Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 6 июля 1999 г. N 417
"О первоочередных мерах по энергосбережению в бюджетных
организациях Республики Татарстан"
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 592 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности использования тепловой энергии и воды (горячего водоснабжения) предприятиями и организациями бюджетной сферы Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу оснащения объектов бюджетной сферы Республики Татарстан средствами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды.
2. Установить, что расходы на выполнение работ, предусмотренных в указанной Программе, осуществляются в 1999 году из средств, выделенных на оплату коммунальных услуг, текущего и капитального ремонтов в сметах бюджетных учреждений на соответствующий бюджетный год, а также за счет средств, предусмотренных в бюджетах городов и районов Республики Татарстан на реализацию энергосберегающих мероприятий.
Рекомендовать администрациям городов и районов, министерствам, государственным комитетам и ведомствам выделить целевым назначением средства в соответствии с проектно-сметной документацией на приобретение и установку приборов учета и регулирования тепловой энергии и воды в подведомственных учреждениях согласно Программе с учетом эффективности и окупаемости выделенных средств.
3. Утвердить прилагаемый состав Межведомственного координационного совета по разработке механизма реализации Программы оснащения объектов бюджетной сферы Республики Татарстан средствами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды и определения дополнительных источников ее финансирования. Межведомственному координационному совету обеспечить проработку конкретных схем финансирования и реализации Программы.
4. Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан и Республиканскому центру энергосберегающих технологий обеспечить координацию работ по реализации Программы.
5. Министерству финансов Республики Татарстан, администрациям городов и районов:
совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Государственной инспекцией энергетического надзора Республики Татарстан и энергоснабжающими организациями разработать и установить лимиты потребления тепловой, электрической энергии и воды для организаций, участие которых предусмотрено в осуществлении Программы;
обеспечить финансирование текущего потребления энергетических ресурсов бюджетными организациями в пределах, утвержденных по их сметам ассигнований на указанные цели согласно установленным лимитам.
6. Администрациям городов и районов, министерствам, государственным комитетам и ведомствам, Республиканскому центру энергосберегающих технологий, руководителям бюджетных организаций обеспечить разработку проектно-сметной документации узлов учета и регулирования тепловой энергии и воды. Руководителям бюджетных организаций, участие которых предусмотрено в осуществлении Программы, согласовать с Государственной инспекцией энергетического надзора Республики Татарстан, Республиканским центром энергосберегающих технологий, и специализированными теплоснабжающими организациями проектно-сметную документацию узлов учета и регулирования тепловой энергии и воды, назначить своими приказами ответственных за эффективное использование энергоресурсов, провести в своих организациях энергетический аудит, разработать и осуществить комплекс мероприятий по энергосбережению.
7. В целях стимулирования энергосберегающей деятельности Министерству финансов Республики Татарстан совместно с Республиканским центром энергосберегающих технологий разработать и утвердить положение об использовании средств, полученных бюджетными организациями в результате экономии, достигнутой в ходе реализации энергосберегающих мероприятий.
8. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, администрациям городов и районов совместно с Межведомственным координационным советом установить государственный заказ на производство, поставку и комплектацию приборов учета и регулирования тепловой энергии и воды.
9. Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан обеспечить контроль за проведением энергетического аудита и реализацией Программы в соответствующих бюджетных организациях.
10. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, администрациям городов и районов возложить проведение монтажных и пусконаладочных работ, гарантийное и сервисное обслуживание средств учета потребления тепловой энергии и воды в бюджетных учреждениях на специализированные организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности.
11. Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан, Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Республиканскому центру энергосберегающих технологий провести анализ причин возникновения значительного расхождения в объемах потребления тепловой энергии с установленными лимитами и разницы в тарифах на нее в бюджетных организациях республики. Разработать и внести на рассмотрение Республиканской энергетической комиссии предложения по систематизации расчетов объемов потребления тепловой энергии и тарифов.
12. Администрациям городов и районов Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан, Республиканскому центру энергосберегающих технологий до 1 мая 2000 г. представить в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе выполнения Программы.
13. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан включить в Республиканскую инвестиционную программу на 2000 год бизнес-план инвестиционного проекта производственного объединения "Теплоконтроль" "Организация производства комплекса приборов учета и автоматического регулирования расхода тепловой энергии и воды систем теплоснабжения зданий и сооружений".
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан В.А.Швецова.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Состав
Межведомственного координационного совета по разработке механизма
реализации Программы оснащения объектов бюджетной сферы Республики
Татарстан средствами учета и регулирования потребления тепловой
энергии и воды и определению источников ее финансирования
(утв. постановлением КМ РТ от 6 июля 1999 г. N 417)
Миннигалеев Р.Х. - первый заместитель министра финансов Республики Татарстан - председатель совета
Туктаров Ф.Х. - заместитель министра экономики и промышленности Республики Татарстан - заместитель председателя совета
Мартынов Е.В. - директор Республиканского цента энергосберегающих технологий - заместитель председателя совета
Члены координационного совета:
Динмухаметов Ш.Ш. - заместитель председателя "Ак барс" Банка (по согласованию)
Даутов М.А. - первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
Акберова Ф.А. - начальник отдела Министерства финансов Республики Татарстан
Максимова Е.Н. - заместитель начальника Государственной налоговой инспекции по Республике Татарстан
Шишов Ю.А. - заместитель директора Республиканского долгового центра "Недоимка" при Министерстве финансов Республики Татарстан
Замалетдинов Р.М. - заместитель начальника Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан
Попов В.Н. - заместитель генерального директора ПЭО "Татэнерго" (по согласованию)
Андреев И.С. - главный инженер РПО "Таткоммунэнерго" (по согласованию)
Люлин В.Н. - начальник отдела Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан
Программа
оснащения объектов бюджетной сферы Республики Татарстан средствами
учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды
(утв. постановлением КМ РТ от 6 июля 1999 г. N 417)
Паспорт Программы
Наименование Программы "Программа оснащения объектов бюджетной сферы
Республики Татарстан средствами учета и регу-
лирования потребления тепловой энергии и воды"
Основания для разработки Постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан от 13.08.97 г. N 653 "О мерах по
развитию энергосбережения в Республике Татарс-
тан", от 20.01.98 г. N 17 "О повышении эффек-
тивности использования энергетических ресурсов
и воды предприятиями, учреждениями и организа-
циями бюджетной сферы" и от 02.07.98 г. N 352
"О мерах по упорядочению государственных рас-
ходов бюджета Республики Татарстан"
Государственный заказчик Республиканская энергетическая комиссия
Разработчик Республиканский центр энергосберегающих техно-
логий
Исполнители Министерство строительства и жилищно-комму-
нального хозяйства Республики Татарстан; Ми-
нистерство финансов Республики Татарстан; Ми-
нистерство экономики и промышленности Респуб-
лики Татарстан; Государственная инспекция
энергетического надзора Республики Татарстан;
Республиканский центр энергосберегающих техно-
логий; Центр экономических и социальных иссле-
дований Республики Татарстан при Кабинете Ми-
нистров Республики Татарстан; администрации
городов и районов Республики Татарстан, специ-
ализированные предприятия
Цели и задачи Программы, Целью Программы является сокращение дотирова-
важнейшие целевые пока- ния объектов бюджетной сферы в части тепловой
затели энергии (отопление и горячее водоснабжение)
путем внедрения комплекса организационных,
экономических и финансовых энергосберегающих
мероприятий, технических средств регулирования
и учета потребления тепловой энергии.
Сроки и этапы реализации Программа реализуется в течение 1999-2003 гг.
Программы Основные этапы программы:
Первый этап - установление для 454 (13%) объ-
ектов бюджетных организаций лимитов энергопот-
ребления, проведение энергоаудитов, выполнение
малозатратных энергосберегающих мероприятий,
оснащение средствами учета и регулирования
тепловой энергии.
Объемы и источники фина- Реализация Программы осуществляется за счет
нсирования средств:
- предназначенных на оплату коммунальных ус-
луг, текущего и капитального ремонтов в сметах
бюджетных учреждений на соответствующий бюд-
жетный год;
- по задолженности в бюджет и внебюджетные
фонды Республики Татарстан, местные бюджеты, а
также по начисленным на них пеням с использо-
ванием взаимозачетных схем;
- начисленных в централизованную и нецентрали-
зованную части Республиканского фонда НИОКР и
в Экологический фонд Республики Татарстан;
- привлеченных инвестиций;
- иных источников, не противоречащих действую-
щему законодательству.
Финансовые затраты на реализацию Программы
составляют 22,7 млн.рублей.
Ожидаемые конечные резу- При реализации мероприятий Программы расходы
льтаты бюджетных средств на оплату за теплоэнергию в
Республике Татарстан снизятся через год после
завершения Программы более чем на 30 млн.руб-
лей.
Выполнение Программы создаст условия для про-
изводства наукоемкой продукции и создания до-
полнительных рабочих мест промышленными прибо-
ростроительными предприятиями Республики Та-
тарстан.
Система организации ко- Проработку и реализацию конкретных схем финан-
нтроля за выполнением сирования Программы обеспечивает Межведомс-
Программы твенный координационный совет.
Координацию работ по реализации Программы осу-
ществляет Государственная инспекция энергети-
ческого надзора Республики Татарстан и Респуб-
ликанский центр энергосберегающих технологий.
Доклады о результатах выполнения программы
представляются в установленном порядке.
Введение
В странах, которые достигли наибольших успехов в экономическом развитии, важное место отводится работам по бережному использованию энергетических ресурсов.
Энергосберегающий путь развития не является следствием действия исключительно рыночных механизмов. Государство, как правило, берет на себя функции организации экономических и технологических аспектов этой работы.
В реализации политики энергосбережения развитые страны прошли следующие этапы:
- разработка концепции энергосбережения;
- создание организаций, координирующих деятельность по энергосбережению;
- создание организаций, осуществляющих контроль за выполнением энергосберегающих программ;
- разработка нормативно-правовой базы энергосбережения;
- разработка механизмов финансирования энергосберегающей деятельности;
- реализация демонстрационных проектов по энергосбережению;
- проведение активной информационной политики, пропаганда преимуществ и передового опыта в области энергосбережения.
В Республике Татарстан работы в области энергосбережения координируются Республиканской энергетической комиссией (РЭК).
Следует обратить внимание на проблему теплоснабжения, поскольку на теплоснабжение в настоящее время затрачивается до 45% всех расходуемых энергетических ресурсов. В холодные зимы потребность в топливе на теплоснабжение может возрастать еще на 10-15%.
В общем расходе тепловой энергии в настоящее время до 40% приходится на отопление и горячее водоснабжение непроизводственной сферы. Поэтому от состояния и направления развития теплоснабжения этой сферы существенно зависит экономика республики.
Общие потери тепла значительны. Устранение избыточных потерь теплоты в зданиях - длительный и капиталоемкий процесс. Он полномасштабно не осуществим в условиях экономического спада. На первом этапе возможны избирательные малозатратные и быстроокупаемые решения при одновременном внедрении приборов регулирования и учета потребления энергоносителей.
1. Экономические и социальные предпосылки разработки Программы
В Республике Татарстан недостаточно внедряются передовые энергосберегающие технологии, крайне мало производится энергосберегающей техники и материалов, приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов.
Потребители тепла, как правило, не имеют приборов учета.
Существующие статистические данные показывают, что применение приборов учета тепловой энергии крупными потребителями уменьшает платежи (в денежном выражении) до 50% (наиболее характерны 10 - 30%) от размеров начислявшейся оплаты при бесприборных расчетах. Во многих случаях затраты на установку приборов учета окупаются за несколько месяцев.
Предпочтительным на первом этапе становится путь избирательного вложения средств в теплосберегающие проекты.
Установлено, что из затрат на энергоснабжение в бюджетных организациях Республики Татарстан наибольшие затраты идут на платежи за тепловую энергию и горячее водоснабжение, поэтому экономически целесообразно прежде всего снизить затраты бюджетных организаций на снабжение тепловой энергией и горячей водой.
Установлено, что 13% от общего количества бюджетных организаций потребляют до 40% тепловой энергии, отпускаемой бюджетным организациям. Следовательно, установка групповых приборов учета потребления тепловой энергии и горячей воды на эти объекты позволит контролировать до 40% всей потребляемой бюджетными организациями республики энергии.
Установлено, что на этих объектах затраты на выполнение работ по установке групповых приборов учета потребления тепловой энергии и горячей воды при одновременном выполнении организационных энергосберегающих мероприятий, окупятся в течение одного отопительного сезона и дадут через год после завершения программы более 30 млн.рублей экономии бюджетных средств.
2. Юридические и правовые документы по энергосбережению,
используемые при разработке Программы
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области энергосбережения установлены в следующих документах:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.97 г. N 653 "О мерах по развитию энергосбережения в Республике Татарстан", в котором определены приоритетные направления работ и даны соответствующие поручения министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям республики.
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.01.98 г. N 17 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы"
3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.98 г. N 352 "О мерах по упорядочению государственных расходов бюджета Республики Татарстан".
3. Основные цели и задачи Программы
Целью программы является сокращение потребности в дотировании объектов бюджетной сферы в части тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) без снижения уровня комфортности на основе внедрения средств учета потребления тепловой энергии с использованием экономических, финансовых и организационных мер.
Основными задачами программы являются:
повышение надежности и устойчивости энергоснабжения потребителей за счет повышения уровня экономической ответственности потребителей и энергоснабжающих организаций;
сокращение дотаций на энергообеспечение потребителей;
создание инфраструктуры, обеспечивающей бюджетные организации техническими средствами, приборами и услугами, с увеличением количества рабочих мест.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Первый этап Программы изложен в таблице 1.
Таблица 1.
N | Содержание работы | Сроки вы- полнения |
Сумма, млн.руб. |
Ожидаемые результаты |
1. | Оснащение средствами учета тепловой энергия 454 (13%) объектов бюд- жетной сферы, на кото- рых установка приборов не только окупается за год, но и позволяет по- лучить экономию бюджет- ных средств. |
1999 г. - 2000 г. |
22,7 | Снижение расхода бюджет- ных средств на оплату за теплоэнергию на 10-30%, что позволит окупить ус- тановку и получить чис- тую экономию бюджетных средств за первый год 7-8 млн.рублей. Контроль 40% потоков тепловой энергии, пот- ребляемой объектами бюд- жетной сферы. |
5. Затраты на реализацию Программы
На первом этапе в 1999 г. в программе предусмотрено оснастить 454 объекта бюджетной сферы республики приборами учета тепла и горячей воды. Наименования объектов, оснащаемых узлами учета и регулирования, приведены в приложении 2 к настоящей Программе. Эти объекты выбраны из более чем 6000 бюджетных организаций, о которых собрана и систематизирована в виде электронной базы данных информация об энергопотреблении и размерах бюджетных дотаций на их содержание. Вложения на реализацию первого этапа Программы составят 22,7 млн.рублей. При выполнении первого этапа программы экономия государственных расходов через год после завершения работ составит более 30 млн.рублей.
Реализация Программы осуществляется за счет средств:
предназначенных на оплату коммунальных услуг, текущего и капитального ремонтов в сметах бюджетных учреждений на соответствующий бюджетный год;
по задолженности в бюджет и внебюджетные фонды Республики Татарстан, местные бюджеты, а также по начисленным на них пеням с использованием взаимозачетных схем;
начисленных в централизованную и нецентрализованную части Республиканского фонда НИОКР и в Экологический фонд Республики Татарстан;
привлеченных инвестиций;
иных источников, не противоречащих действующему законодательству.
Возврат сэкономленных средств осуществляется на основе сокращения (обусловленного снижением потребления тепловой энергии) бюджетных дотаций, выделяемых для организаций бюджетной сферы.
Оценка объема финансирования работ по оснащению зданий средствами учета, а также экономия бюджетных средств с распределением по объектам культуры, образования и здравоохранения приведены в приложении к настоящей Программе.
6. Структура управления Программой
Государственная инспекция энергетического надзора Республики Татарстан и Республиканский центр энергосберегающих технологий являются координаторами реализации Программы.
Проведение монтажных и пусконаладочных работ, гарантийное и сервисное обслуживание средств учета потребления тепловой энергии возлагается на специализированные организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности.
Руководители бюджетных организаций назначают своими приказами ответственных за эффективное использование энергоресурсов, проводят в своих организациях энергетический аудит, разрабатывают и вводят в действие комплексы мероприятий по энергосбережению.
7. Контроль за ходом выполнения Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Государственная инспекция энергетического надзора Республики Татарстан.
8. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий от реализации Программы
Расчетная экономия бюджетных средств после выполнения первого этапа программы должна составить не менее 30 млн.рублей (при неизменном тарифе).
Реализация подпрограммы позволит:
сократить расходование бюджетных средств республики на оплату за теплоснабжение;
высвободить бюджетные средства на реализацию приоритетных социально-экономических программ;
сократить возможности эксплуатационных организаций за счет бюджетных средств оплачивать непроизводительные, сверхнормативные потери энергоносителей и воды.
Приложения к настоящей программе - "Объемы финансирования работ по оснащению объектов средствами учета и экономия бюджетных средств по объектам культуры образования и здравоохранения", "Перечень предприятий и организаций бюджетной сферы, участие которых предусмотрено в осуществлении программы", - предоставляются пользователям системы ГАРАНТ по дополнительному требованию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Программа оснащения объектов бюджетной сферы Республики Татарстан средствами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды.
Установлено, что расходы на выполнение работ, предусмотренных в указанной Программе, осуществляются в 1999 году из средств, выделенных на оплату коммунальных услуг, текущего и капитального ремонтов в сметах бюджетных учреждений на соответствующий бюджетный год, а также за счет средств, предусмотренных в бюджетах городов и районов Республики Татарстан на реализацию энергосберегающих мероприятий.
Постановление КМ РТ от 6 июля 1999 г. N 417 "О первоочередных мерах по энергосбережению в бюджетных организациях Республики Татарстан"
Текст постановления опубликован в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан", N 7, июль 1999 г.
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 592 настоящее постановление признано утратившим силу