Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 22 апреля 2011 г. N 316
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы"
19 июля 2013 г.
Постановлением КМ РТ от 7 февраля 2014 г. N 73 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях создания условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан и улучшения качества ее жизни Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
3. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан, участвующим в реализации Программы, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о ее выполнении.
4. Министерству финансов Республики Татарстан предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы в 2011-2015 годах исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
5. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан:
принять меры, обеспечивающие реализацию Программы на соответствующей территории;
ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о выполнении Программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 22 апреля 2011 г. N 316)
19 июля 2013 г.
Паспорт Программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
|||||||||||
Дата принятия решения о разработке Программы |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2010 N 33 "О Плане мероприятий Кабинета Министров Республики Татарстан в 2010 году по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации" |
|||||||||||
Государственные заказчики Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
|||||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
|||||||||||
Основной разработчик Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
|||||||||||
Цель Программы |
Создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан |
|||||||||||
Задачи Программы |
1. Создание системы информационного обеспечения сельской молодежи. 2. Создание условий для повышения социальной активности сельской молодежи. 3. Создание условий для повышения экономической активности сельской молодежи. 4. Содействие духовному, физическому и творческому развитию сельской молодежи |
|||||||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2015 гг. |
|||||||||||
Перечень подпрограмм |
1. Информационное обеспечение сельской молодежи. 2. Социальная активность сельской молодежи. 3. Экономическая активность сельской молодежи. 4. Духовное, физическое и творческое развитие сельской молодежи |
|||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Средства бюджета Республики Татарстан исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан в объемах, определяемых и выделяемых в установленном порядке; предполагаемые к привлечению средства местных бюджетов, внебюджетные источники |
|||||||||||
Ожидаемые конечные результаты Программы (индикаторы оценки результатов) по годам и показатели бюджетной эффективности Программы |
1. Удельный вес сельской молодежи, получившей различные виды консультаций (индивидуальной, электронной, телефонной) министерств, ведомств, органов местных самоуправлений, общественных и иных организаций, в общем количестве сельской молодежи, % |
|||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
2,6 |
10,3 |
17,9 |
25,6 |
33,3 |
41 |
|||||||
Удельный вес молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченной в деятельность региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан", в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
0,13 |
0,31 |
0,79 |
2,38 |
9,52 |
47,6 |
|||||||
Увеличение доли сельской молодежи в представительных органах муниципальных образований Республики Татарстан, в общем количестве депутатов в 43 муниципальных образованиях Республики Татарстан, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
2,7 |
2,7 |
|||||||
2. Удельный вес сельской молодежи, обучившейся социальному проектированию, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
0,3 |
0,7 |
2,2 |
4,6 |
7,7 |
11,5 |
|||||||
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в реализации программ социального развития села, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
2,1 |
8,2 |
18,5 |
28,7 |
39 |
49,2 |
|||||||
3. Удельный вес сельской молодежи, обучившейся основам бизнес-планирования, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
0,5 |
2 |
4,4 |
7,5 |
11,4 |
15,9 |
|||||||
Уменьшение доли безработных граждан в возрасте 16-29 лет, проживающих в сельской местности, в числе зарегистрированных в качестве безработных граждан в центрах занятости населения, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
28 |
27 |
26,5 |
26 |
25,5 |
25 |
|||||||
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в реализации программ экономического развития села, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
0 |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2,1 |
|||||||
4. Удельный вес сельской молодежи, вовлеченной в интеллектуально-творческие мероприятия, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
2,6 |
7,7 |
17,9 |
28,2 |
38,5 |
48,7 |
|||||||
Удельный вес сельской молодежи, вовлеченной в физкультурно-оздоровительные мероприятия, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
2,6 |
10,3 |
20,5 |
30,8 |
41 |
51,3 |
|||||||
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в программах формирования здорового образа жизни, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||||
Базовый год (2010 г.) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
2,6 |
10,3 |
23,1 |
35,9 |
48,7 |
61,5 |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящее время в Республике Татарстан проживают 3768,6 тыс. человек. При этом численность сельского населения составляет 944,7 тыс. человек, то есть 25,1 процента всего населения республики. Число сельской молодежи (населения в возрасте от 15 до 29 лет) равно 195,2 тыс. человек, что составляет 20,7 процента от всего сельского населения республики и 21,6 процента от численности всей молодежи Республики Татарстан.
Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях в социально-демографической сфере на селе. В сельской местности наблюдается отрицательный естественный прирост населения. В 2008 году он составил - 5,4 на 1000 человек населения (для сравнения: в городах - +0,1 на 1000 человек населения, по республике - -1,2 на 1000 человек населения). Численность сельского населения ежегодно сокращается примерно на 5,4 тыс. человек. Одной из главных причин этого процесса является рост миграционного оттока сельской молодежи в город. Основной отток из села идет за счет молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Именно эта часть населения является наиболее трудоспособной и грамотной, строит семью, на нее приходится три четверти рождающихся детей. Велик в сельской местности коэффициент демографической нагрузки - на 1000 человек трудоспособного населения здесь приходится 760,5 ребенка в возрасте до 15 лет и лиц пенсионного возраста, при этом средняя продолжительность жизни сельчан составляет 67,9 года (2007 год), что на 2 года меньше, чем у горожан.
Среди сельской молодежи наблюдаются негативные тенденции, связанные, прежде всего, с сокращением численности лиц моложе трудоспособного возраста. Если в 1989 году численность сельского населения в возрасте до 14 лет составляла 222 тыс. человек, то в 2002 году - 200 тыс. человек, а на начало 2009-го - уже только 157,6 тыс. человек. Эти данные позволяют говорить о снижении в перспективе потенциала трудовых ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса республики.
Исследования социального самочувствия сельской молодежи показывают, что сегодня лишь 48,4 процента ее полностью удовлетворены своей жизнью. Неудовлетворенность в различной степени испытывают больше половины представителей молодого поколения (51,7 процента).
Сельская молодежь, как социальная группа, не имеет в полном смысле слова собственного социального положения. Она образует возрастную группу населения, отражающую уровень развития всего современного молодого поколения со всеми его проблемами. В селе они более ярко выражены. В молодежной среде сельской местности особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей, эмоциональная бедность, заниженность нравственных оценок своего и чужого поведения. А результат этого - пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него.
Активность сельской молодежи в мире информации и коммуникаций за последние 15 лет очень сильно изменилась. Практически не используются в поле активного молодежного обращения такие информационные каналы, как книги, радио и газеты.
Вместе с тем информационное поле выполняет в сельском социуме особые дополнительные, своего рода компенсаторные, социальные функции: психологические, культурологические, познавательные, образовательные, развлекательно-досуговые, идеологические (мировоззренческие). Главная задача в развитии информационной активности сельской молодежи состоит в оказании ей информационно-разъяснительной поддержки.
Безусловно, сеть Интернет - один из самых перспективных для села информационно-ресурсных каналов. Информационная активность сельской молодежи в этом самом динамично развивающемся коммуникативном пространстве последовательно усиливается. Но пока сельская молодежь по интенсивности использования сети Интернет значительно уступает городской молодежи.
Не менее важной задачей является сегодня развитие проектной деятельности и развитие предпринимательства среди сельской молодежи. А это невозможно без обучения ее социальному проектированию, бизнес-планированию. Сейчас это можно сделать благодаря сети Интернет, используя дистанционное обучение и программы вебинаров.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Социальное инновационное проектирование является фактором развития молодежной среды, способствует становлению личности, ее социализации, обретению ею определенных видов навыков и наиболее полноценного участия в жизни гражданского общества.
Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и другие функции, особенно в сфере государственной молодежной политики, физической культуры и спорта. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда, умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
В условиях экономического кризиса вопросы трудоустройства молодежи становятся все более актуальными. Осознавая складывающуюся ситуацию, молодые люди начинают искать все новые способы реализации своего потенциала. По мнению Премьер-министра Российской Федерации В.В. Путина, малый и средний бизнес является очень гибкой формой хозяйствования, быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда. В одном из своих выступлений Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов поставил цель превратить республику не только в потребителя, но и в разработчика инновационных технологий. По его словам, этого можно достичь только на основе опережающего развития предпринимательства, а именно малый и средний бизнес должен сформировать средний класс республики - надежную опору инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. Для этого первоначально требуется обучение элементарным навыкам бизнес-планирования с целью решения вопросов самозанятости и развития малого и среднего предпринимательства на селе.
Сельская молодежь испытывает определенные трудности и в организации досуга. Исследования показывают, что центром культурной жизни сельской молодежи остается сельский клуб. Его посещают 43,2 процента представителей молодого поколения. Занимаются физической культурой и спортом на спортивной площадке 26,7 процента, посещают библиотеку 17,3 процента сельской молодежи. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что фактически каждый четвертый представитель сельской молодежи (26,3 процента) вообще не посещает культурно-досуговые учреждения.
Закономерно, что лишь 8,6 процента сельской молодежи удовлетворены организацией досуга. Потребности сельской молодежи в области организации досуга за последние годы возросли, но не находят реального воплощения. Это происходит на фоне сокращения культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Если в 2000 году в сельской местности было 2130 учреждений культурно-досугового типа и 600 киноустановок, то в 2007 году их осталось соответственно лишь 2036 и 270.
Указанные факторы усиливают мотивацию миграции молодежи в города, ориентацию на поиски трудовой занятости вне сельского социума. Как показывают исследования, для 57,7 процента сельской молодежи мотивом переезда служит желание учиться, для 78 процентов - плохие условия труда, для 69,2 процента - низкий уровень оплаты труда, для 50 процентов - отсутствие интересного досуга. В то же время при условии решения проблем сельской молодежи две трети ее остались бы на селе.
В целях решения стоящих перед сельской молодежью проблем региональной общественной организацией "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" создана организационная структура, представляющая интересы и стремления сельской молодежи.
В ряде муниципальных образований Республики Татарстан на сегодняшний день избраны руководители местных отделений региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" на общественных началах. Но отсутствие системного методического и материально-технического обеспечения местных отделений не позволяет достичь требуемых позитивных изменений.
До тех пор, пока не совершится качественный прорыв в этом вопросе, многие усилия и инициативы в молодежной сфере будут иметь ограниченный круг действия, а значит и неполный социальный и экономический эффект.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности разработки комплексной системы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни сельской молодежи республики.
Социально-экономическое развитие республики в различных областях (образование, здравоохранение, связь, транспорт и т.д.), модернизация образа жизни в сельских районах и повышение их привлекательности в результате перспективных направлений деятельности позволит создать оптимальные возможности для сельской молодежи, желающей именно в сельской местности строить свое будущее.
II. Основные цели и задачи целевой Программы
Целью Программы является создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
Создание системы информационного обеспечения сельской молодежи позволит доводить до сведения сельской молодежи специальную адаптированную информацию через средства массовой информации, информационно-полиграфической продукции, а также путем использования IT-технологий.
Создание условий для повышения социальной активности сельской молодежи предполагает создание молодежных организаций, занимающихся вопросами сельской молодежи, повышение общественно-политической активности сельской молодежи, обучение сельской молодежи социальному проектированию и вовлечение молодежи в реализацию программ социального развития села.
Создание условий для повышения экономической активности сельской молодежи включает в себя обучение сельской молодежи основам бизнес-планирования, содействие занятости молодежи в сельской местности и вовлечение молодежи в реализацию программ экономического развития села.
Содействие духовному, физическому и творческому развитию сельской молодежи предполагает организацию и проведение интеллектуально-творческих и физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также содействие формированию здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
Вследствие необходимости постоянного совершенствования форм и методов работы с сельской молодежью реализация Программы рассчитана на 5-летний период (с 2011 по 2015 год) и осуществляется в один этап.
Досрочное прекращение реализации Программы не предусматривается.
III. Перечень программных мероприятий, а также индикаторов оценки результатов основных мероприятий
Постановлением КМ РТ от 19 июля 2013 г. N 506 в подраздел III.I раздела III настоящей Программы внесены изменения
III.I. Цели, задачи, индикаторы оценки результатов Программы
Наименование цели |
Наименование задач |
Наименование раздела подпрограммы в разделе III.II "Перечень программных мероприятий" |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов |
|||||
Базовый год (2010 год) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан |
Создание системы информационного обеспечения сельской молодежи |
1. Подпрограмма "Информационное обеспечение сельской молодежи" |
|||||||
|
Удельный вес сельской молодежи, получившей различные виды консультаций (индивидуальной, электронной, телефонной) министерств, ведомств, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций, в общем количестве сельской молодежи, % |
2,6 |
10,3 |
17,9 |
25,6 |
33,3 |
41 |
||
Создание условий для повышения социальной активности сельской молодежи |
2. Подпрограмма "Социальная активность сельской молодежи" |
||||||||
2.1. Молодежные организации, занимающиеся вопросами сельской молодежи |
Удельный вес молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченной в деятельность региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан", в общем количестве сельской молодежи, % |
0,13 |
0,31 |
0,79 |
2,38 |
9,52 |
47,6 |
||
2.2. Общественно-политическая активность сельской молодежи |
Увеличение доли сельской молодежи в представительных органах муниципальных образований Республики Татарстан, в общем количестве депутатов в 43 муниципальных образованиях Республики Татарстан, % |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
2,7 |
2,7 |
||
2.3. Социальное проектирование |
Удельный вес сельской молодежи, обучившейся социальному проектированию, в общем количестве сельской молодежи, % |
0,3 |
0,7 |
2,2 |
4,6 |
7,7 |
11,5 |
||
2.4. Реализация программ социального развития села |
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в реализации программ социального развития села, в общем количестве сельской молодежи, % |
2,1 |
8,2 |
18,5 |
28,7 |
39 |
49,2 |
||
Создание условий для повышения социальной активности сельской молодежи |
3. Подпрограмма "Экономическая активность сельской молодежи" |
||||||||
3.1. Основы бизнес-планирования |
Удельный вес сельской молодежи, обучившейся основам бизнес-планирования, в общем количестве сельской молодежи, % |
0,5 |
2 |
4,4 |
7,5 |
11,4 |
15,9 |
||
3.2. Занятость молодежи в сельской местности |
Уменьшение доли безработных граждан в возрасте 16-29 лет, проживающих в сельской местности, в числе зарегистрированных в качестве безработных граждан в центрах занятости населения, % |
28 |
27 |
26,5 |
26 |
25,5 |
25 |
||
3.3. Реализация программ экономического развития села |
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в реализации программ экономического развития села, в общем количестве сельской молодежи, % |
0 |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2,1 |
||
3.4. Профессиональное образование молодежи в сельской местности |
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в мероприятиях программы по профессиональной ориентации, в общем количестве сельской молодежи, % |
0 |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2,1 |
||
Содействие духовному, физическому и творческому развитию сельской молодежи |
4. Подпрограмма "Духовное, физическое и творческое развитие сельской молодежи" |
||||||||
4.1. Интеллектуально-творческие мероприятия |
Удельный вес сельской молодежи, вовлеченной в интеллектуально-творческие мероприятия, в общем количестве сельской молодежи, % |
2,6 |
7,7 |
17,9 |
28,2 |
38,5 |
48,7 |
||
4.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
Удельный вес сельской молодежи, вовлеченной в физкультурно-оздоровительные мероприятия, в общем количестве сельской молодежи, % |
2,6 |
10,3 |
20,5 |
30,8 |
41 |
51,3 |
||
4.3. Формирование здорового образа жизни |
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в программах формирования здорового образа жизни, в общем количестве сельской молодежи, % |
2,6 |
10,3 |
23,1 |
35,9 |
48,7 |
61,5 |
Постановлением КМ РТ от 19 июля 2013 г. N 506 в подраздел III.II раздела III настоящей Программы внесены изменения
III.II. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Подпрограмма "Информационное обеспечение сельской молодежи" | |||
1.1 |
Распространение практики справочного консультирования сельской молодежи, предоставления информационных и консалтинговых услуг, издания информационных продуктов |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
1.2 |
Приобретение тачбордов для создания и развития информационной сети в районах Республики Татарстан и образовательных учреждениях сельскохозяйственного профиля |
МДМСиТ РТ |
2011-2013 гг. |
1.3 |
Создание электронного портала сельской молодежи Республики Татарстан |
МДМСиТ РТ |
2011 г. |
1.4 |
Обновление электронного портала сельской молодежи Республики Татарстан |
МДМСиТ РТ |
2011-2015 гг. |
1.5 |
Обеспечение ведения электронного консультирования сельской молодежи через сеть Интернет |
МДМСиТ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
1.6 |
Обеспечение создания телефона "горячей линии" для консультирования сельской молодежи |
МДМСиТ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011 г. |
1.7 |
Обеспечение консультирования сельской молодежи по телефону "горячей линии" |
МДМСиТ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
1.8 |
Обеспечение создания методических пособий по тематике государственной молодежной политики в сельской местности |
МДМСиТ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
1.9 |
Освещение проблематики развития сельских поселений в республиканских средствах массовой информации |
МДМСиТ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
1.10 |
Насыщение информационного поля качественной социальной видео-, печатной продукцией |
МДМСиТ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
2. Подпрограмма "Социальная активность сельской молодежи" | |||
2.1. Раздел "Молодежные организации, занимающиеся вопросами сельской молодежи" | |||
2.1.1 |
Оказание в установленном порядке различных видов поддержки общественным организациям, занимающимся вопросами сельской молодежи в Республике Татарстан |
МДМСиТ РТ |
2011-2015 гг. |
2.2. Раздел "Общественно-политическая активность сельской молодежи" | |||
2.2.1 |
Организация и проведение республиканского Форума сельской молодежи |
МДМСиТ РТ, МСХиП РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011, 2013, 2015 гг. |
2.2.2 |
Обучение сельской молодежи технологиям работы по развитию общественно-политической активности |
Муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию), СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
2.2.3 |
Подготовка кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований Республики Татарстан из числа сельской молодежи (тренинги, семинары, курсы, школа молодого политика, информирование, навыки) |
Муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию), СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2014, 2015 гг. |
2.2.4 |
Подготовка кандидатов в члены участковых избирательных комиссий из числа сельской молодежи |
Муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию), СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2014, 2015 гг. |
2.2.5 |
Разработка, изготовление, распространение среди сельской молодежи раздаточного и наглядного материала по активизации молодежи |
Муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию), СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2014, 2015 гг. |
2.3. Раздел "Социальное проектирование" | |||
2.3.1 |
Обеспечение организации и проведения республиканского конкурса среди сельской молодежи "Социальное проектирование на селе" |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
2.3.2 |
Разработка специальных программ вебинаров и дистанционного обучения по социальному проектированию для сельской молодежи (техническая поддержка в сети Интернет, разработка обучающих модулей) |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2012, 2014 гг. |
2.3.3 |
Организация проведения вебинаров и дистанционного обучения сельской молодежи |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2012, 2014 гг. |
2.4. Раздел "Реализация программ социального развития села" | |||
2.4.1 |
Организация семинаров по реализации социальных программ: 1. Организация дворовых лагерей по формированию здорового образа жизни детей и подростков в летний период "Нескучный двор". 2. Организация молодежных вечерних лагерей "Сельские вечера - Авыл кичлэре". 3. Проведение тренингов по командообразованию "Сельский лидер". 4. Обучающая программа "КВН" |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
2.4.2 |
Внедрение социальных программ: 1. Организация дворовых лагерей по формированию здорового образа жизни детей и подростков в летний период "Нескучный двор". 2. Проведение тренингов по командообразованию "Сельский лидер". 3. Организация республиканской "Сельской лиги КВН" |
МДМСиТ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
2.4.3 |
Обеспечение внедрения социальной программы организации молодежных вечерних лагерей "Сельские вечера - Авыл кичлэре" |
МСХиП РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
3. Подпрограмма "Экономическая активность сельской молодежи" | |||
3.1. Раздел "Основы бизнес-планирования" | |||
3.1.1 |
Внедрение программ подготовки молодых предпринимателей, осуществляющих деятельность в сельской местности (проведение обучающих семинаров) |
МСХиП РТ, МЭ РТ |
2012-2015 гг. |
3.1.2 |
Организация и проведение семинаров по охране труда для молодых предпринимателей на примере передовых фермерских хозяйств и малых предприятий в сельской местности |
МСХиП РТ, МТЗиСЗ РТ |
2011, 2013, 2015 гг. |
3.1.3 |
Разработка специальных программ вебинаров и дистанционного обучения бизнес-планированию сельской молодежи |
МДМСиТ РТ, МСХиП РТ, МЭ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2012, 2014 гг. |
3.1.4 |
Организация и проведение вебинаров и дистанционного обучения основам бизнес-планирования для сельской молодежи |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2012, 2014 гг. |
3.2. Раздел "Занятость молодежи в сельской местности" | |||
3.2.1 |
Создание базы данных о сельской молодежи, желающей получить высшее образование, и формирование списков для целевого набора в высшие учебные заведения по заочной и очной формам обучения |
МСХиП РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
Мероприятия организационно-обеспечивающего характера к разделу 3.2 | |||
3.2.2 |
Организация ежегодного мониторинга по выявлению фактического состояния уровня безработицы среди молодежи, проживающей в сельской местности |
ТОФ СГС РТ (по согласованию) |
2013-2015 гг. |
3.2.3 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, проживающих в сельской местности |
МТЗиСЗ РТ, МСХиП РТ, МЭ РТ, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) |
2013-2015 гг. |
3.2.4 |
Обеспечение оказания мер государственной поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, включая предоставление целевых грантов, субсидий |
МЭ РТ, МСХиП РТ, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) |
2013-2015 гг. |
3.2.5 |
Проведение работы по содействию гражданам в трудоустройстве путем организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
МТЗиСЗ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
3.2.6 |
Организация общественных работ и временного трудоустройства безработной молодежи с привлечением в установленном порядке различных источников финансирования, в том числе средств местного бюджета |
МТЗиСЗ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
3.2.7 |
Организация профессионального обучения безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет профессиям и специальностям, актуальным на рынке труда сельских районов |
МТЗиСЗ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
3.2.8 |
Профессиональная ориентация сельских граждан в возрасте 16-29 лет |
МТЗиСЗ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
3.3. Раздел "Реализация программ экономического развития села" | |||
3.3.1 |
Организация и проведение республиканского конкурса среди сельской молодежи "Бизнес-планирование на селе" |
МДМСиТ РТ, МСХиП РТ, МЭ РТ |
2011-2015 гг. |
3.3.2 |
Организация и проведение республиканского конкурса-выставки инновационных проектов в области модернизации сельского хозяйства |
МСХиП РТ, МЭ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2012-2015 гг. |
Мероприятия организационно-обеспечивающего характера к разделу 3.3 | |||
3.3.3 |
Проведение конкурса проектов по развитию деревенского туризма в сельских поселениях Республики Татарстан |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
3.3.4 |
Реализация лучших проектов конкурса "Деревенский туризм" (создание гостевых домов сельского типа, реализация специальных программ, связанных с ознакомлением с жизнью, бытом, традициями сельских жителей) |
МДМСиТ РТ, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
3.4. Раздел "Профессиональное образование молодежи в сельской местности" | |||
3.4.1 |
Обеспечение оказания образовательных услуг для сельской молодежи по профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования, востребованным на рынке труда сельскохозяйственных районов Республики Татарстан, с целью дальнейшего трудоустройства на предприятия агропромышленного комплекса |
МОиН РТ, МТЗиСЗ РТ, МСХиП РТ, учреждения профессионального образования |
2013-2015 гг. |
3.4.2 |
Проведение работы по профессиональной ориентации выпускников сельских школ на получение профессий (специальностей), относящихся к сфере сельскохозяйственного производства |
МОиН РТ, МТЗиСЗ РТ, МСХиП РТ, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) |
2013-2015 гг. |
3.4.3 |
Организация работы по созданию фермерских школ в образовательных учреждениях сельскохозяйственной направленности, в том числе разработка программы дистанционного обучения |
МСХиП РТ, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) |
2013-2015 гг. |
3.4.4 |
Реализация целевой контрактной подготовки кадров высшего, среднего профессионального образования для востребованных специальностей на селе |
МОиН РТ, МСХиП РТ, отраслевые министерства |
2013-2015 гг. |
3.4.5 |
Организация и проведение стажировок для студентов сельскохозяйственных специальностей на базе успешных предприятий в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции в республике, регионах и за рубежом, а также активизация работы по взаимодействию сельской школы, ссузов, вузов и сельскохозяйственных предприятий |
МСХиП РТ |
2013-2015 гг. |
3.4.6 |
Организация курсов повышения квалификации при РЦМИИПП по организации бизнеса в сельской местности с выдачей документа государственного образца |
МДМСиТ РТ |
2013-2015 гг. |
3.4.7 |
Формирование государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребности работодателей агропромышленного комплекса, в том числе по открытию инновационных направлений в сфере сельского хозяйства |
МТЗиСЗ РТ, отраслевые министерства |
2013-2015 гг. |
4. Подпрограмма "Духовное, физическое и творческое развитие" | |||
4.1. Раздел "Интеллектуально-творческие мероприятия" | |||
4.1.1 |
Обеспечение проведения конкурсов проектов молодежных сельских творческих коллективов Республики Татарстан |
МК РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
4.1.2 |
Организация и проведение республиканского форума работников сельской социально-культурной сферы "В единстве - сила!" |
МК РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2012, 2014 гг. |
4.1.3 |
Организация и проведение республиканского конкурса "Нэуруз гузэле" среди жительниц села |
МК РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011, 2013, 2015 гг. |
4.1.4 |
Проведение республиканского конкурса профессионального мастерства среди молодых специалистов, работающих в сельской местности |
МДМСиТ РТ, МСХиП РТ, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011 -2015 гг. |
Мероприятия организационно-обеспечивающего характера к разделу 4.1 | |||
4.1.5 |
Организация и проведение интеллектуальной игры "Брейн-ринг" |
МДМСиТ РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
4.1.6 |
Организация и проведение республиканского конкурса КВН среди татарской молодежи |
МДМСиТ РТ, МК РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011, 2013, 2015 гг. |
4.1.7 |
Организация и проведение республиканского конкурса джигитов-татар |
МК РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2011, 2013, 2015 гг. |
4.2. Раздел "Физкультурно-оздоровительные мероприятия" | |||
4.2.1 |
Содействие в установленном порядке приобретению спортивного оборудования и инвентаря для развития досугово-оздоровительных площадок сельских поселений по следующим видам спорта: мини-футбол волейбол настольный теннис дворовый хоккей бадминтон стритбол лыжи |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
4.3. Раздел "Формирование здорового образа жизни" | |||
4.3.1 |
Организация и проведение республиканского фестиваля сельских молодежных творческих формирований "Наш вектор - спорт и творчества полет", посвященного XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года |
МК РТ, АМО РТ (по согласованию) |
2012 г. |
4.3.2 |
Организация и проведение профилактических акций против курения, алкоголизма, наркомании |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
4.3.3 |
Участие в реализации общероссийского антиалкогольного проекта "Общее дело" |
МДМСиТ РТ, СМО РТ (по согласованию), АМО РТ (по согласованию) |
2011-2015 гг. |
Список использованных понятий и сокращений:
Социальное проектирование - способ выражения идеи улучшения окружающей среды путем реализации конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретные сроки воплощения описываемой цели.
Вебинар - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через сеть Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через сеть Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Тачборд позволяет вводить текст без клавиатуры и мыши, вводимая информация обрабатывается специальным приложением, например, Notepad для Windows.
СМО РТ - общественная организация "Совет молодежных организаций Республики Татарстан".
АМО РТ - региональная общественная организация "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан".
МДМСиТ РТ - Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
МСХиП РТ - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
МТЗиСЗ РТ - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
МК РТ - Министерство культуры Республики Татарстан.
ТОФ СГС РТ - Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан;
МЭ РТ - Министерство экономики Республики Татарстан;
МОиН РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан;
РЦМИИПП - Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа имеет долгосрочную перспективу и предполагает поэтапный охват сельской молодежи республики. Для реализации мероприятий Программы привлекаются средства бюджета Республики Татарстан исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан, а также предполагается привлечение средств муниципальных образований и внебюджетных источников.
С учетом возможностей бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов и внебюджетных средств объемы средств, направляемых на реализацию Программы, ежегодно уточняются при разработке проекта бюджета Республики Татарстан в течение периода действия Программы.
V. Механизм реализации целевой Программы
Источником финансирования Программы являются средства бюджета Республики Татарстан исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан, предполагаемые к привлечению средства местных бюджетов, внебюджетных источников. Финансирование мероприятий осуществляется через министерства и ведомства, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) и организации (по согласованию), являющиеся исполнителями настоящей Программы.
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Для реализации мероприятий Программы Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей;
организует преддоговорную проработку размещения заказов для государственных нужд на конкурсной основе и последующее размещение заказов с заключением договоров на выполнение конкретных мероприятий Программы в случае финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан;
направляет:
ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы;
ежегодно в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в составе докладов в соответствии с установленным порядком в случае финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Органам местного самоуправления предлагается осуществлять следующие функции:
обеспечивать финансирование мероприятий муниципальной программы "Сельская молодежь" за счет своих средств;
содействовать в установленном порядке созданию молодежных общественных организаций, занимающихся вопросами сельской молодежи в поселениях муниципального образования, и их поддержке.
Исполнители Программы представляют государственному заказчику - координатору Программы ежеквартальные отчеты об исполнении мероприятий Программы по установленной форме.
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан направляет в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств.
Государственный заказчик согласовывает с Министерством экономики Республики Татарстан и Министерством финансов Республики Татарстан внесение изменений в индикаторы оценки результатов Программы на соответствующий год.
VI. Оценка экономической и социальной эффективности целевой Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных средств бюджета Республики Татарстан, привлеченных средств местного бюджета будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
"прозрачности" использования бюджетных средств;
адресного предоставления бюджетных средств.
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить долю сельской молодежи, состоящей в молодежных общественных организациях;
увеличить долю представителей сельской молодежи в органах местного самоуправления;
увеличить число сельской молодежи, участвующей в реализации программ социального и экономического развития села;
обучить сельскую молодежь основам социального проектирования и бизнес-планирования;
увеличить число сельской молодежи, получившей высшее профессиональное образование;
организовать интеллектуально-творческие мероприятия для сельской молодежи;
организовать физкультурно-оздоровительные мероприятия для сельской молодежи;
увеличить количество сельской молодежи, участвующей в программах формирования здорового образа жизни.
Обучение социальному проектированию, бизнес-планированию даст возможность сельской молодежи участвовать в конкурсах на грантовой основе, начать свое дело, внедрять малозатратные и эффективные программы и проекты.
В рамках реализации Программы предполагается, что конкретные специалисты исполнителей Программы, работающие в сфере молодежной политики, обладая специальной информацией о жилье, льготных кредитах, получении образования, пользуясь существующими технологиями командной работы, социального проектирования, бизнес-планирования, повышения электоральной активности будут способствовать выполнению задач Программы, обеспечат адресность работы, реализацию различных социальных, экономических программ на селе.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
заинтересованность сельской молодежи в социально-экономическом развитии республики и ее готовность участвовать в этом процессе;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в сельской местности;
снижение уровня социальной напряженности в сельской местности;
снижение миграционного потока молодежи из села в город;
повышение уровня доверия населения государственным структурам;
улучшение качества жизни сельской молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана с целью создания условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи, создания системы информационного обеспечения, содействия духовному, физическому и творческому развитию сельской молодежи.
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Источником финансирования Программы являются средства бюджета республики исходя из возможностей бюджета, предполагаемые к привлечению средства местных бюджетов, внебюджетных источников. Финансирование мероприятий осуществляется через министерства и ведомства, муниципальные образования (по согласованию) и организации (по согласованию), являющиеся исполнителями Программы. Предусмотрена ежеквартальная отчетность (до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) министерств и ведомств, участвующих в реализации Программы.
Утверждены перечень программных мероприятий, а также индикаторы оценки результатов основных мероприятий.
Реализация мероприятий Программы позволит увеличить долю сельской молодежи, состоящей в молодежных общественных организациях; в органах местного самоуправления; участвующей в реализации программ социального и экономического развития села; формирования здорового образа жизни; обучить сельскую молодежь основам социального проектирования и бизнес-планирования; увеличить число сельской молодежи, получившей высшее профессиональное образование; организовать для сельской молодежи интеллектуально-творческие и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Постановление КМ РТ от 22 апреля 2011 г. N 316 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 26, 13 июля 2011 г.
Постановлением КМ РТ от 7 февраля 2014 г. N 73 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 19 июля 2013 г. N 506