Закон Республики Татарстан от 14 декабря 1990 г. N 530-XII
"О статусе народных депутатов местных Советов
народных депутатов Татарской ССР"
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР является представителем государственной власти на территории местного Совета Татарской ССР. В своей деятельности он руководствуется интересами избирателей, законами.
I. Общие положения
Статья 1. Законодательство о статусе народного депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР
Статус народных депутатов местных Советов народных депутатов Татарской ССР определяется Конституцией Татарской ССР, Законом СССР "О статусе народных депутатов в СССР", настоящим Законом и другими законодательными актами СССР и Татарской ССР.
Статья 2. Срок полномочий народных депутатов местных Советов народных депутатов Татарской ССР
Полномочия народного депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР начинаются со дня избрания народным депутатом соответствующего Совета и заканчиваются в день избрания народного депутата соответствующего Совета народных депутатов нового созыва либо в случаях его досрочного прекращения.
Полномочия народного депутата местного Совета народных депутатов не подлежат передаче другому лицу.
Статья 3. Сочетание деятельности народного депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР с выполнением производственных и служебных обязанностей
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР вправе освобождаться о выполнения производственных и служебных обязанностей на срок, необходимый ему для осуществления депутатских полномочий. Порядок освобождения определяется соответствующим местным Советом народных депутатов.
Статья 4. Взаимоотношения народного депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР с избирателями
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР ответственен перед избирателями и им подотчетен.
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР поддерживает связи с избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, коллективами других предприятий, учреждений, организаций, государственными и общественными органами, расположенными на территории соответствующего Совета.
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР как полномочный представитель народа в местных органах государственной власти республики использует свой депутатский статус для обеспечения гарантии прав и законных интересов граждан, защиты их чести и достоинства.
Избиратели дают наказы своим депутатам. Народный депутат местного Совета народных депутатов добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Народный депутат местного Совета народных депутатов, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван в установленном законом порядке.
Статья 5. Участие депутата в работе нижестоящих Советов
Народный депутат местного Совета на территории Совета, в состав которого он избран, вправе участвовать в заседаниях нижестоящих Советов и их органов с правом совещательного голоса.
Статья 6. Право народных депутатов местных Советов на объединение в депутатские группы и депутатские клубы
Народные депутаты местных Советов имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы.
Порядок деятельности депутатских групп и их права определяется Регламентом соответствующего местного Совета, законодательными актами СССР, Татарской ССР, регулирующими вопросы депутатской деятельности.
Статья 7. Депутатская этика
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР должен строго соблюдать нормы закона, морали и этики. Недопустимо использование народным депутатом местного Совета своего статуса в ущерб интересам граждан, общества, государства.
В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается по поручению соответствующего местного Совета комиссией по вопросам депутатской этики или другой комиссией.
Статья 8. Досрочное прекращение полномочий народного депутата местного Совета
Полномочия народного депутата местного Совета народных депутатов прекращаются досрочно по решению соответствующего местного Совета, принимаемому в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата местного Совета, либо с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также в случае утраты народным депутатом местного Совета гражданства Татарской ССР.
Полномочия народного депутата местного Совета могут быть прекращены досрочно по решению соответствующего Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сложении депутатских полномочий.
Полномочия народного депутата местного Совета прекращаются досрочно также вследствие отзыва его избирателями.
Статья 9. Основные права народного депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР
В целях осуществления своих полномочий народный депутат имеет право:
- участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, общественных организаций, расположенных на территории Совета, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
- обращаться во все государственные и общественные органы, на предприятия, в учреждения и организации, расположенные на территории Совета, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью;
- проверять по поручению местного Совета, его органов, а также по собственной инициативе сведения о нарушении законов, невыполнении постановлений и иных актов Верховного Совета Татарской ССР, передавая заключение по этим фактам в Верховный Совет Татарской ССР, решений своего местного Совета и его органов, ущемления прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, проявлениях бюрократизма, ставя при необходимости перед местным Советом вопросы о создании комиссий или привлечении представителей государственных органов, действующих на территории Совета, и общественных организаций;
- участвовать в работе различных депутатских групп, клубов, объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного территориального самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям;
- проводить собрания и встречи с избирателями и трудовыми коллективами округа;
- участвовать в работе нижестоящих Советов и их органов с правом совещательного голоса.
II. Деятельность народного депутата местного Совета
народных депутатов в Совете и его органах
Статья 10. Участие депутата в сессиях местного Совета
На сессиях местных Советов депутаты на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующего представительного органа государственной власти.
Народный депутат обязан присутствовать на сессиях Совета и заседаниях его органов, в состав которых он избран, и участвовать в их работе. В случае невозможности прибыть на сессию Совета или заседание его органов депутат сообщает об этом в президиум Совета или его председателю с указанием причин.
Статья 11. Полномочия народного депутата местного Совета на сессиях местного Совета
Народный депутат местного Совета народных депутатов пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии местного Совета народных депутатов.
Народный депутат местного Совета вправе:
избирать и быть избранным в органы соответствующего местного Совета;
высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом народных депутатов;
предлагать вопросы для рассмотрения Советом народных депутатов;
вносить предложения и замечания по повестке дня сессии Совета, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного соответствующему местному Совету;
ставить вопрос о доверии исполнительному комитету Совета, должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Советом;
вносить на сессии Совета, в орган соответствующего местного Совета предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов Союза ССР и Татарской ССР, государственными и общественными органами,предприятиями, учреждениями и организациями о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению местного Совета народных депутатов;
участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответы и давать им оценку;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки; вносить проекты решений по обсуждаемым вопросам и поправки к ним.
Народный депутат местного Совета, не выступивший в прениях, может передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на сессии Совета вопросу; текст выступления включается в протокол сессии соответствующего Совета;
знакомиться с текстами своих выступлений в протоколах сессий Совета его органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащие опубликованию.
Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии Совета, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии решений. В случае их отклонения депутату дается обоснованный письменный или устный ответ.
Народный депутат, не согласный с решением Совета или его органов,имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на сессии или заседании.
Народный депутат местного Совета не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлениях и при голосовании по рассматриваемым вопросам на сессии Совета или заседаниях его органов, если не допустил действий, запрещенных законом.
Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается настоящим Законом, Регламентом соответствующего местного Совета народных депутатов, другими законодательными актами СССР и Татарской ССР.
Статья 12. Депутатский запрос
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР или группа народных депутатов имеют право обратиться с запросом по фактам нарушения или невыполнения Конституции Татарской ССР, законов СССР, Татарской ССР, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления СССР и Татарской ССР, а также по другим вопросам, имеющим местное значение, на сессиях местного Совета к президиуму Совета, к председателю Совета, к исполнительному комитету, руководителям его отделов и управлений, а также к руководителям расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета.
Депутатский запрос вносится в письменной или устной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, оглашается на сессии Совета народным депутатом или по его просьбе председательствующим.
Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на данной сессии Совета или в иной срок, установленный Советом. Письменный ответ на запрос оглашается на данной сессии Совета. Народный депутат местного Совета вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения принимается решение.
Запрос, ответ на него, решение Совета, принятое по результатам рассмотрения запроса, публикуются в печати и предаются гласности.
Статья 13. Рассмотрение предложений и замечаний народных депутатов местных Советов, внесенных на сессии Советов
Предложения и замечания, высказанные народными депутатами местных Советов на сессиях или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Советом, его постоянными комиссиями либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным органам, общественным организациям и должностным лицам.
Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии местного Совета, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок, а в случаях, не требующих дополнительного изучения и проверки, безотлагательно, и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также соответственно президиуму или председателю Совета, исполнительному комитету Совета.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется органами соответствующего Совета народных депутатов.
Статья 14. Деятельность народного депутата местного Совета в органах Совета
Народный депутат местного Совета, входящий в состав президиума Совета, постоянной комиссии и других органов Совета, обязан принимать участие в их работе.
Народный депутат местного Совета, не входящий в состав постоянной комиссии, вправе принимать участие в ес заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
Депутат, не согласный с решением комиссии, в состав которой он входит, а также принимающий участие с правом совещательного голоса, вправе изложить свою точку зрения на сессии Совета или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.
Народный депутат может быть выведен из состава президиума, постоянной комиссии за систематическое неучастие в их работе без уважительных причин. Данный вопрос решается квалифицированным большинством от общего числа народных депутатов.
Статья 15. Участие народного депутата местного Совета в проверках работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций
Народный депутат местного Совета по поручению Совета или его органов может участвовать в проверках работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам, относящимся к ведению Совета. О результатах проверок он информирует Совет или его органы, в случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона, невыполнение решений Совета.
III. Деятельность народного депутата местного Совета
в избирательном округе
Статья 16. Полномочия народного депутата местного Совета в связи с работой в избирательном округе
В целях осуществления своих полномочий в избирательном округе народный депутат местного Совета народных депутатов имеет право:
участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, соответствующих общественных организаций любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
участвовать в организации и контроле исполнения решений Совета и его органов;
проверять по собственной инициативе с привлечением при необходимости общественности и специалистов сведения о нарушениях законов, прав и законных интересов граждан и организаций, проявления волокиты и бюрократизма;
осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать народному депутату помощь в его контрольной деятельности;
проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными органами общественных организаций;
участвовать в работе различных объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного территориального самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства.
Статья 17. Рассмотрение народным депутатом местного Совета предложений, заявлений и жалоб граждан
Народный депутат местного Совета рассматривает в порядке, установленном законодательством, поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению;
ведет прием граждан, изучает общественное мнение, вносит предложения в местный Совет народных депутатов, другие государственные органы.
По просьбе народного депутата местного Совета в проведении им приема избирателей обязаны участвовать руководители и другие должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета.
Статья 18. Отчет народного депутата местного Совета перед избирателями
Народный депутат местного Совета не реже двух раз в год обязан отчитываться перед избирателями округа, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, о своей работе, о работе Совета и тех органов, в которые он избран, ходе выполнения предвыборной программы и реализации наказов.
Отчет народного депутата местного Совета может быть проведен также по требованию группы избирателей.
Местные органы власти, общественные организации, средства массовой информации на местах обеспечивают освещение отчетов народных депутатов местных Советов.
Статья 19. Содействие народному депутату местного Совета в проведении отчетов и встреч с избирателями
Народному депутату местного Совета обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе президиум или исполнительный комитет соответствующего местного Совета народных депутатов или местные органы общественной организации, администрация предприятий, учреждений, организаций выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями, направляют по приглашению для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.
По просьбе народного депутата местного Совета государственные органы, предприятия, учреждения, организации представляют ему необходимые для отчета и выступлений справочные и информационные материалы.
IV. Организация работы с наказами
Статья 20. Наказы народному депутату местного Совета
Наказами народному депутату местного Совета являются поручения, принятые кандидатом в народные депутаты местного Совета при встречах на собраниях избирателей округа.
В качестве наказов народным депутатам местных Советов рассматриваются только такие поручения, реализация которых относится к ведению соответствующих государственных органов.
Кандидат в депутаты местного Совета вправе не принять в качестве наказа предложения, внесенные собранием избирателей, если они противоречат его предвыборной программе.
Статья 21. Обобщение и рассмотрение наказов
Наказы избирателей обобщаются президиумами, исполнительными комитетами соответствующего Совета и представляются в местный Совет.
Местный Совет народных депутатов может поручить постоянным комиссиям, исполнительному комитету, другим государственным и общественным органам предварительно рассмотреть наказы и подготовить по ним соответствующие предложения.
Мероприятия по выполнению наказов утверждаются соответствующим Советом народных депутатов.
При принятии Советом решения о нецелесообразности или невозможности выполнения отдельных наказов народный депутат местного Совета вправе поставить вопрос о дополнительном изучении таких наказов и внести их на повторное рассмотрение.
Наказы учитываются при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам. Меры по их реализации выделяются в планах и бюджете в специальный раздел.
Статья 22. Организация выполнения наказов
Выполнение наказов, принятых к исполнению Советом, обеспечивают исполнительные комитеты местных Советов, другие государственные и общественные органы.
Контроль за выполнением наказов осуществляется Советом, его постоянными комиссиями, народными депутатами местных Советов.
Исполнительные комитеты, другие государственные, общественные органы не реже одного раза в год докладывают Советам народных депутатов о ходе выполнения решений по наказам.
Постоянные комиссии Советов народных депутатов рассматривают вопросы, связанные с выполнением мероприятий по наказам, заслушивают сообщения руководителей исполнительного комитета, других государственных органов и должностных лиц.
Рассмотрение и реализация предложений, содержащихся в наказах кандидатам, не избранным депутатами, а также предложений, внесенных на предвыборных собраниях и относящихся к ведению местных органов, организуются соответствующими местными Советами народных депутатов. О результатах рассмотрения и реализации таких предложений президиумы местных Советов народных депутатов и исполнительные комитеты непосредственно информируют граждан.
Статья 23. Участие народного депутата местного Совета в работе с наказами
Народный депутат местного Совета участвует в обобщении наказов, разработке и обсуждении плана мероприятий по их реализации, осуществляет контроль за их исполнением, информирует избирателей о ходе выполнения наказов.
По поручению Совета народных депутатов или его органов, а также по своей инициативе, с привлечением при необходимости специалистов, народный депутат местного Совета проводит проверки исполнения наказов. О результатах проверок народный депутат местного Совета информирует Совет народных депутатов или его органы, а также избирателей.
Статья 24. Гласность в работе с наказами
Решения Советов народных депутатов, принятые по наказам, подлежат опубликованию.
Средства массовой информации освещают ход выполнения наказов избирателей.
V. Гарантии депутатской деятельности
Статья 25. Право народного депутата местного Совета на безотлагательный прием должностными лицами
По вопросам депутатской деятельности народный депутат местного Совета пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами, а также правом беспрепятственного, по предъявлении депутатского удостоверения, посещения всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций на территории Совета.
Лица, препятствующие народным депутатам в осуществлении данного права, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа от 50 до 500 рублей или к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от должности, если законом не предусмотрено иное.
Основанием для рассмотрения вопроса о привлечении указанных должностных лиц к административной ответственности является мотивированное представление депутата прокурору. Прокурор в установленный законом срок обязан передать дело в судебные органы либо мотивированно отклонить представление депутата.
Статья 26. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений народного депутата местного Совета
Народный депутат местного Совета вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в их рассмотрении.
Указанный орган и должностное лицо обязаны дать депутату ответ на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении соответствующего вопроса или проверке не позднее чем в месячный срок.
Обращения народного депутата местного Совета по вопросам, входящим в компетенцию Советов народных депутатов и их органов, отделов и управлений, исполнительных комитетов, подлежат рассмотрению этими органами. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно.
Статья 27. Право народного депутата местного Совета требовать устранения нарушения законности
Народный депутат местного Совета как представитель государственной власти вправе на месте требовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь нарушения закона, прав и законных интересов граждан.
Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, к которым обращено требование народного депутата местного Совета, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.
В случае непринятия мер должностные лица несут дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии с законом.
Статья 28. Право народного депутата местного Совета на получение информации и консультаций
Президиум Совета, исполнительный комитет Совета обеспечивают народного депутата местного Совета документами, принятыми местным Советом народных депутатов, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми правительственными и иными государственными и общественными органами.
Президиумы и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, другие государственные и общественные органы, расположенные на территории Совета, а также должностные лица при обращении народного депутата местного Совета обязаны обеспечивать его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, предоставлять необходимую информацию.
Народный депутат местного Совета имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в органах печати, учреждаемых Советами народных депутатов, по местному радио и телевидению. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Статья 29. Оказание народному депутату местного Совета юридической помощи
Президиумы Советов народных депутатов, их исполнительные, распорядительные органы, администрация предприятий, организаций, научных юридических учреждений, учебных заведений, правоохранительные органы, расположенные на территории Татарской ССР, оказывают народному депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.
Статья 30. Защита чести, достоинства и личности народного депутата местного Совета
Публичное оскорбление народного депутата местного Совета, а равно клевета в отношении его влекут ответственность, установленную законом.
Лица, посягающие на есть и достоинство депутата, а также воздействующие в какой бы то ни было форме на народного депутата местного Совета, его близких, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа от 50 до 500 рублей.
Статья 31. Неприкосновенность народного депутата местного Совета
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР не может быть на территории Татарской ССР привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета.
Уголовное дело в отношении народного депутата местного Совета может быть возбуждено соответственно прокурором района, города, а также прокурором Татарской ССР.
Народный депутат местного Совета после истечения срока полномочий может быть привлечен к ответственности за предъявленное ему обвинение в нарушении закона, допущенное в период исполнения депутатских полномочий, только в порядке, предусмотренном законом в отношении народного депутата местного Совета.
Статья 32. Порядок получения согласия на привлечение народного депутата местного Совета к ответственности
Для получения согласия соответствующего Совета народных депутатов Татарской ССР на привлечение народного депутата местного Совета к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, прокурор района (города) перед предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест или направлением дела об административном правонарушении в суд вносит в соответствующий Совет представление. Оно может быть внесено и прокурором Татарской ССР. Соответствующий Совет рассматривает представление прокурора не позднее чем в месячный срок.
При необходимости от прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопросов вправе участвовать народный депутат местного Совета, в отношении которого внесено представление. Соответствующий местный Совет принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора.
Соответствующий местный Совет при наличии оснований может пересмотреть свое решение.
При несогласии с решением местного Совета народных депутатов Татарской ССР прокурор Татарской ССР вправе войти соответственно в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения в передаче вопроса на повторное рассмотрение соответствующего Совета. С представлением об отмене решения сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета и о передаче вопроса на повторное рассмотрение вправе войти соответственно в районный, городской Совет также районный или городской прокурор. Если Совет подтвердит первоначальное решение, вопрос может быть решен по существу по представлению прокурора Татарской ССР Верховным Советом Татарской ССР, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета Татарской ССР.
Если представление прокурора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотренно местным Советом народных депутатов Татарской ССР в месячный срок, вышестоящий Совет по представлению соответствующего или вышестоящего прокурора принимает меры к обеспечению незамедлительного его рассмотрения.
Прокурор, вносивший представление в Совет, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Совету, давшему согласие на привлечение депутата к ответственности или его арест, о результатах расследования или рассмотрения дела.
Получение согласия на привлечение депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, не требуется, если преступление или административное правонарушение совершено депутатом вне территории Татарской ССР. В тех случаях, когда к моменту решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, об аресте или применении мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, депутат местного Совета народных депутатов находится на территории Совета, в состав которого он избран, получение такого согласия осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 33. Гарантии трудовых прав народного депутата местного Совета, прав депутата из числа военнослужащих
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР в период своих полномочий, а также в течении двух лет после окончания не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия соответствующего Совета народных депутатов Татарской ССР.
Народный депутат местного Совета из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, не может быть по инициативе администрации или командования уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, а также перемещен по службе без согласия Совета. Ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности.
Народному депутату местного Совета, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей для осуществления депутатских полномочий, после окончания этого срока предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
Время работы народного депутата на освобожденных должностях в местном Совете или его органах засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, воинской и другой службы, стаж работы (службы), дающей право на установление (всех видов надбавок и льгот) процентных надбавок к заработной плате и получения единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы (службы) по специальности на данном предприятии), процентной надбавки за выслугу лет, а также в стаж работы (службы), дающей право на пенсию на льготных условиях в льготных размерах (если депутат был избран с должности или профессии, предусматривающей данную льготу).
С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой народным депутатом местного Совета народных депутатов, заключается срочный трудовой договор, который расторгается при возвращении депутата на прежнюю работу.
Статья 34. Право народного депутата местного Совета на бесплатный проезд
Народный депутат сельского, поселкового Совета народных депутатов Татарской ССР на территории района, а депутат районного в городе, городского Совета - на территории города пользуется правом бесплатного проезда на автомобильном и водном транспорте республиканского подчинения, и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением легкового такси, а депутат районного, городского Совета также на транспорте пригородного сообщения.
Статья 35. Депутатское удостоверение и нагрудный знак народного депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР
Народный депутат местного Совета народных депутатов Татарской ССР в течении срока полномочий пользуется депутатским удостоверением и нагрудным знаком "Народный депутат". Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета Татарской ССР.
Статья 36. Ответственность должностных лиц за невыполнение требований настоящего Закона
Советское государство гарантирует народному депутату местного Совета условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство.
Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, препятствующие его работе, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушение гарантии депутатской деятельности, подлежат ответственности в соответствии с Законом.
Статья 37. Освобождение народного депутата местного Совета народных депутатов Татарской ССР от производственных или служебных обязанностей и возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью
На время сессии местного Совета народных депутатов Татарской ССР, заседаний его органов, а также для осуществления депутатских полномочий в случаях, предусмотренных законом, народный депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего местного Совета.
Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления народным депутатом местного Совета его полномочий регулируется Положением, утвержденным Президиумом Верховного Совета Татарской ССР.
Председатель Верховного Совета
Татарской ССР |
М.Ш.Шаймиев |
г.Казань, 14 декабря 1990 года, N 530-ХII
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон РТ от 14 декабря 1990 г. N 530-XII "О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан"
Закон введен в действие постановлением ВС РТ от 28 августа 1990 г. N 322-XII с момента его опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Советская Татария" N 6 от 9 января 1991 г., Ведомостях Верховного Совета Татарстана, N 1, 1992 г., Сборнике Законов РТ "Об административной ответственности", Издание Верховного Совета РТ, Казань, 1994 год
Законом РТ от 12 декабря 2005 г. N 120-ЗРТ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 года
Решением Верховного суда РТ от 10 января 2001 г. отдельные положения статьи 25 настоящего Закона признаны противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий - не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон РТ от 11 мая 2001 г. N 799
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 30 мая 1996 г. N 613
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона