Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 26 июля 2001 г. N 3п-1-81/01
(извлечения)
См. также Определение Верховного суда РТ от 26 июля 2001 г.
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи А-ной
С участием прокурора С-на
При секретаре - Х-ной
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим Федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 1999 года N 657 "О мерах по упорядочению поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора С-на, представителя Кабинета Министров РТ М-ва представителя государственной инспекции РТ по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Госкомитете РТ по защите прав потребителей Х-ной, судебная коллегия установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 657 от 4 октября 1999 года "О мерах по упорядочению поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания".
В обоснование требований указано, что в целях усиления контроля за качеством и объемами поставляемой для розничной торговли и общественного питания алкогольной продукции п.4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 1999 года N 657 "О мерах по упорядочению поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания" установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также получателей указанной продукции, предоставлять декларации производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Данное положение противоречит федеральному законодательству.
В частности, согласно ст.3 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из указанного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемым в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 указанного Федерального закона организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции обязаны представлять декларации об объеме производства и оборота указанной продукции.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 1999 N 657 установлена обязанность представлять декларации также и для организаций, осуществляющих хранение и розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, пунктом 4 постановления Кабинета Министров РТ N 657 установлено, что порядок и форма представления декларации устанавливаются Государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при государственном Комитете Республики Татарстан по защите прав потребителей.
Указанное положение противоречит части 3 статьи 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно которой порядок представления декларации определяется Правительством Российской Федерации.
Прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий п.4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 657 от 4 октября 1999 года "О мерах по упорядочению поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания" со дня его издания.
Прокурор С-н заявление поддержал и просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий п.4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 657 от 4 октября 1999 года "О мерах по упорядочению поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания" со дня его издания.
Представитель Кабинета Министров РТ М-ков Р.А. заявленное требование признал и объяснил, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2001 года N 410 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 1999 года N 657 "О мерах по упорядочению поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания" пункт 4 изменен и изложен в следующей редакции: предприятиям и организациям, осуществляющим на территории Республики Татарстан поставки алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания, представлять ежемесячно в установленные сроки в Государственную инспекцию Республики Татарстан по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию на бумажных и магнитных носителях сведения об объемах и номенклатуре алкогольной продукции, поставляемой (отпускаемой) получателям, по формам и в порядке, установленном государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
В связи о тем, что пункт 4 оспариваемого постановления признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2001 года N 410 просит требование прокурора в части признания пункта 4 противоречащим Федеральному законодательству производством прекратить, в остальной части требование прокурора удовлетворить, признать п.4 недействующим и не подлежащим применению, но не с момента его принятия, а с момента вступления решения в законную силу.
Представитель государственной инспекции РТ по обеспечению государственной монополии на алкогольную проекцию при Госкомитете РТ по защите прав потребителей Х-на заявленное требование прокурора признала и поддержала мнение представителя Кабинета Министров Республики Татарстан.
Судебная коллегия считает, что требование прокурора в части признания недействительным и не порождающим юридических последствий со дня издания пункта 4 оспариваемого постановления подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от 22 ноября 1995 года (в редакции от 07.01.99 N 18-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 14 указанного закона организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме производства и оборота указанной продукции.
Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 1999 г. N 657 "О мерах по упорядочению поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания" установлена обязанность предоставлять декларации производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции всеми организациями, осуществляющими деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также получателями этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Поскольку согласно ст.2 указанного закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа, то возложение обязанности представлять декларации и для организаций, осуществляющих хранение и розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции противоречит ст.14 Федерального закона.
Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 657 предусмотрено, что порядок и форма представления декларации устанавливаются государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при государственном комитете Республики Татарстан по защите прав потребителей, что противоречит части 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Таким образом, п.4 постановления Кабинета Министров РТ от 4 октября 1999 года N 657 в целом противоречит Федеральному законодательству.
Однако данный пункт 4 обжалуемого постановления не действует с 6 июля 2001 года, так как постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2001 года N 410 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 1999 г. N 657 "О мерах по упорядочению доставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания" этот пункт изменен и изложен в другой редакции.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым удовлетворить требования прокурора в части признания недействительным, не порождающим юридических последствий со дня издания пункта 4 обжалуемого постановления. В части признания данного пункта постановления противоречащим федеральному законодательству производство по делу прекращено отдельным определением.
Просьба представителей Кабинета Министров РТ и Госинспекции РТ по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при госкомитете РТ по защите прав потребителей о признании недействительным и не порождающим юридических последствий пункта 4 постановления не с момента издания, а с момента вступления решения в законную силу удовлетворению не подлежит, так как согласно разъяснению в пункте 9 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел по заявлению прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" (в редакции постановления пленума N 11 от 21.12.93 г. с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением пленума N 10 от 25 октября 1996 года) признании акта недействительным по мотивам противоречия закону означает, что он не порождает правовых последствий со дня издания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать пункт 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 1999 года N 657 "О мерах по упорядочению поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли и общественного питания" недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 26 июля 2001 г. N 3П-1-81/01
Текст решения официально опубликован не был