Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 31 января 2001 г. N ЗП-1-14/2001
(извлечение)
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2001 г. N 11Г01-26 настоящее Решение в части отказа в удовлетворении заявления и.о. прокурора Республики Татарстан было отменено, дело в этой части для рассмотрения направлено в суд первой инстанции
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего, судьи - Г-на
С участием прокурора - С-вой
При секретаре - С-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании Закона Республики Татарстан "О связи" противоречащим федеральному законодательству установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О связи", принятого 23 сентября 1998 года.
В обоснование заявления прокурор указал, что в соответствии с пунктом "и " статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь находятся в ведении Российской Федерации. Правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи устанавливает Федеральный закон "О связи".
Как следует из статьи 4 ФЗ "О связи" отношения в указанной сфере регулируются другими федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, только в случае если они не урегулированы указанным Федеральным законом.
Кроме того, в соответствие с подпунктами "б" пункта I статьи 5 Федерального Закона "Об общих гарантиях организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного прокурор указывает в своем заявлении, что Закон Республики Татарстан "О связи", устанавливая правовые основы деятельности в области связи, осуществляемой в Республике Татарстан, права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в этой деятельности или пользующихся услугами связи, в целом вступает в противоречие с Федеральным законом "О связи".
Кроме того, Закон Республики Татарстан "О связи" устанавливает порядок осуществления лицензирования и виды деятельности, лицензирование которых федеральным законом не предусмотрено, в частности, устанавливается лицензирование деятельности, связанной с проектированием, строительством и технической эксплуатацией сооружений и средств связи, что противоречит Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому возможность регулирования правоотношений в области лицензирования законодательством субъектов Российской Федерации исключена.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан С-ва, Ш-ва, Х-н, З-в, Г-н с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что Закон Республики Татарстан "О связи" устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой в Республике Татарстан; определяет полномочия республиканских и местных органов государственной власти и управления по регулированию указанной деятельности.
Закон Республики Татарстан не затрагивает федеральную связь, связь Республики Татарстан включает в себя все сети и сооружения электрической и почтовой связи, расположенные на территории Республики Татарстан, за исключением внутрипроизводственных технологических сетей связи и объектов связи, которые законодательством или специальными соглашениями отнесены к федеральной.
Также представители Государственного Совета указывают в своих возражениях, что Федеральный закон "О связи" предоставляет возможность законодательного регулирования правоотношений в области связи субъектам Российской Федерации в пределах их полномочий, что и произведено в республиканском законе "О связи".
В части лицензирования Закон РТ "О связи" не противоречит Федеральному законодательству, в законе определены органы государственной власти республики, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с соглашением между Министерством связи Российской Федерации и Министерством связи Республики Татарстан от 13 октября 1994 года республиканскому министерству передано право в срок до 2003 года осуществлять лицензирование в области связи на территории Республики Татарстан.
Выслушав объяснения прокурора, представителей Государственного Совета РТ, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора С-вой полагавшего заявление обоснованным, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
Согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь.
16 февраля 1995 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации "О связи". Согласно преамбуле этого закона настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
К Федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).
В силу ст.4 ФЗ "О связи" настоящим Федеральным законом определяются основные положения о связи в Российской Федерации.
Отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность законодательного регулирования правоотношений в области связи и со стороны субъектов Российской Федерации.
23 сентября 1998 года вступил в силу Закон Республики Татарстан "О связи". Согласно преамбуле этого закона настоящий Закон Республики Татарстан устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой в Республике Татарстан, определяет полномочия республиканских и местных органов государственной власти и управления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности в области связи и пользующихся услугами связи.
В силу части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан связь Республики Татарстан включает в себя все сети и сооружения электрической и почтовой связи, расположенные на территории Республики Татарстан, за исключением внутрипроизводственных технологических сетей связи и объектов связи, которые законодательством или специальными соглашениями отнесены к федеральной.
Анализ вышеприведенных норм Федерального закона о связи и Закона Республики Татарстан "О связи" свидетельствуют о том, что действующим федеральным законодательством предусмотрена возможность принятия закона субъекта федерации в сфере связи в пределах их полномочий.
Закон Республики Татарстан "О связи", устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой в республике, определяя полномочия республиканских и местных органов государственной власти и управления в этой области, не противоречит действующему федеральному законодательству, а принят в пределах полномочий Республики Татарстан, как субъекта федерации.
Доводы прокурора о том, что Закон РТ "О связи" в целом вступает в противоречие с ФЗ "О связи" являются неубедительными и суд не может согласиться с указанными доводами.
Формулировки закона Республики Татарстан "О связи" об установлении правовых основ деятельности в области связи, осуществляемой в Республике Татарстан, прав и обязанностей физических и юридических лиц, участвующих в этой деятельности или пользующихся услугами связи, не противоречат Федеральному Закону "О связи", поскольку эти правовые основы деятельности, права и обязанности в целом определены в соответствии с ФЗ "О связи".
Воспроизведение в Законе Республики Татарстан "О связи" норм Федерального закона "О связи", устанавливающих правовые основы деятельности в области связи, права и обязанности физических и юридических лиц в этой области, по мнению суда, не может быть признано противоречащим законодательству.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора о признании противоречащим федеральному законодательств в целом Закона Республики Татарстан "О связи".
Заявление прокурора о противоречии федеральному законодательстзу отдельных положений Закона Республики Татарстан "О связи" подлежит частичному удовлетворению.
В части первой статьи 15 закона РТ "О связи" установлено, что деятельность физических и юридических лиц, связанная с проектированием, строительством и технической эксплуатацией сооружений и средств связи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии.
Данное положение закона противоречит федеральному законодательству.
Согласно п.1 ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации виды деятельности, на выполнение которых требуется лицензия, определяются только законом.
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст.17 Федерального закона от 25 сентября 1998 года в редакции от 22 сентября 1999 года), регулирующим отношения, возникающие в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, и направленным на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, лицензирование данного вида деятельности не предусмотрено.
В статье 15 Федерального закона "О связи" также не предусмотрено лицензирование деятельности, по проектированию, строительству и технической эксплуатации сооружений и средств связи.
Следовательно, указанная деятельность лицензированию не подлежит.
При таком положении нормы ч. 1 ст.15 Закона РТ "О связи", устанавливающие необходимость лицензирования деятельности по проектированию, строительству и технической эксплуатации сооружений и средств связи, подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий.
В части признания противоречащими федеральному законодательству положений части 1 и 2 статьи 8, части 3 статьи 11 и других положений статьи 15 Закона РТ "О связи" суд оснований для удовлетворения заявления не усматривает.
В части 1 и 2 ст.8 Закона РТ установлен порядок создания и функционирования ведомственных сетей связи и выделенных сетей связи физических и юридических лиц, установлено, что указанная деятельность подлежит лицензированию в соответствии со ст.15 настоящего закона.
Указанные положения не противоречат федеральному законодательству, поскольку аналогичные положения содержатся в статье 8 Федерального закона "О связи".
Как было указано выше, воспроизведение в Законе Республики Татарстан норм Федерального закона не может быть признано противоречащим федеральному законодательству.
В статье 11 часть 3 Закона РТ "О связи" указано, что одной из основных задач уполномоченного органа государственного управления в области связи Республики Татарстан является лицензирование деятельности в области связи.
Данное положение закона не противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензирующим органам относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.6 п.2 этого же закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия лицензирующего органа, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующим основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеральным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрена возможность осуществления лицензирования в установленном порядке органами государственной власти субъекта федерации, которые определяются самим субъектом.
В ст.11 Закона Республики Татарстан установлено, что деятельность в области лицензирования производит уполномоченный орган государственного управленияя в области связи Республики Татарстан.
В соответствии с этими положениями законодательства в настоящее время действует заключенное 13 октября 1994 года Соглашение между Министерством связи РФ и Министерством связи РТ, по которому Министерству связи РТ передано право на срок до 2003 года осуществлять лицензирование в области связи на территории Республики Татарстан.
Также неубедительны доводы прокурора о том, что статья 15 Закона Республики Татарстан в полном объеме противоречит федеральному законодательству.
В данной статье установлено, что условия и порядок выдачи лицензии, иные вопросы лицензирования устанавливаются нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.
То есть, в данном случае, имеются в виду и федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственного управления.
В остальной части положения этой статьи, за исключением ранее приведенных, воспроизводят положения статьи 15 Федерального закона "О связи" и не противоречат федеральному законодательству.
В соответствии со ст.195 ГПК РСФСР судом рассмотрено заявление прокурора в пределах заявленных требований.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.191-193, 197, 231, 232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать положения части первой статьи 15 Закона Республики Татарстан "О связи" о том, что деятельность физических и юридических лиц, связанная с проектированием, строительством и технической эксплуатацией сооружений и средств связи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии, противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявления отказать.
Решение суда подлежит опубликованию в официальном средстве массовой информации: газете "Республика Татарстан".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 31 января 2001 г.
Сообщение о Решении было опубликовано в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 1-2 январь-февраль 2001 г.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2001 г. N 11Г01-26 настоящее Решение в части отказа в удовлетворении заявления и.о. прокурора Республики Татарстан было отменено, дело в этой части для рассмотрения направлено в суд первой инстанции