Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 13 сентября 2000 г. N 3П-74/2000
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2000 г. N 11-Г00-22 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва
с участием прокурора И-ва
при секретаре З-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании по заявлению Прокурора Республики Татарстан о признании части 1 п.2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 1999 г. N 589 "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан" противоречащим федеральному законодательству, установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании части 1 п.2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 1999 г. N 589 "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан" противоречащим федеральному законодательству.
В обоснование заявления указано на то, что в силу п.6 ст.50 Закона РФ "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ учащиеся государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с действующими нормативами обеспечиваются льготным и бесплатным питанием. Федеральный Закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" N 107-ФЗ от 1 августа 1996 г. предусматривает выдачу компенсационных выплат на питание всем учащимся, за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении.
Оспариваемое постановление Кабинета Министров РТ в части обеспечения организации питания учащихся государственных общеобразовательных учреждений из семей, в которых средний совокупный доход на члена семьи не превышает 600 руб. в месяц за счет средств республиканского и местных бюджетов ущемляет права и интересы граждан Республики Татарстан и противоречит Законам РФ "Об образовании" и "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Б-ва, М-ва, С-ин возражали против удовлетворения заявления. При этом суду пояснили, что Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 1999 г. N 589 "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан" было принято на основании Закона Республики Татарстан от 12 февраля 1997 г N 1038 "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" и в соответствии с программой адресной социальной защиты населения. По существу они не отрицают, что постановление Кабинета Министров РТ N 589 от 9 сентября 1999 г. в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству.
Выслушав представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан считает заявление Прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению.
Согласно п.2 ст.4 Конституции РФ, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу ст.41 ГПК РСФСР прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.
По делу установлено, что Кабинетом Министров Республики Татарстан 9 сентября 1999 г. принято Постановление N 589 "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан".
Пункт 2 указанного постановления предусматривает обеспечение организации питания учащихся государственных общеобразовательных учреждений из семей, в которых средний совокупный доход на члена семьи не превышает 600 руб. в месяц за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Однако, данный пункт Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 1999 г. противоречит федеральному законодательству.
Закон РФ "Об образовании" от 13.01.96 г. N 12-ФЗ (п.6 ст.50) учащимся государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с действующими нормативами создает условия по обеспечению льготным или бесплатным питанием.
В Федеральном Законе от 01.08.96 г. N 107-ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" выдача компенсационных выплат на питание предусматривается всем учащимся, за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении.
Таким образом, Федеральное законодательство, не ставит в зависимость порядок и условия компенсационных выплат на питание обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования от среднего совокупного дохода на члена семьи.
Поскольку, часть 1 п.2 постановления Кабинета Министров РТ от 9 сентября 1999 г. N 589 "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан" противоречит Федеральному законодательству, в этой части данное постановление подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Довод представителей Кабинета Министров РТ о том, что оспариваемое Постановление Кабинета Министров РТ было принято на основании Закона РТ от 12.02.97 г. N 1038 "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования", ст.3 которого определяет порядок и условия компенсационных выплат на питание обучающихся в зависимости от среднего совокупного дохода на члена семьи, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Конституция РФ предусматривает, что федеральным законам не должны противоречить не только законы субъектов Российской Федерации, но и нормативные акты субъектов РФ.
Постановление Кабинета Министров РТ является нормативным актом, п.2 ч.1 которого противоречит федеральному законодательству, следовательно, в указанной части оно подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству.
Не является основанием к отказу в удовлетворении заявления и довод представителей Кабинета Министров РТ о том, что данное постановление принято Кабинетом Министров РТ в соответствии с Программой адресной социальной защиты населения республики.
Федеральным законодательством такое основание для определения порядка и условии компенсационных выплат на питание обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, не предусмотрено.
При наличии таких обстоятельств и с учетом того, что представители Кабинета Министров РТ по существу не отрицали о противоречии в оспариваемой части Постановления Кабинета Министров РТ федеральному законодательству, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РТ основании для отказа в удовлетворении заявления Прокурора РТ не находит.
Руководствуясь ст.ст.191, 194, 203 ГПК РСФСР судебная коллегия, решила:
Заявление Прокурора Республики Татарстан о признании части 1 п.2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 1999 г. N 589 "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан" противоречащим федеральному законодательству - удовлетворить.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2000 г. N 11-Г00-22 резолютивная часть настоящего решения дополнена указанием о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 589 от 9 сентября 1999 года в части установления ограничения выплат на питание по совокупному доходу с момента его издания.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению части 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 1999 г. N 589 "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан" в части установления ограничения по совокупному доходу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 13 сентября 2000 г. N 3П-74/2000
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2000 г. N 11-Г00-22 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения официально опубликован не был