноза потребности дополнительного финансирования организации оплачиваемых общественных работ, временных работ в депрессивных и трудоизбыточных территориях из средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Ленинградской области для безработных и ищущих работу граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения |
1 этап - II кв. 2009 г.; 2 этап - III кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения |
|
2.1.3. |
Организация общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников, находящихся под риском увольнения, в соответствии с предложениями, разработанными органами местного самоуправления, по перечню организаций, численности участников мероприятий, объемам и видам общественных работ для работников следующих предприятий, испытывающих трудности, в связи с массовыми сокращениями: |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, Комитет по дорожному хозяйству, Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, ГУ ЦЗН, работодатели |
|
- ЗАО "Пикалевский цемент" Бокситогорский район; |
|
|
||
- ЗАО "Веда" Кингисеппский район; |
|
|
||
- ООО "ПГ "Фосфорит" Кингисеппский район; |
|
|
||
- ОАО "Ленинградсланец" Сланцевский район; |
|
|
||
- ОАО "Русский лес" Тихвинский район; |
|
|
||
- ЗАО "БазэлЦемент" Бокситогорский район (бывший "Пикалевский Глинозем"); |
|
|
||
- 3АО "Метахим" Бокситогорский район; |
|
|
||
- филиал 211-го комбината ЖБИ Минобороны г.Сертолово |
|
|
||
2.1.4. |
Оценка численности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда в 2009 г. |
1 этап - 1 кв. 2009 г.; 2 этап - IV кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
2.1.5 |
Определение объема расходов на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы |
Февраль 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, работодатели |
|
2.1.6. |
Формирование перечня предприятий для организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений |
1 этап - 1 кв. 2009 г.; 2 этап - III кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, работодатели |
|
2.2. |
Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости |
|
|
|
2.2.1. |
Обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям для организации самозанятости |
1 этап - II кв. 2009 г.; 2 этап - III кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка |
|
2.2.2. |
Предоставление субсидий (грантов) за счет средств федерального бюджета безработным гражданам на развитие предпринимательской деятельности и самозанятости |
1 этап - II кв. 2009 г.; 2 этап - III-IV кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
2.3. |
Мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан: - предоставление организационно-консультационных услуг по вопросам организации самозанятости безработных граждан; - обучение безработных граждан, составлению бизнес-плана; |
В течение 2009 г. В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
Задача 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения | ||||
3. |
Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера |
|
|
|
3.1. |
Организация системы информирования о возможности переезда для трудоустройства в другую местность, в том числе вахтовым методом, через размещение информации в местах массового посещения граждан: административные здания, учреждения здравоохранения, культуры, досуга и др. |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
3.2. |
Формирование регионального банка вакансий организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, с учетом заявленной прогнозной кадровой потребности |
1 этап - 1 кв. 2009 г.; 2 этап - II кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
3.3. |
Организация межтерриториальных ярмарок вакансий с привлечением работодателей, участвующих в реализации инвестиционных проектов |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
3.4. |
Организация взаимодействия органов службы занятости с работодателями по подбору и согласованию кандидатур граждан на вахтовый и сезонный вид работы с применением оперативных технологий (электронная почта, Интернет- портал и др.) |
1 этап - 1 кв. 2009 г.; 2 этап - II кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
З.5. |
Мероприятия по снижению потребности в привлечении иностранной рабочей силы |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения |
|
3.5.1. |
Уточнение планов развития предприятий - работодателей, заявивших в установленном порядке о необходимости привлечения иностранной рабочей силы в 2009 г. с целью объективной оценки их потребности в персонале |
2 этап - до 01 мая 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения |
|
3.5.2. |
Проверка обоснованности заявок работодателей на корректировку в сторону увеличения квоты на привлечение иностранных работников на текущий год |
2 этап - до 15 июня 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения |
|
3.5.3. |
Внесение предложений о сокращении квоты на привлечение в Ленинградскую область иностранной рабочей силы в 2009 г. до 32164 человек |
1 этап - до 01 апреля 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения |
|
З.5.4. |
Сопоставление профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых с предприятий региона работников с заявками, поданными на привлечение иностранной рабочей силы |
В течение 2009 г. еженедельно |
Комитет по труду и занятости населения |
|
3.5.5. |
Внесение предложений по совершенствованию миграционного законодательства в части усиления ответственности работодателя за привлеченных иностранных работников, в том числе прибывших из стран с безвизовым режимом пересечения границы, в течение всего времени их пребывания на территории РФ. |
1 этап - до 01 апреля 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения |
|
4. Общепрограммные мероприятия | ||||
4.1. |
Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников |
В течение 2009 г., еженедельно |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
4.2. |
Анализ данных Мониторинга, подготовка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации Программы |
В течение 2009 г., еженедельно |
Комитет по труду и занятости населения |
|
4.3.
4.3.1. |
Меры по организации содействия выпускникам учреждений профессионального образования: Создание молодежных бирж труда в государственных учреждениях высшего (среднего) профессионального образования: - Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (г. Пушкин); - Ленинградский областной институт экономики и финансов (г. Гатчина); - филиал Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Волхов) - на базе учебных заведений начального и среднего профессионального образования Всеволожского муниципального района. |
2009 г. |
|
|
|
|
|||
1 этап - 1 кв. 2009 г.; 2 этап - II кв. 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, руководители профессиональных учебных заведений |
|||
4.3.2. |
Проведение отраслевых ярмарок вакансий для молодежи из числа выпускников профессиональных учебных заведений Ленинградской области. |
В течение 2009 г., ежеквартально |
Комитет по труду и занятости населения, руководители профессиональных учебных заведений, работодатели ГУ ЦЗН, работодатели |
|
4.3.3. |
Трудоустройство на постоянные рабочие места граждан по итогам прохождения стажировки, организованной службой занятости на предприятиях Ленинградской области |
1 этап -II кв. 2009 г.; 2 этап - IV кв. 2009 г. |
||
4.4. |
Развитие кадрового потенциала учреждений образования путем организации переподготовки высвобождаемых работников, имеющих высшее образование для трудоустройства в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и профессионального образования |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
|
4.5. |
Информирование населения о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, и дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации |
В течение 2009 г. |
Комитет по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
3. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Ленинградской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является комитет по труду и занятости населения Ленинградской области (постановление Правительства Ленинградской области от 10 февраля 2009 года N 29).
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет областного бюджета, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета Ленинградской области, средств муниципальных образований и работодателей.
Главный распорядитель бюджетных средств - комитет по труду и занятости населения Ленинградской области перечисляет субсидии получателям бюджетных средств - государственным учреждениям центрам занятости населения (ГУ ЦЗН) в соответствии с бюджетной росписью.
Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы устанавливается Правительством Ленинградской области.
Реализация мероприятий "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения" осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работодателем и образовательным учреждением.
Опережающее профессиональное обучение работников будет организовано на базе учебных центров, образовательных подразделений организаций, учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также на рабочих (учебных местах) организаций по профессиям, специальностям, предполагающим сохранение занятости работников на этом или на других предприятиях, а также под спрос рынка труда организацию, предпринимательской деятельности.
Отбор учреждений, организаций для опережающего профессионального обучения работников будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Механизм реализации мероприятий Программы по общественным, временным работам, организации стажировок и самозанятости предусматривает доведения бюджетных средств через ГУ ЦЗН, а также заключение двух- и трехсторонних договоров ГУ ЦЗН с работодателями и администрациями муниципальных образований по софинансированию оплаты труда участников работ и выплаты субсидий.
Механизм реализации мероприятий программы по направлению поддержка малого предпринимательства и самозанятости осуществляется на основании при условии положительных результатов экспертизы бизнес-плана.
В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, предусматривается обеспечение выполнения требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров получателей поддержки.
Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства, и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющее исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
В данной программе отсутствуют объемы финансирования мероприятий, которые определены в региональных программах развития малого и среднего предпринимательства.
В ходе реализации Программы в течение 2009 года могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, связанные с фактическим изменением ситуации с массовыми высвобождениями и появятся новые предприятия, или наоборот, стабилизируется ситуация на предприятиях, заявивших о массовых увольнениях ранее.
В данной ситуации комитет по труду и занятости населения Ленинградской области вправе организовать профессиональное обучение, общественные, временные работы и стажировки в пределах выделенных субсидий на предприятиях, заявивших дополнительные массовые увольнения в течение года.
В этом случае при организации профессионального обучения могут произойти изменения по профессиям и учебным заведениям, на базе которых возникнет необходимость обучения, а также по видам временного трудоустройства.
Так, например, предприятие в Волховском районе ОАО "СУАЛ ВАЗ" пока официально не заявило об объемах возможных массовых увольнениях работников. Однако, как следует из материалов Роструда, такие сокращения персонала в 2009 году возможны.
Поэтому на первом этапе проведена разбивка направлений обучения по учебным заведениям, а также видов временного трудоустройства с учетом данных по заявленным массовым увольнениям.
На втором этапе, в случае необходимости будет сформирован дополнительный перечень профессий, а также включены новые учебные заведения для организации на их базе обучения с целью решения проблем занятости высвобождаемых граждан. Дополнительно будут подготовлены перечни видов работ по общественным работам, временному трудоустройству и стажировкам.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Ленинградской области.
Комитет по труду и занятости Ленинградской области осуществляет:
- организацию выполнения мероприятий Программы за счет финансирования из федерального и областного бюджета;
- подготовку информации и отчетов для Правительства Ленинградской области о выполнении Программы;
- подготовку предложений по корректировке Программы в ходе ее реализации, как в части необходимых объемов финансирования, так и в части изменения численности участников Программ.
Мониторинг реализации Программы осуществляет Роструд, контроль за расходованием средств осуществляет Роструд и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета по установленной форме.
4. Финансирование мероприятий программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Ленинградской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, средства бюджета Ленинградской области, средства местных бюджетов, другие источники.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 81,1 млн. руб., в том числе:
субсидия федерального бюджета - 68,5 млн. руб. (84,5% от общего объема финансирования);
средства бюджета Ленинградской области - 4,98 млн. руб. (6,14% от общего объема финансирования);
средства местных бюджетов - 7,19 млн. руб. (8,9% от общего объема финансирования);
другие источники - 0,4 млн.руб. (0,5% от общего объема финансирования).
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы, приводится в приложениях 3-6.
Расчет размера средств, необходимых для реализации мероприятий программы
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) в 2009 году.
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения в 2009 году рассчитано по формуле:
,
где:
N - базовый норматив затрат составлен исходя из сложившихся затрат на профессиональное обучение безработных граждан в 2008 году 8971,8 руб. на 1 чел. при среднем сроке обучения 1,5 месяца и с учетом коэффициента инфляции 1,085 и предусматриваемом увеличении срока опережающего обучения в 2009 году до 3 месяцев.
- численность охваченных опережающим обучением граждан - 1000 человек, что составляет 12,5-14,0% от прогнозируемого службой занятости количества (7,0 - 8,0 тыс. чел.) предполагаемых к увольнению работников с предприятий и организаций Ленинградской области в 2009 году.
Таким образом, на опережающее обучение необходимы средства в следующем объеме:
В том числе из бюджета Ленинградской области на реализацию программы по опережающему обучению предполагается выделить 820,6 тыс. руб. или 4,2% от общего объема средств федерального бюджета.
Программа по опережающему обучению предусматривает средства в виде субсидий из федерального бюджета в размере:
Организация общественных работ для ищущих работу и безработных граждан, а также работников предприятий в случае угрозы массового увольнения включает частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ;
- численность участников программы;
- минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4330 руб., с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2%) - 5465 руб.
Pop - период участия в общественных работах (средняя продолжительность 3 месяца).
Численность участников общественных работ (1600 человек) рассчитана, исходя из предложений администраций муниципальных районов, комитетов по дорожному хозяйству, по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, поступивших в комитет по труду и занятости населения Ленинградской области на 2009 год.
Из средств бюджетов муниципальных образований предусматривается выделить 7191,5 тыс. руб.
Организация стажировки в целях приобретения опыта работы ищущих работу и безработных граждан, включая выпускников образовательных учреждений включает частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- размер софинансирования мероприятий по организации временного трудоустройства;
- численность участников программы;
- минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4330 руб., с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2% - 5465 руб.);
- период участия в стажировке (средняя продолжительность 3 месяца);
Численность участников (600 чел.) рассчитана, исходя из данных о числе обращений ищущих работу и безработных граждан в ГУ ЦЗН Ленинградской области в 2008 году.
Итого, необходимые средства из федерального бюджета:
Средства областного бюджета в количестве 1332,9 тыс. руб. будут выделены на дополнительную выплату каждому участнику стажировки (600 чел.) в размере 740,5 руб. в месяц, включая начисления на оплату труда (средняя продолжительность стажировки - 3 месяца).
Организация временного трудоустройства ищущих работу и безработных граждан, включая работников предприятий в случае угрозы массового увольнения, включает частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- размер софинансирования мероприятий по организации временного трудоустройства;
- численность участников программы;
- минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4330 руб., с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2%) - 5465 руб.;
- период участия во временных работах (средняя продолжительность 3 месяца).
Количество участников временных работ (771 чел.) приведено в соответствии с предложениями ГУ ЦЗН на 2009 год.
Необходимые средства из федерального бюджета:
Средства областного бюджета в количестве 1712,8 тыс. руб. будут выделены на дополнительную выплату 771 участнику программы временного трудоустройства на 1 человека в размере 740,5 руб. в месяц, включая начисления на оплату труда (средняя продолжительность временного трудоустройства - 3 месяца).
Организация мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан:
,
где:
- размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
- численность участников программы;
- сумма годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице,
Численность участников (19 чел.) рассчитана, исходя из среднего количества участников в предыдущие годы.
Необходимые средства из федерального бюджета:
Средства областного бюджета в количестве 1117,2 тыс. руб. будут выделены безработным гражданам, желающим создать свое дело (19 чел.) на тех же условиях, на которых выделяются средства федерального бюджета, т.е. каждому участнику программы будет безвозмездно представлена субсидия в размере 12-ти максимальных размеров пособия по безработице (58,8 тыс.руб.).
Субсидии участникам программы по самозанятости рассчитываются, исходя из величины максимального пособия по безработице в связи с тем, что в декабре 2008 года средняя заработная плата работающего населения Ленинградской области составила 20533 руб., по данным ГУ ЦЗН, более 30% состоящих на учете безработных граждан получают максимальное пособие. Поскольку субсидии получат по 1 человеку в каждом центре занятости населения в течение года, выбранным на конкурсной основе, то есть все они будут иметь право на максимальное пособие по безработице.
Одновременно участнику программы будет выделена из федерального бюджета такая же сумма.
В результате, безработный гражданин, желающий создать свое дело, получит безвозмездную субсидию в размере 117,6 тыс. руб.
5. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет: трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена постоянная занятость:
после прохождения опережающего профессионального обучения - не менее 0,85 тыс. человек;
на 2,97 тыс. временных рабочих мест в рамках организации общественных работ временного трудоустройства и стажировок - не менее 0,3 тыс. человек;
в сфере малого бизнеса и самозанятости - не менее 19 человек, в том числе 19 человек на новых рабочих местах, созданных безработными гражданами, организовавшими собственное дело.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе. Численность безработных граждан к концу 2009 года не превысит 14,3 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составит 1,6% от численности экономически активного населения.
6. Срок реализации программы
Программа носит оперативный характер, период реализации - 2009 год.
Мероприятия разбиваются по срокам, как правило, на 2 этапа, Первый этап охватывает 1 и 2 кварталы, второй этап - 3 и 4 кварталы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ленинградской области от 13 мая 2009 г. N 136 "Об утверждении Порядка реализации Региональной программы мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ленинградской области в 2009 году"
Текст постановления опубликован (без приложений) в газете "Вести", 22 мая 2009 г., N 93, стр. 5 (начало), 27 мая 2009 г., N 95, стр. 2 (окончание), в Вестнике Правительства Ленинградской области, 10 июня 2009 г., N 32, стр. 30
Постановлением Правительства Ленинградской области от 5 апреля 2011 г. N 89 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ленинградской области от 30 ноября 2009 г. N 354
Постановление Правительства Ленинградской области от 22 сентября 2009 г. N 290