Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 22 октября 1996 г. N 900
"Об утверждении Типовых правил пользования лесным фондом
Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях и
нормативов платы за пользование участками лесного фонда"
27 апреля 1998 г., 28 апреля 1999 г. 10 апреля 2000 г.
Во исполнение постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года N 2195-XII "О порядке введения в действие Лесного кодекса Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Типовые правила пользования лесным фондом Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях в Республике Татарстан.
2. Утвердить нормативы платы за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях в Республике Татарстан на 1996 год согласно приложению.
3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.07.94 г. N 349 "Об утверждении Временного положения о порядке передачи в аренду участков лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях".
См. также Правила пользования лесопарковой зоной города Казани в культурно-оздоровительных целях и нормативы платы за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях в лесопарковой зоне города Казани в расчете на 1 гектар общей площади, утвержденные Постановлением Главы администрации г.Казани от 15 октября 1997 г. N 2055
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Нормативы
платы за пользование участками лесного фонда в
культурно-оздоровительных целях в Республике
Татарстан в расчете на 1 гектар общей площади
(утв. постановлением КМ РТ от 22 октября 1996 г. N 900)
1. Долгосрочное пользование (аренда)
хвойные насаждения |
2,5 млн.руб./год |
2. Краткосрочное пользование
установка палаток и палаточных лагерей |
30 тыс.руб./сутки |
проведение праздничных, спортивных,
туристических мероприятий, слетов
и конкурсов |
300 тыс.руб./сутки |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Постановлением КМ РТ от 10 апреля 2000 г. N 251 в настоящие Типовые правила внесены изменения
Типовые правила
пользования лесным фондом Республики Татарстан
в культурно-оздоровительных целях
(утв. постановлением КМ РТ от 22 октября 1996 г. N 900)
27 апреля 1998 г., 28 апреля 1999 г. 10 апреля 2000 г.
См. также Правила экологической безопасности при использовании лесного фонда в культурно-оздоровительных целях, утвержденные Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ от 23 июля 1999 года N 561
1. Общие положения
1. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных (рекреационных) целях является видом лесопользования в интересах укрепления здоровья и удовлетворения эстетических потребностей человека.
К рекреационным лесам относятся леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов, леса национального парка "Нижняя Кама", городские леса, зоны санитарной охраны курортов, зеленые зоны лечебно-оздоровительных учреждений (домов отдыха, санаториев, пансионатов, детских, подростковых лагерей и других).
Ведение лесного фонда в этих лесах должно быть направлено на создание условий для массового спортивно-оздоровительного отдыха, обеспечения долговечности и устойчивости лесонасаждений.
2. Типовые правила пользования лесным фондом Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях разработаны в соответствии с Лесным кодексом Республики Татарстан, Основами лесного законодательства Российской Федерации, Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 712 и регулируют отношения между владельцами лесного фонда и лесопользователями в целях создания условий для организации отдыха и рационального неистощительного пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты.
3. Осуществление пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных целях предусматривает:
пребывание граждан в лесах для неорганизованного отдыха;
краткосрочное пользование участками лесного фонда;
организацию стационарных баз, домов отдыха, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, кемпингов, спортивных, молодежных, детских, подростковых лагерей, дачных кооперативов на специально закрепленных (отведенных) территориях.
Осуществлять пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях могут юридические лица, в том числе иностранные и физические лица, обладающие этим правом в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
4. Участки лесного фонда для организованного пользования в культурно-оздоровительных целях могут предоставляться в краткосрочное пользование сроком до 1 года или в долгосрочное пользование (аренду) сроком до 50 лет. До истечения установленного срока пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
2. Пребывание граждан в лесах
Все граждане пользуются правом пребывания в лесах для неорганизованного отдыха, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов леса, лекарственного сырья.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок, повреждений и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов мусором, разорения муравейников, гнезд птиц, а также вести сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, лекарственных растений в сроки и способами, не наносящими ущерба их воспроизводству.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в установленном порядке в интересах пожарной безопасности и ведения лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных парков и в других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования.
3. Порядок краткосрочного пользования участками лесного фонда
3.1. Под размещение палаточных лагерей, проведение слетов, спортивных, праздничных и других мероприятий предоставление участков лесного фонда в культурно-оздоровительных целях производится в краткосрочное пользование.
3.2. Предоставление участков лесного фонда в такое пользование производится владельцами лесного фонда юридическим и физическим лицам по лесному билету. При этом рубка леса и строительство капитальных сооружений не допускается.
3.3. После окончания срока пользования участки лесного фонда возвращаются владельцу лесного фонда в состоянии, пригодном для использования в лесном хозяйстве.
4. Порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных
целях и организации стационарных баз отдыха и лечебно-оздоровительных
учреждений на территории лесного фонда
4.1. Под устройство стационарных баз отдыха, объектов физической культуры, спорта, туризма, лечебно-оздоровительных учреждений предоставление участков лесного фонда производится юридическим лицам в долгосрочное пользование на условиях аренды в соответствии с настоящими Правилами.
4.2. Юридические лица для получения участков лесного фонда в долгосрочное пользование в культурно-оздоровительных целях направляют в районную администрацию, на территории которой находятся испрашиваемые участки, и соответствующему владельцу лесного фонда письменное заявление с указанием местоположения участков лесного фонда, испрашиваемых в аренду, целях, сроках и объемах лесопользования. Приводятся сведения о лесопользователе, необходимые для оформления лицензии и договора аренды.
4.3. Районная администрация в месячный срок создает комиссию с участием заинтересованных организаций по выбору участков лесного фонда для долгосрочного пользования в культурно-оздоровительных целях. Владельцы лесного фонда с учетом заключения комиссии готовят на испрашиваемые участки акт технического обследования и абрис.
После получения акта выбора участка районной комиссией и акта технического обследования с положительным заключением владельца лесного фонда заявитель запрашивает справку о наличии на испрашиваемой территории полезных ископаемых, а также разрабатывает сам или заказывает соответствующей проектной организации генеральный план застройки участков лесного фонда.
Перечисленные документы и генеральный план застройки участков, согласованный с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, представляются на рассмотрение в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, которое готовит по нему письменное заключение. Положительное заключение Министерства лесного хозяйства является основанием для оформления решения районного Совета народных депутатов на передачу участков в долгосрочное пользование (аренду).
Оформление передачи участков лесного фонда в долгосрочное пользование в культурно-оздоровительных целях производится на основании специального разрешительного документа-лицензии, которая выдается владельцем лесного фонда.
После оформления лицензии составляется договор аренды участков лесного фонда, в котором указывается характеристика и состояние передаваемых в пользование участков по данным лесоустройства, для каких целей производится передача, права и обязанности владельца лесного фонда и лесопользователя по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, условия использования участка и возврата после истечения срока аренды. Указываются условия, сроки взимания арендной платы, порядок возмещения возможного ущерба. Договор подписывается владельцем лесного фонда (арендодателем) и лесопользователем (арендатором), регистрируется в районной администрации.
4.4. Размеры участков лесного фонда, предоставляемых в долгосрочное пользование, определяются владельцами лесного фонда с учетом установленных норм пользования.
4.5. При передаче участков лесного фонда в долгосрочное пользование юридическим лицам под строительство баз и домов отдыха, санаториев, профилакториев, туристических баз и кемпингов, спортивных, молодежных и детских, подростковых лагерей, дачных кооперативов и других объектов со строительством капитальных сооружений (здания, домики для отдыха, спортивные сооружения, дороги и площадки с твердым покрытием, автостоянки и др.) они обязаны возместить потери и убытки лесохозяйственного производства за фактически застраиваемую площадь.
4.6. Юридические лица, которым участки лесного фонда под строительство объектов отдыха, туризма, физкультуры и спорта в установленном порядке по решениям правительств Российской Федерации и Республики Татарстан отведены до 1 сентября 1996 года, потери и убытки лесохозяйственного производства возмещают в случаях реконструкции или дополнительного строительства объектов отдыха. Разрешение на такое строительство выдается владельцем лесного фонда по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
4.7. Юридические лица, использующие участки лесного фонда в культурно-оздоровительных целях, обязаны заключить с владельцами лесного фонда договора на долгосрочное пользование (аренду) этих участков и оформить лицензии до 1 апреля 1997 года.
При этом дополнительного согласования с республиканскими органами охраны окружающей среды и природных ресурсов и лесного хозяйства не требуется.
4.8. При изменении организационно-правовой формы лесопользователя (юридического лица) путем реорганизации, слияния, присоединения, выделения, преобразования и изменения наименования юридического лица, при переходе права владения (пользования) строениями, за ними сохраняется право пользования лесным фондом с переоформлением ранее выданной лицензии на долгосрочное пользование (аренду).
4.9. Не допускается передача лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) в культурно-оздоровительных и рекреационных целях на территории заповедников, лесных памятников природы и природных заказников, особо-защитных участков, охранных зон магистральных нефтегазопроводов, а также насаждений, подверженных усыханию или сильному антропогенному воздействию.
4.10. На территории национального парка "Нижняя Кама" допускается передача в долгосрочное пользование (аренду) на участках лесного фонда, фактически освоенных под учреждения отдыха до его создания (1991 г.). Передача новых участков под эти цели запрещается.
4.11. Лесная охрана лесхозов (лесхоза-техникума и национального парка "Нижняя Кама") осуществляет контроль за состоянием и использованием по назначению участков, переданных предприятиям, учреждениям и организациям в пользование для целей отдыха, и принимает участие в работе комиссий районных (городских) администраций по приемке учреждений отдыха к весенне-летнему сезону. В процессе работы комиссий вносятся предложения по устранению недостатков и нарушений в использовании земель лесного фонда, а также обеспечения работ по противопожарной и природоохранной пропаганде, и мероприятий по улучшению санитарного состояния лесов как на арендуемых, так и смежных с ними участках лесного фонда.
4.12. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях является платным. Со всех юридических и физических лиц, имеющих участки лесного фонда в краткосрочном пользовании, взимается плата за пользование лесными ресурсами, а при долгосрочном пользовании (аренде) - ежегодная арендная плата.
Исчисление платы за пользование природными ресурсами и арендной платы производится владельцами лесного фонда с учетом породного состава и продолжительности пользования участками лесного фонда.
30% размера от платы за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях перечисляется в бюджет районов по месту расположения учреждений отдыха. 70% размера арендной платы и платы за пользование природными ресурсами перечисляется лесхозу (лесхозу-техникуму, национальному парку "Нижняя Кама") для возмещения затрат на ведение лесного хозяйства, воспроизводство, охрану и защиту лесов, благоустройство территории лесного фонда в лесах зеленых зон, а также на авиапатрулирование и борьбу с лесными пожарами.
4.13. При передаче участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) для детских дошкольных учреждений, подростковых клубов (объединений), детских оздоровительных лагерей (центров) органам образования, органам здравоохранения, органам по делам детей и молодежи и молодежным общественным организациям, другим бюджетным организациям плату за пользование лесными ресурсами (арендную плату) не взимать.
5. Права и обязанности владельца лесного фонда
5.1. Владелец лесного фонда имеет право:
осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательства и настоящих Правил пользования на арендуемых участках лесного фонда;
привлекать силы и средства лесопользователя (арендатора) в соответствии с решением местных органов власти и управления для ликвидации лесных пожаров;
предъявлять лесопользователю (арендатору) иски о возмещении ущерба, причиненного им лесному хозяйству;
приостанавливать аренду участков лесного фонда при несоблюдении лесопользователем требований настоящих Правил и Лесного кодекса Республики Татарстан, а также в случаях невнесения в установленные сроки арендной платы за пользование участками лесного фонда;
расторгать договор на аренду лесного фонда в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации или вносить предложения по пересмотру условий договора на аренду при несоблюдении лесопользователем лесного законодательства и Правил пользования в культурно-оздоровительных целях;
согласовывать лесопользователю (арендатору) места размещения строительства объектов отдыха, спортивных площадок и сооружений, дорог, линий связи, ЛЭП, канализации и других объектов, необходимых для организации и осуществления лесопользования, в соответствии с договором аренды и лицензий.
5.2. Владелец лесного фонда обязан:
проводить по согласованию с лесопользователем (арендатором) клеймение и назначение под выборочно-санитарные рубки и рубки ухода за лесом сухостойную, усыхающую, валежную, ветровальную древесину, а также деревьев, требующих рубки по лесоводственным критериям, на арендуемых участках лесного фонда;
выдавать лесопользователю лесорубочные билеты (ордера), лесные билеты на отпуск назначенных в рубку деревьев и предусмотренные лицензией виды лесных пользований;
возмещать лесопользователю затраты за выполненные лесохозяйственные и лесовосстановительные работы, предусмотренные лицензией и договором аренды по действующим расценкам после приемки владельцем лесного фонда выполненных работ;
предоставлять лесопользователю лесоустроительные материалы за дополнительную плату;
принимать совместно с районным (городским) Советом народных депутатов участие в рассмотрении разногласий, возникающих между арендатором и другими лесопользователями, на арендуемых участках лесного фонда;
не менее 2 раз в год осматривать места пользования лесопользователя (арендатора) и 50-метровой зоны вокруг для проверки соблюдения лесного законодательства и условий договора;
возмещать по решению суда ущерб, нанесенный лесопользователю (арендатору) в результате неправомерного приостановления пользования участками лесного фонда.
6. Права и обязанности лесопользователя
6.1. Лесопользователь имеет право:
осуществлять только те виды лесных пользований, которые ему разрешены, в пределах предоставленных участков, в размерах и сроки, указанных в разрешительных документах;
пользоваться за отдельную плату лесоустроительный документацией;
вносить предложения по пересмотру условий лицензии и договора аренды;
со дня заключения договора о долгосрочном пользовании участками лесного фонда после возмещения убытков и потерь лесохозяйственного производства приступать к возведению в местах, согласованных владельцем лесного фонда, и в соответствии с генеральным планом застройки участков, зданий и сооружений, домиков для отдыха, устройство дорог и троп, лесной мебели, мест отдыха, стоянок автотранспорта, лодочных причалов и др. Для этих целей должны использоваться, как правило, не покрытые лесом земли. В отдельных случаях допускается рубка отдельных деревьев с оформлением лесорубочных билетов.
6.2. Лесопользователь обязан:
осуществлять пользование в соответствии с целями и требованиями, предусмотренными в разрешительных документах, способами, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов и окружающей среды в целом;
соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, выполнять на переданных в аренду и смежных территориях лесного фонда противопожарные мероприятия, а в случаях возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение;
не допускать повреждения и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов строительным и бытовым мусором, уничтожения полезной для леса фауны, сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные им граничные и указательные столбы и знаки, лесоосушительные канавы, дороги и просеки в лесном фонде;
организовывать проезд транспортных средств только по дорогам, где это не запрещено, а стоянку и мойку - только на специально оборудованных площадях;
соблюдать санитарные нормы, выполнять другие требования, установленные настоящими Правилами, выполнять предписания должностных лиц государственной лесной охраны, инспекторов охраны окружающей природной среды, данные в пределах их компетенции, по устранению недостатков и нарушений лесного, земельного и природоохранного законодательства, допущенных лесопользователем;
приводить за свой счет в состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению, нарушенные им участки лесного фонда;
своевременно и в установленном порядке вносить арендную плату.
7. Ответственность за нарушение правил
Лесопользователи, виновные в незаконной порубке деревьев и кустарников, уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, нарушений требований пожарной безопасности в лесах, уничтожении или повреждении лесных культур, молодняков естественного происхождения, в засорении лесов, использовании участков не по назначению, а также в других нарушениях лесного, природоохранного, земельного законодательства и настоящих Правил обязаны возмещать причиненный ущерб и несут ответственность в соответствии с законодательством.
8. Контроль за соблюдением правил
8.1. Владельцы лесного фонда обязаны систематически контролировать соблюдение лесопользователями настоящих Правил. При выявлении нарушений принимать соответствующие меры по привлечению виновных к установленной законодательством и настоящими Правилами ответственности, возмещению ущерба лесному хозяйству и устранению нарушений.
8.2. Контроль за соблюдением настоящих Правил владельцами лесного фонда и лесопользователями осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
9. Порядок разрешения споров
Все споры, связанные с настоящими Правилами, рассматриваются и разрешаются Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан в пределах его компетенции, судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством.
См. также Правила пользования лесопарковой зоной города Казани в культурно-оздоровительных целях и нормативы платы за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях в лесопарковой зоне города Казани в расчете на 1 гектар общей площади, утвержденные Постановлением Главы администрации г.Казани от 15 октября 1997 г. N 2055
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 22 октября 1996 г. N 900 "Об утверждении Типовых правил пользования лесным фондом Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях и нормативов платы за пользование участками лесного фонда"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 8, апрель 2003 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 21 февраля 2005 г. N 101
Постановление КМ РТ от 10 апреля 2000 г. N 251
Постановление КМ РТ от 28 апреля 1999 г. N 263
Постановление КМ РТ от 27 апреля 1998 г. N 216