Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 2 февраля 2001 г. N ЗП-1-19/2001
Резолютивная часть
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего, судьи - Б-ва
с участием прокурора - С-вой
При секретаре - С-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах к Государственному Совету Республики Татарстан о признании ст.1, ст.3, п.п.1 и 2 ст.7, п.7 ст.16, п.2 ст.23, п.3 ст.28, п.п.1 и 8 ст.31, п.3 ст.35, п.1 ст.60 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" противоречащими федеральному законодательству, установила:
И.о.прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявление в государственных и общественных интересах, к Государственному Совету Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству ст.1, ст.3, п.п.1 п.2 ст.7, п.7 ст.16, п.2 ст.23, п.3 ст.28, п.п.1, п.8 ст.31, п.3 ст.35, п.1 ст.60 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан". В обоснование своих требований и.о. прокурора Республики Татарстан указал, что в соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации, по которым принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяет Федеральный Закон " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые в соответствии с пунктом 5 статьи 1 указанного Федерального Закона могут быть изменены не иначе как путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
Кроме того, Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а принимаемые в Российской Федерации нормативные правовые акты о выборах не должны противоречить ему.
Порядок проведения выборов Президента Республики Татарстан в Республике Татарстан регламентируется Законом Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан", редакция которого была полностью изменена в сентябре 2000 года. Принятие Государственным Советом Республики Татарстан Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" в новой редакции, не устранило всех имеющихся противоречий федеральному законодательству. Не устранили их и вынесенные в декабре 2000 года изменения и дополнения.
В соответствии с п.3 статьи 1 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные указанным Федеральным Законом. Однако, по мнению и.о. прокурора Республики Татарстан, анализ Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" с учетом внесенных изменений и дополнений от 19 декабря 2000 года выявил противоречия отдельных его положений федеральному законодательству, которые связаны с ограничением права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными.
В соответствии с п.1 статьи 4 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правом голосовать на референдуме обладает гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет.
Указанному положению противоречат ст.1, ст.3, п.п.1 и 2 ст.7, п.2 ст.23, п.3 ст.28 п.п.1 и 8 ст.31 п.1 ст.60 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" устанавливающие гарантии избирательных прав только для граждан Республики Татарстан.
Принятый 19 декабря 2000 года Закон Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" не устранил указанных противоречий.
Обоснованием явилась норма Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", в соответствии с которой (п.2 ст.2) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
Однако, в соответствии со ст.19 Конституции Республики Татарстан основания, порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Татарстан определяются Законом о гражданстве Республики Татарстан.
В настоящее время, закон Республики Татарстан, регламентирующий основания приобретения гражданства Республики Татарстан не принят.
Однако, редакция указанного конституционного положения позволяет предположить, что постоянное проживание на территории Республики Татарстан будет не единственным основанием для приобретения гражданства Республики Татарстан.
Кроме того, в соответствии с п.5 ст.18 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания.
Согласно п.2 статьи 4 указанного Федерального Закона гражданин Российской Федерации может избрать и быть избранным независимо от национальности, языка и других обстоятельств.
В противоречие с данным положением Федерального Закона вступает часть 2 статьи 3 Закона Республики Татарстан, которая в качестве требования кандидату на должность Президента Республики Татарстан устанавливает необходимость владения обоими государственными языками Республики Татарстан.
Редакция п.7 ст.16 Закона Республики Татарстан нуждается в приведении ее в соответствие с аналогичной нормой Федерального Закона.
Так в соответствии с п.7 статьи 16 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан", член избирательной комиссии при наличии установленных законом оснований может быть освобожден от исполнения обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий.
В пункте 5 статьи 24 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" однозначно предусмотрено, что при наступлении установленных законом оснований, член избирательной комиссии досрочно освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии.
Пункт 5 статьи 37 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которым законом запрещено участвовать в проведении предвыборной агитации.
Однако, Закон Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" в п.3 ст.35 устанавливает запрет на проведение предвыборной агитации и для организаций, учрежденных благотворительными и религиозными объединениями.
И.о. прокурора Республики Татарстан просил признать ст.1, ст.3, п.п.1 и 2 ст.7, п.7 ст.16, п.2 ст.23, п.3 ст.28, п.п. 1 и 8 ст.31, п.3 ст.35, п.1 ст.60 закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в Законную силу.
Обязать Государственный Совет Республики Татарстан дать официально сообщение в ближайших выпусках "Ведомостей Государственного Совета Татарстана" и газеты "Республика Татарстан" о состоявшемся решении Верховного суда Республики Татарстан по данному делу.
Участвующий по делу прокурор требования и.о. прокурора Республики Татарстан поддержала.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан требования и.о. прокурора Республики Татарстан не признали.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-ва пояснила, что не усматривает противоречий оспариваемых положений Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" федеральному законодательству.
В соответствии со ст.5 Конституции Российской Федерации республика - это государство. Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" республика наделена правом устанавливать свое гражданство. Это положение закреплено в ст.19 Конституции Республики Татарстан. Положение этой статьи не противоречит Закону Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно ст.28 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа. Аналогичная норма содержится и в п.1 статьи 6 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан". Выборы Президента Республики Татарстан в соответствии с п.1 ст.5 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" проводятся по единому республиканскому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Республики Татарстан.
Таким образом, противоречия федеральному законодательству и ограничения прав граждан не усматривается.
Замечания к п.2 ст.3 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" в части требования к кандидату на должность Президента Республики Татарстан владения двумя государственными языками не учитывает того, что данная норма соответствует положениям ст.108 Конституции Республики Татарстан и ст. ст. ч.2, 26, 68 Конституции Российской Федерации. При этом просила учесть постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 22 декабря 2000 года "О порядке применения пункта 2 статьи 3 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан".
Не усматривается противоречий федеральному законодательству и в п.7 ст.16 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан", поскольку федеральное законодательство несовершенно в данной ситуации, тем более, что основания освобождения от обязанностей избирательной комиссии с правом решающего голоса до истечения срока полномочий в обоих законах одинаковы.
Часть 3 ст.35 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" заимствовал из Закона Российской Федерации "О выборах Президента Российской Федерации" (п.3 ст.44), поскольку благотворительные организации, религиозные объединения, а также учрежденные ими организации должны осуществлять свою деятельность в соответствии со своими уставами, и целями. Кроме того, церковь отделена от государства и религиозные организации в соответствии с конституционным принципом не вправе участвовать в предвыборной агитации, выпускать и распространять любые предвыборные агитационные материалы.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан Л-в, М-н, Х-ва представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Г-на поддержали пояснения С-вой и просили в удовлетворении требований и.о. прокурора Республики Татарстан отказать в своих выступлениях, учитывая национальные особенности Республики Татарстан.
Судебная коллегия считает, что заявление и.о. прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно частей 1, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы имеющие прямое действие на территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации действует федеральный закон.
В соответствии с п.п."в", п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданско-правовое законодательство.
В силу п.п.2, 3, 7 ст.1 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным Законом; Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному Закону.
В случае, если федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, применяемые в РФ противоречат настоящему Федеральному Закону, применяются нормы настоящего Федерального Закона.
Таким образом, Закон Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" не должен противоречить Федеральному Закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно ст.4 части 2 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации может избрать быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Аналогичные гарантии для граждан Республики Татарстан закреплены в ст.20 Конституции Республики Татарстан.
Положение ч.2 ст.3 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" в части того, что Президентом Республики Татарстан может быть избран только тот, кто владеет обоими государственными языками Республики Татарстан, противоречит указанному Федеральному Закону, провозглашенным принципам Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Татарстан о соответствии указанного требования Закона положениям ст.108 Конституции Республики Татарстан и национальным особенностям республики на обоснованность требований и.о. прокурора Республики Татарстан в этой части, повлиять не могут в силу противоречия положениям Федерального законодательства.
Противоречит Федеральному законодательству и положение п.7 ст.16 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" о том, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, так как в п.5 ст.24 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участке в референдуме граждан Российской Федерации" однозначно предусмотрено, что при наступлении установленных законом оснований, член избирательной комиссии досрочно освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан об усовершенствовании конструкции статьи Закона Республики Татарстан не могут быть приняты во внимание, так как расширительному толкованию положения этой статьи не подлежат.
Что касается остальных требований и.о. прокурора Республики Татарстан судебная коллегия считает, что они подлежат отклонению в силу следующих обстоятельств.
Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был принят 19 сентября 1997 года с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 года.
Федеральный Закон "О выборах Президента Российской Федерации" принят позднее - 31 декабря 1999 года. В нем содержится (в ч.3 ст.44) запрет проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые предвыборные агитационные материалы, благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям.
В Законе Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" в ч.З ст.35 содержится запрет на проведение предвыборной агитации, выпуск и распространение любых предвыборных и агитационных материалов благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям.
Следовательно, эти положения Закона Республики Татарстан федеральному законодательству не противоречат, они заимствованы из федерального закона, если благотворительной деятельности указаны в ст.2 Федерального Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях." В силу ст.12 этого Федерального Закона, благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей. Участие в предвыборной агитации не входит в цели благотворительных организаций, а также учрежденных ими организаций.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. В силу ст.4 этого же Закона религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Согласно ст.13 этого же Закона для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Таким образом, религиозные организации и организации ими созданные должны осуществлять свою деятельность только в соответствии с целями и задачами, для которых они создаются.
Судебная коллегия считает, что не содержится противоречий в ст.1, ст. 3, п.п.1 и 2 ст.7, п.2 ст.23, п.3 ст.28, п.п.1 и 8 ст.31, п.1 ст.60 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан"; устанавливающих гарантии избирательных прав только для граждан Республики Татарстан.
В соответствии со ст.5 Конституции Российской Федерации, республика это государство. Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" республика наделена правом устанавливать свое гражданство. Статья 19 Конституции Республики Татарстан устанавливает, что Республика Татарстан имеет свое гражданство.
Граждане Республики Татарстан обладают гражданством Российской Федерации - России.
Ст. 23 ч.3 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" предусматривает, что основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка. Аналогичные требования содержаться в части 5 ст.18 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Указанные положения Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" не содержат запрета гражданину Российской Федерации постоянно или преимущественно проживающему на территории Республики Татарстан участвовать в выборах, поскольку это вытекает и из положений Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (п.2 ст.2), согласно которым граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
Довод участвующего по делу прокурора о том, что Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п.5 ст.37) не содержит запрета на участие в предвыборной агитации и проведении выборов для организаций, учрежденных благотворительными и религиозными объединениями не может служить основанием для признания Положений Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" (п.3 от.35) противоречащими Федеральному законодательству, поскольку деятельность создаваемых организаций благотворительными и религиозными объединениями должна соответствовать целям этих благотворительных и религиозных объединений.
Доводы и.о. прокурора Республики Татарстан об ограничении избирательных прав граждан Российской Федерации положениями Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" являются несостоятельными по основаниям, изложенным выше.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Требования и.о. Прокурора Республики Татарстан к Государственному Совету Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать п.2 ст.3, п.7 ст.16, Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части требований и.о. прокурора Республики Татарстан - отказать.
Обязать Государственный Совет Республики Татарстан дать официальное сообщение в ближайших выпусках "Ведомостей Государственного Совета Татарстана" и газеты "Республика Татарстан" о состоявшемся решении Верховного суда Республики Татарстан по данному делу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 2 февраля 2001 г.
Сообщение о настоящем Решении было опубликовано в Ведомостях Государственного Совета Татарстана январь-февраль 2001 г. N 1-2