Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
"О системе социально-гигиенического мониторинга за состоянием
здоровья населения в связи со средой его обитания"
(утв. постановлением КМ РТ от 30 апреля 1999 г. N 265)
1. Общие положения
1.1. Социально-гигиенический мониторинг - это государственная система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, с целью установления, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека.
1.2. Социально-гигиенический мониторинг на территории Республики Татарстан организуется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществляется ими совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, учреждениями и организациями республики, администрациями городов и районов на основе нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
2. Цели и задачи социально-гигиенического мониторинга
2.1. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является установление и предупреждение причин и факторов, неблагоприятно воздействующих на здоровье населения, а также разработка мероприятий по их устранению или уменьшению.
2.2. Для достижения поставленной цели в рамках системы социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
обеспечение непрерывного наблюдения и контроля за показателями здоровья населения и среды обитания человека;
выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, многофакторный анализ и оценка наблюдаемых изменений в состоянии здоровья населения под влиянием неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и социальной среды;
оценка экономического ущерба, нанесенного здоровью населения в результате экологических и санитарных правонарушений;
прогнозирование изменений состояния здоровья в связи с воздействием факторов окружающей среды и условиями жизни населения;
интеграция системы социально-гигиенического мониторинга с Единой государственной системой экологического мониторинга Республики Татарстан, с информационными системами заинтересованных министерств, государственных комитетов, ведомств, учреждений и организаций республики;
обеспечение органов государственной власти и управления Республики Татарстан, предприятий, организаций, учреждений и граждан достоверной и объективной информацией об изменении состояния здоровья населения в связи со средой его обитания;
обоснование и разработка приоритетных направлений в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охране здоровья, профилактике заболеваний, а также оздоровлении среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;
подготовка материалов к ежегодному национальному докладу о санитарно-эпидемиологическом благополучии в Республике Татарстан.
3. Принципы функционирования социально-гигиенического мониторинга
3.1. Система организации и проведения наблюдения, оценки и прогнозирования изменений состояния здоровья в связи со средой обитания населения базируется на следующих основных принципах:
использование единых и обязательных для всех организаций, участвующих в системе социально-гигиенического мониторинга, методологических подходов и гигиенических критериев оценки влияния на состояние здоровья факторов среды обитания человека, основанных на современных научных представлениях о взаимодействии в системе "человек-окружающая среда";
применение взаимосогласованных нормативных и методических документов, обеспечивающих единство методов, способов и показателей, по которым осуществляется сбор, накопление и обработка данных в системе наблюдения и контроля за состоянием здоровья и среды обитания населения;
организационное объединение информации;
открытость данных системы социально-гигиенического мониторинга для широкого круга пользователей, бесплатный обмен информацией между организациями, участвующими в системе.
4. Организационная структура социально-гигиенического мониторинга
4.1. Социально-гигиенический мониторинг организуется на местном (районном, городском) и республиканском уровнях и осуществляется Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора, районными и городскими центрами Госсанэпиднадзора совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, администрациями городов и районов республики, природоохранными, медицинскими учреждениями и другими организациями.
4.2. При проведении социально-гигиенического мониторинга на местном уровне обеспечиваются:
сбор, хранение, первичная обработка и оценка информации;
подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения районов (городов), предупреждения, устранения или уменьшения вредных факторов, влияющих на здоровье человека, для принятия решений органами местного самоуправления.
4.3. При проведении социально-гигиенического мониторинга на республиканском уровне обеспечиваются:
методическое руководство и координация ведения работ, материально-техническое и информационное обеспечение социально-гигиенического мониторинга;
осуществление в динамике системного многофакторного анализа полученных данных;
передача информации в республиканские правительственные информационные системы и подсистемы учреждений (ведомств, организаций), задействованных в ведении социально-гигиенического мониторинга на территории республики;
подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения влияния факторов, воздействующих на здоровье человека, для принятия соответствующих решений Правительством Республики Татарстан.
5. Содержание информационного фонда
социально-гигиенического мониторинга
5.1. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдений, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания.
5.2. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга содержит данные, характеризующие:
состояние здоровья населения;
состояние среды обитания человека;
социально-экономическое положение в Республике Татарстан.
5.3. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга формируется:
на районном уровне: на основе баз данных, формируемых территориальными центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальными медицинскими учреждениями, районными и городскими отделами государственной статистики, региональными учреждениями Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, администрациями городов и районов;
на республиканском уровне: на основе баз данных наблюдений, формируемых Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственным комитетом Республики Татарстан по статистике, Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Комитетом водного хозяйства Республики Татарстан, Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан (в соответствии с ведомственными нормативными документами, определяющими порядок представления информации или оказания информационных услуг) и других заинтересованных учреждений и организаций.
6. Порядок взаимодействия субъектов и пользователей
социально-гигиенического мониторинга
6.1. Координация работ по созданию и ведению социально-гигиенического мониторинга осуществляется Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора при участии субъектов данного мониторинга.
6.2. Обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно по согласованным объемам и формам информации, установленным каналам связи, а с другими пользователями - на договорной основе.
6.3. Пользователями информационного фонда социально-гигиенического мониторинга могут быть органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане.
6.4. Пользователям запрещается передача данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга третьим лицам на коммерческой основе.
7. Финансирование создания и ведения системы
социально-гигиенического мониторинга
7.1. Финансирование работ по созданию и функционированию системы социально-гигиенического мониторинга осуществляется за счет средств государственного бюджета.
7.2. Дополнительными источниками финансирования могут быть средства Экологического фонда Республики Татарстан, Республиканского фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, средства организаций и учреждений - участников системы социально-гигиенического мониторинга, полученные ими за выполнение платных работ и услуг, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, а также иные источники, не запрещенные законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.