Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 21 июня 2000 г. N 434
"О ходе выполнения постановлений Кабинета Министров Республики
Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению
санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" и
от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов
хранения, утилизации и переработки отходов"
Постановлением КМ РТ от 30 сентября 2009 г. N 668 настоящее постановление признано утратившим силу
Анализ выполнения постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" и от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов" показал, что не во всех городах и районах разработаны схемы санитарной очистки территорий. Медленно идет работа по изготовлению контейнеров и обустройству площадок для сбора твердых бытовых отходов в Аксубаевском, Алексеевском, Апастовском, Арском, Верхнеуслонском и Ютазинском районах. Из подлежащих сдаче в 1999 году 8 полигонов твердых бытовых отходов введены в эксплуатацию только 6. Объем выполненных работ на объектах профинансирован Экологическим фондом Республики Татарстан на 52,8 процента. Средства Дорожного фонда Республики Татарстан и местных бюджетов в финансировании объектов вообще не были использованы.
Строительство Зеленодольского комплекса по сортировке и переработке твердых бытовых отходов затянулось по причине его недостаточного финансирования администрациями Зеленодольского района и г.Зеленодольска, г. Казани, Фондом занятости Республики Татарстан. Не сданы в эксплуатацию полигоны твердых бытовых отходов в Аксубаевском и Агрызском районах. Экологическим фондом Республики Татарстан не решен вопрос о приобретении пресса для брикетирования твердых бытовых отходов в г.Набережные Челны.
Вместе с тем жилищно-коммунальное хозяйство республики обеспечено полигонами по захоронению твердых бытовых отходов всего на 48,2%, специальной коммунальной техникой (мусоровозами) - на 50,6%, оборудованными площадками для сбора бытовых отходов - на 44,1%, контейнерами для временного складирования бытовых отходов - на 34,4 процента. Централизованный сбор бытовых отходов организован только у 80% населения.
Несмотря на предпринятые в 1999 году меры, санитарно-экологическая обстановка в городах и районах республики остается напряженной. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан не обеспечило выполнение контрольных функций за деятельностью ведомств, предприятий и организаций республики в части обращения с твердыми бытовыми отходами.
В целях выполнения постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" и от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов", создания комплексной системы раздельного сбора твердых бытовых отходов, условий, исключающих возникновение несанкционированных свалок, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Отметить недостаточной работу:
администраций Аксубаевского, Алексеевского, Апастовского, Арского, Верхнеуслонского и Ютазинского районов по выполнению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан";
администраций г.Казани, Зеленодольского района и г.Зеленодольска, Аксубаевского и Агрызского районов по выполнению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов".
2. Утвердить прилагаемые:
Концепцию обращения с твердыми бытовыми отходами в Республике Татарстан;
состав рабочей комиссии по координации строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора до 1 сентября 2000 года разработать мероприятия по реализации Концепции, утвержденной настоящим постановлением.
4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с Экологическим фондом Республики Татарстан организовать централизованное снабжение предприятий жилищно-коммунального хозяйства городов и районов Республики Татарстан на лизинговой основе специальной коммунальной техникой в объемах, предусмотренных республиканским бюджетом Республики Татарстан.
5. Администрациям городов и районов Республики:
организовать изготовление на предприятиях городов и районов республики контейнеров для комплектования мест временного хранения бытовых отходов согласно приложению и завершить эту работу до 2003 года;
оборудовать города и населенные пункты местами временного хранения бытовых отходов согласно приложению;
организовать приобретение для предприятий жилищно-коммунального хозяйства специальной коммунальной техники за счет средств местных бюджетов согласно приложению;
внести до 1 августа 2000 года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предложения о размещении дополнительных объектов санитарной очистки городов и районов, согласованные с территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и природных ресурсов, по земельным ресурсам и земельной реформе.
6. Администрациям Зеленодольского района и г.Зеленодольска, г. Набережные Челны принять меры по завершению строительства комплекса по сортировке и переработке твердых бытовых отходов в г.Зеленодольске в 2001 году и предприятия по переработке твердых бытовых отходов в г.Набережные Челны в 2002 году.
7. Администрации г.Казани завершить в 2000 году проектирование строительства полигона и завода по переработке твердых бытовых отходов и строительство указанных объектов до 2003 года.
8. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан внести в III квартале 2000 года в Кабинет Министров Республики Татарстан:
предложения о совершенствовании экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами и стимулирования деятельности по улучшению санитарно-экологической обстановки;
программу переработки и утилизации токсичных и промышленных отходов, образующихся на предприятиях и в организациях Республики Татарстан.
9. В соответствии с Законом Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год" исключить из числа инвесторов по финансированию объектов хранения, утилизации и переработки отходов Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан В.А.Швецова.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Концепция
обращения с твердыми бытовыми отходами в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 21 июня 2000 г. N 434)
Оглавление
1. Анализ существующего положения в области управления отходами
2. Основные направления сбора, транспортировки и обезвреживания твердых бытовых отходов
2.1. Сбор и транспортировка твердых бытовых отходов
2.2. Стратегия обезвреживания и переработки отходов в новых условиях
3. Экологические проблемы твердых бытовых отходов
4. Основные особенности переработки вторичного сырья и рынок продукции на его основе
5. Совершенствование экономического механизма в системе управления твердыми бытовыми отходами
5.2. Плата за образование отходов
5.3. Льготы (стимулы) при обращении с отходами
5.4. Льготы при заготовке вторичного сырья
5.5. Финансирование мероприятий по обращению с отходами
Введение
Настоящая Концепция разработана на основе Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, а также в развитие основных положений Федеральной целевой программы "Отходы" и ее подпрограммы "Техническая политика в области управления твердыми бытовыми отходами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 1996 г. N 1098, в целях реализации Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 1999 г. N 395 "Об улучшении санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" и других нормативных документов по обращению с отходами, действующих на территории Республики Татарстан.
См. Экологический кодекс РТ от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ
К твердым бытовым отходам (далее - ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы в результате жизнедеятельности населения.
ТБО образуются из двух источников:
- жилых зданий;
- административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
Основными направлениями решения данной проблемы являются:
- внедрение комплексной механизации санитарной очистки городов и других населенных мест;
- двухэтапная система транспортировки отходов;
- максимально возможная утилизация, вторичное использование образующихся отходов;
- экологически безопасная переработка и складирование оставшейся части отходов;
- развитие рынка вторичного сырья и его продукции;
- поощрительная налоговая, кредитная и амортизационная политика в области обращения с твердыми бытовыми отходами;
- внедрение системы государственного учета и контроля сбора, транспортирования, обезвреживания и складирования ТБО;
- оптимизация тарифов сбора, транспортирования и утилизации ТБО;
- повышение технического уровня, надежности, снижения металлоемкости всех групп машин и оборудования, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- снижение стоимости услуг для населения и повышение эффективности системы управления ТБО.
Главная задача реализации этих целей состоит в комплексном использовании всех рычагов управления и ресурсосбережения: экологических, технических, экономических, нормативных, правовых и информационных.
1. Анализ существующего положения в области управления отходами
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования. Сбор производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на территории домовладения. Тип и емкость применяемых контейнеров зависит от количества накапливаемых отходов, типа и этажности застройки, а также от способа погрузки и вывоза ТБО. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2 лет, что в 2-2,5 раза ниже нормы.
В России выпускается достаточно широкий спектр машин для вывоза ТБО. В республике выпуск аналогичной техники крайне недостаточен. Кроме того, выпускается не полный# их спектр. Выпускаемая техника отличается:
- назначением (машины для вывоза отходов из жилых и общественных организаций, машины для вывоза крупногабаритных отходов);
- вместимостью кузова (минимусоровозы вместимостью 7-10 куб.м; средние вместимостью 16-45 куб.м; большегрузные транспортные мусоровозы вместимостью более 45 куб.м);
- механизмами загрузки отходов;
- характером процесса уплотнения отходов (непрерывный, циклический);
- системой выгрузки отходов из кузова (самосвальный или принудительный с помощью выталкивающей плиты).
Сопоставление показателей технического уровня выпускаемых отечественной промышленностью специальных машин для санитарной очистки городов с лучшими зарубежными аналогами показало, что отечественные машины в основном обеспечивают технологический процесс загрузки, транспортирования и выгрузки ТБО, но отстают от лучших зарубежных образцов по следующим показателям:
- масса машин и спецоборудования,
- номинальная мощность двигателя,
- расход топлива,
- эффективность работы гидравлического привода рабочих органов.
Также не выпускаются серийно машины для мойки несменяемых контейнеров, что ухудшает экологическую обстановку в городах и других населенных местах.
В связи с ростом городского населения все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние.
Среднее по республике расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, в крупных городах с населением более 500 тыс.жителей оно возрастает до 45 км и более. По данным обследования 100 городов России (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45% всех ТБО транспортируются на расстояния 10-15 км, 40% - на 15-20 км, а 15% всех отходов - более чем на 20 километров. Как показывают статистические данные, дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки, соответственно, на 15-20 процентов.
Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза ТБО с применением мусороперегрузочных станций (МПС) и большегрузных транспортных мусоровозов. Анализ показывает, что путем внедрения двухэтапного вывоза можно сократить транспортные расходы на 30 процентов. Одновременно сокращаются выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта.
Накопление ТБО в Республике Татарстан в 1998 году составило более 2,0 млн.тонн. С учетом увеличения удельных норм накопления ТБО прогнозируется их рост к 2005 году до 2,1 млн.тонн. Основная масса ТБО вывозится из городов и поселков городского типа на свалки и полигоны, занимающие в республике свыше 300 га земли. Кроме того, дополнительно требуется для захоронения ТБО отчуждение более 300 га земель.
Из всего количества полигонов только около 5% отвечают санитарным требованиям, большинство их представляет значительную эпидемиологическую опасность, нарушает природный ландшафт и является источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Следует отметить, что, несмотря на опасность для окружающей среды, многие из уже переполненных и формально закрытых полигонов продолжают принимать значительные объемы ТБО, что обеспечивает их владельцам получение высоких доходов.
При обращении с ТБО необходимо учитывать, что они содержат ценные утильные компоненты. В таблице 1 представлен ориентировочный морфологический и физико-химический состав ТБО городов республики.
Таблица 1. Морфологический и физико-химический состав ТБО в % от массы
Компонент | Морфологический состав |
Пищевые отходы | 35-45 |
Бумага, картон | 32-35 |
Дерево | 1-2 |
Черный металлолом | 3-4 |
Цветной металлолом | 0,5-1,5 |
Текстиль | 3-5 |
Кости | 1-2 |
Стекло | 2-3 |
Кожа, резина | 0,5-1 |
Камни, штукатурка | 0,5-1 |
Пластмасса | 3-4 |
Прочее | 1-2 |
Отсев (менее 15 мм) | 5-7 |
Физико-химический состав ТБО | |
Зольность на рабочую массу, % | 10-21 |
Зольность на сухую массу, % | 20-32 |
Органическое вещество на сухую массу, % | 68-80 |
Влажность, % | 35-60 |
Плотность, кг/куб. м | 190-200 |
Теплота сгорания низшая на рабочую массу, кДж/кг |
5000-8000 |
Агрохимические показатели, % на сухую массу | |
Азот общий N | 0,8-1 |
Фосфор РгОS | 0,7-1,1 |
Калий К-20 | 0,5-0,7 |
Кальций СаО | 2,3-3,6 |
Как видно из приведенных данных, ТБО городов содержат такие ценные компоненты, как бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы.
При захоронении ТБО на полигонах эти утильные фракции безвозвратно теряются. В частности, теряется более 650 тыс.т макулатуры, 100,0 тыс.т черных и цветных металлов, 20,0 тыс.т полимерных материалов, 630,0 тыс.т пищевых отходов, 40,0 тыс.т стекла.
В настоящее время в России эксплуатируются 4 мусоросжигательных и 4 мусороперерабатывающих завода (табл.2 и 3). Все мусоросжигательные заводы укомплектованы импортным оборудованием, все мусороперерабатывающие - отечественным.
Главный недостаток мусоросжигательных заводов - трудность очистки выходящих в атмосферу газов от вредных примесей, особенно от диоксинов и оксидов азота.
На мусоросжигательных заводах используется одноступенчатая схема очистки газов, что не позволяет реализовать их полную очистку и может вызвать загрязнение воздушного бассейна. В настоящее время разрабатываются технологии более глубокой очистки газов.
На всех мусоросжигательных заводах обеспечивается утилизация тепла и извлечение черного металлолома.
В процессе сгорания ТБО на мусоросжигательном заводе наряду с дымовыми газами образуются еще два вида отходов: шлак и зола. Важной задачей при эксплуатации мусоросжигательных заводов является утилизация или захоронение токсичной золы и шлака, масса которых составляет до 30% от сухой массы ТБО. Проблема утилизации золы и шлака в настоящее время решена и находится в стадии внедрения.
Мусороперерабатывающие заводы работают по технологии аэробного биотермического компостирования, при которой значительная (более 50%) часть ТБО обезвреживается и превращается в компост - ценное органическое удобрение.
Таблица 2. Технико-эксплуатационные показатели действующих
в России мусоросжигательных заводов
Характеристика заводов | Местонахождение мусоросжигательного завода | |||
Москва, N 2 | Москва, N 3 | Пятигорск | Мурманск | |
Год пуска в эксплуатацию | 1975 | 1983 | 1985 | 1986 |
Мощность приема ТБО тыс. куб. м./год (тыс. т/год) |
370 (75) | 1500(300) | 750 (150) | 600(120) |
Изготовитель технологическо- го оборудования |
Франция | Дания | Чехия | Чехия |
Количество вырабатываемого тепла, ГДж/год |
335 | 1090 | 330 | 830 |
Число агрегатов, шт. | 2 | 4 | 3 | 2 |
Производительность агрегата по ТБО, т/час |
8,3 | 12,5 | 15 | 15 |
Тип колосниковой решетки | Обратно пе- реталкиваю- щая |
Наклонно переталки- вающая с дожигатель- ным бараба- ном |
Вилковая | Вилковая |
Занимаемая площадь, га | 2,1 | 3,5 | 5,1 | 3,7 |
При переработке на заводах из ТБО извлекается лом черных и цветных металлов и другие утильные фракции, для чего предприятия оснащаются комплектом специального оборудования: сепараторами черного и цветного металла, стекла, пластмассы, а также грохотами, дробилками и др.
Характеристика заводов | Местонахождение мусороперерабатывающих заводов |
|||
Санкт-Пете- рбург, N 1 |
Нижний Нов- город |
Санкт-Пете- рбург, N 2 |
Тольятти | |
Год пуска в эксплуатацию | 1971 | 1987 | 1994 | 1998 |
Мощность приема ТБО, тыс.куб.м/год (тыс. т/год) |
1000 (200) | 200 (40) | 600 (120) |
300 (67) |
Изготовитель основного технологического оборудо- вания |
Россия Украина |
Россия Украина Белоруссия |
Россия Украина Белоруссия |
Россия Украина |
Выход компоста и биотопли- ва, тыс. т/год |
140 | 22 | 70 | 41 |
Выход черного металлолома, т/год |
4500 | 600 | 2500 | 1400 |
Число биобарабанов, шт. | 6 | 2 | 4 | 2 |
Тип биобарабана | 4х60 | 4х36 | 4х60 | 4х60 |
Занимаемая площадь, га | 8 | 5,7 | 6 | 5 |
Наряду с полезными компонентами (органика, азот, фосфор, калий, кальций и др.) в компосте присутствуют микроэлементы металлов, поэтому при его внесении в почву необходимо учитывать фоновые концентрации этих элементов в почве с тем, чтобы не превысить значений предельно допустимых концентраций (ПДК) в почве и в сельскохозяйственной продукции.
Целесообразность применения того или иного из перечисленных методов обращения с ТБО зависит от размера города, состава и свойств ТБО данного города или населенного места, потребности в утильных фракциях, тепловой энергии или удобрении, климатических условий и многих других факторов.
Выбранная технология обезвреживания ТБО должна обосновываться следующими критериями:
1. Экологическая приемлемость с точки зрения сокращения загрязнения атмосферы, водоисточников, земли.
2. Санитарная и эпидемиологическая безопасность всей системы сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации отходов.
3. Выполнение законодательных норм по выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду из комплексов по обезвреживанию отходов (экологическая безопасность), включая системы газоочистки, удаления золы, шлака и очистки сточных вод.
4. Эффективность технологических и конструктивных решений, включающих:
- производительность технологии;
- уровень ее автоматизации;
- степень защищенности от аварийных ситуаций и залповых выбросов;
- коэффициент использования энергоносителей, применяемых в технологии.
5. Капитальные вложения и сроки реализации капитальных вложений, приведенные стоимостные удельные затраты на обезвреживание единицы массы ТБО.
За последние 15 лет стратегия в области управления отходами подвергается существенным изменениям. Главными причинами таких изменений явились увеличение загрязнений природной среды и их негативное влияние на здоровье населения, а также происшедшие изменения в экологической политике и законодательстве.
В 1997 году принят Закон Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления", определяющий правовые основы обращения с бытовыми и промышленными отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В настоящее время ведутся работы по восстановлению нормального функционирования системы санитарной очистки городов.
Основными задачами управления отходами в Республике Татарстан являются:
а) максимальное использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;
б) оптимальная эксплуатация полигонов ТБО с учетом последующей рекультивации территорий;
в) дальнейшее строительство высокомеханизированных комплексных мусороперерабатывающих предприятий.
Таким образом, политика в сфере управления отходами ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.
Одним из важнейших элементов комплексной работы является селективный сбор и сортировка отходов перед их удалением с целью извлечения полезных, а также опасных для сжигания или компостирования компонентов.
Однако в настоящее время в республике нет централизованной государственной системы учета, сбора и использования вторичных ресурсов. При переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы использование вторичных ресурсов. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой вторичных материалов, при акционировании частично перешли на другие виды деятельности. Разрушение централизованной системы сбора и переработки отходов и общее падение промышленного производства резко снизили объемы сбора и использования вторичного сырья. Поэтому перед Правительством Республики Татарстан стоит большая задача по созданию системы сбора и использования вторичных ресурсов в новых социально-экономических условиях.
Проблема сбора и сортировки ТБО осложняется отсутствием нормативно-правовой основы для практического внедрения системы. Необходимы разработка и принятие подзаконных актов об управлении ТБО, которые бы обеспечили выполнение Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления", внедрение системы государственного учета и контроля сбора, транспортирования, обезвреживания и складирования ТБО, оптимизацию тарифов сбора, транспортирования и утилизации ТБО.
Несмотря на то, что отходы из жилого фонда являются существенным источником вторичного сырья, практическая реализация селективного сбора ценных компонентов представляет собой сложную проблему, связанную с организацией сбора и переработки загрязненного материала, с уровнем цен на сырье соответствующего качества. С этой точки зрения на первом этапе развития системы обращения с ТБО наибольший интерес представляет сбор вторичного сырья из отходов общественных и коммерческих организаций и учреждений, количество и качество которого выше качества вторсырья, содержащегося в ТБО жилого фонда.
Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов, а также исключить несанкционированное их размещение. Это привело к образованию многочисленных стихийных, несанкционированных свалок. Сложившаяся ситуация с размещением отходов негативно влияет на состояние природной среды и санитарно-эпидемиологическую обстановку как в целом по стране, так и особенно вблизи крупных городов.
От архитектурно-планировочной композиции города зависят протяженность маршрутов по удалению отходов, размещение ремонтных баз, стоянок спецавтотранспорта, мусороперегрузочных станций, предприятий по обезвреживанию и других служб санитарной очистки города.
С ростом и появлением новых городов постоянно увеличивается потребность в городских территориях, примерно каждые пять лет размер селитебных земель в городах увеличивается в среднем на 20%, что приводит к увеличению расстояния до полигонов ТБО и транспортных расходов.
Значительная территория Республики Татарстан, занятая жилой застройкой, обуславливается# малой и средней этажностью жилищного фонда. Даже в крупных и крупнейших городах одноэтажной застройкой занята значительная часть селитебной территории. В настоящее время в республике функционирует мощная индустрия домостроения; резко повысилась доля многоэтажных жилых домов.
Принимаемые в регионах организационные и практические меры по стабилизации и оздоровлению окружающей среды, очистки от отходов потребления не привели к значительному эффекту, главным образом, по следующим причинам:
- отсутствие единой идеологии в системе сбора и обезвреживания отходов потребления в Республике Татарстан,
- неудовлетворительная координация работ,
- недостаточный объем финансирования,
- отсутствие эффективного экономического механизма для:
- стимулирования создания производств по переработке отходов,
- ресурсосбережения,
- внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов.
Анализ состояния с обращением ТБО в развитых странах показал, что в зависимости от конкретной ситуации могут быть приняты различные решения. Так, в 1989 году, по литературным данным, в США 80% ТБО направлялось на полигоны и только 9% сжигалось; напротив, в 1998 г. доля утилизации отходов при обращении с ТБО составила здесь 30%. Сравнительные данные о перспективах обращения с ТБО в США, Голландии, Франции и Португалии позволяют сделать вывод о заметном сокращении использования полигонов для захоронения ТБО и безусловном росте объемов их вторичного использования и переработки.
2. Основные направления сбора, транспортирования и обезвреживания
твердых бытовых отходов
Организация санитарной очистки городов и населенных пунктов от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом определяются конкретными условиями, из которых основными являются:
- численность и плотность городского населения;
- уровень благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления и теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);
- климатические и другие природные условия;
- архитектурно-планировочная композиция города;
- состояние и перспективы развития жилой застройки;
- экономические возможности.
2.1. Сбор и транспортирование твердых бытовых отходов
Численность городского населения является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта их обезвреживания. В настоящее время происходит рост городского населения в основном за счет притока из сельской местности, что приводит к чрезмерной плотности в центрах агломерации и низкой плотности населения в периферийных районах. Поэтому в крупных городах необходимо создавать систему, обеспечивающую централизованный сбор, транспортировку отходов и функционирование предприятий по их обезвреживанию и переработке с использованием мусороперегрузочных станций и большегрузного транспорта.
Климатические условия также являются одним из определяющих факторов при организации сбора и удаления отходов и выборе технологии их обезвреживания. Этими условиями определяются специфика застройки, особые требования к эксплуатации технических средств (контейнеров и спецтранспорта), сроки удаления ТБО и другое.
Низкие температуры определяют сложность эксплуатации спецтранспорта и специального оборудования, из-за повышенной хрупкости металла и резины происходит преждевременный износ и поломка оборудования, срок службы которого резко сокращается. Низкие температуры вызывают также примерзание отходов к сборникам и транспортным средствам, повышение влажности.
В зонах обильных снегопадов и снегопереносов усложняются подъезды к местам стоянки контейнеров и условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Наличие потребителей вторсырья и компоста определяет требования к системам сбора и утилизации ТБО, а также объемы инвестиций.
Высокие температуры наружного воздуха способствуют быстрому разложению органических веществ отходов, ускоренному развитию микрофлоры, в том числе и патогенных микроорганизмов, выплоду мух. Все это вызывает необходимость сокращения сроков хранения ТБО, повышенные требования к герметичности контейнеров и транспортных средств, необходимость их систематической и тщательной мойки и дезинфекции.
В сложившейся ситуации для успешного решения задач в системе сбора и удаления ТБО можно выделить следующие основные направления деятельности:
- в малоэтажной застройке отходы следует собирать в малые пластиковые или бумажные контейнеры, которые вручную или механизированно загружать в кузов собирающего мусоровоза аналогично методу, применяемому в индустриально развитых странах;
- в домах большой этажности или для группы малоэтажных домов устанавливать стандартный герметичный контейнер на колесиках из оцинкованного железа, пластмасс, металла, обработанного антикоррозионным и антиадгезионным покрытием;
- для крупногабаритных отходов устанавливать съемные контейнеры-кузова.
При дальности вывоза ТБО больше 20 км значительный экономический и экологический эффект может быть получен при внедрении мусороперегрузочных станций и большегрузных транспортных мусоровозов.
В настоящее время промышленностью изготавливаются 6 типоразмеров собирающих кузовных# и со съемными кузовами мусоровозов на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ, а также единичными сериями изготавливаются большегрузные транспортные мусоровозы на шасси автомобилей КамАЗ, МАЗ полезной грузоподъемностью 15-25 тонн. В то же время в стране отсутствует серийное производство оборудования для МПС. Поэтому для успешного внедрения двухэтапного вывоза отходов необходимо:
- поставить на серийное производство оборудование для мусороперегрузочных станций;
- увеличить выпуск большегрузных транспортных мусоровозов. Контроль за движением отходов в настоящее время должен осуществляться на основании нормативно-правовых документов и актов.
Однако принятых в отношении отходов потребления документов очень мало, что не позволяет в полной мере осуществлять контроль за их образованием и движением. Причины такого положения следующие:
- отсутствие реальных удельных норм накопления отходов как из жилого фонда, так и из учреждений и предприятий общественного назначения;
- отсутствие постоянно действующего анализа реального состояния в области образования и движения отходов потребления.
Целесообразность внедрения мусороперегрузочных станций, а также системы централизованного сбора и сортировки отходов в городах определяется следующими факторами:
- снижение на 20-25% в год потока отходов на полигоны и, следовательно, нагрузки на природную среду;
- более рациональное использование пространства полигона за счет упорядоченного размещения в нем компактных прессованных брикетов "неделовой" части отходов после сортировки;
- сокращение затрат города на вывоз и обезвреживание ТБО;
- возвращение вторичных материальных ресурсов в сферу производства и потребления с рыночной реализацией вторсырья и компенсации тем самым части бюджетных затрат на создание сортировочного производства.
2.2. Стратегия обезвреживания и переработки отходов в новых условиях
Одним из основных условий выхода из создавшегося положения в области обезвреживания ТБО является снижение потоков отходов за счет селективного сбора и организации предварительной сортировки.
Необходимо начать освоение и серийный выпуск специального оборудования для селективного сбора, контроля и предварительной сортировки вторсырья на приемных пунктах, а также развить сеть приемных пунктов. Из практики европейских стран известно, что оптимальным считается расположение одного пункта комплексного приема вторичного сырья (макулатура, полимеры, стекло, металлические банки) на 10-15 тыс. жителей, площадь одного приемного пункта составляет около 100 кв.метров.
Практический опыт переработки ТБО в России и зарубежных странах показывает, что не существует какого-либо одного универсального метода, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Конкретно для каждого города и населенного пункта метод переработки ТБО выбирается, исходя из местных условий:
- состава и свойств ТБО, их изменения по сезонам года;
- годовой нормы накопления ТБО;
- климатических условий;
- потребности в органических удобрениях, энергетических ресурсах и вторичном сырье;
- экономических факторов.
Для мегаполисов в наибольшей степени подходит проектирование и строительство комплексных заводов, обеспечивающих использование отходов как источника энергии, вторичного сырья и прессования отходов с последующим использованием брикетов. Построение промышленной технологии именно по принципу комбинации различных методов переработки ТБО нивелирует недостатки каждого метода, взятого в отдельности. Именно комплексная переработка ТБО обеспечивает в совокупности малую отходность производства, его максимальную экологическую и экономическую целесообразность.
При использовании технологии "сортировка + сжигание" количество шлака снижается до 15% от исходного ТБО, а золы - до 1%, причем шлак может вовлекаться в промышленную переработку (производство строительных материалов по известным технологиям). При этом предварительная сортировка улучшает и ускоряет процесс компостирования органических веществ ТБО, облегчает очистку компоста от примесей, снижает производительность оборудования для термической и биотермической обработки ТБО, улучшает состав выходящих газов, облегчает ведение процесса термообработки в оптимальном режиме.
Для городов с населением 100-200 тыс.жителей целесообразна разработка упрощенной технологии обезвреживания и утилизации ТБО.
Для городов с населением около 100 тыс.жителей целесообразно применение полевого компостирования ТБО с предварительным отбором утильных фракций.
Складирование отходов на полигонах пока остается основным методом обезвреживания отходов. Для сокращения площадей под полигоны разработаны методы многоярусного складирования с многократным уплотнением, что позволяет значительно увеличить нагрузку на единицу площади. При высотной схеме ТБО укладываются на высоту более 20 метров.
Опыт строительства и эксплуатации полигонов для ТБО требует:
- разработки экономичных и эффективных материалов для промежуточной изоляции и противофильтрационных экранов в основании полигонов ТБО;
- разработку и внедрение специальных катков-уплотнителей;
- разработку оборудования для сбора и очистки фильтрата, сбора, уменьшения объемов и утилизации биогаза.
3. Экологические проблемы твердых бытовых отходов
Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит как перед Россией, так и перед республикой. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
До настоящего времени нет единой системы регламентирующих документов для твердых бытовых и приравненных к ним отходов. Одни документы определяют условия обращения с ТБО, другие - с промышленными, медицинскими, биологическими отходами, третьи - с отходами производства и потребления. До сих пор не определены степень и класс опасности ТБО в зависимости от содержания в их составе токсичных веществ, в частности тяжелых металлов (свинец, кадмий, никель, хром и др.), канцерогенов и мутагенов, патогенных микроорганизмов и жизнеспособных яиц гельминтов.
При транспортировке отходов не всегда учитывается необходимость минимизации прогона автотранспорта, который сам является интенсивным источником загрязнения атмосферы. Поэтому проблема создания мусороперегрузочных станций и использования высоконагруженных мусоровозов имеет значение не только с точки зрения экономии горючего, но и с экологической точки зрения.
Сложившаяся система обезвреживания ТБО (см. раздел 1) основана на захоронении подавляющего большинства отходов (около 98%) на полигонах и неорганизованных свалках. Положение усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТБО в общий контейнер, а нередко наряду с ним вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с просроченным сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.д. Все это под видом малоопасных ТБО вывозится на свалки, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов, что недопустимо с эколого-гигиенических позиций. Нередко их называют полигонами, однако они не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам.
В результате сточные воды (фильтрат), которые вытекают из тела полигона в результате воздействия природных осадков и процессов в ТБО, содержат в большом объеме крайне токсичные органические и неорганические загрязнения. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. При отсутствии необходимой гидроизоляции фильтрат попадает в почву, проникает в подземные воды и по водостокам в открытые водоемы, отравляя источники водоснабжения. Токсичность фильтрата приводит к уничтожению окружающей свалку растительности.
Кроме выделения фильтрата из тела свалки в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и прочее. Они являются источником систематических пожаров на свалках, которые, в свою очередь, загрязняют атмосферу. Кроме того, метан является газом, способствующим разрушению озонового слоя.
Приведенные данные свидетельствуют о крайней экологической опасности неорганизованных свалок даже для тех, кто не входит в непосредственный контакт с отходами. В результате распространения загрязнений по воде и воздуху у жителей, проживающих вблизи от свалок, отмечаются повышенные заболеваемость и смертность, рождение детей с уродствами. Наши свалки - это мины не только замедленного действия, они уже воздействуют на ныне живущих и в еще большей степени будут воздействовать на будущие поколения.
Из-за нехватки территорий организованные свалки все дальше удаляются от городов. Чтобы далеко не везти, отходы выбрасываются в не предназначенные для этих целей места. Несанкционированные свалки раскинулись в несчетном количестве вдоль автомобильных и железных дорог, в местах отдыха и купания, вокруг дачных и садовых товариществ. Контроль за ними практически отсутствует, не разработаны принципы и условия, препятствующие их образованию. Администрации, руководители территорий не замечают их, не организуют работы по их контролю и ликвидации.
Дальнейшая работа с целью снижения экологической опасности обращения с ТБО должна проводиться в следующих направлениях:
1. Провести на территории республики инвентаризацию образующихся, перерабатываемых и подлежащих захоронению отходов производства и потребления.
2. Провести скрининговую инвентаризацию мест бывших захоронений отходов с целью выявления дополнительных для республики сырьевых ресурсов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека.
3. Разработать подзаконные акты по основным положениям Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления".
4. Разработать технологии раздельного сбора, переработки и утилизации отходов производства и потребления.
5. Внедрить имеющиеся отечественные ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии переработки отходов. Создать и распространить справочник отечественных безопасных технологий переработки ТБО и полученного из них вторичного сырья, топлива, энергии.
6. Организовать систему эколого-гигиенического образования руководителей административных территорий, предприятий, организаций по обращению с отходами производства и потребления.
7. Организовать систему раздельного сбора отходов производства и потребления с целью их использования в качестве сырья; систематически проводить разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов потребления.
8. Разработать систему строгого контроля за несанкционированными свалками и создать условия, исключающие возможность их появления.
4. Основные особенности переработки вторичного сырья
и рынок продукции на его основе
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с твердыми отходами, является степень их утилизации. Разработанные процессы первичной сортировки ТБО, а также ручного или механизированного разделения на предприятиях по их переработке позволяют выделить такие ценные компоненты отходов, как черный и цветной металл, пластмасса, стекло и превратить основную массу ТБО в органическое удобрение, тепловую энергию, строительные материалы.
Таким образом, уже на сегодняшнем уровне технологии утилизации имеется возможность практического использования более 70% ТБО.
Проблема подготовки утильных фракций и превращения их во вторичное сырье не всегда решается просто и эффективно. Отходы черного и цветного металла после отделения от основной массы ТБО прессуются и пакетируются, что обеспечивает их готовность к отправке на соответствующие литейные производства.
Отходы стекла могут быть использованы для переработки в изделия из технического стекла, например, для строительства, где чистота стекла не имеет определяющего значения.
Основные трудности вторичного использования полимерных материалов обусловлены двумя факторами: загрязнением и несоответствием свойств вторичного полимера свойствам исходного сырья (гранул для переработки из расплава). Оценка стоимости переработки вторичной полимерной тары в те же изделия показывает, что этот процесс невыгоден - получаемый материал требуемой чистоты дороже исходного и потому неконкурентоспособен.
Анализ применения вторичной пластмассы ориентирует ее рынок прежде всего на неполимерные области, например на производство древесно-полимерных плит, бетона и т.п. Для этих целей не требуется высокая степень очистки и сортировки вторичных полимеров. Однако и в этом случае процессы их сбора, подготовки и переработки должны осуществляться под строгим контролем.
Основные этапы такой работы включают в себя:
- определение технических требований к вторполимеру для конкретного применения;
- разработку материала на основании заданных его характеристик;
- проверку качества изготовленного материала.
Первый этап особенно эффективен при работе с постоянными поставщиками ТБО, в частности с торговыми и промышленными предприятиями. Отходы розничной торговли представлены, в основном, упаковочной пленкой различной толщины. Отходы предприятий - некондиционная продукция и собственно отходы, например процессов гранулирования или литья.
Особое место среди полимерных отходов занимают бутылки для напитков из полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Объем их производства в стране превышает 200 тыс. т в год. Для производства таких бутылок используют специальный пищевой полиэфир, не содержащий, в частности, альдегидов. Основное производство ПЭТФ, созданное в СССР, находится в настоящее время в Белоруссии. Небольшое производство этого полимера в г.Курске не обеспечивает необходимым сырьем выпуск волокна лавсан. Пищевой ПЭТФ поступает из-за границы. Поэтому вопрос вторичного использования бутылок стоит крайне остро. Регенерированный ПЭТФ может быть использован для изготовления полиэфирного штапельного волокна-наполнителя утепленных изделий (курток, пальто и т.п.), для ковровых изделий, контейнеров, лотков и поддонов для непищевых продуктов, бамперов, решеток и дверных панелей автомобилей и т.п. В настоящее время основная трудность использования бутылок связана с их отбором и транспортировкой к месту переработки. Радикальным решением этого вопроса может быть создание заводов по механизированной переработке ТБО с отбором бутылок как одной из утильных фракций.
Несмотря на рост производства синтетических полимеров и изделий из них, природные полимеры, и в первую очередь целлюлоза, еще продолжительное время будут преобладать в общем объеме производства полимерных материалов технического и бытового назначения. В настоящее время годовое производство только двух видов продукции - бумаги и волокна на основе целлюлозного сырья - в пять-шесть раз превышает объем выпуска синтетических полимерных материалов. Это соотношение становится еще больше при учете использования целлюлозных материалов в строительстве.
Следовательно, количество макулатуры в отходах будет увеличиваться, что подтверждают данные исследований за последние десять лет. Поскольку целлюлозный материал универсален, он широко применяется для изготовления полиграфической продукции, упаковки, тепло- и электроизоляции и т.п. Однако необходимо учитывать, что на характеристики отходов целлюлозного материала оказывают влияние фактор времени, соли тяжелых металлов, влага, загрязненность гидрофобизирующими пропитками и ряд других факторов.
Рост доли макулатуры в ТБО не привел к увеличению использования ее в промышленном секторе экономики. Объем макулатуры в производстве продукции за пять последних лет упал в 16,5 раза, однако уровень использования макулатуры по отношению к объемам ее образования снизился, в целом, с 22,6 до 3,3 процента.
Снижение доли использованной макулатуры вызывает необходимость включить в оборот целлюлозно-бумажного комплекса свыше 10 млн.куб.м древесины. В настоящее время потребность в макулатуре в таких отраслях, как строительная, упаковочная, тепло- и электроизоляционная составляет 6-8 млн.тонн.
Реализация утильного сырья из ТБО позволит не только сократить количество отходов на свалках, но и получить доход свыше 1 млн. рублей при сегодняшних ценах на указанные виды сырья.
Для значительного увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья совершенно необходимым является проведение комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья. При этом в настоящее время нет необходимости в приобретении специализированного оборудования и комплексных линий для переработки вторичного сырья в изделия и комплексных линий по переработке большей части отходов во вторичные материалы.
Комплекс организационных мер для увеличения доли использования утильных фракций ТБО сводится к следующему:
1. Организация центров сбора и первичной обработки отходов.
2. Создание нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов в центры их сбора и первичной обработки. При этом нормативная база должна обеспечивать экономическую эффективность деятельности этих центров.
3. Создание нормативно-законодательной базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.
Для того, чтобы направить отходы в пункты сбора и сортировки, необходимо экономически стимулировать всю систему сбора, переработки и утилизации вторичного сырья. Необходимо разработать расценки на вывоз отходов в пункты сбора в зависимости от количества отходов, их типа, степени загрязненности механическими примесями и остатками упаковочных веществ, материалов.
В практике всех развитых стран федеральные и местные власти стимулируют использование и потребление вторичных полимеров. Методы их стимулирования включают в себя снижение ставок налогов для предприятий, занимающихся производством изделий из вторичных материалов, и обеспечение государственного заказа на изделия из вторичных материалов. Государственный заказ, как правило, заключается в том, что предприятия, выполняющие республиканские и местные заказы, обязаны использовать определенное количество изделий из вторичных материалов.
Мировую практику стимулирования предприятий - производителей изделий из вторичных материалов необходимо использовать в условиях Республики Татарстан. Для этого необходимо из номенклатуры изделий из материалов, потребляемых в городском хозяйстве, выбрать те из них, которые могут быть изготовлены из вторичных материалов, и подготовить нормативные документы, которые гарантировали бы их сбыт. При составлении этих документов необходимо обеспечить заинтересованность самих предприятий в использовании вторичных материалов. В частности, для сбыта упаковочных материалов из вторичных полимеров можно использовать европейский опыт. В Швейцарии по законодательству бытовой мусор, мусор гостиниц, торговых центров упаковывают только в мешки из вторичных материалов. Местные власти не принимают мусор, если он упакован в другие мешки. При этом продажу этих мешков, имеющих так называемую "зеленую метку" и специальное клеймо муниципалитета, владельцам частных домов, гостиниц и торговых центров осуществляют сами муниципалитеты, которые являются оптовыми покупателями мешков у фирм-производителей. Муниципалитеты имеют от продажи мешков для упаковки дополнительную прибыль и заинтересованы в их продаже.
Развитый рынок вторичных материалов в России в настоящее время отсутствует. Однако анализ деятельности фирм, работающих на рынке вторичных материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. Цены вторичных материалов на рынке определяются степенью их подготовки к переработке в изделия. Можно рассмотреть уровень цен на вторичные материалы на примере наиболее распространенного продукта на рынке России - пленки полиэтилена низкой плотности. Цена чистой, измельченной, подготовленной к переработке полиэтиленовой пленки составляет от 8 до 13% от стоимости первичного полимера. Цена агломерата полиэтиленовой пленки составляет от 20 до 30 % от стоимости первичного полимера. Цена гранулята полиэтиленовой пленки составляет от 45 до 60% от стоимости первичного полимера.
2. Цена большинства гранулированных вторичных полимеров, усредненных по составу, составляет от 45 до 70% цены первичных полимеров.
3. Цена вторичных полимеров сильно зависит от их цвета, то есть от предварительной сортировки полимерных отходов по цветам. Разница в цене вторичных полимеров чистых цветов и смешанных по цветам может достигать 10-20 процентов.
4. Цены на изделия, полученные из первичных и вторичных полимеров, как правило, практически одинаковы, что делает использование вторичных полимеров в производстве исключительно выгодным.
5. Совершенствование экономического механизма
в системе управления твердыми бытовыми отходами
Сложность положения в области управления отходами требует, чтобы параллельно с совершенствованием существующих финансово-экономических механизмов создавались новые экономические механизмы и проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку населенных мест за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
5.1. Организация работ
Организация работ по совершенствованию экономических механизмов в системе управления отходами должна проводиться в следующих направлениях:
- усиление государственного финансового и технического контроля за сбором, вывозом и захоронением ТБО;
- совершенствование и корректировка существующих и разработка новых нормативных документов, соответствующих реальной ситуации по управлению отходами;
- оперативное информационно-методическое обеспечение регионов в области изменений экономических механизмов в системе управления отходами.
Координация работ в данных направлениях должна быть возложена на республиканский центр благоустройства и экологической безопасности.
Задачами центра в совершенствовании экономического механизма являются информационное и методическое обеспечение:
- государственных и коммунальных предприятий, работающих в области управления отходами;
- коммерческих предприятий;
- некоммерческих целевых организаций (фондов).
Повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в области управления отходами может быть достигнуто как за счет средств, получаемых от потенциальных инвесторов, так и за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, усиления контроля за субъектами неконтролируемого опосредованного загрязнения.
Для потенциальных инвесторов совершенствование системы регулирования коммунальных тарифов - один из важнейших и привлекательных факторов гарантирования их вложений. Однако изменение тарифов в сторону увеличения не может не вызвать социальной напряженности в обществе. В связи с этим становится актуальным внедрение при расчетах за сбор и захоронение ТБО общепринятого в мировой практике принципа "загрязнитель платит".
Субъектом неконтролируемого опосредованного загрязнения городских территорий являются предприятия и организации, арендующие участки этих территорий для торговых и складских нужд. Извлечение ими коммерческого дохода сопровождается формированием объемов и конкретной номенклатуры ТБО. Из этого следует, что возмещение издержек, связанных с санитарной очисткой, должно осуществляться за счет предприятий-арендаторов. Подобный подход представляется тем более обоснованным, что санитарная очистка является одной из форм простого воспроизводства городских территорий, а финансирование соответствующих расходов всегда рассматривается в качестве обязанностей арендатора (как часть арендной платы). Средства, полученные таким путем, должны аккумулироваться в региональных фондах под контролем администрации и тратиться по целевому назначению.
Экономический механизм управления отходами должен быть основан на следующих организационно-экономических принципах:
1. Установление платы за образование нормированного объема отходов и за превышение выделенного лимита, а также дифференциация платежей в зависимости от таких факторов, как:
- пригодность (подготовленность) отходов для последующей переработки;
- уровень техногенно-экологической безопасности (класс опасности отходов);
- особенность территории;
- потребность в данном виде вторичных ресурсов;
- объем размещения отходов;
- подготовленность отходов к размещению.
2. Предоставление (в зависимости от состояния рынка и региональной политики) налоговых, кредитных и иных льгот субъектам предпринимательской деятельности в случаях:
- утилизации ими отходов;
- использования малоотходных технологий;
- участия в сборе, заготовке и поставке вторичного сырья.
3. Разработка и периодический пересмотр перечня отходов, в отношении которых может устанавливаться специальный режим стимулирования их сбора, переработки в сырье и использования.
4. Образование специализированных источников денежных средств для целевого финансирования мероприятий по модернизации систем сбора и переработки ТБО.
5. Введение (на конкурсной основе) системы дотаций на экспериментальные и исследовательские работы в сфере обращения с отходами, в т.ч. направленные на разработку и оптимизацию процессов их утилизации и обезвреживания.
В общем случае экономический механизм управления ТБО должен включать:
- создание специальной государственной организации, ответственной за контроль и управление всей системой сбора, транспорта и утилизации ТБО;
- проведение оптимальной тарифной политики;
- поиск дополнительных источников финансирования в городах и населенных пунктах, создающих и реализующих продукцию, включающую потенциальные отходы.
5.2. Плата за образование отходов
С субъектов, образующих в ходе свой деятельности отходы, взимается плата за их образование.
Плата за образование отходов устанавливается на основе нормативной цены за единицу объема отходов с учетом класса их экологической опасности. Плата может дифференцироваться в зависимости от состояния окружающей среды территорий, их рекреационной и землепользовательной ценности. За сверхлимитное образование отходов плата взимается в кратном размере. Взимание платежей за образование отходов не освобождает производителей отходов от ответственности за их безопасное хранение, обезвреживание и удаление.
Плата за образование отходов не взимается за те объемы отходов, которые используются на самом предприятии в качестве сырья, были проданы или переданы другим предприятиям и специализированным заготовительным организациям.
Порядок установления нормативов и взимания платежей за образование отходов, а также освобождение от платы определяется постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
5.3. Льготы (стимулы) при обращении с отходами
Льготы должны устанавливаться для субъектов правоотношений, которые:
- внедряют новые технологии, направленные на минимизацию отходов;
- утилизируют отходы при производстве продукции (выполнении работ);
- осуществляют заготовку отходов;
- выполняют строительство предприятий и цехов, а также организовывают производство оборудования и устройств для переработки отходов;
- принимают участие в долевом финансировании мероприятий по уменьшению образования и безопасности удаления отходов.
Перечисленные субъекты имеют право на следующие льготы:
- установление пониженного норматива налогообложения на доход (прибыль), получаемый от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов;
- установление привилегий, связанных с налогом на добавленную стоимость;
- приоритетное предоставление государственных кредитов;
- получение специальных государственных субсидий на уменьшение процентов за займы (банковский кредит), связанные с инвестициями на переработку отходов и изготовление соответствующего оборудования;
- выделение региональных дотаций для перевозки отходов и сырья или полуфабрикатов, полученных из них;
- применение норм ускоренной амортизации основных производственных фондов;
- предоставление на договорных условиях средств специализированных фондов или средств внебюджетных фондов охраны окружающей среды;
- бесплатное получение информации, относящейся к ресурсно-технологическим возможностям переработки и утилизации отходов.
Порядок установления соответствующих льгот, их состав и размер определяются постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать в рамках своих полномочий дополнительные меры экономического стимулирования использования отдельных категорий отходов и внедрения малоотходных технологий (снижение цен на оборудование и устройства по обезвреживанию и уничтожению отходов, освобождение от земельного налога и др.).
5.4. Льготы при заготовке вторичного сырья
Юридические и физические лица - предприниматели, осуществляющие в установленном порядке сбор и сдачу вторичного сырья (по специальному перечню) заготовительным организациям или непосредственно перерабатывающим предприятиям, имеют право на снижение норматива налогообложения или на освобождение от налогообложения полученного за этот счет дохода (прибыли).
Субъекты предпринимательской деятельности, специализирующиеся на заготовке вторичного сырья, имеют право на освобождение от уплаты налога на прирост средств в фонд потребления.
Перечень видов вторичного сырья, на которые могут устанавливаться указанные льготы, и порядок их установления определяются постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
5.5. Финансирование мероприятий по обращению с отходами
1. Средства, поступающие от взимания платы за образование и размещение отходов, направляются в государственные экологические фонды и местные бюджеты и используются на мероприятия в сфере обращения с отходами, а также на другие виды природоохранной деятельности в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
2. Финансирование мероприятий по обращению с отходами осуществляется за счет средств производителей и владельцев отходов, за счет местных бюджетов, внебюджетных экологических фондов, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений, а также за счет средств республиканского и федерального бюджетов в части, касающейся жизненно важных для Республики Татарстан мероприятий, наукоемких работ, мероприятий по реабилитации загрязненных отходами территорий и т.п.
Выводы и предложения
В настоящее время деятельность в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит как перед Россией, так и перед Республикой Татарстан. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов как в целом по России, так и в отдельных регионах, а также исключить несанкционированное их размещение.
Политика в сфере управления отходами ориентирована на уменьшение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.
Дальнейшая работа с целью снижения экологической опасности обращения с ТБО должна проводиться в следующих направлениях:
1. Провести на территории республики инвентаризацию образующихся, перерабатываемых и подлежащих захоронению отходов производства и потребления.
2. Провести скрининговую инвентаризацию мест бывших захоронений отходов с целью выявления дополнительных для республики сырьевых ресурсов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека.
3. Разработать подзаконные акты по основным положениям Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления". Создать при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан республиканский центр благоустройства и экологической безопасности.
4. Совершенствовать технологии раздельного сбора и двухэтапного вывоза ТБО.
5. Внедрить имеющиеся отечественные ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии переработки отходов. Создать и распространить среди предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан банк данных об отечественных безопасных технологиях переработки ТБО и полученном из них вторичном сырье.
6. В целях исключения строительства предприятий по переработке и утилизации ТБО, не отвечающих передовому техническому уровню, с низкими технико-экономическими показателями, не обеспечивающих экологическую безопасность, необходимо до подписания контрактов с фирмами-поставщиками оборудования направлять исходные материалы в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан для рассмотрения на экспертно-техническом совете.
7. Организовать систему эколого-гигиенического образования руководителей административных территорий, предприятий, организаций по обращению с отходами производства и потребления.
8. Организовать систему раздельного сбора ТБО с целью их использования в качестве сырья; систематически проводить разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов потребления.
9. Разработать систему контроля за несанкционированными свалками и создать условия, исключающие возможность их появления.
10. Установить оптимальные тарифы за переработку ТБО, обеспечивающие экономически оправданное функционирование предприятий, перерабатывающих отходы, и исключающие систему дотации.
11. Увеличить привлечение внебюджетных источников финансирования в систему управления отходами, для чего создать республиканский центр благоустройства и экологической безопасности и подготовить информационно-правовую и нормативно-методическую базу для обеспечения организаций и функционирования региональных некоммерческих целевых фондов.
Главная задача реализации этой программы состоит в комплексном использовании всех рычагов управления ТБО и ресурсосбережения: технических, экономических, нормативных, правовых и информационных.
Состав
рабочей комиссии по координации строительства объектов хранения,
утилизации и переработки отходов
(утв. постановлением КМ РТ от 21 июня 2000 г. N 434)
Хайруллин Абрек Хафизович - первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - председатель комиссии
Габайдуллин Асгат Габдуллович - первый заместитель министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан - заместитель председателя комиссии
Халитов Рим Шафикович - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Багавеев Марсель Харисович - директор РПО "Татсельжилкомхоз" (по согласованию)
Васильев Николай Георгиевич - начальник управления градостроительства, архитектуры и кадастра Минстройжилкомхоза Республики Татарстан
Гарифуллин Ильдус Сафиевич - заместитель директора Экологического фонда Республики Татарстан
Емельянов Геннадий Егорович - заместитель главы администрации г.Набережные Челны
Ермаченко Лилия Галимовна - начальник отдела коммунальной гигиены Госкомсанэпиднадзора Республики Татарстан
Мочалов Алексей Юрьевич - начальник Управления Государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан
Мухтаров Клим Абдуллаевич - начальник производственно-технического управления Минстройжилкомхоза Республики Татарстан
Трубаев Валерий Николаевич - начальник управления архитектурно-строительного надзора Минстройжилкомхоза Республики Татарстан
Ушенин Александр Михайлович - заместитель главы администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска
Фролов Игорь Николаевич - заместитель главы администрации г.Казани.
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания комплексной системы раздельного сбора твердых бытовых отходов, условий, исключающих возникновение несанкционированных свалок утверждается Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Республике Татарстан.
Постановление КМ РТ от 21 июня 2000 г. N 434 "О ходе выполнения постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" и от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 30 сентября 2009 г. N 668 настоящее постановление признано утратившим силу