Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 52. Порядок подсчета голосов на избирательном участке
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
3. При подсчете голосов избирателей участковая, избирательная комиссия, определяя каждую позицию протокола об итогах голосования, оглашает ее, вносит данные в протокол об итогах голосования, в увеличенную форму протокола и только после этого переходит к определению следующей позиции.
4. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки "Против всех кандидатов"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 3 протокола об итогах голосования.
5. После этого члены участковой избирательной комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений и заносят его в строку 15 протокола об итогах голосования.
6. Отрывные талоны открепительных удостоверений, а в случае проведения повторного голосования - открепительные удостоверения, погашенные в соответствии с пунктом 4 статьи 50 настоящего Закона, подсчитываются, их число оглашается и заносится в строку 16 протокола об итогах голосования. С погашенными отрывными талонами и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
7. Затем члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, внесенных в список, без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях;
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке;
д) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
8. После внесения указанных в пункте 7 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проставляет и суммирует эти данные, затем эти данные суммируются по списку избирателей в целом, вносятся в последний лист списка избирателей, заверяются подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии и печатью. Итоги по каждой странице и списку в целом оглашаются. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пунктах 1, 4 статьи 18 настоящего Закона.
9. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования:
а) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
10. Затем в протокол вносятся данные:
в строку 12 - число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;
в строку 13 - число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
в строку 14 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
11. Затем в протокол вносятся данные:
в строку 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в строку 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
12. После этого председатель или секретарь участковой избирательной комиссии обязан обеспечить хранение списка избирателей, которое исключало бы доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей может проводиться лишь после проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с пунктом 25 настоящей статьи.
13. Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса приступают к непосредственному подсчету голосов избирателей по бюллетеням, извлеченным из ящиков для голосования.
14. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона.
15. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете.
16. Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносные, затем стационарные избирательные ящики.
17. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам, поданным против кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
18. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число оглашается и заносится в строку 6 протокола и не должно превышать число заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число отметок, содержащихся в заявлениях избирателей о получении избирательных бюллетеней вне помещения для голосования, все избирательные бюллетени, находящиеся в данном переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в отдельном акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 10 протокола об итогах голосования.
19. Затем подсчитывается и заносится в строку 7 протокола количество бюллетеней, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
20. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, либо не заверенные избирательной комиссией. Эти бюллетени при подсчете голосов не учитываются. Отделяются также недействительные избирательные бюллетени.
21. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, а именно:
в которых знак проставлен более чем в одном квадрате;
в которых знак не проставлен ни в одном квадрате.
22. В случае возникновения сомнений при признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
23. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 9, 10, 11 протокола об итогах голосования.
24. Члены участковой избирательной комиссии заносят в строку 8 протокола число действительных избирательных бюллетеней.
25. После подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (приложение N 4). В случае, если они не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о повторном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о повторном подсчете избирательных бюллетеней. В случае, если в результате повторного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола. Ранее заполненный бланк протокола об итогах голосования приобщается к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
26. После подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, отдельно упаковываются бюллетени, поданные против всех кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени, с указанием на каждой пачке числа содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилии зарегистрированного кандидата. Сложенные таким образом избирательные бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются соответственно номер (наименование) избирательного участка, число избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.
27. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
28. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
29. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
30. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
31. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии, жалобы (заявления), поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения, составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии этих документов приобщаются ко второму экземпляру протокола.
32. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит.
33. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанной избирательной документацией, включая избирательные бюллетени и печать, хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы участковой избирательной комиссии и не позднее чем через 5 дней после официального объявления итогов выборов передаются в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
34. Третий экземпляр протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
35. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), она обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.