Приказ Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов Республики Татарстан
от 28 августа 1998 г. N 585а
"О введении в действие "Методики определения сумм, подлежащих
взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного
воздуха транспортными средствами"
4 ноября 1998 г.
Во исполнение приказа по Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан N 5а от 08.01.97 г. приказываю:
1. Утвердить "Методику определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами" и ввести в действие с 01.09.98 года.
2. Признать утратившим силу приказ N 5а от 08.01.97 г. "О продлении срока действия Временной методики определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами".
3. Территориальным органам Минприроды РТ принять к руководству "Методику определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами".
4. Административно-финансовому управлению (Орлов В.В.) обеспечить тиражирование и распространение Методики, утвержденной приказом Минприроды РТ.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра Борознова Н.И.
Министр охраны окружающей среды и природных
ресурсов Республики Татарстан |
А.И.Щеповских |
Утверждаю
Министр охраны окружающей среды
и природных ресурсов РТ
А.И.Щеповских
Методика
определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба
за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами
4 ноября 1998 г.
"Методика определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами" разработана в соответствии со статьей 10 Закона Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан" с целью реализации механизма компенсационной ответственности. За основу при подготовке методики приняты следующие нормативно-методические материалы:
"Временная методика определения сумм, подлежащих взысканию в порядке искового производства за загрязнение атмосферного воздуха" (Госкомприроды СССР, Москва, 1988 г.);
"Временные (экспериментальные) экономические нормативы платы за загрязнение окружающей среды" (МНТЦ "Экология", Казань, 1989 г.);
"Временный порядок оценки и возмещения ущерба окружающей среды в результате аварии" (Минприроды РФ, Москва, 1994 г.);
"Временная методика определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами" (Минприроды РТ, Казань, 1995 г.);
Постановление КМ РТ N 322 от 07.07.94 г. "О совершенствовании механизма расчета, взимания и использования платежей за загрязнение окружающей природной среды";
Постановление КМ РТ N 182 от 28.02.97 г. "Об изменении повышающего коэффициента, применяемого при расчетах платежей за загрязнение окружающей природной среды и на воспроизводство природных ресурсов".
Методика вводится в действие с 1 сентября 1998 г. на основании положений статьи 13 и в соответствии с требованиями статьи 79 Закона Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан", а также положений Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" сроком на три года.
Разработчики:
Игонин Евгений Иванович (Управление охраны окружающей среды),
Кашеваров Олег Александрович (Управление охраны окружающей среды),
Силкин Евгений Анатольевич к.э.н. (Казанский финансово-экономический институт),
Галеев Камиль Аюпович (Юго-восточная региональная государственная инспекция).
В разработке отдельных положений Методики принимали участие: Кузьмина Е.В., Зайцева М.В. (отдел нормативно-правового регулирования Минприроды РТ).
Действие методики распространяется на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации на территории Республики Татарстан временно или постоянно, и не отменяет платы за загрязнение атмосферного воздуха в пределах установленных нормативов.
1. Значение методики, ее исходные принципы
1.1. Методика предназначена для определения суммы ущерба, причиненного в результате нарушения Закона Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан" и Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" в части превышения предельно допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств (передвижных источников загрязнения атмосферы), приводимых в движение двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Возмещение ущерба является государственной мерой, направленной на экономическое принуждение природопользователей к охране атмосферного воздуха путем соблюдения требований, предъявляемых нормативными документами к составу загрязняющих веществ в отработавших газах, перевода транспортных средств на менее токсичные виды моторных топлив и внедрения нейтрализаторов отработавших газов.
1.2. При превышении допустимых норм и других условий, установленных государственными стандартами, организациям, предприятиям, учреждениям независимо от их форм собственности, а также индивидуальным владельцам, находящимся на момент установления факта превышения действующих нормативов на территории Республики Татарстан, должно быть предъявлено требование о возмещении ущерба.
Факт превышения действующих нормативов устанавливается инструментальным путем, в ходе осуществления государственного экологического контроля за деятельностью организаций, предприятий, учреждений независимо от форм их собственности и работой транспорта индивидуальных владельцев.
1.3. Предъявление исков о возмещении ущерба осуществляется в установленном порядке органами Минприроды РТ, уполномоченными осуществлять государственный экологический контроль. Источником уплаты суммы исков для владельцев индивидуальных транспортных средств является доход граждан.
Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ от 4 ноября 1998 г. N 744 пункт 1.4. настоящей Методики изложен в новой редакции
1.4. Взыскание сумм в возмещение ущерба, наносимого сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ, поступающими в атмосферный воздух с отработавшими газами транспортных средств, производится в соответствии с действующим законодательством.
1.5. В случае несоответствия действующим стандартам токсических характеристик нового или отремонтированного транспортного средства или ДВС (в пределах гарантийного срока), организации, предприятия, учреждения, индивидуальные владельцы, эксплуатирующие транспортные средства, вправе предъявить претензию и иски заводу-изготовителю (авторемонтному заводу, станции техобслуживания) в порядке, определенном действующим законодательством.
1.6. Размер ущерба устанавливается по каждому ингредиенту для каждого транспортного средства.
1.7. Возмещение ущерба не освобождает от уплаты штрафа за нарушение воздухо-охранного законодательства.
2. Порядок определения ущерба за загрязнение атмосферного
воздуха транспортными средствами
2.1. Ущерб за загрязнение атмосферного воздуха взимается с организаций, предприятий, учреждений, независимо от форм их собственности и индивидуальных владельцев транспортных средств, допустивших эксплуатацию транспортных средств (передвижных источников загрязнения) и ДВС, у которых содержание загрязняющих веществ в отработавших газах превышает предельно допустимые нормы.
Количество автомобилей, подвергаемых контролю, должно составлять не менее:
30% - от количества выпущенных на линию в день проверки автомашин с общим их числом на предприятии до 100 единиц;
20% - от количества выпущенных на линию в день проверки автомашин с общим их числом на предприятии до 500 единиц;
10% - от количества выпущенных на линию в день проверки автомашин с общим их числом на предприятии свыше 500 единиц.*
2.1.1. В случае невозможности выполнения требований п.2.1. по вине организаций, предприятий, учреждений выявленный процент передвижных источников загрязнения, превышающих допустимые нормы, в предъявленном для проверки количестве распространяется на всю численность парка.
2.2. Ущерб предъявляется за превышение предельно допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах за весь период со дня последнего контрольного замера, выполненном в установленном порядке органами Минприроды РТ, а также другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный экологический контроль, при отсутствии пломбировки топливной аппаратуры автомобиля или подтверждения достоверности последнего контрольного замера.
В случае отсутствия сведений, подтверждающих дату последнего контрольного замера, ущерб исчисляется исходя из годового расчета.***
2.3. Сумма ущерба, предъявленная за превышение предельно допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах, зависит от величины превышения нормативов выбросов.**
3. Определение ущерба за загрязнение атмосферного
воздуха транспортными средствами и ДВС
3.1. Определение размера ущерба, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства, а также норм и стандартов по охране атмосферного воздуха в части превышения предельно допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств производится двумя методами в зависимости от выявленного количества автомобилей, не соответствующих экологическим нормам по каждому ингредиенту для каждого транспортного средства и ДВС.
3.2. Первый метод определения суммы ущерба применяется для предприятий, у которых в ходе осуществления государственного экологического контроля установлен факт выпуска на линию транспортных средств с превышением норм ГОСТов в отработавших газах менее чем у 30% транспортных средств из проверенной партии (S1) и второй метод - более чем у 30% (S2).
3.2.1. Сумма ущерба за превышение допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств и ДВС в проверенной партии (S1) по первому методу определяется как произведение величины удельного экономического ущерба на 100 км пробега автомобиля (Yj), коэффициента превышения (К1прев.), пробега за период со дня последней проверки, зафиксированной в талоне токсичности автотранспортного средства или акте предыдущей проверки (Nj), коэффициента экологической ситуации региона - 1,9 (Кэ) и районного коэффициента экологической ситуации (Кр) по формуле:
P
S1 = сумма Yj x Nj x К1прев. х Кэ х Кр х 0,01, (1)
j = 1
где j - группа автомобилей j = 1, ... Р;
Yj - величина экономического ущерба соответственно на 100 км пробега;
Nj - пробег группы автомобилей (км) за контролируемый период;***
К1прев. - коэффициент превышения у проверенной группы автомобилей;
Кэ - коэффициент экологической ситуации региона;
Кр - районный коэффициент экологической ситуации (утверждены постановлением КМ РТ N 182 от 28.02.97 г.).
3.2.2. Сумма ущерба за превышение допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств и ДВС в проверенной партии (S2) по второму методу определяется как произведение величины удельного экономического ущерба на 100 км пробега автомобиля (Yj), коэффициента превышения (К2прев.), пробега за период со дня последней проверки, зафиксированной в талоне токсичности автотранспортного средства или акте предыдущей проверки (Nj), коэффициента экологической ситуации региона - 1,9 (Кэ), районного коэффициента экологической ситуации и коэффициента 5 по формуле:
P
S2 = 5 х сумма Yj x Nj x К2прев. х Кэ х Кр х 0,01, (2)
j = 1
3.2.3. Величина экономического ущерба в расчете на 100 км пробега составляет:
Группа автомобилей | Экономический ущерб на 100 км пробега в руб. |
Грузовые и специальные грузовые с бензиновыми ДВС, а так- же работающие на сжиженном нефтяном газе Грузовые и специальные грузовые с дизельным ДВС Автобусы с бензиновыми ДВС Автобусы с дизельными ДВС Легковые и служебные специальные Грузовые, работающие на сжатом природном газе |
4,55 3,75 3,95 3,75 1,15 3,55 |
3.2.4. Коэффициент превышения по каждому транспортному средству рассчитывается по соотношению фактически измененной величины ингредиента в отработавших газах автомобиля к предельно допустимой величине, установленной государственным стандартом для соответствующего транспортного средства.
Примечание: при расчете величины ущерба для автомобилей с бензиновыми двигателями за величину предельно допустимого содержания оксида углерода на минимальной частоте вращения вала следует принимать 3%.
* Указанные выборки количества передвижных источников загрязнения атмосферы, подвергаемых контролю, устанавливаются в соответствии с "Инструкцией по проведению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ автотранспортом", М. 1986 г.
** При предъявлении исков за загрязнение атмосферного воздуха автотранспортными средствами используется документ "Критерий, в соответствии с которыми государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха может быть приостановлена, ограничена или запрещена деятельность отдельных промышленных и иных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций", утвержденной Госкомгидрометом СССР 22 декабря 1987 г. и согласованной с Минздравом СССР и ГАИ МВД СССР.
*** В случае отсутствия или непредставления предприятиями, организациями, учреждениями сведений, подтверждающих пробег транспортного средства, применяются следующие величины пробега для автомобилей, возраст которых:
до 3 лет - 100 км в день;
3-5 лет - 80 км в день;
5-10 лет - 60 км в день;
более 10 лет - 40 км в день.
Среднее количество рабочих дней в году - 250.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ от 28 августа 1998 г. N 585а "О введении в действие "Методики определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами"
Текст приказа опубликован в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан", N 1, январь 1999 г.
Методика, утвержденная настоящим Приказом, введена в действие с 1 сентября 1998 г. сроком на 3 года
Приказом Минэкологии РТ от 7 июля 2003 г. N 660 настоящий приказ признан утратившим силу повторно
Приказом Минэкологии РТ от 21 марта 2003 г. N 262 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ от 4 ноября 1998 г. N 744