Комментарий Государственного комитета Республики Татарстан
по защите прав потребителей
"Об основных положениях постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 г. N 737 "О лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Татарстан", относящихся к компетенции Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей"
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.10.99 г. N 737 "О лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Татарстан" принято во исполнение Закона Республики Татарстан "О лицензировании" от 24 марта 1999 г. N 2054.
Постановлением утвержден Порядок ведения лицензионной деятельности в Республике Татарстан, Перечень органов государственного управления Республики Татарстан, осуществляющих полномочия по лицензированию конкретных видов деятельности, типовой бланк лицензии Республики Татарстан, перечень юридических и физических лиц, имеющих льготы при оплате лицензионных сборов на виды деятельности, лицензируемые Госкомитетом РТ по защите прав потребителей, Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, а также перечень актов Правительства Республики Татарстан, утративших силу, в связи с вступлением в силу Закона Республики Татарстан "О лицензировании".
Порядок устанавливает единые правила ведения лицензионной деятельности в Республике Татарстан, перечень документов, представляемых соискателями лицензий в лицензирующие органы, содержание (основные реквизиты) лицензии, срок действия, порядок выдачи, продления, переоформления, приостановления и аннулирования лицензии, размер лицензионного сбора за выдачу лицензии, максимальная величина которого ограничена десятикратным минимальным размером оплаты труда, установленного федеральным законом. Определен порядок осуществления лицензирующими органами надзорных и контрольных полномочий, а также порядок формирования и ведения реестра лицензий.
Постановлением утвержден Перечень 24 органов государственного управления Республики Татарстан, осуществляющих полномочия по лицензированию конкретных видов деятельности. Согласно данному Перечню за Госкомитетом Республики Татарстан по защите прав потребителей закреплено лицензирование следующих видов деятельности:
- розничная реализация продовольственных и непродовольственных товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами (по каждой группе подакцизных товаров);
- розничная реализация продовольственных товаров;
- розничная реализация непродовольственных товаров;
- производство продовольственных товаров;
- организация и содержание казино, тотализаторов и других игорных заведений;
- организация и проведение местных лотерей;
- рекламная деятельность;
- организация платных стоянок, хранения и парковки автотранспортных средств;
- деятельность ломбардов;
- заготовка и реализация пушно-мехового, овчинно-шубного и кожевенного сырья;
- содержание баров, ночных клубов и дискотек.
Полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности, ранее осуществляемые Госкомитетом Республики Татарстан по защите прав потребителей, возложены данным постановлением на другие министерства, госкомитеты и ведомства, а именно:
- Министерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан - оптовая реализация продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе оптовая реализация товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами (по каждой группе подакцизных товаров);
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - деятельность по оказанию ритуальных услуг;
- Госкомитет Республики Татарстан по кинематографии - публичный показ, распространение аудио-, кино- и видеопродукции;
- Госкомитет Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму - туристическая деятельность, в том числе международная.
В соответствии с пунктом 9 рассматриваемого постановления в целях разграничения полномочий между Госкомитетом и его территориальными подразделениями, Госкомитет своим распоряжением с 19 ноября 1999 года передал территориальным (районным, городским) комитетам по защите прав потребителей полномочия по лицензированию следующих видов деятельности:
розничной реализации продовольственных и непродовольственных товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами (табачных изделий и пива);
розничной реализации продовольственных товаров;
розничной реализации непродовольственных товаров;
производства продовольственных товаров;
заготовки и реализации пушно-мехового, овчинно-шубного и кожевенного сырья - в пределах одного административно-территориального района (города);
деятельности ломбардов;
содержания баров, ночных клубов и дискотек.
Кроме того, важную новеллу, в полной мере соответствующую интересам соискателей лицензий, содержит пункт 7 постановления. Согласно ему размеры тарифов взимаемых за экспертные заключения, выдаваемые министерствами, госкомитетами и ведомствами Республики Татарстан, не должны превышать одной десятой размера минимальной оплаты труда, установленного федеральным законом, при этом все указанные платежи полностью зачисляются в республиканский бюджет.
Положения о лицензировании вышеуказанных видов деятельности имеют ряд существенных отличий от ранее действовавшего порядка лицензирования, вытекающих из требований Закона Республики Татарстан "О лицензировании".
Положениями определен общий для всех видов деятельности 15-дневный срок рассмотрения заявления, который предусматривает не только проверку представленных заявителем документов, но и проведение при необходимости дополнительной, в том числе по требованию лицензиата, независимой экспертизы, решение по которой принимается в 7-дневный срок со дня получения экспертного заключения. Более короткие сроки устанавливаются при осуществлении торговой деятельности на рынках и других отведенных территориях - 5 календарных дней и 3 дня - при выдаче "разовой" лицензии.
Положения строго регламентируют перечень документов, представляемых соискателями лицензий в лицензирующие органы, который не подлежит расширительному толкованию. В этой связи требовать от соискателя лицензий представления других документов, не предусмотренных конкретным Положением, запрещается. Вместе с тем, в обязательный пакет документов, представляемых соискателями лицензии в лицензирующий орган для получения лицензий на розничную реализацию продовольственных товаров, непродовольственных товаров, в том числе товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами (табачных изделий и пива), наряду с другими документами входит и представление из налогового органа документа об отсутствии задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В случае наличия у соискателя лицензии такой задолженности, лицензирующий орган имеет право выдать лицензию только на срок, предусмотренный графиком погашения задолженности установленный налоговым органом.
В отличии от ранее действовавшей Методики расчета размеров лицензионного сбора Положениями установлены конкретные ставки лицензионных платежей, как по видам деятельности, так и в зависимости от срока действия лицензии. При этом взимание платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии отменяется, и соискатель лицензии оплачивает только лицензионный сбор.
Положениями установлены следующие ставки лицензионных сборов:
1. На розничную реализацию продовольственных товаров, непродовольственных товаров, в том числе товаров, облагаемых акцизами (табачные изделия и пиво):
на срок от 1 года до 3 лет - сумма, равная 10 установленным федеральным законом минимальным размерам оплаты труда;
на срок от 1 месяца до 1 года (на несколько месяцев) - сумма лицензионного сбора определяется путем деления 10-кратного минимального размера оплаты труда на 12 и умножения полученной суммы на количество месяцев, указанное в заявлении;
на срок менее месяца (при выдаче разовой лицензии) - сумма, равная одной десятой минимального размера оплаты труда в расчете на один день.
2. На производство продовольственных товаров, деятельность ломбардов, содержание ночных клубов и дискотек - в сумме, равной 10 установленным федеральным законом минимальным размерам оплаты труда.
3. На заготовку и реализацию пушно-мехового, овчинно-шубного и кожевенного сырья (лицензии, выданные районными и городскими комитетами по защите прав потребителей, действуют в пределах одного административно-территориального района) - в сумме, равной 7 установленным федеральным законом минимальным размерам оплаты труда.
Постановлением утвержден перечень юридических и физических лиц, имеющих льготы при оплате лицензионных сборов. В этой связи необходимо иметь ввиду# следующее:
1. В отличие от ранее действовавших льгот, новый перечень распространяется только на розничную реализацию продовольственных и непродовольственных товаров, кроме подакцизных (табачных, ювелирных изделий и пива).
2. В перечне конкретно оговариваются лица освобождаемые от получения лицензий, от оплаты лицензионных сборов и оплачивающие 50 процентов лицензионных платежей.
3. Перечень отменяет ранее действовавшие коэффициенты, предусмотренные для отдельных категорий предприятий, объектов и субъектов лицензирования, в том числе 2-кратный минимальный размер оплаты труда для предприятий и организаций систем Татреспотребсоюза, ОРСов министерств и ведомств (кроме расположенных в городах республиканского подчинения).
4. Льготы распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении ими лицензий с любым сроком действия, кроме разовых лицензий, выдаваемых на срок менее месяца. Из числа индивидуальных предпринимателей указанные льготы распространяются только на граждан Российской Федерации.
5. Отменена ранее действовавшая льгота, при которой стоимость лицензии для физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, определялась путем деления на 2 суммы оплаты за аналогичную лицензию, взимаемую с юридического лица.
Вместе с тем, отдельными Положениями предусмотрен и ряд дополнительных льгот, кроме вышеперечисленных.
1. Так, при лицензировании деятельности по розничной реализации товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами (табачных изделий и пива), а также по розничной реализации продовольственных и непродовольственных товаров не подлежит лицензированию и осуществляется без лицензий:
- деятельность по розничной реализации товаров с выносных лотков, прилавков, столов, шатров, установленных на территориях, непосредственно прилегающих к стационарным объектам торговли и/или общественного питания, имеющих лицензию на их розничную реализацию в объектах стационарной торговой сети (кроме реализации спиртосодержащей и алкогольной продукции);
- деятельность по продаже газет и журналов (периодической печати) в газетно-журнальных киосках.
2. При лицензировании деятельности по производству продовольственных товаров освобождаются от оплаты лицензионного сбора в течение первого года своей деятельности вновь организованные предприятия (кроме образованных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, занятые производством детского питания, хлеба и хлебобулочных изделий, молочной продукции.
Постановлением установлен общий для всех лицензируемых видов деятельности 3-х годичный срок действия лицензий. При этом выдача лицензий на меньший срок возможна только на основании личного заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя. Исключением из названного правила может быть только случай, когда иной срок прямо установлен Положением в отношении конкретного вида деятельности. В этой связи обращаем внимание, что на деятельность по производству продовольственных товаров, заготовку и реализацию пушно-мехового, овчинно-шубного и кожевенного сырья, деятельность ломбардов, содержание баров, ночных клубов и дискотек лицензии райгоркомитетами выдаются на срок не менее одного года.
Законом Республики Татарстан "О лицензировании" предусмотрен новый порядок аннулирования лицензий. В этой связи, в Положениях по лицензированию конкретных видов деятельности установлен порядок, согласно которому аннулирование лицензий осуществляется только в судебном порядке, на "основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией". Одновременно с подачей в суд заявления об аннулировании лицензии лицензирующий орган вправе приостановить действие соответствующей лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Кроме этого, Положениями предусмотрены три случая, при возникновении которых лицензия автоматически теряет силу и считается аннулированной:
- ликвидации юридического лица;
- прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации, кроме реорганизации в форме преобразования в другую организационно-правовую форму;
- прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Данное положение касается как вновь выдаваемых лицензий, так и ранее выданных лицензий, отношения по аннулированию которых могут возникнуть в будущем.
Вместе с тем, судебный порядок лишения юридического лица, индивидуального предпринимателя права занятия лицензируемой деятельностью не распространяется на процедуру приостановления лицензий. Применение этой санкции к лицензиатам по-прежнему находится в компетенции лицензирующего органа. Лицензирующий орган, принимая решение о приостановлении действия лицензии, обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать 6 месяцев. В случае устранения таких обстоятельств лицензирующий орган обязан возобновить действие лицензии путем принятия специального решения об этом. Если же по истечению указанного периода нарушения так и не были лицензиатом устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Предъявление такого иска является не правом, а обязанностью органа, выдавшего лицензию. По Федеральному закону "О государственной пошлине" органы, обратившиеся в суд с защитой государственных и общественных интересов (в данном случае в целях пресечения неправомерной деятельности хозяйствующего субъекта), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В положениях (пункт 15) подтвержден порядок, при котором лицензии, выданные Госкомитетом, предоставляют право лицензиатам осуществлять торговую деятельность на всей территории республики, если они торгуют в местах, установленных решениями местных администраций. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели оплачивают только рыночный сбор в соответствии с порядком, установленным решением местной администрации.
Определен (пункт 17) перечень обязательных условий для осуществления деятельности по розничной реализации продовольственных и непродовольственных товаров, кроме условий по соблюдению законодательства по защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных правил и норм, в нем предусмотрено следующие:
наличие ассортиментного перечня товаров, утвержденного в установленном порядке;
наличие документа Татарского центра стандартизации, метрологии и сертификации о государственной поверке весоизмерительного оборудования;
по обязательному информированию покупателей о сертификации реализуемой продукции;
наличие на каждую партию товара товарно-сопроводительной документации, содержащей сведения об изготовителе и качестве товара, источнике его поступления.
Начальник отдела координации
деятельности лицензионных органов |
В.Л.Аполлонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий Госкомитета РТ по защите прав потребителей "Об основных положениях постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 октября 1999 г. N 737 "О лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Татарстан", относящихся к компетенции Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей"
Текст Комментария был опубликован в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан", N 11, ноябрь 1999 г.