Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 6 декабря 2000 г. N 3п-1-85/2000 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Г-на
с участим прокурора - С-на
при секретаре - Х-ной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.07.1998 г. N 373 "О мерах по усилению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции и порядке квотирования ее ввоза в Республику Татарстан" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.08.1998 г. N 466, от 28.07.2000 г. N 553) и Порядка квотирования ввоза водки и ликеро-водочной продукции крепостью свыше 28 процентов в Республику Татарстан, утвержденного п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.07.1998 г. N 373, установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.07.1998 г. N 373 "О мерах по усилению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции и порядке квотирования ее ввоза в Республику Татарстан" и утвержденного этим пунктом Порядка квотирования ввоза водки и ликеро-водочной продукции крепостью свыше 28 процентов в Республику Татарстан. В обоснование своего заявления прокурор указал, что данные нормативные акты ограничивают права хозяйствующих субъектов на ввоз, перемещение и продажу в Республике Татарстан водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28 процентов, произведенных в других регионах Российской Федерации, и противоречат федеральному законодательству.
В заявлении прокурор просит признать п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.07.1998 г N 373 и Порядок квотирования ввоза водки и ликеро-водочной продукции крепостью свыше 28 процентов в Республику Татарстан противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий.
В судебном заседании прокурор уточнил свое заявление и просит признать нормативные акты не порождающими правовых последствий со дня принятия.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Г-на и Г-н с заявлением не согласны, указав на то, что на момент принятия постановления и утверждения Порядка квотирования ввоза водки и ликеро-водочной продукции данные акты не противоречили федеральному законодательству и были приняты в пределах компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан. Кроме того, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.11.2000 г. N 817 признано утратившим силу постановление от 14.07.1998 г. N 373.
Выслушав объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан С-на, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия считает, что заявление является обоснованным и надлежит частичному удовлетворению.
Согласно ст.7 Закона РФ от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан. В том числе запрещается:
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
14 июля 1998 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 373 "О мерах по усилению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции и порядке квотирования ее ввоза в Республику Татарстан", внесены изменения и дополнения постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.08.1998 г. N 466, от 28.07.2000 г. N 553.
Пунктом 1 этого постановления утвержден Порядок квотирования ввоза водки и ликеро-водочной продукции крепостью свыше 28 процентов в Республику Татарстан.
Согласно п.2 Порядка квота на ввоз водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28 процентов определяет разрешенные объемы ввоза в Республику Татарстан указанной продукции юридическим лицам, уполномоченным на осуществление указанного вида деятельности.
Таким образом, данный Порядок ограничивает права хозяйствующих субъектов на ввоз, перемещение и продажу в Республике Татарстан водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28 процентов, произведенных в других регионах Российской Федерации, устанавливая ограничение перечня юридических лиц, уполномоченных на ввоз ликеро-водочной продукции и ограничение объемов ввоза этой продукции, в связи с чем противоречит федеральному законодательству.
Согласно п.3 ст.1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничение перемещения товаров и услуг могут вводится в соответствие с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Поскольку указанным пунктом постановления и Порядком квотирования были введены ограничения на перемещение товаров, что в соответствии с действующим законодательством может быть введено только федеральным законом, указанные нормативные акты противоречат федеральному законодательству.
Однако, поскольку постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.11.2000 г. N 817, оспариваемое постановление признано утратившим силу, на момент рассмотрения дела оно не является действующим, необходимости в признании его недействительным не имеется, в судебном пресечении постановление в связи с прекращением его действия не нуждается.
Следовательно, основания для признания постановления и Порядка недействительным и удовлетворения заявления прокурора в этой части не имеется.
В части признания оспариваемых актов не порождающими правовых последствий со дня принятия заявление прокурора является обоснованным и надлежит удовлетворению.
Поскольку данные акты являются противоречащими федеральному законодательству с момента принятия, то они должны быть признаны не порождающими правовых последствий с момента принятия.
Доводы представителей Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что в соответствии со ст.4 ФЗ от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в редакции от 22.11.1995 г., действовавшей на момент принятия оспариваемых актов, к ведению субъектов РФ относится установление дополнительных ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, являются неубедительными, поскольку данными нормативными актами было введено ограничение на оптовые поставки ликеро-водочной продукции.
Действующим федеральным законодательством квотирование ввоза водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28 процентов на территорию субъектов Российской Федерации не предусмотрено.
Руководствуясь ст.ст.191-193, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.07.1998 г. N 373 "О мерах по усилению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции и порядке квотирования ее ввоза в Республику Татарстан" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.08.1998 г. N 466, от 28.07.2000 г. N 553) и Порядок квотирования ввоза водки и ликеро-водочной продукции крепостью свыше 28 процентов в Республику Татарстан, утвержденный п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.07.1998 г. N 373, не порождающими правовых последствий с момента издания.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 6 декабря 2000 г. N 3П-1-85/2000 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 30 января 2001 г.