Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 31 мая 2000 г. N ЗП-1-49/2000
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Х-ва
судебных заседателей - Д-ной, М-ко
с участием прокурора - Н-вой
при секретаре - С-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащим федеральному законодательству п.12 ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" N 2054 от 24 марта 1999 г. в части введения лицензирования деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов, установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п.12 ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" N 2054 от 24 марта 1999 г. в части введения лицензирования деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов.
В обоснование заявления указано на то, что п.12 ст.9 названного закона, предусматривающий лицензирование деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов, противоречит федеральному законодательству и не подлежит применению. Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", регулирующим отношения, возникающие в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, и направленным на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, лицензирование деятельности по вывозу лома и отходов черных и цветных металлов не предусмотрено. Виды деятельности, не включенные в указанный федеральный закон, осуществляются без лицензий.
Представитель Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - начальник отдела по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Республики Татарстан Н-ва В.С. заявление поддержала.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан Ф-на возражала против удовлетворения заявления.
Выслушав объяснение представителя Государственного Совета Республики Татарстан, исследовав материалы дела, заслушав заключение представителя Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан считает заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.41 ГПК РСФСР Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.
В силу ст.239-2 ГПК РСФСР к действиям государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащим судебному обжалованию, относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых нарушены права или свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
По делу установлено, что Государственным Советом Республики Татарстан 24 марта 1999 г. принят Закон Республики Татарстан N 2054 "О лицензировании". П.12 ст.9 названного закона предусматривает лицензирование деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов.
Однако данный пункт ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" противоречит федеральному законодательству.
Согласно п.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации виды деятельности, на выполнение которых требуется лицензия, определяется только законом.
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст.17 Главы 3 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. в редакции от 22 сентября 1999 г.), регулирующим отношения, возникающие в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, и направленным на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, лицензирование деятельности по вывозу лома и отходов черных и цветных металлов не предусмотрено. Виды деятельности, не включенные в указанный федеральный закон, осуществляется без лицензии.
Следовательно, деятельность по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов лицензированию не подлежит.
При таком положении п.12 ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" N 2054 от 24 марта 1999 г. в части введения лицензирования деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению.
Довод представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что лицензирование деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов является одной из форм реализации лома и отходов черных и цветных металлов, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Реализация лома и отходов черных и цветных металлов в соответствии с федеральным и республиканским законодательством подлежит лицензированию.
Однако, вывоз за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов сам по себе не может признаваться как их реализация.
Федеральное законодательство "О лицензировании отдельных видов деятельности" направлено на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования.
П.12 ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" в части введения лицензирования деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов не отвечает требованиям федерального законодательства о лицензировании и не направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования.
Не является основанием к отказу в удовлетворении заявления и довод представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что оспариваемый пункт ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" в части вывоза за пределы республики лома и отходов черных и цветных металлов Государственным Советом Республики Татарстан принят в целях обеспечения безопасности граждан, экономической безопасности республики.
Оспариваемый пункт ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" противоречит федеральному законодательству о лицензировании, а потому заявление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.191, 194, 203 ГПК РСФСР судебная коллегия, решила:
Заявление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащим федеральному законодательству п.12 ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" N 2054 от 24 марта 1999 г. в части введения лицензирования деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов, - удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п.12 ст.9 Закона Республики Татарстан "О лицензировании" N 2054 от 24 марта 1999 г. в части введения лицензирования деятельности по вывозу за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 31 мая 2000 г. N 3П-1-49/2000
Сообщение о Решении было опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 30 января 2001 г.