Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 9 февраля 2001 г. N 3П-1-16/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи - Ф-вой
с участием прокурора - К-вой
при секретаре - Г-вой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению п.2 ст.4, ст.5, п.5 ст.6, ст.ст.8, 9, 10, 11, 12, 13, 18 Закона Республики Татарстан "О государственной собственности и собственности местного самоуправления".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора К-вой, поддержавшей заявление и представителей Государственного Совета Республики Татарстан, судебная коллегия, установила:
В Верховный суд Республики Татарстан обратился исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению п.2 ст.4, ст.5, п.5 ст.6, ст. ст. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 18, Закона Республики Татарстан "О государственной собственности и собственности местного самоуправления".
В обоснование заявления указано, что данные положения Закона РТ противоречат положениям Федерального законодательства.
Прокурор просил признать данные положения закона противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал, уточнив требования, просила признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу следующие пункты и статьи Закона Республики Татарстан "О государственной собственности и собственности местного самоуправления": п.2 ст.4, п.2 ст.5, п.3, 5 ст.5 в части касающейся коммунальной собственности и коммунального имущества, п.5 ст.6 в части того, что Государственный Совет Республики Татарстан принимает законы, регулирующие отношения собственности, вносит в них изменения, ст.ст.8, 9 в части касающейся коммунальной собственности, ст.10 в части касающейся коммунальной собственности и коммунального унитарного предприятия, ст.11 в части касающейся коммунальных учреждений и коммунальных унитарных предприятий, ст.12 в части касающейся коммунальной собственности, ст.13 в части касающейся собственности местного самоуправления и ст.18 в части касающейся коммунальной собственности, собственности местного самоуправления, пояснив что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, по предметам ведения применяются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, вопросы разграничения государственной собственности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Представитель Государственного Совета РТ С-ва заявленные требования не признала, пояснив, что Закон РТ "О государственной собственности и собственности местного самоуправления" был принят в соответствии с Конституцией РТ, постановлением Президиума Государственного Совета РТ 2 ноября 2000 года был продлен срок рассмотрения комиссией протеста Прокурора РТ до внесения соответствующих изменений в Конституцию РТ.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан О-ков заявленные требования не признал, пояснил, что данный Закон РТ не противоречит федеральному законодательству, так как вопросы отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляются не Гражданским кодексом РФ, а другими законами.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан Б-в заявленные требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан", органы государственной власти РТ осуществляют полномочия государственной власти, в том числе решают вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами.
Представитель Государственного Совета РТ Ю-ва с заявленными требованиями не согласна.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан Х-н требования не признал, пояснив, что Комиссия Госсовета РТ по вопросам экономического развития и реформ занимается вопросами внесения изменения в законодательство.
Судебная коллегия считает, что заявление с уточненными требованиями подлежит удовлетворению.
В силу ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения собственности регулируются гражданским законодательством. По предметам ведения принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации вопрос разграничения собственности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 ст.76 данной Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Поскольку разграничения государственной собственности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Закон Республики Татарстан "О государственной собственности и собственности местного самоуправления" не должен противоречить Федеральным законам.
Пункт 2 ст.4 Закона, согласно которому недра, леса, объекты растительного мира, произрастающие в естественных условиях, и объекты животного мира, находящиеся в состоянии естественной свободы, в пределах территории Республики Татарстан являются республиканской собственность противоречат ст.4 Федерального закона "О животном мире", ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.12 Закона Российской Федерации "О недрах", согласно которым животный мир, лесной фонд, недра являются государственной собственностью Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 Закона Республики Татарстан государственной собственностью в Республике Татарстан является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности Республике Татарстан (собственность Республики Татарстан), которая в свою очередь состоит из республиканской и коммунальной собственности.
Коммунальной собственностью признается имущество, находящееся в собственности Республики Татарстан, правомочия собственника в отношении которого осуществляется местными органами государственной власти и управления Республики Татарстан. Таким образом, п.2 ст.5 и п.п.3, 5 ст.5 в части, касающейся коммунальной собственности и коммунального имущества противоречат федеральному законодательству. Согласно ст.13 Закона Республики Татарстан имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим образованиям, на территории которых осуществляется местное самоуправление, является собственностью местного самоуправления. Данные статьи Закона в части касающейся собственности местного самоуправления противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, которым дано понятие государственной собственности как собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и собственности субъектов Российской Федерации (ст.214). В соответствии со ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям является муниципальной собственностью.
Таким образом, отнесение имущества городских и сельских поселений к государственной собственности Республики Татарстан и применение термина "коммунальная собственность" в ст.ст.5, 8, 9, 10, 12, 18 противоречит гражданскому законодательству. Применение термина "коммунальное унитарное предприятие и учреждения" в ст.ст.10, 11 Закона РТ противоречат ст.113 ГК РФ.
Пункт 5 ст.6 Закона РТ, предоставляющий Государственному Совету Республики Татарстан принимать законы, регулирующие отношения собственности, без конкретизации форм собственности, противоречит ст.209 ГК РФ, согласно которой собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При таком положении указанные нормы Закона Республики Татарстан являются противоречащими федеральному законодательству и подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению в указанной части.
Довод представителя Государственного Совета Республики Татарстан С-вой о том, что указанный Закон РТ был принят в соответствии с Конституцией РТ, не имеет правового значения, так как в данном случае ставится вопрос о соответствии Закона РТ федеральному законодательству.
Ссылка представителя Государственного Совета Республики Татарстан О-ва о том, что указанный Закон РТ не противоречит федеральному законодательству, так как отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляются не ГК РФ, а другими законами, противоречит действующему законодательству. В силу ст.2 ГК РФ отношения собственности регулируются гражданским законодательством.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан Б-ва о том, что согласно Договора между РФ и РТ органы государственной власти РТ осуществляют полномочия государственной власти, в том числе решают вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, также не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан Х-на о том, что Комиссия Госсовета РТ по вопросам экономического развития и реформ занимается вопросами внесения изменения в данный закон, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления, поскольку данное обстоятельство не препятствует разрешению вопроса в судебном порядке.
Таким образом, заявление прокурора, как оно было уточнено в ходе судебного заседания, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия, решила:
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу следующие пункты и статьи Закона Республики Татарстан "О государственной собственности и собственности местного самоуправления":
п.2 ст.4, п.2 ст.5, п.3, 5 ст.5 в части касающейся коммунальной собственности и коммунального имущества, п.5 ст.6 в части того, что Государственный Совет Республики Татарстан принимает законы, регулирующие отношения собственности, вносит в них изменения, ст.ст.8, 9 в части касающейся коммунальной собственности, ст.10 в части касающейся коммунальной собственности и коммунального унитарного предприятия, ст.11 в части касающейся коммунальных учреждений и коммунальных унитарных предприятий, ст.12 в части касающейся коммунальной собственности, ст.13 в части касающейся собственности местного самоуправления и ст.18 в части касающейся коммунальной собственности, собственности местного самоуправления.
Данное решение после вступления в законную силу опубликовать в "Ведомостях Государственного Совета Республики Татарстан" и газете "Республика Татарстан".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 9 февраля 2001 г. N 3П-1-16/2001
Сообщение о Решении было опубликовано в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 1-2 январь-февраль 2001 г.