Приказ Государственного комитета Республики Татарстан
санитарно-эпидемиологического надзора
от 10 июля 2000 г. N 101
"Об утверждении Инструкции о порядке привлечения граждан,
индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц
к административной ответственности за нарушения санитарного
законодательства и Инструкции о порядке приостановления
или прекращения отдельных видов деятельности Государственной
санитарно-эпидемиологической службой Республики Татарстан"
Постановлением КМ РТ от 31 декабря 2009 г. N 924 настоящий приказ признан утратившим силу повторно
Постановлением КМ РТ от 24 декабря 2009 г. N 878 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законов Республики Татарстан "О санитарно-эпидемической безопасности населения", "Об административной ответственности за санитарные правонарушения" и в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ в части привлечения граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке привлечения граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушения санитарного законодательства;
Инструкцию о порядке приостановления и прекращения отдельных видов деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службой Республики Татарстан.
2. Настоящий Приказ вводится в действие с момента регистрации Министерством юстиции Республики Татарстан.
3. Считать утратившими действие инструкции, утвержденные Приказом Госсанэпиднадзора Республики Татарстан от 20.01.94 года N 6.
4. Главному врачу Республиканского информационно-аналитического центра Гасилину В.В. обеспечить центры Госсанэпиднадзора Республики Татарстан инструкциями, утвержденными настоящим Приказом.
5. Главному специалисту по санитарному нормированию Госкомсанэпиднадзора Республики Татарстан Николаеву Б.В. обеспечить во II квартале 2000 года подготовку и передачу в Министерство юстиции Республики Татарстан для регистрации в установленном порядке инструкций, утвержденных настоящим Приказом.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Фатхуллину Н.Х.
Председатель Государственного
комитета Республики Татарстан
санитарно-эпидемиологического надзора |
В.В.Морозов |
Зарегистрирован в Минюсте РТ 4 сентября 2000 г.
Регистрационный N 53
Инструкция
"О порядке привлечения граждан, индивидуальных предпринимателей,
должностных и юридических лиц к административной ответственности
за нарушения санитарного законодательства"
(утв. приказом Госкомсанэпиднадзора РТ от 10 июля 2000 г. N 101)
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок составления протокола о нарушении санитарного законодательства, рассмотрения дела, вынесения постановления о наложении административного взыскания, обжалования и опротестования постановления, обращения постановления к исполнению и его исполнения.
Инструкция в части административного делопроизводства составлена в строгом соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РСФСР (далее - КоАП) и Законом Российской Федерации "Об исполнительном производстве".
2. Административная ответственность за нарушения санитарного законодательства, а также санитарных норм и правил, гигиенических нормативов (далее - санитарных правил), невыполнение постановлений и предписаний должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы в настоящее время предусмотрена:
Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за санитарные правонарушения";
Законом Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";
Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования";
Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения земельного законодательства";
Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен";
Указом Президента Республики Татарстан "Об усилении ответственности за нарушения правил благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах Республики Татарстан" (в ред. Указа Президента Республики Татарстан от 15.06.93 г. N УП-333);
иными законодательными актами в пределах компетенции госсанэпидслужбы Республики Татарстан.
3. КоАП и законами, указанными в п.2. настоящей Инструкции, предусматривается различная степень административной ответственности за аналогичные санитарные правонарушения.
3.1. КоАП предусматривает:
3.1.1. По статье 42 - нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (кроме правил и норм по охране атмосферного воздуха) влечет наложение штрафа:
на граждан - в размере до одной десятой минимального размера оплаты труда, установленном законодательством Российской Федерации (далее - МРОТ), на должностных лиц - в размере до одной второй МРОТ.
3.1.2. По статье 43 - нарушение установленных на железнодорожном, морском и речном транспорте санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил - влечет наложение штрафа:
на граждан - в размере до одной десятой МРОТ и на должностных лиц - в размере от одной десятой до одной второй МРОТ.
3.1.3. По статьям 77-80 - нарушение санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере до одной МРОТ.
3.1.4. По статье 81 - за эксплуатацию гражданами автомототранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной трети МРОТ.
3.1.5. По статье 82 - за нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до одной второй МРОТ, на должностных лиц - в размере до одной МРОТ.
3.1.6. По статье 83 - за нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнения атмосферного воздуха, влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до одной второй МРОТ, на должностных лиц - в размере до одной МРОТ.
3.1.7. По статье 84 - за невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до одной трети МРОТ, на должностных лиц - в размере до одной второй МРОТ.
Размер взыскиваемых штрафов по статьям 42-43, 77-84 установлен в соответствии с Законом Российской Федерации "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных КоАП РСФСР".
3.1.8. По ст.146.3 - незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством, влечет наложение штрафа в размере от трех до ста МРОТ.
3.1.9. По второй части статьи 146.4 - торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере от пяти до ста МРОТ.
В статьях 146.3, 146.4 КоАП РСФСР субъекты не определены, административное взыскание может нести любое физическое либо юридическое лицо.
3.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:
1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта - влечет предупреждение или наложение штрафа:
на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 20 МРОТ; на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц в размере от 100 до 200 МРОТ;
2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства - влечет предупреждение или наложение штрафа:
на граждан - в размере от 10 до 15 МРОТ; на индивидуальных предпринимателей - в размере от 20 до 30 МРОТ; на должностных лиц в размере - от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц - в размере от 200 до 300 МРОТ;
3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного и временного пребывания человека, почвам, содержанию территории городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений - влечет предупреждение или наложение штрафа:
на граждан - в размере от 10 до 15 МРОТ; на индивидуальных предпринимателей - в размере от 20 до 30 МРОТ; на должностных лиц в размере - от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц - в размере от 200 до 300 МРОТ;
4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами - влечет предупреждение или наложение штрафа:
на индивидуальных предпринимателей в размере от 20 до 30 МРОТ, на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц в размере от 200 до 300 МРОТ;
5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влечет предупреждение или наложение штрафа:
на индивидуальных предпринимателей - в размере от 30 до 40 МРОТ; на должностных лиц- в размере от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - в размере от 300 до 400 МРОТ.
3.3. Основным (базовым) законом по административной ответственности за нарушения санитарного законодательства для государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Татарстан является Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за санитарные правонарушения".
В случаях, когда какой-то вид санитарного правонарушения не предусмотрен статьей 55 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", необходимо применять статью 42 КоАП РСФСР или статью соответствующего административного законодательного акта.
В Законе Республики Татарстан "Об административной ответственности за санитарные правонарушения" не предусмотрено наложение штрафов на индивидуальных предпринимателей, поэтому необходимо применять статью 55 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", КоАП или иной законодательный акт, указанный в п.2 настоящей Инструкции.
3.4. По статье 26 Закона Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов" - административная ответственность устанавливается в следующих случаях:
1) изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации - влечет за собой наложение штрафа:
на граждан - в размере от пяти до двадцати пяти МРОТ с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой, на индивидуальных предпринимателей - в размере от двадцати до сорока МРОТ с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой, на должностных лиц и осуществляющих управленческие функции лиц - в размере от двадцати пяти до пятидесяти МРОТ, на юридических лиц - в размере от двухсот до пятисот МРОТ с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой;
2) изготовление и оборот пищевых продуктов, материалов и изделий, оказание услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания с нарушением требований нормативных документов к качеству и безопасности, условиями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий, оказания таких услуг, производственному контролю за их качеством и безопасностью, непредставление документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов, представление неполной или недостоверной информации о пищевых продуктах, материалах, изделиях и об оказываемых услугах, а также невыполнение условий утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий - влечет за собой наложение штрафа:
на граждан - в размере от десяти до двадцати пяти МРОТ, на индивидуальных предпринимателей - в размере от двадцати до сорока МРОТ, на должностных лиц и осуществляющих управленческие функции лиц - в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ, на юридических лиц - в размере от трехсот до пятисот МРОТ;
3) изготовление и оборот некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе при оказании услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, а также изготовление фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий и торговля ими - влечет за собой наложение штрафа:
на граждан - в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой, на индивидуальных предпринимателей - в размере от тридцати до сорока МРОТ с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой, на должностных лиц и осуществляющих управленческие функции лиц - в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, на юридических лиц - в размере от пятисот до тысячи МРОТ с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой;
4) невыполнение предписаний и постановлений органов государственного надзора и контроля - влечет за собой наложение предупреждения или штрафа:
на граждан - в размере от пяти до пятнадцати МРОТ, на индивидуальных предпринимателей - в размере от пятнадцати до сорока МРОТ, на должностных лиц и осуществляющих управленческие функции лиц - в размере от десяти до сорока МРОТ.
Меры административного взыскания за нарушение настоящего Федерального Закона применяются органами государственного надзора и контроля в пределах их полномочий в установленном законодательством порядке.
3.5. По пункту 1 статьи 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей, природной среды" штраф за санитарные правонарушения может быть наложен:
на граждан - в размере от одного до десяти МРОТ; на должностных лиц - в размере от трех до двадцати МРОТ; на юридических лиц - в размере до 500 рублей.
3.6. За санитарные правонарушения в области охраны окружающей природной среды штрафные санкции также применится по статьям 41, 44, 46, 48, 49, 51, 53 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" в пределах компетенции госсанэпиднадзора Республики Татарстан.
3.7. По статье 3 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения земельного законодательства" -
загрязнение земель бактериально-паразитарными и карантинными организмами - влечет наложение штрафа:
на юридических лиц - в размере от двухсот до пятисот МРОТ;
на граждан - в размере от двух до пяти МРОТ.
3.8. По статье 6 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнении работ, оказании услуг), сертификации, лицензировании, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен" - реализация продовольственных товаров, выполнение работ, оказание услуг с нарушением установленных санитарных правил влечет наложение штрафа:
на юридических лиц, граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей-продавцов - в размере от пяти до пятидесяти МРОТ.
3.9. По статье 22 Указа Президента Республики Татарстан от 21 апреля 1992 года "Об усилении ответственности за нарушения правил благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах Республики Татарстан" составляется протокол и в пятидневный срок передается в административную комиссию (инспекцию) при администрации соответствующего района, города, района города для наложения административного взыскания.
4. При наложении административного взыскания в виде штрафа сумму штрафа следует распределять и направлять на соответствующие счета строго в соответствии с тем административным законодательным актом, по которому оно выносится.
5. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим нарушение санитарного законодательства, в соответствии со статьей 14 КоАП административные взыскания налагаются комиссиями по делам несовершеннолетних на основании протоколов, направленных главными государственными санитарными врачами (их заместителями) соответствующих территорий.
6. Законодательные акты об административных правонарушениях согласно статье 2 КоАП до включения их в установленном порядке в КоАП применяются непосредственно.
7. Лицо, совершившее административное правонарушение, согласно статье КоАП несет административную ответственность на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
8. Предупреждение как мера административного взыскания в соответствии со статьей 26 КоАП выносится в письменной форме.
9. Штраф - денежное взыскание, налагаемое согласно статье 27 КоАП за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных действующим законодательством.
10. По общему правилу взыскание за административное правонарушение налагается в пределах установленного нормативного акта, по которому оно налагается. В соответствии со статьей 33 КоАП при наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающее или отягощающие ответственность.
11. При совершении одним лицом двух и более нарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.
12. В соответствии со статьей 38 КоАП РСФСР административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, в том числе с момента окончания срока данного и невыполненного предписания, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.
Если административное взыскание не наложено в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение к ответственности привлечено быть не может.
13. Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения наказания не совершило нового административного правонарушения, то в соответствии со статьей 39 КоАП РСФСР это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
14. Административное взыскание в виде предупреждения или штрафа налагается постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан, главными государственными санитарными врачами по районам, городам, районам в городах и их заместителями (далее - главные государственные санитарные врачи и их заместители).
15. Должностные и юридические лица.
15.1. Должностными лицами, согласно примечанию 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
1) Под должностными лицами, осуществляющими функции представителя власти, понимаются представители органов местного самоуправления, районной (городской) администрации (например, районное управление сельского хозяйства и продовольствия, отделы образования и т.п.) и т.д.
2) Под должностными лицами, выполняющими организационно-распорядительные обязанности, понимаются лица, на которых возложены функции по непосредственному управлению людьми в процессе работы (руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители и заместители руководителей цехов, участков, отделов, отделений и т.д.).
3) Под должностными лицами, осуществляющими административно-хозяйственные обязанности, следует понимать лица, на которых возложены функции, связанные с распоряжением или управлением имуществом предприятия, учреждения, организации (заведующие складами, старшие кладовщики, заведующие отделами снабжения, магазинами, киосками, ресторанами, столовыми, пунктами проката, жилищно-коммунальными службами и т.д.).
Работники, обслуживающие материальные ценности, но не осуществляющие управление или распоряжение ими (рабочие, повара, продавцы, воспитатели, сестры-хозяйки и т.д.), не являются должностными лицами.
Должностные лица могут занимать должность постоянно или временно, за плату или без вознаграждения. Занятие должности оформляется соответствующим документом (приказ, решение, постановление, трудовой договор и пр.).
Должностные лица несут ответственность за нарушения санитарного законодательства в следующих случаях:
если, они непосредственно своими действиями (бездействием) нарушили санитарные правила;
если требовали от подчиненных действий в нарушение санитарных правил;
если они не приняли необходимых мер по обеспечению соблюдения санитарных правил их подчиненными.
15.2. За административные правонарушения, не связанные с выполнением должностных обязанностей, виновные несут ответственность как граждане.
15.3. Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за санитарные правонарушения по дисциплинарным уставам.
15.4. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
2. Составление протокола о нарушении санитарного законодательства
16. В соответствии со статьей 234 КоАП РСФСР протокол является единственной формой документа, в котором фиксируется факт совершения гражданином, индивидуальным предпринимателем, должностным или юридическим лицом правонарушения.
Основанием для составления протокола служат акты обследования, протоколы лабораторных и инструментальных исследований и прочие служебные документы, которые прилагаются к акту.
17. Протокол о нарушении санитарного законодательства может быть составлен должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан и его заместителями, главными государственными санитарными врачами и их заместителями по городам, районам, районам в городах Республики Татарстан, заведующими (начальниками) отделов (отделений, лабораторий, групп) и их заместителями, главными и ведущими специалистами, специалистами I и II категории Государственного комитета Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора, главными врачами и их заместителями республиканских санитарно-профилактических учреждений (центров), санитарными врачами, врачами-эпидемиологами, врачами-лаборантами, врачами-бактериологами, врачами-вирусологами, врачами-дезинфекционистами, другими врачами - медико-профилактического профиля, помощниками врачей указанных специальностей центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Указанные должностные лица в случае противодействия проведению обследования, выемке образцов, составлению протоколов о санитарном правонарушении вправе обратиться за содействием к работникам милиции в соответствии с п.23 статьи 10 Закона РФ "О милиции".
18. Протокол о нарушении санитарного законодательства составляется на специальном бланке (форма N 001/у). Содержание протокола соответствует требованиям статьи 235 КоАП и статьи 8 Закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве".
19. Протокол предусматривает фиксирование нарушения санитарного законодательства физическими лицами (гражданами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами) и юридическими лицами.
20. При составлении протокола на юридическое лицо указывается его полное наименование, его расчетный счет, заполняются данные на представителя юридического лица. Как правило, представителем юридического лица является руководитель или иное лицо, на которого руководитель в установленном порядке (по доверенности) возлагает эту функцию.
21. В протоколе в обязательном порядке указываются дата и место рождения, а также место постоянного проживания и место регистрации (прописки), в том числе, если место проживания и регистрации (прописки) одно и то же.
22. При заполнении строки "обнаружено" точно и аргументированно фиксируются место, время совершения и существо административного правонарушения.
Отмечается нарушение конкретной статьи или статей одного, а не нескольких законов. Также указывается конкретная статья или статьи тех или иных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
23. В протоколе после подписи правонарушителя (представителя юридического лица) записываются время и дата, наименование центра госсанэпиднадзора, адрес, фамилия главного государственного санитарного врача или его заместителя, к которому должен явиться правонарушитель (представитель юридического лица) для рассмотрения дела о нарушении санитарного законодательства. После этого обязательно ставится подпись правонарушителя (представителя юридического лица).
24. Протокол может быть подписан также свидетелями или потерпевшими.
Проверка частных (индивидуальных) предпринимателей на рынках, в т.ч. сезонных, проводится в присутствии администрации данного рынка, и в строке "Ф.И.О. свидетелей" протокола заполняются данные и ставится подпись представителя администрации рынка.
25. По желанию нарушителя (представителя юридического лица) его объяснение может быть записано в протоколе, но такая запись не является обязательной.
26. В случае отказа лица, совершившего правонарушение или представителя юридического лица от подписания протокола, в протоколе об этом делается запись, однако, фиксация этого факта с указанием свидетелей в соответствии со статьей 235 КоАП не требуется.
27. Лицо, совершившее правонарушение (представитель юридического лица) вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
28. При составлении протокола нарушителю (представителю юридического лица) обязательно разъясняются его права и обязанности в соответствии со статьей 247 КоАП.
3. Рассмотрение дела о санитарном правонарушении
29. Дело о санитарном правонарушении рассматривается главным государственным санитарным врачом или его заместителем по месту его совершения.
Вышестоящий главный государственный санитарный врач или его заместитель может затребовать дело для рассмотрения по своей инициативе, исходя из его значимости, размера причиненного ущерба и других обстоятельств, или провести повторное рассмотрение дела в случае обжалования в установленном порядке принятого по нему постановления и вынести решение.
30. В соответствии со статьей 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях главный государственный санитарный врач или его заместитель обязаны рассмотреть дело в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола о нарушении санитарного законодательства
31. Правом рассмотрения дела и вынесения административного взыскания обладают главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан, главные государственные санитарные врачи по районам, городам, районам в городах и их заместители.
32. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при подготовке к рассмотрению дела в соответствии со статьей 255 КоАП обязан разрешить следующие вопросы:
- относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
- правильно ли составлены протокол и другие материалы дела;
- извещены ли лица, участвующие в рассмотрение дела, о времени и месте его рассмотрения;
- истребованы ли необходимые дополнительные материалы;
- о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.
33. В соответствии со статьей 247 КоАП лицо, привлекаемое к ответственности, или представитель юридического лица вправе:
- знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
- выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
- обжаловать постановление по делу.
34. Ответственность за подготовку дела для рассмотрения главным государственным санитарным врачом или его заместителем несет должностное лицо, составившее протокол о нарушении санитарного законодательства.
35. Рассмотрение дела о санитарном правонарушении возможно в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, или представителя юридического лица. В отсутствие этих лиц дело может быть рассмотрено в случаях, когда имеются данные о своевременном их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях санитарного законодательства не предусмотрен.
36. В рассмотрении дела могут участвовать следующие лица: потерпевший, законные представители (представитель), адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.
37. Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам о санитарных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
38. Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к ответственности, на стадии рассмотрения дела может участвовать адвокат.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут участвовать в рассмотрении дела лично или через своего представителя. Личное участие гражданина не лишает его права иметь представителя. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
В качестве представителя организации и гражданина может выступать адвокат.
Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
39. В качестве лица, участвующего в деле, может привлекаться эксперт. Эксперт назначается главным государственным санитарным врачом (его заместителем), в производстве которого находится дело, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях: для оценки нарушения санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, определения характера и размера ущерба, причиненного здоровью граждан, расходов лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий и т.п.
Для проведения экспертизы могут привлекаться ведущие ученые, квалифицированные специалисты вышестоящего центра Госсанэпиднадзора и другие. Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Эксперт вправе:
- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
- заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
- с разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
- присутствовать при рассмотрении дела.
40. При необходимости в соответствии со статьей 251 КоАП при рассмотрении дела могут вызываться свидетели. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
По вызову главного государственного санитарного врача (заместителя), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать объективные показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.
41. Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам в соответствии со статьей 254 КоАП возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой к главному государственному санитарному врачу (заместителю), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Лицам, вызываемым в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется в установленном порядке заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой к главному государственному санитарному врачу (заместителю), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Экспертам за проведение экспертиз устанавливается вознаграждение. Размер вознаграждения определяется главным государственным санитарным врачом или его заместителем в зависимости от квалификации эксперта и сложности выполняемой работы в соответствии с заключенным договором.
Эксперт не имеет права на вознаграждение, если обязанности выполнялись им в порядке служебного задания.
42. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при рассмотрении дела о санитарном нарушении обязан выяснить: было ли совершено санитарное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
43. К числу обстоятельств, смягчающих ответственность, в соответствии со статьей 34 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях относятся:
- чистосердечное раскаяние виновного;
- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения несовершеннолетним;
- совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Главный государственный санитарный врач или его заместитель, рассматривающий дело о санитарном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законодательстве (совершение правонарушения впервые, уровень информированности и др.).
44. Обстоятельствами, отягчающими ответственность, в соответствии со статьей 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях признаются:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное в течение года совершение однородного санитарного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
- совершение правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;#
Главный государственный санитарный врач или его заместитель, налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Перечень обстоятельств, указанных в статье 35 КоАП РСФСР, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, т.е. должностное лицо, решающее дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не указанное в статье 35 КоАП РСФСР.
4. Вынесение постановления
45. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит одно из следующих постановлений:
постановление о наложении взыскания (формы N 002/у или 003/у);
постановление о прекращении дела производством (форма N 004/у).
46. При наложении административного взыскания в виде предупреждения или штрафа на физическое лицо (гражданина, индивидуального предпринимателя, должностное лицо) заполняется постановление о наложении административного взыскания за нарушение санитарного законодательства на физическое лицо (учетная форма N 003/у).
47. При наложении административного взыскания в виде штрафа на юридическое лицо заполняется постановление о наложении административного взыскания за нарушение санитарного законодательства на юридическое лицо.
48. При передаче материалов органу предварительного следствия или дознания либо прокурору, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 КоАП, выносится постановление о прекращении дела производством (учетная форма N 004/у).
Указанные в пунктах 47-49 бланки учетных форм составлены в строгом соответствии с КоАП РСФСР и статьей 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
49. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Копия постановления вручается под расписку. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу или по радио, отправление и получение должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).
5. Обжалование постановления
50. Постановление по делу о санитарном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, представителем юридического лица, а также потерпевшим.
51. Постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.
52. Постановление о наложении предупреждения на граждан и должностных лиц обжалуется вышестоящему государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.
53. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя по делу о санитарном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем, или народным судом, правомочным рассматривать жалобу.
О восстановлении пропущенного срока и об отказе в восстановлении сообщается лицу, подавшему ходатайство. Срок не считается пропущенным, если жалоба сдана до его истечения по почте.
Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.
54. Жалоба направляется главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление.
Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочному рассматривать дело и которому она адресована.
55. Жалоба на постановление по делу рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в десятидневный срок со дня ее поступления.
56. Подача жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.
Подача жалобы (заявления) в арбитражный суд не приостанавливает исполнения постановления о наложении штрафа на время ее (его) рассмотрения в арбитражном суде, если арбитражным судом не вынесено определение о приостановлении действия постановления.
Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.
Протест на решение по налогам вносится прокурором в вышестоящий орган (вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю по отношению к главному государственному санитарному врачу), принявший решение по жалобе.
57. При рассмотрении жалобы на постановление о наложении штрафа вышестоящий главный государственный санитарный врач (его заместитель) принимает одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
3) отменяет постановление и прекращает дело;
4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
58. В решении (постановлении) главного государственного санитарного врача (его заместителя) по жалобе на постановление о наложении штрафа или протесту прокурора указываются: фамилия; имя; отчество; должность лица, вынесшего решение; дата вынесения решения; обстоятельства, изложенные в жалобе, обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы; принятое по делу решение.
О любом принятом решении сообщается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, действия которого обжалуются.
Копия решения (постановления) по жалобе на постановление о наложении штрафа или протесту прокурора в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору.
59. Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением.
6. Исполнение постановления
60. Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения государственными и общественными органами, юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
61. Постановление о наложении взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.
Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня его вынесения.
62. Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит принудительному исполнению по истечении срока, установленного частью первой статьи 285 КоАП, для добровольного исполнения. Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа обращается к исполнению главным государственным санитарным врачом, вынесшим постановление.
63. Штраф должен быть уплачен гражданином, индивидуальным предпринимателем, должностным или юридическим лицом не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа.
В случае обжалования гражданином, индивидуальным предпринимателем, должностным лицом или представителем юридического лица постановления или его опротестования штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
В случае обжалования постановления о наложении штрафа юридическим лицом в арбитражный суд срок уплаты штрафа определяется в решении арбитражного суда, оставившего без удовлетворения исковое заявление юридического лица.
При наличии обстоятельств у гражданина, индивидуального предпринимателя, должностного лица, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении штрафа невозможно, предоставляется возможность по решению главного государственного санитарного врача (его заместителя), вынесшего постановление, отсрочить исполнение на срок до одного месяца.
64. Сумма штрафов в соответствующих пропорциях вносится на соответствующие счета. Распределение и направление сумм штрафов проводится в строгом соответствии с тем административным законодательным актом, по которому выносится постановление.
65. В случае неуплаты штрафа гражданином, индивидуальным предпринимателем, должностным лицом в пятнадцатидневный срок постановление о наложении штрафа и предложение об удержании суммы штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке судебному приставу-исполнителю в соответствии с законами Российской Федерации "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах".
При неуплате штрафа юридическим лицом в пятнадцатидневный срок главный государственный санитарный врач или его заместитель направляет в адрес юридического лица требование об уплате штрафа. Уплата штрафа должна быть проведена в 30-дневный срок. В случае неуплаты штрафа главный государственный санитарный врач или его заместитель направляет материалы в арбитражный суд.
Порядок и сроки уплаты штрафа при удовлетворении иска определяются в решении арбитражного суда.
66. В соответствии со статьей 288 КоАП постановление о наложении штрафа, по которому взыскание проведено полностью с отметкой бухгалтерии или судебного пристава-исполнителя об исполнении, возвращается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление.
67. Органами и учреждениями Госсанэпиднадзора осуществляется учет и единая регистрация постановлений о наложении штрафов за нарушения санитарного законодательства. Ведение журнала обеспечивают специалисты, ответственные за делопроизводство, или иное лицо, назначаемое приказом главного врача ЦГСЭН.
68. Главный государственный санитарный врач не менее одного раза в квартал при анализе деятельности ЦГСЭН должен осуществлять контроль за применением мер административного воздействия, выполнением требований данной Инструкции, своевременностью взыскания штрафов.
69. Постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения приводится в исполнение главным государственным санитарным врачом (его заместителем), вынесшим постановление, путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела.
В случае вынесения постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения в отсутствие нарушителя ему вручается копия постановления в порядке, предусмотренном статьей 263 КоАП.
70. Нарушение требований данной Инструкции влечет применение мер дисциплинарного воздействия к виновным должностным лицам Государственного санитарно-эпидемиологической службы Республики Татарстан.
Инструкция
"О порядке приостановления или прекращения отдельных видов
деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службой
Республики Татарстан"
(утв. приказом Госкомсанэпиднадзора РТ от 10 июля 2000 г. N 101)
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок приостановления при выявлении нарушений санитарного законодательства, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных или массовых неинфекционных заболеваний, отравлений, до устранения таких нарушений или о прекращении в случае невозможности их устранения следующих видов деятельности:
проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов и ввод их в эксплуатацию;
эксплуатация объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение отдельных видов работ и оказания услуг;
разработка, производство, реализация и применение (использование) продукции;
производство, хранение, транспортировка и реализация продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
использование водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;
ввоз на территорию Республики Татарстан продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения, не зарегистрированных в установленном порядке потенциально опасный для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов.
2. Приостановление или прекращение указанных в п.1 настоящей Инструкции отдельных видов деятельности, осуществляемых с нарушением санитарного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную или иную деятельность (в части соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов - далее санитарные правила) является административной мерой их пресечения.
3. Приостановление указанных видов деятельности осуществляется до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарного законодательства, а прекращение видов деятельности - в случае невозможности устранения таких нарушений.
4. Приостановление или прекращение видов деятельности применяется к гражданам, индивидуальным предпринимателям, любым юридическим лицам, независимо от их форм собственности.
5. Приостановление или прекращение видов деятельности как мера административного пресечения санитарного правонарушения осуществляется независимо от применения мер административной, дисциплинарной, уголовной или иной ответственности за эти правонарушения, а также возмещения причиненного ущерба.
2. Основания приостановления или прекращения видов деятельности
6. В соответствии с п.5 ст.51 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п.6 ст.48 Закона Республики Татарстан "О санитарно-эпидемической безопасности населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, создающего угрозу возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений главные государственные санитарные врачи или их заместители уполномочены издать мотивированное постановление о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения вида деятельности указанного в п.1. настоящей Инструкции.
7. В соответствии с п.3 ст.11 Закона Российской Федерации "О радиационной безопасности населения" должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарного законодательства до устранения обнаруженных нарушений.
8. В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха" выброс предприятием загрязняющих веществ в атмосферу должен быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций в случае нарушений условий и требований, предусмотренных разрешениями на выброс, а также при возникновении угрозы здоровью населения.
9. На основании ч.2 ст.75 Водного кодекса Российской Федерации в случаях, угрожающих здоровью населения, сброс сточных вод может быть приостановлен вплоть до прекращения эксплуатации производственных и других объектов.
Согласно Водному кодексу Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ Водный кодекс РСФСР от 30 июня 1972 г., на который указывает ссылка в п.9, утратил силу. См. статью 106 новой редакции Водного кодекса
10. Приостановление или прекращение отдельных видов деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службой может осуществляться в соответствии со статьями 25 (3), 43 (4), 48 (5), 51 (4), 52 (5), 54 (7) Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и статьями 38 (2), ст.40 (3), 41 (2), 42 (3), 43 (2), 44 (2), 45 (5), 47 (3), 48 (4), 49 (5), 50 (3), 51 (8) Закона Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан".
11. Приостановление или прекращение отдельных видов деятельности может осуществляться и иным законодательством, в пределах полномочий Госсанэпидслужбы.
12. В соответствии со ст.51 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст.48 Закона Республики Татарстан "О санитарно-эпидемической безопасности населения" приостанавливать или прекращать указанные в п.1 настоящей Инструкции виды деятельности имеют право главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан и его заместители, главные государственные санитарные врачи по районам, городам, районам в городах Республики Татарстан и их заместители.
13. Указанные в п.12 настоящей Инструкции должностные лица в случае выявления нарушений, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний или отравлений обязаны приостанавливать или прекращать такие виды деятельности.
3. Постановление о приостановлении или прекращении
отдельных видов деятельности
14. Приостановление или прекращение отдельных видов деятельности производится на основании постановления главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Проект постановления вносится санитарным врачом, курирующим объект, заведующим структурного подразделения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора или иным должностным лицом по поручению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
15. Постановление вручается под роспись руководителю предприятия (предпринимателю) или должностному лицу, ответственному за выполнение приостановленных или прекращенных видов деятельности. При этом они предупреждаются об ответственности за невыполнение постановления, предусмотренной действующим законодательством. В случае их отказа от подписи об этом делается соответствующая запись в постановлении. Запись об отказе от подписи удостоверяется должностным лицом, вынесшим постановление.
16. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телетайпу, телефаксу, телексу, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений и т.п.).
17. О приостановлении сброса сточных вод в соответствии с ч.2 ст.75 Водного кодекса уведомляются органы по регулированию использования и охраны вод.
18. При необходимости копии постановления могут быть направлены в другие заинтересованные государственные органы, организации и учреждения. Запись об этом делается в постановлении.
19. Копия постановления хранится в делах центра. Постановление регистрируется в специальном журнале.
20. Исполнение постановления о приостановлении или прекращении отдельных видов деятельности осуществляется в указанные в нем сроки. Постановления могут вноситься со следующими сроками исполнения:
с даты, указанной в постановлении;
с момента получения постановления;
с отложенными сроками исполнения.
20.1. Постановления со сроками исполнения с даты, указанной в постановлении, или с момента получения выносятся в тех случаях, когда продолжение эксплуатации объекта (части объекта, оборудования и т.п.) грозит немедленными отрицательными последствиями (пищевыми отравлениями, вспышками инфекционных заболеваний, острыми профессиональными заболеваниями, отравлениями и т.п.) или указанные последствия уже наступили.
20.2. Постановления с отложенными сроками исполнения могут быть двух видов - с отложенными краткими сроками исполнения и с отложенными отдаленными сроками исполнения.
Постановления с отложенными краткими сроками исполнения (от 2-3 дней до 3-х месяцев) выносятся в случаях, когда дальнейшая эксплуатация объекта возможна лишь при определенных условиях, обеспечивающих в течение этого периода безопасность для здоровья людей;
постановления с отложенными отдаленными сроками исполнения выносятся в тех случаях, когда нарушения санитарных правил в течении данного срока не угрожают отрицательными последствиями.
4. Обеспечение исполнения постановления о приостановлении
или прекращении отдельных видов деятельности
21. В случае неисполнения постановления о приостановлении или прекращении отдельных видов деятельности главные государственные санитарные врачи или их заместители на основании п.7 ст.51 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п.10 ст.48 Закона Республики Татарстан "О санитарно-эпидемической безопасности населения" вносят в государственные, а также в финансово-кредитные органы предложение о приостановлении их финансирования (кредитования).
22. Приостановление или прекращение работ может обеспечиваться путем опечатывания (опломбирования) источников энергии, сырья, помещений, агрегатов и механизмов, средств транспорта и т.д.
23. При обеспечении исполнения постановления о приостановлении или прекращении деятельности должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы при необходимости имеют право обратиться в органы внутренних дел в соответствии с п.23 ст.10 Федерального закона "О милиции".
5. Порядок опечатывания (опломбирования)
24. Опечатывание (опломбирование) производится: одновременно с вынесением постановления о приостановлении или прекращении отдельных видов деятельности - в случае установления факта нарушения санитарного законодательства.
25. Опечатывание (опломбирование) осуществляется в следующем порядке:
за 5 дней до вступления постановления в действие о предстоящем опечатывании (опломбировании) уведомляется администрация или должностное лицо, отвечающее за выполнение работ;
перед опломбированием (опечатывание) администрацией объекта должны быть приостановлены или прекращены соответствующие технологические процессы, при необходимости - выведены люди из помещений;
опломбирование (опечатывание) проводится санитарным врачом, курирующим объект, или другим должностным лицом по поручению главного государственного санитарного врача или его заместителя;
опломбирование проводится пломбиром с оттиском наименования центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением техники безопасности в присутствии представителей администрации объекта;
пломбы (печати) размещаются таким образом, чтобы возобновление работ было невозможно без нарушения их целостности;
после опломбирования (опечатывания) составляется акт об опечатывании (опломбировании) объекта. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых под роспись передается администрации объекта или должностному лицу, отвечающему за выполнение работ, при этом они должны быть предупреждены об ответственности за срыв (повреждение) печати (пломбы) и возобновление работ без письменного разрешения главного государственного санитарного врача или его заместителя, вынесшего постановление о приостановлении или прекращении указанных видов деятельности.
В случае отказа руководителя объекта или должностного лица, отвечающего за выполнение работ, от подписи делается соответствующая запись в акте. Запись об отказе от подписи удостоверяется должностным лицом, вынесшим постановление.
Отсутствие представителя администрации, его отказ от прекращения технологического процесса или вывода людей из помещения рассматривается как невыполнение постановления.
26. При обнаружении нарушения целостности пломбы (печати) составляется протокол о санитарном правонарушении для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности. При этом производится повторное опечатывание (опломбирование). В случаях неумышленного нарушения целостности пломбы (печати) также производится повторное опломбирование (опечатывание). Пометка о повторном опломбировании (опечатывании) делается в акте об опечатывании (опломбировании) объекта.
6. Обеспечение контроля за исполнением постановлений
27. При осуществлении контроля за исполнением постановлений с немедленными или краткими сроками исполнения должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы обязаны проверить фактическое исполнение постановления, а также проведение администрацией мероприятий по устранению нарушения санитарных правил. После окончания работ проводится обследование объекта с необходимым комплексом лабораторных и инструментальных методов исследования.
28. Контроль за исполнением постановления с отдаленными сроками должен быть направлен на выполнение необходимых мероприятий по устранению недостатков до срока вступления постановления в силу. В тех случаях, когда администрация объекта разрабатывает и представляет в Государственную санитарно-эпидемиологическую службу план мероприятий по устранению нарушений за их выполнением устанавливается контроль. Периодичность контроля устанавливается заведующим отделением, заведующим отделом или иным должностным лицом ЦГСЭН. Должностное лицо, которому поручен контроль за исполнением постановления, рассматривает представленный план мероприятий и при необходимости направляет его на доработку.
7. Возобновление приостановленных или прекращенных
отдельных видов деятельности
29. Возобновление приостановленных или прекращенных отдельных видов деятельности осуществляется по решению главного государственного санитарного врача или его заместителя, вынесшего постановление о приостановлении (прекращении) отдельных видов деятельности.
30. Решение о возобновлении отдельных видов деятельности выносится в письменной форме с указанием следующих обязательных реквизитов:
- фамилия, имя, отчество лица, принявшего решение;
- дата вынесения решения;
- кому адресовано решение;
- номер, дата постановления о приостановлении, прекращении видов деятельности;
- результаты устранения нарушений, отмеченных в постановлении о приостановлении (прекращении) видов деятельности;
- решение о возобновлении деятельности с указанием срока;
- подпись, печать.
8. Обжалование постановления о приостановлении или прекращении
отдельных видов деятельности и действий по обеспечению его исполнения
31. Постановление о приостановлении или прекращении отдельных видов деятельности, а также действия по обеспечению его исполнения должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы могут быть обжалованы в месячный срок вышестоящему главному государственному санитарному врачу. Рассмотрение жалобы и принятие по ней решения производится не позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с принятым решением оно может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня получения отказа в удовлетворении жалобы.
32. Подача жалобы не приостанавливает действие обжалуемого постановления.
9. Ответственность за неисполнение постановления о приостановлении
или прекращении отдельных видов деятельности
33. Лица, виновные в нарушении требований, предусмотренных Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Законом Республики Татарстан "О санитарно-эпидемической безопасности населения", несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством, а также обязаны возместить причиненный такими действиями вред.
34. Если в результате неисполнения постановления о приостановлении или прекращении отдельных видов деятельности причинен вред здоровью населения или имеется реальная угроза причинения такого вреда, то должностные лица, вынесшие постановление о приостановлении или прекращении отдельных видов деятельности, обязаны принять меры по его возмещению в порядке, предусмотренном санитарным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устанавливается порядок составления протокола о нарушении санитарного законодательства, рассмотрения дела, вынесения постановления о наложении административного взыскания, обжалования и опротестования постановления, обращения постановления к исполнению и его исполнения.
Приказ Государственного комитета РТ санитарно-эпидемиологического надзора от 10 июля 2000 г. N 101 "Об утверждении Инструкции о порядке привлечения граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушения санитарного законодательства и Инструкции о порядке приостановления или прекращения отдельных видов деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службой Республики Татарстан"
Зарегистрирован в Минюсте РТ 4 сентября 2000 г.
Регистрационный N 53
Текст приказа опубликован в газете "Республика Татарстан" N 187 от 16 сентября 2000 г.
Постановлением КМ РТ от 31 декабря 2009 г. N 924 настоящий приказ признан утратившим силу повторно
Постановлением КМ РТ от 24 декабря 2009 г. N 878 настоящий приказ признан утратившим силу