Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 21 июня 2000 г. N 431
"Об утверждении Целевой программы "Развитие земельной реформы
в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2006 г. N 74 настоящее постановление признано утратившим силу
См. также Постановление Главы администрации г.Казани от 14 июля 2000 г. N 1375
В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Целевую программу "Развитие земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе.
3. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проектов республиканского бюджета Республики Татарстан на 2001 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Целевая программа
"Развитие земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
(утв. постановлением КМ РТ от 21 июня 2000 г. N 431)
Паспорт
Целевой программы "Развитие земельной реформы
в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
Наименование Программы Целевая программа "Развитие земельной реформы в
Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
Основание разработки Постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 26 июня 1999 г. N 694 "О
федеральной целевой программе "Развитие
земельной реформы в Российской Федерации на
1999-2002 годы".
Государственный Государственный комитет Республики Татарстан по
заказчик Программы земельным ресурсам и земельной реформе
Основные разработчики Государственный комитет Республики Татарстан по
Программы земельным ресурсам и земельной реформе,
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Татарстан,
Министерство экономики и промышленности
Республики Татарстан, Министерство финансов
Республики Татарстан, Государственный комитет
Республики Татарстан по управлению
государственным имуществом
Цели и задачи Разработка и реализация комплекса
Программы взаимосвязанных правовых, организационных,
финансовых, землеустроительных и иных мер,
позволяющих обеспечить решение основных задач
земельной реформы в Республике Татарстан,
создание эффективного механизма регулирования
земельных отношений и государственного
управления земельными ресурсами в условиях
рыночной экономики
Сроки реализации 2000-2005 годы
Программы
Основные мероприятия Разработка и совершенствование на всех уровнях
Программы правовой и нормативной базы регулирования
земельных отношений; создание механизма,
реализующего права собственников земельных
долей; разграничение земель различных форм
собственности; осуществление практического
перехода к гарантированным Конституцией
Республики Татарстан формам собственности на
землю и их стабилизация посредством обеспечения
прав и их государственной регистрации; создание
инфраструктуры рынка земли; вовлечение
земельных участков в экономический оборот,
создание регулируемого государством земельного
рынка; развитие механизма ипотечного
кредитования; введение государственного
земельного кадастра; совершенствование системы
земельных платежей; проведение массовой оценки
земель с совершенствованием методики оценочных
работ; картографическое, геодезическое и
землеустроительное обеспечение земельной
реформы; создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра
как составной части единого кадастра
недвижимости; ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы государственного
контроля использования и охраны земель,
создание денежного фонда охраны земель;
проведение информационно-разъяснительной работы
среди населения; подготовка и переподготовка
кадров.
Объемы и источники 2000-2005 годы 2000 год
финансирования Программы
(млн.рублей)
Всего 379,41 70,69
В том числе:
республиканский 326,17 61,20
бюджет
местные бюджеты 53,24 9,49
Ожидаемые конечные Закрепление прав граждан свободно распоряжаться
результаты реализации участками земли и земельной долей в той мере, в
Программы какой допускается действующим законодательством
Республики Татарстан; разграничение земель
различных форм собственности; создание рынка
земли и недвижимости как единого имущественного
комплекса; развитие ипотеки земли и создание
благоприятных условий для инвестиций
1. Основные положения программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в Республике Татарстан
в 1991-1999 годах
В результате прошедшего этапа преобразований в республике устранена монополия государственной собственности на землю, реализован принцип платности землепользования и осуществлено первичное вовлечение земельных участков в гражданский оборот. Новый тип отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен Конституцией Республики Татарстан, Земельным кодексом Республики Татарстан, другими законодательными и нормативными правовыми актами.
В основном сформирована и продолжает совершенствоваться правовая основа реформирования земельных отношений. За этот период наряду с Земельным кодексом Республики Татарстан были приняты законы Республики Татарстан "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства". Существенное значение имело также принятие указов Президента Республики Татарстан "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан" и "О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан".
Кабинетом Министров Республики Татарстан принято более 30 нормативных актов, связанных с регулированием земельных отношений. Госкомземом Республики Татарстан разработана и Правительством республики утверждена Концепция создания и развития земельного рынка в Республике Татарстан.
Проведение реформы привело к значительному перераспределению земель, 40% которых в настоящее время находятся в собственности физических и юридических лиц, в том числе 60% всех сельскохозяйственных угодий. Вместо реорганизованных колхозов и совхозов по состоянию на 1 января 2000 года образовано 600 акционерных обществ, товариществ, коллективных предприятий, около 400 производственных сельскохозяйственных кооперативов. Реализуя свои конституционные права, более 460 тысяч граждан получили в собственность в форме земельных долей 2,6 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. Собственниками земельных долей заключено более 41 тысячи договоров аренды. Сформированы крестьянские (фермерские) хозяйства, которых насчитывается более 1,6 тысячи. В их распоряжение передано более 125 тыс.гектаров земель.
Осуществлено юридическое закрепление прав граждан на используемые ими земельные участки для ведения личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства, жилищного и дачного строительства. В настоящее время более одного миллиона граждан имеют земельные участки для этих целей, из них 597 тысяч участков площадью 87,9 тыс.гектаров - в их собственности. В собственности юридических лиц по состоянию на 1.01.2000 г. находится 3,4 тыс.гектаров земель.
Площадь коллективных садов с 1991 года возросла с 17,4 до 28 тыс. гектаров. Тем самым была решена проблема обеспечения городского населения садовыми участками. В настоящее время в городах республиканского подчинения на каждые сто семей приходится 60 садовых участков.
Современный этап земельных преобразований на первый план выдвинул задачи перехода к экономическим методам управления земельными ресурсами, создания и полноценного функционирования рынка земли и иной недвижимости, обеспечения государственной гарантии прав на землю, расширения арендных отношений как одной из форм землепользования, особенно в городах, введения механизма залога земель.
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает, за 1999 год их было заключено 11,9 тысячи, что на 3,6 тысячи больше, чем за весь 1998 год, и в 2,5 раза больше, чем в 1997 году. В городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Лениногорске проводятся аукционы по продаже земельных участков в собственность юридических и физических лиц, а также прав аренды под строительство жилья, развитие предпринимательства и другие цели. В результате таких торгов в бюджеты городов республики в 1999 году поступило более 2 млн.рублей.
Вовлечение земель в гражданский оборот требует функционирования достоверной базы данных о правовом, количественном, качественном и экономическом положении земель и иных объектов недвижимости, которая должна оперативно обеспечивать потребителей необходимой кадастровой информацией. Это станет возможным при создании Единого кадастра недвижимого имущества на основе автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, базирующейся на современных компьютерных технологиях, передовом опыте в области землеустройства, геодезии, топографии, экономики, статистики и других отраслей знаний.
В рамках реализации Программы проведения инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.94 г. N 332, и Программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.01.97 г. N 40, завершена инвентаризация земель городов, поселков и районных центров на площади 120 тыс.гектаров. Завершается инвентаризация земель сельских населенных пунктов. Материалы инвентаризации земель вносятся в автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра. В ходе инвентаризации земель выявлено около 30 тысяч неучтенных землепользователей на площади около 8 тыс.гектаров. Кроме того, установлено расхождение фактических площадей с учетными данными на более чем 10 тыс.гектаров. В результате налогооблагаемая база увеличилась на сумму около 25 млн.рублей. На основе материалов инвентаризации земель с целью дифференциации ставок платежей за землю проведено комплексное ценовое зонирование территорий городов и других поселений.
В связи с вовлечением земель, в том числе и сельскохозяйственных, в рыночный оборот возникает необходимость проведения оценки конкретных земельных участков. Для получения достоверных значений проводится кадастровая оценка земель. Работы по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения завершены в 1999 году. Результаты кадастровой оценки используются при расчетах нормативной цены земли для целей налогообложения, определения стартовой рыночной стоимости земельных участков при установлении цен на конкурсах и аукционах, при аренде, купле-продаже, ипотеке, инвестировании в производственную деятельность, а также в других случаях, возникающих при гражданском обороте земель.
В целях перехода к электронно-цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровой информации в 1996-1997 годах была создана электронная схема границ территорий административных районов, сельско- и лесохозяйственных предприятий, населенных пунктов республики. Начиная с 1997 года в соответствии с Программой создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан создается электронно-картографическая основа ведения государственного земельного кадастра как составной части государственного кадастра недвижимости. По состоянию на 01.01.2000 г. данная работа завершена в 23 районах республики, или на 58 % ее территории.
Выполнена работа по восстановлению административной границы Республики Татарстан. Проводится постоянное обновление планово-картографического материала, в том числе в электронном виде, методами аэрофотосъемочных работ на всей территории республики.
Дальнейшее развитие получили почвенные, агрохимические обследования сельскохозяйственных угодий. В результате инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения за последние 3 года выявлены более 215 тыс.гектаров деградированных и подверженных эрозии земель, которые на основании постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан переведены в естественные кормовые или другие несельскохозяйственные угодья. Учитывая многообразие природных условий, разнообразие антропогенных воздействий на почву, сложную структуру почвенного покрова, в 1998 году были начаты работы по почвенному мониторингу. Заложены постоянно действующие реперные участки в 6 природно-экономических зонах республики.
Обеспечено поступление платежей за землю в бюджеты всех уровней в 1996 году на сумму 80,2 млн.рублей, в 1997 году - 222,1 млн.рублей, в 1998 году - 271,8 млн.рублей, в 1999 году - 467,7 млн.рублей.
1.2. Цели и задачи Программы
Программа разработана для обеспечения выполнения положений и норм Земельного кодекса Республики Татарстан и в соответствии с Федеральной программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99 г. N 694.
Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Основными направлениями земельной реформы на нынешнем этапе являются:
совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений;
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Республики Татарстан формам собственности на землю и их стабилизация посредством обеспечения прав собственности и их государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка;
создание инфраструктуры рынка земли;
развитие механизма ипотечного кредитования;
передача земель собственникам, эффективно использующим земли;
приватизация земли имеющими на это право в соответствии с законодательством физическими и юридическими лицами;
совершенствование системы земельных платежей;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в государственной собственности и собственности органов местного самоуправления;
завершение создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как составной части единого кадастра недвижимости;
картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
проведение государственной массовой кадастровой оценки земель всех категорий и правового зонирования территорий поселений, совершенствование методов проведения оценочных работ;
обеспечение повышения плодородия почв и защита их от эрозии;
усиление роли государства в разработках и реализации мероприятий по охране земельных ресурсов от эрозии почв и других форм деградации земель;
организация научного прогнозирования состояния земель всех категорий;
усиление государственного контроля использования земель.
Целью данной Программы также является разработка и реализация комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, землеустроительных и иных мер, позволяющих обеспечить решение основных задач земельной реформы в Республике Татарстан, создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами в условиях рыночной экономики.
1.3. Взаимосвязь Программы с другими федеральными
и республиканскими программами
Программа является составной частью системы программ социально-экономического развития Республики Татарстан и разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", в развитие Программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.01.97 г. N 40.
Программа согласована с разрабатываемыми прогнозом социально-экономического развития Республики Татарстан на 2000 год и Комплексной программой "Создание системы управления рынком недвижимости в Республике Татарстан", конкретизирует и развивает в сфере земельных отношений положения прогнозов социально-экономического развития республики, принятых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.02.96 г. N 82 "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 1996-2000 годы и прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 1996-2005 годы", республиканской Программы поэтапного создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.99 г. N 852.
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Республики Татарстан о многообразии форм собственности, их равной защите и осуществляется по следующим основным направлениям:
- приватизация земель, не исключенных в соответствии с законодательством из гражданского оборота, при отсутствии необходимости их использования для государственных нужд и нужд местного самоуправления;
- инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной собственности и собственности местного самоуправления;
- определение принципов и порядка изъятия земель для государственных нужд;
- создание системы правового зонирования земель.
2.2. Укрепление гарантии осуществления конституционных
прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий осуществления конституционных прав на землю включает:
- возможность всем гражданам получить (за плату или бесплатно) в собственность земельный участок, за исключением земель, которые не могут быть переданы в частную собственность;
- право граждан на приватизацию в установленном порядке законно используемой ими земли;
- обеспечение всем собственникам земельных участков и земельных долей в установленном законодательством порядке свободы в распоряжении собственностью;
- активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли, отвечающего требованиям качественных структурных преобразований в экономике республики, обеспечивается разработкой и реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка земли как важнейшей и неотъемлемой части рынка недвижимости. В этой связи утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан Концепция создания и развития земельного рынка Республики Татарстан. Основными ее направлениями являются:
- государственное регулирование земельного рынка;
- развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе с иными объектами недвижимости;
- совершенствование системы платежей за землю;
- проведение оценки земель;
- развитие ипотечного кредитования;
- вовлечение земли в хозяйственный оборот с помощью ценных бумаг;
- информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости должна быть направлена также на решение следующих задач:
- стимулирование приобретения земельных участков в собственность, выкупа земельных участков, расположенных под приватизированными предприятиями, в том числе:
- введение режима рассрочки платежей при приватизации и приобретении земельных участков в собственность;
- предоставление права погашения задолженности соответствующего бюджета перед предприятиями путем передачи в собственность занимаемых ими земельных участков;
- включение стоимости земельных участков в уставный капитал приватизируемых (приватизированных) предприятий, в том числе в качестве государственной доли;
- повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной собственности, собственности местного самоуправления, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
- переход на аукционный и конкурсный принцип продажи незанятых земельных участков, находящихся в государственной собственности и собственности местного самоуправления, при проведении которых местным органам государственной власти предоставляется право установления стартовой цены земельных участков не ниже кадастровой, установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан;#
- развитие ипотечного кредитования граждан и юридических лиц - участников земельного рынка, инвестирующих свои средства на приобретение либо на воспроизводство и улучшение земли, а также обеспечение государственного контроля рынка земельных закладных, обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг, создание специализированного (Земельного) банка;
- расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной собственности и собственности местного самоуправления, предоставление местным органам власти прав по установлению базовых ставок арендной платы в зависимости от местонахождения, вида использования, степени доходности земель и кадастровой оценки земель;
- упрощение процедур предоставления земель под жилищную и промышленную застройку (согласований, разрешений, соответствий градостроительным, экологическим и другим требованиям);
- установление принципа разрешенного использования земель в городах и других поселениях взамен целевого и процедур правового зонирования территорий населенных пунктов;
- проведение массовой оценки земли и другой недвижимости, создание и развитие института оценщиков, риэлтерских фирм;
- создание системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и недвижимости;
- введение административной ответственности за правонарушения на земельном рынке и совершенствование правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
2.4. Оценка земель
Введение платного землепользования и реформирование принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка требуют создания современной системы оценки земель. В этом направлении существенную роль сыграет принятие закона Республики Татарстан об оценке земель и проведение до 2002 года массовой государственной кадастровой оценки земель всех категорий и различного целевого назначения, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель".
Основными направлениями государственной политики по вопросам оценки земель являются:
установление порядка проведения территориального оценочного зонирования;
определение порядка и методик проведения рыночной оценки земельных участков, необходимых для установления их стартовой цены при публичных торгах, в случаях реквизиции, изъятия земельных участков для государственных нужд;
разработка методик массовой кадастровой и рыночной оценки земель различных категорий в целях налогообложения;
организация учета реальных сделок с землей и отражения полученных данных в государственном земельном кадастре;
государственная поддержка подготовки кадров и деятельности оценщиков для обслуживания земельного оборота, организация государственного регулирования их деятельности (лицензирование, сертификация), определение их ответственности за достоверность результатов оценки.
Методической основой массовой оценки земель должны быть принципы рыночной стоимости, базирующиеся на данных о совершенных сделках (метод сравнения продаж). На начальном этапе при недостаточном количестве сделок используются доходный и затратный методы.
Накопленный в республике опыт проведения массовых работ по оценке земель сельскохозяйственного назначения может быть использован для создания информационной базы системы оценки земли.
2.5. Совершенствование системы платежей за землю
Действующая система земельных платежей регулируется Законом Республики Татарстан "О плате за землю" и соответствующим Федеральным законом, согласно которым формами земельных платежей являются земельный налог и арендная плата. Введение платы за землю сыграло значительную роль в повышении эффективности управления земельными ресурсами.
Вместе с тем выявилось, что существующая система платежей не совершенна# с точки зрения и налоговой политики, и рационального землепользования. Главным недостатком системы являются ее недостаточная гибкость и наличие неоправданно большого количества налогоплательщиков, имеющих право на льготы, и не облагаемых налогом площадей, процент которых постоянно увеличивается. Земельный налог сегодня уплачивается только с 64% всех земель Республики Татарстан, а в населенных пунктах налогом облагается 44% площадей.
В условиях развития земельного рынка следует исходить из необходимости повышения значимости земельных платежей в формировании доходной части бюджета и совершенствования системы платежей за землю как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование системы платежей целесообразно проводить в следующих направлениях:
дифференциация ставок земельного налога и арендной платы в зависимости от кадастровой оценки земли;
осуществление расчета ставок налога и арендной платы за землю в городах исходя из ее градостроительной ценности;
проведение ценового зонирования земель для дифференциации ставок при налогообложении и определении арендной платы;
существенное сокращение льгот по оплате земельного налога и арендной плате за пользование землями всех категорий;
усиление контроля выполнения бюджетных заданий по сбору земельных платежей и их целевого использования.
2.6. Развитие ипотечного кредитования, вовлечение земли
в хозяйственный оборот с помощью ценных бумаг
Повышение эффективности управления земельными ресурсами неразрывно связано с активизацией рынка земли и разнообразием форм регулирования земельных отношений. Одним из механизмов, традиционно применяемых в мировой практике управления земельными ресурсами, является ипотека (залог недвижимости).
Проблема залога земли имеет самое непосредственное отношение к вопросу привлечения долгосрочных инвестиций в отрасли экономики Республики Татарстан (прежде всего агропромышленного комплекса), дополнительного финансирования на возвратной основе программ по охране природных ресурсов и повышению плодородия продуктивных земель, а также созданию благоприятных условий для развертывания индивидуального жилищного строительства.
Необходимым условием привлечения инвестиций через механизм коммерческого кредитования является обеспечение предоставленных кредитов залогом недвижимости, в том числе земли. Для целого ряда предприятий, прежде всего агропромышленного комплекса, фермерских хозяйств, граждан - собственников земельных участков, залог земли мог бы явиться основной формой обеспечения возврата полученных через коммерческие банки денежных средств.
Одним из важнейших условий для успешного функционирования земельного рынка является создание Земельного банка, деятельность которого должна быть направлена, в первую очередь, на инвестирование товаропроизводителей, обеспечивающих наиболее эффективное использование земель. Однако развитие системы ипотечного кредитования затруднено тем, что Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", принятым в 1998 году, ипотека сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств не допускается. Этим значительно ограничивается круг земельных участков, участвующих в обороте. В связи с этим необходимо принятие закона Республики Татарстан о залоге земель сельскохозяйственного назначения.
Для развития ипотечных отношений и вовлечения земель в хозяйственный оборот целесообразно использовать возможности фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг, земельных облигаций. Это позволит увеличить ликвидность этого рынка и создать нормальную систему ценообразования, то есть обеспечить открытость, публичность и прозрачность рынка - все те условия, которые определяют его объем.
Обеспечением выпуска земельных облигаций должны быть инвестиционно привлекательные земельные участки, оцененные по их рыночной стоимости. На период обращения земельных облигаций землеобеспечение переходит в доверительное управление государству, которое соотносит землеобеспечение с проспектом эмиссии, а при необходимости осуществляет погашение части земельных облигаций конкретными земельными участками.
Особенностью облигационного земельного займа является инвестиционный характер использования вырученных от размещения средств. Реализуемость займа должна обеспечиваться, во-первых, хорошо просчитанной окупаемостью проектов, а во-вторых, четкими и строгими правилами реализации инвестиционного процесса.
2.7. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное
регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
В условиях развития новых экономических отношений земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Земельные преобразования в основном проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений о перераспределении земель.
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель в ходе реализации Программы необходимо обеспечить:
- нормативно-методическое содействие процессу договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;
- установление для сельскохозяйственных организаций правил бухгалтерского учета по отражению операций с земельными долями;
- уточнение перечней и последующее сокращение числа сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации, по которым при выходе участников из таких организаций они не имеют права на выделение в счет земельной доли земельного участка;
- содействие процессу концентрации земельных долей в собственности эффективных хозяйствующих субъектов;
- принятие мер по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их;
- создание в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условий для сокращения миграции сельских жителей;
- осуществление комплекса землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв;
- проведение инвентаризации всех земель сельскохозяйственного назначения.
Для достижения поставленных целей особое внимание необходимо уделить созданию правовой базы.
2.8. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями.
В ходе реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
проведение кадастровой оценки земель поселений;
обеспечение постоянного обновления базы данных о всех землепользователях;
правовое зонирование земель в отдельных городах и поселениях;
внедрение методики формирования и межевания земельных участков как объектов недвижимости в городах и других поселениях;
приватизация земель на территории поселений, прежде всего расположенных под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. При этом допускается снижение цены земли, по которой она продается собственникам приватизированных объектов недвижимости;
передача (продажа), как правило, на конкурсной или аукционной основе земель, не предназначенных для обеспечения государственных функций, а также общественных нужд (в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов);
обеспечение поступления информации от администраций районов и городов, органов местного самоуправления о размерах одновременных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельных участков.
Продажа и передача земли в собственность в городах и других поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры.
Осуществляется переход к системе зонального регулирования землепользования, что означает:
разработку долгосрочных планов использования земель городов и на этой основе схем городского землепользования;
разработку в соответствии с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;
обеспечение доступа физических и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений о территориальном зонировании городов;
разработка и внедрение классификатора публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов).
2.9. Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях:
- планирования рационального использования и управления земельными ресурсами;
- государственной оценки земель всех категорий;
- установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости;
- государственного контроля использования и охраны земель;
- обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В этих целях необходимо завершить работу по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. Земельный кадастр станет основой государственного кадастра недвижимости, что необходимо для информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В целях решения указанных задач предусматриваются:
- создание государственного кадастра недвижимости Республики Татарстан путем интеграции на геоинформационной основе государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных о недвижимости;
- введение единой системы адресной идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости присвоением им кадастровых номеров;
- завершение создания системы передачи земельно-кадастровой информации, необходимой для функционирования рынка земли и иной недвижимости, и обеспечение на этой основе периодического уточнения (актуализации) данных государственного земельного кадастра;
- создание информационной базы данных о землях, находящихся в государственной (федеральной, республиканской, коммунальной) собственности и собственности органов местного самоуправления;
- интеграция информации о земле и иной недвижимости в единое информационно-коммуникационное пространство Республики Татарстан и Российской Федерации.
Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, а в дальнейшем кадастра недвижимости возможно только на основе применения современных компьютерных технологий сбора, анализа, хранения и предоставления информации. Для обеспечения оперативности и достоверности получаемой земельно-кадастровой информации необходимо расширить использование материалов аэрофотосъемки и космических съемок, а также применять современные электронные геодезические приборы для наземных съемок.
К основным мероприятиям в этой области в ходе реализации Программы относятся:
реализация положений Федерального закона "О государственном земельном кадастре";
обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра на всей территории Республики Татарстан и создание системы кадастрового учета земельных участков на основе Единого государственного реестра земель;
проведение кадастрового зонирования территорий за пределами черты поселений в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
организация взаимодействия государственного земельного кадастра с другими отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и т.п.) на основе единых принципов, форм и процедур;
внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения государственного земельного кадастра и кадастрового учета земельных участков;
опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур;
разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения;
обеспечение доступа физических и юридических лиц к кадастровой информации, совершенствование принципов оплаты за ее получение.
Для решения поставленных задач предусматриваются следующие мероприятия:
введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;
обеспечение взаимодействия и обмена информацией между органами, обеспечивающими ведение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
создание государственного кадастра недвижимости путем интеграции государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных о недвижимости.
Формирование специального программного обеспечения, программно-технических комплексов (приобретение, установка и ввод в эксплуатацию), переподготовка кадров производятся за счет федерального бюджета, российско-германского проекта "Гермес", проекта "Ларис" (Всемирный банк реконструкции и развития) и проекта "Тасис" (Европейский банк реконструкции и развития).
2.10. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению
Исходя из потребностей в обеспечении органов государственного управления землеустроительной документацией для осуществления земельных преобразований, в рамках реализации Программы в 2000-2005 годах предусматривается осуществить:
инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, систематическое выявление неиспользуемых земельных участков для их дальнейшего перераспределения наиболее эффективным собственникам;
установление границ земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по их распоряжению;
разграничение земель различных форм собственности, разработку проектов рационального размещения и перераспределения земель;
разработку проектов экологически сбалансированного внутрихозяйственного землеустройства, исключающего деградацию природных экосистем при сельскохозяйственной деятельности;
установление (восстановление) в натуре границ вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;
установление границ территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель.
2.11. Мониторинг земель
Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что в результате производственной и хозяйственной деятельности, природных факторов происходят негативные изменения качественного состояния земель. Особенно большой ущерб наносится водной и ветровой эрозией почв, вызывающей разрушение и уничтожение их плодородного слоя, тем самым приводящей к невосполнимым потерям земельных ресурсов, сельскохозяйственного производства, ухудшению окружающей среды. Площади сельскохозяйственных угодий, подверженных водной эрозии, в республике достигают более 1,6 млн. гектаров, ветровой эрозии подвержены 280 тыс. гектаров земель, или 42 процента от их общей площади.
Ежегодно с каждого гектара пашни смывается в среднем по 8-10 тонн плодородной почвы.
В республике также наблюдаются процессы заболачивания, переувлажнения земель, имеют место факты деградации земель вследствие техногенного загрязнения.
В задачи мониторинга земель входят проведение систематических наблюдений за состоянием земель, оценка и прогноз состояния земельных ресурсов в зависимости от уровня техногенных нагрузок.
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается разработать в ходе реализации Программы правовые и нормативно-технические акты по совершенствованию правового регулирования организации и ведения государственного мониторинга земель, внедрить методы дистанционного зондирования состояния земель на основе аэрокосмических технических средств и компьютерных технологий обработки информации, разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления.
2.12. Усиление государственного контроля использования
и охраны земель
Государственный контроль использования и охраны земель стал одной из основных функций управления земельными ресурсами, которая приобретает особо важное значение в условиях формирования, развития и совершенствования новых земельных отношений.
Государственный контроль использования и охраны земель ведется в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства", который был принят в 1994 году. Его принятие позволило усилить методы воздействия на нарушителей земельного законодательства при осуществлении государственного контроля использования и охраны земель. За период действия указанного Закона в результате деятельности государственных инспекторов устранено около 11 тысяч нарушений земельного законодательства, около 3 тысяч правонарушителей (юридических, физических и должностных лиц) привлечены к административной ответственности.
Вместе с тем в связи с принятием новой редакции Земельного кодекса Республики Татарстан возникла необходимость приведения Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства" в соответствие с содержащимися в нем правовыми нормами.
Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, распространены случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.
Наряду с этим при проведении большого комплекса землеустроительных работ, необходимых для обеспечения земельной реформы, имеющиеся нормы действующего закона уже не позволяют осуществлять полноценный эффективный контроль использования и охраны земель.
Государственные инспекторы в своей работе сталкиваются с рядом нарушений, связанных с использованием земель, ответственность за которые действующим законом не предусмотрена, например:
- нарушение обременений земельных участков, установленных в соответствии с земельным законодательством;
- снижение плодородия почв в результате хозяйственной деятельности;
- систематическое невнесение платежей за землю или невозмещение в установленные земельным законодательством сроки потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль использования и охраны земель;
- неиспользование земель, предоставленных для определенных целей, в сроки, предусмотренные земельным законодательством или договором;
- захламление земель;
- нарушение требований утвержденной землеустроительной документации;
- противоправные действия, повлекшие за собой самовольное занятие земельных участков, нарушения прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей;
- воспрепятствование проведению инвентаризации земель.
Все эти факторы вызывают необходимость внесения изменений в действующее законодательство о государственном контроле использования земель.
В ходе реализации Программы будут разработаны законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие:
уточнение порядка государственного контроля использования и охраны земель;
усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства;
расширение перечня видов нарушений, за которые устанавливается ответственность;
введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности;
усиление мер по обеспечению прав и государственной защиты государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности;
совершенствование механизма определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
улучшение профилактической работы по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированности населения о деятельности органов государственного контроля использования и охраны земель;
укрепление взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль использования и охраны земель, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок соблюдения земельного законодательства.
2.13. Совершенствование системы государственного
управления земельными ресурсами
Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в Республике Татарстан земельной реформы.
Государственное управление земельными ресурсами Республики Татарстан осуществляет Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и его территориальные органы.
В целях усиления роли государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры:
- укрепить материально-техническую базу территориальных органов Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, сохранив за ними основные функции государственного управления: нормативно-методическую деятельность, государственный контроль охраны и использования земель, организацию проведения землеустройства, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
- совершенствовать работу Республиканского земельно-кадастрового центра по созданию государственной автоматизированной системы ведения земельного кадастра, по оказанию юридическим и физическим лицам услуг по проведению землеустроительных и кадастровых работ, по техническому руководству и методической поддержке кадастровых бюро;
- осуществлять финансирование кадастровых бюро за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за выполненные работы и оказанные услуги.
В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и воспроизводства плодородия почв.
2.14. Информационно-консультационное обеспечение Программы
В рамках информационно-консультационного обеспечения Программы необходимо:
создание и поддержание в актуальном состоянии баз данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета земли и недвижимости (реализация Программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.01.97 г. N 40);
внедрение и обязательное использование всеми участниками земельных отношений и государственными органами единых классификаторов и форматов обмена данными;
предоставление доступа гражданам и юридическим лицам к информации о земельных участках, других объектах недвижимости и правах на них;
систематическое публикование в средствах массовой информации материалов о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и республиканском законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.
3. Правовое обеспечение программы
Правовая основа проведения земельной реформы в Республике Татарстан заложена в Земельном кодексе Республики Татарстан, законах Республики Татарстан "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", ряде других нормативных актов.
По мере развития земельных отношений, особенно в связи с конституционным закреплением права частной собственности на землю, требовало корректировки и правовое обеспечение земельной реформы. В этом плане существенное значение имело принятие указов Президента Республики Татарстан от 10 мая 1993 года N УП-244 "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан" и от 24 марта 1995 года N УП-192 "О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан".
В новой редакции Земельного кодекса Республики Татарстан обозначены следующие основные принципиальные вопросы земельных отношений:
равноправное существование всех форм собственности на землю, включая частную;
признание земли особым видом недвижимости и включение ее в гражданский оборот;
государственная гарантия защиты прав на землю каждого собственника, владельца, пользователя земельного участка;
признание норм международного права при участии в земельных отношениях иностранных юридических и физических лиц;
ответственность каждого собственника, владельца, пользователя земель перед обществом и государством за рациональное использование земель, сохранение и повышение их плодородия.
Земельным кодексом Республики Татарстан не предусмотрены какие-либо ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения при условии их целевого назначения.
Установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, индивидуального жилищного строительства, садоводства.
Для реализации положений Земельного кодекса Республики Татарстан разработаны и внесены на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан следующие законопроекты:
"Об оценке земель", который устанавливает правовые основы и порядок проведения оценки земли на территории республики;
"О залоге земель сельскохозяйственного назначения", который устанавливает правовые основы залога земель сельскохозяйственного назначения в целях привлечения долгосрочных инвестиций в агропромышленный комплекс;
"О плодородии земель сельскохозяйственного назначения", который регулирует вопросы сохранения и воспроизводства плодородия почв, защиты их от различных процессов деградации;
"О купле-продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения в Республике Татарстан", который устанавливает правовые основы и порядок купли-продажи земель или прав на них;
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства", который расширяет перечень видов нарушений земельного законодательства.
Для законодательного определения системы органов по ведению землеустройства и участников землеустроительных отношений разработаны также проект закона Республики Татарстан "О землеустройстве", документы о внесении изменений в принятые ранее положения, регламентирующие вопросы аренды земель, установления размеров арендной платы, о порядке передачи земель в собственность местного самоуправления.
Для дальнейшего совершенствования земельных отношений необходимо принятие в новой редакции законов Республики Татарстан "О плате за землю" и "О государственном контроле за использованием и охраной земель", Положения об определении нормативной цены земли.
Указанный комплекс законодательных и нормативных актов призван обеспечить проведение земельной реформы, функционирование рынка земли и государственное регулирование этих процессов.
4. Научное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном внедрении в ходе земельных преобразований результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предполагается вести по следующим направлениям:
- исследование закономерностей развития земельных отношений, многообразия форм хозяйствования на земле, принципов и методов платности землевладения и землепользования;
- разработка научных основ и методов землеустройства, охраны земель при переходе к новым формам землевладения и землепользования;
- разработка научных основ, методов, средств и технологий ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
- разработка научных основ, технологий и методов оценки земель и формирования системы платежей за землю;
- совершенствование законодательной базы земельных отношений;
- создание и развитие автоматизированной системы информационного обеспечения рынка земли.
Для разработки программ развития земельной реформы предусматривается привлечение научных учреждений и организаций.
5. Эффективность реализации программных мероприятий
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенными (предоставленными) участками земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под контролем государства.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
- обеспечить целевое использование этих земель;
- решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей, и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;
- создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.
Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных предприятий; обеспечения гражданам свободного распоряжения своими земельными долями; развития ипотеки земельных участков, включая зоны земель сельскохозяйственного назначения; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения кадастровой оценки земель, совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях.
6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе.
Намеченные Программой мероприятия реализуются через соответствующие программные мероприятия, разрабатываемые Госкомземом Республики Татарстан, администрациями городов и районов.
План основных мероприятий по реализации Программы, проводимых в 2000-2005 годах, прилагается.
Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие соответствующие нормативно-технические документы.
Мероприятия Программы реализуются:
государственным заказчиком путем распределения ежегодно выделяемых средств республиканского бюджета Республики Татарстан и внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля их целевого использования и хода работ по выполнению договоров;
администрациями районов и городов, органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля их целевого использования.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров между государственным заказчиком, администрациями районов и городов и исполнителями мероприятий.
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов).
Государственный заказчик ежегодно направляет в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан согласованные предложения об объемах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования включаются в проект республиканского бюджета Республики Татарстан.
Государственный заказчик анализирует ход реализации Программы и представляет:
ежегодно в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно до 1 февраля в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделенных финансовых средств.
7. Международное сотрудничество
В 2000-2005 годах будет продолжено сотрудничество Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе с Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, направленное на привлечение кредитных ресурсов инвестиционных проектов для решения задач в области реформирования земельных отношений.
Инвестиционный проект по созданию автоматизированной системы регистрации земельных ресурсов Международного банка реконструкции и развития (проект Ларис), финансируемый за счет средств займа, предоставленного в соответствии с Соглашением между Международным банком реконструкции и развития и Правительством Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. N 1327, получит дальнейшее развитие. Средства займа направляются, главным образом, на закупку оборудования, технологий, а также на подготовку кадров.
Важным проектом по созданию земельно-кадастровых информационных систем является российско-германский инвестиционный проект по созданию учебного центра на базе Государственного университета по землеустройству (г.Москва) по вопросам регистрации земли и другой недвижимости немецкого страхового общества "Гермес" (проект Гермес), в рамках которого будут продолжены работы по адаптации программных средств и технологий создания и ведения земельного кадастра.
8. Ресурсное обеспечение Программы
Программа будет реализовываться в составе Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 694.
Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой на 2000-2005 годы, составляют в сумме 379 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан будет выделено 326 млн. рублей, или 86% средств, и за счет средств местных бюджетов - 53 млн. рублей, или 14% общего объема затрат. Указанные средства будут направлены на выполнение следующих мероприятий:
- оценка земель - 10 млн.рублей;
- мониторинг земель - 33 млн.рублей;
- землеустроительное обеспечение - 287 млн. рублей;
- кадастровое обеспечение - 43 млн. рублей;
- правовое и научное обеспечение - 3 млн. рублей;
- кадровое обеспечение - 3 млн. рублей;
Расход бюджетных средств составит 12-15% от сбора земельного налога в период реализации Программы развития земельной реформы в Республике Татарстан.
9. Расчет экономической эффективности земельной реформы
в Республике Татарстан в 2000-2005 годах
9.1. Выкуп земель при приватизации государственных
и муниципальных предприятий
9.1.1. Площадь земель, занимаемых объектами промышленности, транспорта и связи, в Республике Татарстан - 95,3 тыс. гектаров.
9.1.2. Удельный вес земель предприятий, готовых к выкупу земель, - 0,5% (экспертная оценка).
9.1.3. Общая площадь земель, ожидаемая к выкупу:
95,3 тыс. га х 0,005 = 477 гектаров.
9.1.4. Средняя ставка земельного налога - 7554 рубля за гектар.
9.1.5. Нормативная цена 1 га - 7554 руб./га х 200 = 1510 тыс.рублей.
9.1.6. Минимальная цена выкупа - 1510 тыс. рублей.
9.1.7. Сумма поступлений за выкуп земли приватизированными предприятиями за год:
1510 тыс. рублей х 477 га = 720,3 млн. рублей.
9.1.8. Сумма поступлений за 5 лет (2000-2005 г.г.):
720,3 млн. рублей х 5 = 3601,5 млн. рублей.
9.2. Обеспечение гражданам - собственникам земельных долей
свободы распоряжения этими участками
9.2.1. Количество собственников земельных долей - 465,6 тысячи.
9.2.2. Количество собственников - потенциальных участников сделок с земельными долями - 1% в год, или
465,6 тысячи х 0,01 = 4,65 тысячи.
9.2.3. Регистрационные сборы за сделку - 2 минимальных размера оплаты труда, или 166,8 рубля.
9.2.4. Общая сумма бюджетных поступлений от регистрации сделок с земельными долями:
4,65 тыс. сделок х 166,8 рубля = 0,8 млн. рублей в год.
9.2.5. Средняя площадь земельной доли - 5,5 гектара.
9.2.6. Средняя нормативная цена земельной доли - 5500 рублей.
9.2.7. Госпошлины, взимаемые за юридически значимые действия:
4,65 тыс. сделок х 5500 рублей х 0,05 = 1,3 млн. рублей.
9.2.8. Итого по пунктам 4 и 7 - 2,1 млн. рублей.
9.2.9. Итого за 2000-2005 г.г.:
2,1 млн. рублей в год х 5 лет = 10,5 млн. рублей.
9.3. Сделки с земельными участками, а также переход права на
земельный участок при совершении сделок с объектами недвижимости
1. Количество сделок с земельны- ми участками физическими лицами за год - 10 тысяч. |
1. Количество сделок землепользовате- лей юридических лиц в год - 900. |
2. Регистрационные сборы за сделку- 1,5 минимальных размера оплаты труда, или 125,1 рубля. |
2.Регистрационные сборы за сделку - 30 минимальных размеров оплаты труда, или 2502 рубля. |
3. Сумма поступлений за регист- рацию сделок: 10 тыс.сделок х 125,1 рубля = 1,25 млн. рублей. |
3.Сумма поступлений за регистрацию сделки: 900 сделок х 2502 рубля = 2,25 млн.руб. |
Примечание: Размер платы за государственную регистрацию сделок установлен согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.99 г. N 889.
Итого по сделкам:
1,25 + 2,25 = 4,5 млн. рублей в год.
Итого за 5 лет:
4,5 млн. рублей в год х 5 лет = 22,5 млн. рублей.
9.4. Переход на аукционный и конкурсный методы предоставления
(продажи) земельных участков и прав аренды
9.4.1. Выручка от проведения аукционов в Республике Татарстан за 1997 год составила 3521,6 тыс. рублей.
9.4.2. За 1998 год - 1604,7 тыс. рублей.
9.4.3. За 1999 года - 3849 тыс. рублей.
9.4.4. В среднем ожидаемая годовая сумма поступлений - 3000 тыс. рублей.
9.4.5. Всего за 2000-2005 годы:
3000,0 тыс. рублей х 5 лет. = 15,0 млн. рублей.
9.5. Дифференциация ставок земельного налога, установленного
законодательством, в городских поселениях
9.5.1. Поступление земельных платежей в 1999 году в городских поселениях - 403,4 млн.рублей.
9.5.2. Увеличение земельных платежей, обусловленное введением дифференцированных ставок земельных платежей в городских поселениях, - 10 процентов.
9.5.3. Прогнозируемая сумма поступления платежей в год за счет дифференциации ставок земельного налога:
403,4 млн. рублей х 0,1 = 40,3 млн. рублей.
9.5.4. Всего за 2000-2005 годы:
40,3 млн. рублей х 5 лет = 201,5 млн. рублей.
9.6. Проведение массовой оценки земель и переход к определению
нормативной цены земли на основе ее рыночной цены
Категория земель | Прогноз зе- мельных пла- тежей за 1999 год (млн. руб.) |
Рост земе- льных пла- тежей, обу- словленный проведением оценки |
Поступление земельных пла- тежей после проведения оценки земель (млн. руб.) |
1. Городские поселения | 235,0 | в 1,3 раза | 305,0 |
2. Сельскохозяйственные угодья | 20,7 | в 1,5 раза | 31,1 |
3. Прочие земли | 19,2 | в 2 раза | 38,4 |
Всего | 274,9 | 374,5 |
Итого за 2000-2005 годы - 374,5 млн. рублей.
9.7. Существенное сокращение льгот за пользование землями
9.7.1. Земельные платежи в городских поселениях по итогам 1999 года - 403,4 млн.рублей.
9.7.2. Недобор земельных платежей по всем категориям льготников (в процентах от прогноза) - 30% (экспертная оценка).
9.7.3. Удельный вес необоснованно установленных льгот - 75 процентов.
9.7.4. Недобор земельных платежей за счет необоснованно установленных льгот:
403,4 млн. рублей х (30% х 0,75) = 90,7 млн. рублей.
9.7.5. Всего за 2000-2005 годы:
90,7 млн. рублей х 5 лет = 453,5 млн. рублей.
9.8. Сводный расчет прямой экономической эффективности проведения
земельной реформы в Республике Татарстан (2000-2005 гг.)
Наименование мероприятия | Экономический эффект (млн. руб.) |
1. Выкуп земель при приватизации государственных и муни- ципальных предприятий |
3601,5 |
2. Обеспечение гражданам - собственникам земельных долей свободы распоряжения этими участками |
10,5 |
3. Сделки с земельными участками, а также переход права на земельный участок при совершении сделок с объектами недвижимости |
22,5 |
4. Переход на аукционный и конкурсный методы предоставле- ния (продажи) земельных участков. |
15,0 |
5. Дифференциация ставок земельного налога, установленно- го законодательством, в городских поселениях |
201,5 |
6. Проведение массовой оценки земель и переход к опреде- лению нормативной цены земли на основе ее рыночной цены |
374,5 |
7. Существенное сокращение льгот за пользование землями | 453,5 |
Всего | 4679,0 |
План основных мероприятий по реализации Целевой программы "Развитие
земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
N п/п |
Мероприятие | Исполнитель | Сроки реали- зации или представления документов |
I. Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению | |||
1 | Подготовка проекта закона Республики Татарстан "О землеустройстве" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
2000 г. |
2 | Подготовка проекта закона Республики Татарстан "О государственном контроле использования и охраны земель" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
2000 г. |
3 | Подготовка проекта закона Республики Татарстан "О плате за землю" в новой редакции |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
2000 г. |
4 | Подготовка проекта закона Республики Татарстан "О государственном монито- ринге земель" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
2001 г. |
5 | Подготовка проекта постановления Каби- нета Министров Республики Татарстан "О внесении изменений в Положение о по- рядке выдачи лицензий на право выпол- нения проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
2000 г. |
6 | Подготовка проекта постановления Каби- нета Министров Республики Татарстан "Об установлении пригородных зон горо- дов и порядке использования их земель" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
2001 г. |
7 | Подготовка проекта постановления Каби- нета Министров Республики Татарстан "Об утверждении Положения о купле-про- даже земель сельскохозяйственного наз- начения" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
после приня- тия Закона Республики Татарстан "О купле-продаже земель сель- скохозяйстве- нного назна- чения" |
8 | Подготовка проекта постановления Каби- нета Министров Республики Татарстан "О порядке определения ставок земельного налога и нормативной цены земли" в но- вой редакции |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
после приня- тия Закона Республики Татарстан "О плате за зем- лю" в новой редакции |
9 | Подготовка проекта постановления Каби- нета Министров Республики Татарстан "О порядке осуществления государственного контроля использования и охраны зе- мель" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
после приня- тия Закона Республики Татарстан "О государствен- ном контроле использования и охраны зе- мель" |
10 | Подготовка проекта постановления Каби- нета Министров Республики Татарстан "О внештатных инспекторах по использова- нию и охране земель" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
после приня- тия Закона Республики Татарстан "О государствен- ном контроле использования и охраны зе- мель" |
11 | Подготовка проекта постановления Каби- нета Министров Республики Татарстан "Об экономическом стимулировании раци- онального использования и охраны зе- мель" |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
после приня- тия Закона РТ "О государс- твенном конт- роле исполь- зования и ох- раны земель" |
12 | Разработка нормативных технических до- кументов о выполнении работ по обеспе- чению земельной реформы |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
ежегодно |
II. Мероприятия по организационному обеспечению | |||
1 | Организация и проведение комплекса ра- бот по землеустроительному и кадастро- вому обеспечению земельных преобразо- ваний |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
ежегодно |
2 | Организация и проведение информацион- но-консультативной работы по вопросам земельных отношений |
Госкомзем Рес- публики Та- тарстан |
ежегодно |
3 | Уточнение списков плательщиков земель- ного налога и арендной платы за землю |
Госкомзем Рес- публики Татар- стан, Управле- ние Министер- ства Российс- кой Федерации по налогам и сборам по Рес- публике Татар- стан |
ежегодно |
Приложение 1
к Целевой Программе "Развитие
земельной реформы в Республике
Татарстан в 2000-2005 годах"
Реализация Целевой программы "Развитие земельной реформы
в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
(млн.руб.)
N п/п |
Разделы программы |
Источники финансирова- ния |
Всего средств 2000- 2005 гг. |
В том числе | |||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003- 2005 гг. |
||||
1 | Оценка зе- мель |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
9,74 3,74 6,00 |
3,94 1,94 2,00 |
3,00 1,00 2,00 |
2,80 0,80 2,00 |
0,00 |
2 | Мониторинг земель |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
33,34 25,80 7,54 |
5,19 3,80 1,39 |
5,69 4,30 1,39 |
6,59 4,80 1,79 |
15,87 12,90 2,97 |
3 | Землеустрои- тельное обе- спечение |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
286,81 275,61 11,20 |
52,11 50,61 1,50 |
48,70 47,00 1,70 |
45,00 43,00 2,00 |
141,00 135,00 6,00 |
4 | Кадастровое обеспечение |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
43,48 16,54 26,94 |
7,96 3,87 4,09 |
7,50 3,03 4,47 |
7,38 2,41 4,97 |
20,64 7,23 13,41 |
5 | Правовое и научное обе- спечение |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
3,04 2,98 0,06 |
0,49 0,48 0,01 |
0,51 0,50 0,01 |
0,51 0,50 0,01 |
1,53 1,50 0,03 |
6 | Кадровое обеспечение |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
3,00 1,50 1,50 |
1,00 0,50 0,50 |
0,50 0,25 0,25 |
0,50 0,25 0,25 |
1,00 0,50 0,50 |
Итого | Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
379,41 326,17 53,24 |
70,69 61,20 9,49 |
65,90 56,08 9,82 |
62,78 51,76 11,02 |
180,04 157,13 22,91 |
Приложение 2
к Целевой Программе "Развитие
земельной реформы в Республике
Татарстан в 2000-2005 годах"
Финансирование работ по оценке земель в рамках Целевой программы
"Развитие земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
(млн.руб.)
N п/п |
Разделы программы |
Источники финансирова- ния |
Всего средств 2000- 2005 гг. |
В том числе | |||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003- 2005 гг. |
||||
1 | Оценка зе- мель сель- скохозяйст- венного наз- начения |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
0,35 0,35 0,00 |
0,15 0,15 |
0,10 0,10 |
0,10 0,10 |
0,00 |
2 | Оценка зе- мель насе- ленных пунк- тов |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
5,40 2,40 3,00 |
2,00 1,00 1,00 |
1,80 0,80 1,00 |
1,60 0,60 1,00 |
0,00 |
3 | Оценка зе- мель несель- скохозяйст- венного наз- начения |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
3,99 0,99 3,00 |
1,79 0,79 1,00 |
1,10 0,10 1,00 |
1,10 0,10 1,00 |
0,00 |
Итого | Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
9,74 3,74 6,00 |
3,94 1,94 2,00 |
3,00 1,00 2,00 |
2,80 0,80 2,00 |
0,00 0,00 0,00 |
Приложение 3
к Целевой Программе "Развитие
земельной реформы в Республике
Татарстан в 2000-2005 годах"
Финансирование мониторинга земель в рамках Целевой программы
"Развитие земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
(млн.руб.)
N п/п |
Разделы программы |
Источники финансирова- ния |
Всего средств 2000- 2005 гг. |
В том числе | |||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003- 2005 гг. |
||||
1 | Почвенное обследование земель для целей мони- торинга |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
15,00 12,00 3,00 |
2,50 2,00 0,50 |
2,50 2,00 0,50 |
2,50 2,00 0,50 |
7,50 6,00 1,50 |
2 | Ведение мо- ниторинга качественно- го состояния земель |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
2,04 1,80 0,24 |
0,34 0,30 0,04 |
0,34 0,30 0,04 |
0,34 0,30 0,04 |
1,02 0,90 0,12 |
3 | Приобретение технических средств ве- дения мони- торинга |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
6,00 6,00 0,00 |
0,50 0,50 |
1,00 1,00 |
1,50 1,50 |
3,00 3,00 |
4 | Разработка программ (схем) защи- ты земель от деградации и других нега- тивных явле- ний |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
10,30 6,00 4,30 |
1,85 1,00 0,85 |
1,85 1,00 0,85 |
2,25 1,00 1,25 |
4,35 3,00 |
Итого | Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
33,34 25,80 7,54 |
5,19 3,80 1,39 |
5,69 4,30 1,39 |
6,59 4,80 1,79 |
15,87 12,90 2,97 |
Приложение 4
к Целевой Программе "Развитие
земельной реформы в Республике
Татарстан в 2000-2005 годах"
Финансирование землеустроительного обеспечения по Целевой программе
"Развитие земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
(млн.руб.)
N п/п |
Разделы программы |
Источники финансирова- ния |
Всего средств 2000- 2005 гг. |
В том числе | |||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003- 2005 гг. |
||||
1 | Инвентариза- ция земель сельскохозя- йственного назначения |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
16,85 16,85 0,00 |
8,35 8,35 |
8,50 8,50 |
0,00 | 0,00 |
2 | Разграниче- ние земель о по формам собственнос- ти и межхо- зяйственное землеустрой- ство |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
24,00 24,00 0,00 |
4,00 4,00 |
4,00 4,00 |
4,00 4,00 |
12,00 12,00 |
3 | Установление границ тер- риторий с особым режи- мом земле- пользования |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
12,70 12,70 0,00 |
2,20 2,20 |
2,50 2,50 |
2,00 2,00 |
6,00 6,00 |
4 | Внутрихозяй- ственное зе- млеустройст- во и состав- ление проек- тов улучше- ния земель |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
33,97 28,77 5,20 |
5,77 5,27 0,50 |
3,20 2,50 0,70 |
5,00 4,00 1,00 |
20,00 17,00 3,00 |
5 | Аэрофотогео- дезические, топографиче- ские и кар- тографичес- кие работы |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
168,29 168,29 |
25,79 25,79 |
25,50 25,50 |
29,00 29,00 |
88,00 88,00 |
6 | Формирование единых элек- тронных баз данных зем- леустроите- льной и ка- дастровой информации |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
25,50 19,00 6,50 |
5,50 4,00 1,50 |
4,00 3,00 1,00 |
4,00 3,00 1,00 |
12,00 9,00 3,00 |
7 | Приобретение технических средств и оборудования |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
12,00 6,00 6,00 |
2,00 1,00 1,00 |
2,00 1,00 1,00 |
2,00 1,00 1,00 |
6,00 3,00 3,00 |
Итого | Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
286,81 275,61 11,20 |
52,11 50,6 1,50 |
48,70 47,00 1,70 |
45,00 43,00 2,00 |
141,00 135,00 6,00 |
Приложение 5
к Целевой Программе "Развитие
земельной реформы в Республике
Татарстан в 2000-2005 годах"
Финансирование кадастрового обеспечения по Целевой программе
"Развитие земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
(млн.руб.)
N п/п |
Разделы программы |
Источники финансирова- ния |
Всего средств 2000- 2005 гг. |
В том числе | |||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003- 2005 гг. |
||||
1 | Обеспечение функциониро- вания авто- матизирован- ной системы ведения зе- мельного ка- дастра |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
24,20 6,20 18,00 |
4,30 1,80 2,50 |
4,20 1,20 3,00 |
4,30 0,80 3,50 |
11,40 2,40 9,00 |
2 | Мероприятия по защите и передаче ка- дастровой информации |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
7,28 4,34 2,94 |
1,66 1,07 0,59 |
1,30 0,83 0,47 |
1,08 0,61 0,47 |
3,24 1,83 1,41 |
3 | Приобретение технических, программных средств и оборудования |
Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
12,00 6,00 6,00 |
2,00 1,00 1,00 |
2,00 1,00 1,00 |
2,00 1,00 1,00 |
6,00 3,00 3,00 |
Итого | Всего: Республикан- ский бюджет Местный бюд- жет |
43,48 16,54 26,94 |
7,96 3,87 4,09 |
7,50 3,03 4,47 |
7,38 2,41 4,97 |
20,64 7,23 13,41 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработан комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, землеустроительных и иных мер, позволяющих обеспечить решение основных задач земельной реформы в Республике Татарстан, создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами в условиях рыночной экономики.
Постановление КМ РТ от 21 июня 2000 г. N 431 "Об утверждении Целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2006 г. N 74 настоящее постановление признано утратившим силу