Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 13 декабря 2000 г. N 3П-1-92/2000 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Б-ва
с участим прокурора - К-ной
при секретаре - З-ной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1, 3, 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 1999 г. N 226 "О дополнительных мерах по усилению контроля за осуществлением деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением, в государственных и общественных интересах, к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1, 3, 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 1999 г. N 226 "О дополнительных мерах по усилению контроля за осуществлением деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов", указывая, что данное постановление противоречит федеральному законодательству.
Участвующий по делу прокурор требования Прокурора Республики Татарстан поддержала.
Представитель Кабинета Министров требований Прокурора Республики Татарстан не признала, указывая, что в настоящее время на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 года N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 859) идет процесс формирования законодательства субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, по которым они приводятся в соответствие с российским законодательством, считая требования Прокурора Республики Татарстан преждевременными.
Ее заявление поддержал представитель Министерства экономики Республики Татарстан.
Судебная коллегия считает, что требования Прокурора Республики Татарстан подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации вопросы гражданского законодательства отнесены к ведению Российской Федерации.
В соответствии со ст.49 ГК РФ перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом и относится к предмету ведения гражданского законодательства.
25 сентября 1998 года был принят Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определен перечень лицензируемых видов деятельности (ст.17).
Закон не предоставляет права субъектам Российской Федерации на введение по своему усмотрению лицензирования отедльных видов деятельности.
Статьей 17 Федерального Закона предусмотрено лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов.
Согласно п.3 постановления от 20 апреля 1999 года вывоз за пределы Республики Татарстан промышленного и бытового лома цветных металлов осуществляется по разрешению Кабинета Министров Республики Татарстан. Разрешение выдается на основании заключения Министерства внутренних дел Республики Татарстан о легальном происхождении вывозимого металла.
Пунктом 4 названного постановления предписано предприятиям железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта не принимать к перевозке за пределы Республики Татарстан промышленный и бытовой лом цветных металлов без разрешения Кабинета Министров Республики Татарстан. Пункты 3 и 4 противоречат Закону Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 года (в редакции от 2 января 2000 года).
В соответствии со ст.7 данного Закона органом власти и управления запрещено принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление хозяйствующих субъектов. Закон запрещает препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Согласно данному закону не могут устанавливаться запреты на продажу товаров из одного региона Российской Федерации в другой или иным образом ограничиваться права хозяйствующих субъектов на продажу товаров. Также не могут быть даны хозяйствующим субъектам указания о поставке товаров определенному кругу покупателей (заказчиков).
Указанным постановлением также незаконно существенно ограничен перечень субъектов, которым предоставлено право осуществлять деятельность по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов. В Положении предусмотрено получение в уполномоченных органах обязательного разрешения на вывоз металлолома за пределы республики.
В соответствии со ст.49 ГК РФ ограничение гражданских прав возможно только на основании федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения прав других лиц, обороны страны, безопасности государства и свободы граждан. Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" исполнительным органом власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и совершать действия ограничивающие перемещение товаров (работ, услуг) из одного региона в другой.
Незаконным является и положение о том, что лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации отходов лома черных и цветных металлов на территории региона осуществляется лишь лицензионным органом республики.
При этом не учтены требования ст.2 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.5 Положения "О лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов", утвержденных Постановлением Правительства России от 15 июля 1999 года N 822. Согласно данным нормативным актам деятельность, на осуществление которой выдана лицензия федеральными органами исполнительной власти может осуществляться на всей территории Российской Федерации, в том числе и Республике Татарстан.
Доводы представителей Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства экономики Республики Татарстан о том, что требования Прокурора Республики Татарстан по данному делу преждевременны, являются самостоятельными, поскольку указанные пункты противоречат федеральному законодательству с момента издания.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.71 Конституции Российской Федерации, ст.49 ГК РФ, ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решилА:
Признать противоречащим Федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания пункты 1, 3, 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 1999 г. N 226 "О дополнительных мерах по усилению контроля за осуществлением деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов" с момента издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 13 декабря 2000 г. N 3П-1-92/2000 г.
Текст решения официально опубликован не был