Письмо Управления Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Республике Татарстан
от 16 ноября 2000 г. N 02-02-02/15125
"О едином налоге на вмененный доход для определенных
видов деятельности"
Инспекции Министерства по налогам
и сборам Российской Федерации
по районам и городам Республики Татарстан
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 17 ноября 1999 года N 2439 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с 1 января 2001 года на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) переходят организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в названных сферах. В связи с чем, организации-плательщики единого налога обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в предстоящем налоговом периоде не позднее 1 декабря 2000 года.
Поскольку правила уплаты единого налога на вмененный доход распространяются только на организации - юридические лица, осуществляющие деятельность в сферах, определенных Законом, иные виды деятельности, осуществляемые ими, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность, обязаны вести для целей налогообложения раздельный учет имущества, доходов (расходов), численности работников по каждому виду деятельности. Формы ведения раздельного бухгалтерского учета определяются организациями самостоятельно в рамках общеустановленных норм. При этом общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом по торговой деятельности используется показатель товарооборота. В налоговые органы в этом случае представляется сводный баланс, а приложение к балансу - форма N 2 представляется отдельно по видам деятельности, переведенным и непереведенным# на уплату единого налога.
При решениии# вопроса о привлечении к налогообложению единым налогом организаций, занимающихся розничной торговлей или общественным питанием, необходимо иметь в виду положения ст.7 Закона, согласно которым свидетельство об уплате единого налога выдается на каждое из мест осуществления деятельности, подлежащей налогообложению. Это значит, что под предельной численностью работников, занятых в названных сферах деятельности, следует понимать численность работающих в отдельно взятых местах осуществления деятельности (в магазинах, кафе, столовых и т.п.), без учета работающих по совместительству (в том числе работающих в данном магазине на условиях внутреннего совместительства), работающих по договорам гражданско-правового характера, а также в органах аппарата управления организации.
Порядок определения средней численности работников организации представлен в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. N 121.
Для видов деятельности, физический показатель которых установлен "численность работающих специалистов", под численностью работающих следует понимать численность работников на конкретном объекте, которые непосредственно участвуют в осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом. В среднюю численность работников при этом не включаются руководители и другие служащие по классификации, предусмотренной п.22 и 23 вышеназванной инструкции, а также младший обслуживающий персонал.
При исчислении единого налога организациями, осуществляющими розничную торговлю через магазины с численностью до 30 человек (29 человек) и другие места организации торговли следует иметь в виду, что если магазин, находящийся на балансе организации, осуществляет продажу только собственной произведенной продукции организации, то он не может быть привлечен к уплате единого налога. Так как согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. N 2256/98 продажа организациями собственной продукции через магазины, являющиеся их структурными подразделениями, является способом реализации продукции, но не торговой деятельностью. При осуществлении магазином продажи не только собственной продукции организации, но и покупных товаров он должен быть привлечен к уплате единого налога. В этом случае фактический показатель - "торговая площадь" определяется пропорционально выручке от реализации покупных товаров в общей сумме выручки от реализации всех товаров через этот магазин.
В вопросах отнесения деятельности организаций к розничной торговле необходимо руководствоваться ст.492 ГК РФ, а по договору поставки, регулирующему оптовую торговлю товарами, - ст.506 ГК РФ. В связи с этим деятельность торговых организаций по продаже товаров детским, лечебным, образовательным и другим учреждениям не является розничной торговлей и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. При наличии таких операций по отпуску товаров торговые организации, переведенные на уплату единого налога обязаны в соответствии с п.3 ст.6 Закона РТ от 17.11.99 N 2439 вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности.
При применении корректирующих коэффициентов по торговле продовольственными товарами следует рассчитывать средний корректирующий коэффициент.
Например: Пример 1. Магазин реализует пищевые продукты по регулируемым ценам (коэффициент - 0,6), пищевые продукты без спиртных напитков (коэффициент - 1,3), спиртные напитки (коэффициент - 2,0). Применяется коэффициент 1,3 (0,6 + 1,3 + 2,0) : 3 = 1,3
Пример 2. Магазин реализует канцтовары (коэффициент - 1,3), мебель (коэффициент - 1,0), пищевые продукты (коэффициент - 1,3). В этом случае применяется коэффициент 1,5 "многопрофильная и прочая торговля", так как реализуются товары, относящиеся к разным профильным группам.
Организации, оказывающие услуги общепита только своим сотрудникам через точки общественного питания, находящиеся на их балансе осуществляют исчисление и уплату налогов применительно к данному виду деятельности в общеустановленном порядке. Если же услуги питания оказываются не только своим сотрудникам, то точка общественного питания при соблюдении критерия численности, привлекается к уплате единого налога на общих основаниях.
Исходя из определений розничной и оптовой торговли, данных в ст.492 и 506 ГК РФ, деятельность аптек по реализации готовых форм медицинских препаратов является розничной торговлей и подлежит налогообложению исключительно на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.
Реализация аптечными учреждениями лекарственных средств для юридических лиц (поликлиник, больниц и иных медицинских учреждений) следует рассматривать как оптовую торговлю, не подпадающую под действие законодательства о едином налоге. Деятельность аптек по изготовлению и отпуску изготовленных лекарственных средств, также не подлежит обложению единым налогом. Во всех перечисленных случаях аптечные учреждения обязаны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета.
При расчете единого налога организациями оказывающими бытовые услуги физическим лицам следует руководствоваться вышеуказанным Законом, а также перечнем бытовых услуг, оказываемых населению, приведенным в общероссийском классификаторе услуг населению N ОК 002-93 (группа 01), утвержденного постановлением Госкомитета РФ по статистике 28.06.93 N 163. При применении коэффициентов по подвидам деятельности по бытовому обслуживанию следует руководствоваться группой 01 (код) в разрезе каждого подвида деятельности, например подвиду деятельности сервисное обслуживание автотранспортных средств соответствуют коды ОКОНХ с N 01710.0 до N 017110 и с N 017501 до N 017506.
При применении коэффициента суточности повышающий коэффициент применяется в случае, если организация осуществляет свою деятельность более 12 часов в сутки.
Законом РТ от 17.11.99 г. N 2439 не предусмотрено освобождение от обложения единым налогом бюджетных учреждений, в случае занятия ими видами деятельности переводимыми на уплату единого налога.
При применении корректирующего коэффициента по парку автотранспортных средств коэффициент 2 применяется при количестве машин 2, 3, 4, коэффициент 1,5 при количестве машин 5-14, коэффициент 1 при количестве машин 15 и более.
Для определения общей площади автомобильных стоянок используются габаритные размеры автомобиля, исходя из его технических характеристик. В соответствии со Строительными нормами и правилами РФ (СНИП 21-02-99) "Стоянки автомобилей" минимальные размеры мест хранения автомобилей составляют: длина места стоянки - 5 метров, ширина - 2,3 метра.
При составлении расчета единого налога следует учитывать фактическую величину физического показателя на дату составления расчета.
При превышении средней численности работающих организации переходят на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором произошло превышение. В этом случае, если единый налог уплачен за полный налоговый период (квартал), то перерасчет налога не производится. Если оплата произведена более чем за один налоговый период, то сумма налога зачитывается в счет предстоящих платежей.
При наличии у организации нескольких мест осуществления деятельности расчет единого налога представляется в налоговый орган по каждому из таких мест.
Налоговый орган по каждому месту осуществления деятельности проверяет расчет и не позднее трех дней до начала налогового периода официально уведомляет налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога.
Уведомление о переводе налогоплательщика на уплату единого налога, копия платежного поручения (квитанции об уплате) служат основанием для выдачи Свидетельства об уплате единого налога, которое является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.
Согласно пункту 5 статьи 7 Закона Республики Татарстан от 17 ноября 1999 года N 2439 налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. Соответственно, для исчисления сумм единого налога, подлежащего уплате в этих случаях, расчет составляется соответственно за 3, 6, 9 и 12 месяцев.
В соответствии с Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 N ВГ-3-13/23, записи о начислении платежей в лицевых счетах плательщиков производятся, в том числе, на основании налоговых отчетов, расчетов, деклараций и т.д. В этом случае используется для начисления расчет сумм единого налога.
Записи о суммах платежей, поступивших в бюджет, производятся в лицевых счетах на основании документов, предусмотренных пунктом 3 раздела II названной Инструкции.
При открытии карточек лицевых счетов следует руководствоваться телеграммой Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 26 мая 1999 N ВП-6-09/432.
Согласно статье 9 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" ответственность за нарушение данного Закона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика, содержащее сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Пунктом 2 статьи 58 НК РФ определено, что подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или иным обязательным лицом. В связи с чем представляемые налогоплательщиками расчеты сумм единого налога являются налоговой декларацией и, соответственно, за непредставление или задержку представления расчета суммы единого налога налогоплательщик несет ответственность в соответствии со статьей 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, должна применяться в общеустановленном порядке административная ответственность, предусмотренная за непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
В случае своевременного представления в налоговый орган расчета единого налога на очередной налоговый период и несвоевременной уплаты единого налога к налогоплательщику применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 75 НК РФ.
В соответствии со статьей 31 указанного Кодекса налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Иск о ликвидации организации может быть заявлен по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.
Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Таким образом, если расчет суммы единого налога представлен организацией своевременно, но сумма налога в бюджет до начала налогового периода не внесена (свидетельство об уплате единого налога не выдано), налоговая инспекция имеет право предъявлять в суд иск о ликвидации данной организации.
Если в уставе организации указан вид деятельности, подлежащий переводу на уплату единого налога, но в предстоящем налоговом периоде организация не будет осуществлять этот вид деятельности, налогоплательщик обязан в произвольной форме известить об этом налоговый орган.
Со дня введения в действие Закона Республики Татарстан в отношении налогоплательщиков-организаций (юридических лиц) не применяется абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применяется в части, не противоречащей статье 11 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.98 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Соответственно, по тем видам деятельности, которые переводятся на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, по организациям ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, заявления на выдачу патента для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на 2001 год не принимаются.
При изучении порядка исчисления и уплаты единого налога кроме данного разъяснения следует руководствоваться также следующими указаниями УМНС РФ по РТ от 09.02.2000 N 03-01-07/1318 "Вопросы-ответы по применению Закона РТ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", от 02.06.2000 N 03-01-07/6881 "Разъяснения по видам налоговых правонарушений в сфере исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и ответственность за их совершение", Приказ УМНС РФ по РТ N 33-д от 24.03.2000.
Крупнейшие предприятия АО Татнефть, ПЭО Татэнерго, Таттрансгаз, Татавтодор, состоящие на налоговом учете в УМНС РФ по РТ, имеющие обособленные подразделения на территории районов и городов республики и осуществляющие деятельность, подпадающую под действие единого налога на вмененный доход, переходят на его уплату в общеустановленном порядке. Подача расчета единого налога осуществляется по месту осуществления деятельности.
Учитывая вышеизложенное необходимо:
1. Активизировать разъяснительную работу с налогоплательщиками, подпадающими под действие Закона РТ от 17 ноября 1998 года N 2439 о необходимости представить соответствующие расчеты о едином налоге до 1 декабря 2000 года.
2. Своевременно проверить представленные расчеты и выдать Уведомления о переводе на уплату единого налога в установленные законодательством сроки.
3. До 1 декабря 2000 года сообщить письменно в отдел налогообложения юридических лиц потребность в бланках названных документов (уведомление, свидетельство) для составления графика их получения и дальнейшего изготовления (контактный телефон 19-21-36, Овчинников Д.В.).
4. 10 числа каждого месяца сообщать информацию о количестве плательщиков единого налога и уплаченных суммах по форме согласно приложению N 1. Информацию присылать по электронной почте к 12 часам на 72 электронный ящик в формате ЕХСЕL с названием файла ЕNV. Первую информацию о количестве плательщиков единого налога и предполагаемой к уплате суммы налога необходимо представить 4 декабря 2000 года.
Приложение на 1 листе.
Государственный советник
налоговой службы III ранга |
М.Р.Шагиахметов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется порядок перехода организаций - юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сферах, определенных Законом РТ от 17 ноября 1999 года N 2439 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с 1 января 2001 года на уплату единого налога на вмененный доход.
Письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РТ от 16 ноября 2000 г. N 02-02-02/15125 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
Текст письма официально опубликован не был