Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Республике Татарстан
"Методические рекомендации
для работодателей Республики Татарстан по подготовке
документов персонифицированного учета работников, имеющих
право на льготное пенсионное обеспечение в связи с
особыми условиями труда за выслугу лет"
С января 1997 г. на всей территории России вступил в силу Федеральный Закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
На основании данного закона Кабинет Министров Республики Татарстан принял Постановление от 17.06.97 г. N 494 "О реализации Федерального закона от 01.04.96 г. N 27-ФЗ в Республике Татарстан". Таким образом, положено начало работе, конечная цель которой - внедрение новых принципов назначения пенсий в жесткой зависимости от уплаты страховых взносов. Учет позволяет существенно упростить и облегчить процедуру назначения пенсий, избавляет от необходимости сбора и представления в органы пенсионного обеспечения многочисленных документов о стаже работы и заработке. Создана новая технология на рынке труда, позволяющая отказаться от трудовых книжек.
Сейчас в республике заканчивается 1 этап внедрения персонифицированного учета - анкетирование работоспособного населения. На данный момент регистрацию прошли 1614444 человек (93% от запланированной численности). Проводится работа по присвоению страховых номеров, изготовлению и выдаче страховых свидетельств. На сегодня присвоено 1496168 страховых номеров, изготовлено 612 тысяч страховых свидетельств и 477 тысяч из них (78%) выдано на предприятия для вручения застрахованным лицам.
Переход ко 2 этапу внедрения персонифицированного учета - сбору индивидуальных сведений о заработке и стаже возлагает на работодателей обязанность представлять в установленные сроки в территориальный орган Пенсионного фонда достоверные сведения на каждое застрахованное лицо.
Поскольку все сведения о характере работы и условиях труда, необходимые для определения права на пенсионные льготы, представляются работодателями, то в первую очередь они должны провести предварительную работу по сбору информации о специальном стаже по каждому застрахованному лицу.
При подготовке документов персонифицированного учета (далее - ПУ) для представления в Отделение ПФР по Республике Татарстан (далее - ОПФР) предлагается провести комплекс пооперационных мероприятий, позволяющих квалифицированно и достоверно подготовить, собрать и внести в базу данных ПУ Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) индивидуальные сведения о специальном стаже работы, необходимые для определения права застрахованного лица на льготное пенсионное обеспечение по условиям труда, а также за выслугу лет.
Комплекс пооперационных мероприятий включает в себя:
- составление Перечней рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет;
- составление поименных Списков работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение;
- составление поименных Списков работников, пользующихся правом на пенсию за выслугу лет;
- заполнение раздела "Стаж работы за отчетный период" формы СЗВ-1 "Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица" на основе указанных Перечней и Списков;
- формирование пачек документов со специальным стажем и представление их в ОПФР.
1. Рекомендуемый порядок определения Перечня
Руководителям предприятий и организаций, на которых имеются рабочие места, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, рекомендуется обновить Перечни рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками N 1 и N 2 установлено право на льготное пенсионное обеспечение, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.91 N 517 по прилагаемой форме.
К определению Перечня на каждом предприятии, в учреждении, организации рекомендуется привлечь работников кадровой службы, отделов труда и техники безопасности, технологов, представителей профсоюзной организации.
Эту работу следует проводить в такой последовательности:
1.1. По штатному расписанию и номенклатуре выпускаемой продукции определить, имеются ли на предприятии (в учреждении, организации) производства, работы, технологические процессы, предусмотренные Списками N 1 и N 2.
В случае затруднения, к каким видам производств следует отнести имеющиеся на предприятии (организации, учреждении) производства и технологические процессы, необходимо обратиться к имеющейся документации: технологическому регламенту, технологическим картам, описаниям режимов производственных процессов и др., а также к общероссийским классификаторам и нормативно-правовым документам.
1.2. Уточнить, какие конкретно разделы, подразделы, пункты, позиции (профессии и должности) Списков N 1 и N 2 могут быть применены на предприятии (организации, учреждении) и сделать из них соответствующие извлечения (выписки).
1.3. Сличить записи профессий (должностей) работников в трудовых книжках, которые должны полностью соответствовать наименованиям профессий и должностей, перечисленных в извлеченных разделах, подразделах, пунктах и позициях. В случае затруднения в определении правильности записи наименований профессий (должностей) работника в трудовой книжке целесообразно обратиться к Общественному классификатору и соответствующему выпуску ЕТКС, либо КСДС. Указанные документы регламентируют наименование профессии (должности) работника в зависимости от характера выполняемых работ.
1.4. В случае выявления в трудовых книжках местных (произвольных) наименований профессий, не предусмотренных действовавшими или действующими в настоящее время тарифно-квалификационными справочниками, следует установить их тождественность профессиям, предусмотренным ЕТКС и Списками N 1 и N 2. Окончательное решение обоснованности установления тождественности принимает при этом Министерство труда и социального развития Российской Федерации по представлению соответствующих документов.
К ним относятся: справка о том, что данное наименование профессии местное и оно не содержалось в ТКС в период, за который устанавливается тождественность; документы, удостоверяющие аналогичность характеристик работ для местного наименования профессии и профессии, предусмотренной Списками N 1 и N 2; постоянная занятость работника на работах, дающих право на пенсионную льготу.
1.5. В ряде позиций Списков N 1 и N 2 непременным условием представления пенсионных льгот является либо выполнение работ определенным способом, либо наличие на рабочих местах в воздухе рабочей зоны вредных веществ не ниже 1-3 класса опасности, либо занятость на горячих участках работ (работы, связанные с нагревом при плавлении, ковке и термообработке металла и т.д.). Поэтому при наличии каких-либо показателей в извлеченных из Списков позициях для применения их на предприятии необходимо по имеющимся документам (картам аттестации рабочих мест, технологическим картам, рабочим инструкциям, техническим условиям на изготовление, государственным стандартам системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" и т.д.) убедиться в соблюдении этих условий. При необходимости заключение дают органы государственной экспертизы условий труда.
1.6. При выявлении в трудовых книжках неточных записей наименований профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, приобщать заключение органов государственной экспертизы условий труда.
1.7. После составления Перечень подписывается руководителями подразделений и утверждается руководителем предприятия (организации). После утверждения он должен быть доведен до всех заинтересованных работников.
1.8. Наряду с указанным Перечнем и на его основе работодателям составить поименный Список работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение.
2. Подтверждение специального стажа
Право на пенсионное обеспечение подтверждается на основании первичных документов.
Если право на льготную пенсию обусловлено дополнительными факторами, то руководствоваться "Рекомендациями имеющихся в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение работников по дополнительным юридически значимым факторам условий труда (показателям)".
Списки N 1 и N 2 применяются независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйственной деятельности в организациях.
Списки N 1 и N 2 исключают какую-либо привязку к ведомственной принадлежности организаций. Право пользования тем или иным их разделом определяется по номенклатуре (ассортименту) выпускаемой продукции, а в ряде случаев - по принадлежности производства к определенной отрасли экономики.
В таком же порядке применяются Списки в опытных производствах научно-исследовательских, конструкторских организациях и учебных заведениях. В этом случае производства должны быть структурно выделены в самостоятельные предприятия, цехи, участки.
Если работники в связи с сокращением объема производств, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины с работы, предусмотренной Списками, на другую работу, не связанную с особыми условиями труда, такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, согласно статье 167 Закона РФ от 25.09.92 г. N 3543-1, а именно с момента вступления в силу данного Закона 6 октября 1992 года.
Засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию с связи с особыми условиями труда, время работы реабилитированных граждан в период пребывания в местах заключения на работах, предусмотренных Списками.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается время оплачиваемого, вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
Не может являться также вместе основанием для назначения льготных пенсий работникам их занятость в силу местных причин в неблагоприятных условиях, если они Списками N 1 и N 2 не предусмотрены.
Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и N 2, в течение полного рабочего дня. Полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками N 1 и N 2, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное рабочее время включается выполнение рабочим, руководителем и специалистом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций. Другие категории работников, специалисты и руководители, выполняющие экспериментальные, научно-исследовательские, конструкторские работы, периоды подготовки к ним, а также составление и обработка документации, аналитические и другие работы не могут быть включены в рабочее время, засчитываемое в специальный трудовой стаж. Поэтому такие работники не могут быть отнесены к постоянно занятым на работах, дающих право на пенсионные льготы.
Пенсии рабочим, руководителям, специалистам и служащим, занятым в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Списками N 1 и N 2 следует назначать:
а) по Списку N 1 - если выполнение работ, предусмотренных Списком N 1, занимает ежедневно не менее 80% рабочего времени;
б) по Списку N 2 - если выполняемые работы, профессии и должности, предусмотренные в Списке N 1 и в Списке N 2, в сумме занимают ежедневно не менее 80% рабочего времени;
в) на общих основаниях - если одна из совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в Списке N 1 или N 2, а другая не предусмотрена и на ее выполнение ежедневно расходуется более 20% рабочего времени.
3. Рекомендуемый порядок составления поименных списков по выслуге лет
Поименные списки работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет, составляются на основе соответствующих списков, утвержденных Правительством Российской Федерации, по произвольной форме с указанием фамилии, имени, отчества работника, занимаемой должности (профессии) и других сведений, необходимых для заполнения формы СЗВ-1.
4. Порядок формирования документов ПУ
Документ персонифицированного учета по форме СЗВ-1 рекомендуется заполнять только по окончании вышеназванной работы по всему предприятию (организации).
Правила заполнения реквизитов указанной формы определены Инструкцией, утвержденной постановлением Минтруда России и ПФР от 03.07.97 N 35/44.
Документы по форме СЗВ-1, в графах о стаже работы которых содержатся сведения об особых условиях труда и выслуге лет, должны поступать в пункты уполномоченных ПФР районов отдельными пачками не более 100 штук форм в каждой и сопровождаться пояснением к "Описи документов, передаваемых работодателем".
Отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации по Республике Татарстан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ для работодателей Республики Татарстан по подготовке документов персонифицированного учета работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда за выслугу лет
Текст Комментария был опубликован в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан", N 7, июль 1999 г.