Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 28 декабря 2000 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Х-на
с участием прокурора - Д-ва
при секретаре - С-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг" противоречащим федеральному законодательству, установил:
Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 25 ноября 1999 года за номером 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг" утвердил и ввел в действие с 1 декабря 1999 года:
нормативы потребления услуг по водоснабжению и водоотведению;
нормативы потребления услуг по газоснабжению;
нормативы вывоза бытовых отходов;
социальные нормативы площади жилых помещений и потребления коммунальных услуг;
предельные платежи (ставки и тарифы) на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 2 данного постановления установлено, что все виды льгот, скидок по квартирной плате и оплате коммунальных услуг, установленные отдельным категориям лиц, сохраняются в пределах социальных нормативов площади жилого помещения и потребления коммунальных услуг, утвержденных пунктом 1 постановления, и распространяются:
на оплату найма жилого помещения;
на оплату работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого здания (работ по санитарному содержанию и санитарной очистке жилых зданий, услуги по вывозу бытовых отходов и за пользование лифтом, ремонт жилого здания и благоустройство придомовой территории, техническое обслуживание и ремонт внутридомового инженерного оборудования);
на оплату коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение, отопление и горячее водоснабжение, пользование природным газом, электроснабжение, включая освещение мест общего пользования жилых зданий).
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд республики с заявлением о признании пункта 2 указанного выше постановления противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Обосновывая свои требования, прокурор указал, что в соответствии со статьей 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состояния здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более, вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 процентов:
общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилую площадь);
расходов на содержание, ремонт и наем жилых помещений в ЖСК, и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
коммунальные услуги, независимо от вида жилищного фонда;
абонентскую плату за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.
Расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, производятся:
по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета;
по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Аналогичного рода льготы представлены другими Федеральными законами прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, работникам милиции и членам их семей.
Учитывая, что указанные льготы установлены Федеральными законами, определяют основы социальной защиты граждан и являются нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации, прокурор Республики Татарстан просит признать пункт 2 указанного постановления не действующим и не подлежащим применению, как ограничивающий права граждан.
В ходе судебного разбирательства прокурор свои требования поддержал.
Представитель ответчика требования прокурора не признал, обосновав свои возражения тем, что введение социальных нормативов соответствуют концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года за номером 425 и не противоречит Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 72 (подпункт "к") Конституции Российской Федерации, жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации, и ее субъектов.
Статья 76 (пункт 2) Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст.76 ч.5 Конституции Российской Федерации).
Статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 процентов общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилую площадь); коммунальные услуги независимо от вида жилищного фонда.
Связанные с предоставлением указанных и других льгот расходы производятся:
по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета;
по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 44 (пункт 5) Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе проживающим в приватизированных жилых помещениях, а также 50-процентная скидка в оплате всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление, водоснабжение и другие), за пользование телефоном независимо от вида жилищного фонда.
Статья 30 (часть 3) Закона Российской Федерации "О милиции" предусматривает, что сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонт мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг, радио, коллективной антенны, за пользование телефоном, а также в оплате топлива в домах, не имеющих центрального отопления. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Из текста статей приведенных Федеральных законов следует, что все виды льгот и скидок по квартирной плате и оплате коммунальных услуг, установленные данными законами, предоставляются вне зависимости от размера занимаемой жилой площади и получаемых коммунальных услуг.
Доводы ответчика о том, что обжалуемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан принято в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" необоснованны, поскольку статьями 1, 11, 15, 18, 19 указанного Закона Российской Федерации предусматривается применение социальной нормы жилья в целях предоставления компенсации (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно статьям 15 (часть 2), 18 (часть 3), 19 (часть 4) данного Закона компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются, в том числе с учетом действующих льгот.
Кроме того, частью 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливается, что гражданам из числа военнослужащих, беженцев, вынужденных переселенцев, а также проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, и иных случаях, предусмотренных законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы в жилищной севере.
Исходя из этого, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг должны предоставляться на условиях и в порядке, которые предусмотрены законами, устанавливающими соответствующие льготы.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования прокурора Республики Татарстан подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года за номером 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг" не действующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховий суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 28 декабря 2000 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 30 января 2001 г., журнале "Нормативные акты Республики Татарстан", N 2, февраль 2001 г.