Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 22 октября 1996 г. N 900
"Об утверждении Типовых правил пользования лесным фондом
Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях и
нормативов платы за пользование участками лесного фонда"
27 апреля 1998 г.
Во исполнение постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года N 2195-XII "О порядке введения в действие Лесного кодекса Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Типовые правила пользования лесным фондом Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях в Республике Татарстан.
2. Утвердить нормативы платы за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях в Республике Татарстан на 1996 год согласно приложению.
3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.07.94 г. N 349 "Об утверждении Временного положения о порядке передачи в аренду участков лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях".
См. также Правила пользования лесопарковой зоной города Казани в культурно-оздоровительных целях и нормативы платы за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях в лесопарковой зоне города Казани в расчете на 1 гектар общей площади, утвержденные Постановлением Главы администрации г.Казани от 15 октября 1997 г. N 2055
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Нормативы
платы за пользование участками лесного фонда в
культурно-оздоровительных целях в Республике
Татарстан в расчете на 1 гектар общей площади
(утв. постановлением КМ РТ от 22 октября 1996 г. N 900)
1. Долгосрочное пользование (аренда)
хвойные насаждения |
2,5 млн.руб./год |
2. Краткосрочное пользование
установка палаток и палаточных лагерей |
30 тыс.руб./сутки |
проведение праздничных, спортивных,
туристических мероприятий, слетов
и конкурсов |
300 тыс.руб./сутки |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Постановлением КМ РТ от 27 апреля 1998 г. N 216 в настоящие Типовые правила внесены изменения
Типовые правила
пользования лесным фондом Республики Татарстан
в культурно-оздоровительных целях
(утв. постановлением КМ РТ от 22 октября 1996 г. N 900)
27 апреля 1998 г.
См. также Правила экологической безопасности при использовании лесного фонда в культурно-оздоровительных целях, утвержденные Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ от 23 июля 1999 года N 561
1. Общие положения
1. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных (рекреационных) целях является видом лесопользования в интересах укрепления здоровья и удовлетворения эстетических потребностей человека.
К рекреационным лесам относятся леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов, леса национального парка "Нижняя Кама", городские леса, зоны санитарной охраны курортов, зеленые зоны лечебно-оздоровительных учреждений (домов отдыха, санаториев, пансионатов, детских, подростковых лагерей и других).
Ведение лесного фонда в этих лесах должно быть направлено на создание условий для массового спортивно-оздоровительного отдыха, обеспечения долговечности и устойчивости лесонасаждений.
2. Типовые правила пользования лесным фондом Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях разработаны в соответствии с Лесным кодексом Республики Татарстан, Основами лесного законодательства Российской Федерации, Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 712 и регулируют отношения между владельцами лесного фонда и лесопользователями в целях создания условий для организации отдыха и рационального неистощительного пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты.
3. Осуществление пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных целях предусматривает:
пребывание граждан в лесах для неорганизованного отдыха;
краткосрочное пользование участками лесного фонда;
организацию стационарных баз, домов отдыха, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, кемпингов, спортивных, молодежных, детских, подростковых лагерей, дачных кооперативов на специально закрепленных (отведенных) территориях.
Осуществлять пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях могут юридические лица, в том числе иностранные и физические лица, обладающие этим правом в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
4. Участки лесного фонда для организованного пользования в культурно-оздоровительных целях могут предоставляться в краткосрочное пользование сроком до 1 года или в долгосрочное пользование (аренду) сроком до 50 лет. До истечения установленного срока пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
2. Пребывание граждан в лесах
Все граждане пользуются правом пребывания в лесах для неорганизованного отдыха, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов леса, лекарственного сырья.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок, повреждений и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов мусором, разорения муравейников, гнезд птиц, а также вести сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, лекарственных растений в сроки и способами, не наносящими ущерба их воспроизводству.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в установленном порядке в интересах пожарной безопасности и ведения лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных парков и в других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования.
3. Порядок краткосрочного пользования участками лесного фонда
3.1. Под размещение палаточных лагерей, проведение слетов, спортивных, праздничных и других мероприятий предоставление участков лесного фонда в культурно-оздоровительных целях производится в краткосрочное пользование.
3.2. Предоставление участков лесного фонда в такое пользование производится владельцами лесного фонда юридическим и физическим лицам по лесному билету. При этом рубка леса и строительство капитальных сооружений не допускается.
3.3. После окончания срока пользования участки лесного фонда возвращаются владельцу лесного фонда в состоянии, пригодном для использования в лесном хозяйстве.
4. Порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных
целях и организации стационарных баз отдыха и лечебно-оздоровительных
учреждений на территории лесного фонда
4.1. Под устройство стационарных баз отдыха, объектов физической культуры, спорта, туризма, лечебно-оздоровительных учреждений предоставление участков лесного фонда производится юридическим лицам в долгосрочное пользование на условиях аренды в соответствии с настоящими Правилами.
4.2. Юридические лица для получения участков лесного фонда в долгосрочное пользование в культурно-оздоровительных целях направляют в районную администрацию, на территории которой находятся испрашиваемые участки, и соответствующему владельцу лесного фонда письменное заявление с указанием местоположения участков лесного фонда, испрашиваемых в аренду, целях, сроках и объемах лесопользования. Приводятся сведения о лесопользователе, необходимые для оформления лицензии и договора аренды.
4.3. Районная администрация в месячный срок создает комиссию с участием заинтересованных организаций по выбору участков лесного фонда для долгосрочного пользования в культурно-оздоровительных целях. Владельцы лесного фонда с учетом заключения комиссии готовят на испрашиваемые участки акт технического обследования и абрис.
После получения акта выбора участка районной комиссией и акта технического обследования с положительным заключением владельца лесного фонда заявитель запрашивает справку о наличии на испрашиваемой территории полезных ископаемых, а также разрабатывает сам или заказывает соответствующей проектной организации генеральный план застройки участков лесного фонда.
Перечисленные документы и генеральный план застройки участков, согласованный с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, представляются на рассмотрение в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, которое готовит по нему письменное заключение. Положительное заключение Министерства лесного хозяйства является основанием для оформления решения районного Совета народных депутатов на передачу участков в долгосрочное пользование (аренду).
Оформление передачи участков лесного фонда в долгосрочное пользование в культурно-оздоровительных целях производится на основании специального разрешительного документа-лицензии, которая выдается владельцем лесного фонда.
После оформления лицензии составляется договор аренды участков лесного фонда, в котором указывается характеристика и состояние передаваемых в пользование участков по данным лесоустройства, для каких целей производится передача, права и обязанности владельца лесного фонда и лесопользователя по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, условия использования участка и возврата после истечения срока аренды. Указываются условия, сроки взимания арендной платы, порядок возмещения возможного ущерба. Договор подписывается владельцем лесного фонда (арендодателем) и лесопользователем (арендатором), регистрируется в районной администрации.
4.4. Размеры участков лесного фонда, предоставляемых в долгосрочное пользование, определяются владельцами лесного фонда с учетом установленных норм пользования.
4.5. При передаче участков лесного фонда в долгосрочное пользование юридическим лицам под строительство баз и домов отдыха, санаториев, профилакториев, туристических баз и кемпингов, спортивных, молодежных и детских, подростковых лагерей, дачных кооперативов и других объектов со строительством капитальных сооружений (здания, домики для отдыха, спортивные сооружения, дороги и площадки с твердым покрытием, автостоянки и др.) они обязаны возместить потери и убытки лесохозяйственного производства за фактически застраиваемую площадь.
4.6. Юридические лица, которым участки лесного фонда под строительство объектов отдыха, туризма, физкультуры и спорта в установленном порядке по решениям правительств Российской Федерации и Республики Татарстан отведены до 1 сентября 1996 года, потери и убытки лесохозяйственного производства возмещают в случаях реконструкции или дополнительного строительства объектов отдыха. Разрешение на такое строительство выдается владельцем лесного фонда по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
4.7. Юридические лица, использующие участки лесного фонда в культурно-оздоровительных целях, обязаны заключить с владельцами лесного фонда договора на долгосрочное пользование (аренду) этих участков и оформить лицензии до 1 апреля 1997 года.
При этом дополнительного согласования с республиканскими органами охраны окружающей среды и природных ресурсов и лесного хозяйства не требуется.
4.8. При изменении организационно-правовой формы лесопользователя (юридического лица) путем реорганизации, слияния, присоединения, выделения, преобразования и изменения наименования юридического лица, при переходе права владения (пользования) строениями, за ними сохраняется право пользования лесным фондом с переоформлением ранее выданной лицензии на долгосрочное пользование (аренду).
4.9. Не допускается передача лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) в культурно-оздоровительных и рекреационных целях на территории заповедников, лесных памятников природы и природных заказников, особо-защитных участков, охранных зон магистральных нефтегазопроводов, а также насаждений, подверженных усыханию или сильному антропогенному воздействию.
4.10. На территории национального парка "Нижняя Кама" допускается передача в долгосрочное пользование (аренду) на участках лесного фонда, фактически освоенных под учреждения отдыха до его создания (1991 г.). Передача новых участков под эти цели запрещается.
4.11. Лесная охрана лесхозов (лесхоза-техникума и национального парка "Нижняя Кама") осуществляет контроль за состоянием и использованием по назначению участков, переданных предприятиям, учреждениям и организациям в пользование для целей отдыха, и принимает участие в работе комиссий районных (городских) администраций по приемке учреждений отдыха к весенне-летнему сезону. В процессе работы комиссий вносятся предложения по устранению недостатков и нарушений в использовании земель лесного фонда, а также обеспечения работ по противопожарной и природоохранной пропаганде, и мероприятий по улучшению санитарного состояния лесов как на арендуемых, так и смежных с ними участках лесного фонда.
4.12. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях является платным. Со всех юридических и физических лиц, имеющих участки лесного фонда в краткосрочном пользовании, взимается плата за пользование лесными ресурсами, а при долгосрочном пользовании (аренде) - ежегодная арендная плата.
Исчисление платы за пользование природными ресурсами и арендной платы производится владельцами лесного фонда с учетом породного состава и продолжительности пользования участками лесного фонда.
30% размера от платы за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях перечисляется в бюджет районов по месту расположения учреждений отдыха. 70% размера арендной платы и платы за пользование природными ресурсами перечисляется лесхозу (лесхозу-техникуму, национальному парку "Нижняя Кама") для возмещения затрат на ведение лесного хозяйства, воспроизводство, охрану и защиту лесов, благоустройство территории лесного фонда в лесах зеленых зон, а также на авиапатрулирование и борьбу с лесными пожарами.
4.13. При передаче участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) под детские дошкольные учреждения, подростковые клубы (объединения), детские оздоровительные лагеря (центры) органам образования, органам по делам молодежи и другим бюджетным организациям плату за пользование лесными ресурсами (арендная плата) не взимать.
5. Права и обязанности владельца лесного фонда
5.1. Владелец лесного фонда имеет право:
осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательства и настоящих Правил пользования на арендуемых участках лесного фонда;
привлекать силы и средства лесопользователя (арендатора) в соответствии с решением местных органов власти и управления для ликвидации лесных пожаров;
предъявлять лесопользователю (арендатору) иски о возмещении ущерба, причиненного им лесному хозяйству;
приостанавливать аренду участков лесного фонда при несоблюдении лесопользователем требований настоящих Правил и Лесного кодекса Республики Татарстан, а также в случаях невнесения в установленные сроки арендной платы за пользование участками лесного фонда;
расторгать договор на аренду лесного фонда в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации или вносить предложения по пересмотру условий договора на аренду при несоблюдении лесопользователем лесного законодательства и Правил пользования в культурно-оздоровительных целях;
согласовывать лесопользователю (арендатору) места размещения строительства объектов отдыха, спортивных площадок и сооружений, дорог, линий связи, ЛЭП, канализации и других объектов, необходимых для организации и осуществления лесопользования, в соответствии с договором аренды и лицензий.
5.2. Владелец лесного фонда обязан:
проводить по согласованию с лесопользователем (арендатором) клеймение и назначение под выборочно-санитарные рубки и рубки ухода за лесом сухостойную, усыхающую, валежную, ветровальную древесину, а также деревьев, требующих рубки по лесоводственным критериям, на арендуемых участках лесного фонда;
выдавать лесопользователю лесорубочные билеты (ордера), лесные билеты на отпуск назначенных в рубку деревьев и предусмотренные лицензией виды лесных пользований;
возмещать лесопользователю затраты за выполненные лесохозяйственные и лесовосстановительные работы, предусмотренные лицензией и договором аренды по действующим расценкам после приемки владельцем лесного фонда выполненных работ;
предоставлять лесопользователю лесоустроительные материалы за дополнительную плату;
принимать совместно с районным (городским) Советом народных депутатов участие в рассмотрении разногласий, возникающих между арендатором и другими лесопользователями, на арендуемых участках лесного фонда;
не менее 2 раз в год осматривать места пользования лесопользователя (арендатора) и 50-метровой зоны вокруг для проверки соблюдения лесного законодательства и условий договора;
возмещать по решению суда ущерб, нанесенный лесопользователю (арендатору) в результате неправомерного приостановления пользования участками лесного фонда.
6. Права и обязанности лесопользователя
6.1. Лесопользователь имеет право:
осуществлять только те виды лесных пользований, которые ему разрешены, в пределах предоставленных участков, в размерах и сроки, указанных в разрешительных документах;
пользоваться за отдельную плату лесоустроительный документацией;
вносить предложения по пересмотру условий лицензии и договора аренды;
со дня заключения договора о долгосрочном пользовании участками лесного фонда после возмещения убытков и потерь лесохозяйственного производства приступать к возведению в местах, согласованных владельцем лесного фонда, и в соответствии с генеральным планом застройки участков, зданий и сооружений, домиков для отдыха, устройство дорог и троп, лесной мебели, мест отдыха, стоянок автотранспорта, лодочных причалов и др. Для этих целей должны использоваться, как правило, не покрытые лесом земли. В отдельных случаях допускается рубка отдельных деревьев с оформлением лесорубочных билетов.
6.2. Лесопользователь обязан:
осуществлять пользование в соответствии с целями и требованиями, предусмотренными в разрешительных документах, способами, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов и окружающей среды в целом;
соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, выполнять на переданных в аренду и смежных территориях лесного фонда противопожарные мероприятия, а в случаях возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение;
не допускать повреждения и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов строительным и бытовым мусором, уничтожения полезной для леса фауны, сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные им граничные и указательные столбы и знаки, лесоосушительные канавы, дороги и просеки в лесном фонде;
организовывать проезд транспортных средств только по дорогам, где это не запрещено, а стоянку и мойку - только на специально оборудованных площадях;
соблюдать санитарные нормы, выполнять другие требования, установленные настоящими Правилами, выполнять предписания должностных лиц государственной лесной охраны, инспекторов охраны окружающей природной среды, данные в пределах их компетенции, по устранению недостатков и нарушений лесного, земельного и природоохранного законодательства, допущенных лесопользователем;
приводить за свой счет в состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению, нарушенные им участки лесного фонда;
своевременно и в установленном порядке вносить арендную плату.
7. Ответственность за нарушение правил
Лесопользователи, виновные в незаконной порубке деревьев и кустарников, уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, нарушений требований пожарной безопасности в лесах, уничтожении или повреждении лесных культур, молодняков естественного происхождения, в засорении лесов, использовании участков не по назначению, а также в других нарушениях лесного, природоохранного, земельного законодательства и настоящих Правил обязаны возмещать причиненный ущерб и несут ответственность в соответствии с законодательством.
8. Контроль за соблюдением правил
8.1. Владельцы лесного фонда обязаны систематически контролировать соблюдение лесопользователями настоящих Правил. При выявлении нарушений принимать соответствующие меры по привлечению виновных к установленной законодательством и настоящими Правилами ответственности, возмещению ущерба лесному хозяйству и устранению нарушений.
8.2. Контроль за соблюдением настоящих Правил владельцами лесного фонда и лесопользователями осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
9. Порядок разрешения споров
Все споры, связанные с настоящими Правилами, рассматриваются и разрешаются Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан в пределах его компетенции, судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством.
См. также Правила пользования лесопарковой зоной города Казани в культурно-оздоровительных целях и нормативы платы за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях в лесопарковой зоне города Казани в расчете на 1 гектар общей площади, утвержденные Постановлением Главы администрации г.Казани от 15 октября 1997 г. N 2055
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 22 октября 1996 г. N 900 "Об утверждении Типовых правил пользования лесным фондом Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях и нормативов платы за пользование участками лесного фонда"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 8, апрель 2003 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 21 февраля 2005 г. N 101
Постановление КМ РТ от 10 апреля 2000 г. N 251
Постановление КМ РТ от 28 апреля 1999 г. N 263
Постановление КМ РТ от 27 апреля 1998 г. N 216