Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 25 декабря 2000 г. N 3П-1-109/2000 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи - Г-вой
с участием прокурора - Т-вой
при секретаре - С-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о.прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству ст.ст.2, 22, 24, 25 Закона Республики Татарстан от 26.11.1991 г. N 1297-XII "О занятости населения" (в редакции Закона РТ от 03.07.1998 г. N 1703), установила:
и.о.прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству ст.ст.2, 22, 24, 25 Закона Республики Татарстан от 26.11.1991 г. N 1297-XII "О занятости населения" (в редакции Закона РТ от 03.07.1998 г. N 1703).
В обосновании заявления указано, что Закон РТ расширил круг граждан, относящихся к числу занятых лиц, не имеющих право на получение пособия по безработице. Абзац 4 в ст.2 Закона РТ "О занятости населения" к числу указанных лиц относит граждан, имеющих земельные участки не менее 0,25 га. Закон Российской Федерации указанную категорию граждан не лишает права на получение пособия по безработице. П.3 ст.22 Закона РТ "О занятости населения" вывел средства фонда занятости РТ из единой системы фонда РФ по содействию занятости населения. В п.2 ст.22 Закона РФ закреплено, что только федеральными законами по представлению Правительства РФ утверждаются размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении. В противоречие данному положению п.3 ст.22 Закона РТ эти вопросы относит к ведению законодателя Республики Татарстан.
В соответствии с п.3 ст.22 Закона РФ средства Фонда занятости находятся в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходуются на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
Согласно же п.4 ст.22 Закона РТ, порядок образования, расходования средств фонда занятости РТ определяются законом Республики Татарстан и положением о фонде занятости РТ. Таким образом, средства фонда занятости РТ консолидированы в Республиканский бюджет и поэтому фактически находятся в оперативном управлении и распоряжении Министерства финансов РТ. Это противоречит п.4 ст.22 Закона РФ, где предусмотрено, что фонд занятости является внебюджетным и является федеральной государственной собственностью. Указанное несоответствие позволяет Республике Татарстан использовать средства фонда на нецелевые нужды.
Ст.24 Закона РТ ограничивает права граждан при заключении трудовых договоров при выполнении общественных работ шестью месяцами.
Закон РФ и Кодекс законов о труде РФ определяет, что срочный трудовой договор является договором на определенный срок не более 5-ти лет.
Ст.25 Закона РТ закрепляет самостоятельную единую систему органов труда и занятости на территории Республики Татарстан в составе Государственного комитета РТ по труду и занятости и центров труда и занятости в районах и городах.
В Законе РТ не зафиксирована связь органов труда и занятости РТ с федеральной службой занятости населения. В п.4 ст.25 Закона РТ закреплена подчиненность государственных органов труда и занятости республики местным администрациям. Напротив в п.2 ст.15 Закона РФ подчеркивается независимость территориальных органов службы занятости от соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Согласно п.1. ст.15 Закона РФ работу службы занятости возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. В законе РТ не отражено положение о том, что служба занятости республики является территориальным органом службы занятости РФ, которая в своей деятельности подчиняется соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Представитель Госсовета РТ просил в удовлетворении заявления отказать.
Судебная коллегия считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.3 ГК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.2 п.1 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
По делу установлено, что Верховным Советом ТССР 26.11.1991 г. принят Закон ТССР "О занятости населения", Законом РТ от 03.07.1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РТ "О занятости населения" в него внесены изменения и он изложен в новой редакции.
Статьи 2, 22, 24, 25 указанного Закона противоречат положениям Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 г. (в редакции Федеральных Законов от 20.04.1996 г. N 36-ФЗ, 21.07.1998 г. N 117-ФЗ, от 30.04.1999 г. N 85-ФЗ, от 17.07.1999 г. N 175-ФЗ, от 20.11.1999 г. N 195-ФЗ).
В ст.2 Федерального Закона утвержден перечень категорий граждан, относящихся к числу занятых граждан. Законом Республики Татарстан этот перечень расширен и к категории занятых граждан отнесены лица, имеющие земельный участок размером не менее 0,25 га. Указанная норма Закона РТ противоречит федеральному законодательству, поскольку нарушает права указанной категории граждан, которые в связи с наличием у них земельного участка размером не менее 0,25 га не могут быть признаны безработными и, следовательно, теряют право на получение пособия по безработице, на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
П.2 ст.22 Закона РФ закреплено, что только федеральным законами по представлению Правительства РФ утверждаются размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в Федеральную часть фонда занятости, категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении.
В противоречие указанному положению п.3 ст.22 Закона Республики Татарстан эти вопросы отнесены к ведению законодателя Республики Татарстан.
В соответствии с п.3 ст.22 Закона Российской Федерации средства Фонда занятости находятся в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходуются на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
В п.4 ст.22 Закона РТ порядок образования, расходования средств Фонда занятости РТ определяются законом Республики Татарстан и положением о Фонде занятости РТ.
Таким образом положением решен вопрос о том, что средства Фонда занятости Республики Татарстан консолидированы в Республиканский бюджет и поэтому фактически находятся в оперативном управлении и распоряжении Министерства финансов Республики Татарстан. Указанное положение противоречит Закону Российской Федерации, в п.4 ст.22 которого зафиксировано, что Фонд занятости является внебюджетным и является федеральной государственной собственностью.
Ст.24 Закона РТ ограничивает срок заключения трудовых договоров при выполнении общественных работ шестью месяцами, что нарушает права граждан, поскольку ст.24 Федерального закона такого ограничения не содержит. Нет такого ограничения и в Кодексе законов о труде РФ, в соответствии с которым срочный трудовой договор заключается на определенный срок не более 5 лет.
Ст.15 Закона Российской Федерации определяет организационную самостоятельность службы занятости на территории Российской Федерации, ее единую федеральную систему.
Статьей 25 Закона РТ закреплена самостоятельная единая система органов труда и занятости на территории Республики Татарстан в составе Государственного комитета РТ по труду и занятости и центров труда и занятости в районах и городах.
В законе Республики Татарстан не предусмотрена связь органов труда и занятости РТ с федеральной службой занятости населения.
Согласно п.1 ст.15 Закона РФ работу службы занятости возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. В Законе РТ не отражено положение о том, что служба занятости республики является территориальным органом службы занятости РФ, которая в своей деятельности подчиняется соответствующему федеральному органу исполнительной власти. П.2 ст.15 федерального закона подчеркивает независимость территориальных органов службы занятости от соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
П.4 ст.25 Закона РТ, напротив, закрепляет подчиненность государственных органов труда и занятости республики местным администрациям.
Таким образом, требуется приведение положений ст.25 Закона РТ "О занятости населения" в соответствие с положениями ст.15 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что ст.ст.2, 22, 24, 25 Закона Республики Татарстан "О занятости населения" противоречат Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Доводы представителя Государственного Совета РТ о том, что постановлением от 20.12.2000 г. Госсовет РТ согласился с протестом Прокурора РТ на статьи 2 (за исключением абзаца четвертого), 22, 24, 25 Закона РТ "О занятости населения" и поэтому нет оснований для удовлетворения заявления, не являются предусмотренным законом обстоятельством для отказа в удовлетворении заявления, поскольку указанным постановлением изменения в Закон не внесены, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать статьи 2, 22, 24, 25 Закона Республики Татарстан "О занятости населения" противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения судебной коллегии в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 25 декабря 2000 г. N 3П-1-109/2000 г.
Решение вступило в законную силу 16 марта 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 30 января 2001 г., от 5 мая 2001 г. N 90