Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 7 декабря 2000 г. N 3П-1-91/2000 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Б-ва
с участим прокурора - Г-ной
при секретаре - Х-ной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 апреля 1998 г. N 217 "О создании Департамента страхового надзора при Министерстве финансов Республики Татарстан", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением, в государственных и общественных интересах, к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 апреля 1998 г. N 217 "О создании Департамента страхового надзора при Министерстве финансов Республики Татарстан", указывая, что Департамент наделен функциями государственного надзора за страховой деятельностью на территории республики. В частности, Департамент контролирует исполнение законов и иных правовых актов Республики Татарстан и Российской Федерации, связанных со страховой деятельностью; соответствие деятельности страховых компаний их лицензиям выданным Департаментом страхового надзора Российской Федерации; обоснованность установленных страховщиками размеров страховых тарифов, обеспечение платежеспособности; соблюдение установленных правил формирования, размещения, использования страховых ресурсов и фондов на предупредительные мероприятия и другие.
Считая, что создание указанного департамента противоречит федеральному законодательству, прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 апреля 1998 г. N 217 "О создании Департамента страхового надзора при Министерстве финансов Республики Татарстан". Прокурор участвующий в деле, требования Прокурора Республики Татарстан поддержала.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан требования Прокурора Республики Татарстан признала.
Судебная коллегия считает, что заявление Прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст.30 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" функции государственного надзора за страховой деятельностью на всей территории Российской Федерации возложены на федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким органом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 273 является Министерство финансов Российской Федерации. Реализация полномочий осуществляется как непосредственно Центральным аппаратом Министерства финансов Российской Федерации, так и территориальными органами страхового надзора. В этой связи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 609 созданы инспекции страхового надзора, в том числе и в Республике Татарстан. Данная инспекция осуществляет свою работу согласно Положению о территориальных органах страхового надзора, руководствуется федеральным законодательством с учетом того, что в целом страховая деятельность регулируется гражданским законодательством (ст.ст.927-976 ГК РФ ч.2).
Создание республиканского департамента, осуществляющего функции федерального органа исполнительной власти противоречит также требованиям Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По этим основаниям указанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству.
Однако, поскольку постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2000 года N 817 оспариваемое постановление признано утратившим силу, на момент рассмотрения дела оно не является действующим, необходимости в признании его недействительным не имеется, в судебном пресечении постановление в связи с прекращением его действия не нуждается.
Следовательно, оснований для признания постановления недействительным и удовлетворения заявления прокурора в этой части не имеется.
В части признания оспариваемого постановления не порождающим правовых последствий со дня принятия заявления прокурора Республики Татарстан является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку данное постановление являлось противоречащим федеральному законодательству с момента издания.
Исходя из изложенного, руководствуясь п.2 ст.3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решилА:
Требования Прокурора Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать не порождающим правовых последствий Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 апреля 2000 г. N 217 "О создании Департамента страхового надзора при Министерстве финансов Республики Татарстан" со дня его издания.
В остальной части требований прокурора Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан - отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной формулировке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 7 декабря 2000 г. N 3П-1-91/2000 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 30 января 2001 г.