Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Согласовано |
Утверждаю |
здравоохранения Татарстана
"___"______________ 199__г. |
"___"______________ 199__г. |
Отраслевая программа содействия занятости медицинских
и фармацевтических работников на 1999-2002 годы
(утв. приказом МЗ РТ от 14 июля 1999 г. N 505)
Рынок труда
1. Численность медицинского и фармацевтического персонала
В здравоохранении Республики Татарстан трудится более 100000 тысяч медицинских работников всех специальностей, в том числе студенты и учащиеся КГМУ и средних медицинских учебных заведений. За 1998 год средний прирост медицинских работников составил 1,1%.
Численность медицинских работников составляет 3,35% от численности экономически активного населения.
Из общего числа работающих специалисты с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием составляют 55961 человека, в том числе 13213 врачей и 40817 среднего медперсонала.
Численность занятых в здравоохранении за последние годы изменялась очень незначительно. Прирост врачей составил 1264 чел., средних медработников 2955 чел., убыль врачей составила 1017 чел., средних медработников составила 2766 человек. Численность персонала в здравоохранении:
Таблица 1
Наименование должностей | 1994 год | 1995 год | 1996 год | 1997 год | 1998 год |
врачи | 11621 | 13419 | 12820 | 12984 | 13213 |
провизоры | 95 | 198 | 169 | 173 | 161 |
зубные врачи | 209 | 204 | 202 | 173 | 201 |
средний мед.песонал | 37692 | 39377 | 41009 | 41169 | 40817 |
фармацевты | 395 | 189 | 173 | 233 | 221 |
младшие мед.сестры по ухо- ду за больными |
3782 | 5560 | 5295 | 5553 | 6377 |
Убыль врачей отмечается в 10 регионах Республики Татарстан средних медработников - в 23 регионах.
В практическом здравоохранении трудятся 17 докторов наук и 270 кандидатов медицинских наук.
Свыше 50% врачей и 39% среднего медицинского персонала имеют квалификационные категории.
1374 врача и 33 средних медицинских работников работают на основной работе в учреждениях подготовки кадров, НИИ, КГМУ, КГМА и аппаратах органов управления здравоохранением.
Таким образом, среди отраслей непроизводственной сферы здравоохранение представляет собой крупный сектор приложения квалифицированного труда.
2. Молодежь на рынке труда. Потенциальное предложение рабочей силы
Ежегодно высшие и средние медицинские учебные заведения выпускают свыше 700 врачей и 1855 медицинских и фармацевтических работников со средним профессиональным образованием.
Потенциальное предложение рабочей силы в здравоохранении составляет около 8-9% ежегодно по врачебному и среднему медперсоналу.
75% молодых врачей и 10% выпускников средних медицинских учебных заведений на момент его окончания имеют договора с работодателями.
25% выпускников ВУЗа и 80% выпускников средних медицинских учебных заведений находят работу самостоятельно. Случаев трудоустройства врачей - молодых специалистов и молодых специалистов со средним образованием, впервые поступающих на работу по направлению центров занятости населения не зарегистрировано.
18% молодых специалистов с высшим и средним медицинским образованием по различным причинам изменяют место работы в первый же год.
В здравоохранении имеются особенности найма на работу молодых специалистов и связаны они с тем, что данная категория медицинских работников не может быть трудоустроена на должность специалиста, поскольку для занятия всех врачебных и провизорских должностей необходимо получить послевузовское образование, а для значительного числа должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала пройти дополнительную подготовку.
3. Движение персонала на рынке труда
Рынок труда в здравоохранении характеризуется интенсивным движением кадров.
Движение работников в целом характеризуется следующими данными: в течение 1998 года вновь было принято на работу 3985 человека, а уволено по различным причинам 3634 человек.
Прием на работу в 1997 и 1998 годах оставался больше выбытия на 2%.
Таблица 2
Причины увольнения | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. |
Всего уволилось | 4731 | 4414 | 4132 |
из них: | |||
в связи с высвобождением | 16 | 640 | 300 |
уходом на пенсию | 946 | 735 | 856 |
по собственному желанию | 3769 | 3039 | 2703 |
другим причинам | - | - | - |
Использование рабочего времени
Невысокий уровень заработной платы, задержки с ее выплатой, а в ряде регионов также недостаток специалистов привели к широкому распространению вторичной занятости.
1350 врачей (10,2%) и 353 работника со средним медицинским образованием работают по совместительству.
Поиск дополнительного источника дохода привел к распространению работы по договорам.
В течение 1998 года работы по договорам различного характера и срока выполняли 1 из 105 врачей и 1 из 15 средних медицинских работников. 98-99% работников в здравоохранении трудятся в режиме полного рабочего дня и недели.
689 работников работают неполное рабочее время или находятся в отпусках по инициативе администрации (скрытая безработица).
Таблица 3.
Неполная занятость (в % к численности данной категории персонала)
1996 год | 1997 год | 1998 год | |
Врачи | 0,9 | 1,1 | 1,3 |
средний мед.персонал | 0,4 | 1,17 | 1,21 |
прочие | 0,2 | 2,44 | 0,34 |
научно-педагогический персонал | 0,5 | - | 1,7 |
Наибольшая неполная занятость наблюдается среди научно-педагогического персонала, работающего в системе здравоохранения.
Работа по совместительству и договорам дает возможность поддержать доходы работников здравоохранения. Сохранение и увеличение объемов вынужденных отпусков и вынужденной неполной рабочей отработки рабочего времени является одним из факторов увеличения численности безработных, хотя и позволяет сохранить и морально поддержать персонал и предотвратить рост безработицы, сохранить ядро трудового коллектива.
Рынок рабочих мест
На конец 1998 года имелось 328 вакантных штатных должностей, из них: врачебных 221,3 и 106,75 среднего медицинского персонала.
Из общего числа вакантных должностей 91% расположены в сельской местности.
Из-за неудовлетворительных условий труда и непрестанного характера работы на селе часть этих мест будет оставаться свободной.
1. Движение рабочих мест
Однако число ликвидированных и вновь созданных врачебных штатных должностей примерно одинаково.
2. Условия труда
В учреждениях здравоохранения имеется ряд подразделений, работа в которых связана с повышенной опасностью: вредными и неблагоприятными условиями труда (рентгеновская, радиологическая, физиотерапевтическая службы, психиатрические, инфекционные, онкологические учреждения и отделения, операционные, лаборатории и некоторые другие), кроме того в любом лечебно-профилактическом учреждении имеется инженерное оборудование и коммуникации (электрохозяйство, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, служба медицинских газов, а также автотранспорт.
Ежегодно среди работников отрасли имеют место несчастные случаи, связанные с производством. Положительным моментом можно считать тот факт, что в 1998 году не зарегистрировано несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
За 1998 год в учреждениях здравоохранения пострадало 66 человек, смертельных случаев нет. Имеет место рост профессиональных заболеваний (5 случаев в 1998 году по сравнению с 4 случаями в 1997 году).
Таблица 4
Годы | Среднесписочное число работающих |
Количество пострадавших в расчете на 1000 человек |
||||
Всего | в т.ч. женщин |
в т.ч. со смертельным исходом |
общий травма- тизм |
Травматизм со смертель- ным исходом |
||
1996 | 82229 | 44 | 32 | 2 | 0,49 | 0,022 |
1997 | 82843 | 59 | 40 | 1 | 0,71 | 0,01 |
1998 | 83719 | 66 | 48 | - | 0,79 | 0 |
Среди основных причин производственного травматизма необучение требованиям охраны труда со стороны администрации учреждений, необученность руководителей и персонала по вопросам безопасности, отсутствие в штатах ряда органов управления и учреждений здравоохранения специалистов по охране труда.
Положение усугубляется отсутствием надлежащего финансирования, что не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по улучшению условий и охране труда, приобретать предусмотренную нормами спецодежду и средства индивидуальной защиты, проводить экспертизу условий труда, пересматривать и разрабатывать нормативно-правовую документацию по охране труда.
В целях наведения должного порядка и усиления борьбы по охране труда были изданы приказы Минздрава РТ от 17.10.97 г. N 669 "Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях и организациях Министерства здравоохранения Республики Татарстан", от 06.05.98 г. "О состоянии производственного травматизма в учреждениях здравоохранения РТ за 1998 год и мерах по его снижению", от 16 апреля 1999 г. N 282 "О состоянии охраны труда в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан за 1998 год" и др.
В отличие от ранее действовавших, они базируются на современной нормативно-правовой базе - Основах законодательства по охране труда РФ и РТ, Постановлениях Кабмина и Министерства труда и социальной защиты РФ и РТ.
Высвобождение и безработица
За прошедший год ситуация на рынке труда стала напряженной. Всего высвобождено 0,8% работников от численности занятых в отрасли. В большей степени высвобождение затронуло работников административно-хозяйственных служб, работников со средним медицинским образованием и прочего персонала.
В 1998 году центрами занятости населения было зарегистрировано 1009 безработных работников здравоохранения, получающих пособие по безработице.
Таблица 5
Динамика безработицы
Всего безработных медработников | на 01.01.1999 г. 1134 человек, или 2,5% от общего числа безработных. |
Численность занятых в РТ всего - в т.ч. мед. работников |
на 01.01.1999 г. - 1638000 человек. на 01.01.1999 г. - 60990 человек. |
Уровень безработицы медработников от числа занятых медработников |
на 01.01.1999 г. - 1,16% (по РТ сос- тавляет - 2,75%) |
Можно ожидать, что в 1999 году рост безработицы в учреждениях здравоохранения будет незначительным.
Таблица 6
Динамика работы центров занятости с работниками здравоохранения,
состоящими на учете в 1996-98 годах
1996 год | 1997 год | 1998 год | |
Всего безработных зарегистрированных в цент- рах занятости населения |
754 | 1096 | 1134 |
из них: | |||
переобучено и трудоустроено | 46 | 69 | 76 |
стоят на учете и получают пособие по безра- ботице (на конец года) в % от общего числа занятых в отрасли |
671 1,12 |
953 1,58 |
1009 1,65 |
стоят на учете и требуется переподготовка в % от общего числа занятых |
708 1,18 |
1027 1,7 |
1058 1,73 |
Вопросы переобучения требуют дополнительного анализа.
Таблица 7
Уровень безработицы среди различных групп работников здравоохранения,
в том числе в % к общей численности основных групп на 01.01.99 г.
Врачи | 55 | 0,4 |
Провизоры | 5 | 3,1 |
Фельдшера | 74 | |
Акушерки | 12 | |
Фельдшера-лаборанты | 5 | |
Лаборанты | 134 | |
Медицинские сестры | 443 | 1,7 показатель общий для всех средних мед.работников |
Зубные техники | 23 | |
Массажисты | 15 | |
Зав.аптекой | 2 | |
Фармацевты | 26 | 11,7 |
Младшие мед.сестры по уходу за больными |
43 | 4,6 показатель общий для всех средних мед.работников |
Санитары | 248 | |
Регистраторы медицинские | 19 |
Таблица 8
Сравнительный уровень безработицы в отрасли по территориям
Республики Татарстан за 1997-1998 годы
Территория | Численность безработных |
Темп роста безработицы на |
Уровень безработицы |
Число вакант- ных штатных должностей на 1 безработно- го на 1.01.99 |
||||||
1.04. 97 г. |
1.01. 98 г. |
1.01. 99 г. |
1.01. 98 г. |
1.01. 99 г. |
1.04. 97 г. |
1.01. 98 г. |
1.01. 99 г. |
врачи | ср.мед. пер. |
|
Всего по республике | 754 | 1096 | 1134 | 1,4 | 1,0 | 0,7 | 1,1 | 1,16 | 0,2 | 0,1 |
Казань | 136 | 198 | 132 | 1,4 | 0,6 | 0,55 | 0,77 | 0,5 | 0,28 | 0,3 |
Наб.Челны | 170 | 217 | 257 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,5 | 2 | 0,02 | 0,01 |
Нижнекамск | 71 | 88 | 146 | 1,2 | 1,6 | 0,8 | 1,1 | 1,86 | 0,05 | 0,01 |
Альметьевск | 21 | 39 | 37 | 1,8 | 0,9 | 0,4 | 0,8 | 0,86 | 0,46 | 0 |
Бугульма | 18 | 27 | 43 | 1,5 | 1,6 | 0,6 | 0,1 | 1,77 | 0,03 | 0 |
Елабуга | 47 | 61 | 102 | 1,3 | 1,7 | 1,5 | 2,3 | 3,95 | 0,05 | 0,02 |
Зеленодольск | 64 | 75 | 67 | 1,2 | 0,9 | 1,6 | 2,05 | 1,83 | 0,2 | 0,07 |
Лениногорск | 11 | 17 | 31 | 1,5 | 1,8 | 0,4 | 0,4 | 1,25 | 0,06 | 0,03 |
Чистополь | 32 | 87 | 87 | 2,7 | 1 | 1,5 | 4,9 | 4,94 | 0,1 | 0 |
Азнакаево | 32 | 27 | 33 | 0,8 | 1,2 | 2,2 | 2,09 | 2,5 | 0 | 0 |
Заинск | 13 | 44 | 9 | 3,4 | 0,2 | 0,9 | 3,1 | 0,65 | 0 | 0,33 |
р-ны: | ||||||||||
Агрызский | 4 | 11 | 8 | 2,7 | 0,7 | 0,5 | 1,5 | 1,14 | 0,3 | 0,16 |
Аксубаевский | 8 | 14 | 5 | 1,7 | 0,3 | 1,3 | 2,5 | 0,93 | 1 | 0,7 |
Актанышский | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0,15 | 0,3 | 0,3 | 0 | 0 |
Алексеевский | - | 1 | 3 | 1 | 3 | 0,2 | 0,2 | 0,63 | 67 | 0 |
Алькеевский | 6 | 6 | 3 | 1 | 0,5 | 1,1 | 1,1 | 0,6 | 0,3 | 0 |
Апастовский | - | - | 2 | - | 2 | - | - | 0,43 | 0 | 0 |
Арский | 3 | 4 | 4 | 1,3 | 1 | 0,4 | 0,6 | 0,66 | 1,37 | 0 |
Атнинский | - | 3 | 2 | 3 | 0,6 | - | 1,3 | 0,82 | 4,62 | 1 |
Буинский | 7 | 8 | 16 | 1,1 | 2 | 0,9 | 1,1 | 2,23 | 0,3 | 0,13 |
Бавлинский | 5 | 4 | 15 | 0,8 | 3,7 | 0,5 | 0,5 | 2,03 | 0 | 0 |
Балтасинский | 4 | 3 | 15 | 0,7 | 5 | 0,7 | 0,5 | 2,89 | 0,4 | 0,07 |
Верхнеуслонский | 14 | 8 | 10 | 0,6 | 1,2 | 3,5 | 2,4 | 2,77 | 0,1 | 0,25 |
Высокогорский | 3 | 3 | 6 | 1 | 2 | 0,4 | 0,4 | 0,86 | 0 | 0 |
Дрожжановский | 5 | 20 | 6 | 4 | 0,3 | 1,1 | 4,7 | 1,4 | 0 | 0 |
Камско-Устьинский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Кукморский | 10 | 8 | 2 | 0,8 | 0,2 | 1,3 | 0,9 | 0,26 | 0 | 0 |
Спасский | 5 | 23 | - | 4,6 | 0,04 | 0,9 | 4,7 | - | 0 | 0 |
Лаишевский | 5 | 5 | 6 | 1 | 1,2 | 0,7 | 0,9 | 1,15 | 0,21 | 0 |
Мамадышский | 3 | - | 2 | 0,3 | 2 | 0,3 | - | 0,22 | 0 | 2 |
Менделеевский | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 0 | 0 |
Мензелинский | 9 | 10 | 11 | 1,1 | ,1 | 1,6 | 1,9 | 2,15 | 0,32 | 0,14 |
Муслюмовский | 2 | 4 | 2 | 2 | 0,2 | 0,4 | 0,88 | 0,97 | 0,25 | |
Новошешминский | 10 | 3 | - | 0,3 | 0,3 | 1,1 | 3,5 | |||
Октябрьский | 9 | 24 | 17 | 2,6 | 0,7 | 0,8 | 2,4 | 1,72 | 0 | 0 |
Пестречинский | 5 | 28 | 13 | 5,6 | 0,5 | 1,0 | 5,9 | 2,78 | 0,38 | 0,19 |
Рыбно-Слободский | 1 | 2 | 3 | 2 | 1,5 | 0,1 | 0,3 | 0,49 | 0,46 | 2 |
Сабинский | - | 1 | 2 | 1 | 2 | - | 0,16 | 0,33 | 0 | 0 |
Сармановский | 8 | 1 | 15 | 1,2 | 15 | 1 | 1 | 2,08 | 0,58 | 0 |
Тетюшский | 4 | 8 | 3 | 2 | 0,4 | 0,6 | 1,4 | 0,53 | 0,83 | 0 |
Тукаевский | 2 | 4 | - | 2 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0 | 0 | |
Черемшанский | - | 4 | 3 | 4 | 0,7 | - | 1,1 | 0,82 | 3,67 | 0 |
Ютазинский | 5 | 3 | 6 | 0,6 | 2 | 1,2 | 0,7 | 1,44 | 0 | 0 |
Тюлячинский | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 0,5 | 0,43 | 8 | 0 |
В 18 территориях республики в 1998 году уровень зарегистрированной безработицы выше показателя по отрасли.
Особенно высок этот показатель:
по следующим городам:
Чистополь - 4,94
Елабуга - 3,95
Азнакаево - 2,5
Наб.Челны - 2
Нижнекамск - 1,86
Зеленодольск - 1,83
Бугульма - 1,77
Лениногорск - 1,25
по следующим сельским районам:
Балтасинский - 2,89
Пестречинский район - 2,78
Верхнеуслонский - 2,77
Буинский - 2,23
Мензелинский - 2,15
Сармановский - 2,08
Бавлинский - 2,03
Октябрьский -1,72
Ютазинский - 1,44
Дрожжановский - 1,4
Сравнительный уровень безработицы в отрасли по территориям
Республики Татарстан в разрезе должностей за 1997-1998 годы
Таблица N 9
Территория | врач | зав.ап- текой, провизор |
фармацевт | ср.медперсонал | прочие | |||||||||||||||||||||||||
мед.сестра | лаборант | зуб.тех. | фельд- шер, ф/лабо- рант |
акушерка | мл.мед.пе- рсонал по уходу, са- нитар |
регист- ратор, масса- жист, дезинфе- ктор, сестра- хозяйка |
||||||||||||||||||||||||
период-год | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 | 96 | 97 | 98 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Всего по республике |
44 | 47 | 55 | 2 | 4 | 7 | 26 | 27 | 26 | 303 | 365 | 443 | 192 | 269 | 134 | 5 | 2 | 23 | 56 | 84 | 79 | 17 | 27 | 12 | 94 | 243 | 291 | 18 | 33 | 64 |
Казань | 9 | 28 | 35 | - | 3 | - | 9 | 9 | 13 | 40 | 48 | 48 | 67 | 86 | - | - | 1 | - | 7 | 9 | 8 | 1 | 4 | - | - | 4 | - | 3 | 6 | 28 |
Наб.Челны | 27 | 6 | 4 | - | - | - | - | 5 | 1 | 81 | 75 | 100 | 52 | 66 | - | - | - | 7 | - | 8 | 10 | 5 | 6 | 5 | - | 44 | 108 | 5 | 7 | 22 |
Нижнекамск | - | 1 | 2 | - | 1 | - | 1 | 4 | 4 | 51 | 43 | 74 | 1 | 24 | 35 | - | - | - | 10 | 9 | 31 | 6 | 4 | - | - | 1 | - | 2 | 1 | - |
Альметь- евск |
- | - | 1 | - | - | - | 3 | - | 1 | - | 14 | 26 | - | - | - | - | - | - | 5 | 20 | 8 | 2 | 3 | - | 10 | - | - | 1 | 2 | 1 |
Бугульма | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - | - | 5 | 12 | 10 | 10 | 14 | 12 | - | - | 1 | - | - | 3 | - | - | - | - | - | 16 | - | 1 | - |
Елабуга | - | 1 | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | 38 | 48 | 30 | - | 6 | 16 | - | - | 11 | 7 | - | - | 2 | 5 | 2 | - | - | 35 | - | - | 6 |
Зеленодо- льск |
3 | 5 | 2 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | 17 | - | 18 | 11 | 19 | 22 | 1 | - | 1 | 4 | 5 | 2 | 1 | 1 | - | 25 | 39 | 20 | - | 4 | 2 |
Лениного- рск |
- | - | 1 | - | - | - | - | - | - | 4 | - | 3 | 3 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | 3 | 12 | 24 | 1 | 2 | 3 |
Чистополь | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6 | 25 | 34 | 12 | 19 | 14 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 13 | 43 | 39 | - | - | - |
Азнакаево | 1 | 2 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | 1 | 6 | - | 9 | 3 | 3 | 4 | 1 | - | - | 1 | 1 | 2 | - | - | - | 19 | 19 | 15 | - | 2 | - |
Заинск | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | - | 5 | - | - | - | - | 8 | 4 | 2 | - | - | - | 36 | - | - | - | - |
р-ны: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Агрызский | 1 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 6 | 6 | - | 2 | - |
Аксубаевс- кий |
- | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 9 | - | 3 | 5 | - | - | - | - | 5 | - | 4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Актанышс- кий |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Алексеевс- кий |
- | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Алькеевс- кий |
- | - | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | - | - | - | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Апастовс- кий |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Арский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Атнинский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 1 | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - |
Буинский | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | 7 | 5 | 10 | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | - | - | - | - | 3 | 2 | - | - | - |
Бавлинский | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | 4 | 2 | 5 | 1 | 2 | 4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5 | - | - | - |
Балтасинс- кий |
- | - | 1 | - | - | - | 1 | - | 1 | 2 | 2 | 9 | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | 4 | - | - | - |
Верхнеус- лонский |
- | - | - | - | - | 1 | - | - | - | 3 | 1 | 2 | 1 | - | 1 | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | 9 | 5 | 6 | 1 | - | - |
Высокогор- ский |
- | - | 1 | - | - | - | 1 | - | 1 | - | 3 | 2 | - | - | - | - | - | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - |
Дрожжанов- ский |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 12 | 6 | - | - | - | - | - | - | 5 | 8 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Камско-Ус- тьинский |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Кукморский | - | - | 1 | - | - | - | 2 | 1 | - | 7 | 3 | 1 | - | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - |
Спасский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 3 | - | 1 | - | - | - | - | - | 3 | - | - | - | - | - | - | 20 | 3 | - | - | - |
Лаишевский | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5 | 1 | 2 | - | - | - |
Мамадышс- кий |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 | - | - | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - |
Менделеев- ский |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Мензелинс- кий |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | 6 | 6 | 4 | 1 | 3 | 6 | - | - | - | 2 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Муслюмовс- кий |
1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Новошешми- нский |
- | - | - | - | - | - | 2 | - | - | 6 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Октябрьс- кий |
- | - | - | 1 | - | 2 | 3 | 3 | 1 | 5 | 12 | 7 | - | 4 | 2 | - | - | - | - | 2 | 3 | - | 2 | 2 | - | - | - | - | 1 | - |
Пестречин- ский |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9 | 7 | 2 | 8 | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | 3 | 8 | 6 | - | 1 | - |
Рыбно-Сло- бодский |
- | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - |
Сабинский | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Сармановс- кий |
- | - | - | - | - | 2 | - | - | 1 | 6 | 1 | 10 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | 2 |
Тетюшский | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 3 | - | - | - | - | - | - | 2 | 5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Тукаевский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - |
Черемшанс- кий |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - |
Ютазинский | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | - | - | - | - | - |
Тюлячинс- кий |
- | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Кайбицкий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Уровень зарегистрированной безработицы рассчитан в процентах к общему числу занятых работниками здравоохранения в данном районе.
На территориях с небольшим уровнем безработицы вопросы занятости регулируются как за счет использования вакантных должностей, так и за счет неполной занятости медицинского персонала.
Таблица 10
Уровень безработицы среди различных групп работников здравоохранения
(в % к общей численности каждой группы)
1996 год | 1997 год | 1998 год | |
врачи | 0,34 | 0,3 | 0,41 |
фармацевты | 15,0 | 11,5 | 11,7 |
средний мед.персонал | 1,4 | 1,8 | 1,7 |
Выводы:
1. В отрасли здравоохранения процент безработных от числа занятых составляет 1,86%, по Республики Татарстан - 2,75%.
2. Количество безработных в отрасли на 1.01.99 г. - 1134 человек. Основная часть безработных средние мед.работники - 61%, врачей - 4,8%.
3. Руководители учреждений здравоохранения стремятся сохранить кадровое ядро (далее за счет увеличения неполной занятости).
4. Происходит разделение видов занятости на полную, частичную и временную. Нарастает скрытая безработица - в режиме неполного рабочего дня в 1996-98 гг. работало 1569 человек (врачи, средний мед.персонал). В вынужденных отпусках находилось 64 человека (средний мед.персонал).
5. Сохранение и увеличение объемов вынужденных отпусков и вынужденно неполной отработки рабочего времени является одним из фактов увеличения численности безработных, хотя и позволяет сохранить и морально поддержать персонал и предотвратить рост безработицы, сохранить ядро трудового коллектива.
6. Происходит рост численности средних мед.работников в соотношении к врачам составляет 2,8%.
7. Ухудшающиеся условия труда, несвоевременная выплата заработной платы, ее неадекватность занимаемой должности формируют непрестижные труднозаполняемые рабочие места.
8. Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость расширяют группу лиц с ограниченной трудоспособностью, для которых затруднен подбор нового места работы.
9. Происходящие изменения по увеличению количества безработных мед. работников вызывают необходимость принятия программы содействия занятости медицинских работников по регионам. Отдельные вопросы высвобождения и безработицы требуют детального изучения с учетом специфики регионов.
Мероприятия по содействию занятости медицинских
и фармацевтических работников
Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки |
1 | 2 | 3 |
Формирование рынка труда | ||
1. На основании федеральных социаль- ных нормативов разработать республи- канские социальные нормативы для обеспечения населения медицинскими кадрами с учетом здоровья и уровня социально-экономического развития территорий для текущего и перспектив- ного планирования |
Республиканский це- нтр "Медсоцэконом" |
1999 г. |
2. В целях улучшения сбора и анализа информации о состоянии рынка труда пересмотреть форму отраслевой отчет- ности N 51 "Отчет о высвобождении и переподготовке работников здравоохра- нения" |
Отдел планирования, учета и подготовки кадров Министерства здравоохранения РТ |
1999 г. |
3. В целях формирования банка данных организовать контроль по учету чис- ленности зарегистрированных безработ- ных отрасли в районных центрах труда и занятости |
Отдел планирования, учета и подготовки кадров Министерства здравоохранения РТ |
1999 г. |
4. Подготовить предложения о порядке получения информации от районных ор- ганов управления здравоохранением о наличии вакансий для трудоустройства беженцев, вынужденных переселенцев и граждан, желающих переехать в другую местность |
Министерство здра- воохранения РТ, Республиканский ко- митет профсоюза ра- ботников здравоох- ранения Татарстана |
1999 г. |
5. Провести выборочные исследования состава зарегистрированных безработ- ных работников здравоохранения в про- фессионально-квалификационном разрезе |
Министерство здра- воохранения РТ, Республиканский ко- митет профсоюза ра- ботников здравоох- ранения Татарстана |
1999-2002 гг. |
6. Устанавливать квоты рабочих мест (до 2% от общей численности работаю- щих) для приема на работу медицинских работников особо нуждающихся в соци- альной защите, в т.ч. учащейся моло- дежи, молодежи до 29 лет и женщин с ограниченными трудовыми возможностями |
Отдел планирования, учета и подготовки кадров Министерства здравоохранения РТ |
1999-2000 гг. |
7. Органам управления здравоохранени- ем Республики Татарстан, работодате- лям организаций здравоохранения и со- ответствующим выборным профсоюзным органам: - предусматривать меры по опережающей переподготовке высвобождаемых работ- ников в соглашениях и коллективных договорах; - считать критерием массового высво- бождения работников в отрасли: а) ликвидация учреждения любой орга- низационно-правовой формы с числен- ностью работающих 10 и более человек, б) сокращение численности или штата работников учреждения в количестве: 20 и более при численности работающих 700 человек и более, 15-19 человек при численности работающих от 400 до 700 человек, 10-14 человек при чис- ленности работающих от 200 до 400 че- ловек, 5% от общего количества работ- ников при численности до 200 человек. |
Министерство здра- воохранения РТ, Республиканский ко- митет профсоюза ра- ботников здравоох- ранения Татарстана |
1999-2000 гг. |
8. Организовать изучение потребности во врачах медико-профилактического и стоматологического профиля. |
Отдел планирования, учета и подготовки кадров Министерства здравоохранения РТ |
1999-2000 гг. |
9. Изучить возможные направления пе- реподготовки провизоров и фармацевтов |
Отдел планирования, учета и подготовки кадров Министерства здравоохранения РТ, Департамент при фармации при Минис- терстве здравоохра- нения РТ |
1999-2000 гг. |
Подготовка и переподготовка | ||
1. В целях опережающего обучения лиц, подлежащих высвобождению, разработать и внедрить механизм координации и согласования объемов и профилей под- готовки и профессиональной переподго- товки в ВУЗах и ГИДУВах |
Министерство здра- воохранения РТ, Ре- спубликанский коми- тет профсоюза ра- ботников здравоох- ранения Татарстана, Государственный ко- митет РТ по труду и занятости |
1999-2000 гг. |
2. Создание "банка данных" о наличии свободных рабочих мест в отрасли здравоохранения, опубликование в средствах массовой информации. Изуче- ние рынка "вакансий" |
Министерство здра- воохранения РТ |
1999-2002 гг. |
3. Подготовка специалистов с высшим и средним медицинским образованием на основе контрактной подготовки по за- явкам практического здравоохранения |
Министерство здра- воохранения РТ |
1999-2002 гг. |
4. Просить председателя Государствен- ного комитета Республики Татарстан по труду и занятости Захарова Б.В. расс- мотреть вопрос по подготовке на фа- культете "Социальная работа" при КГМУ лиц из числа имеющих законченное среднее медицинское образование |
Министерство здра- воохранения РТ |
1999-2000 гг. |
5. Обучение и аттестация руководите- лей учреждений здравоохранения Рес- публики Татарстан трудовому законода- тельству. Подготовка методической ли- тературы |
Министерство здра- воохранения РТ, Республиканский ко- митет профсоюза ра- ботников здравоох- ранения Татарстана. |
1999-2002 гг. |
Партнерство и социальный диалог на рынке труда | ||
1. Согласовывать с территориальными органами управления здравоохранения объемы возможного трудоустройства вы- пускников медицинских и фармацевти- ческих учебных заведений на 1999-2003 г. |
Министерство здра- воохранения РТ, Те- рриториальные орга- ны управления здра- воохранением, Рес- публиканский коми- тет профсоюза рабо- тников здравоохра- нения Татарстана |
1999-2000 гг. |
2. Обеспечить взаимодействие с орга- нами управления здравоохранением тер- ритории Республики Татарстан по от- дельным вопросам занятости работников здравоохранения |
Отдел планирования, учета и подготовки кадров Министерства здравоохранения РТ, Территориальные ор- ганы управления здравоохранением |
1999-2002 гг. |
3. Обеспечить реализацию Отраслевого соглашения с Республиканским комите- том профсоюза работников здравоохра- нения Татарстана |
Структурные подраз- деления Минздрава Республики Татарс- тан, Республиканс- кий комитет профсо- юза работников здравоохранения Та- тарстана |
1999-2000 гг. |
Международное сотрудничество | ||
1. Продолжить работу по организации помощи работникам здравоохранения, желающим выехать на работу за границу |
Отдел планирования, учета и подготовки кадров Министерства здравоохранения РТ |
1999-2000 гг. |
Реализация программы
Реализация программы позволит:
- сформировать благоприятные условия для занятости медицинских и фармацевтических работников путем повышения качества и конкурентоспособности персонала на рынке труда в здравоохранении;
- сдерживать уровень зарегистрированной безработицы в здравоохранении;
- сформировать территориальные программы содействия занятости с учетом специфики регионов на единой методологической основе;
- создать условия для быстрого трудоустройства безработных работников отрасли, проведения переобучения и переподготовки высвобождаемых работников.
Основой для разработки Отраслевой программы содействия занятости медицинских и фармацевтических работников на 1999-2000 гг. послужили Программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1997 год, утвержденная Постановлением КМ РТ от 17 июня 1997 года N 497, Федеральная отраслевая программа содействия занятости медицинских и фармацевтических работников на 1998-2000 годы, утвержденная Министром здравоохранения РФ 10 января 1998 года, а также прогноз в сфере высвобождения и безработицы работников здравоохранения, подготовленный с использованием государственной и отраслевой статистической отчетности.
1. Федеральное государственное статистическое наблюдение, форма N 17 "Сведения о медицинских кадрах"
2. Федеральное государственное статистическое наблюдение, форма N 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения".
3. Отраслевая статистическая отчетность, форма N 51 "Отчет о высвобождении и переподготовке работников здравоохранения"
4. Отраслевая статистическая отчетность, форма N 50 "Отчет о трудоустройстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений", а также официальных изданий Госкомстата России, Социальная сфера России, 1996, Российский статистический ежегодник, 1996 г.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения РТ от 14 июля 1999 г. N 505 Об утверждении Отраслевой программы содействия занятости медицинских... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.