Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 17 января 2001 г. N ЗП-1-13/01
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2001 г. N 11ГО1-17 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Г-на
с участием прокурора - С-вой
при секретаре - Х-ной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими статей 2, ч.1 ст.6, ст.18, ст.19, ч.3 ст.20, ч.ч.6 и 7 ст.26, ч.4 ст.27, ст.ЗЗ, ст.35, ч.З ст.37, ч.4 ст.39, ч.5 ст.71, ч.4 ст.82, ст.92, ст.93, ст.94, ст.95 Водного Кодекса Республики Татарстан (ВК РТ) и противоречащими федеральному законодательству, установила:
прокурор РТ обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Представитель Государственного Совета РТ (ГС РТ) С-ва заявление прокурора РТ не признала.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, судебная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ водное законодательство находится в совместном ведении РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ).
Нарушением указанных конституционных положений является ст.2 ВК РТ, в соответствии с которой правовое регулирование отношений в области использования и охраны водных объектов в РТ осуществляется ВК РТ и принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в области использования и охраны водных объектов исключено из правовой основы регулирования указанных правоотношений.
В соответствии с ч.1 ст.6 ВК РТ к компетенции ГС РТ отнесено определение основных направлений государственной политики в области использования и охраны водных объектов.
Согласно ст.65 ВК РФ определение государственной политики в указанной области находится в ведении РФ.
В соответствии со ст.18 ВК РТ водные объекты находятся в республиканской собственности. Согласно ст.19 ВК РТ водные объекты, части водных объектов, их водные ресурсы, расположенные в пределах территории РТ, в том числе обособленные водные объекты, не находящиеся в коммунальной собственности, собственности местного самоуправления и частной собственности, являются республиканской собственностью.
Указанные положения ВК РТ не соответствуют ст.36 ВК РФ, определяющей водные объекты, которые находятся исключительно в собственности РФ, в частности:
- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий.
Приведения в соответствие с ВК РФ требует ч.З ст.20 ВК РТ предусматривающая, что предельные размеры обособленных водных объектов, которые могут находиться в собственности физических и юридических лиц, определяются земельным законодательством РТ.
Согласно ст.40 ВК РФ предельные размеры обособленных водных объектов передаваемых в собственность граждан и юридических лиц, определяется земельным законодательством РФ.
Противоречащей федеральному законодательству является и ч.6 ст.26 ВК РТ, согласно которой права пользования поверхностными водными объектами возникают с момента вступления в силу договора пользования водным объектом.
Согласно ч.7 ст.46 ВК РФ право пользования водным объектом возникает с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.
Согласно ст.65 ВК РФ установление порядка выдачи оформления, регистрации и выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии отнесено к компетенции РФ.
В связи с этим, несоответствующими федеральному законодательству являются ч.7 ст.26 ВК РТ, согласно которой лицензирование деятельности в области использования и охраны подземных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РТ о недрах и ч.4 ст.27 ВК РТ, из которой следует, что порядок лицензирования деятельности, связанной с использованием и охраной поверхностных водных объектов утверждается Кабинетом Министров РТ.
В соответствии со ст.33 ВК РТ права пользования водными объектами прекращаются в случае ликвидации водопользователя - юридического лица.
Ст.60 ВК РФ прекращение права пользования водными объектами связывает с прекращением деятельности водопользователя - юридического лица, под которым понимается не только ликвидация юридического лица, но и его реорганизация.
Согласно ст.63 ВК РФ права пользования объектами могут быть ограничены в случаях, предусмотренных ВК РФ и иными федеральными законами. Таким образом федеральный законодатель исключает возможность устанавливать какие-либо ограничения в законодательстве субъектов РФ. В связи с этим, несоответствующей указанным положениям ВК РФ является ст.35 ВК РТ, в соответствии с которой права пользования водными объектами могут быть ограничены в случаях и в порядке, предусмотренных ВК РТ и иными законами.
В соответствии со ст.87 ВК РФ порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается Правительством РФ.
Согласно ч.З ст.37 ВК РТ определение порядка предоставления в особое пользование водных объектов отнесено к компетенции Кабинета Министров РТ.
Аналогичное замечание относится к ч.4 ст.39, ч.5 ст.71, ч.4 ст. 82 ВК РТ, в соответствии с которыми порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), порядок установления размеров и границ вод сохранных зон, прибрежных защитных полос, режим их использования, порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов устанавливается Кабинетом Министров РТ. В соответствии со ст.90, 111, 76 ВК РФ указанные вопросы составляют компетенцию Правительства РФ.
Согласно ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" плата за пользование водными объектами отнесена к федеральным налогам, размер ставок которых, объекты налогообложения, плательщики налогов, а также порядок их зачисления в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ.
Противоречащими указанным положениям, а также ВК РФ и ФЗ "О плате за пользование водными объектами" являются:
ст.92 ВК РТ, согласно которой платежи за пользование водными объектами устанавливаются ВК РТ и иными нормативными правовыми актами РТ;
ст.93 ВК РТ, в соответствии с которой порядок установления и взимания платежей, связанных с пользованием водными объектами, а также распределение средств между бюджетами устанавливается законодательством РТ;
ст.94 ВК РТ, устанавливающая взимание водного налога;
ст.95 ВК РТ, устанавливающая объект взимания платы за загрязнение водных объектов;
Ст.92-95 ВК РТ подлежат исключению, поскольку закрепленные в них положения - предмет ведения РФ и регламентируются федеральным законодательством.
Субъекты РФ в соответствии со ст.66 ВК РФ вправе устанавливать только дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, а также в соответствии со ст.123 ВК РФ устанавливать льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами в пределах сумм платы, поступающей в бюджет субъекта РФ.
Доводы изложенные в письменном отзыве ГС РТ, об отсутствии в ВК РТ противоречий федеральному законодательству, не нашли своего подтверждения при исследовании всех обстоятельств дела в судебном заседании и поэтому являются несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора РТ удовлетворить.
Признать ст.2, ч.1 ст.6, ст.18, ст.19, ч.3 ст.20, ч.ч.6 и 7 ст.26, ч.4 ст.27, ст.ЗЗ, ст.35, ч.З ст.37, ч.4 ст.39, ч.5 ст.71, ч.4 ст.82, ст.92, ст.93, ст.94, ст.95 Водного Кодекса Республики Татарстан недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 17 января 2001 г. N ЗП-1-13/01
Решение вступило в законную силу 2 марта 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2001 г. N 11ГО1-17 настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 5 апреля 2001 г. N 67-68