Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Главы администрации
г.Казани от 2 сентября 2000 г. N 1766
Концепция
энергоресурсосбережения в г.Казани
1. Экономические и социальные предпосылки энергосбережения
в г.Казани
В отраслях городского хозяйства г.Казани новый этап в использовании энергосберегающих технологий, оборудования и материалов начался в 1995 году с принятием ряда программных документов, которые предусматривали осуществление поэтапного перехода к установке приборов учета расхода энергоресурсов и воды на вновь вводимых жилых домах и объектах социальной сферы. В 1996 году были определены дальнейшие неотложные меры по повышению эффективности энергосбережения в г.Казани на период до 2000 года, которые были приурочены к началу реализации Программы ликвидации ветхого жилого фонда в городе. Это позволило в массовом порядке начать осуществление установки объектовых и квартирных приборов учета потребления энергоресурсов на вводимых объектах, использование энергосберегающего оборудования и устройств во всех сферах городского хозяйства, наращивание производства ограждающих конструкций с высоким сопротивлением теплопередачи.
В настоящее время в Казани установлено свыше 71 тыс. квартирных счетчиков холодной и горячей воды, 20 тыс. квартирных газовых счетчиков, 1120 домовых расходомеров холодной и горячей воды, 310 домовых узлов регулирования тепла, 330 домовых приборов учета тепла.
На предприятиях стройиндустрии столицы налажен выпуск стеновых изделий, полностью удовлетворяющих требованиям СНиП I этапа теплозащиты зданий, что позволило снизить количество объектов панельного домостроения с низкими показателями теплозащиты по Управлению капитального строительства с 81% в 1997 году до 62% в 1999 году.
Важным этапом в дальнейшем развитии энергосбережения в городе явилось принятие в 1998 году Программы теплоснабжения Казани, которая включала в себя не только развитие теплоэнергетики, но и комплексные меры по энергосбережению, предусматривающие в частности утепление существующих 5-ти этажных домов старых серий, а также энергосбережение за счет модернизации существующих отопительных и промышленных котельных.
Это позволило Казанскому предприятию тепловых сетей осуществлять внедрение энергосберегающих технологий, которые включают в себя реконструкцию котельных с заменой морально и физически устаревших котлов на более экономичные (с КПД 92%), режимную наладку котлов и тепловых сетей, автоматизацию и диспетчеризацию технологических процессов горения в котлах и приготовления горячей воды в ЦТП, разработку и внедрение новых газогорелочных устройств, внедрение пластинчатых водоподогревателей, исследование и внедрение технологии предотвращения накипеобразования и коррозии систем отопления и котлов, применение новых видов изоляции трубопроводов тепловых сетей.
В 1999 году начато производство и применение труб с эффективной теплоизоляцией из пенополимербетона в городских тепловых сетях и бесканальный метод прокладки трасс.
КУП "Казгорсвет" осуществляется внедрение автоматизированной системы контроля и управления наружным освещением г.Казани, с использованием многотарифных счетчиков электрической энергии типа "Альфа".
Учитывая большую потребность жилищно-коммунального хозяйства в энергосберегающем оборудовании, казанскими предприятиями освоен выпуск водосчетчиков, узлов учета и регулирования тепла (ПО "Теплоконтроль", фирма "АТВ"), терморегуляторов квартирных и погодных регуляторов температуры (ПО "Теплоконтроль", НПФ "Интеграл"), радиосистем для диспетчеризации данных энергопотребления (НПФ "Интеграл"), энергоэффективных теплосберегающих материалов и ограждающих конструкций (Казанский домостроительный комбинат, предприятия "Полистром", "Пластбау", АОЗТ "Коламбия", АО "Тимер", ООО "Тим-Сфера").
Прошедшая в июне текущего года в г.Казани на ОАО "Казанская ярмарка" выставка "Энергосберегающие технологии, оборудование и материалы", на которой было представлено свыше 200 энергоэффективных мероприятий и проектов, продемонстрировала наличие значительного потенциала энергосбережения в г.Казани, реализация которого позволит обеспечить город необходимым количеством энергоресурсов в процессе подъема экономики, повысить энергоэффективность в быту.
Сокращение потребления энергоносителей за счет повышения эффективности их использования уменьшит выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение водоемов и почвы, снизит объем водопотребления.
В результате сформируется общественное сознание в пользу энергосбережения, повысится культура энергосбережения и энергопотребления.
2. Основные цели и задачи энергоресурсосбережения в г.Казани
Целью энергоресурсосбережения в г.Казани является обеспечение города необходимым количеством энергоресурсов для увеличения объема промышленной продукции в процессе подъема экономики, сохранение комфортных условий проживания при сокращении бюджетных дотаций на энергоресурсы, сокращение расходов на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, за счет повышения эффективности использования энергии.
Задачей энергоресурсосбережения на предприятиях промышленности и энергетики г.Казани является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет повышения технического уровня энергетики, оптимальной загрузки оборудования, снижения потерь в производстве и при транспортировке энергии, снижение затрат на энергообеспечение технологических процессов, снижение энергоемкости производств, использование вторичных энергоресурсов, обеспечение приемлемого уровня техногенного воздействия на окружающую природную среду.
Кроме того, задачей энергосбережения в промышленности является повышение конкурентоспособности продукции машиностроительных предприятий г.Казани через снижение составляющих топлива, энергетических ресурсов и воды в структуре себестоимости выпускаемой продукции.
Задачами энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Казани являются повышение энергоэффективности коммунальных котельных и станций водоподготовки и очистки стоков, модернизация систем транспорта тепла и воды, оснащение жилищного фонда приборами учета и регулирования потребления энергоресурсов, техническое обслуживание энергосберегающего оборудования, реализация мероприятий по повышению эффективности использования тепла и воды в жилищном фонде.
Каждая из задач должна быть реализована на основе комплексных проектов.
Энергоэффективные проекты по коммунальным котельным включают полную замену котлов и котельных, не подлежащих реконструкции, замену котлов на котлы с высоким КПД производства РПО "Таткоммунэнерго", установку автоматизированных водогрейных котлов, контейнерных котельных, пластинчатых теплообменников, счетчиков газа, замену горелочных устройств, автоматизацию процесса отпуска тепловой энергии потребителям.
Энергоэффективные проекты по модернизации систем транспорта тепла и воды включают меры по снижению потерь тепла за счет применения прогрессивных видов тепло- и гидроизоляционных материалов, использования полимерных труб, автоматизации ЦТП, установки частотно-регулируемых электроприводов, организации "сквозного" учета тепла и воды.
Энергоэффективные проекты по оснащению жилищного фонда домовыми приборами учета и регулирования потребления тепла и воды включают разработку механизмов получения и возврата заемных средств, координацию работ по установке оборудования. Оказание энергосервисных услуг по измерениям потребления ресурсов и техническому обслуживанию приборного парка включает мероприятия по учету, контролю над состоянием приборного парка, профилактическому обслуживанию и регулированию оборудования, ремонту и поверке приборов, организацию услуг по коммерческому учету потребляемой воды и тепловой энергии.
Энергоэффективные проекты по повышению эффективности использования тепла и воды в жилищном фонде включают:
- автоматическое регулирование отопительной нагрузки;
- теплогидроизоляцию кровли;
- теплоизоляцию стояков;
- установку радиаторных теплоотражателей и теплоотражающих пленок;
- установку устройств для поквартирного учета воды и водосберегающей аппаратуры.
Основной задачей энергоресурсосбережения в бюджетных организациях г. Казани является реализация проектов путем консолидации и наиболее эффективного использования финансовых средств в специально созданном энергосервисном центре, который будет заниматься оказанием услуг по энергосбережению, в том числе реализацией энергоэффективных проектов по:
- установке, обслуживанию, метрологической поверке и ремонту приборов учета энергоресурсов за счет собственных и заемных средств;
- учету энергоресурсов и реализации мер по энергосбережению в организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней;
- проведению расчетов с энергоснабжающими организациями по показаниям приборов учета.
Для использования всех источников финансирования установки приборов учета тепла и воды, в том числе заемных средств и средств, полученных в результате перехода на оплату фактического потребления энергоресурсов, энергосервисный центр применяет механизм проектного финансирования энергосбережения.
Сокращение затрат на энергоресурсоснабжение организаций бюджетной сферы позволит направить высвобождающиеся в бюджете средства для решения приоритетных социальных и экономических проблем города.
3. Порядок разработки программы энергоресурсосбережения г.Казани
Для координации работ по реализации энергосберегающих мероприятий предприятий различных отраслей экономики города, республиканских, городских и районных структур управления необходимо разработать Программу энергоресурсосбережения г.Казани, которая является документом, официально закрепляющим энергетическую политику по управлению энергопотреблением в городе, и создается для того, чтобы работа по энергосбережению и управлению энергопотреблением стала неотъемлемой частью функционирования любой организации и предприятия.
Программа энергоресурсосбережения г.Казани сопровождается набором сформулированных целей и планом действий для их достижения, является рабочим документом для руководства практикой управления энергопотреблением.
Действия по разработке программы заключаются в определении структуры программы, проведении экономических расчетов по техническим и административным мероприятиям, внедрение которых может снизить энергопотери, по прогнозируемому возврату вложений.
Разработка плана действий включает программу работы с установленными сроками, требуемыми ресурсами, в т.ч. в денежном выражении, а также описание задач, структуры и механизма программы, определение возможных источников ее финансирования, определение перечня и содержание необходимых для запуска программы нормативных актов, определение необходимости и масштабов заимствования, создание системы управления реализацией программы. Порядок работы, сроки реализации мероприятий определяются утвержденным планом мероприятий, прилагаемым к данному постановлению.
4. Нормативное обеспечение энергоресурсосбережения
В целях нормативного обеспечения реализации политики энергосбережения в г.Казани необходимо на основе федерального и республиканского Законов "Об энергосбережении" и принятых в соответствии с ними нормативных актов завершить формирование нормативно-правовой базы энергосбережения в городе.
Для реализации схемы проектного финансирования энергоресурсосбережения в бюджетной сфере и жилищном фонде г.Казани необходимо принять нормативно-правовые акты, позволяющие:
- сохранить размер нормативов и базового уровня бюджетного финансирования тепло-, водоснабжения и водоотведения на период, превышающий на 1 год срок окупаемости затрат на реализацию проекта;
- предусмотреть предоставление бюджетных гарантий возврата кредитов, полученных энергосервисной организацией для реализации энергосберегающих проектов;
- направить на энергосбережение сумму скидки с тарифа, предусмотренную в Постановлении КМ РТ от 25.11.99 г. N 784 для потребителей, самостоятельно установивших квартирные приборы учета;
- передать средства, полученные от организаций бюджетной сферы, в результате пересмотра тарифов на тепло в соответствии с постановлением КМ РТ от 29.05.2000 г. N 377, в части средств для внедрения мероприятий по энергосбережению, энергосервисной организации;
- рационально использовать средства, предусмотренные в республиканском бюджете на 2000 год, для установки приборов учета воды на вводах зданий в части, переданной г.Казани;
- освободить энергосберегающие организации от уплаты местных налогов, сборов, оплаты за рассмотрение и выдачу лицензий, платы за землю сроком минимум на 3 года.
В перечень первоочередных нормативно-правовых документов, обеспечивающих выполнение Программы энергосбережения входят:
- Положение о порядке финансового контроля за ходом выполнения Программы энергоресурсосбережения г.Казани
- Постановление Главы администрации г.Казани "О введении системы индикативного управления процессом энергосбережения"
- Положение о "Казанском энергосервисном центре"
- Постановление Главы администрации г.Казани "О подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в области энергосбережения"
- Постановление Главы администрации г.Казани "О создании демонстрационных зон высокой энергетической эффективности"
- Положение о создании системы нормативов удельного потребления энергоресурсов предприятий г.Казани
- Постановление Главы администрации г.Казани "О мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленных на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий"
- Постановление Главы администрации г.Казани "О применении финансово-экономических санкций за нерациональное использование и расточительное расходование энергоресурсов"
- Постановление Главы администрации г.Казани "Об утверждении Порядка премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов"
- Положение о введении мониторинга и энергетических обследований инженерных сетей, зданий, сооружений и конструкций
- Положение об оснащении средствами автоматического контроля, учета и управления потреблением энергоресурсов
- Положение о порядке проектирования и ввода в эксплуатацию узлов расхода тепловой энергии и воды для взаимных коммерческих расчетов между их потребителями и поставщиками на территории г.Казани.
5. Финансово-экономические механизмы реализации
энергоресурсосбережения
Финансирование программы энергоресурсосбережения обеспечивается за счет мобилизации средств всех источников, предусмотренных в Законе РТ "Об энергосбережении" и постановлении Кабинета Министров РТ от 3.07.2000 г. N 468 "О республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы".
Основным механизмом государственной поддержки программы является механизм предоставления бюджетных кредитов под защищенные бизнес-планами конкретные проекты за счет средств городского бюджета, республиканского бюджета Республики Татарстан, в том числе Республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), Фонда приватизации Республики Татарстан, Экологического фонда Республики Татарстан, средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и других внебюджетных источников финансирования.
Кроме того, источниками финансирования мероприятий по экономии тепла и воды в жилищном фонде г.Казани в 2000 г. являются средства республиканского бюджета на установку приборов учета воды в сумме 40 млн. руб.
Бюджетные кредиты должны предоставляться на возвратной основе на льготных условиях и покрывать лишь часть затрат на осуществление энергосберегающих проектов, при этом остальные затраты потребители энергии покрывают из собственных средств, заемных средств и средств, сэкономленных за счет выполнения энергосберегающих проектов.
Для реализации программы энергоресурсосбережения с привлечением всех источников финансирования необходимо создать финансово-экономический механизм, позволяющий осуществлять энергоэффективные мероприятия путем проектного финансирования и реинвестирования сэкономленных средств.
Механизм проектного финансирования энергосбережения заключается в привлечении кредитов и их последующем возврате за счет стоимости сэкономленной энергии.
Энергосервисная организация проводит энергоаудит, разрабатывает бизнес-план инвестиционного проекта, получает в банке кредит под гарантии города и залог прав требования платежей населения за энергоресурсы, организует реализацию энергосберегающего проекта, оплату своих услуг, а также стоимости сэкономленной энергии в течение установленного срока.
Механизм внебюджетного финансирования энергосбережения позволяет начать оплачивать энергосервисные услуги сразу, не дожидаясь начала сокращения платежей за воду и тепловую энергию.
Кроме того, источниками финансирования энергосбережения являются средства, аккумулируемые за счет скидки с тарифа для потребителей, самостоятельно установивших приборы учета воды, в сумме около 6 млн. руб. в год, и суммы, полученные за счет целевой надбавки на энергосбережение в тарифах на тепло, до 10 млн. руб. в год. По истечению срока окупаемости энергоресурсосберегающих проектов в бюджетной сфере и жилищном фонде, часть высвобожденных сумм дотаций на энергоресурсы, порядка 40 млн. рублей, необходимо направлять на проведение работ по энергосбережению.
6. Организационные механизмы энергоресурсосбережения
Организация государственного регулирования энергоресурсосбережением в г.Казани органами государственного управления города различных уровней включает:
Казанский Совет народных депутатов - определение основных направлений в области энергосбережения, утверждение городской программы энергосбережения и объемов ее ежегодного бюджетного финансирования;
Администрация г.Казани - формирование и ввод в действие финансово-экономического механизма энергосбережения, решение вопросов государственной поддержки организаций, реализующих городскую программу энергосбережения;
Комитет по экономике и промышленности - организацию разработки Программы энергосбережения г.Казани, рассмотрение и определение приоритетов практической деятельности по энергосбережению, осуществление контроля за реализацией мероприятий, входящих в программу, и использованием государственных финансовых средств в ходе выполнения мероприятий по энергосбережению.
Отраслевые подразделения администрации г.Казани и администрации районов - участвуют в разработке и реализации городской программы энергосбережения, осуществляют контроль за реализацией мероприятий программы энергосбережения в организациях, находящихся на подведомственной территории.
Государственное управление энергоресурсосбережением предусматривает мониторинг результатов и эффективности вложенных средств в энергоресурсосбережение, определение полученного результата и резерва экономии конкретных предприятий и проектов.
Оценка экономического эффекта от внедрения проектов определяется по результатам проведения государственной энергетической экспертизы через механизм энергетических обследований.
Для повышения эффективности государственного регулирования энергосбережения вводится система индикативного управления.
Основным направлением реализации финансово-экономического механизма управления энергосбережением в г.Казани является создание условий для предоставления предприятиям и организациям города качественного энергетического сервиса, специальной организацией - Казанским энергосервисным центром.
Центр является головным исполнителем реализации городской программы энергосбережения, участвует в реализации организационных, производственных, технических и экономических мер, направленных на энергосбережение и эффективное использование энергетических ресурсов на предприятиях г.Казани. Он будет оказывать предприятиям и организациям г. Казани услуги от энергоаудита, финансирования и реализации энергоэффективных проектов, до предоставления услуг по управлению энергопотреблением на объектах и возврата вложенных средств в результате получаемой экономии энергии. Финансовое состояние энергосервисного центра зависит от суммы экономии средств, получаемой в результате реализации энергосберегающих программ, проектов и мероприятий.
В целях создания условий для формирования финансовых средств, необходимых для реализации программы энергоресурсосбережения и наиболее эффективного использования средств государственной поддержки, необходимо передать установленные приборы регулирования и учета потребления тепла и воды с баланса организаций отраслей городского хозяйства на баланс энергосервисного центра.
Для того, чтобы энергосбережение стало выгодным, вводятся в действие механизмы, обеспечивающие аккумулирование части бюджетных дотаций, которые при экономии тепловой энергии уже не будут отданы ее поставщикам. При этом дотации, некоторое время (1-2 года) сохраняемые на прежнем уровне, платежи за энергоресурсы, потребляемые бюджетными организациями, а также часть суммы платежей населения за тепло, воду и водоотведение получает энергосервисная организация, а затем рассчитывается с поставщиками.
Главное преимущество настоящей концепции - то, что работы по экономии тепла и воды не потребуют привлечения дополнительных бюджетных средств, наоборот, уже через 1,5-2 года после их выполнения бюджет почувствует снижение нагрузки на него за счет снижения дотации на оплату тепла (прежний уровень дотаций сохраняется только на время, необходимое для возврата вложенных энергосервисной организацией средств).
Предложенный механизм эффективен и в условиях существующей кредиторской задолженности коммунальных организаций - он позволяет эффективно использовать текущие платежи населения и прочих потребителей.
Реализация программы предполагает подготовку и переподготовку кадров в области энергосбережения и внедрения энергосберегающих технологий, проведение активной информационной политики, в том числе организацию выставок высокоэффективного оборудования и технологий, мониторинг хода выполнения программы энергоресурсосбережения.
И.о.Руководителя аппарата
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.