Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 1 августа 2000 г. N 560
"О Программе стимулирования создания и развития
экспортоориентированных и импортозамещающих производств
в Республике Татарстан на период до 2003 года"
Постановлением КМ РТ от 4 марта 2005 г. N 115 настоящее постановление признано утратившим силу
О ходе выполнения настоящего постановления см. Постановление КМ РТ от 12 февраля 2003 г. N 88
В целях активизации экспортной деятельности, стимулирования развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.
2. Министерству торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан обеспечить координацию работ министерств, госкомитетов, ведомств и учреждений по выполнению указанной Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан С.А.Когогина.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Программа
стимулирования создания и развития
экспортоориентированных и импортозамещающих производств
в Республике Татарстан на период до 2003 года
(утв. постановлением КМ РТ от 1 августа 2000 г. N 560)
Паспорт Программы стимулирования создания и развития
экспортоориентированиых и импортозамещающих производств
в Республике Татарстан на период до 2003 года
Основание для разработки Программы |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 1999 года N 328 "О мерах, предпринимаемых Прави- тельством Республики Татарстан по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 1999 год". |
Разработчик Программы |
Министерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан. |
Исполнители Программы |
Министерство экономики и промышленности Республики Та- тарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Ми- нистерство торговли и экономического сотрудничества Рес- публики Татарстан, Торгово-промышленная палата Республи- ки Татарстан, "Ак Барс" Банк - уполномоченный банк Каби- нета Министров Республики Татарстан, Агентство по разви- тию международного сотрудничества при Кабинете Министров Республики Татарстан, ГУП "Хеджинговый центр Республики Татарстан", Республиканский центр промышленной субконт- рактации, Департамент транспорта Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, прочие за- интересованные министерства, государственные комитеты, ведомства и организации Республики Татарстан. |
Цель Программы | Стратегической целью Программы является поэтапное обес- печение экономической самодостаточности Республики Та- тарстан. Реализация Программы должна обеспечить достиже- ние в 2003 г. следующих пороговых значений индикаторов: 1. Доля безубыточных хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики должна быть более 86 процентов. 2. Темп прироста валового регионального продукта в со- поставимых ценах к предыдущему году должен быть более 2,5 процента. 3. Доля региональных товаропроизводителей на потреби- тельском рынке Республики Татарстан должна увеличиться: - в пищевой промышленности до 82%, - в легкой промышленности до 52%, - в деревообрабатывающей промышленности до 34%. 4. Физические объемы экспорта товаров в течение действия Программы должны ежегодно увеличиваться: - нефть и нефтепродукты на 1,2%, - автомобили на 5%, - полиэтилен на 1,5%, - меховые изделия на 1,5%, - вертолеты на 1,5%, - мебель и полуфабрикаты деревообрабатывающей промышлен- ности на 0,8%. |
Источники финансирования Программы |
Бюджетные средства всех уровней, средства внебюджетных фондов, инвестиционные ресурсы заинтересованных предпри- ятий, организаций, физических лиц, кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции. |
Введение
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в экономике Республики Татарстан: с 1995 по 1998 гг. ежегодные темпы прироста объемов товарной продукции составляли до 3,5 процента. В целом за четыре года объемы промышленного производства возросли на 9%, а в 1999 г. темп роста составил 110,1 процента. По объемам промышленного производства республика находится на 4 месте среди субъектов Российской Федерации, а по среднедушевому объему промышленного производства, который составляет более 3,5 тыс.рублей в месяц, на 6 месте. Наиболее динамично развивающейся отраслью является машиностроение, темп роста объемов производства в которой составил в 1999 г. до 30%, а его доля в объеме промышленного производства увеличилась в 1,5 раза и превышает 20 процентов.
Успешно развивается и внешняя торговля. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в 1999 г. превысил уровень 1998 г. на 2,9% и составил 1751 млн.долларов США. Также выросла доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан в общем объеме внешней торговли Российской Федерации до 1,8% в 1999 г. (1,6% - в 1998 г.). Рост положительного сальдо торгового баланса республики, которое составило 1183,4 млн. долларов США в 1999 г. (830,4 млн.долларов США - в 1998 г.), произошел под влиянием роста экспорта (на 15,9% по сравнению с 1998 г.) и снижения импорта (на 34,9%, соответственно).
Вместе с тем, несмотря на рост промышленного производства и положительные результаты внешнеторговой деятельности, современное состояние экономики Республики Татарстан характеризуется наличием ряда проблем. Среди них следует отметить ограниченные возможности платежеспособного спроса на внутреннем рынке, высокий уровень износа основных производственных фондов многих республиканских предприятий, применение морально устаревших технологий и, как следствие, низкая конкурентоспособность производимой продукции. В результате структура республиканского экспорта продолжает сохранять сырьевую направленность. Определяющее влияние на динамику экспорта и результаты внешнеторговой деятельности Татарстана оказывает ценовая конъюнктура на мировых рынках на основные сырьевые товары. Положительной динамики экспорта в 1999 г. удалось достичь благодаря значительному росту мировых цен на топливное сырье и увеличению объема экспорта нефти против 1998 г. на 27,7 процента. По-прежнему высокой остается зависимость республики от результатов экспортной деятельности, поскольку поступающие валютные ресурсы обеспечивают платежеспособность Татарстана на международном уровне.
В связи с необходимостью ускоренного развития реального сектора экономики, оптимизации структуры внешнеторгового оборота и повышения качества жизни населения республики в настоящей Программе в качестве приоритетных направлений определены развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, поддержка продвижения продукции на зарубежные рынки.
Создание новых экспортоориентированных производств позволит диверсифицировать структуру республиканского экспорта. В Программе экспорту отводится решающая роль не только как источнику валютных доходов для оплаты ввоза прогрессивных технологий и обеспечения платежеспособности республики перед зарубежными кредиторами, но и как фактору развития реального сектора экономики.
Создание производств конкурентоспособной импортозамещающей продукции должно быть направлено на повышение качества и расширение номенклатуры товаров и услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.
Гармоничная экспортно-импортная политика должна сочетать элементы экспортоориентированной и импортозамещающей моделей и быть направлена на экспорт продукции, производимой на базе экспортоориентированных производств, развивающихся с привлечением новейших зарубежных технологий и современного оборудования.
При разработке комплекса мер, предлагаемых в Программе, учитывался зарубежный опыт таких стран, как США, Германия, Италия, Франция, Чехия, Словакия, Япония, а также опыт ряда регионов России, создающих благоприятные региональные условия для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Основное содержание Программы состоит в обосновании и последующей реализации комплекса экономических, организационно-правовых и специальных мер государственного регулирования, направленных на формирование благоприятных условий для создания новых и развития действующих экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан (приложение 1). Конечными результатами Программы являются укрепление экономического потенциала республики и повышение благосостояния населения.
Масштабность и сложность поставленной проблемы определили целесообразность установления периода действия Программы до 2003 года.
1. Цель и задачи Программы стимулирования создания и развития
экспортоориентированных и импортозамещающих производств
в Республике Татарстан на период до 2003 года
Стратегической целью Программы является поэтапное обеспечение экономической самодостаточности Республики Татарстан. Реализация Программы должна, в том числе, обеспечить достижение в 2003 г. следующих пороговых значений индикаторов:
1. Доля безубыточных хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики должна быть более 86 процентов.
2. Темп прироста валового регионального продукта в сопоставимых ценах к предыдущему году должен быть более 2,5 процента.
3. Увеличение доли региональных товаропроизводителей на потребительском рынке Республики Татарстан должно составить:
- в пищевой промышленности - до 82 %,
- в легкой промышленности - до 52 %,
- в деревообрабатывающей промышленности - до 34 процентов.
4. Ежегодное увеличение физических объемов экспорта товаров в течение периода действия Программы должно составить:
- нефть и нефтепродукты - на 1,2%,
- автомобили - на 5 %,
- полиэтилен - на 1,5%,
- меховые изделия - на 1,5%,
- вертолеты - на 1,5%,
- мебель и полуфабрикаты деревообрабатывающей промышленности - на 0,8 процента.
В Республике Татарстан в среднесрочной перспективе в качестве основного принципа развития реального сектора экономики определено саморазвитие. Это означает, что государство не обладает ресурсами, достаточными для удовлетворения потребностей всех предприятий отрасли. С учетом этого ограничения данная Программа определяет исключительные приоритетные направления, по которым будет осуществляться государственная поддержка.
Реализация Программы позволит придать импульс внедрению новых технологий, освоению принципиально новых видов продукции, созданию новых рабочих мест, ускоренному развитию промышленного производства в республике и укрепить позиции Татарстана как на российском, так и на мировом рынках.
Основополагающими задачами, решение которых направлено на достижение поставленной цели, являются:
- активное взаимодействие Республики Татарстан с федеральными органами государственного управления с целью координации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности республики;
- поиск возможных новых рынков сбыта для товаров республиканских производителей и разработки рекомендаций по доработке продукции в соответствии с требованиями зарубежных рынков;
- оказание активной государственной помощи при продвижении продукции на зарубежные рынки, включая финансовую поддержку научных разработок высокотехнологичной наукоемкой продукции;
- поддержка на республиканском уровне предприятий промышленности при освоении продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.
Решение поставленных задач предполагает их реализацию в двух основных направлениях.
1. Создание новых и развитие действующих экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
2. Содействие продвижению продукции предприятий Республики Татарстан на зарубежные рынки.
2. Система государственной поддержки экспортоориентированных
и импортозамещающих производств
Активное участие государства в области поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств предполагает наличие эффективно действующей системы государственной поддержки, координацию усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, а также формирование долгосрочных партнерских отношений органов государственной власти и управления и деловых кругов в обеспечении торгово-экономических интересов Республики Татарстан за рубежом.
В первую очередь усилия всех заинтересованных сторон должны быть направлены на поддержку производств, обеспечивающих экономическую безопасность и самодостаточность Республики Татарстан. Приоритетными направлениями для господдержки импортозамещающих производств являются:
- легкая промышленность;
- пищевая промышленность;
- деревообрабатывающая промышленность.
Приоритетным направлением для господдержки экспортоориентированных производств является производство товаров-лидеров, к которым относятся:
- нефть и нефтепродукты;
- автомобили;
- полиэтилен;
- меховые изделия;
- вертолеты;
- мебель и полуфабрикаты деревообрабатывающей промышленности.
При осуществлении государственной поддержки в реализации мер, предусмотренных данной Программой, и за счет источников финансирования, указанных в данной Программе, в первую очередь реализуются проекты, относящиеся к вышеназванным приоритетным направлениям.
Список приоритетов не является конечным и может изменяться по предложению любых заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности, министерств, госкомитетов и ведомств. Решение по отнесению того или иного вида деятельности к приоритетным принимается Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан в соответствии с результатами анализа экспортного потенциала и наличия перспективных рынков сбыта. Главными критериями выбора приоритетов развития являются:
- наличие потенциальных возможностей эффективного решения задач в продуктовой, технологической и управленческой политике предприятия;
- соответствие производства и выпускаемой продукции требованиям российского и мирового рынков;
- большой мультипликативный эффект от инвестиций.
Одним из необходимых условий успешной государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан является координация действий всех участников этого процесса - промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, таможенных, налоговых служб и внешнеторговых объединений, корпоративных структур, органов государственного управления. Роль государства должна, в том числе, заключаться и в активном участии в формировании соответствующих организационной, финансовой и информационной инфраструктур.
Механизм государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств должен предусматривать тесное взаимодействие всех государственных структур, обеспечивающих реальную помощь заинтересованным предприятиям в течение всего производственно-коммерческого цикла - от начала организации экспортоориентированных производств до продвижения готовой продукции на зарубежные рынки.
Система государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств включает комплекс мер государственного регулирования, направленный на повышение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности отечественной продукции, рост производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, наращивание экспортного потенциала и совершенствование структуры экспорта и импорта.
Экономические меры:
- развитие коммерческого кредитования проектов в области импортозамещения и экспортных проектов промышленных предприятий, также с привлечением крупных банков с государственным участием;
- страхование экспортных операций, а также страхование экспортеров от коммерческих и политических рисков;
- предоставление государственной финансовой поддержки на срочной и возвратной основе по высокоэффективным экспортным и импортозамещающим проектам;
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий:
1) для страхования экспортных кредитов, направленных на обеспечение модернизации экспортоориентированных производств;
2) банкам, финансирующим экспортные поставки;
3) по кредитам на участие в международных торгах;
- при разработке проекта закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2001 год" необходимо предусмотреть направление средств на государственную поддержку экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан;
- реинвестирование средств, поступающих в бюджет Республики Татарстан от экспортоориентированных и импортозамещающих производств, в целях развития данных производств.
Организационно-правовые меры:
- совершенствование нормативно-правовой базы и механизма реализации нормативных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, в том числе отдельные вопросы развития экспорта;
- выработка и реализация долгосрочной стратегии участия Республики Татарстан в системе международного разделения труда;
- создание баз данных и информационных справочников в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности;
- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности через создание информационно-консультационных центров, создание и развитие различных систем информации и баз данных по экспорту, технологиям, стандартам;
- активизация участия полномочных и торговых представительств Республики Татарстан в области организации информационной и правовой государственной поддержки продвижения продукции республиканских товаропроизводителей на внешних рынках.
Специальные меры:
- сертификация экспортоориентированных производств, повышение качества и конкурентоспособности продукции, сбор и анализ опыта участия организаций и учреждений Республики Татарстан в международных и региональных организациях по сертификации;
- внедрение стандартов качества Международной организации по стандартизации, признанных в мировой практике (ISO-9000);
- финансовое, техническое и кадровое содействие при подготовке и осуществлении процедур аттестации систем управления на предприятиях Республики Татарстан, выпускающих экспортоориентированную продукцию;
- содействие при внедрении комплексных систем управления, соответствующих мировым стандартам для таких систем (MRP, ERPN и т.п.), с целью оптимизации процесса управления экспортоориентированными и импортозамещающими производствами;
- внедрение практики регулярного комплексного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
- создание единой концепции выставочно-ярмарочной деятельности республиканских предприятий;
- финансовое и техническое содействие предприятиям при освоении ими современных информационных технологий (Internet, электронная коммерция);
- подготовка высококвалифицированных кадров и повышение квалификации государственных служащих в области внешнеэкономической деятельности;
- развитие научно-исследовательских работ в сфере внешнеэкономической деятельности, повышение научного уровня исследований в области внешней торговли;
- аттестация менеджеров предприятий.
3. Финансовое обеспечение Программы
Успешная реализация комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также на дальнейшее укрепление экспортного потенциала республики, во многом зависит от наличия ежегодных бюджетных ассигнований.
В настоящее время в республиканском бюджете Республики Татарстан не предусмотрена статья затрат на финансирование экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Татарстане. В соответствии со статьей 27 Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год" в рамках Республиканской инвестиционной программы на 2000 год предусмотрено финансирование приоритетных инвестиционных проектов республики на сумму 6181,3 млн.рублей, что составляет 32% от расходной части бюджета Республики Татарстан. В том числе на реализацию проектов предприятий, продукцию которых можно считать экспортоориентированной, выделено 176,2 млн.рублей, что составляет 0,9% от расходной части бюджета Республики Татарстан на 2000 год.
В федеральном бюджете Российской Федерации выделение средств бюджета развития на 2000 год предусмотрено в объеме 26884,8 млн.рублей, или 3,2% от расходной части бюджета. Средства бюджета развития будут направлены на финансирование экспортоориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов, высокоэффективных инвестиционных проектов, инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности и формирование резервного фонда под ранее предоставленные государственные гарантии. В том числе по статье "Финансирование экспортоориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов и других инвестиционных проектов российских организаций" предусмотрены средства в размере 22960,0 млн.рублей на 2000 г., или 2,7% от расходной части бюджета, соответственно.
Поскольку в текущем году государственная поддержка не может осуществляться за счет прямого финансирования из республиканских бюджетных источников, необходимо предусмотреть такие меры финансовой поддержки, как льготное кредитование, предоставление инвестиционного налогового кредита и других налоговых льгот предприятиям, развивающим производство ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции.
Дефицит источников финансирования является одной из актуальных проблем для предприятий, располагающих эффективными инвестиционными проектами в области организации экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Для реализации всего комплекса мероприятий по развитию экспортоориентированных и импортозамещающих производств и поддержке татарстанского экспорта потребуются ежегодные бюджетные ассигнования, объемы которых целесообразно определять исходя из потребностей в источниках финансирования с учетом возможностей как российской, так и республиканской экономики и задач, поставленных в настоящей Программе.
При этом меры государственного протекционизма в отношении экспортоориентированных и импортозамещающих производств осуществляются исключительно при выполнении следующих условий:
- предприятие имеет четко сформулированную маркетинговую стратегию и гарантированную долю соответствующего товарного рынка;
- на предприятии осуществлен комплекс мер, по результатам которых можно сделать однозначный вывод о возможности достижения предприятием безубыточного объема производства в результате осуществления инвестиционного проекта (маржинальный анализ);
- стандартизирована система управления предприятия;
- аттестованы система управления и менеджмент (управленческий персонал) предприятия.
Приложение N 1
к Программе стимулирования создания и развития
экспортоориентированных и импортозамещающих
производств в Республике Татарстан на период
до 2003 года
План мероприятий
по реализации Программы стимулирования создания и развития
экспортоориентированных и импортозамещающих производств
в Республике Татарстан на период до 2003 года
Наименование мероприятия |
Наименование документа |
Срок ис- полнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Государственная финансовая поддер- жка экспортоориен- тированных и импо- ртозамещающих про- изводств. Развитие коммерческого кре- дитования экспорт- ных проектов, в том числе с прив- лечением крупных банков с государс- твенным участием. |
При разработке проек- та закона Республики Татарстан о бюджетной системе Республики Татарстан на очеред- ной год предусмотреть введение раздела "Поддержка экспортоо- риентированных и им- портозамещающих про- изводств" в составе Республиканской ин- вестиционной програм- мы. |
Ежегодно IV кв. |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан, Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан. |
Предоставление го- сударственной фи- нансовой поддержки на срочной и возв- ратной основе це- ленаправленно по проектам, имеющим высокую эффектив- ность. Предостав- ление государс- твенной финансовой поддержки экспорта в области страхо- вания экспортных контрактов и орга- низации выставоч- ной деятельности предприятий Рес- публики Татарстан. |
Проведение конкурса инвестиционных проек- тов, предусматриваю- щих развитие сущест- вующих и создание но- вых экспортоориенти- рованных и импортоза- мещающих производств, с целью их первооче- редного включения в Республиканскую ин- вестиционную програм- му. |
Ежегодно III кв. |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан, Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Минис- терство финансов Рес- публики Татарстан, отраслевые министерс- тва и ведомства. |
Включение статей, со- держащих протекциони- стские меры в отноше- нии республиканских экспортоориентирован- ных и импортозамещаю- щих производств, в проект закона Респуб- лики Татарстан о бюд- жетной системе на очередной год в рам- ках полномочий Рес- публики Татарстан. |
Ежегодно IV кв. |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан. |
|
2. Содействие при- влечению иностран- ных и отечествен- ных инвестиций в сферу экспортоори- ентированных и им- портозамещающих производств. |
Проект закона Респуб- лики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об иностранных ин- вестициях в Республи- ке Татарстан". Подготовка предложе- ний для внесения в органы государствен- ного управления Рес- публики Татарстан по совершенствованию ме- ханизма привлечения иностранных инвести- ций в приоритетные отрасли экономики с целью создания и раз- вития экспортоориен- тированных и импорто- замещающих произ- водств в рамках реа- лизации Программы. |
IV кв. 2000 г. |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан, Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Минис- терство финансов Рес- публики Татарстан. |
3. Усиление госу- дарственного конт- роля за осущест- влением экспортных операций в целях уменьшения наруше- ний в сфере внеш- неэкономической деятельности в Ре- спублике Татарстан |
Реализация постанов- ления Кабинета Минис- тров Республики Та- тарстан от 22.02.2000 г. N 113 "Об обяза- тельной экспертизе внешнеторговых конт- рактов на экспорт и импорт товаров (работ и услуг), финансируе- мых за счет средств республиканского бюд- жета Республики Та- тарстан или под пору- чительство Правитель- ства Республики Та- тарстан". |
В тече- ние все- го пери- ода |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан. |
4. Разработка ме- ханизма кредитова- ния экспортной промышленной про- дукции машиностро- ительных предприя- тий Республики Та- тарстан, в том числе с привлече- нием средств бюд- жета Республики Татарстан. |
Разработка проекта постановления Кабине- та Министров Респуб- лики Татарстан "О проведении переучет- ных операций с вексе- лями предприятий-экс- портеров под экспорт- ные контракты". |
IV кв. 2000 г. |
Министерство финансов Республики Татарстан, "Ак Барс" Банк, Ко- миссия по ценным бу- магам и фондовому рынку при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерс- тво торговли и эконо- мического сотрудни- чества Республики Та- тарстан, Министерство экономики и промыш- ленности Республики Татарстан. |
5. Организация си- стемы страхования коммерческих кре- дитов при постав- ках на экспорт промышленной про- дукции товаропро- изводителей Рес- публики Татарстан. |
Реализация распоряже- ния Кабинета Минист- ров Республики Та- тарстан от 29.10.99 г. N 990-р о создании ГУП "Хеджинговый центр Республики Та- тарстан". |
В тече- ние все- го пери- ода |
Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, ГУП "Хеджинговый центр Республики Татарс- тан", Министерство финансов Республики Татарстан. |
6. Содействие тра- нспортному обеспе- чению экспортных перевозок. Разра- ботка предложений по совершенствова- нию использования потенциала респуб- ликанских перевоз- чиков экспортной продукции, в том числе по укрепле- нию инфраструктуры экспортных перево- зок. |
Разработка проекта постановления Кабине- та Министров Респуб- лики Татарстан "О программе развития транспортного комп- лекса Республики Та- тарстан до 2005 года" |
II кв. 2000 г. |
Департамент транспор- та Республики Татарс- тан при Кабинете Ми- нистров Республики Татарстан. |
7. Государственное регулирование выс- тавочно-ярмарочной деятельности Рес- публики Татарстан в Российской Феде- рации и за рубежом Совершенствование системы информаци- онного обеспечения выставочно-ярмаро- чной деятельности предприятий и ор- ганизаций Респуб- лики Татарстан |
Разработка проекта закона Республики Та- тарстан "О выставоч- но-ярмарочной дея- тельности Республики Татарстан" Организация единого информационного обес- печения проводимых выставочно-ярмарочных мероприятий |
III кв. 2000 г. В тече- ние все- го пери- ода |
Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Минис- терство экономики и промышленности Рес- публики Татарстан |
Подготовка Прог- раммы участия Рес- публики Татарстан в международных и межрегиональных форумах, выставках и ярмарках |
Разработка проекта постановления Кабине- та Министров Респуб- лики Татарстан "Об утверждении программы участия Республики Татарстан в междуна- родных и межрегио- нальных форумах, выс- тавках и ярмарках" и его реализация |
Ежегодно | |
8. Содействие рас- ширению экспортных возможностей пред- приятий через ор- ганизацию поставок по субконтрактам с зарубежными фирма- ми |
Реализация постанов- ления Кабинета Ми- нистров Республики Татарстан от 12.11.99 г. N 753 "О развитии системы производстве- нной субконтрактации" |
В тече- ние все- го пери- ода |
Республиканский центр производственной суб- контрактации, Минис- терство экономики и промышленности Рес- публики Татарстан, Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Минис- терство финансов Рес- публики Татарстан |
Создание специали- зированных подраз- делений, осущест- вляющих практичес- кую деятельность по изучению зару- бежных рынков и продвижению про- мышленной продук- ции республики |
Реорганизация Центра маркетинга и торговли при Министерстве тор- говли и экономическо- го сотрудничества Республики Татарстан и Республиканского центра маркетинга |
IV кв. 2000 г. |
Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Агент- ство по развитию меж- дународного сотрудни- чества при Кабинете Министров Республики Татарстан, Торгово- промышленная палата Республики Татарстан, Республиканский центр промышленной субконт- рактации, ГУП "Хед- жинговый центр Рес- публики Татарстан" |
Создание маркетинго- вой сети для продви- жения информации о продукции предприятий Республики Татарстан, ее потенциале, инвес- тиционных проектах |
IV кв. 2000 г. |
Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Агент- ство по развитию меж- дународного сотрудни- чества при Кабинете Министров Республики Татарстан, Торгово- промышленная палата Республики Татарстан |
|
9. Государственная поддержка развития лизинговой деяте- льности с целью освоения высоко- технологичных про- изводств в респуб- лике, в том числе с использованием механизмов финан- сирования лизинго- вого фонда через выпуск ценных бу- маг |
Разработка программы развития лизинговой деятельности в Рес- публике Татарстан |
I кв. 2001 г. |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан, Министерство торговли и экономического со трудничества Респуб- лики Татарстан, Аген- тство по развитию международного сот- рудничества при Каби- нете Министров Рес- публики Татарстан, Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерс- тво финансов Респуб- лики Татарстан |
10. Развитие инф- раструктуры науко- емких производств |
Проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О создании произ- водственно технологи- ческих комплексов" |
II кв. 2001 г. |
Инновационный фонд Республики Татарстан, Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан |
11. Разработка предложений по ак- тивизации иннова- ционной деятель- ности в Республике Татарстан |
Разработка концепции комплексной программы коммерциализации ин- теллектуальной собс- твенности в Республи- ке Татарстан |
IV кв. 2000 г. |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан, Инновационный фонд Республики Татарстан, Академия наук Респуб- лики Татарстан |
Разработка и реализа- ция программы активи- зации инновационной деятельности в Рес- публике Татарстан |
I кв. 2001 г. |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан, Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Акаде- мия наук Республики Татарстан, Инноваци- онный фонд Республики Татарстан |
|
12. Оказание ин- формационно-консу- льтационной помощи предприятиям Рес- публики Татарстан. |
Проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "Об оказании информа- ционно-консультацион- ных услуг предприяти- ям в области экспорт- ной деятельности" |
III кв. 2000 г. |
Министерство экономи- ки и промышленности Республики Татарстан, Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Торго- во-промышленная пала- та Республики Татарс- тан |
13. Развитие сот- рудничества с фе- деральными органа- ми власти и управ- ления по вопросам нетарифного регу- лирования внешнеэ- кономической дея- тельности предпри- ятий-экспортеров продукции |
Внесение предложений в федеральные органы государственного уп- равления об изменении действующего законо- дательства в части применения отдельных мер государственной поддержки предприя- тий-экспортеров |
В тече- ние все- го пери- ода |
Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, ФГУП "ГК "Росвооружение" |
14. Подготовка кадров в области внешнеэкономичес- кой деятельности. Повышение квалифи- кации работников сферы внешнеэконо- мических связей в рамках Республи- канской программы подготовки и повы- шения квалификации госслужащих |
Внесение раздела "Внешнеэкономическая деятельность" в прог- рамму курсов подго- товки и переквалифи- кации госслужащих. Подготовка перечня специалистов для про- хождения курсов повы- шения квалификации |
III кв. 2000 г. |
Департамент по делам государственных слу- жащих, Министерство образования Республи- ки Татарстан, Минис- терство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан |
15. Создание еди- ной базы данных по правовому обеспе- чению внешнеэконо- мической деятель- ности |
Издание брошюры "Справочник экспорте- ра Республики Татарс- тан" (сборник норма- тивных актов, коммен- тарии специалистов) |
Ежегодно | Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Минис- терство экономики и промышленности Рес- публики Татарстан, Госинпром-КНИАТ, Де- партамент внешних связей при Президенте Республики Татарстан |
16. Создание сис- темы оценки ситуа- ции в странах-по- купателях экспорт- ной продукции в области стандар- тов, патентования и сертификации |
Организация единой базы данных в области патентования в стра- нах покупателях экс- портной продукции в целях оценки условий выхода на внешние рынки и исключения возможных штрафов за поставку продукции, подпадающей под дейс- твие системы нацио- нального патентования |
II кв. 2001 г. |
Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, Торго- во-промышленная пала- та Республики Татарс- тан, Министерство экономики и промыш- ленности Республики Татарстан, Инноваци- онный фонд Республики Татарстан |
17. Стандартизация и повышение ка- чества систем уп- равления производ- ством в рамках Программы первоо- чередных мер по реализации концеп- ции промышленной политики Республи- ки Татарстан |
Аттестация систем внутрифирменного уп- равления |
IV кв. 2000 г. |
ЦЭСИ Республики Та- тарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерс- тво экономики и про- мышленности Республи- ки Татарстан |
Аттестация менеджеров | В тече- ние все- го пери- ода |
ЦЭСИ Республики Та- тарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерс- тво экономики и про- мышленности Республи- ки Татарстан |
|
Аудит производствен- но-хозяйственной дея- тельности предприятий |
В тече- ние все- го пери- ода |
ЦЭСИ Республики Та- тарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерс- тво экономики и про- мышленности Республи- ки Татарстан |
|
Внедрение стандартов качества ISO-9000. |
В тече- ние все- го пери- ода |
ЦЭСИ Республики Та- тарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерс- тво экономики и про- мышленности Республи- ки Татарстан. |
|
18. Введение ана- лиза товарных по- токов по стратеги- ческим ресурсам. |
Аналитический отчет и прогноз состояния дел на рынках стратеги- ческих ресурсов (на основании матрицы то- варных потоков). Мат- рица товарных пото- ков. |
Ежегодно IV кв. каждого года |
Министерство торговли и экономического сот- рудничества Республи- ки Татарстан, ЦЭСИ Республики Татарстан при Кабинете Минист- ров Республики Та- тарстан, Министерство экономики и промыш- ленности Республики Татарстан. |
Приложение N 2
к Программе стимулирования создания и развития
экспортоориентированных и импортозамещающих
производств в Республике Татарстан на период
до 2003 года
Структура и динамика внешнеторгового оборота Республики Татарстан
Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в 1999 г. превысил уровень 1998 г. на 2,9% и составил 1751 млн.долларов США. Также выросла доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан в общем объеме внешней торговли Российской Федерации и составила 1,8% в 1999 г. (1,6% - в 1998 г.). Рост положительного сальдо торгового баланса республики, которое составило 1183,4 млн.долларов США в 1999 г. (830,4 млн.долларов США - в 1998 г.), произошел под влиянием роста экспорта (на 15,9% по сравнению с 1998 г.) и снижения импорта (на 34,9% соответственно).
Наибольший вклад в развитие внешнеторговой деятельности вносят предприятия и организации топливной, химической и нефтехимической промышленности и машиностроительного комплекса. Именно они являются стержнем развития внешнеторговых отношений республики со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Импорт
В 1999 г. в результате роста курса доллара значительно сократились импортные поставки в Татарстан как из стран дальнего, так и ближнего зарубежья (соответственно на 35,2% и 34,2%) и составили в целом 283,8 млн.долларов США (16,2% от внешнеторговых отношений Республики Татарстан или 65% от объема импорта в 1998 г.). В том числе из стран СНГ импортирована продукция на сумму 79,6 млн.долларов США (28% от общего объема импорта), из стран дальнего зарубежья - на сумму 204,2 млн.доллара США (72%).
Товарная структура импорта не претерпела существенных изменений. Как и в предыдущие годы, важнейшей статьей остаются машины, оборудование и транспортные средства, которые были импортированы на 171,6 млн.долларов США, что на 34,4% меньше, чем в 1998 г. В общей структуре импорта доля машин, оборудования и транспортных средств составила 60,5% в 1999 г. против 60,0% в 1998 году.
Следует отметить, что импорт легковых автомобилей составил лишь 4,7% от уровня 1998 г., грузовых автомобилей - 40 процентов. Значительно сократился импорт черных металлов (на 49,6%), труб (на 65,7%), медикаментов (на 82,4%). В 1999 г. по сравнению с предыдущим годом в республику меньше ввезено продовольственных товаров: мяса и мясопродуктов (на 91,3%), белого сахара (на 50%), алкогольных и безалкогольных напитков (на 78,1 процента). Напротив, увеличился импорт зерновых культур на 51,8 процента.
Экспорт
В настоящее время экспорт является одним из основных направлений внешнеторговой деятельности Республики Татарстан. Динамика экспорта в решающей степени определяется развитием ценовой конъюнктуры на мировых рынках на основные сырьевые товары. Объем экспорта после его существенного снижения на 22,7% в 1998 г. в 1999 г. возрос, составив 1467,2 млн.долларов США. Положительного результата удалось достичь благодаря значительному росту мировых цен на топливное сырье и увеличению объема экспорта нефти против 1998 г. на 27,7 процента. Также следует отметить и рост экспорта продукции машиностроения (на 36% по сравнению с 1998 г.).
Основными странами, в которые экспортируется продукция Республики Татарстан, являются Германия, Украина, Польша, Финляндия, Литва, Великобритания, США, Швейцария.
На долю Германии, Финляндии, Швейцарии, Польши и Украины приходится более половины экспортных поставок Республики Татарстан. В 1999 г. появились новые страны-партнеры, импортирующие товары из Татарстана: Бангладеш и Объединенные Арабские Эмираты.
Для товарной структуры экспорта Республики Татарстан в 1999 г. характерно преобладание топливных ресурсов (66,5% от общего объема экспорта Республики Татарстан), а также машин, оборудования и транспортных средств (9,6 %).
Товарная структура экспорта Республики Татарстан
Показатели товар- ной структуры экс- порта |
1998 г. | 1999 г. | Темп роста (1999 г. к 1998 г.) (%) |
||||
коли- чество |
стои- мость, млн. долла- ров США |
в % к итогу |
коли- чество |
стои- мость, млн. долла- ров США |
в % к итогу |
||
Экспорт | 1266,4 | 100,0 | 1467,2 | 100,0 | 115,9 | ||
В том числе: | |||||||
нефть сырая, млн. тонн |
10,1 | 714,4 | 56,4 | 9,2 | 912,6 | 62,2 | 127,7 |
нефтепродукты, млн.тонн |
1,5 | 102,1 | 8,1 | 0,9 | 62,4 | 4,3 | 61,1 |
лесоматериалы, тыс.куб.м. |
4,3 | 0,2 | 0,0 | 5,0 | 0,1 | 0,0 | 50,0 |
машины, оборудова- ние, приборы и транспортные сред- ства, их части |
103,9 | 8,2 | 141,3 | 9,6 | 136,0 | ||
остальные товары | 345,8 | 27,3 | 350,8 | 23,9 | 101,4 |
В товарной структуре экспорта традиционно наибольший удельный вес приходится на сырую нефть. Доля сырой нефти составила 56,4% в 1998 г. и 62,2% в 1999 году.
Товары топливно-энергетического комплекса наиболее подвержены влиянию конъюнктуры мирового рынка. Средняя экспортная контрактная цена сырой нефти, реализованной в страны дальнего зарубежья в 1999 г., с января по декабрь возросла с 55 до 165 долларов за тонну, в то время как в 1998 г. наблюдалось снижение с 95 до 50 долларов за тонну соответственно. Прекращение спада мировых цен на нефть и их рост, начиная с III квартала 1999 г., оказали значительное влияние на улучшение ситуации на внутреннем рынке и рост положительного сальдо внешнеторгового оборота Республики Татарстан в 1999 году.
Удельный вес экспорта сырой нефти повысился с 56,4% в 1998 г. до 62,2% в 1999 году (на 5,8%). В то же время, если объем экспорта в количественном выражении сократился с 10,1 до 9,2 млн.тонн, то в стоимостном выражении этот показатель возрос с 714,4 млн.долларов США до 912,6 млн.долларов США, что обусловлено ростом мировых цен на нефть во втором полугодии 1999 года.
Доля экспорта нефтепродуктов в общей структуре республиканского экспорта снизилась с 8,1% в 1998 г. до 4,3% в 1999 году (на 3,8%). В натуральном выражении снижение экспорта составило 40% (с 1,5 млн.тонн до 0,9 млн.тонн), а в стоимостном - 38,9% (с 102,1 млн.долларов США до 62,4 млн.долларов США). Это произошло в основном из-за ухудшения конъюнктуры цен на мировом рынке нефтепродуктов, продолжавшегося до середины 1999 года.
Вторая по значимости товарная группа в структуре экспорта - продукция машиностроительного комплекса (машины, оборудование и транспортные средства, включая их части). Ее доля в общем объеме экспорта республики увеличилась на 1,4% по сравнению с 1998 годом (с 8,2% до 9,6%). Основными видами машин и оборудования, поставляемых на экспорт, являются летательные аппараты, грузовые и легковые автомобили, электродвигатели, оптические и измерительные приборы, медицинские инструменты. Наибольший прирост экспортных поставок пришелся на грузовые автомобили. В 1999 г. их экспортировано в 3,9 раза больше, чем в 1998 году (1152 единицы против 294 единиц).
Структура экспортной продукции, поставляемой предприятиями машиностроительной отрасли Республики Татарстан на мировой рынок, стабильна на протяжении последних лет. В промышленно развитые страны поставляются авиационная техника, оптические приборы, металлопродукция, электронные элементы, оказываются инженерно-технические услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях поэтапного обеспечения экономической самодостаточности Республики Татарстан утверждается программа стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Приоритетными направлениями для господдержки импортозамещающих производств являются легкая, пищевая и деревообрабатывающая промышленности. Приоритетным направлением для господдержки экспортоориентированных производств является производство нефти и нефтепродуктов, автомобилей, полиэтилена, меховых изделий, вертолетов, мебели и полуфабрикатов деревообрабатывающей промышленности.
Постановление КМ РТ от 1 августа 2000 г. N 560 "О Программе стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года"
Текст постановления опубликован в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан" N 8, август 2000 г.
Постановлением КМ РТ от 4 марта 2005 г. N 115 настоящее постановление признано утратившим силу