Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 апреля 2001 г. N 226
"Об утверждении Временного положения о деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан"
Постановлением КМ РТ от 21 декабря 2011 г. N 1046 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2012 года
В целях совершенствования правовой базы, регламентирующей работу комиссий по делам несовершеннолетних, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Установить срок действия указанного положения до вступления в силу федерального закона о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.
См. также Проект федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Временное положение
о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав
(утв. постановлением КМ РТ от 23 апреля 2001 г. N 226)
Настоящее Временное положение подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и в связи с необходимостью совершенствования мер по защите прав и охраняемых законом интересов, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что предполагает создание современной правовой базы и отмену устаревших предписаний, регламентирующих работу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Настоящее Временное положение действует до вступления в силу федерального закона о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
I. Задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав,
функции и порядок организации их работы
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются органом государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющим функции по взаимодействию всех органов и учреждений, в пределах своей компетенции ведущих работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Основными задачами комиссий являются:
1) координация деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности и содействие несовершеннолетним в реализации их прав;
3) выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних;
4) организация контроля за предоставлением несовершеннолетним гарантированных прав в области содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения, труда, занятости и иных социальных услуг;
5) организация работы по выявлению и реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, входящих в группу социального риска, ранее судимых несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, учет данных категорий лиц;
6) взаимодействие с государственными органами и учреждениями, общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами по вопросам, связанным с несовершеннолетними;
7) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, сексуального, психологического и иных форм насилия, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения;
8) рассмотрение в пределах своей компетенции материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные и иные противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает установленная законом ответственность;
9) осуществление функции административного воздействия в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних в установленных законом случаях;
10) подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
11) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";
12) оказание помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений, в трудовом и бытовом устройстве, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также в осуществлении иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан;
13) применение мер воздействия, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.
2. Деятельность комиссий основана на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 г. в части, не противоречащей Федеральному закону от 21.06.99 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", законах и иных нормативных актах Российской Федерации и Республики Татарстан и настоящего Положения.
3. Деятельность комиссий основывается на принципах:
законности и гуманного обращения с несовершеннолетними;
поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
ответственности родителей (законных представителей), должностных лиц и граждан за нарушение прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем.
4. Систему комиссий составляют:
Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних, образуемая при Кабинете Министров Республики Татарстан;
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые при администрациях районов и городов (районов в городах) республики и органах местного самоуправления.
5. Комиссии при администрациях городов и районов и органах местного самоуправления наделяются полномочиями по проведению работы с несовершеннолетними и иными лицами в пределах компетенции, установленной настоящим Положением.
6. В порядке исключения комиссии могут создаваться при органах местного самоуправления, расположенных на значительном удалении от районных центров. Вопрос об образовании этих комиссий решается Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республики Татарстан.
Комиссии, создаваемые при органах местного самоуправления, имеют права и обязанности районных, городских (без районного деления), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением права рассмотрения дел об административных правонарушениях.
7. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, утверждение численного и персонального состава комиссий определяются постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, главами администраций городов и районов, органа местного самоуправления.
8. Комиссии образуются в составе председателя (заместителя председателя органа местного самоуправления, заместителя главы администрации районов, городов (районов в городах), заместителя Премьер-министра), заместителя председателя, ответственного секретаря и 2-12 членов комиссии.
В зависимости от количества несовершеннолетних, проживающих на подведомственной территории, криминогенности оперативной обстановки среди несовершеннолетних, в состав комиссий на постоянной штатной основе входят ответственный секретарь, специалист (инспектор), имеющие юридическое или педагогическое высшее профессиональное образование и опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет, при этом комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек.
В состав комиссий входят представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На принципах добровольности и равноправия в состав комиссий могут входить представители иных государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
9. Основные направления деятельности комиссий:
1) Комиссия при Кабинете Министров Республики Татарстан в пределах своей компенсации:
принимает участие в разработке программ защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и контролирует реализацию данных программ;
принимает участие в разработке проектов нормативных актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
регулярно, не реже одного раза в полугодие, информирует в установленной форме органы государственного управления о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних на подведомственной территории;
разрабатывает и вносит в соответствующие органы предложения по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на подведомственной территории;
обобщает и распространяет положительный опыт работы органов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области защиты их прав и охраняемых законом интересов.
2) Комиссии, образуемые при главах администраций районов, городов (районов в городах) республики и органах местного самоуправления осуществляют на подведомственной территории полномочия, перечисленные в подпункте 1 настоящего пункта, а также:
принимают решения:
о направлении лиц, требующих специального педагогического подхода и нуждающихся в особых условиях воспитания, в возрасте от восьми до восемнадцати лет для содержания, воспитания и обучения в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или законных представителей) и о внесении ходатайства в суд о направлении в специальные учебно-воспитательные заведения закрытого типа лиц в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет без согласия несовершеннолетних и их родителей или их законных представителей;
о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освобожденными из мест лишения свободы;
о направлении материалов на родителей (законных представителей) несовершеннолетних в суд в случае неисполнения ими своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
рассматривают материалы и вносят предложения в органы опеки и попечительства об устройстве и поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с несовершеннолетними, возбужденных по инициативе комиссий и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
рассматривают ходатайства администрации образовательного учреждения:
об исключении несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и не имеющего основного общего образования, из образовательного учреждения, о переводе его на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;
об оставлении несовершеннолетним образовательного учреждения при достижении им возраста пятнадцати лет до получения основного общего образования;
дают согласие по представлению работодателя на расторжение трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником;
рассматривают материалы (дела) и применяют меры, предусмотренные законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан в порядке, установленном настоящим Положением, иными законами Российской Федерации и Республики Татарстан:
в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за совершение которого установлена административная ответственность;
в отношении родителей (законных представителей), злостно не выполняющих своих обязанностей по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего;
организуют совместные комплексные межведомственные мероприятия, направленные на выявление и оказание всесторонней помощи социально дезадаптированным несовершеннолетним;
в установленном законом порядке организуют контроль, обследование и проверки условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
ведут прием несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
обращаются в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.
10. Комиссии в пределах своей компетенции имеют право:
запрашивать государственные органы, органы местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и получать от них необходимые для работы сведения;
приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;
привлекать для участия в работе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и других заинтересованных лиц;
вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
вести прием несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер во исполнение представлений комиссий;
ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
применять меры воздействия, предусмотренные законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, к несовершеннолетнему, совершившему противоправное деяние;
применять меры воздействия, предусмотренные законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, к родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его прав и охраняемых законом интересов;
созывать рабочие группы, включающие представителей различных ведомств, организаций и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
инициировать разработку нормативно-правовых актов, социальных программ по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
совместно с администрацией воспитательной колонии входить с представлением в суд о переводе осужденных несовершеннолетних из воспитательной колонии в исправительную колонию.
11. Члены комиссии имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.
II. Подготовка и рассмотрение дел комиссиями
по делам несовершеннолетних и защите их прав
12. Материалы (дела), поступившие для рассмотрения в комиссии, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.
13. В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов определяются:
подведомственность комиссии поступивших материалов (дел);
круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание;
необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;
целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел).
Предварительное изучение материалов (дел) производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.
14. По результатам предварительного изучения материалов (дел) могут приниматься следующие решения:
назначить дело к рассмотрению с извещением о времени и месте заседания заинтересованных лиц;
возвратить полученные материалы, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы органом;
провести проверку поступивших материалов или поручить ее проведение соответствующим специалистам;
рассмотреть ходатайства несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу подлежащих рассмотрению на заседании комиссии вопросов;
обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего.
15. При рассмотрении материалов (дел), связанных с нарушением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, комиссии обязаны всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины и условия указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и интересов несовершеннолетних.
16. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), комиссии заслушивают объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевшего, свидетелей, адвоката, заключение прокурора и после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимают одно из следующих решений:
применить меры воздействия, предусмотренные статьями 45, 47 настоящего Положения;
прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);
отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;
передать дело в органы прокуратуры, суд, другие подведомственные органы.
17. Решения комиссий выносятся в форме постановления.
Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.
В постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите его прав или охраняемых законом интересов указываются:
наименование комиссии;
дата рассмотрения дела;
сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
доказательства, на основании которых принято решение;
правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;
принятое по делу решение;
предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему, его семье и способы ее оказания.
Постановление подписывается председательствующим, секретарем и членами комиссии и оглашается на заседании комиссии.
Копия постановления или выписка из него вручается под роспись несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), другим заинтересованным лицам или направляется в соответствующие органы или учреждения не позднее пяти дней с момента его принятия.
Постановление комиссии об объявлении взыскания несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) действует в течение одного года и может быть досрочно отменено комиссией.
18. Протоколы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ведутся на каждом заседании комиссий и включают в себя следующие обязательные положения:
дата и место заседаний комиссий;
наименование и состав комиссий;
содержание рассматриваемых материалов (дел);
фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и иные имеющие значения для рассмотрения материалов (дел) сведения о лицах, в отношении которых рассматриваются материалы (дела);
сведения о явке участвующих в заседаниях лиц, разъяснение их прав и обязанностей;
объяснения участвующих в заседаниях лиц;
содержание заявленных в заседаниях ходатайств и результаты их рассмотрения;
сведения об оглашении принятых постановлений;
сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятых постановлений.
19. Протоколы заседаний комиссий подписываются председательствующим на заседании комиссии и секретарем.
20. Постановления или представления, принятые комиссиями при администрациях городов и районов (районов в городах) и органах местного самоуправления по рассмотренным материалам, могут быть обжалованы лицами, в отношении которых они были приняты, их законными представителями, адвокатами в вышестоящую комиссию, прокуратуру или суд.
21. Обжалование постановлений или представлений комиссий в вышестоящую комиссию производится в десятидневный срок со дня их вынесения. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает их исполнение.
22. Сроки и порядок обжалования постановлений или представлений в суд устанавливаются законодательством.
23. Постановления комиссий, принятые по материалам и ходатайствам, связанным с защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в пятидневный срок с момента их вынесения направляются для исполнения в соответствующие государственные органы и учреждения, иные органы и организации независимо от организационно-правовых форм.
Должностные лица указанных органов, учреждений и организаций обязаны в течение пятнадцатидневного срока с момента получения постановления сообщить комиссии о принятых во исполнение постановления мерах.
24. Постановления комиссий, принятые по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), рассмотренных комиссиями, исполняются в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан об административных правонарушениях.
25. Члены комиссий, допустившие разглашение сведений о материалах и лицах, обсуждавшихся на заседании комиссий, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
26. О времени и месте заседаний комиссий сообщается несовершеннолетним, их родителям (законным представителям), иным лицам, чье участие в заседаниях будет признано обязательным, не менее чем за сутки до дня заседаний.
27. Принятые комиссиями материалы (дела) должны быть рассмотрены в срок не более 15 дней с момента их поступления.
28. Заседания комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются правомочными при наличии не менее половины состава. Ведут заседания комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя или член комиссии.
29. На заседаниях комиссий обязательно присутствие несовершеннолетнего, материалы (дело) которого рассматривается, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях педагога, иных лиц по усмотрению комиссии.
Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию.
30. Материалы (дело) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) могут быть рассмотрены в их отсутствие при повторной неявке при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания и неполучении заявления об отложении рассмотрения материалов (дела).
31. Дела о правонарушениях несовершеннолетних комиссия рассматривает на закрытом заседании. На время исследования обстоятельств дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания.
32. До рассмотрения дела о правонарушении несовершеннолетнего, в целях обеспечения его явки на заседание комиссии по письменному распоряжению председателя комиссии или его заместителя несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей (законных представителей) с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении - под надзор администрации этого учреждения. Родители (законные представители) несовершеннолетнего и руководитель детского учреждения дают письменное обязательство комиссии обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание.
33. При неявке без уважительных причин на заседание комиссии, рассматривающей материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или дело об административном правонарушении несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей), указанные лица могут быть подвергнуты принудительной доставке через органы внутренних дел по мотивированному постановлению комиссии.
34. При неявке без уважительных причин на заседание комиссии свидетелей, представителей органов и учреждений, в которых воспитывается или обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье присутствие признано обязательным, комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию, общественные организации по месту их работы или учебы.
35. Комиссии в целях реализации своих полномочий принимают постановления и вносят представления, которые принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и других лиц, представлений органов управления, образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм.
36. Представления вносятся в государственные органы и учреждения, иные органы и организации независимо от организационно-правовых форм в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.
37. Постановления и представления комиссий обязательны для исполнения государственными органами и учреждениями, иными органами и организациями независимо от организационно-правовых форм, гражданами.
При получении постановления (представления) руководители государственных органов и учреждений, объединений и иных юридических лиц, граждане обязаны в месячный срок сообщить комиссии о мерах, принятых во исполнение указанных актов.
38. Неисполнение названными лицами постановления (представления) комиссии, а также непринятие мер по устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии, или оставление данных актов без рассмотрения, влекут ответственность, установленную законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
III. Меры по устройству несовершеннолетних. Меры воздействия
и порядок их применения
39. Комиссии совместно с другими органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и берут на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, а также оставивших образовательные учреждения и неработающих несовершеннолетних, принимают решения об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.
40. Решение комиссии с указанием конкретных форм устройства несовершеннолетнего направляется в суд, а также органы и учреждения:
управления образованием;
социальной защиты населения;
здравоохранения;
труда и занятости населения;
опеки и попечительства;
внутренних дел (милиции);
управления по делам детей и молодежи.
41. Направление несовершеннолетнего в государственные детские учреждения органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, по делам детей и молодежи при наличии у него родителей (законных представителей) может производиться без согласия указанных лиц в случаях их длительного отсутствия, болезни, признания недееспособными или ограниченно дееспособными, уклонения от воспитания и содержания несовершеннолетнего.
42. В случаях, когда после выпуска несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождения из воспитательной колонии, возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей (законных представителей) невозможно или нежелательно в силу различных причин, комиссии по месту нахождения указанных учреждений в течение месяца с момента обращения администрации учреждения решают вопрос об устройстве несовершеннолетнего с учетом его интересов.
43. В необходимых случаях комиссии обращаются в отделы опеки и попечительства при местных органах государственной власти или органе местного самоуправления с ходатайством о назначении несовершеннолетнему опекуна (попечителя).
44. Материалы (дела) в комиссиях рассматриваются на следующих основаниях:
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам детей и молодежи, а также предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, работодателей, профсоюзных, общественных объединений;
4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
5) в порядке, предусмотренном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
45. По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего с учетом его личности и поведения, мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка комиссии могут применять следующие меры воздействия:
1) объявить замечание, выговор или предупреждение;
2) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;
3) возложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанность возместить причиненный материальный ущерб в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
4) обратиться в районный суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом;
5) в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях Российской Федерации, наложить административное взыскание.
46. При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы специализированными органами внутренних дел.
47. К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, злостно не выполняющим обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, комиссии могут применять следующие меры:
1) предостережение, объявленное под роспись;
2) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним при совершении административного правонарушения ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда, установленного Законом Российской Федерации;
3) наложить штраф в размере, установленном административным законодательством Российской Федерации;
4) обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;
5) обратиться в суд с иском о выселении родителей (одного из них), законных представителей без предоставления другого жилого помещения, если их совместное проживание с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.
48. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, неподведомственного комиссии, или признаков состава преступления комиссии направляют материалы в правоохранительные органы, суд.
49. В случае совершения особо тяжкого, тяжкого общественно опасного деяний прекращенные уголовные дела и материалы об отказе в возбуждении дел в отношении несовершеннолетних в течение 3 дней прокурором или органом внутренних дел передаются в комиссии для внесения в суд ходатайства о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Комиссии принимают постановления о внесении ходатайства или об отказе о внесении ходатайства.
50. В случаях направления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, ограничения дееспособности родителей или лишения родителей несовершеннолетнего родительских прав комиссии требуют представления:
1) из органов управления образованием, администраций учебных заведений акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;
2) заключения учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Вышеуказанные документы с решением ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения незамедлительно возвращаются в прокуратуру и органы внутренних дел для дальнейшего направления в суд.
51. В случае выявления у несовершеннолетних во время медицинского освидетельствования заболеваний, препятствующих их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях, комиссии применяют к ним меры воспитательного воздействия.
52. Финансирование расходов по содержанию освобожденного ответственного секретаря комиссии, а при необходимости и инспектора по работе с детьми осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан, бюджетов городов и районов Республики Татарстан, предусмотренных на содержание органов государственного управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 23 апреля 2001 г. N 226 "Об утверждении Временного положения о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 21 декабря 2011 г. N 1046 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2012 года