Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ состояния непрерывного образования детей и взрослых
1.1. Характеристика сети непрерывного образования
Непрерывное образование в городе охватывает всю сеть образовательных услуг, предоставляемых населению в области: дошкольного, школьного, детского и взрослого дополнительного, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и по следующим уровням.
Дошкольная сеть города насчитывает 306 детских садов на 38336 мест, в том числе:
по форме собственности:
290 - в коммунальной собственности;
16 - в государственной собственности, переданных в управление предприятиям, в том числе:
1 - АО "Казанский вертолетный завод"
1 - Казанское моторостроительное производственное объединение
1 - ТЭЦ-1
1 - ТЭЦ-2
1 - ТЭЦ-3
1 - Казанские тепловые сети
3 - Минобороны
1 - ПО "Татхимфармпрепараты"
3 - МВД
2 - АО "Кварт"
1 - АО "Нэфис"
по специализации:
135 - общего профиля.
25 - специализированных, из них:
12 - для детей туб.инфицированных;
4 - для детей с нарушением речи;
2 - для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
1 - для детей с нарушением зрения;
2 - для детей с нарушением интеллекта;
2 - для часто болеющих детей;
2 - для детей с аллергическими заболеваниями.
в 146 дошкольных учреждениях комбинированного вида открыта 351 группа для детей с различными отклонениями в физическом развитии.
по языку образования:
во всех 49 дошкольных учреждениях воспитываются и обучаются на татарском языке;
в 257 дошкольных учреждениях воспитываются и обучаются:
в 1322 группах на русском языке;
в 416 группах на татарском языке.
по оказанию платных услуг:
в 51 дошкольном учреждении оказываются услуги:
по обучению английскому, татарскому языкам, изобразительному искусству, ритмике и хореографии, плаванию, восточным единоборствам, по подготовке к школе, а также предоставляются лечебно-оздоровительные услуги.
по режиму работы:
12 ч. - работают 283 детских сада, в том числе:
в 4х дошкольных учреждениях 3 ч. работают по 1 группе;
24 ч. - работают 23 детских сада.
воскресные школы и группы по подготовке к школе:
в 306 детских садах работают 465 подготовительных к школе групп;
из 193 школ в 100 школах работают воскресные группы;
35 воскресных школ.
Начальное профессиональное образование насчитывает 30 учреждений, 12805 учащихся;
по форме собственности:
30 в республиканской собственности (учредитель - Министерство образования Республики Татарстан),
количество учащихся по формам обучения:
- 12230 учащихся дневного обучения,
- 575 вечернего обучения,
по типам учреждений:
- училищ - 17,
- лицеи - 11,
- колледжи - 2.
по специализации и отраслям промышленности:
- строительство - 4,
- машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность - 6,
- легкая промышленность и сфера обслуживания - 4,
- торговля - 1,
- транспорт - 3,
- пищевая промышленность - 3,
- электротехническая и радиотехническая промышленность - 3,
- химическая промышленность - 3,
- связь - 1,
- железнодорожный транспорт - 1,
- полиграфическая промышленность - 1,
- народно-художественные промыслы - 1,
по языку образования:
30 учреждений с русским языком обучения, в том числе в 2-х учреждениях - 2 группы с татарским языком обучения,
платные услуги:
- оказываются 6-ю учреждениями.
По режиму работы:
- 12 часов - 28 учреждений,
- вечерние - 2 учреждения.
Структура подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием содержит 12 направлений по отраслям и 77 специальностей.
Сеть среднего профессионального образования насчитывает 23 средних специальных учебных заведений на 19061 место.
в том числе:
по форме собственности:
- 22 ссуза государственных и 1 негосударственный,
по специализации:
- гуманитарных - 7,
- медицинских - 2,
- технических -11,
- экономических - 3,
по формам обучения:
- дневного обучения в 23 ссузах на 13022 места,
- заочного обучения в 16 ссузах на 4564 места,
- вечернего обучения в 3 ссузах на 1475 мест,
платные образовательные услуги оказываются в 53 коммерческих группах в 18 средне-специальных учебных заведениях:
по внебюджетной подготовке специалистов
дополнительные образовательные услуги (обучение иностранному языку, компьютерные курсы и т.д.)
Сеть высшего профессионального образования:
Всего 30 вузов на 95438 мест,
в том числе:
по форме собственности:
18 - государственных, в том числе:
16 - федеральных (учредители - соответствующие министерства Российской Федерации),
2 - республиканских (учредитель - Министерство образования Республики Татарстан),
12 - негосударственных,
по формам обучения:
- дневного обучения - на 60813 мест,
- заочного обучения - на 27371 место,
- вечернего обучения - на 7254 места,
по типу:
- университетов - 6,
- академий - 4,
- институтов - 20.
по специализации:
- классический (КГУ) - 1,
- медицинских - 2,
- военных - 2,
- гуманитарных - 13,
- технических - 6,
- экономических - 6,
по языку образования:
- основной язык обучения - русский,
- 3362 студента в 9 вузах обучается на двуязычной основе,
платные услуги:
- оказываются всеми вузами.
Структура подготовки специалистов содержит более 80 направлений высшего образования и более 200 специальностей.
Послевузовское образование.
аспирантура:
- в 14 государственных и негосударственных вузах обучается 1977 аспирантов, в 10 учреждениях Академии наук Республики Татарстан и Казанского научного центра Российская Академия наук обучается 370 аспирантов
докторантура:
- в 6 вузах обучается 75 докторантов.
Дополнительное образование взрослых. В настоящее время в городе существуют различные формы и виды образования взрослых:
- формальное образование взрослых (общее, среднее образование, профессионально-техническое образование, средне профессиональное образование, высшее) послевузовское профессиональное образование (аспирантура и докторантура), повышение квалификации и переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации, как самостоятельных, так и при обычных высших учебных заведениях);
- неформальное образование взрослых (профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, в лекториях общества "Знание", по телевидению, на различных курсах интенсивного обучения);
- 42 библиотеки для взрослых, все находятся в коммунальной собственности.
Дополнительное профессиональное образование и переподготовка взрослых проводится в 18 центрах обучения на 9370 мест.
1.2. Основные проблемы образования и обоснование
необходимости их решения
За последние десятилетия система образования претерпела существенные изменения, которые были связаны с демографическими процессами, изменением уровня финансирования образования, изменениями в нормативно-правовой базе образования и процессами адаптации образовательных учреждений к условиям рыночной экономики.
С начала 90-х годов число детей в дошкольных учреждениях под влиянием демографических факторов уменьшилось вдвое. Наполняемость детских садов снизилась за этот период более чем на 30%, имеются детские сады не обеспеченные контингентом, сеть дошкольных учреждений сократилась на 20%. Снизился охват общественным дошкольным воспитанием. 35% детей дошкольников не посещают дошкольных учреждений по разным причинам: из-за увеличения количества неработающих женщин, недоступности родительской платы для отдельных малообеспеченных слоев населения, появление семей с высоким доходом, в состоянии содержать гувернантку. За этот период принято 55 дошкольных учреждений на баланс города от различных ведомств.
В то же время в городе имеется очередность по устройству детей в дошкольные учреждения и составляет около 2,5 тыс. детей. Ряд дошкольных учреждений, особенно в микрорайонах с интенсивной жилищной застройкой, работают с большой перегрузкой.
За период с 1992 года в коммунальную собственность города принято 255 дошкольных учреждений от различных предприятий и ведомств. Это увеличило нагрузку на городской и районные бюджеты. Недостаточность финансирования привела к недовыполнению норм питания, ухудшению материально-технической базы детских садов.
Средняя общеобразовательная школа. Система общего среднего образования достаточно мобильно реагировала на происходящие в обществе изменения. Привычная для конца 80-годов унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов (45% общеобразовательных школ - школы нового типа), вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, основы которых составляют проблемы развития личности, более глубокого учета познавательных интересов и способностей молодежи.
Инновационное движение в школьном образовании стало весовым фактором его развития. 82 школы сотрудничают с 29 вузами города и России.
Но наряду с положительными тенденциями в развитии образования развился ряд проблем.
Действие демографических факторов проявилось в тенденции уменьшения числа детей раннего школьного возраста, что привело к сокращению учителей начального звена. Два года назад удалось уйти от 3-х сменного режима работы некоторых школ города, вместе с тем еще 61% школ продолжают работать в двусменном режиме, что не соответствует санитарным нормам.
Бурный рост инновационных процессов в школах привел к появлению много предметности в школе, что послужило созданию перегрузок учащихся и значительному (до 10%) снижению числа практически здоровых детей. Здоровье детей напрямую связано с организацией полноценного питания в школе, где не выполнение натуральных норм питания, связанное с недостаточным финансированием, стало общегородской проблемой.
Старение материально-технической базы учреждений образования, не соответствие территорий большинства школ нормативам по благоустройству, отсутствие спортивных и опытнических участков, недостаточное обеспечение компьютерной техникой создает трудности в обеспечении поступательного развития учреждений образования и кардинального изменения качества образовательных услуг.
В результате решения всех обозначенных проблем будут созданы условия для доведения состояния учреждений образования до модели сформированной отраслевыми нормативами на оптимальном уровне.
Образование и здоровье. В последние годы наметилась явная тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Увеличилось число хронически больных детей, особенно с болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями крови, опорно-двигательного аппарата. Ежегодно каждый ребенок болеет в среднем 1,8 раза. Данные ежегодных профилактических осмотров свидетельствует, что из 137 тыс. школьников, прошедших медицинский осмотр 30324 (22%) отнесены к первой группе здоровья, 85390 школьников ко второй группе здоровья (62%), 20 тыс. - к третьей группе (14,6%), 1250 школьников являются инвалидами. Таким образом, общее состояние здоровья свидетельствует о необходимости приведения работы учреждения образования к уровню оптимальных стандартов.
Социальная защита детей. В сложившихся условиях экономической и социальной нестабильности проблемы социально-правовой защиты семей с детьми приобретают особую актуальность. Это обусловлено значительными масштабами обнищания семей с детьми и, как следствие, снижением уровня здоровья, повышением заболеваемости и смертности. Одним из тяжелых проявлений кризиса современного общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В городе выявлено 460 детей, лишившихся родительской опеки, из них устроено в государственные специализированные учреждения - 121 чел., принято на воспитание в семьи - 210 чел., усыновлено - 93 чел., помещены в приюты - 36 чел.
Несмотря на значительное расширение сети учреждений для детей, нуждающихся в государственной помощи, реальная потребность в них не удовлетворяется. Крайне переуплотнены детские дома и школы интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка, что ухудшает условия содержания в них детей.
Сложившаяся ситуация с обеспечением прав несовершеннолетних во многом объясняется несовершенством нормативно-правовой базы по защите прав и законных интересов детей и подростков, отсутствием должного контроля за выполнением принимаемых решений, крайне скудным финансированием проблем детства, а также недостаточным вниманием к этим вопросам государственных органов власти и органов местного самоуправления.
Дополнительное образование детей.
Анализ состояния дополнительного образования детей позволяет сформулировать следующие проблемы:
- в городе произошло сокращение ставок работников дополнительного образования, результате чего сократился контингент в учреждениях дополнительного образования;
- происходит сокращение учреждений технического творчества из-за старения материально-технической базы, перехода на предоставление платных услуг детям, инерции самих учреждений;
- существует отставание в компьютеризации и развитии информационных технологий в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- несовершенство нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения центров досуга и клубов по месту жительства, определяющих их статус в системе дополнительного образования детей;
- учреждения дополнительного образования города зачастую предоставляют услуги без учета реальных потребностей, интересов и мотивов детей и взрослых.
Решение всех обозначенных проблем:
- позволит расширить возможность занятий по интересам в учреждениях дополнительного образования;
- обеспечит занятость детей во внеурочное время, отвлечет детей и подростков от влияния таких негативных проявлений как курение, алкоголизм, наркомания, преступность;
- обеспечит предоставление услуг с учетом реальных потребностей, интересов и мотивов детей и взрослых.
Начальное профессиональное образование. Основными проблемами являются:
- сложившаяся двойственность системы управления учреждениями начального профессионального образования, расположенными на территории города;
- отсутствие координации в формировании плана-набора в учреждения профессионально-технического образования, исходя из потребности предприятий и учреждений в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах:
- уменьшение финансирования учреждений начального профессионального образования в части текущего содержания, приобретения оборудования и капитального ремонта;
- отход от формирования государственного заказа специалистов, необходимых для развития городского хозяйства.
Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (аспирантура, ординатура, докторантура).
Основными проблемами в сфере среднего и высшего профессионального образования, являются:
- недостаточное применение инновационных подходов к организации образовательного процесса, в том числе проблема широкого внедрения системы дистанционного образования, необходимость разработки государственных образовательных стандартов нового поколения для профессионального образования;
- неудовлетворительное обеспечение жизнедеятельности вузов и ссузов, ухудшение материально-технической базы учебного процесса, особенно в учреждениях технического профиля;
- низкий уровень заработной платы сотрудников вузов и ссузов, снижение уровня социальной поддержки студенческой молодежи;
- старение научно-педагогических кадров вузов и ссузов, необходимость обновления кадрового состава и усиления мер поддержки талантливой молодежи;
- проблема трудоустройства выпускников вузов и ссузов;
- отсутствие комплексной системы воспитания в вузах и ссузах, рост социально-негативных явлений в студенческой среде;
- снижение территориальной мобильности молодежи (сокращение количества иногородних студентов из регионов РФ);
- несоответствие качества образовательных услуг в вузах и ссузах, в первую очередь негосударственных, предъявляемым современным требованиям.
Решение данных проблем позволит улучшить качество подготовки профессиональных кадров в вузах и ссузах, усилить социальную поддержку сотрудников и студентов, осуществить поиск и поддержку талантливой молодежи, что в конечном итоге приведет к развитию средне-специального и высшего образования до уровня общеевропейских стандартов.
Дополнительное образование взрослых. Основной проблемой образования взрослых является резкое падение эффективности этой сферы. Под влиянием финансовой нестабильности сократилась ведомственная система повышения квалификации, практически сведены к минимуму общедоступные программы общества "Знание", уменьшается доля лиц, получающих образование по заочным и вечерним формам обучения, слабо развиваются неформальные структуры, недостаточно развито внутрифирменное обучение взрослых.
Решение обозначенных проблем будет способствовать формированию сферы образовательных услуг для взрослых, созданию условий доступности образования для различных слоев и территориальных групп населения, в том числе организации базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также послевузовского образования специалистов различных направлений и уровней.
Наряду с проблемами в содержания образования, его методическом и материально-техническом обеспечении существуют проблемы социальной поддержки педагогических кадров, а именно остается низким уровень зарплаты, увеличивается количество нуждающихся в жилье, происходит отток молодых специалистов в другие сферы и старение преподавательского корпуса.
Решение вышеозначенных проблем педагогических кадров позволит изменить материальные и социальные условия педагогов, их положение в обществе, что в конечном итоге окажет положительное влияние на развитие образования в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.