Письмо Управления Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Республике Татарстан
от 30 ноября 1999 г. N 14-01-07/13115
"О порядке привлечения к административной ответственности за
правонарушения в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Госналогинспекции по районам и городам
В связи с введением в действие с 13.08.99 Федерального закона от 08.07.99 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Управление Министерства РФ по налогам и сборам по РТ считает необходимым дать следующее разъяснение.
Согласно Конституции Российской Федерации административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2). Из этих основополагающих конституционных принципов следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы в области административных правонарушений, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения. При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции. С принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с ним. Данная правовая позиция нашла отражение в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1995 года и от 1 февраля 1996 года, принятых в связи с запросами Калининградской областной Думы и Администрации Читинской области, а также в ряде других решений, сохраняющих свою силу.
При возникновении споров, связанных с введением субъектом Российской Федерации административной ответственности, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривающие конкретные дела, в соответствии со статьями 120 (часть 2), 76 (части 3, 5 и 6) Конституции Российской Федерации правомочны решать, какой закон - федеральный или субъекта Российской Федерации подлежит применению в случаях противоречия между ними, обнаружения пробелов в правовом регулировании либо фактической утраты правовой нормы, не отмененной в установленном порядке, юридической силы.
Федеральный Закон не содержит норм об ответственности должностных лиц организаций, исходя из чего можно предположить, что в указанной части (в части привлечения к административной ответственности должностных лиц организации) подлежат применению нормы Закона РТ от 16.01.97 N 1000 "Об административной ответственности за нарушения в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Анализ конкретного содержания положений Федерального закона и Закона Республики позволяет сделать вывод о том, что полномочиями по рассмотрению административных правонарушений, предусмотренных ст.2 Федерального Закона и соответственно ч.2 ст.3 Закона РТ - производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляемое без соответствующей лицензии, либо с нарушением условий соответствующей лицензии, наделены налоговые органы и госалкогольинспекция. Учитывая, что Федеральный закон предусматривает в качестве субъекта административной ответственности юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, а закон РТ - соответственно должностных лиц организации, применению на территории Республики Татарстан подлежат оба приведенных закона. Исходя из чего при проведении проверок и выявлении указанных выше правонарушений, должностным лицам налоговых органов следует привлекать к административной ответственности юридическое лицо в соответствии с положениями Федерального закона, а должностных лиц - в соответствии с положениями Закона РТ. Что касается привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя, то решение вопроса о применении по отношению к последнему мер ответственности, предусмотренных либо федеральным, либо республиканским законодательством находится в компетенции руководителя налогового органа. При этом в случае проведения совместных проверок с органами госалкогольинспекции должностным лицам налоговых органов следует привлекать к административной ответственности юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в соответствии с положениями Федерального Закона, в то время как руководителем госалкогольинспекции может быть принято решение о привлечении к административной ответственности должностного лица, виновного в совершении рассматриваемого правонарушения, в соответствии с положениями упомянутого Закона РТ.
Упомянутым Федеральным законом предусмотрено, что налоговыми органами рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.2, 5, 6, 10, 11 (см.таблицу).
Производство по делам о правонарушениях в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, как в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и в отношении физических лиц ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководитель Управления Министерства
Российской Федерации по налогам и
сборам по Республике Татарстан |
Р.Ш.Хайров |
Меры административной ответственности, предусмотренные Федеральным законом от 08.07.99 г. N 143-ФЗ и подлежащие применению с 13.08.99 г.
Основание | Норма | Субъект | Санкция | Уполномоченные органы |
Примечание |
П.1 ст.2 | Осуществление деятельности без лицензии |
Организация, предпринима- тель |
Штраф от 500 до 1000 МРОТ, с конфискацией продукции,обо- рудования и сырья |
Налоговые ор- ганы |
Порядок и условия получения лицензии установлены в гла- ве 3 Федерального закона от 07.01.99 N 18-ФЗ "О госу- дарственном регулировании производства и оборота эти- лового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук- ции", а также в Федеральном законе от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицен- зии на производство и обо- рот этилового спирта, спир- тосодержащей и алкогольной продукции" При наличии определенных условий это нарушение может являться преступлением (ст. 171 УК РФ) |
П.2 ст.2 | Нарушение ус- ловий лицензии |
Организация, предпринима- тель |
Штраф от 300 до 500 МРОТ, с конфискацией продукции или без нее |
Налоговые ор- ганы |
См.выше |
Ст.5 | Промышленное производство этилового спи- рта без соот- ветствующих лицензий и квот |
Организация | Штраф от 300 до 1000 МРОТ с конфискацией спирта, произ- веденного сверх квоты |
Налоговые ор- ганы |
Правила выдачи квот на про- изводство этилового спирта из всех видов сырья, дена- турированного спирта и спи- ртосодержащих растворов ут- верждены Постановлением Правительства РФ от 03.11. 98 N 1292 |
П.1 ст.6 | Поставки эти- лового спирта лицу, не имею- щему соответс- твующих лицен- зий и квот на закупку |
Организация | Штраф от 300 до 1000 МРОТ с конфискацией спирта |
Налоговые ор- ганы |
Порядок квотирования закуп- ки этилового спирта утверж- ден Постановлением Правите- льства РФ от 08.02.96 N 129 |
П.2 ст.6 | Закупка этило- вого спирта без соответс- твующих лицен- зий и квот |
Организация | Штраф от 300 до 1000 МРОТ с конфискацией спирта, закуп- ленного сверх квоты |
Налоговые ор- ганы |
См.выше |
П.1 ст.10 | Выпуск алкого- льной продук- ции без марки- ровки |
Организация- производитель |
Штраф от 200 до 500 МРОТ с конфискацией продукции |
Налоговые ор- ганы, органы внутренних дел (милиции), ор- ганы налоговой полиции |
Постановления Правительства РФ от 12.07.99 N 797, от 22.03.99 N 320, от 27.12.97 N 1628, от 27.12.96 N 1572 |
П.2 ст.10 | Купля-продажа, хранение или перевозка ал- когольной про- дукции без ма- ркировки |
Организация либо предпри- ниматель |
Штраф от 200 до 500 МРОТ с конфискацией продукции |
Налоговые ор- ганы, органы внутренних дел (милиции), ор- ганы налоговой полиции |
См.выше |
Ст.11 | Искажение и (или) непредс- тавление в ус- тановленные сроки деклара- ции об объеме производства или оборота этилового спи- рта, алкоголь- ной и спирто- содержащей продукции |
Организация | Штраф от 200 до 500 МРОТ |
Налоговые ор- ганы |
Положение о декларировании установлено Правительством РФ от 25.05.99 N 564 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РТ от 30 ноября 1999 г. N 14-01-07/13115 "О порядке привлечения к административной ответственности за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Текст письма опубликован в газете "Налоговые известия" N 10 от 30 ноября 1999 г.