Постановление Совета Министров Татарской АССР
от 4 июня 1990 г. N 221
"О неотложных мерах по нормализации потребительского рынка, денежного обращения и усилению государственного контроля за ценами"
Постановлением КМ РТ от 21 июня 2002 г. N 355 настоящее постановление признано утратившим силу
Совет Министров СССР в постановлении от 5 февраля 1990 г. N 110 отметил, что последовательное проведение в жизнь решений второго Съезда народных депутатов СССР по оздоровлению экономики требует принятия мер чрезвычайного характера, и прежде всего по укреплению денежного обращения и стабилизации потребительского рынка, установлению действенного контроля за ценами.
В условиях осуществления курса на сокращение сферы применения административных методов руководства все более необходимым становится усиление роли экономических рычагов и стимулов, побуждающих предприятия и регионы эффективно решать поставленные перед ними задачи, соблюдать общегосударственные интересы, вести бескомпромиссную борьбу с проявлениями местничества и группового эгоизма, настойчиво добиваться переориентации народного хозяйства на удовлетворение нужд советского человека.
В целях обеспечения выполнения решений второго Съезда народных депутатов СССР, постановления Верховного Совета СССР от 20 ноября 1989 г. по нормализации потребительского рынка и денежного обращения в стране, во исполнение постановлений Совета Министров СССР от 5 февраля 1990 г. N 110 и Совета Министров РСФСР от 4 апреля 1990 г. N 110 Совет Министров Татарской АССР постановляет:
1. Министерствам и ведомствам, производственным объединениям и предприятиям, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов обеспечить четкую и последовательную реализацию правительственной программы по оздоровлению экономики страны.
В первоочередном порядке провести совместно с местными советскими и хозяйственными органами глубокий анализ состояния дел в целях выявления резервов и возможностей дополнительного увеличения предприятиями и организациями выпуска товаров народного потребления и объемов платных услуг населению. Принять конкретные меры к активизации и повышению эффективности проводимой в отраслях народного хозяйства и регионах политики строжайшей экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов, усилить борьбу с потерями и бесхозяйственностью, решительно укреплять дисциплину и порядок.
Всемерно поощрять инициативу предприятий и организаций в наращивании производства и реализации товаров народного потребления и объемов платных услуг населению, тщательно рассматривать их предложения по этим вопросам, оказывать необходимую материальную и финансовую поддержку.
В работе по насыщению рынка потребительскими товарами исходить из того, что уже в 1990 году необходимо добиться улучшения в обеспечении населения продовольствием и другими товарами первой необходимости.
Агропрому ТАССР, производственному объединению "Татархлебопродукт", Министерству торговли ТАССР, Татпотребсоюзу, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов, исходя из учтенного в Государственном плане экономического и социального развития ТАССР на 1990 год объема производства продовольственных товаров, обеспечить в кратчайший срок завершение заключения договоров на поставку продукции в торговлю, предусмотрев в них конкретные объемы по видам сельскохозяйственных продуктов и товаров в натуральном выражении.
2. Госплану ТАССР, Госкомитету ТАССР по материально-техническому снабжению, министерствам и ведомствам, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов принять меры к обеспечению предприятий, выпускающих товары народного потребления, всеми видами распределяемых материально-технических ресурсов в объемах, необходимых для выполнения планов производства указанных товаров, с выделением ресурсов для этих целей отдельной строкой.
В целях вовлечения в оборот излишних запасов продукции производственно-технического назначения и расширения выпуска потребительских товаров министерствам и ведомствам, производственным объединениям и предприятиям, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов обеспечить разработку и осуществление конкретных мер по ресурсосбережению и вовлечению в оборот излишних запасов этой продукции.
3. Государственному комитету ТАССР по ценам, министерствам и ведомствам, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов в целях предотвращения дестабилизации общесоюзного потребительского рынка строго соблюдать действующий порядок ценообразования, не допуская без согласования с Советами Министров СССР и РСФСР изменений уровня централизованно устанавливаемых цен на товары народного потребления.
Государственному комитету ТАССР по ценам, Министерству торговли ТАССР, другим министерствам и ведомствам, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов безотлагательно провести проверку установленных временных и договорных цен на соответствие качеству, новизне и потребительским свойствам товаров, обеспечив возможность широкого участия в этой работе органов народного контроля, профсоюзных организаций и союза потребителей Татарии.
Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 5 февраля 1990 г. N 110 в частичное изменение пункта 27 постановления Совета Министров СССР от 5 января 1989 г. N 26 (подпункт "а" пункта 22 постановления Совета Министров РСФСР от 27 марта 1989 г. N 99, подпункты "а" пункта 21 постановления Совета Министров ТАССР от 10 мая 1989 г. N 188) установил, что при изъятии в бюджет прибыли, необоснованно полученной в связи с нарушениями предприятиями союзного и республиканского подчинения дисциплины цен, 50% изымаемой суммы направляется в доход местного бюджета.
4. Министерству торговли ТАССР, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов с участием заинтересованных организаций принять в первом полугодии 1990 г. меры к расширению комиссионной торговли, созданию условий для беспрепятственного приема от граждан принадлежащих им вещей на комиссию, включая товары для детей, имея в виду, что выполнение этого задания возложено постановлением Совета Министров СССР от 5 февраля 1990 г. N 110 также на Министерство торговли СССР.
Довести до сведения, что Совет Министров СССР указанным постановлением поручил Министерству торговли СССР, Государственному комитету СССР по ценам и Министерству финансов СССР уточнить порядок установления цен, распределения доходов комиссионных магазинов, а также размеры комиссионных сборов.
5. Министерству торговли ТАССР, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов по согласованию с Министерством торговли СССР открыть в первом полугодии 1990 г. специализированные коммерческие магазины для продажи по коммерческим ценам отдельных видов товаров народного потребления.
Торговля в специализированных коммерческих магазинах должна осуществляться высококачественными товарами отечественного и иностранного производства, в первую очередь предметами роскоши, а также товарами, закупаемыми по импорту специальными партиями.
Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 5 февраля 1990 г. N 110 поручил Министерству торговли СССР, Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по ценам в месячный срок определить перечень этих товаров, порядок установления коммерческих цен и использования доходов коммерческих магазинов.
6. Исполкомам городских и районных Советов народных депутатов незамедлительно завершить распределение и доведение до трудовых коллективов лимитов на приобретение облигаций государственных целевых беспроцентных займов. Татарскому республиканскому управлению Сберегательного банка СССР организовать реализацию государственных целевых беспроцентных займов через трудовые коллективы предприятий и организаций и завершить распространение займов в первом полугодии в соответствии с распоряжением Совета Министров ТАССР от 19 марта 1990 г. N 176-р.
Довести до сведения, что Совет Министров РСФСР постановлением от 4 апреля 1990 г. N 110 поручил Министерству финансов РСФСР, Российскому республиканскому банку Сберегательного банка СССР обеспечить распространение выпускаемых среди населения в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 г. N 1178 государственных казначейских обязательств СССР в первом полугодии на сумму 4 млрд.рублей и во втором полугодии - 4,7 млрд.рублей.
7. Довести до сведения, что Совет Министров РСФСР постановлением от 4 апреля 1990 г. N 110 установил, что государственным предприятиям, выпускающим товары легкой промышленности детского ассортимента, предоставляются льготы по платежам в государственный бюджет и вся прибыль (доход), полученная от реализации этих товаров сверх достигнутого уровня за предыдущий год, остается в распоряжении предприятий-изготовителей этих товаров.
8. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 5 февраля 1990 г. N 110:
а) одобрил предложения Советов Министров союзных республик, подготовленные во исполнение постановления Верховного Совета СССР от 20 ноября 1989 г. и направленные на более полное удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления, а также проведенную ими работу по расширению в 1990 году состава государственного заказа и включению в него важнейших видов сырья и материалов, необходимых для производства товаров народного потребления и оказания услуг населению;
б) разрешил Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов выпускать целевые беспроцентные займы, размещаемые среди населения на добровольной основе, с использованием полученных средств для строительства индивидуальных гаражей, садовых домиков, телефонизации населенных пунктов и на другие социальные цели;
в) для усиления социальной защищенности населения от необоснованного повышения цен счел необходимым обеспечить неизменность государственных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления, реализуемых по социально низким ценам, и утвердил номенклатуру таких товаров согласно приложению N 1.
В целях усиления государственного контроля за ценами, недопущения роста государственных розничных цен на социально значимые товары народного потребления, предотвращения "вымывания" из производства дешевых изделий, а также необоснованного увеличения государственных розничных цен на новые товары не в меру изменения их потребительских свойств утвердил:
перечень товаров массового спроса, на которые сохраняются в 1990 году без изменений ранее утвержденные государственные розничные цены, согласно приложению N 2.
перечень социально значимых непродовольственных товаров, на которые не могут устанавливаться договорные цены, согласно приложению N 3.
Предоставил право Советам Министров союзных республик дополнять указанные перечни с учетом региональных особенностей.
Установил, что договорные цены на новые непродовольственные товары, не вошедшие в перечень, предусмотренный приложением N 3, кроме изделий, на поставку которых заключены договоры и согласованы цены на 1990 год, не могут утверждаться с надбавкой, превышающей более чем на 30% уровень прейскурантных цен на аналогичные товары. В отдельных случаях для стимулирования предприятий в выпуске новых изделий с высокими потребительскими свойствами могут устанавливаться с разрешения органов ценообразования договорные цены с более высокими надбавками. На авторские работы и изделия, изготовляемые домами моделей, договорные цены с надбавкой свыше 30% устанавливаются по согласованию с торгующими организациями;
г) установил, что предприятия-поставщики материально-технических ресурсов (включая органы материально-технического снабжения) обеспечивают в первоочередном порядке и в полном объеме заключение и исполнение договоров на поставку потребителям сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых им для выполнения государственного заказа по товарам народного потребления. В таком же порядке осуществляется материально-техническое снабжение предприятий-смежников, заключивших договоры на поставку продукции производственно-технического назначения для выполнения государственных заказов по товарам народного потребления, а также вновь созданных и перепрофилируемых производств и предприятий по выпуску народного потребления;
д) установил, что в 1990 году отгрузка потребителям продовольственных товаров предприятиями мясной, молочной и других отраслей пищевой промышленности, распределительными холодильниками и оптовыми базами из общесоюзного фонда производится по нарядам Министерства торговли СССР, его органов на местах и республиканских агропромышленных комитетов исходя из государственного заказа, независимо от хода выполнения планов закупок этих товаров и реализации продукции по рыночным фондам в союзных республиках.
Для усиления заинтересованности и повышения ответственности союзных республик за выполнение государственных заказов по поставкам продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общесоюзный фонд предоставил в 1990 году право:
Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам выделять дополнительно в распоряжение Советов Министров союзных республик из государственных ресурсов концентрированные корма для производства мяса и молока, поставляемых в общесоюзный фонд сверх государственных заказов, а при недопоставке указанных продуктов соответственно уменьшать объемы выделяемых в их распоряжение концентрированных кормов;
Министерству финансов СССР возмещать банкам разницу в ценах на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в общесоюзный фонд, за счет средств союзного бюджета в меру выполнения плана поставок этой продукции предприятиями агропромышленного комплекса;
Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам совместно с Госснабом СССР и Министерством торговли СССР по итогам работы за каждый месяц принимать решения об уменьшении поставок продовольствия, товаров и сырья, закупаемых по импорту за счет централизованных источников, а также централизованно распределяемой отечественной продукции, средства от продажи которой могут быть направлены на закупку продовольствия за рубежом или внутри страны, в распоряжение Советов Министров союзных республик, допустивших недопоставки продовольствия в общесоюзный фонд. Установить порядок применения предусмотренных настоящим пунктом экономических санкций за недопоставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общесоюзный фонд;
е) в частичное изменение условий премирования руководящих работников, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 (пункты 22 и 23), предоставил право министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик устанавливать по согласованию с соответствующим органом профсоюзов конкретные показатели, условия и размеры премирования руководящих работников государственных предприятий и организаций в зависимости от прироста поставок товаров народного потребления (оказания платных услуг населению), а также сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для их выпуска, по сравнению с достигнутым уровнем за предыдущий год и выполнения государственного заказа. При этом суммарный размер всех премий не должен превышать пределов, определенных указанным постановлением.
Совет Министров РСФСР постановлением от 4 апреля 1990 г. N 110 поручил министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам разработать и установить по согласованию с соответствующими органами профсоюзов порядок, конкретные показатели, условия и размеры премирования руководящих работников подведомственных государственных предприятий и организаций;
ж) установил, что остающаяся в распоряжении предприятий и организаций (кроме совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий) дополнительная прибыль (доход), полученная в 1990 году от реализации продукции (работ, услуг) по ценам договоренности (за исключением товаров улучшенного качества с индексом "Н" и товаров, реализуемых по договорным ценам с индексом "Д") и коммерческим ценам, поступает в фонд социального развития и фонд развития производства, науки и техники пропорционально доле средств, зачисляемых в эти фонды в соответствии с действующими нормативами;
з) в связи с многочисленными фактами грубых нарушений установленного пунктом 5 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1989 г. N 372 (подпункт "г" пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 19 мая 1989 г. N 160) порядка уменьшения фонда оплаты труда предприятий, привлекающих кооперативы к изготовлению продукции, полуфабрикатов, комплектующих изделий и выполнению других работ и услуг, обязал учреждения банков СССР и местные финансовые органы провести в 1 квартале 1990 г. проверку выполнения требований указанного постановления.
Выявленные нарушения рассматривать как приписки и применять меры, предусмотренные действующим законодательством;
и) отметил, что под предлогом недостаточной экологической безопасности и по иным причинам по решению республиканских и местных органов продолжается практика незаконного приостановления или прекращения деятельности предприятий союзного подчинения, их цехов и производств в химической, медицинской, целлюлозно-бумажной, металлургической и в других отраслях промышленности, чем срывается выполнение планов производства, в том числе по товарам народного потребления, на многих предприятиях страны.
Установил, что приостановление или прекращение деятельности государственных предприятий союзного подчинения, их цехов, производств по решению республиканских и местных органов власти или управления допускается в исключительных случаях и только с предварительного разрешения Совета Министров СССР;
к) установил, что в 1990 году прибыль государственных научно-исследовательских, проектных, изыскательских, конструкторских, технологических и других научных организаций, полученная сверх 30-процентного уровня рентабельности к затратам на выполненные работы, подлежит внесению в государственный бюджет, за исключением прибыли, которая предусмотрена в плане на содержание детских дошкольных учреждений, жилья и других объектов социально-культурного и бытового назначения;
л) поручил Госбанку СССР:
подготовить и внести в месячный срок в Совет Министров СССР конкретные предложения, направленные на усиление банковского контроля за выпуском денег в обращение, перекрытие всех каналов незаконного превращения безналичных средств в наличные деньги;
активизировать процентную политику, направленную на снижение предприятиями сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, сокращение объема незавершенного строительства и внедрение нового хозяйственного механизма в инвестиционном комплексе;
обязал Госбанк СССР, специализированные банки СССР усилить контроль за выдачей предприятиям и объединениям средств на оплату труда, обеспечивая по каждому предприятию и организации проверку обоснованности и достоверности расчетов объемов выплат ими фонда заработной платы (фонда оплаты труда);
м) в целях усиления заинтересованности населения в увеличении денежных вкладов в учреждения банков, а также повышения ответственности граждан за своевременность погашения задолженности по ссудам банков:
разрешил Государственному банку СССР устанавливать повышенные (до 4%) процентные ставки по вкладам граждан, хранящимся в Сберегательном банке СССР, в зависимости от срока хранения денег (свыше 5 лет), видов и размеров вкладов. Установил, что специализированные банки СССР, коммерческие и другие банки осуществляют прием вкладов от населения на тех же условиях, что и Сберегательный банк СССР;
предусмотрел, что за пользование вновь выдаваемыми кредитами на строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков граждане уплачивают Сберегательному банку СССР 3%, а при просроченной задолженности - 6% годовых;
установил, что Сберегательный банк СССР имеет право взыскивать досрочно задолженность по ссудам, предоставленным гражданам и использованным не по целевому назначению, с начислением 12% годовых;
сохранил ранее установленные льготы по уплате процентов за пользование кредитами на строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков.
9. Госплану ТАССР усилить контроль за выполнением программ производства товаров народного потребления министерствами и ведомствами, производственными объединениями и предприятиями.
Первый заместитель Председателя
Совета Министров ТАССР |
М.Х.Хасанов |
Управляющий делами
Совета Министров ТАССР |
Н.Ф.Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Татарской АССР от 4 июня 1990 г. N 221 "О неотложных мерах по нормализации потребительского рынка, денежного обращения и усилению государственного контроля за ценами"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 21 июня 2002 г. N 355 настоящее постановление признано утратившим силу